Libmonster ID: KZ-135
Author(s) of the publication: Ф. М. МАНСУРОВА

Объединение России в централизованное государство и расширение ее границ в XVI - XVII вв. явились мощным толчком для образования многих новых городов. Преобладающим типом городских систем были укрепленные города с традиционными элементами - центром (крепость, кремль) и селитьбой (посад, слободы). Строительство таких городов в XVI - XVII вв. характерно для Поволжья, Приуралья и Западной Сибири. По такому же типу перестраивались и древнерусские города. У историков градостроительства они получили определение "города-крепости XVI - XVII вв."1 . Однако они не стали единственным типом городских систем, о чем свидетельствуют города Прикамья той поры.

Прикамье до полного присоединения к России состояло из двух исторических регионов. Верхнее Прикамье занимали ранние новгородские колонии в рамках удельного Великопермского княжества, образовавшегося в XIV веке. Нижнее и Среднее Прикамье еще и после присоединения к Русскому государству именовалось "Луговой стороной Казанского царства". Документы свидетельствуют о том, что в Прикамье уже в те времена существовала городская культура. Известны, например, такие городские поселения Перми Великой, как Искор, Чердынь и Соликамск2 . В Казанском царстве имелись также поселки городского типа, где развивались ремесла, торговля и различные промыслы3 .

В Прикамье к XVI в. правительственные мероприятия были направлены не на возведение городов для расселения русских посадских людей, а на строительство большого числа оборонительных пограничных пунктов (Лаишево, города Закамской "засечной земли")4 , а также небольших сторожевых и военно-административных селений - крепостей, острогов, "городков". Они способствовали упрочению власти Российского государства на местах, служили опорой при подав-


1 См. Л. М. Тверской. Русское градостроительство до конца XVII в. М. - Л. 1953, гл. 5 - 7.

2 М. Н. Тихомиров. Россия в XVI столетии. М. 1962, стр. 456 - 464.

3 См. "История Татарской АССР". Казань. 1968, гл. III.

4 Л. М. Тверской. Указ. соч., стр. 53, 75.

стр. 215


лении народных восстаний и для контроля над заселением Камских просторов5 . Только в Чердыни и Соликамске были построены посады. Образование городских поселений - этих центров экономического развития - происходило в результате перерастания сел и слобод в города, частного (феодального, особенно монастырского) строительства и расселения людей. Именно хозяйственно-административные центры представляют особый интерес для исследования своеобразия русского градостроительства XVI- XVII вв. в указанном районе.

После присоединения Верхнего Прикамья к Москве Кама становится в ее верховьях главной дорогой для переселенцев - русских крестьян, ремесленников, торговцев, солдат из центральных и северо-западных областей России на их пути в Приуралье и Западную Сибирь. Богатство природных ресурсов - рыба, меха, земля, леса, соль, медь - и хорошие коммуникации привлекли в Прикамье большое число крестьян. Там появляются также многочисленные селения русских промысловиков, вотчинников, растут крепости государственные и Строгановых, монастыри и их починки. Увеличиваются в размерах Чердынь и Соликамск. Правда, Чердынь после присоединения Перми к Москве теряет на время значение управленческого центра. Московское правительство в конце XV в. в 2 км от Чердыни построило сторожевую крепость - "городок" Покча6 . Он служил резиденцией московского наместника и стал новым административным центром. Однако в экономическом отношении центр сохраняется и развивается именно в Чердыни как в месте пересечения торговых путей и исходном пункте для лиц, основывавших новые поселения. Из-за стихийности процесса заселения Прикамья и разобщенности групп переселенцев и старожилов Чердынь не сложилась как компактный город, чему немало способствовали и особенности таежного ландшафта. По мере увеличения Чердыни и развития ее поселков в направлении, противоположном Покче (то есть к Каме), крепость все более оставалась в стороне от торгово-слободских кварталов.

Заинтересованность в освоении края и необходимость защиты от набегов заставили правительство после пожара 1535 г. на месте Троицкого городища возвести новое поселение, известное в истории как "город-крепость" Чердьнь7 . Его представляли крепость и посад, расположившиеся на высоком берегу р. Колвы и разделенные между собой широкими и глубокими логами. С берега хорошо просматривались дали и пойменная долина реки, к которой город был обращен лицом. С тыла подступали старые чердынские селения и тайга. "Возведенный деревянный кремль (крепость) состоял из 6 башен, 4 ворот и подземного хода к Колве. Одиннадцать натисков сибирских казанских татар, вогулов выстояла твердыня на Колве"8 . В крепости находились воины, здесь же стояли церковь и амбары посадских людей, а территорию с напольной стороны занимал посад, который был обнесен деревянным острогом с шестью башнями и шестью выездными воротами. На посаде в 1579 году проживало 326 человек9 . Там разместились 14 церквей, дом воеводы, земская и таможенная изба, "усольский двор" (для приезжих из Соликамска) и 25 торговых лавок. Территория посада не превышала 16 га, а крепости - 2,4 гектара10 .

За посадом, кроме чердынских селений, которые назывались "Окологородний стан" 11 , в XVI-XVII вв. были основаны два монастыря. Имеются сведения и о существовании третьего, на противоположном берегу Колвы, где у крестьян были сенокосы. Под городом вдоль реки вытянулись в линию селение чердынских промысловиков, винокурни и причал. А "город-крепость" являлся управленческим центром и местожительством немногих людей. Сама же Чердынь состояла из нескольких селений городского типа. Имея административную самостоятельность и известные как села, починки и слободы, они оставались неотъемлемой частью городской системы. Именно этим объясняется тот факт, что на протяжении почти двух веков "город- крепость" не оброс слободами, как это было в большинстве других посадских городов той эпохи12 .

Аналогичное явление прослеживается на примере другого старейшего поселения Верхнего Прикамья - Соликамска. Оно появилось благодаря развитию соляных промыс-


5 Г. И. Перетяткович. Поволжье в XV-XVI вв. М. 1877, стр. 240 - 241; его же. Поволжье в XVII-XVIII вв. Одесса. 1882, стр. 140, 169, 176, 267.

6 М. Н, Тихомиров. Указ. соч., стр. 457.

7 В. Н. Шишонко. Пермская летопись с 1263 по 1881 г. Кн. I. Пермь. 1881, стр. 38.

8 "Памятники истории и культуры Пермской области". Пермь. 1976, стр. 70.

9 В. Н. Шишонко. Указ. соч., стр. 82.

10 ЦГИА СССР, ф. 1399, оп. 1, д. 618.

11 В. Н. Шишонко. Указ. соч., стр. 83.

12 П. П. Смирнов. Посадские люди и их классовая борьба до середины XVII века. Т. 1. М. 1948, стр. 416.

стр. 216


лов на берегу Камы. Первоначально промыслы были открыты братьями Калинниковыми из Вологды на р. Боровке, в 5 км от современного Соликамска. В 1430 году завели промыслы на р. Усолке13 . Территория между Боровкой и Усолкой была местом расположения многих соледобывающих поселков, слободок, крестьянских варниц, часовен и вотчин, которые в совокупности составляли Соль Камскую. В XVI в. на Усолке появился Вознесенский мужской монастырь со своим поселком, мельницами и варницами. Постепенно Соль Камская превращается в торговый и перевалочный пункт, так как купцы из разных областей России приезжали сюда за солью. Среди жителей Соли Камской в XVI-XVII вв. встречались "кузнецы, сапожники, кожевенники, лучники, лодейщики, серебряники, рыбники"14 , которые жили иногда специализированными артелями. Соликамские поселки часто разорялись и сжигались башкирами, сибирскими татарами, вогулами, так как почти никакой охраны тогда еще не было.

В 1570-е годы на надпойменной террасе Усолки, в 2 км от Камы, были основаны крепость и посад15 , Первую называли обычно острогом16 . Его расположение и название свидетельствуют о том, что крепость не была центральным элементом города, как кремли в других русских городах. Явно отдельно от нее стоял посад. Этот посад был невелик. В 1579 г. во время первой переписи на посаде имелось 190 дворов и 27 лавок, проживали 406 человек, были заведены съезжая, судная изба и таможенная, стояли дом воеводы и дом "чердынца". В 1623 г. там насчитывалось уже 520 человек17 . У посадских на берегу Усолки находились варницы, кузницы, винокурни. В 1624 г. рядом с посадом и острогом насчитывалось 38 варниц18 . Их-то расположение в тесном соседстве с "городком", связанное с ограниченностью городских земель, и являлось причиной многочисленных пожаров. В 1672 г. при очередном пожаре сгорели острог, посадские стены, дворы и церкви этого "городка". В дальнейшем посад не имел укреплений и разорялся не только татарами и башкирами, но также служилыми людьми русских вотчинников и монастырей19 . Торговля же велась независимо от "города-посада". На специально отведенном участке на берегу Камы разместились дворы и склады приезжих купцов и посадских жителей возле общей пристани Соли Камской, в которой "город-посад" был лишь одним из поселений20 .

Приведенные данные о Чердыни и Соликамске указывают на формирование новых систем городского расселения в результате новых же социально- экономических факторов и своеобразия природных условий Прикамья. Элементы этой системы ("город-посад", крепость, монастырь, слободские и торговые селения), будучи самостоятельными административными единицами, имели самые различные черты, в чем-то схожие с городскими по типу, но существенно отличавшиеся от черт, присущих традиционным русским городам. Добавим, что в Верхнем Прикамье в XVI-XVII вв. осуществлялось еще и частное градостроительство. Такие селения, как Кай, Орел, Камгород, Канкор, Усолье, были созданы Строгановыми на правом берегу Камы. Все они лежат в районе современного Усолья (за исключением Кая)21 . Эти поселения представляли собой небольшие крепости, которые использовались как для складирования соли и меха, так и в качестве феодальных резиденций.

Что же было присуще частному градостроительству? Речь идет о пространственных образованиях городского типа, где крепость и соледобывающие крестьянские слободки составляли город как единое целое. Крепость имела одну, непроизводственную функцию, и ее существование без соседних поселков было бессмысленно, так как военными "городками" верхнекамские крепости являлись лишь в исключительных случаях. Например, Усолье было основано в 1606 г, как поселение при соляных промыслах. Город начал свою историю как один из центров солеварения, организованного Строгановыми. Это селение можно рассматривать как трехчастную систему - крепость с административными и культовыми сооружениями, дома именитых людей и промыслы (Верхние и Нижние); вокруг которых группировались слободки22 . То же самое пред-


13 "Памятники истории и культуры Пермской области", стр. 64.

14 М. Н. Тихомиров. Указ. соч., стр. 463.

15 "Памятники истории и культуры Пермской области", стр. 64.

16 В. Н. Шишонко. Указ. соч. Кн. II. Пермь. 1881, стр. 146.

17 Там же. Кн. I, стр. 82.

18 Там же. Кн. II, стр. 260 - 264.

19 П. П. Смирнов. Указ. соч., стр. 217- 218.

20 М. Н. Тихомиров. Указ. соч., стр. 463.

21 Там же, стр. 460 - 462.

22 "Памятники истории и культуры Пермской области", стр. 67 - 68.

стр. 217


ставляли собой другие промысловые города, названные выше. Итак, если в Чердыни и Соликамске образование пространственных городских систем с центрами в виде "города-крепости" или "города-посада" можно считать результатом стихийного развития, то в данном случае имела место целенаправленная организация производства и расселения. Развивавшиеся производственные промыслы и различные неукрепленные поселения городского типа изменили облик местных городов в целом, сократив размеры кварталов, заключенных в "городские" стены.

После покорения Казани в середине XVI в. значительно оживилась экономическая жизнь в Нижнем и Среднем Прикамье. Нижняя Кама открывала новые возможности для переселения крестьян из центральных и южных областей России. Необходимость создания опорных пунктов на Каме и ее притоках вызвала во второй половине XVI в. строительство ряда небольших укрепленных военно-сторожевых и административных поселений - крепостей, острогов, "городков", "пригородков". Они появились в Бетьках, Рыбной Слободе (современной), Шешминске, Ахтачинске, Мензелинске, Сарапуле, Осе23 . Оса - крепость, основанная на месте Городища на берегу Осинки, в 2 км от Камы, служила для защиты русских поселений Прикамья. Возле самой крепости вскоре образовалась Ново-Никольская слобода. В 1595 г. в ней поселились 84 пришельца из Калуги, Устюга и Кайгорода. Здесь же появился Спасо-Преображенский монастырь24 . К середине XVII в. рядом возникли еще две слободы - Подгорная и Камская25 . Они, как и Ново- Никольская (Дворцовая Осинская), в отличие от городских слобод, были самостоятельными административными единицами, крепость же и не должна была являться городским центром, ибо оставалась чисто военным поселением.

Возле Сарапульской крепости, расположенной на Каме, в конце XVI в. также образовалось несколько поселений: село Вознесенское (у самой крепости) и на реках Большой и Малой Сарапулке. В устье последней вырос монастырь со своими слободками. На Старцевой Горе появились небольшие селения беглых крестьян. Затем вследствие того, что неподалеку от Вознесенского существовала переправа через Каму, на противоположном берегу были основаны новые русские селения. Все они, расположившиеся в тесном соседстве с Сарапульской крепостью, не были, как и в Осе, городскими слободами, а носили звания сел, деревень и слободок. Вообще возле почти всех таких построенных крепостей появились села и слободы. Однако русские поселения возникали и в местах, где крепостей не было: в Елабуге, Набережных Челнах, Мамадыше. Благоприятные природные условия и наличие водных коммуникаций способствовали быстрому заселению прибрежья Камы. Одним из первых появилось укрепленное село Тресвятское в Елабуге (вторая половина XVI в.). Оно расположилось так, что не было заметно с Камы в 1,5 км от нее, на притоке Тойме26 . А на Елабужском городище - старом булгарском городке был основан Троицкий монастырь. Рядом появилось русское село Подмонастырка. Монастырь расположился на высоком берегу Камы, в устье Тоймы. Вскоре в районе Елабуги выросло много селений. В одном из них, Тресвятском, в 1623 г. проживало 700 человек27 .

Набережные Челны сложились к началу XVII века. Выходцы из приелабужских селений, объединившись в общину, переправились па противоположный берег Камы и основали село Мыс Челны, у впадения Мелнкески в Челнинку. Далее почти вплотную возникли новые селения, причем одно из них, село Бережные Челны, расположилось па низком берегу Камы. Поселения находились в столь тесном соседстве, что их назвали в совокупности Набережными Челнами28 . По мере роста таких сел и деревень, развития сельского хозяйства и ремесла, вовлечения местного населения в товарно-денежные отношения некоторые поселки аграрно-промыслового характера, расположенные па пересечении водных и сухопутных дорог, перерастают в локальные торговые центры. Торговля носила характер посредничества между производителями и государственными закупщиками - проезжавшими по Каме купцами из больших городов - и, в свою


23 Г. И. Перетяткович. Поволжье в XVII-XVIII вв., стр. 83 - 85, 129 - 130.

24 В. Н. Шишонко. Указ. соч. Кн. I, стр. 117.

25 См. В. Н. Шишонко. Переписные Осинские книги князя Ив. Дашкова 1618 г. Пермь. 1879.

26 Н. И. Шишкин. История г. Елабуги с древнейших времен. Елабуга. 1901, стр. 15 - 17.

27 Н. Блинов. Сарапул и Среднее Прикамье. Сарапул. 1908, стр. 13.

28 Г. И. Перетягкович. Поволжье в XVII-XVIII вв., стр. 118 - 119.

стр. 218


очередь, стимулировала дальнейшие перемены в занятиях жителей Прикамья. Среди них появляются иконописцы, портные, сапожники, перевозчики29 . Получили развитие кожевенное и кузнечное дело, мукомолье, винокурение, судостроение. Поселения, расположенные по соседству с торговыми пристанями, приобретают характер городских слобод.

В начале XVII в. торгово-промысловые центры названного типа существовали в Сарапуле, Набережных Челнах, Елабуге, Осе, Мамадыше, Меизелшске (до его преобразования в город-крепость на Закамской "засечной земле" в 60-е годы XVII в.)30 . У пристаней приезжие купцы основывали "откупные промыслы", и тогда поселения превращались в торгово-заготовительные слободы: Вознесенское в Сарапуле, Тресвятское в Елабуге, Камская слобода в Осе, Бережные Челны в Набережных Челнах. Численность населения этих слобод значительна. Например, в 1723 г. в Вознесенском было более 1 тыс. человек31 . Имелись там и немалые торговые площади. Так, в Вознесенском размер торгов равнялся полутора гектарам. Появление торгово- промысловых поселений привлекало пристальное внимание Москвы. Государство сооружало новые крепости, в том числе на территории Мамадыша, Елабуги и Набережных Челнов. Историки прошлых веков связывали их появление с необходимостью защищаться от набегов ногайцев. Современные авторы уточняют, что, например, в Мамадыше острог был построен "формально для защиты от ногайцев, а в действительности от напора тяглого населения в моменты обострения классовых противоречий"32 . После возведения этих крепостей торговые села не становятся городами (как и крепости, известные своими "острогами" и "кремлями"), ибо население дворцовых слобод не становится посадским и не возникают посады, которые вместе с крепостью образовывали обычный русский город того времени. Торговые свободные села потому и становятся дворцовыми, что крепостной строй тормозил появление городов. В этом и заключается смысл официальной записи, что в 1658 г. "городов Сарапула и Елабуги еще не существовало"33 : экономические центры появились, а соответствующего звания не получили. Вообще нижнекамские и среднекамские городские поселения обрели статус городов только в конце XVIII или даже в начале XIX века.

Еще в первой половине XVII в. на территории Набережных Челнов был построен город Челны. Он состоял из крепости и двух солдатских слобод с населением всего в 80 человек; "воздвигнут был при впадении р. Челнинки в Каму; стоял он на горе над последнею рекою, окружен был со всех сторон тарасным валом и сверх того с двух сторон, обращенных к земле, рвом, около которого вбиты были надолбы; кругом города по рву выстроены были шесть башен, из которых четыре угловые были глухие, а две в середине - с проезжими воротами"34 . Крепость занимала территорию в 2,4 гектара. Возле крепости солдаты выстроили церковь. Отметим, что вовсе не торговая слобода Бережные Челны, расположенная вблизи от крепости, а хлебопашеское русское село Мыс Челны именуется в 1653 г. "посадом" города Челны35 . Жители торговых поселений представляли разные народности: татар, удмуртов, башкир, а сами поселения состояли из нескольких торговых и промысловых сел и слобод, включая татарские городские поселки (согласно царскому указу, татары не имели права жить в собственно городах).

После покорения Казанского царства и освоения русскими людьми Прикамья ряд бывших татарских поселков городского типа, в том числе Казань, пришли временно в упадок. Однако это не означает, что татары, издавна занимавшиеся торговлей, ремеслами и промыслами, стали исключительно земледельцами, а развитие городской культуры было приостановлено. Имела место серьезная цивилизаторская роль России в отношении социально-экономического развития народов Среднего Поволжья и Приуралья 36 . Местные, в первую очередь татарские, торговцы, ремесленники и промысловики, выселенные из Казани и других более южных центров, приняли затем непосредственное участие в экономической жизни Прикамья. Они селились прямо в русских торгово-промысловых пунктах либо по соседству с торговыми пристанями. В одной челобитной 1638 г. среди подписавшихся сарапульцев видим: "Вместо отца своего


29 Там же, стр. 137.

30 "История Татарской АССР", стр. 120.

31 Н. Блинов. Указ. соч., стр. 12 - 13.

32 "История Татарской АССР", стр. 112.

33 В. Н. Шишонко. Пермская летопись... Кн. II, стр. 408.

34 Г. И. Перетяткович. Поволжье в XVII-XVIII вв., стр. 132.

35 Там же, стр. 138.

36 См. К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Т. 27, стр. 241.

стр. 219


Ивана Ижболды сын его Тишка Иванов"37 . Вот скромное свидетельство того, что в Сарапуле жили и татары и он представлял собой нечто большее, чем село Вознесенское да крепость. Возле Лаишево, города-крепости оборонительного кольца на подступах к Казани, в середине XVII в. существовали татарская артель и слободы "инородцев". Население артели составляло 242 человека. При переписи ее включили в границы города, хотя она обладала административной самостоятельностью38 .

Таким образом, можно считать, что образование большинства городов Прикамья в XVI-XVII вв. (таких, как Чердынь, Соликамск, Усолье, Кай, Орел, Оханск, Оса, Сарапул, Набережные Челны, Елабуга, Мамадыш) явилось результатом не "посадского строительства", а естественного образования промыслово-торговых центров. Определяющими факторами этого развития были стихийность заселения Прикамья, разно-этнический состав населения, некоторые материальные предпосылки в виде предшествующей культуры и зарождения новых социально-экономических стимулов, природные условия Прикамья. Строительство большого числа укреплений - крепостей, острогов, "городков", а также "пригородков" и посадов - не означало еще образования городов. Эти элементы были лишь "управленческой частью" городских систем. Таможенные укрепления можно сравнивать с "замками" (но не с кремлями старых русских городов), а поселения при этих городских системах - торговые, промысловые, монастырские села и слободы - со слободами городов. Образования городского типа XVI-XVII вв. по своей структуре выходили за рамки традиционного русского города: они имели большую пространственную протяженность, включали в себя значительные природные элементы и сами как бы "растворялись" в этом природном окружении. Такова их главная специфика.


37 Н. Блинов. Указ. соч., стр. 12.

38 См. "Город Лаишев в XVI-XVII вв.". Казань. 1898.


© biblio.kz

Permanent link to this publication:

https://biblio.kz/m/articles/view/РОСТ-ГОРОДОВ-ПРИКАМЬЯ-XVI-XVII-ВВ

Similar publications: LKazakhstan LWorld Y G


Publisher:

Қазақстан ЖелідеContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://biblio.kz/Libmonster

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

Ф. М. МАНСУРОВА, РОСТ ГОРОДОВ ПРИКАМЬЯ (XVI - XVII ВВ.) // Astana: Digital Library of Kazakhstan (BIBLIO.KZ). Updated: 14.12.2017. URL: https://biblio.kz/m/articles/view/РОСТ-ГОРОДОВ-ПРИКАМЬЯ-XVI-XVII-ВВ (date of access: 23.12.2024).

Publication author(s) - Ф. М. МАНСУРОВА:

Ф. М. МАНСУРОВА → other publications, search: Libmonster KazakhstanLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Қазақстан Желіде
Астана, Kazakhstan
1860 views rating
14.12.2017 (2566 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes
Related Articles
"КОННОГОЛОВЫЕ" ЖЕЗЛЫ И КУЛЬТ КОНСКОЙ ГОЛОВЫ В СЕВЕРО-ЗАПАДНОЙ АЗИИ ВО II ТЫС. ДО Н. Э.
3 hours ago · From Urhan Karimov
НОВОЕ ИЗВАЯНИЕ РАННЕГО ЖЕЛЕЗНОГО ВЕКА ИЗ САРЫ-АРКИ
3 hours ago · From Urhan Karimov
ПАЛЕОЛИТ ДЖУНГАРИИ (СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ КИТАЙ): ПО МАТЕРИАЛАМ МЕСТОНАХОЖДЕНИЯ ЛОТОШИ
Catalog: История 
4 hours ago · From Urhan Karimov
визит Президента в Смарт-центр
19 hours ago · From someone
ПЕРСПЕКТИВЫ ЛЕВАНТА В СВЕТЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕРЕХОДА ОТ СРЕДНЕГО К ВЕРХНЕМУ ПАЛЕОЛИТУ
Catalog: История 
2 days ago · From Urhan Karimov
DAVID LAZAREVICH BRODYANSKY - 75 YEARS OLD
2 days ago · From Urhan Karimov
КАСАР-КУРУГ: ЗАПАДНАЯ СТАВКА УЙГУРСКИХ КАГАНОВ И ПРОБЛЕМА ИДЕНТИФИКАЦИИ ПОР-БАЖЫНА
2 days ago · From Urhan Karimov
К ВОПРОСУ О "ВОСТОЧНОМ" НАПРАВЛЕНИИ КУЛЬТУРНЫХ СВЯЗЕЙ НАСЕЛЕНИЯ СЕВЕРА СРЕДНЕГО ПОВОЛЖЬЯ В ЭПОХУ БРОНЗЫ
Catalog: История 
2 days ago · From Urhan Karimov
EXPERIENCE IN STUDYING WOODEN BURIAL STRUCTURES DURING EXCAVATIONS OF ARCHAEOLOGICAL SITES
Catalog: История 
2 days ago · From Urhan Karimov
ПОГРЕБАЛЬНО-КУЛЬТОВЫЙ КОМПЛЕКС АЛАКУЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ВОСТОЧНОМ ОРЕНБУРЖЬЕ
2 days ago · From Urhan Karimov

New publications:

Popular with readers:

News from other countries:

BIBLIO.KZ - Digital Library of Kazakhstan

Create your author's collection of articles, books, author's works, biographies, photographic documents, files. Save forever your author's legacy in digital form. Click here to register as an author.
Library Partners

РОСТ ГОРОДОВ ПРИКАМЬЯ (XVI - XVII ВВ.)
 

Editorial Contacts
Chat for Authors: KZ LIVE: We are in social networks:

About · News · For Advertisers

Digital Library of Kazakhstan ® All rights reserved.
2017-2024, BIBLIO.KZ is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Kazakhstan


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of affiliates, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. Once you register, you have more than 100 tools at your disposal to build your own author collection. It's free: it was, it is, and it always will be.

Download app for Android