Ситуация на Каспии из-за спорных нефтяных месторождений время от времени серьезно обостряется. Военные корабли, полеты военных самолетов, угрозы применить силу для утверждения своего права становятся на Каспии не такими уж редкими событиями. Достаточно вспомнить вооруженный инцидент на море между Ираном и Азербайджаном 23 июля нынешнего года.
Предпринимающиеся в течение ряда последних лет попытки прикаспийских государств (Россия, Казахстан, Азербайджан, Туркменистан, Иран) договориться о новом после распада СССР статусе Каспийского моря и порядке использования его ресурсов пока безуспешны.
На пути достижения консенсуса и заключения соответствующих пятисторонних соглашений имеется ряд препятствий. Это - отсутствие четкой международно- правовой базы по разграничению на Каспии между Россией и бывшими советскими республиками, а ныне - независимыми прикаспийскими государствами Азербайджаном, Казахстаном и Туркменистаном; наличие двухсторонних разногласий по этому же вопросу между отдельными прикаспийскими государствами (Азербайджан-Туркменистан, Туркменистан- Иран, Иран-Азербайджан); существенные различия в подходах отдельных прикаспийских государств к вопросам о статусе Каспийского моря и принципам его разграничения; попытки отдельных государств региона установить де-факто контроль над спорными месторождениями углеводородов и начать их разработку еще до решения вопросов о статусе Каспийского моря и разграничении на нем; существенная зависимость решения всего комплекса вопросов разграничения на Каспии и использования ресурсов этой зоны от геополитических и стратегических интересов ведущих стран Запада в этом районе мира.
В последнее время основные конфликтные ситуации на Каспии возникают между Азербайджаном и его прибрежными соседями. Ашхабад и Тегеран поднимают вопрос об односторонних действиях Азербайджана по разработке спорных месторождений. В Баку считают, что в каком бы секторе они ни находились, азербайджанская сторона имеет на них право, поскольку все они были разведаны азербайджанскими геологами, хотя разведка этих месторождений была проведена Азербайджаном в одностороннем порядке. Между тем
стр. 23
до тех пор, пока прикаспийские государства не заключат договоры, предусматривающие новые условия его пользования, их деятельность должна регламентироваться на основе существующего международно-правового режима Каспийского моря, являющегося объектом совместного пользования всех прикаспийских государств.
Россия и Иран во время визита президента Ирана Хатами в марте 2001 года подтвердили, что никаких границ на Каспии пока нет.
Ашхабад уже не первый год заявляет, что азербайджанская сторона в одностороннем порядке ведет разработку месторождений Осман (Чираг), Хазар (Азери) и Алтын Асыр (Шарг), расположенных на срединной линии Каспия. Азербайджан, кстати, в очередной раз подчеркнул, что притязания Туркмении на месторождения Азери и Чираг не имеют под собой никаких оснований, и Баку не раз предлагал Ашхабаду осуществлять совместную разработку месторождения Кяпаз. Ашхабад заявил, что будет отстаивать свои позиции всеми доступными способами.
Разногласия между Азербайджаном и Ираном сконцентрированы вокруг месторождений Араз-Алов-Шарг. Тегеран, придерживающийся принципа равнодолевого раздела Каспия (всем пяти странам - поровну), полагает неправомерными действия Азербайджана, начавшего работы на этих месторождениях еще до разрешения вопроса о разграничении шельфа. Иранцы считают, что, добившись разграничения на Каспии на предлагаемых ими условиях, они получат упомянутые месторождения или часть из них. Идя на демонстрацию своей силы (действия патрульных сил ВМС, облеты спорных районов иранскими самолетами с заходом последних в воздушное пространство Азербайджана), Тегеран стремится показать Баку, что он будет жестко противодействовать намерениям и попыткам азербайджанцев и их зарубежных партнеров явочным порядком закрепить за собой спорные участки шельфа.
Хотя в последнее время ирано-азербайджанский конфликт путем дипломатических усилий удалось смягчить, это отнюдь не означает, что оба государства намерены сдавать свои позиции. Известную роль, как ожидается, сыграет и готовящийся визит в Тегеран президента Алиева, в ходе которого в иранской столице должно быть подписано около полутора десятков двусторонних соглашений в экономической, торговой и гуманитарной областях.
Каспийские коллизии, видимо, будут существовать до тех пор, пока не будет окончательно урегулирован вопрос о юридическом статусе моря.
Остроту проблемы уже почувствовали иностранные компании, работающие в азербайджанском секторе. Конфликт Азербайджана с Тегераном привел к тому, что компания "Бритиш Петролеум" приостановила работы в рамках контракта по проведению геофизических работ на структурах Араз-Алов-Шарг, заявив в категорической форме, что не возобновит свои работы, пока ирано- азербайджанский конфликт не будет урегулирован мирным путем.
Азербайджанская государственная нефтяная компания (АГНК) ведет трудные переговоры с международным консорциумом о продолжении работ по эксплуатации нефтяных полей на южных участках Каспийского моря. По словам вице-президента АГНК Ильхама Алиева, между азербайджанской компанией и консорциумом, в который входят американский концерн "Экссон Мобил", французский "Тоталь Фина Эльф" и итальянский "Аджип", идут поиски путей оптимальной бесконфликтной реализации нефтяных проектов.
Согласно подписанному между АГНК и консорциумом контракту, западные компании должны осуществить бурильные работы еще на ряде участков. По словам Алиева, члены консорциума обязались выплатить Азербайджану компенсацию в том случае, если они все же откажутся от продолжения работ на спорных участках шельфа Каспийского моря.
Конфликт показал, и это увидели западные компании, что проведение исследовательских, разведочных работ на Каспии, особенно в его районах с сомнительной принадлежностью, дело достаточно рискованное и неизменно упирается в неурегулированный статус. Видимо, до согласования вопроса о статусе моря не следует ожидать особой активности и заметных вложений со стороны международных инвесторов.
Наиболее предпочтительным решением вопроса о статусе Каспия является принятие предложений российской стороны о разделе дна моря по модифицированной срединной линии, оставив в общем пользовании водную толщу и поверхность. Этого принципиального подхода Россия намерена добиваться на переговорах на всех уровнях. На этой позиции кроме России стоит Казахстан, близок к ней и Азербайджан, что зафиксировано в соответствующих документах.
Однако ввиду позиции Ирана и Туркмении прикаспийский саммит, перенесенный пока на декабрь, может оказаться под вопросом. Нежелание договориться отодвигает перспективу создания нового регионального объединения - "каспийской пятерки", о чем заявил В.Калюжный после переговоров с иранским министром Али Ахани после июльского инцидента между Азербайджаном и Ираном.
О недопустимости использования силовых методов на Каспии заявил В.Путин после встречи в Сочи
стр. 24
в рамках неформального саммита, на котором, кстати, отсутствовал С. Ниязов. Вместе с тем, намерение азербайджанского президента провести саммит каспийской четверки (без участия Ирана) и выработать единую позицию, оставив Тегерану ту часть южного Каспия, которая была определена российско- иранскими договорами 1921-го и 1940 годов, не получает поддержки. Категорически против этого предложения выступил Ашхабад, против высказалась и Москва. В. Калюжный заявил, что вопрос о статусе должен решаться всеми пятью государствами. В Москве считают, что "обсуждение вопросов, связанных с выработкой нового правового статуса Каспия, следует вести в пятистороннем формате с участием всех прикаспийских государств (РФ, Казахстан, Азербайджан, Туркмения, Иран)". Данная позиция РФ была подтверждена в ходе межмидовских консультаций по Каспию, которые провели в Москве заместитель главы МИД РФ Виктор Калюжный и его иранский коллега Али Ахани.
МИД РФ выразил "озабоченность" в связи с июльским инцидентом между Азербайджаном и Ираном в южной части Каспийского моря. Для обсуждения данного инцидента на Смоленскую площадь для беседы с замминистра иностранных дел РФ Виктором Калюжным был приглашен посол Азербайджана в Москве Рамиз Ризаев. Как отмечалось в сообщении МИД РФ, в ходе беседы российская сторона твердо высказалась за "сохранение Каспийского моря в качестве зоны мира и стабильности, взаимного доверия и равноправного сотрудничества". "В Москве убеждены, что все вопросы, касающиеся Каспия, в том числе и споры по поводу тех или иных минеральных ресурсов его дна, надо решать исключительно политическими средствами, за столом переговоров", - говорилось в сообщении МИД.
Россия призвала "Азербайджан и Иран действовать в духе добрососедства, проявлять мудрость и сдержанность, вести прямой диалог с тем, чтобы снять возникшую напряженность и найти взаимоприемлемое справедливое решение". Инцидент между Азербайджаном и Ираном "подтверждает необходимость ускорить процесс выработки нового правового статуса Каспийского моря, урегулирования на этой основе недропользования на Каспии".
Активную роль в разрешении споров на Каспии стремится играть Туркменистан. Для президента Ниязова роль посредника становится достаточно удобной и выгодной, особенно с учетом наличия у Ашхабада разногласий с Баку. Но в Туркменистане, похоже, убеждаются в недостаточности только политических рычагов в отстаивании своих интересов и думают о том, как обеспечить их и другими средствами, в том числе силовыми.
Официально Туркмения не имеет собственных ВМС. Ашхабад отказался от своей доли при разделе Каспийской флотилии (25%) и до 1999 года охранял свои водные границы на Каспии совместно с российскими пограничниками. Однако недавно Туркмения закупила 20 быстроходных судов на Украине (в счет долга Украины за газ). Половину из них составляют 40-тонные корабли, оснащенные крупнокалиберными пулеметами. Кроме того, после распада СССР в Туркмении осталась значительная по меркам Центральной Азии авиационная группировка.
Несмотря на то, что Туркмения, видимо, настроена на то, чтобы осуществлять пограничный контроль собственными силами, и намерена продолжать наращивать для этой цели пограничную морскую группировку, вряд ли можно утверждать, что Ашхабад склонен использовать ее самостоятельно против Азербайджана для утверждения своих прав на спорные участки моря. С. Ниязов выступает за решение вопроса о статусе исключительно путем переговоров, в том числе на встрече президентов пяти стран.
С учетом мнения Москвы Тегеран предпочел воздерживаться от силовых угроз в адрес Азербайджана. Прошла серия встреч на различных уровнях, на которых стороны решили не считать существующие разногласия проявлением враждебности, и договорились о необходимости урегулирования спорных вопросов мирным путем. Тем более, что и западные компании приостановили свои работы на спорных участках. Однако Баку подтвердил намерения продолжить работы на месторождении "Алов", заявив также о необходимости объявить Каспий демилитаризованной зоной, "морем мира".
Кроме того, по-видимому, Тегерану прибавила осторожности, а Баку уверенности, поддержка Азербайджана со стороны Вашингтона и Анкары. Побывавшая в Баку зам-госсекретаря США Элизабет Джонс заявила, что Вашингтон готов предоставить Азербайджану политическую поддержку и оказать финансовую помощь его пограничникам в конфликте с Ираном в акватории Каспия. Турция также решительно поддержала Баку в его споре с Ираном. В августе Азербайджан посетил начальник генерального штаба Турции в сопровождении эскадрильи истребителей, которые провели в азербайджанском небе демонстративные полеты. Такое развитие событий приводит к тому, что в каспийские споры пытаются вмешиваться третьи, некаспийские государства, что противоречит согласованным подходам. В. Калюжный заявил о недопустимости вмешательства в каспийские дела посторонних государств. Тегеран также отметил, что подобное поведение Анкары приводит к нарушению баланса сил в регионе.
Спор о Каспии продолжает осложнять обстановку в регионе.
New publications: |
Popular with readers: |
News from other countries: |
Editorial Contacts | |
About · News · For Advertisers |
Digital Library of Kazakhstan ® All rights reserved.
2017-2024, BIBLIO.KZ is a part of Libmonster, international library network (open map) Keeping the heritage of Kazakhstan |