

ВОПРОСЫ: 1. Основные тенденции становления и развития военной школы в России.
2. Реформа военного образования - важнейшая часть военной реформы в России*.
* Смотрите также опубликованную в этом номере журнала статью начальника управления военного образования МО РФ генерал- лейтенанта Анатолия Сидоренко.
Благодаря усилиям великих полководцев, передовых офицеров русской, советской армии и флота наша страна имеет собственную богатую традициями национальную школу обучения и воспитания войск. Эти традиции не утратили своей значимости и в наше время. Их критическое осмысление и творческое использование в современных условиях способствуют успешному решению задач, стоящих перед Вооруженными Силами.
1
Становление отечественной военной школы неразрывно связано с историей военной организации России. В ее развитии можно выделить несколько основных этапов (см. таблицу).
Истоки отечественной школы подготовки войск уходят своими корнями в глубокую древность. Первоначально процесс обобщения и передачи опыта военного обучения и воспитания носил стихийный характер и передавался из поколения в поколение как устно, так и практическими примерами. С появлением письменности проблемы подготовки войск отражались в летописях, поучениях, государственных актах, а также военно-исторических и художественных произведениях.
С развитием государства и его военной организации элементы отечественной школы подготовки войск находили свое отражение в уставах, наставлениях и инструкциях. Среди них "Уложение о службе" 1556 года, "Боярский приговор о станичной и сторожевой службе" 1571 года, "Военная книга" 1607 года, "Устав ратных, пушечных и других дел касающихся до военной службы" 1621 года, "Учение и хитрость ратного строения пехотных людей" 1674 года и другие.
Основная идея этих документов - необходимость регулярного обучения и воспитания войск. От солдата уставы требовали честно служить государю, знать свое место в строю и в бою, не жалеть "тела" своего, быть готовым отдать жизнь "за други своя".
В XVIII веке в России создаются благоприятные условия для развития прогрессивной отечественной школы подготовки войск. Начало этому было положено еще в "потешных" полках Петра I. Методы и приемы обучения и воспитания в них стали своеобразной основой подготовки армии, которая была создана в России накануне Северной войны.
За годы Северной войны военная школа России значительно преуспела в своем развитии, особенно в вопросах практики. Было разработано содержание полевого тактического обучения войск, конкретизированы обязанности командиров по обучению и воспитанию подчиненных, выявлена необходимость дифференцированного подхода к обучению молодых рекрутов и старых солдат, всесторонне обоснована необходимость непрерывности боевой подготовки, сформулирована ее главная цель - учить тому, "как в бою поступать".
Создавая военно-учебные заведения и закладывая тем самым основы подготовки национальных офицерских кадров (по сути отечественной военной школы), Петр I по-новому поставил вопрос об их роли в армии. Если в европейских армиях офицерским кадрам отводилась роль функциональных элементов механизма экзерциций, то Петр I их предназначение видел в другом, возлагая на них основные обязанности по обучению и воспитанию солдат.
Развитие отечественной школы подготовки войск в те годы неразрывно связано с деятельностью ближайших соратников Петра I: А. Меншикова, А. Головина, Б. Шереметева, А. Репнина, П. Апраксина, И. Бутурлина, Д. Голицина, М. Голицина, П. Гордона, Ф. Лефорта, А. Венде и других.
Итогом теоретических исканий и боевого опыта стал "Устав воинский" 1716 года - величайшее достижение военной школы России XVIII века. Он не отменял ранее применяемых средств и приемов подготовки войск, а, основываясь на них, развивал систему обучения применительно к новым условиям. Таким образом, процесс подготовки армии приобретал четкий порядок и начинался еще до прибытия рекрутов в боевые полки.
Так, согласно приговору Военной коллегии "офицеры, приняв рекрутов, тотчас же должны привесть их к присяге", "чтоб не бегали, перепоручить их круговою порукою", "потом, соединив их с гарнизонными солдатами, развесть их по капральствам и ротам и учить их непременно солдатской экзерциции и читать им воинский артикул, дабы в полки не сущими мужиками, но отчасти заобычайными солдатами пришли". В качестве наставников определяли офицеров, имевших боевой опыт, однако "за ранами" непригодных к службе в боевых полках.
После смерти Петра I в 30 - 40-е годы в подготовке русской армии начинают преобладать негативные тенденции. Новые уставы и инструкции, подготовленные "временщиками" Остерманом, Бироном, обеднили содержание подготовки армии по сравнению с петровскими требованиями.
Только в 60-е годы в отечественной военной школе начинают появляться тенденции, которые характеризуются возрождением и дальнейшим развитием петровских национальных традиций. Этот процесс связан с именами величайших политиков и военачальников России П. Румянцевым, Г. Потемкиным, А. Суворовым, С. Воронцовым, М. Кутузовым, О. Вейсманом, П. Паниным, Н. Салтыковым и др. Генерал-фельдмаршал П.А. Румянцев первым заявил о себе как о продолжателе отечественных традиций в подготовке войск. Его идеи о наставничестве в армии, непрерывном обучении войска в мирное время, "нравственном элементе" в воспитании навсегда вошли в историю военной школы России. Прогрессивные тенденции продолжил Г.А. Потемкин, ставший с 1784 г. президентом Военной коллегии. "Солдат есть название честное, которым и первые чины именуются", - гласила его инструкция 1788 года.
Большая роль в развитии отечественной военной школы принадлежала А.В. Суворову. Он, как Петр I и П. Румянцев, построил процесс подготовки воинов, исходя из особенности русской армии как армии национальной, обосновал качества, которые можно выработать у русского солдата, развивая его природные свойства и способности. А.В. Суворов впервые создал целостную систему обучения и воспитания, доказал прямую зависимость результатов боевой деятельности от обученности и морального духа войск.
С этим периодом связаны и изменения в системе военного образования. Благодаря деятельности П. Шувалова, И. Бецкого, М. Ломоносова, М. Кутузова, Л. Крафта, Д. Аничкова, Н. Новикова формируется новая система военно-учебных заведений закрытого типа - кадетские корпуса, где обучению придано планово- организационное начало.
Развитие отечественной военной школы во второй половине XIX - начале XX века неразрывно связано с реформами во всех отраслях общественной жизни Российского государства и собственно военной реформой, проводимой генерал-фельдмаршалом Д.А. Милютиным. В России осуществляется переход от кадетских корпусов к военным гимназиям и прогимназиям, юнкерским и специальным училищам, расширяется сеть военных академий. В 1863 году учреждено Главное управление военно-учебных заведений.
Совершенствование теории и практики подготовки войск было связано с деятельностью М.И. Драгомирова, М.Д. Скобелева, И.В. Гурко, Г.А. Леера, С.О. Макарова. Реформы военной школы оказали благотворное влияние на офицерский корпус России, систему обучения и воспитания в армии, однако политическая реакция 80-х годов внесла существенные коррективы в эффективность результатов этих преобразований. Первая мировая война еще сильнее обнажила противоречия военно-профессиональной подготовки.
Сложный и противоречивый путь своего развития по осмыслению опыта российской военной науки, поиску нового в практике подготовки войск прошла советская военная школа.
Ее становление происходило на теоретико-методологических установках В.И. Ленина о классовом подходе и ведущей роли народных масс.
Бесспорно прогрессивные теоретические положения не без искажений воплощались в жизнь, а создаваемая военная школа формировала однозначно негативное отношение к врагам революции, чему способствовала и создаваемая система политического обучения.
Основными элементами военной школы этого периода явились: всеобщее военное обучение народа, подготовка бойцов в действующих, резервных и запасных частях. Для подготовки офицерских кадров была развернута сеть военно-учебных заведений (курсы, училища, школы комсостава, академии).
Тяжким испытанием отечественной школы подготовки войск явилась Великая Отечественная война 1941 - 1945 гг.
Фронт непрерывно требовал все больше и больше обученных людских ресурсов. С учетом этого осуществлялась подготовка резервов через всевобуч и другие оборонно-спортивные организации, обучение военнослужащих во внутренних округах, резервных (запасных) частях, боевая подготовка в действующей армии.
В кратчайшие сроки была проведена передислокация военно- учебных заведений с запада на восток, проделана качественная перестройка учебного процесса. За годы войны подготовлено более 2 миллионов командных и политических кадров.
Несмотря на победоносное завершение войны, международное положение Советского Союза оставалось напряженным. В новых условиях на основе научного осмысления опыта минувшей войны предпринимаются попытки определить цели и задачи советской военной школы, разработать систему принципов обучения и воспитания воинов, выявить дидактическую природу форм и методов обучения. Этому были посвящены работы А. Г. Базанова, Л. Г. Бескровного, К.П. Бельского, С.М. Герасимова, А.Е. Сукновалова.
В 60 - 80-е годы в армии произошли качественные изменения как в техническом (войска получили на вооружение ракетно-ядерное оружие), так и в интеллектуальном плане. Если в 1966 году каждый четвертый офицер имел высшее или среднее специальное образование, то в 1980 году имели высшее образование уже более 50 % офицеров. Образовательный уровень солдат и сержантов также значительно возрос.
Современный период развития военной школы характеризуется некоторой внутренней противоречивостью, порой однобоким развитием отдельных сторон военной науки, несоответствием материальных средств, выделяемых государством военной школе, требованиям к подготовке войск.
Все это потребовало коренных преобразований в системе отечественной военной школы и ее составной части - военного образования.
2
Реорганизация системы военного образования - важнейшая составная часть военной реформы в России. Ее необходимость диктуется рядом взаимосвязанных обстоятельств: во-первых, сеть военно-учебных заведений еще вчера почти вдвое превышала реальные потребности Вооруженных Сил, во-вторых, существовавший механизм формирования кадрового заказа на подготовку офицеров сегодня оказался нерациональным и неэффективным. Кроме того, не обеспечивается согласованное и экономически целесообразное использование всех источников пополнения офицерского корпуса, в том числе - возможностей гражданской высшей школы. И, в-третьих, система подготовки офицеров запаса ныне нуждается в переориентировании с количественных на качественные показатели.
В Министерстве обороны уже разработана комплексная Программа совершенствования системы военного образования. В ней конкретизированы основные параметры деятельности в этом направлении, прежде всего они касаются реформирования системы военного образования. Его цель состоит в том, чтобы при минимуме затрат обеспечить максимальную эффективность всех основных источников пополнения офицерского корпуса.
Достичь этой цели предполагается за период 1998 -- 2005 гг. в два этапа. На первом этапе (1998 - 2000 гг.) необходимо решить ряд задач по созданию базы новой системы военного образования. Первая, главная задача - динамично оптимизировать сеть, емкость и организационно-штатную структуру военно-учебных заведений, реорганизовать сеть военных кафедр гражданских вузов, провести их лицензирование и аттестацию.
Определена система критериев для принятия решений в отношении того или иного вуза.
Это, во-первых, ежегодная перспективная потребность в офицерах по соответствующим специальностям подготовки.
Во-вторых, емкость вуза (возможности по увеличению количества обучающихся и перечня реализуемых специальностей, наличие уникальных специальностей).
В-третьих, состояние научно-педагогического потенциала (укомплектованность учеными, возможности для подготовки).
В-четвертых, состояние и перспективы развития учебной материально-технической базы.
И, наконец, в-пятых, это особенности территориального размещения.
При проведении оргштатных мероприятий должны быть выполнены три основных условия. Первое - должна быть сохранена, упрочена и развита российская школа подготовки офицерских кадров. Второе - должен быть сохранен и улучшен научно-педагогический потенциал. Третье - после тщательного анализа состояния должна быть в соответствии с требованиями времени усовершенствована учебная материально-техническая база.
К началу 2000 года для обеспечения потребности в подготовке офицеров для Вооруженных Сил и других войск, а также для иностранных армий сеть вузов Министерства обороны в содержательном плане должна принять следующий облик: система крупных многоуровневых учебно-научных комплексов, обладающих гибкой структурой управления, развитой научной, полевой и учебной материально-технической базой, объединяющих подготовку военных кадров различных профилей и уровней образования, емкостью от 1,5 тыс. обучаемых и более.
Таким образом, отечественная школа подготовки войск прошла большой и сложный путь своего становления и развития. Нам представляется, что серьезный анализ этого пути позволит в условиях сегодняшнего дня оптимизировать процесс подготовки специалистов для нужд Вооруженных Сил и дать объективные и обоснованные прогнозы развития современной военной школы.
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЕННОЙ ШКОЛЫ
Этапы |
Временные рамки |
Содержание |
Первый этап
|
С древнейших времен до конца XVII века |
Характеризуется зарождением стихийных элементов подготовки войск
|
Второй этап |
XVIII век - первая половина XIX века |
Становление военного образования в России, военная школа приобретает системный характер |
Третий этап
|
Вторая половина XIX века - начало XX века
|
В этот период отечественная военная школа подверглась глубоким преобразованиям, произошли реформы и в системе военного образования, разработаны научные основы обучения и воспитания войск |
Четвертый этап
|
С 1917 года по 1990 год
|
Характеризуется созданием и развитием социалистической военной школы подготовки войск на основе классового подхода к социальным процессам и явлениям и руководящей роли коммунистической партии в военном и государственном строительстве |
Пятый этап
|
С 1991 года по настоящее время
|
Отличительными чертами настоящего этапа являются реформы отечественной военной школы подготовки войск на основе общечеловеческих ценностей, гуманизация и гуманитаризация военного образования в России |
New publications: |
Popular with readers:![]() ![]() |
News from other countries:
ВЛАСТЯМ ДАЕМ НАКАЗ▲
18/03/2025
Экранопланы - корабли XXI века▲
18/03/2025
|
![]() |
Editorial Contacts |
About · News · For Advertisers |
![]() 2017-2025, BIBLIO.KZ is a part of Libmonster, international library network (open map) Keeping the heritage of Kazakhstan |