Libmonster ID: KZ-2722

Настоящая работа посвящена трагическому эпизоду истории доисламской Аравии - резне арабов Бану Томим в сасанидской крепости ал-Мушаккар. Сведения об этом событии в источниках носят легендарный характер. Однако анализ этих повествований в сравнении между собой и с другими данными дает возможность приблизительно датировать эти события и представить себе их ход.

Ключевые слова: тамимиты, Хосров I Ануширван, политика Сасанидов в Аравии.

Кровавая расправа над арабами союза племен Бану Тамим (тамимитами) в крепости ал-Мушаккар1, известная как "день ал-Мушаккара" (йаум ал-Мушаккар)2, - один из наиболее драматичных эпизодов истории доисламской Аравии. Гибель многих людей, доверившихся ложному приглашению, надолго осталась в памяти арабов; нарративные источники донесли сообщение о ней и до нас. Но, как это нередко бывает, в повествованиях о событиях раннего средневековья источники сильно расходятся между собой. В настоящей работе будет сделана попытка восстановить и объяснить это событие.

В сообщениях источников о "дне ал-Мушаккара" можно выделить три сюжетные линии. Одна из них представлена в монументальном историческом трактате ат-Табари (838/839-923), откуда ее почерпнул другой выдающийся ученый и мыслитель исламского мира Ибн Халдун (1332-1406). Согласно ей, после завоевания Сасанидами Йемена3 новоприобретенными землями некоторое время управлял персидский полководец, возглавивший завоевательный поход, - Хварразад, сын Нарсе, более известный как Вехриз. Собрав с местного населения подати, он отослал их правившему в то время сасанидскому царю Хосрову I Ануширвану (531-579). Когда снаряженный Вехризом караван вступил в область тамимитов, те стали помышлять о нападении на него, но сперва отказались от этой идеи.

Тем временем караван достиг земель племени Бану Йарбу, которое принадлежало к союзу племен Бану Тамим. Некий Сасаа Ибн Наджийа, обращаясь к йарбуитам, сказал, что дальше караван пойдет через земли арабов-бакритов (Бану Бакр), которые разграбят его, а затем используют захваченные сокровища для борьбы против них. Поддавшись на эти уговоры, йарбуиты напали на караван и разграбили его. Самому Сасае

1 В трудах мусульманских географов ал-Мушаккар предстает как крепость на Бахрейне, который тогда включал в себя не только остров, но и расположенные поблизости территории Аравийского полуострова. В одном из описаний Мушаккар - большой древний город на холме; в середине его находится цитадель (кала). Несмотря на встречающееся иногда мнение, ал-Мушаккар, видимо, не был тождествен с центром области Хаджар [Kitab..., 1889, с. 52; Yaqut al-Rumi, 1957, т. V, с. 134-135; Муджам..., 1983, с. 1232-1233].

2 В источниках встречается также наименование йаум ас-сафка, что для данного случая следует переводить как "день закрытых ворот". Такой перевод следует из содержания рассматриваемых далее рассказов.

3 В подготовленной автором этих строк монографии показано, что это завоевание следует относить к 572 г. [Мишин, 2014].

стр. 5
досталась корзина со слитками серебра, а некоему ан-Натифу из племени Бану Салит (о нем см. ниже) - переметная сума с драгоценными камнями, которую впоследствии называли "сокровищем ан-Натифа". Те, кто сопровождал караван, укрылись в Йемаме у человека по имени Хауза Ибн Али ал-Ханафи4; он дал им убежище, а затем отвез к Хосрову. При царском дворе Хауза снискал благосклонность Хосрова, и тот пожаловал ему парчовую одежду и украшение из жемчуга, которое было укреплено на его голове. Из-за этого арабы прозвали Хаузу "обладателем короны" (зу-т-тадж).

Хосров первоначально собирался послать против тамимитов войска, но приближенные разубедили его, говоря, что в пустынных землях Аравии с колодцами с водой сомнительного качества его воины погибнут. Царю рекомендовали написать сасанидскому наместнику Бахрейна Азад-Перозу, сыну Гушнаспа (у арабов он был известен как ал-Мукабир, т.е. в буквальном переводе "Секущий", так как в случае войны безжалостно карал пленных, отсекая им руки), и велеть ему поголовно истребить тамимитов. Хосров так и поступил, отправив наместнику письмо; с посланцем царя поехал Хауза. Приблизительно в то время тамимиты приехали в Хаджар, главный город Йемамы, за съестными припасами. Наместник объявил, что сасанидский царь послал им продовольствие, и пригласил в крепость ал-Мушаккар, где оно хранилось. Эту крепость при Хосрове отстроил некий персидский вельможа по имени Васак, сын Мехбуда. Когда тамимиты вошли в крепость, Азад-Пероз со своими людьми напал на них, перебил мужчин и взял в плен юношей и подростков; их увезли в Персию [Annales..., 1964, с. 985-986; Тарих Ибн Халдун, 2000, т. 2, с. 210-211].

Две другие, очень похожие друг на друга версии обнаруживаются в "Книге песен" (Китаб ал-агани) Абу-л-Фараджа ал-Исфахани (ум. в 976) и историческом своде Ибн ал-Асира (1160-1233). Последний заимствует историю Сасанидов у ат-Табари. Но рассказ о "дне ал-Мушаккара" у Ибн ал-Асира, как и в параллельных источниках - трактатах Ибн Абд Раббихи (860-940) и ан-Нувайри (ум. в 1332/1333), включен в цикл "дни арабов" (аййам ал-араб), который, как он сам отмечает, представляет собой дополнение к повествованию ат-Табари [Ал-Камил..., 1987, с. 391]. Абу-л-Фарадж указывает на свои источники, среди которых названы трактаты видных знатоков арабских древностей Абу Убайды Муаммара Ибн ал-Мусанны (ум. в 824/825 или 828/829) и Ибн Хабиба5 (у ан-Нувайри назван только Абу Убайда).

В обоих источниках события разворачиваются в правление не Хосрова 1 Ануширвана, а его внука - Хосрова II Парвиза (590 или 591-628). Сасанидский наместник Йемена Бадан отправил к царю караван с различными ценностями (у Абу-л-Фараджа - одеждами, мускусом, амброй и богато украшенными поясами). В пути караван подвергся нападению. Здесь повествования Абу-л-Фараджа и Ибн ал-Асира несколько расходятся. Изложение Ибн ал-Асира очень напоминает рассказ ат-Табари. Оставшиеся в живых провожатые каравана укрылись у Хаузы Ибн Али ал-Ханафи, который здесь именуется правителем Йемамы. Тот отправил их к Хосрову, который щедро вознаградил его и, в частности, пожаловал корону. Вслед за этим Хауза был послан к ал-Мукабиру, чтобы совместно с ним бороться с тамимитами. У Абу-л-Фараджа рассказ несколько подробнее, хотя Хауза в нем не фигурирует. По словам Абу-л-Фараджа, караван сопровождали арабы из племени Бану Джуайд. В пути на караван напало племя Бану Ханзала, входившее в состав Бану Йарбу. Абу-л-Фарадж называет по именам некоторых из нападавших; среди них Наджийа Ибн Укал и ан-Натиф Ибн Джубайр, что определенно коррелирует с рассказом ат-Табари. Персидские воины асавира6, стоявшие в Хаджаре

4 Ал-Ханафи значит "из племени Бану Ханифа".

5 Очевидно, имеется в виду Мухаммад Ибн Хабиб (ум. в 850/860), автор дошедших до нас трактатов ал-Мунаммак и ал-Мухаббар (и то, и другое можно перевести как "Изящное изложение").

6 Асавира - арабизированная форма среднеперсидского асваран (всадники). В сасанидском войске всадниками были в основном представители средней и мелкой знати - азады.

стр. 6
под командованием ал-Мукабира7, выступили против Бану Йарбу, но потерпели поражение и с большими потерями вернулись назад. Но заканчиваются оба рассказа почти одинаково. Персы объявили, что в ал-Мушаккаре для тамимитов приготовлено угощение, и пригласили их в крепость. Прибывших арабов впускали по одному или мелкими группами и немедленно убивали. В рассказе Абу-л-Фараджа некий Хайбари Ибн Убада понял, в чем дело, и высказал соплеменникам страшную догадку. Оставшиеся в живых тамимиты поспешно бежали [Китаб ал-агани..., 1905, т. 16, с. 75; Ал-Камил..., 1987, с. 492-493; Нихайат..., 2004, с. 311].

Третья версия приводится в той же "Книге песен", но со ссылкой на другие источники. Абу-л-Фарадж ссылается на историка и знатока родословных Хишама Ибн ал-Калби (род. около 737, ум. приблизительно в 819-821), труды которого были важным источником информации и для ат-Табари, но утверждается, что последний почерпнул этот рассказ у человека, известного как Хаммад Повествователь (Хаммад ар-равийа; о нем см. ниже). Согласно этому рассказу, Хосров отправил Бадану (из упоминания о нем видно, что речь идет о Хосрове II Парвизе. - Д. М.) в Йемен груз дерева, использовавшегося для изготовления луков и стрел8. Караван вышел из сасанидской столицы Ктесифона и прибыл в Хиру. Имевший там резиденцию царь из арабской династии Лахмидов ан-Нуман III9, подчиненный Сасанидам (и впоследствии казненный по приказу Хосрова II Парвиза), отправил его далее под охраной арабов из племенных союзов Бану Рабиа и Бану Мудар. Они доставили караван к Хаузе Ибн Али ал-Ханафи, который должен был довести его до границ земель своих соплеменников Бану Ханифа и передать арабам племени Бану Саад. Последние должны были за вознаграждение препроводить караван далее в Йемен. Но Хауза решил не платить тамимитам и, уговорив персов, повел караван сам. Они достигли Хаджара, однако затем Бану Саад, поняв, что Хауза фактически лишил их вознаграждения, напали на караван, перебили некоторых из персов, взяли в плен Хаузу и разделили добычу между собой. Хауза смог договориться, чтобы его освободили за выкуп в триста верблюдов, причем Бану Саад, не доверяя ему, ездили вместе с ним в Хаджар.

Далее повествование очень напоминает ранее рассмотренные рассказы. Хауза укрыл у себя отпущенных Бану Саад персов, а затем отвез их к Хосрову. Сасанидский царь пожаловал ему парчовую одежду, расшитую золотом и жемчугом, а также шапку ценой в тридцать тысяч дирхемов (сасанидских драхм). Вслед за этим Хосров послал Хаузу в ал-Мушаккар вместе с каким-то персом из Ардашир-хваррага10. Бану Саад ложными обещаниями заманили в крепость; было объявлено, что они должны входить в одни ворота, а выходить через другие. Их поодиночке впускали в крепость, где тут же убивали по приказу ал-Мукабира. Примечательно, что и в этой версии появляется Хайбари Ибн Убада. Но здесь он не только сообщает соплеменникам о массовом убийстве. В крепость входили по откидному мостику, крепившемуся на цепи, которую держал персидский воин. Выхватив меч, Хайбари перерубил и меч, и руку воина, и для тех, кто еще оставался снаружи, вход в крепость был закрыт. Нечто подобное мы видим и у Ибн ал-Асира: один из арабов, Бану Абс, перерубил мечом цепи и вырвался из ал-Мушаккара. Именно после этого ал-Мукабир распорядился закрыть ворота и перебить всех, кто находился внутри крепости [Китаб ал-агани..., 1905, т. 16, с. 75-76].

Хотя различия в представленных рассказах очевидны, они не дают оснований ставить под сомнение реальность резни в целом. Отдельные части сюжета подтверж-

7 В использованном мною издании "Книги песен" ал-Мукабир именуется К.з.ар.дж.р., в чем, как представляется, следует видеть искаженное до неузнаваемости Азад-Гушнасп (Азад-Джушнаш в арабской передаче).

8 В издании стоит форма, состоящая из букв та, ба, айн и алиф; последняя, однако, указывает только на то, что слово стоит в объектном надеже. Эта форма совершенно не подходит к контексту и может быть объяснена единственно тем, что произошла графическая ошибка и следует читать нун - ба - айн - алиф, т.е. наба со значением, указанным в тексте.

9 О датах правления ан-Нумана III см. прим. 14.

10 Совр. Ардашир-хоррэ.

стр. 7
даются другими источниками. Историк мусульманских завоеваний ал-Балазури (ум. в 892), рассказывая об ал-Мукабире11, сообщает, что Хосров в свое время послал его против тамимитов, когда те разграбили его караван [Liber..., 1863, с. 85]. Ибн Дурайд (837/838-933/934) в своем труде о родословных арабов "Книга о происхождении названий племен" (Китаб ал-иштикак) упоминает о племени Бану Салит, входившем в состав Бану Йарбу и более крупного племенного союза Бану Тамим. При этом сообщается, что однажды Бану Йарбу напали на караван, который Бадан послал Хосрову из Йемена. Среди нападавших был некий ан-Натиф из Бану Салит. При дележе добычи он попросил отдать ему одного верблюда, на которого была навьючена корзина. Верблюд был отдан ему, и в корзине обнаружились драгоценности, которые впоследствии получили название "сокровище ан-Натифа" [Ал-Иштикак..., 1991, с. 226]. Согласно Ибн Абд Раббихи (он в этом месте ссылается на Абу Убайду) и Ибн ал-Асиру, история с истреблением тамимитов имела продолжение. На них, ослабевших после резни, попытались напасть соседние племена. Однако тамимиты разгромили их в сражении, известном как "вторая битва при ал-Кулабе" [Китаб ал-икд..., 1965, с. 226-231; Ал-Камил..., 1987, с. 493-495; Нихайат..., 2004, с. 311-315].

Хорошо известны в литературе и некоторые упомянутые выше исторические персонажи. Об ал-Мукабире подробно рассказывает Хамза ал-Исфахани (писал во второй половине X в.). В его описании ал-Мукабир, именуемый "Дад12-Пероз, сын Гушнаспа", предстает как правитель Бахрейна и Омана вплоть до Йемамы и Йемена. Он не пропускал арабов к Евфрату (букв. - не давал им пить оттуда воду), принимал дань, когда они приносили ее, а если они восставали - жестоко карал, калеча пяты [Hamzae..., 1844, с. 138]. Что касается Хаузы, то представленные выше рассказы подкрепляются сведениями Хишама Ибн ал-Калби. В его "Книге родословных" повествуется, что Хауза Ибн Али, принадлежавший к племени Бану Ханифа, служил Хосрову (не указано, идет речь о Хосрове I Ануширване или о Хосрове II Парвизе), возя почту, которую отправляли в Награн (Наджран). Хосров пожаловал ему шапку ценой в тридцать тысяч драхм [Насаб..., 1987, с. 63]. К Хаузе как к одному из правителей Йемамы около 628 г. было направлено посольство пророка Мухаммада13.

Сведения о Хаузе - исходный пункт для определения хронологии рассматриваемых событий. Если принимать изложенную выше версию ат-Табари, они должны были состояться не позднее осени 578 г. Хосров I Ануширван умер весной 579 г., а зимой караван едва стали бы посылать. Но тогда Хауза должен был стоять у власти самое меньшее полвека. Очевидная неправдоподобность этой гипотезы заставляет предпочесть те версии, где речь идет о Хосрове II Парвизе. Но Абу-л-Фарадж отмечает, что к моменту битвы при Зу Каре Хосров уже перебил тамимитов и арабы боялись его [Китаб ал-агани..., 1905, т. 20, с. 135]. Датировка сражения при Зу Каре остается неясной, но его мож-

11 У ал-Балазури он фигурирует под именем Фируз (т.е. Пероз), сын Дж.ш.и.ш-а, но эта последняя форма - не что иное, как неверно написанное Дж.ш.н.ш (Гушнасп).

12 Это Дад кажется ошибкой; правильнее читать Азад.

13 Согласно датировке, которую даст ат-Табари, это произошло в месяце зу-л-хиджджа 6 года хиджры [Annates..., 1964, с. 1559-1561], т.е. в апреле или самом начале мая 628 г., вскоре после худайбийского соглашения. Датировка у ат-Табари в общем соответствует дате в другом источнике историческом своде Халифы Ибн Хаййата (ум. в 854/855), где посольство к Хаузе относится к 6 г.х. [Тарих..., 1967, т. 1, с. 41]. Биограф Мухаммада Ибн Исхак (ум. в 761 или 767) сообщал, что пророк отправил посольства к правителям, в том числе и к Хаузе, вскоре после худайбийского соглашения [Das Leben..., 1859, с. 971; Annales..., 1964, ser. I, с. 1559]. У Ибн Саада (ум. в 844/845) посольство датируется месяцем мухаррам 7-го года хиджры (май-июнь 628) [Ibn Saad, 1917, с. 15]. Но вопрос о датировке посольств остается открытым. Сомнения в датах, указанных у мусульманских авторов, изложены О. Г. Большаковым, а позднее М. В. Кривовым [Большаков, 2000, с. 152-154; Кривое, 2006, с. 146-148]. К их аргументам можно добавить еще один: согласно рассказам перечисленных выше мусульманских историков, Мухаммад направил посольство и к Хосрову II Парвизу. Последний, однако, был свергнут в конце февраля 628 г. и не мог, следовательно, изорвать послание Мухаммада (как об этом пишут мусульманские историки [Ibn Saad, 1917, с. 16; Annates..., 1964, с. 1571]), если оно было послано весной того же года.

стр. 8
но приблизительно отнести к первой половине или середине 613 г.14 Резня в Мушаккаре, следовательно, произошла до этого времени. Правда, если принимать рассказ Хаммада Повествователя, "день ал-Мушаккара" можно отодвинуть по времени еще дальше, на отрезок между 592 г., датой фактического прихода к власти Хосрова II, и 605 г., когда был казнен ан-Нуман III. Но тогда необходимо дать ответ на следующий вопрос. Племя Бану Йарбу занимало при Лахмидах особое положение; его представителям принадлежала должность ридф-а, или радиф-а, - высшего сановника государства. Трудно понять, почему верхушка такого племени допустила захват принадлежащего Сасанидам имущества и отчего Хосров II не поручил ан-Нуману восстановить порядок во владениях Лахмидов, а вместо этого предпочел действовать через Хаузу, обладавшего, судя по всему, меньшим военным потенциалом, чем правители Хиры, и наместника Бахрейна. Логичнее считать, что резня на Бахрейне произошла после казни ан-Нумана и прекращения существования Лахмидского государства, когда Бану Йарбу уже не были обязаны хранить верность Лахмидам и Сасанидам. Возвращаясь к Хаузе, можно сказать, что датировка "дня Мушаккара" тем правдоподобнее, чем ближе она ко времени посольства Мухаммада. Следовательно, вернее всего считать, что резня в ал-Мушаккаре состоялась незадолго до 613 г. Рассказ Хаммада Повествователя вызывает вопросы и по другим причинам. Само его разительное отличие от других версий не может не настораживать. К тому же достоверность сообщений Хаммада подвергалась сомнению уже в средневековую эпоху. Ибн Саллам (ум. в 845/846), написавший трактат об арабских поэтах, считал, что Хаммад приписывал стихи одних авторов другим, добавлял от себя и т.д. [Табакат..., 2001, с. 40]. Но приписывать все расхождения в источниках только ошибкам Хаммада вряд ли правильно: маловероятно, чтобы весь его рассказ был от начала и до конца вымыслом, тем более что кое в чем он соответствует другим известиям. Скорее правильно другое: известия о действительно имевших место событиях произвольно и подчас

14 Высказанный выше тезис нуждается в объяснении. В битве при Зу Каре верными Сасанидам арабами командовал наместник Хиры Ийас Ибн Кабиса. В рассказах об этом сражении сказано, что Ийас, явившись после поражения к Хосрову II, испугался кары и доложил о победе над врагами - арабами Бану Бакр, после чего немедленно уехал [Китаб ал-агани..., 1905, т. 20, с. 138; Китаб ал-икд..., 1965, с. 264-265]. Хосров вскоре узнал правду: сасанидские войска и верные ему арабы потерпели поражение. Восточные авторы утверждают, что Ийас был наместником бывших владений Лахмидов 7 или 9 лет, а до него в течение 22 лет (у Ибн Хабиба и Бируни) или 7 лет 8 месяцев при Хормизде IV и 14 лет 4 месяцев при Хосрове II (у Хамзы ал-Исфахани и ат-Табари) правил ан-Нуман III ([Hamzae..., 1844, с. 111-112; Garbers, 1952, с. 54; Annates..., 1964, с. 1038; Китаб ал-мухаббар..., б.д., с. 359-360]). При этом мусульманские авторы единодушно указывают, что продолжительность правления Хосрова II - 38 лет [Hamzae..., 1844, с. 16; Annales..., 1964, с. 1045; Ал-Маариф..., 1960, с. 665; Ibn Wadhih..., 1969, с. 196; Китаб ал-мухаббар..., б.д., с. 362]. Известно, что Хосров 11 пришел к власти после длительной междоусобицы и был свергнут 25 февраля 628 г. Стало быть, в хронологии мусульманских авторов междоусобица не принимается в расчет, а время правления Хосрова II считается не от его фактического прихода к власти, а от свержения его отца, Хормизда IV, в конце 590 или начале 591 г. Если так, то ан-Нуман III правил в Хире до первой половины или середины 604 г. В определении срока правления Ийаса источники, как показано выше, расходятся, но более верным представляется утверждение о 9 годах. Следующим правителем бывших владений Лахмидов называется персидский военачальник Азадвех, который, если верить источникам, пробыл там 17 лет (судя по рассказам о мусульманском завоевании, несколько больше. - Д. М.), в том числе 14 лет и 8 месяцев при Хосрове II [Hamzae..., 1844, с. 112; Garbers, 1952, с. 54; Annates..., 1964, с. 1038; Китаб ал-мухаббар..., б.д., с. 360]. Если суммировать указанные сроки, получится: 14 лет 4 месяца (ан-Нуман III), 9 лет (Ийас Ибн Кабиса) и 14 лет 8 месяцев (Азад-вех), что в сумме даст точно 38 лет; утверждение о 7 годах, следовательно, отпадает. Правда, эту хронологию можно оспаривать на основании того, что Ийас Ибн Кабиса появляется в рассказах о подчинении Хиры мусульманам, ведет с ними переговоры и подписывает договор о капитуляции (633 г.) [Liber..., 1863, с. 243; Annates..., 1964, с. 2017, 2039-2044; Тарих..., 1967, с. 86]. Но во всех этих рассказах Ийас предстает не как единоличный наместник, а как один из вельмож. Источники ал-Балазури даже допускают, что речь идет не о нем самом, а о Фарве Ибн Ийасе - видимо, его сыне. Поэтому вполне вероятно, что Ийас Ибн Кабиса перестал быть наместником в начале или середине 613 г., через 9 лет после казни ан-Нумана III. При анализе источников трудно найти лучшее объяснение этому, чем поражение на поле битвы, вследствие которого Хосров II действительно мог сменить наместника на персидского военачальника. Если верна легенда о ложном докладе Ийаса, изложенная выше, гипотеза о смещении Ийаса получает новое подтверждение: Хосров, известный своей подозрительностью, не стал бы держать на посту говорившего ему неправду наместника.

стр. 9
неправильно соединялись воедино, образуя тем самым искаженную картину. Именно так у ат-Табари отправка Вехризом йеменских податей Хосрову 1 Ануширвану соединяется с рассказом о событиях в ал-Мушаккаре.

Сказанное относится и к описанию резни. Подобные сюжеты часто встречаются в восточной литературе. У того же Абу-л-Фараджа есть рассказ о том, как предводитель арабских племен Аус и Хазрадж Малик Ибн Иджлан обратился к гассанидскому царю, именуемому Абу Джубайла, за помощью против иудеев Медины. Царь предпринял поход на город и стал с войском в его окрестностях. Не желая штурмовать укрепленные жилища иудеев, Абу Джубайла пошел на хитрость. Он пригласил предводителей иудеев в какую-то укрепленную постройку; их впускали по одному, а затем убивали. Затем, уже после ухода Абу Джубайлы, Малик точно так же пригласил предводителей оставшихся иудеев на пир; те входили по одному, и их убивали. Один из иудеев, стоявших у дверей его резиденции, заметил, что не слышны голоса приглашенных, и предупредил остальных об опасности [Китаб ал-агани..., 1905, т. 18, с. 96-97]15.

Аналогичный эпизод произошел в 806 г. во владениях мусульман в Испании. Жители города Толедо стремились к независимости от эмира Кордовы. По распоряжению эмира наместник Толедо построил в городе цитадель, где были размещены войска. Затем в цитадели был дан прием для знатных горожан. Чтобы избежать давки, приглашенным предложили входить через одни ворота, а выходить через другие. Их впускали группами приблизительно по десять человек, а затем убивали; трупы сбрасывали в ров. Один из толедцев, поняв, в чем дело, сказал остальным, что поднимавшийся изо рва пар, который сначала объясняли приготовлением угощений, - испарения от крови [Тарих..., 1982, с. 67; Ас-сифр..., 2003, с. 112-113]. Нельзя, разумеется, утверждать, что какой-то один из рассматриваемых эпизодов списан с другого. Но нельзя утверждать, что какие-то красочные детали из разлетевшихся по исламскому миру известий о резне в Толедо не могли быть включены в повествования о событиях в ал-Мушаккаре.

Если считать, что рассмотренные известия хотя бы поодиночке правильны, на их основании можно сделать следующие умозаключения о положении дел в северо-восточной Аравии накануне хиджры. Опорным пунктом Сасанидов был Бахрейн, занятый еще при основателе династии - Ардашире I. Там были крепости с персидскими гарнизонами и переселенцами. Вторгаться в Аравию Сасаниды не желали: такой поход стал бы утомительным для войска и дорогостоящим для державы начинанием, к тому же с неясными шансами на успех: враждебные им арабские племена могли просто откочевать в другие места. По той же причине Хосров I Ануширван первоначально не хотел предпринимать поход в Йемен и решился на этот шаг только в связи с существенным изменением обстоятельств в отношениях с Византией16. Вместо этого Сасаниды предпочитали действовать через верных им предводителей арабов, одним из которых был, очевидно, Хауза Ибн Али ал-Ханафи. Положение, которое занимал последний, можно определить на основании упоминаний мусульманских авторов о пожалованном ему головном уборе, стоившем, согласно Хишаму Ибн ал-Калби, тридцать тысяч драхм. Ан-Нуман III получил от Сасанидов шапку, цена которой составляла шестьдесят тысяч драхм [Китаб ал-агани..., 1905, т. 1, с. 22; Annales..., 1964, с. 1018]. Эти данные отражают отнюдь не богатство арабских правителей. В Сасанидской державе убранство каждого вельможи должно было четко соответствовать его рангу. По некоторым сведениям, существовали особые книги, где указывалось, какие одежду и драгоценности мог иметь тот или иной вельможа. Поэтому из сравнения головных уборов ан-Нумана и Хаузы следует, что сасанидская "табель о рангах" была распространена и на верных персам арабских правителей, причем правитель Йемамы занимал в ней менее высокое место, чем прежде лахмидский царь.

15 Аналогичный рассказ обнаруживается в одной из рукописей дивана (собрания стихов) раннеисламского поэта Хассана Ибн Сабита (ум. ок. 659) [Диван..., 2006, с. 14-15].

16 Доводы в пользу этого утверждения изложены автором этих строк в монографии о Хосрове I Ануширване [Мишин, 2014].

стр. 10
Другое наблюдение относится к арабским племенам. В рассмотренных выше сообщениях Абу-л-Фараджа арабы сопровождают караван с царскими грузами. У Хаммада Повествователя причина конфликта состоит в том, что Хауза не дает им сделать это. Можно с уверенностью предполагать, что за такие услуги арабские племена получали от персов вознаграждение. Вполне возможно, что потеря ими возможности получить его вызвала конфликт, хотя вследствие значительных расхождений между рассмотренными известиями нельзя утверждать, что именно он привел к резне в ал-Мушаккаре.

Итак, в изученном эпизоде отразились многие существенные черты обстановки на северо-востоке Аравийского полуострова доисламской эпохи. Прочно удерживая опорные пункты на Бахрейне, Сасаниды обеспечивали нужную им обстановку во внутренних районах Аравии с помощью верных им правителей и привлеченных - в том числе и через них - арабских племен. Такое положение дел было крайне нестабильным: в любой момент мог произойти конфликт, иногда - и с таким драматичным финалом, как в ал-Мушаккаре. Но подобных эпизодов было немного: по-видимому, Сасанидам в целом удавалось эффективно проводить в жизнь свою политику.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Большаков О. Г. История халифата. Т. I. Ислам в Аравии. 570-633. М.: Вост. лит., 2000.

Кривов М. В. К вопросу о посольстве Дихйи Ибн Халифы в Византию // Византийский временник, N 65. 2006.

Мишин Д. Е. Хосров I Ануширван (531-579), его эпоха и его жизнеописание и поучение в истории Мискавейха. М.: Институт востоковедения РАН, 2014.

Annates quos scripsit Abu Djafar Mohammed Ibn Djarir al-Tabari. Leiden: E.J. Brill, 1964. Ser. I.

Das Leben Muhammed's nach Muhammed Ibn Ishak bearbeitet von Abd al-Malik Ibn Hischam. I Bd. Gottingen, 1859.

Garbers K. Eine Erganzung zu Sachaus Ausgabe von al-Birunis "Chronologic orientalischer Volker" // Documenta islamica inedita. Berlin: Akademie-Verlag, 1952.

Hamzae Ispahanensis Annalium libri X. T. I. Petropoli, Leipzig, 1844.

Ibn Saad. Biographien Muhammeds, seiner Cefahrten und der spateren Trager des Islams bis zum Jahre 230 der Flucht. Bd. I, Theil II. Leiden: E.J. Brill, 1917.

Ibn Wadhih qui dicitur al-Ja'qubi, Historiae.... Leiden: E.J. Brill, 1969. Ps. I.

Kitab al-Masalik wa'l-Mamalik auctore... Ibn Khordadhbeh el Excerpta e Kitab al-Kharadj auctore Kodama ibn Dja'far. Leiden, 1889.

Liber expugnationis regionum auctore... al-Beladsori. Ps. I. Leiden, 1863.

Yaqut al-Rumi. Mu'djam al-Buldan. Beyrouth: Dar Sader, Dar Beyrouth, 1957.

Ал-Иштикак ли... Ибн Дурайд (Происхождение названий... Ибн Дурайда). Бейрут: Дар ал-джил, 1991.

Ал-Камил фи-т-тарих ли... Ибн ал-Асир (Совершенное [изложение] истории... Ибн ал-Асира). Бейрут: Дар ал-кутуб ал-илмиййа, 1987. Т. 2.

Ал-Маариф ли Ибн Кутайба ([Книга] познаний Ибн Кутайбы). Каир: Дар ал-кутуб, 1960.

Ас-сифр ас-сани мин Китаб ал-муктабас ли Ибн Хаййан ал-Куртуби (Второй том Книги заимствования Ибн Хаййана ал-Куртуби). Эр-Рияд, 2003.

Диван Хассан Ибн Сабит (Собрание стихов Хассана Ибн Сабита). Бейрут: Дар садир, 2006.

Китаб ал-мухаббар ли... Ибн Хабиб. Бейрут: Дар ал-афак ал-джадида, б.д.

Китаб ал-агани ли-л-имам Аби-л-Фарадж ал-Исфахани (Книга песен имама Абу-л-Фараджа ал-Исфахани). Каир, 1905.

Китаб ал-икд ал-фарид. Талиф... Ибн Абд Раббихи ал-Андалуси (Книга неповторимого ожерелья. Сочинение... Ибн Абд Раббихи ал-Андалуси). Бейрут: Ладжнат ат-талиф ва-т-тарджама ва-н-нашр, 1965. Т. 5.

Муджам ма истаджам мин асма ал-билад ва-л-маваки. Талиф... ал-Бакри (Справочник того, что малопонятно из названий стран и мест. Сочинение... ал-Бакри). Бейрут: Алам ал-кутуб, 1983.

Насаб Маадд ва-л-Йаман ал-кабир ли... Хишам... ал-Калби (Большая родословная мааддитских и йеменских арабов... Хишама... ал-Калби). Бейрут: Алам ал-кутуб, Мактабат ан-нахда ал-арабиййа, 1988.

Нихайат ал-араб фи фунун ал-адаб. Талиф... ан-Нувайри (Предел желаний в искусствах словесности. Сочинение... ан-Иувайри). Т. 15. Бейрут: Дар ал-кутуб ал-илмиййа, 2004.

Табакат шуара ал-араб ли Мухаммад бин Саллам ал-Джумахи (Разряды арабских поэтов Мухаммада Ибн Саллама ал-Джумахи). Бейрут: Дар ал-кутуб ал-илмиййа, 2001.

Тарих Ибн Халдун (История Ибн Халдуна). Т. 2. Бейрут: дар ал-фикр, 2000.

Тарих ифтитах ал-Андалус. Талиф Ибн ал-Кутиййа (История завоевания Андалусии. Сочинение Ибн ал-Кутиййи). Бейрут: Дар ал-китаб ал-лубнани, 1982.

Тарих Халифа Ибн Хаййат (История Халифы Ибн Хаййата). Неджеф: Матбаат ал-адаб, 1967.

стр. 11


© biblio.kz

Permanent link to this publication:

https://biblio.kz/m/articles/view/РЕЗНЯ-ТАМИМИТОВ-В-АЛ-МУШАККАРЕ-НАЧАЛО-VII-в

Similar publications: LKazakhstan LWorld Y G


Publisher:

Urhan KarimovContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://biblio.kz/Karimov

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

Д. Е. МИШИН, РЕЗНЯ ТАМИМИТОВ В АЛ-МУШАККАРЕ (НАЧАЛО VII в.) // Astana: Digital Library of Kazakhstan (BIBLIO.KZ). Updated: 30.11.2024. URL: https://biblio.kz/m/articles/view/РЕЗНЯ-ТАМИМИТОВ-В-АЛ-МУШАККАРЕ-НАЧАЛО-VII-в (date of access: 05.12.2024).

Found source (search robot):


Publication author(s) - Д. Е. МИШИН:

Д. Е. МИШИН → other publications, search: Libmonster KazakhstanLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Urhan Karimov
Astana, Kazakhstan
87 views rating
30.11.2024 (5 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes
Related Articles
ИСЛАМСКИЙ КАПИТАЛ В ПОЛЕ РЫНОЧНОЙ АКТИВНОСТИ
22 minutes ago · From Urhan Karimov
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О РОЛИ ХАНА И ХАРАКТЕРЕ ВЕРХОВНОЙ ВЛАСТИ У МОНГОЛОВ В НАЧАЛЕ XIII в.
59 minutes ago · From Urhan Karimov
И. Д. ЗВЯГЕЛЬСКАЯ. БЛИЖНЕВОСТОЧНЫЙ КЛИНЧ. КОНФЛИКТЫ НА БЛИЖНЕМ ВОСТОКЕ И ПОЛИТИКА РОССИИ
9 hours ago · From Urhan Karimov
ОТ ДОМАШНЕГО НАСИЛИЯ ДО ПОЛИТИЧЕСКОГО ТЕРРОРИЗМА
10 hours ago · From Urhan Karimov
О ПОЛОЖЕНИИ И СТАТУСЕ АРАБСКОГО ЯЗЫКА НА КОМОРСКИХ ОСТРОВАХ
11 hours ago · From Urhan Karimov
СПИСОК СТАТЕЙ, ОПУБЛИКОВАННЫХ В ЖУРНАЛЕ "АРХЕОЛОГИЯ, ЭТНОГРАФИЯ И АНТРОПОЛОГИЯ ЕВРАЗИИ" В 2007 ГОДУ
Yesterday · From Urhan Karimov
АМУЛЕТЫ ИЗ ЕГИПЕТСКОГО ФАЯНСА С ТЕРРИТОРИИ ГОРНОГО АЛТАЯ
Yesterday · From Urhan Karimov
КУШАНСКИЕ И КУШАНО-САСАНИДСКИЕ МОНЕТЫ ИЗ ЛЕБАПСКОГО РЕГИОНА (по материалам археологических исследований в области Амуля)
Yesterday · From Urhan Karimov
ПАМЯТНИК АТЛЫМСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА РЕКЕ ЕНДЫРЬ
Yesterday · From Urhan Karimov

New publications:

Popular with readers:

News from other countries:

BIBLIO.KZ - Digital Library of Kazakhstan

Create your author's collection of articles, books, author's works, biographies, photographic documents, files. Save forever your author's legacy in digital form. Click here to register as an author.
Library Partners

РЕЗНЯ ТАМИМИТОВ В АЛ-МУШАККАРЕ (НАЧАЛО VII в.)
 

Editorial Contacts
Chat for Authors: KZ LIVE: We are in social networks:

About · News · For Advertisers

Digital Library of Kazakhstan ® All rights reserved.
2017-2024, BIBLIO.KZ is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Kazakhstan


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of affiliates, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. Once you register, you have more than 100 tools at your disposal to build your own author collection. It's free: it was, it is, and it always will be.

Download app for Android