Libmonster ID: KZ-2290

Р. Н. ИСМАГИЛОВА

Доктор исторических наук

Институт Африки РАН

Ключевые слова: Эфиопия, Гамбелла, этнический федерализм, межэтнические отношения, конфликты

В соответствии с Конституцией, вступившей в силу в августе 1995 г., в Эфиопии была введена новая форма государственного устройства - этническая федерация. Правительство, пришедшее к власти после свержения в 1991 г. антидемократического режима Менгисту Хайле Мариама (Дерг) официально признало этнический фактор в качестве основного принципа или критерия организации государственного управления в мультиэтнической и мультилингвистической Эфиопии.

В основу созданных 9 штатов положен этнический принцип. По Конституции 1995 г., все этнические группы получили равные права, возможность участвовать в управлении государством на всех уровнях, использовать свои языки, развивать свою традиционную культуру.

ЭТНИЧНОСТЬ - ЭТО НАДОЛГО

Эфиопия - страна с очень сложным этническим составом. В ней насчитывается 85 народов. Наиболее многочисленные (в %): оромо - 34,4, амхара - 27, сомали - 6, 2, тиграй - 6,1, сидама - 4,0, гураге - 2,51.

Этнический фактор всегда играл большую роль в Эфиопии. Это было и в т.н. имперский период (при императоре Хайле Селассие I), и во времена Дерга (1974-1991), и ныне. Этничность проявляется во всех сферах жизни: в функционировании органов управления, в деятельности партий (они организованы по этническому принципу), в структуре армии, в социально-экономической области, в области культуры и др.

Этнический фактор продолжает играть серьезную роль в политической жизни страны, приводя к осложнениям в межэтнических отношениях и, как следствие этого, - к конфликтам. Более того, его роль в последние годы усилилась. Это связано с рядом причин: нерешенность экономических проблем и усиливающаяся социальная и этническая напряженность, повышение значимости традиционных этнокультурных ценностей, рост этнического самосознания и обостренно-эмоциональное отношение к своим языкам, культуре, религии.

Межэтнические конфликты происходят в разных районах страны. Один из наиболее конфликтогенных штатов - Гамбелла.

Штат Гамбелла расположен на крайнем западе страны вдоль границы с Суданом (см. карту). По переписи 2007 г., его население составляло 306,9 тыс. человек (0,4% населения страны). Большинство из них нуэр - 143 тыс. (46,6%), за ними следуют анья (анва, ануак) - 65 тыс. (21%), амхара - 26 тыс. (8,4%), оромо - 15 тыс. (4,8%), маджангир (меджангир) - 12 тыс. (4%), тиграй - 4 тыс. и др.2

У всех народов Гамбеллы сохраняются традиционная социальная организация и культура: языки, обряды и обычаи, традиционные верования и культы, хотя в последние десятилетия усилилось распространение протестантства. Они значительно отличаются друг от друга по своей хозяйственной деятельности и уровню развития.

По религиозной принадлежности (перепись 2007 г.) подавляющее большинство - 70,1% - протестанты, 16,8% - принадлежат к эфиопской христианской церкви, 4,9% - исповедуют ислам, 3,8% - приверженцы традиционных религий и культов, 3,4% - католики.

Карта. Штаты Эфиопии.

Примечание: 1. Аддис-Абеба; 2. Афар; 3. Амхара; 4. Бенишангул-Гумуз; 5. Дыре-Дауа; 6. Гамбелла; 7. Харари; 8. Оромия; 9. Сомали; 10. Южных народов; 11. Тиграй. Выделенное курсивом - города-регионы, приравненные по статусу к штатам (прим. авт.).

стр. 23

Около 15% составляют амхараоромо и тиграй. Их называют "хайлендерами". Это люди, переселившиеся из центральных эфиопских нагорий. Термин "хайлендеры" используется широко как учеными, так и политическими деятелями и уже приобрел значение этнонима. Их называют также "красными" (имеют более светлый цвет кожи), в отличие от местного населения - чернокожих негроидов. Местный термин для поселенцев - "дегенья" (degegna), или более престижный - "хабеша" (habesha) - приверженцы эфиопского христианства.

Хайлендеры более развиты и образованы по сравнению с местным негроидным населением и составляют более 40% квалифицированных работников и большинство госслужащих. Большая их часть живет в городах, часть - в сельской местности, где занимаются земледелием.

Сложные отношения существуют не только между хайлендерами и коренным населением, но и между коренными этническими группами. Все это приводит к межэтническим конфликтам и значительно осложняет политическую ситуацию.

ЭТНИЧЕСКИЙ ФЕДЕРАЛИЗМ

С введением нового федеративного устройства и созданием штата в Гамбелле произошли значительные изменения. На все посты после 1991 г. были назначены представители местных этнических групп. По существующей практике, президентом штата является анья, вице-президентом - нуэр, секретарем - маджангир, заместитель спикера - комо, председателем Верховного суда - нуэр, его заместителем - анья. Эта этническая "арифметика" призвана сохранять этнополитический баланс в штате.

Поселенцы, занимавшие в региональных органах власти доминирующие позиции, были отодвинуты на второй план. Хотя амхарский язык сохранил свои позиции как официальный язык в штате, были приняты меры для развития местных языков. Три основных языка - аньянуэр и манджангир используются в школах как язык обучения.

Усиление интереса к традиционной культуре привело к возрождению некоторых обычаев и обрядов. В 2001 г. был восстановлен институт традиционных властей, и четверым старейшинам анья вернули прежний статус. Достигнуты успехи в образовании: число учащихся в начальной школе возросло на 80%, число студентов - на 70%3.

Основное внимание в школьном обучении и профессиональном, а также в назначении на административные должности уделяется лицам коре]! пой (титульной) национальности. Они называются "тевелаж" (tewelaj) - "тот, кто родился здесь", в отличие от "мете" (mete) - пришлое население. На федеральном уровне: нуэр и анья занимают посты в разных центральных учреждениях. Среди них были также послы.

В первые годы после создания этнической федерации анья занимали доминирующее положение во властных структурах и гражданской службе по сравнению с другими коренными этническими группами. Так, в 2000 г. из 19 министерских портфелей 13 принадлежало анья, 5 - нуэр. Из 3845 гражданских служащих 1397 - анья, 243 - нуэр, 2160 - хайлендеры (амхараоромотиграй)4. В 1992 г. нуэр создали собственную партию - Демократическую партию единства народов Гамбеллы (Gambella Peoples' Democratic Unity Party).

В 1994 г. была проведена перепись населения Эфиопии. Ее результаты оказались ошеломляющими: нуэр составили 40% населения штата Гамбелла, а анья только 27%. Это вызвало бурю возмущения со стороны анья, которые доказывали, что в число нуэр попало огромное число беженцев из соседнего Судана, и поэтому-де цифра значительно завышена. На выборах 2005 г. было достигнуто равное представительство нуэр и анья в Совете штата Гамбелла: из 81 места они получили по 335.

Экономика Гамбеллы - одна из самых отсталых в стране. За прошедшие четверть века существования новой политической системы мало что изменилось. Производимая здесь сельскохозяйственная продукция не покрывает нужды, и почти 1/5 населения зависит от регулярной внешней помощи. Хайлендеры начали осваивать земли под кофейные плантации и лесозаготовки в лесных районах, принадлежащих маджангир. Открытие залежей нефти привлекло иностранных инвесторов.

Претворение в жизнь в 2013 г. и в последующие годы программы создания укрупненных поселений (villagisation) - переселения скотоводов и крестьян, сочетающих отгонное скотоводство с земледелием, в деревни сопровождается насильственным выселением, применением репрессивных мер и отсутствием обещанных компенсаций. Новые выделенные участки оказываются малопригодными для земледелия6.

Как уже отмечалось выше, штат Гамбелла - один из наиболее конфликтогенных регионов Эфиопии. Наиболее острые и длительные конфликты происходили и происходят между анья и нуэр, а также между коренными этническими группами и переселенцами амхаратиграй и оромо. Напряженность и насилие наблюдаются как в городах, так и в сельской местности, как между рядовыми общинниками, так и политической элитой, и охватывают все сферы жизни. В городах существует сегрегация: нуэр и анья населяют разные кварталы.

В межэтнических конфликтах существует тесная связь целого ряда факторов: социально-экономических, политических, историко-культурных, идеологических, психологических.

Основная причина - борьба за власть на всех уровнях, как в администрации, так и в партийных органах. С 1992 по 2016 гг. межэтнические конфликты в Гамбелле унесли много жизней и привели к разрушению целых деревень и многочисленным беженцам.

стр. 24

Так, в 1991-1992 гг. анья атаковали нуэр в г. Гамбелле и вореде (дистрикте) Итанг. Несколько деревень были сожжены.

В 1995 г. в результате проведения административной реформы и разделения штата на две зоны анья получили 5 воред (дистриктов), а нуэр - 3. В 1996 г. вореда Димма, населенная анья, была передана из Южного штата в Гамбеллу, и таким образом у анья оказалось 6 воред. Это вызвало возмущение нуэр, требовавших создания еще одной вореды. На выборах в штате в 1995 г. победили анья, что вызвало новую волну недовольства.

Относительно мирный период, длившийся около 5 лет, закончился в январе 1998 г. Новая эскалация насилия в вореде Итанг между анья и нуэр продолжалась полгода. 60 человек были убиты, более 3 тыс. лишились крова. В июне 1998 г. было объявлено чрезвычайное положение и введены войска.

Анья разобщены: внутри этнической группы существуют противоборствующие группировки. В 1998 г. политическая элита анья создала партию Демократический конгресс народов Гамбеллы (Gambella Peoples' Democratic Congress). Часть анья входила в проправительственный Демократический фронт народов Гамбеллы (Gambella Peoples' Democratic Front).

В 1999 и 2000 гг. произошли студенческие волнения в городах Гамбелла и Итанг. Студенты нуэр выступили против использования амхарского языка и требовали обучения на родном языке. Их требования были отвергнуты официальными лицами-анья, поскольку эти города находятся на их территории.

Особой жестокостью отличался конфликт между анья и нуэр в июле-декабре 2000 г. в вореде Итанг и г. Гамбелле и перекинувшийся в другие вореды. Было введено чрезвычайное положение, задействованы силы полиции и войска. Президент штата (анья по своей этнической принадлежности) был заключен в тюрьму, партия Демократический фронт народов Гамбеллы распущена. Территория полиэтничной вореды Итанг была поделена на две - между нуэр и анья.

Ухудшившиеся отношения анья с переселенцами сопровождались кровопролитными столкновениями: в 2003 г. в г. Гамбелле были убиты сотни анья. Эти события вызвали большой резонанс в мире.

Федеральные власти назвали причиной конфликта обилие партий в штате. Это привело к роспуску в начале 2003 г. всех партий и созданию подчиненных правящему РДФЭН Демократической организации анья, Демократической организации нуэр и Демократической организации маджангир. Все они были объединены в Демократическое движение народов Гамбеллы (Gambella Peoples' Democratic Movement).

Действия правительства вызвали сопротивление части анья. Многие из них перешли границу и обосновались в соседнем Судане, создав вооруженные группировки. Они объединились в военно-политическую организацию - Фронт освобождения народов Гамбеллы (Gambella Peoples' Liberation Front). Ее базой стал г. Почалла в Южном Судане.

Отсюда в октябре-ноябре 2005 г. они наносили удары по эфиопской армии. Многие анья были убиты, и день 13 декабря 2005 г. анья называют геноцидом.

Ежегодно 13 декабря в Гамбелле отмечается Национальный день памяти. Инициатором этого стал созданный в 2005 г. Совет справедливости анья (Anuak Justice Council). В 2006-2008 гг. его возглавляла видная правозащитница Акути Окот. Именно она выступала в ООН при обсуждении массовых убийств анья в 2005 г.7

Политические деятели анья утверждают, что причиной всего является важность Гамбеллы для федерального правительства, поскольку здесь открыты богатые месторождения нефти и властям необходимо согнать анья с их земель. Анья же считают, что нефтяные богатства - их собственность.

Этнополитическая ситуация в Гамбелле вновь обострилась в 2015-2016 гг. Несколько частных столкновений между анья и нуэр привели к эскалации конфликта в январе-феврале 2016 г. В результате столкновений было убито более 40 анья, многие ранены. Из г. Гамбеллы конфликт перекинулся в сельские местности.

События начала 2016 г. вызвали широкий резонанс как в стране, так и среди диаспоры8.

Ситуацию в штате существенно обостряют сотни тысяч беженцев из Южного Судана, большинство из которых нуэр. В начале 2016 г. в Гамбелле насчитывалось, по разным данным, от 221 тыс.9 до 550 тыс.10 беженцев. На землях анья и других народов (не нуэр) создаются все новые и новые лагеря для беженцев, что, естественно, вызывает большое недовольство коренного населения11.

Для защиты интересов коренного населения была создана оппозиционная организация Объединённое движение нилотов Гамбеллы (Gambella Nilotes United Movement). Она обвиняет правительство Эфиопии в проведении военной операции под кодовым названием "Черная революция" с целью изгнания нилото-омотских народов из юго-западных районов страны - Гамбеллы, Южного Омо и Бенишангул-Гумуз.

Объединенное движение Гамбеллы в 2015 г. обратилось в Совет Безопасности ООН, Европейский Союз, Африканский Союз, международные гуманитарные организации с призывом обратить внимание на ситуацию в Гамбелле и бедственное положение вышеназванных нилотских народов и остановить земельное ограбление этих народов. Что же касается южно-суданских беженцев, организация считает, что они должны быть распределены поровну среди всех эфиопов и в особенности среди амхара и тиграй в штатах Амхара и Тиграй12.

Однако конфликты продолжались и в последующие годы.

стр. 25

Заметное воздействие на межэтнические отношения оказывают сохраняющиеся традиционные институты и структуры: иерархия кланов, этнические стереотипы и предубеждения и др. В качестве примера можно привести высказывания анья и нуэр друг о друге (интервью, записанные эфиопским исследователем Дередже Фейисса в 2000 г.):

"Скоро в регионе Гамбелла не останется ни одного анья. Нассер (местность. - Р. И.) был наш, они отняли его. Джикав и Акобо принадлежали нам, и снова они отняли их у нас. Куда бы мы ни пошли, они преследуют нас. Они захватили наши земли и реки... Куда нам идти? Мы должны остановить их. Нуэр ведут себя так, потому что считают, что их много, и по своей природе они агрессивны. Для нас слово "нуэр" означает что-то плохое" (госслужащий анья, г. Гамбелла).

Нуэр: "Почему анья отрицают наше право владеть землями, которые они не используют? Почему они считают, что земля принадлежит им? Земля принадлежит Куот (Богу). Земля принадлежит куме (правительству). Если куме не идет к нам, мы пойдем к нему. Анья не смогут нас остановить... Анья - нехороший народ... Они убивают вас, если вы чужак" (старейшина нуэр, вореда Джикав)13.

Некоторые образованные анья говорят о том, что их народ вымирает.

Ситуация в Гамбелле остается сложной и нестабильной. В последнее десятилетие конфликты приобрели особенно жестокие формы: использование взрывчатых веществ, поджоги, массовые убийства, распространение листовок, имеющих целью разжигание межэтнической ненависти. Причем конфликты происходят не только между разными коренными этническими группами (анья и нуэр), но и внутри этих групп на уровне субэтносов, кланов, субкланов, большесемейных общин.

24 мая 2015 г. в Эфиопии состоялись всеобщие выборы в федеральный парламент - Палату народных представителей и в региональные законодательные советы. Из 546 мест в федеральном парламенте штат Гамбелла получил 3 места. В выборах участвовала партия Демократическое движение за единство народа Гамбеллы (The Gambella People's Unity Democratic Movement). На выборах в законодательный совет штата эта партия победила во всех 155 избирательных округах14.

Одной из важных задач всех партий и органов власти в Эфиопии, в т.ч. и в Гамбелле, является работа в сфере межэтнических отношений. О важности такой работы свидетельствуют события в Гамбелле в начале 2016 г. и вновь обострившиеся отношения и конфликты между коренными народами анья и нуэр. Сохраняется также напряженность между ними и поселенцами амхаратиграй и оромо.

* * *

Опыт Эфиопии показывает, что этнофедерализм пока не привел к существенному улучшению этнополитической ситуации и смягчению напряженности в межэтнических отношениях15, о чем, в частности, свидетельствует ситуация в Гамбелле.

Только осуществление на практике принципов национального равноправия, провозглашенных в Конституции, учет интересов различных народов при проведении национальной политики, помощь в ликвидации фактического неравенства в уровне экономического и культурного развития, глубокое уважение к традиционным культурным ценностям, в т.ч. к языку и религии, учет этнических процессов при разработке административно-территориального устройства, создание различных форм автономий, в т.ч. и культурной, - все это способствовало бы уменьшению негативного воздействия этничности на политическую жизнь и содействовало укреплению стабильности государства и улучшению этнополитической ситуации.

И будущее Гамбеллы, как и страны в целом, в значительной степени зависит от благоприятной этнополитической ситуации и деполитизации этничности.


1 Численность населения Эфиопии - 104,7 млн человек. См.: countrymeters.info/en/Ethiopia. 31.03.2016.

2 Summary and Statistical Report of the 2007 Population and Housing Census. Addis Ababa. 2007, p. 100-103.

3 См. подробнее: Dereje Feyissa. Playing Different Games. The Paradox of Anywaa and Nuer Identification Strategies in the Gambella Region, Ethiopia. N.Y., Oxford. 2011, p. 214.

4 Ibid., p. 220.

5 Ibid., p. 180.

6 http://www.hrw.org/news/2013/ 14/Ethiopia-upr-submission-septemb.15

7 National Day of Remembrance for the December 13th Massacre of the Anuak. Press Release of the Anuak Justice Council. December 14, 2015 - http://ethioforum.org/national_day/...

8 http:// ethioforum.org/ethnic_clashes_in_GambeIla. January 29, 2016.

9 The UN Refugee Agency - reliefweb.int/report/ethiopia

10 The only way to end escalating ethnic violence in Gambella - http: ethioforum.org. February 2016 // Pressrelease. The Solidarity Movement for a New Ethiopia.

11 Ibidem.

12 Ethiopian Government Must Stop Instigating Ethnic Cleansing Conflicts and Killings of Indigenous People through Resettling Refugees and Establishment of Many Military Camps for Rebels throughout the Gambella Region - http://ayyaantuu.net/Ethiopia_government... 26 March 2015.

13 Dereje Feyissa. Op. cit., p. XI.

14 National Electoral Board of Ethiopia (NEBE). Official Results of the 24th May 2015 General Elections - www.elections.Ethiopia.org/en

15 Подробнее см.: Исмагилова Р. Н. Этничность и федерализм: опыт Эфиопии // Этнографическое обозрение. 2008. N 1. С. 130. (Ismagilova R.N. 2008. Etnichnost i federalizm: opyt Efiopii. N 1) (in Russian)


© biblio.kz

Permanent link to this publication:

https://biblio.kz/m/articles/view/ЭФИОПИЯ-ЭТНОПОЛИТИЧЕСКАЯ-СИТУАЦИЯ-В-ШТАТЕ-ГАМБЕЛЛА

Similar publications: LKazakhstan LWorld Y G


Publisher:

Цеслан БастановContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://biblio.kz/Ceslan

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

Р. Н. ИСМАГИЛОВА, ЭФИОПИЯ: ЭТНОПОЛИТИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В ШТАТЕ ГАМБЕЛЛА // Astana: Digital Library of Kazakhstan (BIBLIO.KZ). Updated: 02.03.2024. URL: https://biblio.kz/m/articles/view/ЭФИОПИЯ-ЭТНОПОЛИТИЧЕСКАЯ-СИТУАЦИЯ-В-ШТАТЕ-ГАМБЕЛЛА (date of access: 23.11.2024).

Found source (search robot):


Publication author(s) - Р. Н. ИСМАГИЛОВА:

Р. Н. ИСМАГИЛОВА → other publications, search: Libmonster KazakhstanLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Цеслан Бастанов
Atarau, Kazakhstan
318 views rating
02.03.2024 (266 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes
Related Articles
ГАЛИНА ИВАНОВНА СЛЕСАРЧУК 1926-2012
20 hours ago · From Urhan Karimov
ЯПОНИЯ И СТРАНЫ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XX в. В ФОНДАХ РГАСПИ
20 hours ago · From Urhan Karimov
СТРАНЫ ВОСТОКА И НОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
23 hours ago · From Urhan Karimov
ИТОГИ ПРАВЛЕНИЯ МАХМУДА АХМАДИНЕЖАДА
Catalog: История 
23 hours ago · From Urhan Karimov
АРМИЯ И ВОЕННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО В ИРАКЕ: 1968-1988 гг.
23 hours ago · From Urhan Karimov
CHRONICLE NOTES 2012
Yesterday · From Urhan Karimov
A POSTMODERN VIEW OF HISTORY IN THE NOVELISTICS OF IHSAN OKTAY ANAR
Yesterday · From Urhan Karimov
JAMES PALMER. THE BLOODY WHITE BARON. THE EXTRAORDINARY STORY OF THE RUSSIAN NOBLEMAN WHO BECAME THE LAST KHAN OF MONGOLIA
Yesterday · From Urhan Karimov
А.Ю. ДРУГОВ. ИНДОНЕЗИЯ НА ГРАНИ СТОЛЕТИЙ (1997-2006 гг.)
Yesterday · From Urhan Karimov
VIII СЪЕЗД РОССИЙСКИХ ВОСТОКОВЕДОВ В КАЗАНИ
Yesterday · From Urhan Karimov

New publications:

Popular with readers:

News from other countries:

BIBLIO.KZ - Digital Library of Kazakhstan

Create your author's collection of articles, books, author's works, biographies, photographic documents, files. Save forever your author's legacy in digital form. Click here to register as an author.
Library Partners

ЭФИОПИЯ: ЭТНОПОЛИТИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В ШТАТЕ ГАМБЕЛЛА
 

Editorial Contacts
Chat for Authors: KZ LIVE: We are in social networks:

About · News · For Advertisers

Digital Library of Kazakhstan ® All rights reserved.
2017-2024, BIBLIO.KZ is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Kazakhstan


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of affiliates, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. Once you register, you have more than 100 tools at your disposal to build your own author collection. It's free: it was, it is, and it always will be.

Download app for Android