В начале 90-х годов по инициативе Исламской Республики Иран (ИРИ) было создано региональное объединение исламских государств - Организация экономического сотрудничества (ОЭС). Ныне ОЭС включает в себя 10 государств: Иран, Пакистан, Турцию, Афганистан, Азербайджан, Казахстан, Киргизию, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан с населением более 300 миллионов человек и площадью 7,2 миллиона квадратных километров. По территории и численности населения это второе региональное объединение в мире.
ОЭС была создана на базе организации Региональное сотрудничество ради развития (РСР), учрежденной Ираном, Турцией и Пакистаном еще в 1964 году. В 1979 году, после свержения шахского режима, деятельность РСР была приостановлена. Однако спустя пять лет ИРИ выступила инициатором процесса восстановления этой региональной структуры. Руководство ИРИ, провозгласившее своим лозунгом "Ни Запад, ни Восток", видело возможность выхода из экономической блокады через организацию сотрудничества с соседними государствами. Стремление Ирана к внутрирегиональной интеграции нашло тогда поддержку со стороны руководства Турции и Пакистана.
При воссоздании организации важная роль отводилась геополитическому фактору, в основе которого лежит не только географическая близость трех стран, но и наличие у них объективно-исторических взаимосвязей, сходства экономических структур, общих культурных и духовных ценностей.
В январе 1985 года в Тегеране, на встрече представителей Ирана, Турции и Пакистана, было решено объединить усилия в области экономики с целью создания условий для регионального экономического прогресса. Название организации было изменено на ОЭС и за основу ее деятельности было взято Измирское соглашение 1976 года, в котором определены следующие приоритетные направления регионального сотрудничества:
- развитие торговли путем обеспечения свободного доступа на рынки друг друга, сотрудничество в области промышленности путем создания совместных предприятий для удовлетворения нужд регионального рынка;
- осуществление совместной банковской деятельности;
- создание единой транспортной инфраструктуры.
При воссоздании организации подчеркивалось, что она открыта для других азиатских государств и в перспективе может стать основой исламского общего рынка.
Структура организации в основном была сохранена в прежнем виде. Высший орган ОЭС - Верховный совет министров (с 1991 года работает на уровне министров иностранных дел). Он определяет генеральную линию деятельности организации, вырабатывает основные направления сотрудничества. Орган, осуществляющий текущую работу организации, - Совет генеральных директоров министерств иностранных дел трех стран, штаб-квартира которого находится в Тегеране. При нем работает секретариат. Разработка и осуществление различных проектов и соглашений проходит в специальных управлениях (директоратах): промышленности и сельского хозяйства, торговли и инвестиций, энергетики, минеральных ресурсов и защиты окружающей среды, транспорта и связи. Для разработки и согласования долгосрочных программ сотрудничества, а также изучения возможностей экономической специализации стран-участников был создан Совет планирования ОЭС.
С 1985-го по 1990 год деятельность ОЭС сводилась в основном к изучению возможностей и перспектив дальнейшего сотрудничества. Определенные усилия предпринимались для налаживания торговых отношений, однако развитие последних шло преимущественно на двусторонней основе. На товарообмен между странами приходилось не более одного процента их суммарного внешнеторгового оборота.
В начале 90-х годов деятельность ОЭС получила новый импульс, что было связано с изменением по-
стр. 21
литической ситуации в Западной и Центральной Азии и повышением роли этого региона в мировой политике, а также с новым внешнеполитическим и экономическим курсом иранского правительства, принятым после окончания ирано-иракской войны.
После распада СССР новые независимые государства Средней Азии и Закавказья, стремившиеся как можно быстрее укрепить свою международную легитимность и выйти из-под влияния России, в которой они видели угрозу своей независимости, обратили свои взоры к ближайшим соседям. Турция, Иран, а также Пакистан предприняли усилия для заполнения образовавшегося политического и экономического вакуума в этих странах и привлечения их в свое региональное объединение.
ШЕСТЬ "НОВИЧКОВ" И ЧЕТЫРЕ "ВЕТЕРАНА"
Представителей Азербайджана, Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана пригласили в феврале 1992 года на встречу руководителей стран ОЭС в Тегеран, где они заявили о своей готовности стать ее членами. Тегеранский саммит получил широкий общественно-политический резонанс, так как на нем были закреплены новые геополитические реалии на азиатском континенте -выход на международную арену новых мусульманских государств и их стремление участвовать в региональной интеграции. В ноябре 1992 года на встрече министров иностранных дел ОЭС в Исламабаде членство новых государств было официально подтверждено. В организацию был принят также и Афганистан. Во всех этих странах день 28 ноября был объявлен праздником - Днем организации экономического сотрудничества.
Небезынтересно, что Иран, Турция и Пакистан, принимая решение о приеме новых членов в ОЭС, преследовали различные политические и экономические цели. Так, Иран, играющий наиболее активную роль в ОЭС, не скрывал своей заинтересованности в том, чтобы превратить ее в организацию по защите региональной безопасности, причем он определенно претендовал на роль лидера в ОАЕ. Экс-президент ИРИ Хашеми Рафсанджани тогда заявлял, что "...члены ОЭС и страны бассейна Персидского залива, объединившись политически и экономически, смогли бы стать значительной силой и в регионе, и на международной арене" 1 . Руководство страны рассматривало ОЭС как один из полюсов новой геополитической системы.
Турция, с одной стороны, выступала в роли "моста" между Западом и Востоком, прокладывая для Европы путь в страны региона, а с другой - сама стремилась играть роль региональной супердержавы и возглавить, при возможности, новый "Общий рынок". Пакистан пытался утвердиться в исламском регионе и полнее использовать потенциал разностороннего сотрудничества с центральноазиатскими странами.
Каждая из этих стран намеревалась через эту организацию усилить свое влияние на новые государства, а также, при определенных условиях, контролировать деятельность своих соперников.
Тенденция к созданию блока исламских государств не могла не быть замеченной западными политическими обозревателями. Они подчеркивали, что особая опасность этого объединения заключается в наличии у некоторых новых членов ОЭС ядерного оружия или его компонентов. Американцев обеспокоил и тот факт, что объединившиеся исламские страны региона смогут в перспективе монополизировать вывоз нефти и тем самым нанести удар по экономическим и политическим позициям США на Ближнем и Среднем Востоке.
Вскоре после расширения состава ОЭС проявились различия во взглядах членов этого регионального объединения на его роль и место в системе межгосударственных отношений. Иран и Пакистан выступили за превращение ее из экономического регионального союза в политическую организацию и пытались склонить других ее членов к активному участию в решении политических вопросов. Однако новые члены ОЭС выступили за сохранение чисто экономического характера организации, поскольку их целью было использование географических, финансовых, технических, промышленных возможностей соседних государств для получения свободного выхода на мировые рынки и подъема экономики своих стран.
ДЕСЯТЬ ЛЕТ В РАСШИРЕННОМ СОСТАВЕ: ПРОБЛЕМ ПРИБАВИЛОСЬ
Прошло десять лет деятельности ОЭС в расширенном составе. Первые годы характеризовались оживленными двусторонними и многосторонними контактами на различных уровнях, утверждением большого числа программ и разработкой многих проектов. В последующие пять лет на смену эйфории по поводу расширения ОЭС и пропаганде грандиозных проектов пришло осознание реальных факторов, выступающих ограничителями процесса региональной интеграции. Активность участия некоторых членов, особенно вновь вступивших, в структурах ОЭС заметно снизилась.
В последние три года ряд намеченных программ был пересмотрен и обновлен. В частности, делается ставка на проекты, к реализации которых можно привлечь международные структуры и финансовые институты. Несколько сместились и политические акценты: ОЭС теперь не рассматривается как блок исламских государств, противостоящий Западу. В условиях глобализации и либерализации торговли организация пытается найти свое достойное место в мировой экономической системе, чтобы противостоять возможным вызовам "...посредством укрепления национальных и региональных экономик, повышения уровня духовности, развития производства культурной продукции и защиты суверенитета и независимости государств" 2 .
Руководители стран ОЭС прилагают большие усилия для укрепления авторитета организации, развития ее связей с другими международными и региональными структурами. В 1994 году на сессии Генеральной Ассамблеи ООН ОЭС получила статус наблюдателя. Были подписаны соглашения о взаимодействии с ЮНИДО, ЮНИСЕФ, Фондом населения ООН, ФАО, Конференцией по торговле и развитию ЮНКТАД, ЮНЕСКО и другими. Эти международные агентства оказывают финансовую и техническую помощь в осуществлении проектов ОЭС. С 1999 года представители ОЭС участвуют в качестве наблюдателей на сессиях ВТО, поддерживают связь с Международным торговым центром (ITC). Заинтересованность в развитии экономических отношений с ОЭС проявили другие региональные объединения Азии: АСЕАН (ASEAN), CAAPK (SAARC), ЮНЭСКАП (UNESCAP). ОЭС поддерживает постоянную связь с Организацией Исламская конференция, сотрудничает с Исламским банком развития. В последние годы ОЭС прилагает усилия к привлечению Европейского Союза к участию в региональных проектах, особенно в области торговли, транспорта, энергетики и борьбы с контрабандой наркотиков.
За прошедший период организация выработала основные направления экономического сотрудничества и определила приоритеты на будущее. В одобренных руководителями всех государств-участников в 1993 году Кветтинском пла-
стр. 22
не действий и Алматинском основном плане развития транспортного сектора в регионе ОЭС в качестве перспективных направлений сотрудничества были названы: транспорт, коммуникации, торговля и энергетика. В этих документах была поставлена задача: связать страны - члены ОЭС между собой и с международными рынками посредством надежных автомобильных, железнодорожных, морских и воздушных сообщений, а также через сеть нефте- и газопроводов 3 . Выбор приоритетов объяснялся тем, что создание транспортной инфраструктуры для большинства членов организации, не имеющих прямого выхода к морю, является первостепенной задачей как для развития экономики в самом регионе, так и для его интеграции в мировой рынок.
Была возрождена идея создания Трансазиатской железнодорожной магистрали "Великий шелковый путь", которая связала бы регион Среднего Востока с Европой, Дальним Востоком, Индией и странами Юго-Восточной Азии. В рамках этого проекта в 1995 году Иран ввел в эксплуатацию 700-километровый участок железной дороги Бафк-Бендер-Аббас, а в 1996 году было завершено строительство участка Мешхед-Серакс-Теджен, соединившего железнодорожные сети Ирана и Средней Азии. Ввод в эксплуатацию этих участков обеспечивает самый быстрый транзит грузов из Средней Азии к портам Персидского залива. Открытие нового железнодорожного пути было использовано ОЭС в пропагандистских целях и разрекламировано как один из первых и наиболее ярких проектов этой организации.
По инициативе ИРИ на третьем саммите ОЭС в 1995 году было принято решение разработать комплексную программу развития транспорта в рамках региона. Работа над этим проектом была закончена к 1997 году, и на чрезвычайном саммите ОЭС в Ашхабаде была утверждена Программа действий в области развития транспорта и коммуникаций. Грядущее десятилетие (1998 - 2007 годы) было провозглашено Десятилетием транспорта и коммуникаций. Этот документ определил маршруты, которые обеспечат кратчайший выход к портам Персидского залива, Аравийского, Черного и Средиземного морей, и назвал конкретные объекты, строительство и модернизацию которых предполагалось закончить к 2000 году для обеспечения нормального функционирования транспортных коридоров "Запад-Восток" и "Север-Юг". В нем также была поставлена задача предпринять конкретные шаги для ускорения развития и эксплуатации трансазиатской железной дороги "Великий шелковый путь" и маршрута Ашхабад-Туркменбаши-Баку (эти проекты осуществляются под эгидой программ ТРАСЕ-КА). Причем членам ОЭС было рекомендовано включить реализацию приоритетных объектов в свои национальные программы. Предполагалось также увеличить скорость прохождения контейнерных поездов по этим коридорам так, чтобы за сутки они могли преодолевать до тысячи километров. В этом же документе был намечен план развития телекоммуникаций и почтовой связи в регионе. Большое внимание уделялось развитию и реконструкции сети шоссейных дорог.
Для активизации сотрудничества в области транспорта члены организации в 1998 году подписали рамочное соглашение по транзиту; однако на сегодняшний день его ратифицировали только Азербайджан, Киргизия, Пакистан и Таджикистан.
В последние три года основные усилия транспортного директората ОЭС были сконцентрированы на организации грузового и пассажирского сообщений на участке Алматы - Ташкент - Туркменабад - Тегеран - Стамбул. Первый демонстрационный рейс грузового поезда по этому маршруту состоялся в январе 2002 года, а в марте того же года отправился в путь пассажирский трансазиатский экспресс. Большая же часть объектов, строительство которых намечалось закончить еще к 2000 году, до сих пор не введена в эксплуатацию.
Весной 1995 года было объявлено о создании Судоходной компании ОЭС. В ее деятельности принимают участие шесть членов организации: Афганистан, Иран, Казахстан, Киргизия, Пакистан и Туркменистан. Предусматривается, что новая морская компания в перспективе будет перевозить все грузы стран - членов ОЭС.
Еще в 1993 году планировалось создать единую авиакомпанию стран - членов ОЭС, однако из-за недостатка финансовых средств реализация этого проекта отложена. На встрече министров иностранных дел ОЭС в мае 1995 года было достигнуто соглашение о создании воздушных линий стран ОЭС. В настоящее время разрабатывается проект рамочного соглашения по сотрудничеству в области авиаперевозок. Столицы всех государств ОЭС и многие крупные города уже соединены между собой авиатрассами.
ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ФАКТОР
Страны - члены ОЭС осознают важность своего региона как одного из крупнейших производителей нефти и газа и стремятся утвердить за ним достойное место на мировом энергетическом рынке. Однако энергетический фактор в настоящее время усиливает соперничество, а не сотрудничество стран региона. Западные компании, привлекаемые к разработке углеводородного сырья государствами Центральной Азии и Азербайджаном, определяют нефтяную
стр. 23
политику региона, включая объемы добычи, пути транспортировки, структуру нефтяного экспорта 4 . Эксперты ОЭС, со своей стороны, также занимаются разработкой региональной системы нефте- и газопроводов. Так, было предложено несколько альтернативных вариантов для выхода на международные рынки. Для нефтепроводов были определены маршруты Казахстан -Узбекистан - Туркменистан - Афганистан - Пакистан и Средняя Азия - Персидский залив через Иран. Газопроводы предполагается проложить через Туркменистан, Иран и Турцию в Европу, а также из Узбекистана и Туркменистана через Афганистан в Пакистан и далее в Индию. Дополнительно была отмечена перспективность маршрута из Туркменистана в Восточную Азию через Узбекистан, Киргизию и Казахстан. Тема развития коммуникаций стала основной и на V саммите стран ОЭС в Алма-Ате в 1998 году, но из-за несовпадения позиций стран - членов организации ни один из предложенных проектов не был внесен в завершающий документ.
Несмотря на большие сложности в координации нефтегазовой политики, страны ОЭС осуществляют отдельные совместные проекты в этой области, но на двусторонней основе. В декабре 1997 года был введен в эксплуатацию участок газопровода длиной 140 километров, соединивший Туркменистан и Иран. В 2002 году началось осуществление ирано-турецкого газового проекта. На стадии разработки находится проект прокладки газопровода из Ирана в Пакистан и Индию. В последний год в связи с некоторой нормализацией ситуации в Афганистане "реанимирован" проект газопровода из Туркменистана в Пакистан и далее в Индию, против которого резко возражает ИРИ, считая его экономически менее выгодным и безопасным по сравнению с "иранским путем" 5 .
В рамках ОЭС разрабатываются планы соединения энергосистем стран региона и создания единой региональной электросети для передачи электроэнергии в районы, где ощущается ее нехватка. Эти работы планируется провести при финансовом участии ИБР и Всемирного банка. Осуществление проектов транспортировки электроэнергии уже начато между Ираном и Турцией, Ираном и Туркменистаном, Туркменистаном, Таджикистаном и северными районами Афганистана, Ираном и Азербайджаном. Страны ОЭС предпринимают также попытки создания общей системы связи.
ТОРГУЮТ ВСЕ
Приоритетным направлением сотрудничества в регионе считается торговля. В ее развитии заинтересованы как страны - основатели ОЭС, так и ее новые члены. Директорат по развитию торговли и инвестиций при секретариате ОЭС в целях активизации торговых связей региона с другими странами и региональными объединениями на принципах свободной торговли и оживления внутрирегиональных операций ведет работу по двум направлениям: либерализация торговли и создание возможностей для облегчения торговой деятельности внутри региона. Основное направление либерализации торговли - сокращение тарифов и снятие нетарифных барьеров в регионе ОЭС. Еще в 1992 году страны -основатели организации подписали протокол о десятипроцентном снижении тарифов. Для расширения соглашения о преференциальных тарифах в зоне ОЭС была создана экспертная комиссия, которая вырабатывает проект будущего документа на основе предложений, внесенных странами- участницами. Так, Иран предлагает распространить торговые скидки на .все товары, а в перспективе подготовить график полной отмены всех торговых ограничений. Правительство Пакистана в целях либерализации торгового режима сократило на 12 процентов тарифы на импортируемые товары 6 . В 2000 году министры торговли стран ОЭС подписали Соглашение по торговому сотрудничеству, в котором отмечается необходимость согласования тарифной политики.
Другое направление деятельности Директората торговли связано с упрощением торгового транзита, таможенных процедур, созданием информационного банка данных по торговым операциям и инвестиционным проектам. Для улучшения организации внутрирегиональной торговли было принято Соглашение о транзите и торговле и Соглашение об упрощении процедуры выдачи виз бизнесменам стран ОЭС, вступившие в силу соответственно в 1997-м и 1998 годах. Работает Торгово-промышленная палата ОЭС, создаются зоны свободной торговли. За прошедшие годы доказали свою эффективность приграничные торговые рынки. В 2000 году только вдоль границ ИРИ со странами ОЭС действовало 12 таких рынков. Для увеличения торговых потоков внутри стран ОЭС проводятся выставки экспортных товаров. В 2002 году принято решение об организации постоянной выставки экспортных товаров в Тебризе (ИРИ). На повестку дня поставлены вопросы унификации таможенных правил и введение в действие международной таможенной конвенции. По инициативе секретариата ОЭС для расширения внешних торговых операций региона совместно с Международным торговым центром началось осуществление еще одного проекта - "проведение регулярных семинаров потенциальных продавцов и покупателей (buyers/sellers meetings -BSM). В 2001 году прошли два таких семинара. Тем не менее, несмотря на предпринимаемые меры, уровень развития внутрирегиональной торговли продолжает оставаться низким. В 1999 году он не превысил шести процентов, в 2000 году достиг лишь семи процентов 7 . Преимущественное развитие получают перекрещивающиеся двусторонние связи. Незначительный объем внутрирегиональных экспортно-импортных операций по сравнению с другими региональными объединениями отмечают и в секретариате ОЭС. Эксперты ОЭС видят основные ограничители дальнейшего расширения торговли в существовании нетарифных барьеров, больших задержках при растаможивании, трудностях при проведении платежных операций, нестабильности и неконвертируемости некоторых национальных валют, неразвитости банковского обслуживания торговых операций, высоких транспортных издержках, слабом развитии транспортной сети" 8 .
Для финансового обеспечения разрабатываемых проектов страны ОЭС пытаются скоординировать банковскую деятельность. В 1993 году было утверждено решение о создании Совместного банка торговли и развития со штаб-квартирой в Турции с уставным капиталом в 400 миллионов долларов, в который три страны - основательницы организации вносят равные доли. Предполагалось, что он будет финансировать все проекты и обслуживать торговые операции стран ОЭС. Однако практически банк еще не работает. Была основана страховая компания, которая также до сих пор не приступила к своей деятельности.
ПРОМЫШЛЕННОСТЬ, СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО, ОБРАЗОВАНИЕ: ПОКА ТОЛЬКО ПЛАНЫ...
Страны ОЭС планируют также координировать свою деятельность в сфере промышленности и сельского хозяйства. Эксперты приступили к выработке основных задач и возможных направлений сотрудничества. В области сельского хозяйства - а это основной сектор
стр. 24
экономики всех стран-участниц -поставлена цель добиться полного самообеспечения сельхозпродукцией внутри региона. На заседании министров сельского хозяйства стран ОЭС, прошедшем в 2002 году в Исламабаде, были вынесены на обсуждение следующие проекты: борьба с опустыниванием земель, распространение фруктовых деревьев на карликовом подвое, развитие сотрудничества в области производства семян сахарной свеклы, разработка мер, которые регулировали бы потребности стран региона в продуктах питания. Планируется привлечь ФАО к оказанию практической и финансовой помощи в осуществлении названных проектов.
В области промышленного развития пока идет лишь определение приоритетов на будущее. Очевидно, что ставка будет сделана на развитие мелких и средних предприятий. Членам ОЭС рекомендуется активнее проводить приватизацию на национальном уровне.
Среди направлений, по которым ОЭС действует достаточно активно, необходимо отметить борьбу с транспортировкой и распространением наркотиков. При секретариате ОЭС в 1998 году создан Координационный совет по контролю за наркотиками, который работает в тесном контакте с Организацией по контролю за распространением наркотиков при ООН (UNDCP). Соглашение о координации деятельности организации и UNDCP было подписано в 1995 году. Страны ОЭС стремятся предотвратить дальнейшее распространение наркотиков в регионе и, по возможности, перекрыть пути их транспортировки. В этой области ОЭС достигла определенных успехов, за что и была отмечена специальной премией ООН в 1998 году. Евросоюз учредил специальный фонд для осуществления совместного проекта с ОЭС в этой области.
С первых лет своей деятельности организация стремится расширять культурные контакты между странами, подчеркивая тем самым историко-культурную и религиозную близость народов региона и необходимость сохранения и восстановления общего духовного наследия. Это направление сотрудничества продолжает оставаться приоритетным. В 1995 году было принято решение о создании Института культуры ОЭС. Его устав ратифицировали Афганистан, Иран, Пакистан и Таджикистан. В настоящее время совместно с ЮНЕСКО осуществляется проект по переводу детской литературы на языки стран региона. С 1998 года существует и образовательный институт ОЭС, устав которого поддержали все члены, кроме Узбекистана. Основное представительство этого учебного центра находится в Анкаре, но институт имеет отделения во всех десяти странах. Разрабатываются программы подготовки кадров для реализации задач, поставленных в Измирском договоре. Однако до сих пор институт не ведет собственно учебной деятельности. На бумаге остается и решение о создании Научного фонда ОЭС.
Одно из новых направлений сотрудничества стран этого регионального объединения - взаимодействие в области защиты окружающей среды. На встречах руководителей государств ОЭС было уделено определенное внимание этой чрезвычайно актуальной для региона проблеме. Отмечалось, что странам- членам необходимо "...рассмотреть возможности разработки при финансовом и техническом содействии государств-доноров, региональных и международных финансовых учреждений совместных реабилитационных проектов для районов, пострадавших от экологических катастроф, включая бассейн Аральского моря, Каспийского моря, Сарезского озера и др." 9
За последний год в связи с изменением политической ситуации в Афганистане в результате проведения антитеррористической операции роль региона ОЭС значительно возросла. Принимая во внимание тот факт, что в процесс урегулирования ситуации в Афганистане и восстановления его экономики вовлечены различные международные силы и структуры, государства ОЭС, со своей стороны, пытаются не упустить свой шанс и использовать сложившееся положение для активизации деятельности этой региональной структуры и получения дополнительных дивидендов. Иран, Пакистан и Турция внесли конкретные предложения по оказанию экономического содействия Афганистану. Правительство ИРИ приняло решение о предоставлении 50- процентной скидки на транзит грузов для Афганистана через территорию его страны. По инициативе ИРИ вопрос оказания помощи в восстановлении экономики Афганистана стал центральным на седьмом саммите ОЭС, проходившем 14 октября 2002 года. По итогам обсуждения этой проблемы было принято решение о создании специального фонда ОЭС, в котором примут участие все члены, согласно своим финансовым возможностям. Совет министров стран ОЭС предварительно проработал основные направления оказания помощи Афганистану: развитие сельского хозяйства, особенно животноводства, строительство дорог и создание коммуникаций между различными регионами, восстановление энергоснабжения, оказание помощи в подготовке квалифицированных кадров и другие. ОЭС предполагает не только координировать свою деятельность с ООН, ЕС и другими организациями, но и стремится играть лидирующую роль в процессе восстановления Афганистана.
ЧТО МЕШАЕТ ИНТЕГРАЦИИ
Итак, подводя итоги деятельности ОЭС за десятилетие, прошедшее после расширения ее состава, можно констатировать, что это региональное экономическое объединение находится только на первом, самом низком уровне интеграции 10 , однако заложен фундамент, на котором в будущем, при определенных благоприятных условиях, может развиваться экономическая региональная интеграция. В пользу этого говорят правильно выбранные организацией приоритеты развития - создание единой разветвленной транспортной сети, либерализация торговли и развитие культурных связей.
В настоящее время на пути расширения внутрирегиональной интеграции стоит много препятствий, как экономических, так и политических, идеологических и социальных. В экономической области развитие этого процесса тормозят такие факторы, как огромная разница в уровнях экономического развития, отсутствие долговременной экономической стратегии в ряде стран, разнотипность экономических структур и слабость рыночных механизмов в экономике вновь вступивших в ОЭС государств, недостаток финансовых средств для осуществления проектов, отсутствие взаимодополняемости экономик стран - членов ОЭС и, как следствие, -единообразие их экспортно-импортной продукции, сильная интегрированность новых членов в экономику бывшего СССР и слабость внутрирегиональных торговых связей, отсутствие развитой инфраструктуры, общая технологическая отсталость. Среди ограничителей процесса внутрирегиональной интеграции надо также отметить отсутствие законодательной базы в ряде государств для ведения частной предпринимательской деятельности и недостаточность правовых гарантий для привлечения иностранного капитала.
стр. 25
К политическим и социальным факторам, оказывающим негативное воздействие на укрепление региональной интеграции, можно отнести следующие:
- отсутствие политической стабильности в регионе (внутренние войны, этнические и религиозные конфликты, политическая борьба в ряде стран ОЭС, пограничные конфликты);
- преобладание узконациональных интересов над общерегиональными;
- участие членов ОЭС в других региональных и субрегиональных союзах и объединениях;
- отсутствие необходимого доверия и учета взаимных интересов.
К сожалению, надо признать, что за десятилетие острота политических конфликтов в регионе, в которые вовлечены страны ОЭС, не уменьшилась. Единственным примером успешного политического сотрудничества можно назвать межтаджикское урегулирование. До сих пор не решена каспийская проблема, одна из наиболее острых в регионе. Разногласия прикаспийских государств (за исключением России, все они - члены ОЭС) по вопросу правового статуса Каспийского моря обостряют двусторонние отношения, грозят новыми конфликтами, мешают выработке совместных решений по вопросам производства и транспортировки углеводородных ресурсов в интересах региона.
Расширение военного присутствия стран НАТО на территориях ряда стран ОЭС в связи с антитеррористической операцией в Афганистане и стремление России не допустить ее полного вытеснения из Центральной Азии также можно рассматривать как факторы, осложняющие региональную интеграцию, так как эти процессы влекут за собой усиление общей конфронтации в регионе. Усугубляет внутрирегиональную ситуацию жесткая линия США по отношению к ИРИ, являющейся наиболее активным элементом интеграционных процессов. Естественно, что укрепление американских позиций в ряде стран Центральной Азии вызывает обострение их отношений с Ираном.
Необходимость стабилизации положения в Афганистане признается всеми государствами ОЭС; однако и по этому вопросу у стран региона нет единой позиции, так как верх берут этнонациональные и религиозные факторы.
Принимая участие в данном региональном объединении, все его члены ищут возможности и для альтернативного сотрудничества с государствами этого или сопредельного регионов и создания субрегиональных структур. Турция стремится к формированию "тюркского общего рынка", активно участвует в Организации стран Черноморского бассейна. Пакистан остается активным членом АСЕАН. "Шанхайская пятерка", Центрально-Азиатский союз, СНГ - в эти объединения входят государства Центральной Азии. В декабре 2002 года лидер Туркменистана - государства, поддерживающего нейтралитет, выступил с инициативой создания регионального консультативного совета глав государств Центральной Азии (включая Афганистан, Иран и Пакистан) для выработки совместных решений по актуальным вопросам. Предполагается, что, помимо политического и гуманитарного сотрудничества, этот совет будет заниматься и решением вопросов торгово-промышленного взаимодействия, энергоснабжения, приграничной торговли, тарифной политики, транспорта и другими. По-видимому, выдвижение такого предложения можно расценить как скрытое выражение недоверия ОЭС.
В той или иной форме неудовлетворенность результатами деятельности ОЭС выражают и другие страны. Средства массовой информации ИРИ, подводя итог прошедшему десятилетию, характеризуют организацию только как сообщество соседних государств, отмечая, что "...фактически ОЭС не представляет собой единую систему, внутри которой входящие в нее члены могли бы в полной мере обеспечить потребности друг друга в таких областях, как получение внешних инвестиций, передовых технологий, квалифицированной и неквалифицированной рабочей силы" 11 . Газета "Техран таймс" считает, что основные усилия ОЭС за первое десятилетие были направлены на создание организационной основы. Дальнейшая ее деятельность будет зависеть от правильно выбранной стратегии. ИРИ придает большое значение развитию региональной кооперации, которая должна способствовать более плавному и безболезненному вхождению государств региона в мировой рынок. Основным приоритетом должно стать развитие региональной торговли путем снятия всех барьеров на пути передвижения людей и товаров 12 .
Иран остается самым активным членом организации, участвуя во всех ее структурах, оказывая постоянную поддержку работе высших органов ОЭС, выступая с многочисленными инициативами. Представляется, что правительство ИРИ, учитывающее изменения политической ситуации за последние годы в мире, и особенно в регионе, и проводящее более либеральный внешнеполитический курс, отказалось от планов превращения ОЭС в своеобразный полюс силы или содружество исламских государств, и ориентация на соседние мусульманские государства уже не является внешнеполитическим приоритетом. Однако руководство ИРИ продолжает рассматривать ОЭС как гаранта региональной безопасности, о чем заявил М. Хатами накануне седьмого саммита организации 13 . ОЭС для Ирана остается политической трибуной и инструментом для укрепления своих позиций в регионе. Однако в большей степени ИРИ заинтересована в реализации экономических, прежде всего транспортных и энергетических, проектов организации, что позволит ей стать деловым центром региона.
1 "Джомхурийе эслами". 17.02.1992.
2 Выступление Президента ИРИ М. Хатами на саммите ОЭС в Тегеране 10.06.2000. Третий взгляд, 73, 2000, с. 5.
3 Алмаатинская декларация. О встрече глав государств и правительств стран-членов ОЭС. (Алматы, 11.05.1997.)
4 См. Мамедова Н. М. Некоторые факторы региональной интеграции как экономической основы безопасности стран Центральной Азии и Закавказья. - с. 109.
5 Iran Daily. 13.02.2002.
6 См. Pakistan Horizon. Vol. 53, N 1, 2000, p.12.
7 ECO Economic Plans. - Iran Export N 65, 2001, p. 35.
8 www.ecosecretariat.org. Directorate of Trade & Investment.
9 Алмаатинская декларация. О встрече глав государств и правительств стран-членов ОЭС.
10 Региональные экономические объединения подразделяются на несколько групп по уровню интеграции: зоны преференциальной торговли, свободные торговые зоны, таможенные союзы, общий рынок, валютный союз, экономический союз. Подробнее см. Journal of Economic Cooperation among Islamic Countries. Vol. 21, N 2, 2000, p. 69 - 71.
11 www.iran.ru. 22.10.2002.
12 Tehran times. 14.10.2002.
13 www.ettelaat.com. 14.10.2002.
New publications: |
Popular with readers: |
News from other countries: |
Editorial Contacts | |
About · News · For Advertisers |
Digital Library of Kazakhstan ® All rights reserved.
2017-2024, BIBLIO.KZ is a part of Libmonster, international library network (open map) Keeping the heritage of Kazakhstan |