Libmonster ID: KZ-340
Author(s) of the publication: Л. Г. СУХОТИНА

EDWARD ACTON. Alexander Herzen and the Role of the Intellectual Revolutionary. Cambridge - L. - N. Y. - Melburn. 1979. X + 194 p.

Работа английского историка лорда Эдварда Актона1 (Ливерпульский университет) находится в русле новых тенденций, характеризующих современное состояние буржуазной русистики. Написанная в духе традиций, заложенных известным английским историком Э. Карром2 , она имеет определенную научную значимость среди исследований западных авторов по истории передовой русской мысли XIX века. Актон хорошо знает источники и достаточно широкий круг советской литературы по проблеме.

В центре книги стоит вопрос о социальной ответственности революционера. Автор анализирует один из напряженных периодов в идейно-теоретическом развитии А. И. Герцена (1847 - 1863 гг.), начавшийся с его отъезда за границу. В связи с этим он пытается выяснить значение и роль духовных связей в мировом историческом процессе и дать свое решение традиционной в буржуазной историографии проблемы интеллектуального влияния Запада на русскую передовую общественную мысль.

Актон решительно отвергает утвердившийся в современной западной историографии тезис, согласно которому возникновение революционной идеологии в России трактуется как следствие "отчужденности" радикальной интеллигенции от своего общества. По его мнению, только осознание факта глубокой вовлеченности Герцена в проблемы, поставленные "условиями русской жизни", может пролить свет на "источник" и "природу" социально- политических идеалов этого революционера (с. 11). Такой подход уберегает автора и от другого ошибочного вывода, распространенного в современной буржуазной литературе, - о якобы полном погружении русских мыслителей в абстрактное, лишенное жизненной опоры теоретизирование, породившее у них тягу к слепому заимствованию западноевропейских концепций. Признавая большой интерес Герцена к интеллектуальному миру Запада, Актон подчеркивает, что его идеи не были "лишь простым отражением западной мысли" (с. 9). "Русская интеллигенция в целом, - пишет он, - заимствовала у западных мыслителей лишь те положения, которые помогали ей решить свои собственные проблемы" (там же).

Однако эти позитивные моменты исследования отнюдь не означают, что в нем дан полностью верный анализ становления и эволюции идейно-теоретических и политических воззрений Герцена. Рассмотренные с идеалистических позиций, они преподносятся в своей существенной части в искаженной интерпретация. Для Актона исходным пунктом в анализе взглядов Герцена является ошибочный тезис о том, что он якобы отрицал существование в истории объективных закономерностей. Его представления об историческом процессе изображаются как лишенные каких-либо объективных социальных оснований и определявшиеся лишь чисто личностным опытом, подкрепляемым субъективной верой в природную добродетель человека (с. 10). С этих позиций рассматривается отношение Герцена к философии истории Гегеля. Разделяя вывод советских исследователей о том, что Герцен об-


1 Первый из наследников известного историка лорда Джона Эмерика Актона, пошедший по стопам своего предка.

2 Э. Карр руководил работой Э. Актона над докторской диссертацией, положенной в основу рецензируемой книги (см.: Предисловие, с. IX).

стр. 145


ратился к Гегелю в поисках "философской гарантии" своего социалистического идеала (с. 10), Актон совершенно неверно интерпретирует смысл его критики гегелевской философии. Он утверждает, что Герцен отвергает пантеизм Гегеля не с материалистических позиций, а вследствие того, что абсолютный идеализм Гегеля противоречил герценовскому признанию примата личности в историческом процессе3 . Что же касается гегелевской диалектики, то она, как полагает Актон, лишь упрочила мысль Герцена о превратностях истории и тем самым не укрепила, а, напротив, ослабила его веру в исторический прогресс (с. 10 - 11).

Соответственно освещаются в работе и социальные взгляды Герцена. Подчеркивая их зависимость от внутриполитических условий России, автор трактует эту зависимость как проявление сугубо личностного, лишенного классовой ориентированности восприятия жизни. Вопреки известным в литературе и общепризнанным фактам4 он утверждает, что мечты Герцена "парили" над такими "земными" вопросами, как отмена крепостного права (с. 13). Влияние же самой "атмосферы русской жизни" проявлялось якобы лишь в том, что идеи были в РОССИИ единственной "видимой сферой перемен", и поэтому именно здесь, а не в области экономики или социальных институтов русские революционные деятели - и Герцен не был исключением - искали решения волновавших их проблем (с. 13,15). В данном случае автор впадает в явное противоречие с самим собой, приходя к выводу, от которого, как уже отмечалось, он пытается отмежеваться, - выводу о якобы абстрактном, беспочвенном теоретизировании русских радикальных мыслителей.

Лишенные социальных детерминант, политические идеалы Герцена предстают в интерпретации Актона как порождение эмоциональной фантазии революционера, его "огромного кипучего Я" (с. 5). Вполне естественно, по логике Актона, что никакие внешние социальные перемены и катаклизмы не могли изменить позиции Герцена, "пока не был поколеблен созданный им образ самого себя" (с. 107). Нетрудно заметить, что предложенная автором схема становления и развития теоретических и социальных воззрений Герцена отрывает его взгляды от задач общественного развития России и, следовательно, игнорирует объективную обусловленность движения мысли революционера от идеализма к материалистическому пониманию истории. Интерпретируя подобным образом взгляды столь крупного мыслителя, каким был Герцен, Актон демонстрирует собственное идеалистическое понимание исторического процесса и соответственно эволюции общественной мысли.

И все же не в этом кроется основная цель работы Актона. Отмеченные выводы служат не более чем основанием для доказательства другого тезиса, а именно, что приверженность к революции как методу решения общественных проблем всегда является следствием недостаточной социальной зрелости революционера и неизбежно исчезает по мере обретения им жизненного опыта. Эту мысль автор и пытается обосновать, обращаясь к истории духовного развития Герцена. Он старается представить эволюцию его взглядов в качестве примера того, как фантазия ума, хотя и благородного, но самоуверенно "парящего" над действительностью и потому неспособного к трезвому размышлению, приводит к революционным побуждениям. И лишь суровый жизненный опыт якобы с логической неизбежностью избавляет революционера от заблуждений его духовной молодости.

В соответствии с этими посылками рассматривается вся дальнейшая эволюция социально-политических позиций Герцена. Автор отвергает утверждения советских историков о решающем влиянии революции 1848 г. на взгляды Герцена. События 1848 г., по мнению Актона, лишь создали у Герцена определенное напряжение, выразившееся в желании понять смысл происходящего и свою роль в нем. Но революция не могла подорвать исторический оптимизм Герцена и сколько-нибудь существенно повлиять на его политические взгляды, поскольку в основе их лежал не социальный опыт мыслителя, а высокая самооценка, питавшая веру в природную доброту и общественные начала человека (с. 51, 62, 69). Актон считает, что понадобились суровые личные испытания (вероломство друга и семейная драма, завершившаяся смертью жены), чтобы, породив у Герцена ощущение собственного бессилия, коренным образом изменить всю


3 По мнению Актона, Герцен якобы вообще не решил для себя спор между материализмом и идеализмом.

4 Уместно сослаться здесь на слова самого Герцена: "Господствующая ось, около которой шла наша жизнь, - это наше отношение к русскому народу, вера в него, любовь к нему... желание деятельно участвовать в его судьбах" (А. Герцен. Поли, собр. соч. В 30-ти тт. Т. XVIII. М. 1959, с. 276).

стр. 146


его "политическую философию". Личный кризис, как полагает Актон, вывел Герцена из состояния "эмоциональной эйфории", подорвав тем самым его веру в историю, и существенно изменил представления о социальном идеале, который приблизился к реальной жизни (с. 66, 82, 107 - 108). Только теперь, утверждает автор, Герцен смог по-иному оценить политические уроки 1848 года. Соотнеся жертвы революции с существенно изменившейся "социальной мечтой", он усомнился в целесообразности революции как средстве решения общественных проблем (с. 71) ив дальнейшем якобы все более утверждался в своем сомнении. Здесь, как и в анализе философии истории Герцена, автор исходит из тезиса об обусловленности взглядов мыслителя только субъективным восприятием событий и процессов, в основе которого, в свою очередь, лежат сугубо личностные психологические черты. В соответствии с этим подходом в работе анализируется и теория "общинного социализма". Справедливо критикуя американского исследователя М. Малиа5 , изображающего "русский социализм" плодом мессианского высокомерия Герцена (с. 46, 62, 84), Актон вместе с тем неверно истолковывает смысл (равно как и истоки) "русского социализма". Вопреки действительным фактам община в восприятии Герцена трактуется не в качестве материального выражения и зародыша социалистических устремлений крестьянства, долженствующего в силу этого облегчить победу революции, а как альтернатива революционному методу решения социальных проблем (с. 70). Поэтому Актон относит начальные моменты в оформлении "общинной" теории лишь к 1852 г., соотнося ее с "личным крушением" революционера, повлекшим якобы пересмотр им своих идейно-теоретических и социально-политических позиций.

Автор прав в своем утверждении, что "русский социализм" Герцена не являлся следствием отрыва и тем более мессианского противопоставления России Западу. Но вместе с тем, не поняв классового содержания политических позиций Герцена, Актон оказывается не в состоянии осмыслить того, что "общинная" теория была по своей сути тем же облеченным в социалистические одежды буржуазным демократизмом ("прекраснодушной фразой, добрым мечтанием"6 ), который лежал в основе надежды Герцена на социалистические перспективы Запада. Только теперь он получил определенную классовую ориентацию. И в этом, несомненно, отразилось поступательное развитие мысли Герцена к материалистическому пониманию истории. Не случайно только теперь его социально-политические позиции нашли свое законченное логическое оформление в теории "общинного социализма". Она выразила революционные требования русского крестьянства и уже в силу своей классовой природы не могла быть реформистской, как ее квалифицирует Актон (с. 70).

Что же касается либеральных колебаний Герцена (Актон настойчиво старается представить их как неизбежно перерастающие в убеждения), то они были лишь выражением скептицизма, порожденного переходной эпохой (от буржуазного к пролетарскому демократизму) и явившегося, в свою очередь, формой перехода самого мыслителя от надклассовых иллюзий к осмыслению классовой борьбы7 . Именно разочарования в буржуазном либерализме8 острее поставили перед ним проблему "моста" между идеалом и действительностью9 . Это и привело Герцена к размышлениям об условиях установления демократических отношений между народом и революционными вождями - размышлениям, которые Актон стремится представить как уверенность Герцена в неизбежности диктатуры революционного авангарда. Он утверждает, что эта уверенность будто бы окончательно отвратила Герцена от революции (с. 168, 173, 175). Но поскольку Герцен в то же время признавал историческое право народа на восстание во имя свободы, он, по мнению Актона, оказался "в тупике", В этом заключении особенно отчетливо обнаруживается политический подтекст работы - предостеречь "безответственных" деятелей от возможных последствий "революционной драмы".

Итак, бессилие (или нежелание) понять сложные изгибы герценовской мысли, обусловленные крахом его надклассовых иллю-


5 M. Malia. Alexander Herzen and the birth of Russian socialism. 1812 - 1855. Cambridge. 1961, pp. 337 - 346.

6 В. И. Ленин. ПСС. Т. 21, с. 256.

7 См. В. И. Ленин. ПСС. Т. 21, с. 257.

8 "За такие минуты ненавидят десять лет, мстят всю жизнь", - напишет Герцен месяц спустя после кровавых июньских дней 1848 г., - чтобы "дать волю... слезам, мысли, желчи" (А. И. Герцен. Указ. соч., Т. VI. М. 1955, с. 40, 43).

9 Подробнее см. З. В. Смирнова. Социальная философия А. И. Герцена. М. 1973.

стр. 147


зий и неспособностью встать на позиции материалистического истолкования исторических событий, приводит автора к объяснению природы социально- политических взглядов мыслителя его личными переживаниями. Здесь отчетливо обнаруживается свойственное современному психоанализу стремление подчеркнуть особую роль сферы подсознательного10 , которая якобы доминирует или даже полностью вытесняет рациональные мотивы в деятельности человека. Глубина, динамичность, а подчас и противоречивость взглядов Герцена делают его особо привлекательным для современных приверженцев психоистории. Недостаточная же изученность эволюции мысли выдающегося революционера с позиций марксистской науки дает буржуазным авторам возможность искаженно интерпретировать его взгляды.


10 Подробнее об этом см. В. И. Салов. Историзм и современная буржуазная историография. М. 1977.


© biblio.kz

Permanent link to this publication:

https://biblio.kz/m/articles/view/Рецензии-ЭДВАРД-АКТОН-АЛЕКСАНДР-ГЕРЦЕН-И-РОЛЬ-РЕВОЛЮЦИОНЕРА-МЫСЛИТЕЛЯ

Similar publications: LKazakhstan LWorld Y G


Publisher:

Қазақстан ЖелідеContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://biblio.kz/Libmonster

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

Л. Г. СУХОТИНА, Рецензии. ЭДВАРД АКТОН. АЛЕКСАНДР ГЕРЦЕН И РОЛЬ РЕВОЛЮЦИОНЕРА-МЫСЛИТЕЛЯ // Astana: Digital Library of Kazakhstan (BIBLIO.KZ). Updated: 16.02.2018. URL: https://biblio.kz/m/articles/view/Рецензии-ЭДВАРД-АКТОН-АЛЕКСАНДР-ГЕРЦЕН-И-РОЛЬ-РЕВОЛЮЦИОНЕРА-МЫСЛИТЕЛЯ (date of access: 23.11.2024).

Publication author(s) - Л. Г. СУХОТИНА:

Л. Г. СУХОТИНА → other publications, search: Libmonster KazakhstanLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Қазақстан Желіде
Астана, Kazakhstan
1042 views rating
16.02.2018 (2472 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes
Related Articles
ГАЛИНА ИВАНОВНА СЛЕСАРЧУК 1926-2012
20 hours ago · From Urhan Karimov
ЯПОНИЯ И СТРАНЫ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XX в. В ФОНДАХ РГАСПИ
20 hours ago · From Urhan Karimov
СТРАНЫ ВОСТОКА И НОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
23 hours ago · From Urhan Karimov
ИТОГИ ПРАВЛЕНИЯ МАХМУДА АХМАДИНЕЖАДА
Catalog: История 
23 hours ago · From Urhan Karimov
АРМИЯ И ВОЕННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО В ИРАКЕ: 1968-1988 гг.
23 hours ago · From Urhan Karimov
CHRONICLE NOTES 2012
Yesterday · From Urhan Karimov
A POSTMODERN VIEW OF HISTORY IN THE NOVELISTICS OF IHSAN OKTAY ANAR
Yesterday · From Urhan Karimov
JAMES PALMER. THE BLOODY WHITE BARON. THE EXTRAORDINARY STORY OF THE RUSSIAN NOBLEMAN WHO BECAME THE LAST KHAN OF MONGOLIA
Yesterday · From Urhan Karimov
А.Ю. ДРУГОВ. ИНДОНЕЗИЯ НА ГРАНИ СТОЛЕТИЙ (1997-2006 гг.)
Yesterday · From Urhan Karimov
VIII СЪЕЗД РОССИЙСКИХ ВОСТОКОВЕДОВ В КАЗАНИ
Yesterday · From Urhan Karimov

New publications:

Popular with readers:

News from other countries:

BIBLIO.KZ - Digital Library of Kazakhstan

Create your author's collection of articles, books, author's works, biographies, photographic documents, files. Save forever your author's legacy in digital form. Click here to register as an author.
Library Partners

Рецензии. ЭДВАРД АКТОН. АЛЕКСАНДР ГЕРЦЕН И РОЛЬ РЕВОЛЮЦИОНЕРА-МЫСЛИТЕЛЯ
 

Editorial Contacts
Chat for Authors: KZ LIVE: We are in social networks:

About · News · For Advertisers

Digital Library of Kazakhstan ® All rights reserved.
2017-2024, BIBLIO.KZ is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Kazakhstan


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of affiliates, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. Once you register, you have more than 100 tools at your disposal to build your own author collection. It's free: it was, it is, and it always will be.

Download app for Android