В начале XX е. в рамках движения регионализма в Сибири предпринимались усилия по созданию центров местных художественных промыслов. Эксперименты продолжились в 1920-х гг. Интерес к народному искусству вновь возрос в конце XX в., когда в постсоветской России начались процессы актуализации аутентичных этнических ценностей. В 2005 г. была утверждена программа "Возрождение, сохранение и развитие народных художественных промыслов, традиционных народных ремесел и декоративно-прикладного творчества в Республике Алтай (2005 - 2010 гг.) ". Программа стала стимулом к развитию центров народных промыслов Алтая. Наиболее известными среди них являются мастерские "Кезер" (г. Горно-Алтайск) и "Турина гора" (г. Барнаул). При всех различиях в технике и стилистике производства они ориентируются на творческий синтез. Создавая новый пластический язык, мастера современных художественных промыслов Алтая соединяют в единое целое времена и культуры Евразии.
Ключевые слова: народные художественные промыслы Алтая, традиции и новации новоязычества.
С началом преобразований в 1990-х гг. в России на волне подъема этнического самосознания и возрождения национальной культуры началось воссоздание народных промыслов. Наряду с известными традиционными центрами ремесел возникли новые структуры. В Сибири поиск художественного регионального колорита осуществлялся на стыке аборигенных и славянских художественных традиций.
Истоки "сибирской" темы в прикладном искусстве региона восходят к XIX в. Тогда поиски местного колорита, создание самобытной художественной культуры были частью движения за преобразование азиатской части России. На рубеже XX - XXI вв. ее будущее сибиряки связывали с синтезом достижений Европы и Азии. Уже тогда в Сибири предпринимались попытки создания художественных промыслов. Но в силу специфики развития региона эти начинания не получили развития.
Кустарные промыслы в Сибири конца XIX - начала XX в. имели утилитарную направленность. Художественные изделия не имели рыночного спроса.
С 1920-х гг. при поддержке государства в различных регионах Сибири предпринимались усилия по созданию центров художественных ремесел. На Алтае эти эксперименты долгое время не имели успеха. Ситуация стала меняться лишь в 1980-е гг. По отчетам областного управления культуры, в пределах Горного Алтая тогда действовало восемь художественных мастерских, где работали 66 художников. С 1988 г. с целью повышения роли народного художественного творчества и активизации усилий по сохранению культурного наследия в регионе стал проводиться фестиваль "Золотое лето Горного Алтая". Особое значение придавалось проявлению этнического начала в искусстве, однако развитие художественных процессов ограничивалось идейно-политическими рамками.
В 1990 г. была создана Ассоциация народных художественных промыслов России, объединившая ок. 250 организаций в 64 регионах страны. Среди них - центры народного искусства, всемирно известные своей продукцией: изделиями с хохломской и Городецкой росписью, гжельским и кисловодским фарфором, ростовской финифтью, вологодским и елецким кружевом, богородской и беломорской резьбой по дереву, кубачинскими ювелирными украшениями, холмогорской и тобольской резной костью, жостовскими и нижнетагильскими расписными подносами, скопинской и псковской керамикой, торжокским золотным шитьем, оружием златоустовских и тульских мастеров, художественным ткачеством и вышивкой.
Тогда же, в начале 1990-х гг., была разработана концепция возрождения и развития народных промыслов Республики Алтай, получившая название по имени эпического богатыря-мироустроителя - "Сар-
такпай". Ее, однако, не удалось реализовать в полном объеме; рост интереса к культурному наследию в регионе совпал с общемировыми тенденциями. В 2003 г. ЮНЕСКО, признавая, что процессы глобализации создают условия для активного диалога между сообществами, но вместе с тем являются источниками угрозы сохранения традиций, приняло "Конвенцию об охране нематериального культурного наследия" (вступила в силу в 2006 г.). Она, помимо прочего, предполагала сохранение и развитие традиционных ремесел [http:// www.ntrast.ru/public.cms/?eid=689705?, 28.11.2008].
С учетом местных особенностей в Российской Федерации и ее отдельных субъектах начали разрабатываться программы развития народных художественных промыслов. В 2005 г. правительство Республики Алтай утвердило программу "Возрождение, сохранение и развитие народных художественных промыслов, традиционных народных ремесел и декоративно-прикладного творчества в Республике Алтай (2005 - 2010 гг.)". Ее целью было обеспечение экономических, социальных и иных условий для развития художественных промыслов и традиционных народных ремесел, для производства сувенирной продукции, несущей в себе аутентичные этнические начала. Однако на тот момент состояние народных художественных промыслов в республике было критическим: большинство старинных видов народного искусства находилось на грани исчезновения. В программных документах подчеркивалось, что народное искусство и художественные промыслы следует рассматривать как символ народов Алтая, отражение истории и векового культурного опыта, а изделия народных промыслов - как часть общенациональной культуры, воплощающая в себе и древние традиции, и современность.
Ответственность за исполнение программы взяло на себя Государственное учреждение Торгово-выставочный центр народных художественных промыслов Республики Алтай "Энчи" ("Наследие"). Он был призван содействовать восстановлению и пропаганде культурных традиций и поддержанию конкурентоспособности промыслов Алтая посредством совершенствования мастерства для эффективной реализации их продукции. Центр "Энчи" появился еще в 2001 г., но только в мае 2003 г. он вошел в структуру республиканской администрации и стал финансироваться Комитетом по туризму. Сотрудниками центра был создан банк данных о традиционных и современных художественных ремеслах, проводились мастер-классы, семинары, организована работа школ; развернулись рекламно-издательская деятельность, изготовление и продажа сувениров, изделий декоративно-прикладного искусства. Центр активно включился в культурную жизнь современного Алтая.
Выставки и конкурсы народного и декоративно-прикладного искусства стали частью всех праздников и этнокультурных фестивалей в регионе; они вошли в структуру государственного праздника Эл Ойын Республики Алтай. В выставке-ярмарке изделий народных промыслов "Мастеровой Алтай", которая открывается в дни Эл Ойына, принимают участие мастера из всех районов республики. Они представляют различные направления народных промыслов - резьбу и роспись по дереву, бисероплетение, плетение из растительных материалов, изготовление современного текстиля и традиционных костюмов, глиняной игрушки, художественной бересты, национальной куклы, изделий из меха и кожи и т.д. Усть-Канский р-н Республики Алтай известен народными мастерами, которые делают кожаную утварь, национальную одежду, поделки из кедра, соломки, гипса, шерсти. Майминский р-н прославился своими бондарями, мастерами-берестянщиками, меховщиками и т.д. Ведущие промыслы Усть-Коксинского р-на - плетение из соломки, изготовление поделок из дерева, лозоплетение, ювелирное дело. Турачакский р-н экспонирует уникальные резные панно, изделия из кедра - ложки, ковши, бочонки, миниатюрную скульптуру, а также берестяные короба, лукошки. Чемальские мастера - талантливые керамисты; в районе изготавливают также сувениры из кожи, дерева, ткани, стекла. В Улаганском и в Кош-Агачском районах Республики Алтай сохраняются традиции изготовления войлочных ковров - сырмаков и кожаных фляг - тажууров. В Онгудайском р-не шьют алтайскую национальную одежду и одеяла из козьих шкур.
Рядом с уникальными образцами народного искусства на прилавках праздничной ярмарки "Мастеровой Алтай" и в торговой сети республики соседствует массовая продукция. В условиях расширяющегося рынка туристических услуг население региона, занимаясь ремеслом, решает проблему жизнеобеспечения и рассчитывает на запросы приезжающих на Алтай. Общая тенденция сувенирного производства в регионе проявляется в том, что его образная символика разрабатывается на основе смешения разновременных культурных и этнических традиций - это могут быть атрибуты алтайских шаманов, символы славянской мифологии и современные политические реалии. Изделия алтайских мастеров украшаются орнаментальными мотивами пазырыкского стиля, ставшими знаменитыми после сенсационных археологических открытий на Алтае в 1990-х гг. Принцесса Укока (реконструкция образа женщины, принадлежавшей к кочевому сообществу Алтая скифской эпохи) - одна из самых популярных героинь народного творчества. Ее изображения запечатлены в дереве, керамике, вышиты бисером и т.д. Однако, по мнению самих мастеров, в настоящее время традиционное искусство Алтая во многом утеряно, а современное художественное ремесло ориентировано лишь на стилизацию.
В развитии художественных ремесел Алтая прослеживается несколько направлений. Можно выделить промысловые центры, мастерам которых на основе переосмысления этнических художественных традиций удалось выйти на новый уровень творчества. Росписью по дереву и камню успешно занимаются народные мастера г. Бийска. В этом городе данный промысел развивается на базе художественного училища с конца 1990-х гг. под руководством В. Ягодзинского. Молодые мастера пытаются синтезировать традиции славянского и аборигенного населения Алтая. Они создают деревянные и каменные панно, в которых находят отражение символика магических знаков и анимистических культов, а также современное прочтение археологического и фольклорного материала. Художественная интерпретация архаики позволяет создать образ Алтая как особого мира, где происходит сплав различных этнических традиций.
Те же принципы реализуются в творчестве мастеров народного промысла предприятия "Турина гора" в г. Барнауле, занимающихся преимущественно изготовлением художественной керамики. В апреле 2008 г. в Государственном художественном музее Алтайского края состоялась выставка, посвященная 20-летию этой организации, носящей имя известного археологического памятника. Предприятие по производству керамических изделий "Турина гора" была создана В. Москвитиным в 1988 г. В 1991 г. оно вошло в Ассоциацию народных художественных промыслов России и в 1997 г. получило статус организации народного художественного промысла*.
Интерес к архаичной культуре, искусству древних народов Сибири - скифов и тюрков, а также к традиционному искусству современных алтайцев, сохранивших свои исторические корни, - основа художественного кредо промыслового предприятия "Турина гора".
Оригинальные эксперименты по синтезированию символов славянской и тюркской культур характерны для мастерской художественных изделий "Кезер" (алт. "Резной") в г. Горно-Алтайске. Предприятие существует 15 лет. За эти годы на выставках и в художественных салонах Сибири стали широко известны художественные изделия - миниатюрная стилизованная скульптура - фигурки "дярык", "узы", "мудра", "кекпеек", играющие роль оберегов. Их автор - В. Хромов, художественный руководитель и организатор мастерской. Творческая программа "Кезера" с первых дней создания строилась на использовании в работе аутентичных технологий Алтая. В ходе многолетнего изучения старинных художественных ремесел и экспериментов с различными материалами, прежде всего с костью и деревом - традиционным сырьем кочевников, резчиками разработаны оригинальные технологии. Пытаясь формировать узнаваемый и востребованный современным сообществом пластический язык, мастера в качестве одной из основных стратегий развития промысла избрали реконструкцию обереговых традиций. Талисманы и обереги мастерской "Кезер", наполненные мифологическим содержанием, необычайно самобытны. В них оживают сюжеты и символы ушедших эпох, образы тюркского и славянского фольклора, соединяются стилистика скифского искусства и древнерусская архаика; реанимируется символика магических знаков, анимистических культов, сакральных сил окружающей человека природы. Вырезанные в дереве и кости фигурки рождают ассоциации, актуализирующие этническое самосознание и утверждающие общечеловеческие идеалы. Возникает художественный язык, образы которого на основе различных этнических традиций интерпретируются как близкие и понятные символы добра и силы. Изделия "Кезера" сопровождаются аннотациями, в которых излагаются основы новой синтетической мифологии - универсальные наставления или пожелания, призванные обеспечить обладателям оберегов благополучие и уверенность. В рамках современного промысла происходит конструирование стилистики евразийского неоязычества. Образный ряд изделий "Кезера" отражает синтез общечеловеческих ценностей, знание алтайских легенд и славянских мифов.
Взяв за основу архетипы или символы, мастера современных народных художественных промыслов Алтая создают новый пластический язык, соединяющий в единое целое времена, культуры и народы Евразии.
Публикуются фотоматериалы А. В. Сковпень из архива ООО "Кезер".
* Согласно закону РФ от 6 января 1999 г., народный художественный промысел - "это одна из форм народного творчества, деятельность по созданию художественных изделий утилитарного и (или) декоративного назначения, осуществляемая на основе коллективного освоения и преемственного развития традиций народного искусства в определенной местности в процессе творческого ручного и (или) механизированного труда мастеров народных художественных промыслов.
К <... > изделиям народных художественных промыслов не могут быть отнесены изделия, в технологии изготовления которых невозможно применение творческого варьирования типовых образцов данных изделий" [http://www.businesspravo.ru/Docmn/DocumShow_DocmnID_68916 .html, 28.11.2008].
1. Разработка эскизов в художественной мастерской "Кезер", а - декоративное панно "Тигр" из серии "Скифские мотивы"; б - декоративная плакетка "Бык" из серии "Календарь".
Мастерская "Кезер" родилась из вдохновения художника В. Хромова, попытающегося проникнуть в глубины алтайской исторической и художественной традиций. Его эскизы стали основой для импровизаций мастеров-резчиков, каждому из которых присущ свой подчерк.
2. Рельеф "Кайчи" ("Сказитель") для фасада Национального театра Республики Алтай в г. Горно-Алтайске.
3. Художник-резчик Владимир Дронов перед скульптурой Сартакпая - богатыря-создателя мира.
Мастерская "Кезер" специализируется на резьбе по кости и дереву. В масштабных работах и в миниатюре мастера создают эпические образы древнего Алтая. Куколки "наадай" - персонифицированное воплощение образов героев богатырских сказаний.
4. Миниатюрная скульптура "кекпеек" и "наадай".
5. Изготовление талисмана достатка "дярык". а, б- "лары" - обереги-хранители семьи и дома.
Обереги являются визитной карточкой мастерской "Кезер" - в стилистике евразийского неоязычества создаются миниатюрные скулъптурки, призванные приносить удачу, богатство, защищать любовь и семью. Самые популярные среди них - "лары" - хранители дома. По замыслу создателей, единым шнурком - нитью жизни - две фигурки связаны с домом, а скрепляет их союз бусина веры. Алтайский "бесконечный" узел счастья "ульзя", который вырезан на оборотной стороне, символизирует вечность бытия.
6. Тонирование деревянной скульптуры.
7. Изготовление музыкальных инструментов кому сов, а - детский оберег "ярилко"; б - "предки-покровители" - миниатюрная скульптура мастерской "Кезер".
Мастерская "Кезер" с момента своего создания в начале 1990-х гг. была ориентирована на сохранение и развитие традиций и духовного наследия Алтая. Она задумывалась и развивалась как семейный промысел. Ее мастера сделали ставку на соединение народов, культур и поколений.
8. Мастера-резчики "Кезера" Альбина, Андрей и Айтана Канысовы.
New publications: |
Popular with readers: |
News from other countries: |
Editorial Contacts | |
About · News · For Advertisers |
Digital Library of Kazakhstan ® All rights reserved.
2017-2024, BIBLIO.KZ is a part of Libmonster, international library network (open map) Keeping the heritage of Kazakhstan |