Н. ЯЛЧИНТАШ, доктор экономических наук, профессор Стамбульского университета
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ "ЕВРАЗИЙСТВО - БУДУЩЕЕ РОССИИ: ДИАЛОГ КУЛЬТУР И ЦИВИЛИЗАЦИЙ"
Ведь все, кто верует, -
в едином братстве,
А потому - мирите же обоих
ваших братьев.
Страшитесь Господа,
и, может быть, тогда
Господь к вам будет
милосерден.
(Сура 49, Покои 1 )
Ислам - самая поздняя религия, установленная Аллахом через своего пророка Мухаммеда. Она проста и доступна. Это объясняется тем, что мусульманство тесно связано с человеческой природой, человеческим сознанием. Трудно себе представить, что Бог, сотворивший землю и людей, будет искать иные пути для обращения. Вот почему ислам, сумев устоять от мессионерства, оказывает огромное влияние на людей, когда-либо с ним соприкоснувшихся.
Основу исламской религии составляет таухид - исповедание единобожия. Оно закрепляется формулой: "Нет Божества, кроме Аллаха".
Сегодня в нашей нелегкой жизни правосудие является главным условием взаимодействия государства и общества. Без него невозможно существование исламской общины. Ее противоположность - несправедливость - осуждена и запрещена.
Братство - фундаментальный принцип для всех членов исламского сообщества. Это означает, что мусульмане считают друг друга братьями и сестрами, рожденными от одной матери. Братство помогает им поступать справедливо и чувствовать кровные узы.
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ БРАТСТВА
Понятие братства, основного принципа во взаимоотношениях мусульман, находит свое отражение в Коране:
В начале 103 аята суры Аль Ум-рана сказано:
Держитесь крепче
за Его связующую вервь
И не делитесь меж собой,
И помните с признанием
ту милость,
Которой вас Он одарил:
Когда вы недругами были,
Ваши сердца скрепил Он,
И милостью Его вы стали
братья 2 .
Многочисленные аяты Корана напоминают мусульманам о том, что в своей повседневной жизни они должны руководствоваться принципом братства, то есть помогать друг другу, а не приносить вред.
На протяжении всей своей жизни пророк Мухаммед был олицетворением незыблемого принципа братства, который проповедовал мусульманам.
Пророк Мухаммед обращается с просьбой к нам, мусульманскому народу, составной части единого целого, помогать в любых невзгодах друг другу. Помощь должна носить взаимный характер. Иными словами, речь идет об общественном соучастии, то есть каждый член мусульманской общины должен знать о проблемах других ее членов, что, в свою очередь, приведет к появлению общества, основанного на принципах эффективного соучастия. Такое общество будет сильным, здоровым, уверенным в себе, а народ не будет чувствовать
стр. 46
себя одиноким, беспомощным и обездоленным.
В исламской религии соблюдение солидарности - не просто рекомендация. То, что мусульмане любят и защищают друг друга, является результатом их духовного состояния.
Пророк не ограничивает мусульман в совершении хороших поступков. В хадисе сказано: "Лучший из людей - это тот, кто наиболее полезен для человечества".
Трудно перечислить все изречения Благородного Пророка о принципе соучастия. Но очевидно, что соучастие представляет собой основу взаимоотношений всех членов исламского сообщества.
ПОНЯТИЕ СОЛИДАРНОСТИ
Мусульмане должны помогать друг другу в любой ситуации, быть солидарными друг с другом. Таким образом, формируется крепкое исламское общество, основанное на привязанности. Помогать нужно только в том случае, если человек действительно нуждается в поддержке.
Мусульмане могут оказать содействие, если это служит добру. С другой стороны, мусульмане обязаны не только помогать, но и предостерегать друг друга в вопросах, запрещенных исламской религией. Солидарность в исламе не должна противоречить воле Аллаха.
Понятие солидарности принято во многих сферах социальной жизни. Это обязательное условие для решения политических, экономических, общественных проблем.
Экономическая активность и экономическое развитие являются в настоящее время неотъемлемой частью человеческой жизни. Поэтому сегодня мусульманам необходимо применять принцип солидарности во всех аспектах экономической деятельности. Индивидуальная солидарность должна превратиться в общественную, а та, в свою очередь, не в силах больше оставаться в пределах национальных границ, поднимется на международный уровень.
Если мусульмане будут развивать принцип эффективной солидарности, как на национальном, так и на международном уровнях, это возымеет положительные результаты в их экономической и социальной жизни. В итоге исламское общество станет более сильным в экономическом плане, улучшится социальная ситуация.
Если мусульманские страны будут сотрудничать друг с другом в экономических, торговых и социальных сферах, это приведет не только к укреплению мусульманского общества с экономической точки зрения, но и усилению уз братства.
Данная позиция ни в коем случае не означает, что мусульманское сообщество будет отчуждать себя от социальной жизни и других общин, превращаясь в гетто. Это лишь применение одного из множества предпочтений. Ведь в повседневной жизни, выбирая товар, люди смотрят не только на его цену и качество, здесь большое значение имеют вкус, а также другие критерии.
Однако, когда люди предпочитают работать с другими людьми, разделяющими их точку зрения в инвестиционной, торговой, других областях, это может дать положительный эффект.
ОСОБАЯ ВАЖНОСТЬ МУСУЛЬМАНСКИХ ОБЩИН
Если мусульмане будут сотрудничать друг с другом в сфере экономики, это приведет к положительному результату. Инвесторы, промышленники, коммерсанты, наемные рабочие, заинтересованные в сотрудничестве с мусульманами, станут производить товары и услуги в соответствии с желаниями последних, а затем поставлять их на потребительский рынок.
Иначе говоря, инвесторы, промышленники, коммерсанты действуют согласно интересам потребителей, следовательно, они производят товары и услуги, которые удовлетворяют потребности клиентов.
В результате сформируются новые рынки, которые будут соответствовать исламским ценностям.
Потребность в "halal" (мясо животных, забитых в соответствии с мусульманскими правилами) - типичный пример такой рыночной кооперации. Естественно, примеры могут быть различными. Особое значение для мусульман приобретает принцип солидарности в таких областях, как медицина, юриспруденция, строительство. Люди этих профессий, как никто другой, определят потребности своих братьев и обеспечат их всем необходимым. Это особенно важно для мусульман, проживающих на "немусульманской" земле.
Нельзя также пренебрегать принципом экономической солидарности, имеющей международное значение. Так, на территории ЕС работает много мусульманских наемных рабочих и бизнесменов. В то же самое время к югу от Европы простирается немало исламских государств.
Мусульмане, проживающие в Европе (наемные рабочие, бизнесмены, юристы, адвокаты), могут послужить связующей нитью между этими двумя мирами.
Бизнесмены, крупные фирмы, государственные учреждения имеют очень важную задачу, которой они не должны пренебрегать: они не должны ждать кого-то, а сами начать, а затем и поддержать сотрудничество и солидарность.
Кроме того, финансовые институты, такие, например, как Исламский банк развития, обязаны произвести необходимые изменения в своей работе и включить немусульманские демократические страны (на территории которых проживают мусульманские общины) в свои банковско-инвестиционные операции. Исламские общины, живущие в немусульманских свободных странах, должны получать деньги из фондов пожертвований.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Все мусульмане - братья. Их Пророк говорит о том, что они должны помогать друг другу, быть солидарными друг с другом. Поэтому, независимо от места жительства, мусульмане должны применять принцип солидарности по отношению к экономической сфере.
1 Дорохова В.М. Коран. Переводы смыслов. - М.: "БукЧэмбер Интернэшнл", 1991, с. 163.
2 Там же, с. 85.
New publications: |
Popular with readers: |
News from other countries: |
Editorial Contacts | |
About · News · For Advertisers |
Digital Library of Kazakhstan ® All rights reserved.
2017-2024, BIBLIO.KZ is a part of Libmonster, international library network (open map) Keeping the heritage of Kazakhstan |