Грин А.
Таинственный лес
М.: ОГИ, 2008
Действие большинства произведений Грина происходит в вымышленной стране "Гринландии". Это своего рода пред-фэнтези. Имена героев, их поступки, их приключения заставляют вспомнить переводную европейскую литературу для детей. Но мир Грина нельзя свести только лишь к приключениям.
Крепкий реалист и настоящий моряк, Новиков-Прибой однажды бросил вслед уходившему Грину:
- Подарил бы мне хоть строчку. Я ведь пишу как полотер. А у него прочитаешь фразу - и задохнешься... Вот герой романа "Бегущая по волнам" - один в лодке, среди бесконечного океана. Кнему является она, Фрези Грант, "бегущая по волнам". И после короткого разговора, подобного тихому прорицанию, - исчезает. А он, взволнованный, вглядывается в волны, надеясь различить её маленькие следы.
Грин видит свой мир до мельчайших деталей. "Маленькие следы" Фрези Грант заставляют и читателей увидеть живой трепет этого мира.
Нынешнее издание словно призвано приоткрыть тайну гриновского реализма. Два произведения в нем - о России: "Ксения Турпанова" и "Таинственный лес". Они напоминают, что начинал писатель как крепкий реалист, которого опекал на первых порах сам Александр Куприн. Здесь отразился северный опыт Грина - ссыльного Александра Степановича Гриневского. Четыре произведения - о стране "Гринландии": "Жизнь Гнора", "Капитан Дюк", "Сто верст по реке", "Синий каскад Теллури". Мир, будто созданный для приключений. Но и тут запечатлен опыт человека, знавшего подпольную жизнь революционера, застенок, ссылку, тягость замкнутого пространства.
Рано утром за сквозной решеткой ограды парка слышен был тихий разговор. Так начинается эта книга. И "сквозная решетка ограды парка" - звучит как ее лейтмотив. Мир внутри замкнутого пространства - и таинственный, влекущий мир за оградой сталкиваются в каждом произведении. Островок ссыльной жизни в "Ксении Турпановой" - и уход героини в большую, ещё неясную жизнь. Тихая любовь к девушке - и страстное бегство в дикую природу Тушина из "Таинственного леса"... Но и Гнор будет оставлен один на острове, словно ссыльный, и капитан Дюк с трудом вырвется из сектантского мирка "Голубых братьев", и Нок, бежав из тюрьмы, проделает сто верст по реке, спасаясь от преследования, и Рег, завлеченный в чумной город загадочным веществом "Теллури", продирается в жизнь сквозь военные кордоны. За мучительным стремлением к свободе - мучительный "реалистический" опыт. И сама "Гринландия" во многом родилась из того же бегства из тесного пространства обыденной жизни. Столь полнокровно воплотилась в слово она лишь потому, что, кроме живого дыхания, вобрала и зоркость писателя.
Самое позднее из шести вошедших в книгу произведений, "Капитан Дюк", давно признано рассказом классическим. Но стоит вчитаться и в более ранние произведения. Один эпизод из вполне реалистической повести "Таинственный лес" - охотник, который со страстью (до дрожи в руках) преследует неуловимую "золотую птицу", болотного петушка редкой окраски - принадлежит к лучшим страницам русской "натуралистической" прозы.
New publications: |
Popular with readers: |
News from other countries: |
Editorial Contacts | |
About · News · For Advertisers |
Digital Library of Kazakhstan ® All rights reserved.
2017-2024, BIBLIO.KZ is a part of Libmonster, international library network (open map) Keeping the heritage of Kazakhstan |