Libmonster ID: KZ-2790

Ло Дж. После метода: беспорядок и социальная наука / Перев. с англ. под ред. С. Гавриленко. М.: Изд-во ин-та Гайдара, 2015. - 352 с.

Акторно-сетевая теория1 (далее АСТ. - И. Д.) редко применяется на практике в российской социальной науке2, да и в хорошо известном отечественным специалистам кратком обзоре Филиппа Коркюфа "Новые социологии" (1995) АСТ уделено более чем скромное место3. Но поскольку автор рецензируемой монографии для иллюстрации собственных методологических открытий неоднократно обращается к тематике религии (на примере онтотеологии квакеров и онтомифологии австралийских аборигенов4), философ-религиовед, на наш взгляд, вправе задаться вопросом применимости АСТ в современном религиоведении.

Джон Ло (род. 1946 г.) - профессор факультета социальных наук британского Открытого университета, один из основоположников АСТ (наряду с Бруно Латуром и Мишелем Каллоном5) и по-


1. Следует иметь в виду, что ныне существует две школы АСТ: Парижская (Бруно Латур и Мишель Каллон) развивает общетеоретические вопросы, а Ланкастерская (Джон Ло, Энн-Мари Мол и др.) - семиотические и топологические. (См.: Вахштайн В. Социология вещей и "поворот к материальному" в социальной теории // Социология вещей. Сб. статей / Под ред. В. Вахштайна. М.: Территория будущего, 2006. С. 32 - 35).

2. Даже телемост по онтологии акторно-сетевой теории, прошедший 17 июня 2014 г. в стенах философского факультета МГУ имени М. В. Ломоносова в рамках Международной конференции "Онтологические исследования в России и в Италии - IV" между сотрудниками кафедры онтологии и теории познания философского факультета МГУ и представителями Санкт-Петербургского отделения Российского Онтологического общества (см. подр. интернет-ресурс: http://new.philos.msu.ru/ news/item/telemost_po_aktorno_ setevoi_teorii_2436/ и http:// lomonosov-msu.ru/ras/event/2516/ [дата обращения 30.09.14]), не вызвал сколько-нибудь ощутимого резонанса.

3. Коркюф Ф. Новые социологии / Перев. с франц. под науч. ред. Н. А. Шматко. М.: Ин-т эксперимент. социологии; СПб.: Алетейя, 2002. С. 97 - 107.

4. Показательно утверждение Дж. Ло: "...мистический опыт не может быть схвачен в словах. Этот опыт превосходит слова, и текстуально на него можно только указать. Способы жизни квакеров и австралийских аборигенов наводят на мысль, что духовный опыт должен быть схвачен также в телесном опыте, танце или искусстве" (Ло Дж. После метода: беспорядок и социальная наука / Перев. с англ. С. Гавриленко, А. Писарева и П. Хановой. Науч. ред. перев. С. Гавриленко. М.: ИИГ, 2015. С. 302).

5. О Бруно Латуре см. подр. интернет-ресурс: http://www.bruno-latour.fr/ [дата обращения 30.04.15]. Его ближайший соратник профессор социологии парижской Горной школы Мишель Каллон (род. 1945 г.) - не менее именитый ученый, однако его работы узко специализированы и ка-

стр. 414

следовательных ее сторонников. Ло позиционирует себя как методолог АСТ6. Будучи знатоком постструктурализма и постмодернизма7, но отнюдь не стремясь эпатировать публику, со страниц своей книги "После метода" Ло открыто заявляет, что метода у современной науки нет, во всяком случае, такого, к которому привыкла "европейско-американская метафизика" и который она - метафизика - культивировала со времен Аристотеля на протяжении существования как классической, так и неклассической научных парадигм (если оперировать понятийным аппаратом теории Томаса Куна и его сторонников8). Общее понятие метода, заявленное Джоном Ло, - это: ...система для предложения более или менее доходных гарантий. Она обещает в той или иной степени быстро и безопасно довести нас до пункта назначения, то есть знаний о процессах, действующих в едином мире. Обещает снизить риски, с которыми мы сталкиваемся на протяжении всего пути. Метод позволяет нам отбраковать ложные гипотезы: это важная часть саморепрезентации методологии... Еще она позволяет нам узнать, что отдельные методы не работают. Но в качестве рамки, метод как таковой по крайней мере временно надежен9.

Но такого универсального метода сейчас нет ни в арсенале философии метода, ни в арсенале методологии науки. Получается, выражаясь нашим языком, что метод для Ло - это пустое рамочное понятие10.


саются применения АСТ в экономике. Полный список трудов третьего основоположника АСТ - Джона Ло - можно найти на его официальной страничке университетского сайта, см. интернет-ресурс: http://www.open.ac.uk/socialsciences/main/staff/ people-profile.php?name=John_Law [дата обращения 30.04.15].

6. См. интернет-ресурс: http:// heterogeneities.net/approach.htm [дата обращения 30.04.15]. На рус. яз. см.: Ло Дж. Объекты и пространства // Социология вещей. Сб. статей / Под ред. В. Вахштайна. М., 2006. С. 223 - 243.

7. Ло Дж. После метода: беспорядок и социальная наука. М., 2015. С. 27, 78, 173, 174, 333 - 345.

8. См. на рус. яз.: Кун Т. Структура научных революций. / Перев. с англ. под общ. ред. С. Р. Микулинского и Л. А. Марковой. Благовещенск, БГК имени И. А. Бодуэна де Куртенэ, 1998.

9. Ло Дж. После метода. С. 29 - 30.

10. О пустых рамочных понятиях см. спец.: Давыдов И. П. Эпистема мифоритуала. М., 2013. С. 144 - 146; Прилуцкий А. М. Рецензия на книгу: Давыдов И. П. Эпистема мифоритуала // Вестник ПСТГУ. Сер. 1: Богословие, философия. 2014. N 3 (53). С. 151 - 155. Вообще, Джона Ло можно считать нашим союзником по частотности использования термина "рамочный" - он употребляет его производные во многих контекстах, обозначая, например, "рамочные до-

стр. 415

Метод, по мысли Джона Ло, необходимо заново сконструировать (расширить - подорвать - переделать11). Плодом его усилий стал новый инструмент - "метод-сборка", "заточенный" именно под запросы гуманитаристики. В рецензируемой книге он предпринял три попытки дать ему определение12. На наш взгляд, наиболее адекватной дефиницией можно считать следующую:

Метод-сборка - это процесс учреждения и изготовления пучков ветвящихся отношений, которые сгущают присутствие и поэтому производят отсутствие, формируя, опосредуя и разделяя их. Зачастую метод-сборка связана с предъявлением реальностей там-вовне и изображением этих реальностей здесь-внутри, а также с учреждением Иного13.

Разумеется, оперирование этим определением влечет за собой необходимость последующих герменевтических усилий по выяснению смысла понятий "отсутствие" и "Иное"14. Тривиальным, но достаточно наглядным примером того, как возможно "производить отсутствие", является оттиск печати в сургуче или же изготовление полой чугунной формы для кокильного литья. (А можно вспомнить и знаменитый пассаж из 11-го чжана "Дао-дэ-цзин": "Из глины делают сосуды, но употребление сосудов зависит от пустоты в них".) Поскольку Джону Ло было важно продемонстрировать акторно-сетевой принцип построения топографии универсума, можно обратиться к его рассуждениям,


пущения европейско-американской метафизики", цитирует "Науку и африканскую логику" Хеллен Верран в эпиграфе к 7 главе: "В этой книге я испробую новую форму критики, которая отличается рамочной конструкцией..." и проч. (см., напр.: Ло Дж. После метода. С. 202, 252 и др.).

11. Ло Дж. После метода. С. 28.

12. Там же. С. 176 и 325. 13. Там же. С. 252.

14. Ло дает им исчерпывающую характеристику: "Отсутствие [absence] <- это ...необходимое Иное присутствия, которое реализуется и конституируется вместе с последним, а также помогает конституировать его. В метод-сборке есть две формы отсутствия. Явленное отсутствие - то, что отсутствует, но признано в качестве значимого для присутствия или представлено в нем. Отсутствие как Инаковость - это то, что отсутствует, потому что учреждается присутствием как неуместное, невозможное или подавленное. <...> Инаковость (Иное) [otherness] <- это ...то, что не является ни присутствующим, ни признаваемым или явленным отсутствующим, но тем не менее создано посредством присутствия и участвует в его создании. Точнее, это то, что одновременно необходимо присутствию, но и необходимо же подавляется или вытесняется в отсутствие..." (Ло Дж. После метода. С. 326 - 327 и 323).

стр. 416

высказанным в статье "Объекты и пространства"15: португальские корабли у берегов Америки и Индии в XV-XVI вв. представляли собой ярко выраженное присутствие (военное, торговое и проч.) португальской короны в Новом свете. Их местонахождение именно в данном географическом регионе подразумевает их физическое отсутствие в любом другом квадрате моря. А попытка вытеснения ими из Карибского бассейна Атлантики прямых конкурентов - сначала испанцев, несколько позже французов и голландцев - делает последних нежелательными "иными", т.е. соперничающими между собой и с Португалией морскими державами, чьи флоты тоже были оснащены по последнему слову судостроительной техники того времени16.

Британский методолог ACT исходит из постструктуралистских посылок: реальности мультипликативны (подразумевается, видимо, онтологический релятивизм и плюрализм); метод-сборка в руках исследователя всякий раз вытягивает нити действительности из беспорядочного клубка вероятностей17 и "стягивает" реальность в некий правдоподобный пучок отношений (подобно оплетке многожильного кабеля), выполняя реконструирующую, конституирующую, экспликативную, демаркационную, интегративную и дезинтегрирующую функции; сама метод-сборка не статична и не константна, она сугубо ситуативна, утилитарна, создается под конкретную задачу и вскорости заменяется своим новым "релизом", чем-то напоминая бесконечную череду одних и тех же компьютерных программ с их "багами", "патчами", "бета- и альфа-версиями" и регулярными обновлениями, что заставляет самого Ло подчеркивать ее перформативность.

Поскольку понятийный аппарат теории Джона Ло искусственно усложнен и метафоричен, - а на-


15. Социология вещей. Сб. статей / Под ред. В. Вахштайна. М., 2006. С. 223 и след.

16. "...Корабль может быть представлен в виде сети - сети <деталей набора корпуса>, <рангоута>, парусов, <такелажа>, пушек, складов продовольствия, кают и самой команды. С другой стороны, при более обобщенном рассмотрении, навигационная система со всеми ее эфемеридами, астролябиями и квадрантами... картами, штурманами и звездами тоже может быть рассмотрена как сеть. Далее, при еще более отстраненном анализе, вся португальская имперская система в целом, с ее портами и пакгаузами, кораблями, военными диспозициями, рынками и купцами, может быть описана в тех же категориях" (Ло Дж. Объекты и пространства // Социология вещей. Сб. статей. М., 2006. С. 226 - 227).

17. "Альтернативная метафизика предполагает, что внешнее неисчерпаемо, избыточно, активно, что оно - множество колеблющихся потенциальностей и в конечном счете абсолютно неопределенный поток" (Ло Дж. После метода. С. 296).

стр. 417

иболее значимые термины и метафоры его лексикона (такие, как "хинтерланд", "сборка", "аллегория", "киборг") нашли отражение в специальном словаре18, - необходимо несколько подробнее остановиться на терминологии процитированного выше определения. На наш взгляд, отношения между "внешним" "внутренним" "Иным" легко задаются более привычными философскими оппозициями трансцендентного имманентного трансцендентального шла же наглядным способом - при помощи семантического квадрата19 (с одним редуцированным отношением контрарности, см. рис. 1):

где А будет соответствовать "внешнему" ("там-вовне"), А - это "внутреннее" ("здесь-внутри" как репрезентация / замещение трансцендентного имманентным системе координат наблюдателя), ¬А = "Иное", вытесняемое в отсутствие, а ¬А - невозможный "взгляд из ниоткуда", т.е. научная фикция бесконечно удаленной точки проективной геометрии (откуда взирает "Всевидящее Око" христианского теизма): ...если что-либо делается присутствующим, то что-то иное, но соотносимое с ним делается отсутствующим, выталкивается из поля видимости: присутствие невозможно без отсутствия. <...> Это означает, что метод-сборка делает что-то присутствующим, создавая отсутствие. Формально я определил это как учреждение присутствия, явленного отсутствия и отсутствия как Иного. <...> метод неизбежно производит не только истины и не-истины, реальности и не-реальности, присутствия и отсутствия, но и конфигурации... и сборки вещей (а также отчеты о них), которые могли бы быть иными20.


18. Ло Док. После метода. С. 321 - 332.

19. Греймас А. Ж., Курте Ж. Квадрат семиотический // Семиотика. / Сост., вступит. ст. и общ. ред. Ю. С. Степанова. М.: Радуга, 1983. С 496 - 502.

20. Ло Дж. После метода. С. 294 и 295. Джон Ло предпосылает своей работе эпиграф из "Алисы в Зазеркалье" Льюиса Кэрролла. На наш взгляд, фрагмент из первой сказки, отражающий сентенцию Герцогини, конгруэнтен высказыванию Ло: "А мораль отсюда такова: всякому овощу свое время. Или, хочешь, я это сформулирую попроще: никогда не думай, что ты иная, чем могла бы быть иначе, чем будучи иной в тех случаях, когда иначе нельзя не быть" (Кэрролл Л. Приключения Алисы в Стране Чудес. Сквозь зеркало и что там увидела Алиса, или Алиса в Зазеркалье / Пе-

стр. 418

Постмодернистский "неояз" понадобился Джону Ло для трансгрессивного прорыва за пределы традиционного (в европейско-американской классической и постклассической парадигме) языка описания сущностей, поддающихся философскому и научному наблюдению, дескрипции, объяснению и предсказанию. Он постулирует перформативность предмета и объекта научного исследования, продуцируемого самой метод-сборкой. Европейские и американские ученые привыкли вычленять, эксплицировать предмет своего исследования из статичного, овнешненного, заданного проблемным полем и ограниченного объекта. Но бытие - это поток:  (Гераклит). Остановить его, как и Дао, нельзя. Пока ученый будет фиксировать и анализировать мгновенное единичное состояние потока "Дао", оно уже изменится (= войти в одну и ту же реку невозможно и единожды), а результаты анализа устареют, не успев оформиться. То есть, в научном подходе АСТ первична метод-сборка, уникальное сплетение возможностей в субъективную версию реальности, а объект и предмет вторичны, зависят от способа обнаружения, "сборки" очередного "релиза", инструментального оснащения наблюдения, фиксации и языка описания:

В противоположность европейско-американскому здравому смыслу <Латур и Вулгар> говорят нам, что невозможно изолировать друг от друга: а) производство отдельных реалий; б) производство утверждений об этих реалиях; в) создание технических, инструментальных, человеческих конфигураций и практик, устройств записи, производящих эти реалии и утверждения. Все это производится вместе. Научные реалии приходят только вместе с устройствами записи. Без устройств записи и создаваемых ими утверждений и записей реалии не существуют21.

Иначе говоря, согласно АСТ, действительность, в том числе социальная, не "позирует" ученому, ожидая, когда он ее корректно запечатлеет. Предмет исследования - это индивидуализирован-


рев. с англ. Н. М. Демуровой. М.: Наука, 1991. С. 74). То есть Кэрролл, будучи преподавателем логики, устами Герцогини предупреждает свою главную героиню о том, что всякий раз, попадая в Страну Чудес, Алиса (А семантического квадрата) с необходимостью будет становиться именно этой Алисой (А), а не какой-либо другой (¬А).

21. Ло Дж. После метода. С. 69.

стр. 419

ный "купаж" или "ассамбляж", составляемый самим ученым, он не вычленяется из непреходящей и объективированной реальности методом абстрагирования, а всякий раз конструируется заново, поэтому его достоверность вынужденно конвенциональна. "Гегелевской" объективности в социальной науке нет - есть комплементарность, то есть результирующая сумма субъективных позиций конкретных исследователей, смотрящих на проблему каждый со своего ракурса и вместе с предметом образующих акторную сеть с обратной связью.

Какие методологические последствия, на наш взгляд, может повлечь использование этого подхода в религиоведении на практике?

В области социальной религиоведческой антропологии: становится очевидным, что необходимо принимать мифоонтологические "большие нарративы" аборигенов в качестве альтернативы результатов исследовательской установки (метод-сборки). Миф в этом плане ничуть не хуже, и австралоиды, вынужденно делящие свой ареал обитания с британскими колонизаторами, научились довольствоваться именно им, игнорируя систему ценностей и даже систему координат "белых чужаков". Причем такой миф, артикулируясь, не просто реактуализуется, а буквально регенерируется (что заставляет вспомнить лакановский шизоанализ как поиск дислексии и сакраментальную фразу психиатров "Кто мы сегодня?"):

Нарративы и то, что они утверждают, не фиксированы в практике аборигенов. Они снова и снова становятся предметом переговоров. <...> У австралийских аборигенов <...> имеют место множественность теорий и регулярность практик - полная противоположность европейско-американской единственности теории и множественности практик. То есть формы истории повторяются, но нет необходимости в единственной форме22.

И это принципиальный момент для религиоведческого (то есть осуществленного религиоведом) анализа религиозной само-/идентичности и само-/идентификации23: ритуалы необходимы для регулярного воссоздания един-


22. Ло Дж. После метода. С. 266, 267, плюс к этому - С. 271 - 287.

23. См. подр.: Давыдов И. П. От "мест памяти" - к религиозной идентичности (вместо Предисловия) // Вевюрко И. С., Винокуров В. В., Давыдов И. П., Осипова О. В., Панин С. А., Фадеев И. А. MAGNUM IGNOTUM: Магия. Герменевтика. Экклесиология. / Под общ. ред. И. П. Давыдова. М.: Маска, 2015. С. 3 - 45.

стр. 420

ства "земли - личности - родства - религии - предков", так как, по представлениям аборигенов, "...мир создается и пересоздается в каждом собирании, каждой церемонии, каждой репрезентации... каждом сгущении"24. Достаточно вождю племени либо старейшинам, знахарям и/или жрецам выдернуть тотемный столб - и все племя превращается в прелиминариев, пока не будет выбрана новая площадка для стойбища и тотемный столб не будет водружен на свое место, центрирующее мироздание. Здесь тотемный столб представляет собой очевидное воплощение идеи axis mundi или columna universalis, о которых подробно писал тот же Мирча Элиаде25. Подобное благоговейное отношение к произвольно избираемой оси координат наблюдается не только в мифологическом и религиозном (ср.: Исх. 13:21 - 22) сознании и поведении, но и в обыденном26. Научный подход ("метод-сборка") оказывается парадигмальной альтернативой "мифо-сборке" (термин наш. - И. Д.) действительности аборигенов или "игро-сборке" (термин наш. - И. Д.) фантазии детей27.

В области феноменологии религии. Джон Ло применил свой метод для описания сущности молитвенного собрания квакеров и пришел к открытию, что метод-сборка входит в резонанс с определенными феноменами, усиливая их настолько, что одни делаются зримыми, в то время как другие "частоты" явления "заглушаются", подавляются, превращаясь в фоновые "шумы"28. И заранее предугадать, что в предмете исследования высветится, а что уйдет в тень (может быть даже в юнгианскую Тень), ученый не способен (возникает ситуация напряженного ожидания и взаимного диалогического


24. Ло Дж. После метода. С. 269.

25. См. на рус. яз.: Элиаде М. Священное и мирское. / Перев. с франц., предисл. Н. К. Гарбовского. М.: МГУ, 1994.

26. Винни Пух и философия обыденного языка. Алан Милн. Winnie Пух. Дом в Медвежьем Углу. / Перев. с англ. Т. А. Михайловой и В. П. Руднева; Аналитич. ст. и коммент. В. П. Руднева. 3-е изд., перераб. М.: Аграф, 2000. С. 141. Подобранная Винни Пухом в лесу ради спасения из воды Крошки Ру длинная палка начальником "искпедиции" к Северному полюсу Кристофером Робином торжественно назначается осью мира, на чем, собственно, "искпедиция" триумфально завершается.

27. Здесь есть, на наш взгляд, очень серьезное проблемное поле религиоведческой культурантропологии, приоткрывающее свои контуры в свете идей, высказанных Роже Кайуа касательно игры и мифологии. См. на рус. яз.: Кайуа Р. Игры и люди; Статьи и эссе по социологии культуры. / Перев. с франц., сост. и вступ. ст. С. Н. Зенкина. М.: ОГИ, 2007; Кайуа Р. Миф и человек. Человек и сакральное. / Перев. с франц. и вступ. ст. С. Н. Зенкина. М.: ОГИ, 2003.

28. Ло Дж. После метода. С. 236 - 245.

стр. 421

всматривания субъекта и объекта, поскольку оба они - актанты акторной сети).

В области социологии религии. В книге "Пастер: война микробов, с приложением "Несводимого"" (Les Microbes. Guerre et paix, suivi de Irreductions. P.: Pandore, 1984), русский перевод которой сейчас готовится29, Бруно Латур приводит "притчу о колониализме", которую подробно цитирует Джон Ло, считая ее принципиально важной:

Они были сильнее сильных, потому что они прибыли вместе. Нет, лучше: они прибыли порознь, каждый в свое место и каждый с собственной идеей чистоты... Священники говорили только о Библии... Администраторы с их правилами и инструкциями приписывали собственный успех цивилизующей миссии своей страны. Географы говорили только о науке... торговцы приписывали все достоинства своего искусства золоту, торговле и Лондонской товарной бирже. Солдаты просто следовали приказам...

Инженеры приписывали эффективность своих машин прогрессу30.

То есть сферы влияния и профессиональных интересов разных социальных групп колонистов на поверку нигде не пересекались, однако были комплементарны друг другу и составили вместе с переселенцами акторную сеть, многократно увеличившую кумулятивный эффект их разрозненных усилий. На наш взгляд, удачной иллюстрацией этой философской притчи является вполне реальная судьба местечковых евреев-аграриев, мигрировавших в Латинскую Америку (Аргентину) из Восточной Европы и России в конце XIX - начале XX в.31, воспевавших пампу библейским слогом (поэты), возделывавших целину (фермеры), благословлявших переселенцев, уподобившихся Моисею (раввины), и проч.

Опираясь на наблюдения Анны Школьник, автор данной рецензии попытался верифицировать методологию АСТ (Бруно Латура и Джона Ло) на конкрет-


29. Латур Б. Пастер: война микробов, с приложением "Несводимого" / Дерев. с франц. СПб.: Изд-во Европейского ун-та в С. -Петербурге, 2015. Подр. см. интернет-ресурс: http:// www.eupress.ru/books/index/item/id/211 [дата обращения 03.05.2015].

30. Цит. по: Ло Дж. После метода. С. 291.

31. Школьник А. Об искусстве сеять пшеницу и пожинать врачей // Эшколот 17.02.2013: Жать, любить, воевать: Эзотерические искусства евреев. / Электронная библиотека "Эшколот" [http://www.eshkolot.ru/event/38435 (дата обращения 03.05.2015)].

стр. 422

ном примере "еврейских гаучо"32 и пришел к выводу, что, действительно, религиозные обряды и ритуалы - это "реализация локаций" (термин Ло), способ освоения и присвоения пространства и интериоризации социальной группы ("Управлять значит заселять"33), сохранения этнорелигиозной идентичности (например, иммигрантов) и кооперации трудовых усилий (в данном случае - председателя Еврейского колонизационного общества барона Мориса фон Гирша и многих тысяч инженеров-путейцев, врачей, юристов, пастухов, школьных учителей, раввинов и т.д. "нетитульной нации" Российской империи).

В завершение нашего разговора хотелось бы сказать несколько слов о структуре книги Джона Ло "После метода". Прагматику, нацеленному на конечный результат, будет достаточно познакомиться с восьмой главой рецензируемой монографии "Заключение: онтологическая политика и после", в которой компактно изложены все базовые дефиниции (метода, метод-сборки и проч.) и выводы британского теоретика, рубрифицированные по основным паттернам онтологической методологии: "метод", "реалии", "собирание", "блага" (в первую очередь истина, политика, красота, справедливость, вдохновение, духовность), "переупорядочение" (процесс, симметрия, множественность, неопределенность, переучреждение и др.). Вся экзотическая терминология, как уже было нами упомянуто, разъясняется Джоном Ло в специальном "Глоссарии", насчитывающем более 60 словарных статей, а фундированность его аргументации придает тщательно подобранная библиография англоязычных источников (около 180 наименований), причем российские переводчики сопроводили некоторые библиографические единицы указанием выходных данных на русском языке, если эти книги уже издавались в России (до 2013 г. включительно). Сам Джон Ло цитирует Л. Витгенштейна, Ф. Гваттари, Ж. Делёза, Б. Латура, Ф. де Соссюра, М. Фуко и других иностранных для него авторов только в переводах на английский язык, видимо, чтобы стать максимально понятным англоязычному читателю.

Его программа-максимум - показать ущербность


32. Школьник А. Настоящие и воображаемые евреи Нового света: искушение утопией // Евреи: другая история. / Сост. и отв. ред. Г. С. Зеленина. М.: РОССПЭН, 2013. С. 374 - 403.

33. Этот лозунг выдвинул аргентинский либерал Хуан Б. Алберди (ум. 1884), приветствовавший еврейскую иммиграцию в Новый свет. (См. подр.: Школьник А. Настоящие и воображаемые евреи Нового света. С. 392).

стр. 423

классической и неклассической (а может быть, и постнеклассической) эпистемологических парадигм в гуманитаристике, поскольку их эвристическая универсальность обнуляется, не выдержав элементарных процедур верификации и фальсификации (ведь достаточно подобрать один-единственный контраргумент, чтобы опровергнуть все дедуктивное рассуждение34). Метафизика исходит из постоянств, но именно они стали объектом критики Ло. Он постулирует, с опорой на достижения АСТ Б. Латура и М. Каллона, текучесть и перформативность всего сущего, предлагая описывать реальность метафорическим языком, в котором будут отражены исследовательские интуиции: "локальности", "дробности", "резонансы", "собирания", "процессы плетения", "спирали", "вихри", "сгущения", "танцы", "страсти", "интерференции" и прочее в том же духе35.

Эти метафоры не беспочвенны - через них, по мысли Ло, заявляет о себе сама жизнь (повседневный быт и ритуалы квакеров или австралийских аборигенов и т.д.), освободившаяся от пут "здравого смысла". Поэтому Джон Ло в главе первой "После метода: введение" начинает свой дискурс с констатации беспорядка, царящего в "великой мешанине" бытия, с которым ни один метод пока еще не сладил. Глава вторая "Научные практики" посвящена объяснению хинтерланда и метод-сборки сквозь призму латуровского взгляда на онтологию. В третьей главе "Множественные миры" Ло приводит конкретные примеры из практики хирургов-флебологов, ставящие под сомнение устоявшийся стереотип единственности и цельности картины мира (в том числе биологического тела, точнее - физиологической картины жизнедеятельности организма конкретного пациента). Материал четвертой главы "Текучие результаты" призван подтвердить все сказанное в предыдущих трех главах, сосредоточив внимание читателя на "неопределенных объектах", блуждающих по контекстам и ускользающих от однозначной дескрипции. Продолжением этого разговора стала пятая глава "Ускользающие объекты", в которой поднимаются вопросы герменевтики - аллегорического толкования, двусмысленности, амбивалентности как способам учета конкретного событийного ряда (на примере последствий страшной железнодорожной катастрофы 1999 г.). Молитвенному собранию квакеров посвящен отдельный под-


34. "Идея универсальной транспортируемости универсального знания всегда была химерой. <...> Не существует универсального" (Ло Дж. После метода. С. 318, 319).

35. Ло Дж. После метода. С. 320.

стр. 424

параграф шестой главы "Неконвенциональные формы", в которой речь ведется о несводимости наблюдаемых феноменов к уже накопленному наукой знанию (здесь Ло протестует против принципа объяснения через редукцию к известному. См., например, подпараграф "Ослепление и упрощение"). А мифологическому нарративу австралоидов, исправно служащему системой сакральных координат местным племенам на протяжении жизни сотен поколений аборигенов, уделена основная часть седьмой главы "Воображение и нарратив". На наш взгляд, именно материал этих двух глав (главы 6 и 7) должен заинтересовать культурологов, социальных антропологов и религиоведов в первую очередь. Думается, книга британского методолога не только найдет в России своего благодарного и вдумчивого читателя, но позволит обогатить арсенал гносеологических средств акторно-сетевой теории и расширит панораму альтернативных эпистемологий, основа чему была заложена еще работами, например, Пола Фейерабенда36.


36. См. на рус. языке: Фейерабенд П. Против методологического принуждения. Очерк анархистской теории познания / Перев. с англ. и немец. А. Л. Никифорова под общ. ред. И. С. Нарского. Благовещенск: БГК имени И. А. Бодуэна де Куртенэ, 1998.

стр. 425

© biblio.kz

Permanent link to this publication:

https://biblio.kz/m/articles/view/Ло-Дж-После-метода-беспорядок-и-социальная-наука

Similar publications: LKazakhstan LWorld Y G


Publisher:

Urhan KarimovContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://biblio.kz/Karimov

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

И. Давыдов, Ло Дж. После метода: беспорядок и социальная наука // Astana: Digital Library of Kazakhstan (BIBLIO.KZ). Updated: 12.12.2024. URL: https://biblio.kz/m/articles/view/Ло-Дж-После-метода-беспорядок-и-социальная-наука (date of access: 12.12.2024).

Found source (search robot):


Publication author(s) - И. Давыдов:

И. Давыдов → other publications, search: Libmonster KazakhstanLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Rating
0 votes
Related Articles
Селезнев Н. Н. Pax Christiana et Pax Islamica: Из истории межконфессиональных связей на средневековом Ближнем Востоке
5 hours ago · From Urhan Karimov
Маронит, мелькит или яковит? К вопросу о конфессиональной принадлежности Абд ал-Масиха ибн На'има ал-Химси, арабо-христианского переводчика Плотина
Yesterday · From Urhan Karimov
Два модуса жизни в "науке о душе" XVII века
Yesterday · From Urhan Karimov
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ ПЕТРОГЛИФОВ (по материалам Центральной Азии и Южной Сибири)
2 days ago · From Urhan Karimov
ШАЙТАНСКОЕ ОЗЕРО II: НОВЫЕ СЮЖЕТЫ В ИЗУЧЕНИИ БРОНЗОВОГО ВЕКА УРАЛА
2 days ago · From Urhan Karimov
ЭЛИТНЫЙ КОМПЛЕКС СЮННУСКИХ ЗАХОРОНЕНИЙ В ПАДИ ЦАРАМ (ЗАБАЙКАЛЬЕ)
2 days ago · From Urhan Karimov
РАЗВИТИЕ ПРИРОДНЫХ СООБЩЕСТВ СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО АЛТАЯ В АНТРОПОГЕНЕ
2 days ago · From Urhan Karimov
НАРОДНЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОМЫСЛЫ СОВРЕМЕННОГО АЛТАЯ
2 days ago · From Urhan Karimov
О СЕМАНТИКЕ ОРНИТОМОРФНЫХ ПЕРСОНАЖЕЙ ЗВЕРИНОГО СТИЛЯ В РИТУАЛЬНОЙ АТРИБУТИКЕ ПАЗЫРЫКСКИХ КУРГАНОВ
2 days ago · From Urhan Karimov
ПРИРОДНАЯ СРЕДА И ЧЕЛОВЕК В ПОЗДНЕМ НЕОПЛЕЙСТОЦЕНЕ СЕВЕРНОЙ МОНГОЛИИ
2 days ago · From Urhan Karimov

New publications:

Popular with readers:

News from other countries:

BIBLIO.KZ - Digital Library of Kazakhstan

Create your author's collection of articles, books, author's works, biographies, photographic documents, files. Save forever your author's legacy in digital form. Click here to register as an author.
Library Partners

Ло Дж. После метода: беспорядок и социальная наука
 

Editorial Contacts
Chat for Authors: KZ LIVE: We are in social networks:

About · News · For Advertisers

Digital Library of Kazakhstan ® All rights reserved.
2017-2024, BIBLIO.KZ is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Kazakhstan


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of affiliates, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. Once you register, you have more than 100 tools at your disposal to build your own author collection. It's free: it was, it is, and it always will be.

Download app for Android