11 октября 2011 г., в дни, когда сторонники евразийской идеи единения тюркских, монгольских, славянских и других народов на пространстве бывшей Российской империи и поклонники научного творчества известного российского ученого Л. Н. Гумилева отмечали 99 лет со дня его рождения, Евразийский национальный университет, расположенный в столице Казахстана, Астане, провел VIII Международный научный форум "Научное творчество Л. Н. Гумилева и история народов Евразии: современные подходы и перспективы", посвященный 20-летию независимости Республики Казахстан.
Пленарное заседание открыл доклад ректора Евразийского национального университета (далее - ЕНУ) Е. Б. Садыкова "Наследие Л. Н. Гумилева и евразийство". Выступавший отметил, что в университете научное наследие Л. Н. Гумилева в области евразийских идей не только изучается, но и развивается. Открыт музей Л. Н. Гумилева, в экспозиции которого представлен трудный жизненный путь ученого, сына выдающихся русских поэтов Николая Гумилева и Анны Ахматовой; работает профильная кафедра, читаются курсы лекций по изучению евразийства, в том числе "Евразийство - теория и практика". "Евразиеведение", отметил докладчик, должно стать основой идеологии объединения народов Евразии. В 2012 г. будет отмечаться 100-летний юбилей Л. Н. Гумилева, основателя современных евразийских идей, к которому университет тщательно готовится.
Выступление Г. М. Шалиахметова (ЕНУ) "Будущее Евразии" было посвящено обоснованию необходимости дальнейшего развития идеи пассионарности в современных условиях. По мнению докладчика, новые этносы возникают в результате вспышек этнической активности, благодаря деятельности "людей длинной воли" или пророков. В качестве примера он привел некоторые сведения о распространении мировых прозелитических религий на Евразийском континенте на рубеже нашей эры. Выступавший напомнил о том, что инициатива развития идей евразийства была выдвинута президентом Казахстана Н. А. Назарбаевым, который еще в 1994 г. прочел в Московском государственном университете лекцию о евразийстве. В настоящее время эта идея поддержана В. В. Путиным, который опубликовал в газете "Известия" свою статью "Интеграционный проект Евразия - будущее рождается сегодня".
Известный казахский историк, почетный профессор Геттингенского университета, заведующий кафедрой всемирной истории Казахского национального университета К. Т. Жумагулов (Казахстан) выступил с докладом "Каталаунское сражение в сюжетах евразийской истории". Он предложил свою, весьма не традиционную оценку значения знаменитого сражения в 451 г. на Каталаунских полях в Галлии между войсками римского полководца Аэция и его союзников против гуннской армии, возглавляемой царем Аттилой. По мнению выступавшего, это была "эпохальная битва", которая имеет самое непосредственное отношение к истории Казахстана, поскольку "гунны - это прототюрки". Он отметил, что Л. Н. Гумилев весьма скрупулезно занимался историей гуннов. В европейских источниках о гуннах и Аттиле, изученных автором доклада, содержатся тенденциозные оценки этого кочевого народа и его предводителя. Аттила - "кениг Этцель" европейских источников назван "бичом божьим", "молотом вселенной" и другими устрашающими эпитетами. Докладчик указал на некоторые изображения Аттилы в европейском искусстве, среди которых особо выделил барельеф с изображением гуннского предводителя в Ватикане. По оценке выступавшего, особого внимания заслуживает военное дело гуннов. В Каталаунской битве, по его выражению, "гуннам противостояли силы всего Западного мира: запад-
ные римляне, вестготы и другие германские и кельтские племена". По мнению К. Т. Жумагулова, гунны выступили в роли "спасителей" языческой Европы от христианской Римской империи. Несмотря на подобные антихристианские устремления, Аттила "уважал авторитет папы Льва I Великого", благодаря этому он не стал брать и разрушать Рим, как это сделал через несколько лет король вандалов Гейзерих. Некоторые суждения докладчика представляются достаточно дискуссионными.
Кинодокументалист Э. Е. Дильмухаммедова (Казахстан) рассказала о своих встречах и прощании с Л. Н. Гумилевым и продемонстрировала фрагменты из своих фильмов об этом ученом. Поэтесса, член Союза писателей Казахстана Т. П. Фроловская (Казахстан) выступила с сообщением "Лев Гумилев - наш собеседник". По ее словам, Л. Н. Гумилев "перевел историю в разряд естественных наук", а этнографию "возвысил до этнологии". Поэтесса рассказала о своей книге "Евразийский Лев", посвященной жизни и научной деятельности Л. Н. Гумилева. Создатель Мемориального музея-квартиры Л. Н. Гумилева М. Г. Козырева (Россия) в докладе "Рождение ученого: Л. Н. Гумилев в переписке со своим школьным учителем А. М. Переслегиным" рассказала о детских годах Л. Н. Гумилева, проведенных в Вишере, об учебе в школе, о влиянии на интерес к истории его школьного учителя и последующей переписке с ним. Преподаватель РГПУ им. А. И. Герцена А. В. Бондарев (Россия) предложил вниманию аудитории доклад "Концептуальные идеи Л. Н. Гумилева: истоки и эволюция", посвященный формированию взглядов ученого в процессе научной деятельности, работе в составе научной экспедиции под руководством А. П. Окладникова на Ангаре, экспедиции в Нижнее Поволжье в поисках хазарской столицы Ити-ля, организованной по инициативе М. И. Артамонова.
Сотрудник Института истории госкомнауки Министерства образования и науки Республики Казахстан С. В. Селиверстов представил вниманию аудитории доклад "Евразийство в XXI веке: о результатах международного экспертного исследования". Он изложил результаты социологического экспертного проекта, в рамках которого проводился опрос экспертов, специалистов по современным политическим проблемам. Опросом были охвачены 50 специалистов из 16 стран, в том числе из Франции, Германии, Турции, Кореи, России, Казахстана и Кыргызстана. Часть экспертов разрешили использовать личные данные о себе. Основателем евразийства половина экспертов назвала С. Н. Трубецкого и других российских эмигрантов, а другая половина -Л. Н. Гумилева. Среди современных политиков автором идеи чаще других эксперты называют Президента Казахстана Н. А. Назарбаева. Выступавший коснулся вопроса о том, в какой мере идеи евразийства отражают интересы народов Центральной Азии.
В дальнейшем работа Евразийского форума шла по двум секциям.
На секции "Исторические судьбы евразийских народов: цивилизации, культуры, этносы, контакты, взаимодействие" были заслушаны доклады по археологии и этнографии древних и средневековых кочевых и современных тюркских народов Урала, Казахстана, Саяно-Алтая и Центральной Азии. Казахский археолог З. Самашев (Казахстан) вынес на обсуждение аудитории результаты своих раскопок могильника Берель, расположенного в Восточном Казахстане, раскопки которого были начаты еще в середине XIX в. В. В. Радловым. Доклад "Берель в контексте этнокультурных процессов в Центральной Азии во второй половине - конце 1-го тыс. до н.э." содержал информацию о раскопанных курганах, находках и реконструкции заупокойной обрядности. По мнению докладчика, необходимость добычи руд полезных ископаемых и изготовления металлических изделий привела к появлению специальных, социальных и профессиональных групп в составе пазырыкского общества, таких как ремесленники и рабы. Это общество имело гетерогенную структуру с выраженной имущественной дифференциацией. В рамках "пазырыкской культурной общности" докладчик выделил башадарский, пазырыкский и берельский "альянсы кочевников", которые сосуществовали и в разное время доминировали в составе этой общности. Берель датируется IV в. до н.э., а Пазырык - IV III вв. до н.э. Каких-либо следов "саков-мигрантов" на территории Алтая в настоящее время не прослеживается.
Э. Е. Дильмухаммедова выступила также с сообщением "Забытое наследие (об иссыкской бляшке и оссуариях с крестами)", в котором рассказала о давних находках в районе Иссыка бляшек с изображением крылатого льва или быка с головой бородатого человека в короне. Это изображение мифологического персонажа древней иранской мифологии Гопат-шаха "царя-быка". По мнению выступавшей, этот персонаж был заимствован из мифологии хеттов и других древних народов Ближнего Востока, где он представлен в образе крылатого льва. Оссуарии с изображением крестов из Нукусского музея должны относиться к V в. н.э. Они могут принадлежать христианам-несторианам, на которых персидский царь Шапур II из династии Сасанидов в IV в.
наложил двойной налог, поскольку они не служили в персидском войске. Это способствовало миграции несториан на восток.
Этнограф Р. Р. Баязитова (Россия) в докладе "Предписания и запреты башкир, связанные с дорогой" оценила значение этих предписаний как связанных с пожеланием успешного пути. Согласно одному из таких предписаний, наиболее удачным временем суток для отправления в путь является утро. Археолог А. М. Досымбаева (Казахстан) в докладе "Западные тюрки - путь в Европу" рассказала об открытии новых тюркских поминальных памятников в окрестностях Астаны и изложила результаты изучения каменных изваяний на комплексе памятников Мерке. Особенностью культуры западных тюрок является значительное количество женских скульптур. Из 76 изваяний в Мерке 38 являются женскими. Автор доклада отдельно остановилась на описании одного женского изваяния с островерхой головой и женскими грудями. На комплексе памятников Жайсан было зафиксировано 38 изваяний. На скалах в этих районах имеются петроглифы и изображения тамговых знаков западных тюрок.
Доклад Ю. С. Худякова (Россия) "Основные тенденции в развитии вооружения и военного искусства древних тюрок Центральной Азии в эпоху раннего средневековья" был посвящен анализу изменений в комплексе боевых средств и способов применения разных видов оружия тюркскими воинами в условиях дистанционного и ближнего боя на протяжении основных этапов существования культуры древних тюрок в течение второй половины 1-го тыс. н.э.
К. И. Искакова (Казахстан) в докладе "Роль гуннов в истории Евразии" подчеркнула важность темы изучения гуннов для истории Евразии и посетовала, что в Казахстане этой темой мало кто занимается. Она попыталась прокомментировать статью Барбары Олшански из Венгрии, в которой ее особенно привлекло то, что гунны не оцениваются в этой статье как варвары. Докладчица считает, что гунны сыграли "прогрессивную роль" в истории Евразии.
Сообщение Р. М. Мустафиной (Казахстан) "Взаимодействие культур, цивилизаций, религий: из прошлого в будущее" содержало информацию о форуме Организации "Исламская конференция", членом которой является Республика Казахстан, проходившем в Астане.
Участники форума смогли принять участие в обсуждении новой экспозиции музея Л. Н. Гумилева, создание которой планируется осуществить к 100-летнему юбилею ученого, и посетить концерт художественной самодеятельности студенческой филармонии ЕНУ.
Научный форум, оказавшийся по составу участников казахстанско-российским, стал заметным событием в научной жизни Казахстана.
New publications: |
Popular with readers: |
News from other countries: |
Editorial Contacts | |
About · News · For Advertisers |
Digital Library of Kazakhstan ® All rights reserved.
2017-2024, BIBLIO.KZ is a part of Libmonster, international library network (open map) Keeping the heritage of Kazakhstan |