Казахи
В настоящее время казахи проживают к северу и северо-востоку от Нуратинских гор, в непосредственной близости от них. Небольшая группа казахов проживает в к-ке** Караташ, у юго-восточной оконечности хребта Койташ. Практически все земли, находящиеся к северу, северо-востоку и востоку от г. Джизака в наше время распаханы и используются под посевы хлопчатника. Раньше же эти земли служили местами кочевок казахского населения. Самые старые сведения, которые удалось получить от очевидцев о былом расселении казахов в округе, относятся к предвоенной поре. В 30-е годы здесь был организован к-з им. Тимирязева. Он занимал громадную территорию в виде неправильного треугольника, углами которого являлись н.п. Чардара (на севере), Хаваст-Янгиер (на юге) и р-н Фариш-Узункудук (на западе). Центром "Тимирязевских земель", как называли созданное хозяйство, являлся к-к Бак- Кудук (15 км на запад от пос. Пахтакор, 15 км на север от г. Джизак). Площадь к-за была такова, что - как рассказывал бывший директор Худайберды Норматов - ему понадобилось целых два года, чтобы впервые объехать на лошади все участки, бригады и звенья хозяйства. В дальнейшем, с освоением Голодной степи, площадь хозяйства неуклонно сокращалась.
Казахи "Тимирязевских земель" жили в двух крупных к-ках, которые в прошлом были племенными центрами. Один из них - Бак-Кудук ("Лягушачий колодец"), другой - Узункудук ("Длинный колодец"). Более древним центром, видимо, является к-к Узун-кудук, так как у казахов Бак-Кудука сохранилась легенда, что их предок богатырь Клуп-сары пришел из местности Синта- Мажирим (р-н Сентяба-Марджрума, около Узункудука) и был предательски убит у святилища Дунье-тюбе (3 км от Бак-Кудука). Из легенды можно заключить, что когда-то казахи расселялись вдоль северных склонов Нуратинских гор, двигаясь с запада на восток. В Узункудуке здешние казахи относят себя к Орта (Среднему) Жузу и, в основном, считаются кунгратами: "Орта Жуз - это кунграты". Однако почти каждая казахская семья называет и свое родовое подразделение более локального масштаба. Здесь такое РПП*** называют "уруг". Узункудукские уруги: кулыиагаш, кара-кукрек, тиякти, манктай, ток-полат (то-кай-полат), божбан, кара-гуся, курманали, тама, жавгашти, тобукти, булек, куюс-канс,
* Окончание. Начало см.: Восток. 2000, N 3.
* Далее в тексте: кишлак - к-к, колхоз - к-з; совхоз - с-з; река - р.. город - г., поселок - пос., хозяйство - хоз-во, район - р-н, область - обл., населенный пункт - н.п. РПП - родо-племенное подразделение .
стр. 18
олчин, тлеу, казах-найман, тни(тней), дулат, казаяти, сергели, сапар-ашти, жалаир. Кроме того, в к-ке проживают, по сведениям казахов, узбеки, таджики и сарты, причем последних с узбеками и таджиками не путают.
В Бак-Кудуке (центр к-за им. Тимирязева) в настоящее время отмечены РПП (уруг): ток-полат, курманали, манктай, олгый, кулшаган, куляган, куанши, кубек, тиякти, тней и дулат. Как утверждали старики, до революции здесь в основном жили казахи уругов: курманали, ток-полат, кулшагаш, манктай и тни(тней). Все последние отмечены и в Узункудуке. Вероятно, что казахи остальных уругов, кроме последних пяти перечисленных, подселились (или были насильно подселены) в Узункудук и Бак-Кудук позже. Во всяком случае, у нас есть сведения о крупных миграциях казахов этих мест в 30-е годы. Так, в 1936 г., во время "конпеска" (конфискация скота и земель) казахи уругов уразгельды, кара-гуся и других ушли с "Тимирязевских земель" в Афганистан. Оттуда они потом переселились, по имеющимся сведениям, в Турцию. В 1978 г. потомки-родственники этих казахов приезжали в Джизакскую область и до сего времени иногда присылают письма в Бак-Кудук. Интересно отметить, что на новой родине, в Турции, у переселившихся казахов есть святилище Клуп-сары.
Третья группа казахов, как отмечено выше, проживает в к-ке Караташ у хребта Койташ. В 1988 г. здесь проживало 17 семей кунградов (Орта Жуз). Они делились на две основные группы: куяглы. и куктунг ули (кукти мулло). Куктунг, в свою очередь, подразделялись на уразгельды, кучигач и кунс-кони (куюс-канс). РПП уразгельды делился на 5 колен: тиякди, курманали, каржов, батикей, олгый и богуш. Последние вместе с батикеями составляют один аталас, считаются "братьями", в связи с чем брачные контакты между богушами и батикеями запрещены. В прошлом, надо полагать, территория расселения казахов-уразгельды была гораздо шире, так как родственные им группы отмечены много восточнее (к-к Уразгельды-Коржоу на западной окраине городища Шахрухия в Ташкентской обл.), причем караташская и шахрухинская группы уразгельды друг о друге знают и поддерживают родственные отношения.
Кроме вышесказанного, остается добавить, что в состав узбеков-юзов Джизакской области входит род (туп) "казак-бай", а в состав узбеков-туркманов входит род (туп) "казаяглы". Это указывает на то, что в процессе совместного проживания на сопредельных землях некоторые казахские роды были ассимилированы узбекскими племенами.
Ценным историко-этнографическим источником по казахам Нуратинского региона является работа натуралиста В. Пельца (В. Пельц. Очерк южных Кизыл- Кумов. Издание Самаркандского областного Статистического Комитета. Самарканд, 1912, с. 38-64). Работа, посвященная в основном фауне и флоре региона, содержит в себе раздел, озаглавленный "Список населенных пунктов южных Кизыл-Кумов", где автор приводит названия 631 колодца с указанием в каждом отдельном случае казахского РПП, которому в момент сбора материалов принадлежал колодец; к работе приложена карта, где обозначено расположение многих колодцев на местности. В "Списке" перечислены следующие РПП казахов: аксюир, алтын, алаша, алчин-таздар, алгий, аргын, божбан, джабы, джагатты, джалаир, джатгас, джары. кайрак, казы-якты, канглы, кара-кукрек, карасюрук, карейт, кипчак, ктай, кулеген, кульджагат, кульджагит, кулчигас, кульчигаш, курман-али, кюис-кансиз, мангыт, найман, ногай, ошакты, тавын, тапрашты, тобукты, таракты, тюякты, кира, мангитай, ток-булат, турум, шеты, шоткара. Несомненную ценность для науки представляет тот факт, что В. Пельц не обобщает явно сходные названия РПП (кульджагат, кульджагит, кулчигас, кульчигаш), а в каждом отдельном случае указывает конкретную форму произношения патронима на месте (исследователь
стр. 19
посетил почти все указанные в "Списке" населенные пункты). В перечислении названий колодцев также немало этнонимов и патронимов (Кипчак, Тюякти, Утемыс, Джабы, Утеген и др.); важно отметить, что во время обследования многие из них уже не принадлежали указанным РПП. Так, колодцы Кипчак и Тюякты принадлежали РПП алтын, колодец Утемыс - РПП тобукты, колодец Утеген - РПП ктай. Материалы, собранные в работе В. Пельца, требуют специального исследования, так как могут пролить свет на взаимоотношения и время расселения отдельных казахских РПП.
Таджики и таджикоязычные группы
Таджикское население Нуратинских гор отличается редким своеобразием. Ряд данных позволяет предположить, что часть здешних таджиков является потомками древнего согдийского населения края. В то же время, ввиду относительной доступности здешних гор, таджикское население подверглось сильной тюркизации. В обследованных нами местностях таджики проживают в основном на северных склонах Нуратинских гор, в ущельях - саях. Таджикские поселения тянутся сплошной полосой от Фариша до Сентяба. Таджики живут в к-ках Фариш, Эски-Фариш ("старый Фариш"), Балабан (Баламан), Хаят, Ухум, Маджрум, Андиган, Сентяб и Соп. Наиболее подробные сведения собраны нами в к-ках Ухум и Сентяб. Согласно им таджики Ухума делятся в основном на три крупных рода: албаки (произносится - альбаке), султони (сульбаке) и табакди (кабаглы). Обращает на себя внимание существенная разница в написании и произношении одних и тех же патронимов, но точного ответа -почему так принято называться - мы дать не можем. Из трех перечисленных родов крупнейшим, видимо, является "султони" ("султанский", неясно - от личного имени предка или от аристократического звания). Султони, в свою очередь делятся на: солихбойи, алибойи, додинабойи и созия. Первые три колена (солих, али и додина) -близкие родственники, их предки были, якобы, родными братьями. По утверждению информаторов, никаких ограничений в брачных отношениях между представителями этих колен не существует. Кроме перечисленных, в к-ке Ухум отмечено РПП мама-замон, причем информатор назвал это подразделение "уругом".
Часть населения Ухумсая считает себя "просто таджиками", без какого-либо деления на роды. Эта часть таджиков Ухума живет далеко в горах, на крутых склонах, где возводятся очень своеобразные каменные дома, напоминающие по внешнему виду боевые башни. Таджики верхней части Ухума считают, что их предки всегда жили здесь, но отмечают свою связь с таджиками Ашта и Пянджикента. "Мы всегда жили здесь, но наша шива (говор, диалект) похожа на аштскую и панджакентскую" -пояснили они. Учитывая, что под Пянджикентом здесь обычно подразумевается широкая полоса таджикских поселений от Самарканда до Матчи, непосредственно примыкающая к Ягнобу, можно осторожно предположить, что в Ухуме, как и в горном Аште (Пангаз-сай) длительное время сохранялись изолированные группы автохтонного населения. Это подтверждается архаичностью бытующих здесь обычаев, обрядов, культов, фольклорного материала. Так, здесь отмечаются реликты культов (поклонение) очагу, змее, воде и даже антропоморфным изваяниям.
В соседнем с Ухумом к-ке Хаят отмечено РПП дохайды. Следующий на северо- запад сай занят к-ком Мажрум (Маджирум, Мажирим). Жители этого большого к-ка делятся на роды, но какие конкретно, выяснить не удалось. Можно только добавить, что легенда о погребенном здесь святом в основных чертах идентична легенде о Клуп-сары казахов Бак-Кудука. Из этого шаткого соответствия можно сделать вывод, что раз предком маджрумцев-таджиков и баккудукцев-казахов считается, видимо, один и тот же герой, то в древности какие-то родственные связи между ними существовали (вспомним пример с турецким Клуп-сары). Кроме того, некоторые намеки на былую
стр. 20
общность тюркского и таджикского населения Маджрума, Сентяба и Бак- Кудука дает записанная нами легенда о происхождении к-ков Сентяб и Маджрум: ""Во времена Чингиз-хана монголы преследовали одного человека. Он убежал в эти края. Монголы пришли и стали его искать. Встретили одного пастуха. Спросили: "Ты такого-то не видел?". Пастух отвечает: "Нет, я такого не видел". Монголы ему не поверили и стали его пытать. Пастух говорит главарю: Я такого же видел, если он есть (на белом свете), то ты найди (его сам) - "сен тоб". "Сентоб" - это не узбекское слово. Ну ладно, здесь (в Сентябе) тоже поискали - нету того человека. Монголы пошли в соседний сай - он сейчас Маджирум называется; по-таджикски Моджаро - "скандал". Маджирум - это "скандальное место". Монголы этого человека нашли, но местные жители не хотели его отдавать - видно было, что его убьют, если попадет к монголам - стали скандалить. И вот это место назвали "скандальным местом" - Маджирум". Эту легенду рассказал Д. Джаббаров, таджик из рода иш-махмади, проживающий в Сентябе. Легенда косвенно подтверждает предположение о казахской миграции мимо Нуратинских гор с запада на восток, а также о смешении в древности тюркского и ирано-язычного населения и уточняет (весьма приблизительно) временные рамки этого явления - "во времена Чингисхана", т.е. в ХП-ХШ вв.
Таджики соседнего с Маджрумом к-ка Сентяб имеют развитую систему родового деления с явными тюркскими параллелями. Здесь таджики делятся на: 1) иш-махмади. Последние, в свою очередь, делятся на "коренных" (аслик) и "присоединенных" (юроки); 2) аени; 3) тамури; 4) бокийи; 5) курами; 6) солиги; 7) наджбедини; 8) ховизи; 9) байрами; и 10) едгори. Из перечисленных названий родов можно сопоставить "соли-ги" и "солихбойи" (ухумский род), предположив, таким образом, общее происхождение части таджиков Ухума и Сентяба. Сюда можно добавить, что в Байсунских горах (Сурхандарьинская обл.), в селении Панджоб проживают таджикские роды солихий (солих-каноний) и саноний, которые считаются братскими (помимо них в Панджобе проживают таджики родов шейхоний, шейхистоний (шехистона) и ошикий). В Панджобе отмечены также тюркк-эльбеги (ср. албаки в Ухуме). О приходе своем в Панджоб местные таджики рассказывают, что бежали сюда во время нашествия Чингисхана. Явная близость названий "солиги", "солихбойи" и "солихий" (разница в окончаниях является диалектной), в сочетании с близостью генеалогических преданий, позволяет предположить общее происхождение всех этих таджикских родов, живущих в разных областях Узбекистана. Возможно, что эти остатки тюркского племени салук, упоминаемого в сочинении "Тарих-и Мубарак-Шах". Примечательно, что автор этого сочинения - Мухаммад ибн Мансур Мерверруди - закончил свой труд в 603/1206 г., т.е. именно "во времена Чингисхана'(4).
Наличие этнонима "курама" среди таджикских родов еще раз опровергает устаревшую, но глубоко укоренившуюся в специальной литературе точку зрения, что этот род возник в XVI-XVII вв. По нашему мнению, этот род гораздо более древний и одной из версий по происхождению своему связан с кара-китаями (киданями), в Среднюю Азию попавшими в X-XI вв. Этноним "курама" образован, как представляется, из тунгусо-манчжурских диалектов и означает, по всей видимости, "волчье племя" - кор-омо. Реальные столкновения монголов и кара-китаев (киданей) и отражает легенда о возникновении к-ков Сентяб и Маджрум.
Перечисленные группы таджиков называют обычно "фаришскими" (форишлик), хотя эти группы проживают в разных к-ках. Таджики к-ков Эски-Фариш и Фариш родового деления не имеют и проживают совместно с узбекскими родами, причем с давних времен. Одна информация, очень туманная, обращает на себя внимание. Старик-узбек из уруга кырк, живший в Илан ути (долина р. Санзар) заявил, что "фаришские таджики на самом деле не таджики - их мой отец как-то по другому называл". Несмотря на единичность этой информации, при изучении таджиков
стр. 21
Фариша следует постоянно иметь ее в виду, так как потомки кочевников (а кырки -из их числа) очень внимательно относятся к вопросам генеалогии. Старик, к сожалению, за давностью лет так и не смог припомнить полностью отцовских слов.
Из других групп таджиков следует отметить население Илан ути и окрестностей Джизака. Илан ути ("Змеиный путь") - известная местность между современными Галляаралом и Джизаком. Местность расположена в узкой долине р. Сангзар и представляет собой почти непрерывную цепь кишлаков, находящихся вдоль древней дороги (здесь проходил один из участков Шелкового пути). Еще в начале века местность была густо заселена таджикоязычными группами "ирани", которые с тех пор в значительной степени ассимилированы узбеками. В настоящее время собственно "ирани" сохранились небольшими группами в Джизаке, Джизакском районе (быв. к-з "Москва"), в к- ках Сарбазар (ныне в составе г. Галляарала), Карасай, Желли-Гули, Бахмал (у Тамерлановых ворот). Ирани Сарбазара относят себя одновременно к узбекам и таджикам, объясняя это обстоятельство очень своеобразно: "Мы узбеки, но не такие, как канглы, мы - из рода пророка ("биз-саид туплардан"). Мы относимся к таджикским родам ("точик-туплар")". Ирани Сарбазара причисляют себя к мулла-тупу и делятся на четыре колена: бойлар-туп, ковуш-туп, аик-туп и бек- туп. Деление, как видим, типично кочевническое и явно заимствовано у проживающих здесь же тюркоязычных соседей. Если патронимы "мулла", "бой" (бай) и "бек" мало о чем говорят, кроме того, что родоначальниками были какие-то муллы, баи и беки, то патронимы "аик" и "ковуш" более определенны: "аик" образовано от тюркского "медведь", а "ковуш" (в прямом смысле - "калоша", кожаная обувь), вероятнее всего, от "куюш" (тюркское "куйаш" - "солнце"), так как рядом проживает узбекский род куюш-канды. (кангли), куе- баш {кырки), куюс-канс (казахи) и другие роды тюркского происхождения со сходными патронимами.
Отдельные семьи и небольшие семейные группы таджиков в пределах обозначенной территории проживают почти во всех крупных н.п. (Джизак, Галляарал, Янгикишлак, Джума, Марджанбулак, Койташ, Кара-Абдал и др.). Как и когда каждая из этих групп расселялась здесь, пока неясно, и вопрос требует специального изучения. Несомненно, что часть таджикского населения проживала в этих краях с древнейших времен, часть переселилась сюда значительно позже. Например, в Джизаке есть махалля (квартал) Каландар- хона, населенная таджиками, переселившимися сюда из г. Ура-Тюбе, как говорят старики, "еще во времена Абдулла-хана" (XVI в.), но насколько это соответствует истине - неизвестно.
Таджиками называет себя и часть таджикоязычного населения нетаджикского происхождения - например, цыгане - люли, джуги имазанг, чье присутствие здесь отмечал еще А.П. Хорошхин(2). Некоторые информаторы утверждали, что в самом г. Джизаке живут цыгане группы мулыпони, представителей других цыганских групп в городе якобы нет. Из названных групп цыган в Нурате мне встречались только мазанг (у Янгикишлака) и люли (в к-ке Бахмалсой). Они утверждали, что в основном живут в Самарканде, около площади Регистан. В к- ке Заргар, в трех километрах от Галляарала в сторону Джизака по основной дороге, проживают таджикоязычные переселенцы из района Пянджикента. Живущие рядом узбекц-канглы иногда включают население Заргара в состав канглы (называя их "заргар-туп"), иногда относят их к уругу юз-туяклы, а часть канглы называют заргарцев "курама" и считают, что родственные (брачные) контакты с ними нежелательны (харам).
Можно полагать, что таджикоязычное население к-ка Заргар происхождением связано с цыганами, на что указывает и название к-ка ("заргар" - ювелир; профессия, которой в Средней Азии традиционно занимались цыгане). В Галляарале, на древнем перекрестке дорог (т.н. "Усматский поворот"), еще сохранились остатки древнего к-ка Муз-булак ("ледяной источник"), который называют также Кош-сарай ("двойной
стр. 22
дворец"). Раньше это был крупный торговый пункт, где стояло пять караван- сараев для купцов. Свидетельством древности кишлака являются археологические памятники античной и раннесредневековой эпохи, в изобилии разбросанные здесь на очень небольшой территории. Вся эта придорожная часть Галляарала называется также Сарбазар ("головной базар", в значении "главный"). Та часть Муз-булака, где были когда-то расположены караван- сараи, населена таджиками, которых соседи называют "джизакскими" (жизахлик). Несмотря на то, что родом проживают "ирани", местные жители эти группы таджиков между собой не путают.
В районе Галляарала проживают также группы таджиков-гальча. По мнению В.В. Бартольда, этноним "гальча" (от "гар" - гора) означает "горные" (таджики)(3). Тад-жики-гальча отмечены в 1-ом отделении с-за "Галляарал" и в к-ке Хужа-Кобуд (территория х-ва "Галляарал"). Количество проживающих там гальча уточнить не удалось. Кроме того, имеются сведения о таджиках-жатчям (маша), проживающих в Равате (15 км от г. Джизака в сторону г. Заамина). Матчаи, т.е. "таджики из Матчи", переселились сюда из района г. Ура-Тюбе, в связи с чем их еще называют "уратепинские таджики". Сведения о численности и времени переселения также отсутствуют.
По поводу термина "гальча" в источниках существуют некоторые разногласия. Граф А.А. Бобринский, знакомый с мнением Бартольда, сообщает, что "в боковых долинах левого берега горного Зерафшана, в верховьях и отчасти по среднему течению того же потока сохранилась память о народе Гальча, при этом горцы у к-ка Подишар указывают на курган (замок), теперь в развалинах, в котором, по преданиям, некогда жили два брата цари Кашел и Машел Гальча; по преданиям, братьям принадлежали долины горного Зерашфана и Ягноба, а также несколько кишлаков Уря-Тюбинской волости: Ходжа-Имэт, Росраут, Учуг и Аухучи (почему и откуда такая точность?); Гальча по тем же преданиям были Буд-перест (идолопоклонники, буддисты)"(4). А.А. Семенов, участвовавший в той же экспедиции, отметил, что термины "гальча" и "сарт", встречавшиеся в лексиконе равнинных таджиков, в горах были совершенно неизвестны. По мнению Семенова, термин "гальча" мог произойти от слова "гачча" (в каратегинском наречии горных таджиков это слово означает "неправильное произношение"); таким образом "гальча" - "неправильно говорящий по-таджикски"(5). М.С. Андреев полагал, что "слово "гальча" обычно употребляемое ориенталистами и этнографами для общего обозначения горных таджиков, самими таджиками, видимо, применяется редко и только в очень ограниченных районах и вряд ли оправдывает в этом отношении его широкое применение европейцами"(6). Судя по географическому описанию страны народа "гальча", она соответствует Усрушане раннесредневековых источников(7); в этом случае указание А.А. Бобринского на имена Кашал и Машал и границы их владений могут быть намеком на следы какого-то государственного или племенного образования в пределах Уструшаны.
Заключение
Таковы основные сведения о коренном населении Нуратинского региона и прилегающих к нему районов, собранные автором. Сознавая, что они далеко не полны, автор просит снисхождения и выражает надежду, что изложенные данные могут в какой-то степени дополнить уже имеющиеся исследования в той области. Мы сочли возможным присовокупить к статье данные о святилищах региона, без учета которых, как твердо убежден автор, составить целостную картину расселения родов и племен невозможно. Все они, как правило, связаны с древними доисламскими культами; многие из них расположены на археологических памятниках (тепа), но ныне посещаются не скифами и сарматами, а современными местными жителями - узбеками, казахами, таджиками. Исследователь имеет редкую возможность сопоставить на месте сведения древних авторов с современными обрядами и верованиями. Если позволят обстоятельства,
стр. 23
автор намерен составить карту расселения РПП и расположения святилищ. Интересно отметить, что хотя следы киргизской культуры в регионе явно присутствуют, сами киргизы как этнос в регионе практически отсутствуют (известные поселения киргизов расположены лишь в горных районах Заамина, к югу от Нураты).
Святилища региона
Авлия-мазар. Джизакский р-он, х-во им. Навои.
Авлие-ота (Садыр-Ваккыз-авлие, Садыр-ваккос). Кадамжой. В 14 км от Кангли- 1 в сторону Бахмаля, в к-ке Мальгузар. Святилище называют также пайкадам ("место следа"), так как считается, что своей формой расположенное здесь озеро напоминает человеческую ступню (след оставил святой, из оконечностей "пальцев" ноги вытекают родники). До середины 80-х гг. объектом поклонения служил большой камень весом 150-300 кг, стоявший в "основании" пальцев ноги святого (в истоках родников). Рассказывают, что однажды здесь с войском проходил какой-то царь. Место ему понравилось, он решил заночевать у озера. Местный властитель - Оймат-бобо -отдал царю свою красавицу-дочь. Владыка прожил с красавицей некоторое время, отложив все дела, а уезжая назначил Оймат-бобо шайхом (старейшиной) над всеми окрестными к-ками. Потомки Оймат-бобо стали шайхами (уже в смысле - жрецами) святилища. В озере святилища живут священные рыбы, которых паломники кормят свежими лепешками, специально выпекаемыми для этой цели здесь же, и внутренностями жертвенных животных. Святой считается племенным покровителем РПП кырк. В жертву святому приносили только барана; категорически запрещалось приносить в жертву коров, кур, петухов. Культ связан с популярным арабским полководцем Са'д Ваккосом; древнейшая основа культа пока не ясна. Отмечены паломники из к-ка Карангуль (у перевала Сангзар).
Авлия-бобо. В к-ке Кангли-1. В 350 м от моста через р. Сангзар вниз по реке, на взгорке, у бывшей зверофермы, на небольшом кладбище. В 1988 г. имелось антропоморфное изображение: на деревянной крестообразной основе в рост человека из жертвенных платков и материй белого цвета сформовано подобие фигуры человека. Следы возжигания ритуального огня; в углу святилища - ритуальный очаг. Жертвы: петухи, куры, бараны. Этимология: "Святой дед (предок)".
Азиз-хужа. На кладбище в верхней части к-ка Ухум. По периметру кладбища (на месте старого к-ка) высажены деревья джида, возможно для защиты от нечистой силы. На кладбище есть какой-то почитаемый "камень" (санг), возможно скальный выход. Этимология: "Дорогой Ходжа".
Акташ-ата. В горах за камнедобывающим карьером в урочище Сайхан-сай. Ориентир: поворот направо по автодороге Самарканд-Ташкент, напротив Джизак-ского ипподрома, к-к Сайхан-сай. На водоразделе над Така-ташем. Святилище активно посещается верующими, что видно по большому количеству оставленных там монет. Имеется ритуальный учак, небольшие хозяйственные постройки. Территория обнесена металлической сеткой. Этимология: "Отец (святой) Белого камня".
Балабан-ота. В к-ке Балабан (Баламан). Этимология: "Высокое место". На мазаре имеется ритуальный учак.
Банг-мазар. В Бахмальском р-не (бывший с-з "Партсъезд") к-к Банг-мазар. Банг -наркотическое вещество, опиум.
Бахмал-булок. Священный источник. По дороге Самарканд - Джизак (старой), справа от дороги, между Галляаралом и Темир-дарбаза, в одноименном кишлаке (Бах-малсой). Верховья реки Санзар находятся в местности, называемой Бахмаль, что в переводе означает "бархат". В среднем течении реки на въезде в Тамерлановы ворота со стороны Самарканда расположен кишлак, который также называется Бахмаль. Как рассказывают старики, раньше это место называлось Бахмаль-булак, т.е. "Бархатный
стр. 24
источник". По преданию, место называется так потому, что раньше у булака проезжие купцы делили бархат. Про это место говорят, что в древности здесь был большой город - "шахар" (название забыто). Город располагался на месте фисташкового сада (пистоли). Вся местность вокруг была сакрализирована, у многочисленных источников приносились жертвы - бараны, козы, коровы, но никогда -петухи и куры. Считается, что в пещере правой скалы Тамерлановых ворот жила гигантская змея или дракон-аждархо, который втягивал в ноздри людей, в связи с чем путь через ворота в самые ранние времена был закрыт. Потом дракона убили, но кто и как, никто не помнит. Легенда, вероятно, свидетельствует о древнем обычае человеческих жертвоприношений в этом месте. Указание на то, что купцы здесь якобы "делили" бархат, можно истолковать в том смысле, что здесь производился обмен товарами между купцами оседлоземледельческих районов и степной зоны. Именно здесь проходила пограничная полоса между Согдом и Уструшаной, с одной стороны, и степными районами - с другой. Упоминание о "кусочках" (латта) бархата находит аналогии в обычае посвящать предкам-авлия дары, сейчас это чаще всего лоскуты одежды, платки, покрывала (парда). Путь шелковичной ветви (если считать это сообщение кодом конкретного маршрута) дублируется топонимами. В целом, видимо, предания отражают наличие в древности торгового пути от Туркестанского хребта до Тамерлановых ворот.
Богдан-ата. Вероятно, в Богдансае, на северной стороне Нуратинских гор. Упоминается А. Хорошхиным с пометкой "святая могила". По описанию этого автора, "могила Багдан-ата находится у подножья горы Нурек, видимой в ясную погоду из Дизаха (Джизака)" (А. Хорошхин. Сб. статей, с. 396, 397).
Гаиб-ота. В Учмасае, за к-ком Учма, приблизительно в середине сая. Святилище представляет собой большую ровную площадку у подножья скалы. В центре ее растет громадный тутовник (периметр ствола в основании 4-5 м); некоторые ветви толщиной с большое взрослое дерево от тяжести обломились и лежат на земле. Раньше у тутовника были прикреплены рога архара, сейчас их нет. В 3-4 м от дерева сложена груда крупных камней в виде могилы; весь этот участок обнесен оградой из проволоки. На мазаре имеется ритуальный учак, расположенный за оградой. Раньше у святилища на сае была устроена запруда, где водились большие рыбы. На мазаре -большие высохшие деревья, сучья которых можно использовать только для приготовления ритуальных трапез на святилище. На намаз-хаит и курбан-хаит старики Учмы в складчину покупают барана (реже быка) и устраивают трапезу, приглашая всех желающих и проезжающих мимо. Кости съеденного барана не дробят, собирают в кучку и хоронят в труднодоступном месте - "там, где не ступала нога человека". Неиспользованное сырое мясо раздают жителям кишлака. На мазаре устраивают трапезы и женщины (отдельно от мужчин). Старушки делают лучины (но не пилик, название другое), зажигают их, вспоминают своих момо, иногда плачут, иногда смеются; затем приглашают семь человек, которым раздают приготовленное ритуальное блюдо - ош-момо. Готовят жареных кур, чузьму (из муки, жарится в масле). На святилище весной проводят обряд (сайль) дервиш-она, посвященный дервишам. Также здесь проводили всем к-ком Навруз: дома делали сумаляк, на мазаре раздавали, резали быка. Мужчины и женщины сидели раздельно. Девушки плели венки (джумаляк), пели песни. Этимология: "Тайный святой" (от гайиб - тайный, сокровенный), дословно "тайный отец".
Гужи-гози. В к-ке Ухум, на возвышенности перед курганом Хон-кельды, с правой стороны дороги. Каменный курганчик размером приблизительно 5 Х 2,5 м, овальной формы; на вершине установлены шесты с тряпками, имитирующие бунчуки.
Кабагли-ота. В х-ве "Маданият". На мазаре растет почитаемый кайрагач (вяз чернолистный). Жертва: черный петух {кара хуроз). Возможно, святилище следует
стр. 25
связать с РПП кабакли (вероятно, калмыцкого происхождения): "Потом посовещались калмыки // и решили, взяв Коблана живым, // отвезти Кобикли, своему владыке..." (эпос "Коблан", с. 129). Святилище Кабак-ота имеется также в Ташкентской обл. (пос. Эски-Ташкент Чиназского р-на). Этимология: "Тыквенный отец".
Казан-ота (Казанлы). В 3-4 км от к-ка Хитаиз (Хтайюз), х-во им. Г. Гуляма. Этимология: от тюрк, казан - котел. Название, возможно, дано из-за того, что святилище расположено в котловине (казан). Однако часто названия святилищ Казан (Казанаг, Казанли) не соответствуют рельефу местности (яркий пример - г. Туркестан - Яссы). Можно предположить, что названия с основой "казан" связаны не с рельефом местности, а с пережитками скифского культа котла (см.: Геродот. История. IV, 81). Как можно заметить, на многих святилищах Средней Азии в укромных местах спрятаны котлы для приготовления ежегодной ритуальной пищи; древнейшие из них хранятся в музеях. Там же, как правило, находится почитаемая могила или родовое кладбище (ср. Кок-гумбоз). По нашему мнению, места хранения племенных котлов у кочевников являлись одновременно и местом ежегодного сбора рода или племени (они же, очевидно, то же, что и "отеческие могилы" у скифов).
Каландар-хона. Мазар. В г. Джизаке, в одноименной махалля. Раньше здесь, по рассказам, собирались каландары, поэтому место было объявлено святым. Основой мазара стал, вероятно, странноприемный дом каландаров (такия), расположенный на берегу водоема (хауз). Каландары брали из него воду для своих нужд. В жару, когда в воде разводились головастики и личинки насекомых (майда курт), каландары, подобно буддийским монахам, черпали воду сосудами с особыми ситечками на них.
Кара-Абдал-авлия. Фаришский р-н, хоз-во им. М. Аралова. На въезде в к-к Кара- Абдал (участок Куса), справа от дороги Галляарал - Караабдал, на кладбище. Представляет собой холм искусственного происхождения (тепе) высотой 10-12 м, в древности, очевидно, небольшая крепость или замок, игравший роль заставы или таможни. На курбан-хаит посещается мужчинами. Святой - патрон селения. Между участком Куса и основной частью Кара-Абдала сейчас находится большое незастроенное поле, примыкающее к мазару с севера. Как рассказывают старики, в древности на этом поле был большой караабдальский базар. Авлия являлся по происхождению арабом или негром (поэтому, якобы, и Кара - черный); он пришел издалека. На базаре он раздавал людям воду из кожаного мешка (меш, миш). Местные узбек-туркманы (тюрки) говорят, что по- таджикски имя Абдал означает "аб-дал" - "воду дал"; этимология явно позднего происхождения и полурусская. Еще его называют Кара-Араб. Святой жил в пещере, вырытой в основании упомянутого холма-тепе, вместе со змеями и лягушками. Презирал богатство и удобства. Однажды ночью святой исчез из пещеры - просто наутро люди не нашли его там. Тогда его признали святым. Могила в обычное время посещается женщинами, желающими иметь детей. Ср. Баба-Абдал в Афганистане.
Кара-мангыт-авлия. Местоположение неизвестно, сведения получены в Богдасае. Святой считается родоначальником кара-мангытов Богдансая.
Катта-авлия. Х-во "Джизак", сельсовет Хайрабад, к-к Караксай. От к-ка Жанка (3 км от автокемпинга "Сангзар"), за полотном ж/д, идти вверх по саю (точнее широкой долинке между двух горных отрогов), метрах в 600 от левого берега р. Сангзар. Невысокий курган вытянутой (овальной) формы, длиной 5-6 м, обнесен оградой из кусков проволоки. Каменная обкладка кургана прерывистая, из больших валунов. В ограде - металлическая бочка, выполняющая роль очага. На святилище следы разведения ритуального огня (остатки пиликов, жженые спичечные коробки, копоть). Этимология: "Большой (старший) святой".
Киз-мазар. Около к-ка Джума, за водоемом рыбхоза, на старом кипчакском кладбище. Старый мазар снесен бульдозером. В середине 80-х гг. выстроено круглое здание, по виду напоминающее боевую башню: входа нет, вершина плоская, к стене приставлена
стр. 26
лестница, по которой попадают внутрь через крышу. Этимология: "Девичье кладбище".
Киз-учкан (Кизич-кан). В к-ке Богдан-сай, у главного въезда в зону отдыха (бывший пионерский лагерь), под одноименной скалой, возвышающейся напротив входа. Мазар - площадка размером 5 Х 5 м, строгой квадратной формы, ограничена стенами из камня высотой около 70 см; с одной стороны (вероятно, вход) стена доложена хворостом. На мазаре растут тут, дулана (боярышник), шиповник. Возможно, раньше был хауз с рыбой. Из-под земли вытекает родник, заливающий площадку водой. Следов разведения ритуального огня нет. Вне ограды расположен небольшой каменный курганчик, вероятно могила. Существует предание, что со скалы вниз (на место мазара) бросилась девушка (киз), отдаваемая замуж за нелюбимого.
Кирк-киз. В Бахмальском р-не, на пересечении Мальгузарского и Туркестанского хребтов, в заповеднике Гуралаш, у дороги. Представляет собой две каменные пирамиды высотой до Юм. Рядом группа пирамид поменьше; их насчитывают до сорока (на самом деле - 20-25). Когда-то здесь правил могущественный царь. Для своей любимой жены он выстроил крепость. Узнав о красоте женщины, соседний царь напал на крепость. После неравной битвы, по просьбе женщины, бог превратил царя, его жену и 40 прислужниц в камни.
Клуп-сары. У А. Хорошхина - Кульфзор-ата (А. Хорошхин. Указ. соч., с. 396). В к-ке Бак-Кудук, в 3-4 км от центра поселка, на кладбище, на границе с бывшим с-зом N 8 им. X. Насырова. Курган длиной 11-14 м. Клуп-сары по преданиям был знаменитый казахский батыр, родом из местности Синта-Мажирим (Сентяб-Маржрум). Однажды после битвы с врагами он лег отдыхать и заснул у источника. Враги неслышно подобрались и отрезали ему голову, которую понесли в свой стан. По дороге голова стала разговаривать с ними. Те испугались и решили похоронить голову (отдельно от тела). Перед захоронением голова сказала, чтобы ей вырыли могилу в 40 м длиной. На мазаре похоронена голова, где находится тело - неизвестно. По другой версии, одна старушка (имя забыто) выкрала голову у врагов и унесла, чтобы похоронить с честью; голова по дороге разговаривала со старушкой. Имя батыра таджикское и означает "замок-голова" (от клуп - замок, задвижка двери и cap - голова). В 300-400 м от мазара находится холм Дунье-тепа. Там, по рассказам, на поверхность выходят человеческие кости, черепа. У входа на кладбище якобы было найдено захоронение с золотой цепью или ожерельем на шее скелета. Также якобы находят старинную красивую посуду и тонкий кирпич разм. 25 Х 25 см. Раньше у этого места был очень странный тутовник. Около этого тутовника (или на нем) жил дракон аждахаро (аждархо). Что с этим драконом стало - неизвестно. Легенды имеют явные параллели в "Тарих-и Систан". Литература: Я.Г. Гулямов. Кладбище Кулпи-Сар. ИМКУз, вып. 2, Ташкент, 1961, с. 92-96.
Койташ-ата. Урочище. У А. Хорошхина - "Кумбиль - Койташ, спускающийся к ключу Амандара, против кишлака Нурек" (А. Хорошхин. Указ. соч., с. 70). Посещается с ритуальными целями окрестными жителями. Согласно легенде, некий пастух пас здесь баранов (кой). Враги хотели захватить пастуха и его стадо; по просьбе праведника он и его стадо превращены богом в камни. Легенда - один из многочисленных вариантов культа Живого Царя и, вероятно, связана с древней переднеазиатской мифологией ("окаменевшая Ниоба" у греков, в христианстве - св. Фекла, св. Дионисий Ареопагит и др., в исламе - Шат-и Зинда). Этимология: "Каменный баран". Вариант легенды отмечен у айрумов Азербайджана: "Там есть легенда об окаменелом со своим стадом, ослом и собаками, преступном чобане; есть легенда о благочестивой и высоконравственной невестке "Каменная невестка", по своему желанию превратившейся в скалу за то, что ее тесть увидел ее с открытой головой, когда она мыла голову..." (К. Каракашлы. Об айрумах. Баку, 1929, с. 30-31). Ср.
стр. 27
Кыз-авлия (Бостанлыкский р-н Ташкентской обл.) и "Келин-кия" (Чартакский р- н Наманганской обл.).
Кок-гумбоз. Справа от моста через р. Сангзар при подъезде к Галляаралу. Холм округлой формы (весной зеленый, откуда и название), на котором расположено древнее кладбище. В заросшем кустарником овраге под холмом - многочисленные следы ритуальных трапез; ветви кустов украшены латта; там же хранится посуда (котлы, таганы, чашки), употребляемые при ритуальных трапезах. Упоминается в исторических источниках как место ставки казахских ханов вблизи г. Джизака. Этимология: "Зеленый купол".
Кутур-булак. В г. Джизаке, в махалля Ирани, из которой родом Ш. Рашидов. На перевале Сангзар, у автокемпинга. Раньше у булака приносили множество жертв: коров, баранов, возможно коз. Кур и петухов не резали. Сейчас к булаку подведены трубы, вода источника поступает в автокемпинг. Святилища с таким названием часто встречаются в Узбекистане и примыкают к источникам с лечебной водой.
Кчи-авлия (Кичкина-). Х-во "Джизак", сельсовет Хайрабад, к-к Караксай. От к- ка Жанка (3 км от автокемпинга "Сангзар"), за полотном ж/д, идти вверх по саю (точнее широкой долине между двух горных отрогов), метрах в 900 от левого берега р. Сангзар. В 300 м от Катта-авлия в сторону г. Могила аналогичная Катта-авлия, но меньшего размера (4-5 м), без проволочной ограды. У подножья курганчика - очаг, сложенный из камней. Вокруг прослеживаются следы поселения; возможно здесь располагался небольшой к-к или крупная усадьба. Этимология: "Маленький (младший) святой".
Мавлоно-ота. В к-ке Гараша.
Наджмеддин-ота. В к-ке Марджрум, в 10 км от Старого Фариша. Объект поклонения - 3 камня, в настоящее время над ними возведена мечеть. Шейх мазара связывает основание святилища с Хазратом Али. Камни в настоящее время находятся в закрытом помещении, доступ в которое затруднен. Как можно было определить от входа, один камень (вероятно с антропоморфными чертами) ныне накрыт покрывалом.
Номсид (название неизвестно). В к-ке Богдан-сай, в 70-80 м от Кыз-учкан, небольшая огороженная площадка с сухими деревьями (карагач?), рядом родник; над ними каменная кладка, у которой растет тутовник, украшенный тряпочками-латта.
Парпи-ота. В к-ке Паймарт Бахмальского р-на, в горной местности Олтаховуз ("Золотой водоем"? "Шесть водоемов"?), на юго-востоке от г. Галляарала. Между двумя ивами находился огромный камень, в середине которого была щель (тешик-тош), через которую проходили паломники. Если человек не мог пройти в щель, значит он был грешен. В настоящее время большой камень разрушен, осталось два камня высотой по 30-40 см, которые являются объектами поклонения. На святилище имеется источник - булак (Чирик-булак), вода которого якобы помогает при ушных болезнях. Имеется ханака (канака). На Парпи-ота носят детей-дистрофиков. Место имеет прозвище шифот-абад ("место оздоровления?"). Паломники берут со святилища камешки и увозят с собой. В жертву приносят курицу или петуха (товук) или барана. При жертвовании барана часть мяса (одну заднюю ногу) отдают шейху святилища; остальные увозят домой и раздают родственникам. Древнейшие выявленные параллели - в индийских культах ("Панчачатра"). Вероятно, культ Парпи-ота можно сопоставить с верованиями в бараи у горцев Гиндукуша. Как можно заметить, святилища Парпи-ота, часто встречающиеся в Узбекистане, расположены в горных и предгорных местностях, на возвышенностях. Этимологии: napnu - священная трава, помогающая при болезнях; Парпи - от таджикского napunou - место (присутствия) пари (волшебных духов, пайрика Авесты).
Парпи-ота. В Зааминском р-не, в к-ке Пшагар. В 18 км от Равата в горах, мимо к-ка Курпасай. Помогает от бешенства и сумасшествия. Больной должен снять свою
стр. 28
одежду и оставить на святилище ("вместе с болезнью"). От тех же болезней и теми же способами (симпатическая магия) лечат на мазаре Парпи-ота в Ташкентской области (вблизи г. Алмалык, городище Тункет).
Писталик-ота. На окраине Учмасая, "на вершине" сая. Считается самым старым святилищем Учмы. Название связано с фисташковым деревом (писта - дерево фисташки).
Писталик-ота. В к-ке Балабан (Баламан).
Сауруг-ота (Сауг-). В 30 км от Кангли-1 в сторону Койташа, к-к Сауруг-ота (бывший к-з им. К. Маркса). Имеется мечеть, построенная на булаке: вода протекает по трубам под мечетью. Раньше мечети не было и паломники молились на булаке. Этимологии: от Ша-уруг ("Царь племени"), от совук (холодный).
Сайпин-ота (Сайфин-). Галляаральский р-н. В к-ке Сайфин (бывший им. К. Маркса), по дороге Галляарал-Койташ, в 9 км дальше от к-ка Карапчи, у подножья скалы Кара-тош, на кладбище (слившемся) к-ков Караташ и Сайпин. Мазар находится практически у подножья скалы, которая является местом зиерата. Сайпин-ота является племенным авлие РПП карапчи (юзы).
Сасык-ота-авлие. В х-ве "Маданият", около г. Галляарала. Родовой покровитель сасык-канглы. Название "сасык" (вонючий), возможно, связано с кочеванием РПП у озера Сасыккол.
Сафар-ота. В одноименном к-ке на северной стороне Нуратинских гор, в Фариш-ском р-не, между к-ками Ст. Фариш и Учма. Он же Сивар-ата. Упоминается А. Хо-рошхиным с пометой - "святая могила" (Л. Хорошхин. Указ. соч., с. 396). Этимологии: "Огненный отец", "Отец (месяца) сафар". Возможно (наша основная версия) от "сафарод" - "евреи-испанцы".
Така-таш. Скала с петроглифами. В горах за камнедобывающим карьером в урочище Сайхан-сай. Ориентир: поворот направо по автодороге Самарканд - Ташкент, напротив Джизакского ипподрома, к-к Сайхан-сай. На скале изображены солярные знаки, животные и сцены из жизни людей (охота, танцы?, смерть?). Вероятно, в древности скала являлась календарем-святилищем кочевников. Этимология: "Козлиная скала (камень)".
Тепа. В центре Кара-Абдала, под монументом погибшим в Великой Отечественной войне. Раньше у тепа был очаг, проводились какие-то обряды с огнем. Некоторые старики называли объект "аташпараст-тепа" (холм огнепоклонников). У святилища имеется шейх, он благословляет молодоженов, которые приходят сюда, и проводит обряды с огнем. Жертвы: предпочтительно - баран, также - куры. Этимология: от тепа - холм (искусственного происхождения - археологический памятник).
Тутли-ота. В 9 км от дороги Джизак - Самарканд, считая с поворота в Кангли-1 в сторону Бахмаля. Считается, что этот авлия - предок одного из родоплеменных подразделений узбеков племени канглы - тутли-канглы. Как это обычно бывает, четкого определения родоплеменных отношений в настоящее время от информаторов добиться трудно. Наиболее авторитетные информаторы из стариков составили следующую схему: канглы - узбеки Галляарала принадлежат к отделу сары-кангли. У них насчитываются подразделения сасык- кангли (они же сас-кангли), шир-кангли, тутли-кангли, уляд (уляад, уляхад) - кангли, ирганайли (ирганакли) - кангли и мечкай-туп-кангли. Тутли-ота-авлия считается племенным предком-покровителем галляаральских кангли.
О возникновении святилища рассказывают, что весной во время половодья река Санзар принесла тутовую ветку, которая пустила корни и со временем превратилась в дерево. Эта белая шелковица и является основным объектом поклонения. У дерева расположена могила, над которой в 1916 г. возвели купол (гумбаз) и устроили водоем (хауз). В настоящее время святилище Тутли-ота посещается в основном бесплодными
стр. 29
женщинами. Они поднимают вблизи могилы камешки или куски глины по количеству детей, которое они хотели бы иметь, и увозят домой. После исполнения желания -рождения детей - камешки привозят обратно на могилу. Сама могила убрана решеткой из ветвей дерева. По нашему мнению, решетка символизирует остов юрты. Приезжающие женщины сжигают две узкие шелковые ленточки. Полученным пеплом мажут лицо в трех местах: на переносице, под левым глазом и левый висок. О самом авлия Тутли-ота рассказывают, что он происходит из сасык-кангли, но поклонение ему обязательно только для тутли-кангли.
Имя авлия происходит от народного названия известного дерева, оно переводится приблизительно как "шелковичный дед", а этноним - как "шелковичники". Причина этих наименований неясна, поскольку сами тутли- кангли шелководством традиционно не занимаются. Возможно, его следует связывать с культом авлия Тутеля, о котором упоминает В.В. Бартольд, Имя Тутель осмысливается как "шелковичный народ" - тут-эль. Анализируя огузские генеалогические легенды, извлеченные из анонимного персидского источника XII вв., где называются четыре сына Турка (Тутель, Чигил, Барсхан и Илак), В.В. Бартольд сопоставляет эти имена с областями расселения огузов: областью чигилей, городом Барсхан на юго-восточной стороне Иссык-Куля и Илаком (долина Ангрена и левобережья Чирчика). "О потомках Тутеля ничего не говорится, очевидно, его считали предком огузов", - констатирует ученый (В. Бартольд. Сочинения. Т. 1, с. 579). Нам представляется, что святилище Тутли- ота указывает на недостающее звено в цепочке перечисленных областей расселения древних огузов - от Семиречья и Иссык-Куля (Чигиль, Барсхан), включая Ташкентский оазис (Илак), до Бахмаля и Катванской степи (Тутель).
Хазрати-биби. В к-ке Ухум. Нависает над дорогой в верхнюю часть к-ка. Мазар представляет собой строение в виде жилого дома, ориентированное с севера на юг, прямоугольное в плане, размером приблизительно 6 Х 3,5 м, состоящее из двух помещений. Вход в мазар с севера. В первом помещении размером приблизительно 3,5 Х 1,5 м ничего нет. Далее следует саманная стена- перегородка с входным проемом, за которым находится второе помещение размером приблизительно 3,5 Х 3,5 м. В углу этого помещения - сагана, покрытая белыми жертвенными платками, ориентированная головой на юг. Юго-западный угол, занавешен большими белыми простынями со следами пятен крови или мочи (возможно, родовые воды) в центре. За простынями расположен еще один ритуальный очаг, гораздо большего размера, чем первый; очаг по форме имитирует обычный домашний учак, но явно не предназначен для реального использования в хозяйственных целях. В стене помещения, напротив саганы, пробито окно размером приблизительно 40 Х 50 см; солнечный свет из него падает на погребение. За южной стеной строения растет несколько фисташковых деревьев. Под одним из них, скрытно от посторонних глаз, лежат рога горного архара (аркак);
животное это водится на территории Ухумского заповедника. По всему периметру от входа и до фисташковых деревьев, вдоль западной стены, навязаны тряпочки-латта, все до единой - белого цвета. На мазаре живет очень крупная ядовитая змея - эфа, гюрза или кобра - длиной до 1,5 м, толщиной в руку взрослого мужчины; о ней рассказывали сопровождающие, при посещении мазара удалось ее увидеть мельком - змея стремительно скрылась. Мужчины мазар не посещают. Этимология: "Святая госпожа (бабушка)". Культ связан с доисламским женским божеством.
Тус-ота. Выше Гаиб-ота, в 5-6 км от последнего, в горах. Раньше у святилища на сае была устроена запруда, где водились большие рыбы. Там якобы имеется подземный ход, проходящий через весь хребет Нурата. Люди пользоваться этим ходом не могут, так как там живет гигантская змея, убивающая всех приближающихся. На мазаре - большие высохшие деревья, сучья которых можно использовать только для приготовления ритуальных трапез на святилище.
Темир-Кобук-ата. Мазар. В к-ке Темир-Кобук на северном склоне Нуратинских
стр. 30
гор; отсюда прямая дорога на Тамды. Упоминается А. Хорошхиным (Л. Хорошхин. Указ. соч., с. 395). Темир-Кобук означает "железный проход".
Тепа-ато. В к-ке Фариш (новом). Согласно А. Хорошхину, в каждом из Фаришских к-ков вход в ущелье (сай) запирала крепость-курганча. Мараз возник на месте одной из таких крепостей.
Учак. Выше к-ка Балабан (Баламан), в горах; подъезда для машины нет. Находится в специально построенном для него доме. Очаг является объектом поклонения.
Хасан-ота. Фаришский район. Между Кара-Абдалом и Янги-к-ом, 1 км от начала дороги Кара-Абдал-Янги-Кишлак, в к-ке Хасан-ата. Про святого рассказывают, что он был земледельцем (дехкан)', очень длинным (узун) с черным-пречерным цветом кожи (как и авлия Кара-Абдал). Жил в к-ке, названном сейчас его именем (очевидно -цитадель древнего Кара-Абдала, запирающая выход на перевал). О святом рассказывают, что когда-то в селениях Ферганы случилась эпидемия какой-то болезни, вроде бешенства. Люди из тех селений пошли за помощью к святому Хасан-ота. Когда пришли и стали просить, то он сказал им, что уже все знает; пусть они идут домой, эпидемия уже прекратилась. Когда ферганцы вернулись, то убедились, что святой молвил правду - эпидемия прекратилась и местные люди перестали болеть. Мазар святого расположен у подножья мощной крепости. Перед входом на мазар высажены красные цветы (мальвы); как объяснил шейх - просто для красоты и благообразия. Метрах в 500 на северо-восток от мазара мною обнаружено зороастрийское кладбище (найден совершенно целый оссуарий и остатки бытых). Здесь же, на кладбище находятся вырытые в земле очаги для приготовления сумаляка и гужи (ритуальной каши) на Навруз (готовятся на все селение, в складчину). Чуть выше (5-7 м) находится огороженный незанятый садовый участок (мухаватта?). Очевидно, в основе культа Хасан-ота и Кара- Абдала - древний культ Сиявуша, бога плодородия (с хтоническими функциями).
Ходжа-Гозиен. В местности Ходжа-Гозиен, близ г. Джизака. На святилище собирались только женщины, которые устраивали там в апреле месяце праздники "Кизлар-сайли" ("Девичий праздник"), куда мужчины не допускались. Девушки совершали обряд "бешик ясаб", предварительно изготовив и принеся с собой маленькие колыбели (бешик), качались на устроенных ими же качелях. Святилище с аналогичным названием имеется также в Фергане.
Чакар-Чукур-ота. В к-ке Гараша. В 1988 г. святилище было разрушено. Сохранялись остатки стен (по виду - как от жилого глинобитного дома). Этимология: "Святой возвышенности (чакар) и низины (чукур)". Это, однако, может быть более поздней народной обработкой термина чак-чак (растительная смола, вероятно, наркотического действия): "(Местные жители) Едят опиум или жуют какую-то растительную смолу чак-чак" (А. Хорошхин. Указ. соч., с. 117). Ср. Чак-Чакон, в к-ке Панджоб Байсун-ского р-на Сурхандарьи.
Чилли-Гози-ато (Гужа). На подъезде к к-ку Ухум, с правой стороны дороги, на кладбище. Кладбище маленькое, предназначено специально для умерших детей (вероятно, не доживших до сорокадневия-чилля). Этимологии: [Могила] Сорока газиев [борцов за веру] или сорока ходжей, [Святой] Сорокадневной гужы [ритуально-поминальная каша]. Культ, очевидно, связан с чильтанами (см.: М.С. Андреев. Чиль-таны в среднеазиатских верованиях).
Шибли-ато. В к-ке Фариш (старом).
Исмоил-ата. В к-ке Дехибалянд Навоинской обл. Расположен на древнем археологическом памятнике, в центре поселка, на большой дороге.
Карахан (Калхан)-ота. Газганский (?) р-н, к-к Калкан, мечеть. От развилки дорог в Нурате 50 км, от Дехибаланда 38 км.
стр. 31
Гумбоз (ранее - Кок-Гумбоз?). В горах между Сармишем и Дехибаландом, на границе Кзыл-Кума (в районе Кошрабада?), в одном дневном переходе от колодца Майли-бай. У А. Ниалло: "Кок-Гумбаз, в старину лежал большой город. Более тысячи лет назад сюда пришло племя канджигали (туркмены). Породу нуратинских карабаиров вывел якобы Камбар-ата. Никто не мог одержать над ним победу в скачках или борьбе, никто не мог съесть и выпить столько, сколько он. Камбар-ата жил очень долго, а когда умер, то его похоронили у родника, из которого он поил своих коней" (Азиз Ниалло. Разбуженный Восток. Ташкент, 1973, с. 53-55).
Нур-ата. В г. Нурата Самаркандской обл. Расположен на культовом комплексе "Чашма", он же "Нур-булок". Этимология: "Отец Света". В 1991 г. хранитель мазара рассказывал, что здесь похоронен один из ближайших помощников Хазрата Али, по другой версии - сам Искандар Зу-л-Карнайн (Александр Македонский). В настоящее время шейхи утверждают, что здесь похоронен сподвижник пайгамбара Мухаммада некий Абу-л-Хасан шейх, по прозвищу Нури-ота. Святой прибыл сюда в IX в. (через 300 лет после смерти пророка!) из города Куфы и стал проповедовать ислам. Однако исторические источники утверждают, что ислам появился здесь гораздо раньше: "При начале ислама жители этих гор сами по себе стали мусульманами и уверовали в религию (ислам)" (Абу Тахир Ходжа. "Самария", описание древностей и мусульманских святынь Самарканда, с. 164). Основой комплекса является родник и водоем со священными рыбами; это крупнейшее во всей Средней Азии святилище такого рода, что ясно указывает на домусульманское время возникновения мазара. Поскольку г. Нурата стоит на границе древней Согдианы и Кзыл-Кума ("скифской пустыни") и является северным форпостом Согда, то очень вероятно возникновение святилища еще в античное время. Место у подножья Нуратинской калы (крепости), где расположен мазар, с древности привлекало людей: рядом находился базар, баня, чайхана, гостиница, т.е. весь гузар (общественный центр).
Санги Жумон. В Нуратинских горах, на южном склоне Актага. Название означает "качающийся камень". Камень весом около 200 т качается от легкого толчка (как говорят - прикосновения) человека. По преданию Бог создал такое чудо, чтобы показать людям свою силу. Покровителем мазара является святой Санги Жумон.
Хасан-ота. У подножья Дехибаландской калы. Считается, что помогает женщинам от бесплодия. Поблизости от мазара есть колодец. Заглянувший в него паломник сразу видит - будут у него дети или нет. Исмаил Джураев, местный житель, рассказал, что один его родственник долго не имел от жены детей; хотел даже разводиться. Его уговорили этого пока не делать, а приехать с женой в Нурату. Приехали, посещали разные святые места, молились. Последним посетили мазар Хасан-ота. Через некоторое время родственник позвонил из Ташкента - ребенок родился.
Шахимардан. В к-ке Газган. Одно из многочисленных дорожных святилищ, связываемых с культом Хазрата Али. Культ в ретроспективе восходит к древнему индоевропейскому или индоиранскому божеству грома и войны Камбару (в "Шахнаме" - Рустам, сын Зал-Зера); в русских народных сказках - Еруслан Залазаревич. До 1990 г. на памятнике имелась примитивная карта мира, выбитая на камне, имеющая аналогии в ранних арабских картах мира и служившая, вероятно, для определения пути торговых караванов из Хорезма в Самарканд через пустыню. Сохранились нечеткие фотографии карты, сделанные автором. Этимология: "Царь мужественных" (постоянный эпитет Хазрата Али). В основе, предположительно, от шемор (охраняемая высота, стража) и дан (вода) - "охраняемый источник". Литература: А.И. Шевяков. Дорожная карта на культовом памятнике скифского происхождения. - Международная конференция "Средняя Азия и мировая цивилизация". Тезисы докладов. Ташкент, 1992.
стр. 32
ПРИМЕЧАНИЯ
(1) Материалы по истории Средней и Центральной Азии X-XIX вв., Ташкент, 1988, с. 92.
(2) А. Хорошхин. Сборник статей, касающихся до Туркестанского края. СПб., 1876, с. 146.
(3) В.В. Бартольд. Сочинения. Т. II, ч. I. М., 1963, с. 121, а также, с. 457-459.
(4) Горцы верховьев Пянджа. Ваханцы и ишкашимцы. Очерки быта по путевым заметкам гр. А.А. Бобринского. М., 1908, с. 20-21. А. Хорошхин считал "чистейшими гальчами" таджиков горной и предгорной северной полосы Нураты, от Фариши до Синдоба. (Л. Хорошхин. Указ. соч., с. 398).
(5) А. А. Семенов. Материалы для изучения наречия горных таджиков Центральной Азии. Ч. I, М., 1900. С. 1-2.
(6) М.С. Андреев. По этнографии таджиков. Некоторые сведения. - Таджикистан. Сборник статей с картой. Ташкент,1925,с. 157.
(7) Н. Негматов. Историко-географический очерк Уструшаны с древнейших времен по Х в. н.э. Т. II. М. -Л.,1953,с.231-253.
New publications: |
Popular with readers: |
News from other countries: |
Editorial Contacts | |
About · News · For Advertisers |
Digital Library of Kazakhstan ® All rights reserved.
2017-2024, BIBLIO.KZ is a part of Libmonster, international library network (open map) Keeping the heritage of Kazakhstan |