Libmonster ID: KZ-2782

В начале XX е. в рамках движения регионализма в Сибири предпринимались усилия по созданию центров местных художественных промыслов. Эксперименты продолжились в 1920-х гг. Интерес к народному искусству вновь возрос в конце XX в., когда в постсоветской России начались процессы актуализации аутентичных этнических ценностей. В 2005 г. была утверждена программа "Возрождение, сохранение и развитие народных художественных промыслов, традиционных народных ремесел и декоративно-прикладного творчества в Республике Алтай (2005 - 2010 гг.) ". Программа стала стимулом к развитию центров народных промыслов Алтая. Наиболее известными среди них являются мастерские "Кезер" (г. Горно-Алтайск) и "Турина гора" (г. Барнаул). При всех различиях в технике и стилистике производства они ориентируются на творческий синтез. Создавая новый пластический язык, мастера современных художественных промыслов Алтая соединяют в единое целое времена и культуры Евразии.

Ключевые слова: народные художественные промыслы Алтая, традиции и новации новоязычества.

С началом преобразований в 1990-х гг. в России на волне подъема этнического самосознания и возрождения национальной культуры началось воссоздание народных промыслов. Наряду с известными традиционными центрами ремесел возникли новые структуры. В Сибири поиск художественного регионального колорита осуществлялся на стыке аборигенных и славянских художественных традиций.

Истоки "сибирской" темы в прикладном искусстве региона восходят к XIX в. Тогда поиски местного колорита, создание самобытной художественной культуры были частью движения за преобразование азиатской части России. На рубеже XX - XXI вв. ее будущее сибиряки связывали с синтезом достижений Европы и Азии. Уже тогда в Сибири предпринимались попытки создания художественных промыслов. Но в силу специфики развития региона эти начинания не получили развития.

Кустарные промыслы в Сибири конца XIX - начала XX в. имели утилитарную направленность. Художественные изделия не имели рыночного спроса.

С 1920-х гг. при поддержке государства в различных регионах Сибири предпринимались усилия по созданию центров художественных ремесел. На Алтае эти эксперименты долгое время не имели успеха. Ситуация стала меняться лишь в 1980-е гг. По отчетам областного управления культуры, в пределах Горного Алтая тогда действовало восемь художественных мастерских, где работали 66 художников. С 1988 г. с целью повышения роли народного художественного творчества и активизации усилий по сохранению культурного наследия в регионе стал проводиться фестиваль "Золотое лето Горного Алтая". Особое значение придавалось проявлению этнического начала в искусстве, однако развитие художественных процессов ограничивалось идейно-политическими рамками.

В 1990 г. была создана Ассоциация народных художественных промыслов России, объединившая ок. 250 организаций в 64 регионах страны. Среди них - центры народного искусства, всемирно известные своей продукцией: изделиями с хохломской и Городецкой росписью, гжельским и кисловодским фарфором, ростовской финифтью, вологодским и елецким кружевом, богородской и беломорской резьбой по дереву, кубачинскими ювелирными украшениями, холмогорской и тобольской резной костью, жостовскими и нижнетагильскими расписными подносами, скопинской и псковской керамикой, торжокским золотным шитьем, оружием златоустовских и тульских мастеров, художественным ткачеством и вышивкой.

Тогда же, в начале 1990-х гг., была разработана концепция возрождения и развития народных промыслов Республики Алтай, получившая название по имени эпического богатыря-мироустроителя - "Сар-

стр. 129

такпай". Ее, однако, не удалось реализовать в полном объеме; рост интереса к культурному наследию в регионе совпал с общемировыми тенденциями. В 2003 г. ЮНЕСКО, признавая, что процессы глобализации создают условия для активного диалога между сообществами, но вместе с тем являются источниками угрозы сохранения традиций, приняло "Конвенцию об охране нематериального культурного наследия" (вступила в силу в 2006 г.). Она, помимо прочего, предполагала сохранение и развитие традиционных ремесел [http:// www.ntrast.ru/public.cms/?eid=689705?, 28.11.2008].

С учетом местных особенностей в Российской Федерации и ее отдельных субъектах начали разрабатываться программы развития народных художественных промыслов. В 2005 г. правительство Республики Алтай утвердило программу "Возрождение, сохранение и развитие народных художественных промыслов, традиционных народных ремесел и декоративно-прикладного творчества в Республике Алтай (2005 - 2010 гг.)". Ее целью было обеспечение экономических, социальных и иных условий для развития художественных промыслов и традиционных народных ремесел, для производства сувенирной продукции, несущей в себе аутентичные этнические начала. Однако на тот момент состояние народных художественных промыслов в республике было критическим: большинство старинных видов народного искусства находилось на грани исчезновения. В программных документах подчеркивалось, что народное искусство и художественные промыслы следует рассматривать как символ народов Алтая, отражение истории и векового культурного опыта, а изделия народных промыслов - как часть общенациональной культуры, воплощающая в себе и древние традиции, и современность.

Ответственность за исполнение программы взяло на себя Государственное учреждение Торгово-выставочный центр народных художественных промыслов Республики Алтай "Энчи" ("Наследие"). Он был призван содействовать восстановлению и пропаганде культурных традиций и поддержанию конкурентоспособности промыслов Алтая посредством совершенствования мастерства для эффективной реализации их продукции. Центр "Энчи" появился еще в 2001 г., но только в мае 2003 г. он вошел в структуру республиканской администрации и стал финансироваться Комитетом по туризму. Сотрудниками центра был создан банк данных о традиционных и современных художественных ремеслах, проводились мастер-классы, семинары, организована работа школ; развернулись рекламно-издательская деятельность, изготовление и продажа сувениров, изделий декоративно-прикладного искусства. Центр активно включился в культурную жизнь современного Алтая.

Выставки и конкурсы народного и декоративно-прикладного искусства стали частью всех праздников и этнокультурных фестивалей в регионе; они вошли в структуру государственного праздника Эл Ойын Республики Алтай. В выставке-ярмарке изделий народных промыслов "Мастеровой Алтай", которая открывается в дни Эл Ойына, принимают участие мастера из всех районов республики. Они представляют различные направления народных промыслов - резьбу и роспись по дереву, бисероплетение, плетение из растительных материалов, изготовление современного текстиля и традиционных костюмов, глиняной игрушки, художественной бересты, национальной куклы, изделий из меха и кожи и т.д. Усть-Канский р-н Республики Алтай известен народными мастерами, которые делают кожаную утварь, национальную одежду, поделки из кедра, соломки, гипса, шерсти. Майминский р-н прославился своими бондарями, мастерами-берестянщиками, меховщиками и т.д. Ведущие промыслы Усть-Коксинского р-на - плетение из соломки, изготовление поделок из дерева, лозоплетение, ювелирное дело. Турачакский р-н экспонирует уникальные резные панно, изделия из кедра - ложки, ковши, бочонки, миниатюрную скульптуру, а также берестяные короба, лукошки. Чемальские мастера - талантливые керамисты; в районе изготавливают также сувениры из кожи, дерева, ткани, стекла. В Улаганском и в Кош-Агачском районах Республики Алтай сохраняются традиции изготовления войлочных ковров - сырмаков и кожаных фляг - тажууров. В Онгудайском р-не шьют алтайскую национальную одежду и одеяла из козьих шкур.

Рядом с уникальными образцами народного искусства на прилавках праздничной ярмарки "Мастеровой Алтай" и в торговой сети республики соседствует массовая продукция. В условиях расширяющегося рынка туристических услуг население региона, занимаясь ремеслом, решает проблему жизнеобеспечения и рассчитывает на запросы приезжающих на Алтай. Общая тенденция сувенирного производства в регионе проявляется в том, что его образная символика разрабатывается на основе смешения разновременных культурных и этнических традиций - это могут быть атрибуты алтайских шаманов, символы славянской мифологии и современные политические реалии. Изделия алтайских мастеров украшаются орнаментальными мотивами пазырыкского стиля, ставшими знаменитыми после сенсационных археологических открытий на Алтае в 1990-х гг. Принцесса Укока (реконструкция образа женщины, принадлежавшей к кочевому сообществу Алтая скифской эпохи) - одна из самых популярных героинь народного творчества. Ее изображения запечатлены в дереве, керамике, вышиты бисером и т.д. Однако, по мнению самих мастеров, в настоящее время традиционное искусство Алтая во многом утеряно, а современное художественное ремесло ориентировано лишь на стилизацию.

стр. 130

В развитии художественных ремесел Алтая прослеживается несколько направлений. Можно выделить промысловые центры, мастерам которых на основе переосмысления этнических художественных традиций удалось выйти на новый уровень творчества. Росписью по дереву и камню успешно занимаются народные мастера г. Бийска. В этом городе данный промысел развивается на базе художественного училища с конца 1990-х гг. под руководством В. Ягодзинского. Молодые мастера пытаются синтезировать традиции славянского и аборигенного населения Алтая. Они создают деревянные и каменные панно, в которых находят отражение символика магических знаков и анимистических культов, а также современное прочтение археологического и фольклорного материала. Художественная интерпретация архаики позволяет создать образ Алтая как особого мира, где происходит сплав различных этнических традиций.

Те же принципы реализуются в творчестве мастеров народного промысла предприятия "Турина гора" в г. Барнауле, занимающихся преимущественно изготовлением художественной керамики. В апреле 2008 г. в Государственном художественном музее Алтайского края состоялась выставка, посвященная 20-летию этой организации, носящей имя известного археологического памятника. Предприятие по производству керамических изделий "Турина гора" была создана В. Москвитиным в 1988 г. В 1991 г. оно вошло в Ассоциацию народных художественных промыслов России и в 1997 г. получило статус организации народного художественного промысла*.

Интерес к архаичной культуре, искусству древних народов Сибири - скифов и тюрков, а также к традиционному искусству современных алтайцев, сохранивших свои исторические корни, - основа художественного кредо промыслового предприятия "Турина гора".

Оригинальные эксперименты по синтезированию символов славянской и тюркской культур характерны для мастерской художественных изделий "Кезер" (алт. "Резной") в г. Горно-Алтайске. Предприятие существует 15 лет. За эти годы на выставках и в художественных салонах Сибири стали широко известны художественные изделия - миниатюрная стилизованная скульптура - фигурки "дярык", "узы", "мудра", "кекпеек", играющие роль оберегов. Их автор - В. Хромов, художественный руководитель и организатор мастерской. Творческая программа "Кезера" с первых дней создания строилась на использовании в работе аутентичных технологий Алтая. В ходе многолетнего изучения старинных художественных ремесел и экспериментов с различными материалами, прежде всего с костью и деревом - традиционным сырьем кочевников, резчиками разработаны оригинальные технологии. Пытаясь формировать узнаваемый и востребованный современным сообществом пластический язык, мастера в качестве одной из основных стратегий развития промысла избрали реконструкцию обереговых традиций. Талисманы и обереги мастерской "Кезер", наполненные мифологическим содержанием, необычайно самобытны. В них оживают сюжеты и символы ушедших эпох, образы тюркского и славянского фольклора, соединяются стилистика скифского искусства и древнерусская архаика; реанимируется символика магических знаков, анимистических культов, сакральных сил окружающей человека природы. Вырезанные в дереве и кости фигурки рождают ассоциации, актуализирующие этническое самосознание и утверждающие общечеловеческие идеалы. Возникает художественный язык, образы которого на основе различных этнических традиций интерпретируются как близкие и понятные символы добра и силы. Изделия "Кезера" сопровождаются аннотациями, в которых излагаются основы новой синтетической мифологии - универсальные наставления или пожелания, призванные обеспечить обладателям оберегов благополучие и уверенность. В рамках современного промысла происходит конструирование стилистики евразийского неоязычества. Образный ряд изделий "Кезера" отражает синтез общечеловеческих ценностей, знание алтайских легенд и славянских мифов.

Взяв за основу архетипы или символы, мастера современных народных художественных промыслов Алтая создают новый пластический язык, соединяющий в единое целое времена, культуры и народы Евразии.

Публикуются фотоматериалы А. В. Сковпень из архива ООО "Кезер".


* Согласно закону РФ от 6 января 1999 г., народный художественный промысел - "это одна из форм народного творчества, деятельность по созданию художественных изделий утилитарного и (или) декоративного назначения, осуществляемая на основе коллективного освоения и преемственного развития традиций народного искусства в определенной местности в процессе творческого ручного и (или) механизированного труда мастеров народных художественных промыслов.

К <... > изделиям народных художественных промыслов не могут быть отнесены изделия, в технологии изготовления которых невозможно применение творческого варьирования типовых образцов данных изделий" [http://www.businesspravo.ru/Docmn/DocumShow_DocmnID_68916 .html, 28.11.2008].

стр. 131

1. Разработка эскизов в художественной мастерской "Кезер", а - декоративное панно "Тигр" из серии "Скифские мотивы"; б - декоративная плакетка "Бык" из серии "Календарь".

Мастерская "Кезер" родилась из вдохновения художника В. Хромова, попытающегося проникнуть в глубины алтайской исторической и художественной традиций. Его эскизы стали основой для импровизаций мастеров-резчиков, каждому из которых присущ свой подчерк.

2. Рельеф "Кайчи" ("Сказитель") для фасада Национального театра Республики Алтай в г. Горно-Алтайске.

стр. 132

3. Художник-резчик Владимир Дронов перед скульптурой Сартакпая - богатыря-создателя мира.

Мастерская "Кезер" специализируется на резьбе по кости и дереву. В масштабных работах и в миниатюре мастера создают эпические образы древнего Алтая. Куколки "наадай" - персонифицированное воплощение образов героев богатырских сказаний.

4. Миниатюрная скульптура "кекпеек" и "наадай".

стр. 133

5. Изготовление талисмана достатка "дярык". а, б- "лары" - обереги-хранители семьи и дома.

Обереги являются визитной карточкой мастерской "Кезер" - в стилистике евразийского неоязычества создаются миниатюрные скулъптурки, призванные приносить удачу, богатство, защищать любовь и семью. Самые популярные среди них - "лары" - хранители дома. По замыслу создателей, единым шнурком - нитью жизни - две фигурки связаны с домом, а скрепляет их союз бусина веры. Алтайский "бесконечный" узел счастья "ульзя", который вырезан на оборотной стороне, символизирует вечность бытия.

6. Тонирование деревянной скульптуры.

стр. 134

7. Изготовление музыкальных инструментов кому сов, а - детский оберег "ярилко"; б - "предки-покровители" - миниатюрная скульптура мастерской "Кезер".

Мастерская "Кезер" с момента своего создания в начале 1990-х гг. была ориентирована на сохранение и развитие традиций и духовного наследия Алтая. Она задумывалась и развивалась как семейный промысел. Ее мастера сделали ставку на соединение народов, культур и поколений.

8. Мастера-резчики "Кезера" Альбина, Андрей и Айтана Канысовы.

стр. 135

© biblio.kz

Permanent link to this publication:

https://biblio.kz/m/articles/view/НАРОДНЫЕ-ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ-ПРОМЫСЛЫ-СОВРЕМЕННОГО-АЛТАЯ

Similar publications: LKazakhstan LWorld Y G


Publisher:

Urhan KarimovContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://biblio.kz/Karimov

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

И. А. Октябрьская, Е. Ю. Павлова, А. В. Сковпень, НАРОДНЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОМЫСЛЫ СОВРЕМЕННОГО АЛТАЯ // Astana: Digital Library of Kazakhstan (BIBLIO.KZ). Updated: 10.12.2024. URL: https://biblio.kz/m/articles/view/НАРОДНЫЕ-ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ-ПРОМЫСЛЫ-СОВРЕМЕННОГО-АЛТАЯ (date of access: 12.12.2024).

Found source (search robot):


Publication author(s) - И. А. Октябрьская, Е. Ю. Павлова, А. В. Сковпень:

И. А. Октябрьская, Е. Ю. Павлова, А. В. Сковпень → other publications, search: Libmonster KazakhstanLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Rating
0 votes
Related Articles
Маронит, мелькит или яковит? К вопросу о конфессиональной принадлежности Абд ал-Масиха ибн На'има ал-Химси, арабо-христианского переводчика Плотина
22 hours ago · From Urhan Karimov
Два модуса жизни в "науке о душе" XVII века
23 hours ago · From Urhan Karimov
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ ПЕТРОГЛИФОВ (по материалам Центральной Азии и Южной Сибири)
2 days ago · From Urhan Karimov
ШАЙТАНСКОЕ ОЗЕРО II: НОВЫЕ СЮЖЕТЫ В ИЗУЧЕНИИ БРОНЗОВОГО ВЕКА УРАЛА
2 days ago · From Urhan Karimov
ЭЛИТНЫЙ КОМПЛЕКС СЮННУСКИХ ЗАХОРОНЕНИЙ В ПАДИ ЦАРАМ (ЗАБАЙКАЛЬЕ)
2 days ago · From Urhan Karimov
РАЗВИТИЕ ПРИРОДНЫХ СООБЩЕСТВ СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО АЛТАЯ В АНТРОПОГЕНЕ
2 days ago · From Urhan Karimov
О СЕМАНТИКЕ ОРНИТОМОРФНЫХ ПЕРСОНАЖЕЙ ЗВЕРИНОГО СТИЛЯ В РИТУАЛЬНОЙ АТРИБУТИКЕ ПАЗЫРЫКСКИХ КУРГАНОВ
2 days ago · From Urhan Karimov
ПРИРОДНАЯ СРЕДА И ЧЕЛОВЕК В ПОЗДНЕМ НЕОПЛЕЙСТОЦЕНЕ СЕВЕРНОЙ МОНГОЛИИ
2 days ago · From Urhan Karimov
Традиционная народная культура боснийских мусульман в XXI веке
3 days ago · From Urhan Karimov
Уровень мусульманской религиозности населения в Среднем Поволжье и Приуралье по данным советских социологических исследований (1966-1991)
3 days ago · From Urhan Karimov

New publications:

Popular with readers:

News from other countries:

BIBLIO.KZ - Digital Library of Kazakhstan

Create your author's collection of articles, books, author's works, biographies, photographic documents, files. Save forever your author's legacy in digital form. Click here to register as an author.
Library Partners

НАРОДНЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОМЫСЛЫ СОВРЕМЕННОГО АЛТАЯ
 

Editorial Contacts
Chat for Authors: KZ LIVE: We are in social networks:

About · News · For Advertisers

Digital Library of Kazakhstan ® All rights reserved.
2017-2024, BIBLIO.KZ is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Kazakhstan


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of affiliates, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. Once you register, you have more than 100 tools at your disposal to build your own author collection. It's free: it was, it is, and it always will be.

Download app for Android