Libmonster ID: KZ-2934

ВОПРОСЫ: 1. Основные тенденции становления и развития военной школы в России.

2. Реформа военного образования - важнейшая часть военной реформы в России*.

* Смотрите также опубликованную в этом номере журнала статью начальника управления военного образования МО РФ генерал- лейтенанта Анатолия Сидоренко.

Благодаря усилиям великих полководцев, передовых офицеров русской, советской армии и флота наша страна имеет собственную богатую традициями национальную школу обучения и воспитания войск. Эти традиции не утратили своей значимости и в наше время. Их критическое осмысление и творческое использование в современных условиях способствуют успешному решению задач, стоящих перед Вооруженными Силами.

1

Становление отечественной военной школы неразрывно связано с историей военной организации России. В ее развитии можно выделить несколько основных этапов (см. таблицу).

Истоки отечественной школы подготовки войск уходят своими корнями в глубокую древность. Первоначально процесс обобщения и передачи опыта военного обучения и воспитания носил стихийный характер и передавался из поколения в поколение как устно, так и практическими примерами. С появлением письменности проблемы подготовки войск отражались в летописях, поучениях, государственных актах, а также военно-исторических и художественных произведениях.

С развитием государства и его военной организации элементы отечественной школы подготовки войск находили свое отражение в уставах, наставлениях и инструкциях. Среди них "Уложение о службе" 1556 года, "Боярский приговор о станичной и сторожевой службе" 1571 года, "Военная книга" 1607 года, "Устав ратных, пушечных и других дел касающихся до военной службы" 1621 года, "Учение и хитрость ратного строения пехотных людей" 1674 года и другие.

Основная идея этих документов - необходимость регулярного обучения и воспитания войск. От солдата уставы требовали честно служить государю, знать свое место в строю и в бою, не жалеть "тела" своего, быть готовым отдать жизнь "за други своя".

В XVIII веке в России создаются благоприятные условия для развития прогрессивной отечественной школы подготовки войск. Начало этому было положено еще в "потешных" полках Петра I. Методы и приемы обучения и воспитания в них стали своеобразной основой подготовки армии, которая была создана в России накануне Северной войны.

За годы Северной войны военная школа России значительно преуспела в своем развитии, особенно в вопросах практики. Было разработано содержание полевого тактического обучения войск, конкретизированы обязанности командиров по обучению и воспитанию подчиненных, выявлена необходимость дифференцированного подхода к обучению молодых рекрутов и старых солдат, всесторонне обоснована необходимость непрерывности боевой подготовки, сформулирована ее главная цель - учить тому, "как в бою поступать".

Создавая военно-учебные заведения и закладывая тем самым основы подготовки национальных офицерских кадров (по сути отечественной военной школы), Петр I по-новому поставил вопрос об их роли в армии. Если в европейских армиях офицерским кадрам отводилась роль функциональных элементов механизма экзерциций, то Петр I их предназначение видел в другом, возлагая на них основные обязанности по обучению и воспитанию солдат.

Развитие отечественной школы подготовки войск в те годы неразрывно связано с деятельностью ближайших соратников Петра I: А. Меншикова, А. Головина, Б. Шереметева, А. Репнина, П. Апраксина, И. Бутурлина, Д. Голицина, М. Голицина, П. Гордона, Ф. Лефорта, А. Венде и других.

Итогом теоретических исканий и боевого опыта стал "Устав воинский" 1716 года - величайшее достижение военной школы России XVIII века. Он не отменял ранее применяемых средств и приемов подготовки войск, а, основываясь на них, развивал систему обучения применительно к новым условиям. Таким образом, процесс подготовки армии приобретал четкий порядок и начинался еще до прибытия рекрутов в боевые полки.

Так, согласно приговору Военной коллегии "офицеры, приняв рекрутов, тотчас же должны привесть их к присяге", "чтоб не бегали, перепоручить их круговою порукою", "потом, соединив их с гарнизонными солдатами, развесть их по капральствам и ротам и учить их непременно солдатской экзерциции и читать им воинский артикул, дабы в полки не сущими мужиками, но отчасти заобычайными солдатами пришли". В качестве наставников определяли офицеров, имевших боевой опыт, однако "за ранами" непригодных к службе в боевых полках.

После смерти Петра I в 30 - 40-е годы в подготовке русской армии начинают преобладать негативные тенденции. Новые уставы и инструкции, подготовленные "временщиками" Остерманом, Бироном, обеднили содержание подготовки армии по сравнению с петровскими требованиями.

Только в 60-е годы в отечественной военной школе начинают появляться тенденции, которые характеризуются возрождением и дальнейшим развитием петровских национальных традиций. Этот процесс связан с именами величайших политиков и военачальников России П. Румянцевым, Г. Потемкиным, А. Суворовым, С. Воронцовым, М. Кутузовым, О. Вейсманом, П. Паниным, Н. Салтыковым и др. Генерал-фельдмаршал П.А. Румянцев первым заявил о себе как о продолжателе отечественных традиций в подготовке войск. Его идеи о наставничестве в армии, непрерывном обучении войска в мирное время, "нравственном элементе" в воспитании навсегда вошли в историю военной школы России. Прогрессивные тенденции продолжил Г.А. Потемкин, ставший с 1784 г. президентом Военной коллегии. "Солдат есть название честное, которым и первые чины именуются", - гласила его инструкция 1788 года.

Большая роль в развитии отечественной военной школы принадлежала А.В. Суворову. Он, как Петр I и П. Румянцев, построил процесс подготовки воинов, исходя из особенности русской армии как армии национальной, обосновал качества, которые можно выработать у русского солдата, развивая его природные свойства и способности. А.В. Суворов впервые создал целостную систему обучения и воспитания, доказал прямую зависимость результатов боевой деятельности от обученности и морального духа войск.

С этим периодом связаны и изменения в системе военного образования. Благодаря деятельности П. Шувалова, И. Бецкого, М. Ломоносова, М. Кутузова, Л. Крафта, Д. Аничкова, Н. Новикова формируется новая система военно-учебных заведений закрытого типа - кадетские корпуса, где обучению придано планово- организационное начало.

Развитие отечественной военной школы во второй половине XIX - начале XX века неразрывно связано с реформами во всех отраслях общественной жизни Российского государства и собственно военной реформой, проводимой генерал-фельдмаршалом Д.А. Милютиным. В России осуществляется переход от кадетских корпусов к военным гимназиям и прогимназиям, юнкерским и специальным училищам, расширяется сеть военных академий. В 1863 году учреждено Главное управление военно-учебных заведений.

Совершенствование теории и практики подготовки войск было связано с деятельностью М.И. Драгомирова, М.Д. Скобелева, И.В. Гурко, Г.А. Леера, С.О. Макарова. Реформы военной школы оказали благотворное влияние на офицерский корпус России, систему обучения и воспитания в армии, однако политическая реакция 80-х годов внесла существенные коррективы в эффективность результатов этих преобразований. Первая мировая война еще сильнее обнажила противоречия военно-профессиональной подготовки.

Сложный и противоречивый путь своего развития по осмыслению опыта российской военной науки, поиску нового в практике подготовки войск прошла советская военная школа.

Ее становление происходило на теоретико-методологических установках В.И. Ленина о классовом подходе и ведущей роли народных масс.

Бесспорно прогрессивные теоретические положения не без искажений воплощались в жизнь, а создаваемая военная школа формировала однозначно негативное отношение к врагам революции, чему способствовала и создаваемая система политического обучения.

Основными элементами военной школы этого периода явились: всеобщее военное обучение народа, подготовка бойцов в действующих, резервных и запасных частях. Для подготовки офицерских кадров была развернута сеть военно-учебных заведений (курсы, училища, школы комсостава, академии).

Тяжким испытанием отечественной школы подготовки войск явилась Великая Отечественная война 1941 - 1945 гг.

Фронт непрерывно требовал все больше и больше обученных людских ресурсов. С учетом этого осуществлялась подготовка резервов через всевобуч и другие оборонно-спортивные организации, обучение военнослужащих во внутренних округах, резервных (запасных) частях, боевая подготовка в действующей армии.

В кратчайшие сроки была проведена передислокация военно- учебных заведений с запада на восток, проделана качественная перестройка учебного процесса. За годы войны подготовлено более 2 миллионов командных и политических кадров.

Несмотря на победоносное завершение войны, международное положение Советского Союза оставалось напряженным. В новых условиях на основе научного осмысления опыта минувшей войны предпринимаются попытки определить цели и задачи советской военной школы, разработать систему принципов обучения и воспитания воинов, выявить дидактическую природу форм и методов обучения. Этому были посвящены работы А. Г. Базанова, Л. Г. Бескровного, К.П. Бельского, С.М. Герасимова, А.Е. Сукновалова.

В 60 - 80-е годы в армии произошли качественные изменения как в техническом (войска получили на вооружение ракетно-ядерное оружие), так и в интеллектуальном плане. Если в 1966 году каждый четвертый офицер имел высшее или среднее специальное образование, то в 1980 году имели высшее образование уже более 50 % офицеров. Образовательный уровень солдат и сержантов также значительно возрос.

Современный период развития военной школы характеризуется некоторой внутренней противоречивостью, порой однобоким развитием отдельных сторон военной науки, несоответствием материальных средств, выделяемых государством военной школе, требованиям к подготовке войск.

Все это потребовало коренных преобразований в системе отечественной военной школы и ее составной части - военного образования.

2

Реорганизация системы военного образования - важнейшая составная часть военной реформы в России. Ее необходимость диктуется рядом взаимосвязанных обстоятельств: во-первых, сеть военно-учебных заведений еще вчера почти вдвое превышала реальные потребности Вооруженных Сил, во-вторых, существовавший механизм формирования кадрового заказа на подготовку офицеров сегодня оказался нерациональным и неэффективным. Кроме того, не обеспечивается согласованное и экономически целесообразное использование всех источников пополнения офицерского корпуса, в том числе - возможностей гражданской высшей школы. И, в-третьих, система подготовки офицеров запаса ныне нуждается в переориентировании с количественных на качественные показатели.

В Министерстве обороны уже разработана комплексная Программа совершенствования системы военного образования. В ней конкретизированы основные параметры деятельности в этом направлении, прежде всего они касаются реформирования системы военного образования. Его цель состоит в том, чтобы при минимуме затрат обеспечить максимальную эффективность всех основных источников пополнения офицерского корпуса.

Достичь этой цели предполагается за период 1998 -- 2005 гг. в два этапа. На первом этапе (1998 - 2000 гг.) необходимо решить ряд задач по созданию базы новой системы военного образования. Первая, главная задача - динамично оптимизировать сеть, емкость и организационно-штатную структуру военно-учебных заведений, реорганизовать сеть военных кафедр гражданских вузов, провести их лицензирование и аттестацию.

Определена система критериев для принятия решений в отношении того или иного вуза.

Это, во-первых, ежегодная перспективная потребность в офицерах по соответствующим специальностям подготовки.

Во-вторых, емкость вуза (возможности по увеличению количества обучающихся и перечня реализуемых специальностей, наличие уникальных специальностей).

В-третьих, состояние научно-педагогического потенциала (укомплектованность учеными, возможности для подготовки).

В-четвертых, состояние и перспективы развития учебной материально-технической базы.

И, наконец, в-пятых, это особенности территориального размещения.

При проведении оргштатных мероприятий должны быть выполнены три основных условия. Первое - должна быть сохранена, упрочена и развита российская школа подготовки офицерских кадров. Второе - должен быть сохранен и улучшен научно-педагогический потенциал. Третье - после тщательного анализа состояния должна быть в соответствии с требованиями времени усовершенствована учебная материально-техническая база.

К началу 2000 года для обеспечения потребности в подготовке офицеров для Вооруженных Сил и других войск, а также для иностранных армий сеть вузов Министерства обороны в содержательном плане должна принять следующий облик: система крупных многоуровневых учебно-научных комплексов, обладающих гибкой структурой управления, развитой научной, полевой и учебной материально-технической базой, объединяющих подготовку военных кадров различных профилей и уровней образования, емкостью от 1,5 тыс. обучаемых и более.

Таким образом, отечественная школа подготовки войск прошла большой и сложный путь своего становления и развития. Нам представляется, что серьезный анализ этого пути позволит в условиях сегодняшнего дня оптимизировать процесс подготовки специалистов для нужд Вооруженных Сил и дать объективные и обоснованные прогнозы развития современной военной школы.

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЕННОЙ ШКОЛЫ

Этапы

Временные рамки

Содержание

Первый этап

 

С древнейших времен до конца XVII века

Характеризуется зарождением стихийных элементов подготовки войск

 

Второй этап

XVIII век - первая половина XIX века

Становление военного образования в России, военная школа приобретает системный характер

Третий этап

 

Вторая половина XIX века - начало XX века

 

В этот период отечественная военная школа подверглась глубоким преобразованиям, произошли реформы и в системе военного образования, разработаны научные основы обучения и воспитания войск

Четвертый этап

 

С 1917 года по 1990 год

 

Характеризуется созданием и развитием социалистической военной школы подготовки войск на основе классового подхода к социальным процессам и явлениям и руководящей роли коммунистической партии в военном и государственном строительстве

Пятый этап

 

С 1991 года по настоящее время

 

Отличительными чертами настоящего этапа являются реформы отечественной военной школы подготовки войск на основе общечеловеческих ценностей, гуманизация и гуманитаризация военного образования в России


© biblio.kz

Permanent link to this publication:

https://biblio.kz/m/articles/view/Отечественная-школа-подготовки-войск

Similar publications: LKazakhstan LWorld Y G


Publisher:

Цеслан БастановContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://biblio.kz/Ceslan

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

Полковник Игорь АЛЕХИН, кандидат педагогических наук, Отечественная школа подготовки войск // Astana: Digital Library of Kazakhstan (BIBLIO.KZ). Updated: 17.03.2025. URL: https://biblio.kz/m/articles/view/Отечественная-школа-подготовки-войск (date of access: 18.03.2025).

Publication author(s) - Полковник Игорь АЛЕХИН, кандидат педагогических наук:

Полковник Игорь АЛЕХИН, кандидат педагогических наук → other publications, search: Libmonster KazakhstanLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Цеслан Бастанов
Atarau, Kazakhstan
25 views rating
17.03.2025 (23 hours ago)
0 subscribers
Rating
0 votes
Related Articles
КОСМИЧЕСКОЕ БУДУЩЕЕ СВОБОДНОГО
23 hours ago · From Цеслан Бастанов
Задачи прапорщиков и мичманов по укреплению воинской дисциплины в подразделении
23 hours ago · From Цеслан Бастанов
Правовые основы организации обороны и военной реформы
2 days ago · From Цеслан Бастанов
ОБЩЕСТВЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ "За права военнослужащих"
Catalog: Право 
3 days ago · From Цеслан Бастанов
Общественно-государственная подготовка - важный элемент информационного обеспечения войск
4 days ago · From Цеслан Бастанов
КОГО ЗАНОСЯТ В ЛИЧНОЕ ДЕЛО
6 days ago · From Цеслан Бастанов
КАСПИЙ - ОЧАГ НАПРЯЖЕННОСТИ
6 days ago · From Цеслан Бастанов
В ЗАБАЙКАЛЬЕ СЕГОДНЯ ДОЖДИ
7 days ago · From Цеслан Бастанов
НА ПОДСТУПАХ К ЛЕНИНГРАДУ И МОСКВЕ
Catalog: История 
8 days ago · From Цеслан Бастанов
Военная реформа: оптимизация, эффективность, качество.УЧИТЬСЯ ПО-НАСТОЯЩЕМУ ВСЕГДА ТЯЖЕЛО
9 days ago · From Цеслан Бастанов

New publications:

Popular with readers:

News from other countries:

BIBLIO.KZ - Digital Library of Kazakhstan

Create your author's collection of articles, books, author's works, biographies, photographic documents, files. Save forever your author's legacy in digital form. Click here to register as an author.
Library Partners

Отечественная школа подготовки войск
 

Editorial Contacts
Chat for Authors: KZ LIVE: We are in social networks:

About · News · For Advertisers

Digital Library of Kazakhstan ® All rights reserved.
2017-2025, BIBLIO.KZ is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Kazakhstan


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of affiliates, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. Once you register, you have more than 100 tools at your disposal to build your own author collection. It's free: it was, it is, and it always will be.

Download app for Android