Libmonster ID: KZ-25

К. АРЫСТАНБЕКОВ, кандидат экономических наук, консультант Аппарата Совета Безопасности Администрации Президента Республики Казахстан

В 2000 - 2007 гг. в Казахстане сохранялись устойчиво высокие темпы экономического роста. Вопреки прогнозам отдельных экспертов, опасавшихся негативных последствий ипотечного кризиса в США, по итогам прошлого года реальный рост экономики составил 8,7%. ВВП на душу населения по валютному курсу достиг 6 тыс. долл., а по паритету покупательной способности - 10658 долл.1 До конца 2008 г. душевой ВВП по валютному курсу превысит 7 тыс. долл., увеличившись по сравнению с 2004 г. более чем вдвое.

Всемирный банк включил Казахстан в число 20 стран мира, наиболее благоприятных для инвестиций, а также в число первых 10 стран мира по масштабам привлечения трудовых мигрантов. Его рейтинг находится на уровне стран, недавно вступивших в Европейский союз. По классификации JP Morgan, Казахстан относится к группе государств со средним уровнем подверженности системным рискам (прогноз - стабильный). При этом такие страны, как Украина, Индонезия, Аргентина, характеризуются высоким значением данного показателя.

Вместе с тем по ряду показателей положение в экономике Казахстана далеко от желаемого. В 2007 г. инфляция составила 18,8%, что существенно превысило верхнюю границу запланированного коридора 6,9 - 8,5% в соответствии с прогнозом Среднесрочного плана социально-экономического развития страны на 2007 - 2009 гг. Наблюдаются недостатки и в реализации государственной политики по диверсификации экономики и ослаблению ее сырьевой ориентации. Например, в 2007 г. доля горнодобывающей отрасли в общем объеме промышленного производства составила 53,8%, а обрабатывающей - 40%, тогда как в 2000 г. - соответственно 45,5 и 45,3%. Доля обрабатывающей промышленности в ВВП снизилась с 14,2% в 2003 г. до 12,8% в 2007 г. Экономический рост в 2007 - первом полугодии


1 World Economic Outlook Database / International Monetary Fund, 2007.

стр. 120

2008 г. был обеспечен во многом за счет увеличения добычи нефти и повышения мировых цен на углеводороды.

В целом экономика Казахстана характеризуется сырьевой направленностью, низким уровнем интеграции в мировую экономику, признаками "перегрева", слабой межотраслевой и межрегиональной интеграцией, недостаточными расходами на НИОКР и, как следствие, отсутствием тесной связи науки с производством и др. "Перегреву" экономики содействуют прежде всего приток иностранного капитала в страну, в том числе в виде прямых инвестиций, высокий уровень мировых цен на нефть и другие экспортные товары, увеличение внешних заимствований частного сектора. Поскольку экспорт товаров и услуг, внешние заимствования и иностранные инвестиции отражаются в первую очередь в платежном балансе, в данной статье мы сосредоточимся на вопросах эффективности его основных показателей, а также их взаимосвязи с уровнем экономического развития.

Текущий счет

В текущем счете (счете текущих операций) платежного баланса отражаются все потоки активов, связанные с движением товаров и услуг. Положительное сальдо текущего счета означает, что кредит страны больше дебета по статьям движения товаров, услуг, доходов, и показывает объем обязательств нерезидентов по отношению к резидентам. Другими словами, при положительном сальдо текущего счета страна выступает нетто-инвестором других государств. И наоборот, его дефицит свидетельствует о том, что страна становится чистым должником, чтобы иметь возможность расплачиваться за дополнительный чистый импорт товаров2.

Дефицит текущего счета, влияя на реальные доходы страны и уровень жизни ее населения, при определенных условиях может привести к обвалу цен на активы и кредитному буму, а также сигнализировать о вероятности наступления валютного кризиса с ухудшением ликвидности финансовой системы. Если дефицит текущего счета становится чрезмерным, иностранные инвесторы могут принять решение о выводе инвестиций из страны. Поэтому важный элемент ответственной экономической политики - поддержание положительного сальдо текущего счета, в том числе для накопления международных резервов. Такая политика способствует повышению национального благосостояния, особенно если она проводится в течение длительного времени3. Вместе с тем полученные за счет этого финансовые ресурсы должны использоваться эффективно, в противном случае возможен избыточный рост денежной массы в стране.

При несбалансированности внешнеторговых показателей изменяется объем денежной массы (благодаря притоку/оттоку наличных денег), а следовательно, и уровень относительных цен. В условиях


2 Суэтин А. Балансы международных расчетов // Вопросы экономики. 2004. N 2.

3 Stern R. M. The Balance of Payments: Theory and Economic Policy. London, 1973. P. 34.

стр. 121

снижения внутренних цен положительное сальдо внешней торговли способствует постепенному увеличению денежной массы. В случае же их повышения это сальдо может сокращаться, замедляя ее рост.

Отметим, что в 2006 г. впервые в истории Казахстана зафиксированы и рекордный темп роста денежной массы (78,1%), и высокий уровень чистого экспорта (10,8% к ВВП). В результате во второй половине 2007 - первой половине 2008 г. в стране произошел инфляционный "взрыв", то есть временной лаг составил 1 - 1,5 года.

В открытой экономике внутренние национальные сбережения могут стать источниками инвестиций не только в данной стране, но и в других странах. Связь между сбережениями и инвестициями, с одной стороны, и текущим счетом - с другой, можно выразить в виде соотношения:

Из этого соотношения следует, что национальные сбережения могут превышать национальные инвестиции или, напротив, быть меньше их. В первом случае часть сбережений данной страны становится источником инвестиций в других государствах (сальдо текущего счета активное); во втором - национальных сбережений недостаточно, и стране приходится занимать деньги за рубежом (сальдо пассивное).

Между ставкой процента на мировом рынке ссудных капиталов и объемом внутренних сбережений и инвестиций, а следовательно, и состоянием платежного баланса имеется тесная взаимосвязь. Так, если ставка высока, то будет наблюдаться отток части внутренних сбережений и платежный баланс ухудшится. Напротив, если она низка, то внутренние инвестиции возрастут, что приведет к притоку капиталов из-за границы.

В целом профицит текущего счета отражает укрепление позиций национальной валюты и обеспечивает прочную финансовую базу для зарубежной экспансии отечественного капитала. В то же время его дефицит свидетельствует об ослаблении ее позиций, что вынуждает поддерживать стабильность общего платежного баланса за счет привлечения иностранного капитала и внешних заимствований.

Положительное сальдо текущего счета - важнейший фактор экономического развития. Это подтверждается его статистической связью с экономическим ростом (см. рис. 1). Вдоль линии тренда расположены показатели стран за 2005 - 2006 гг4. Отметим, что коэффициент корреляции становится высоким, а параметры регрессионного уравнения - статистически значимыми.

Сравнение двух индикаторов подтверждает справедливость гипотезы, согласно которой тот или иной показатель сальдо текущего счета соответствует определенному уровню экономического развития страны. Так, при нулевом сальдо показатель ВВП на душу населения составляет около 5 тыс. долл. Дальнейшее повышение сальдо до 2 -4 млрд. долл.


4 International Financial Statistics. Vol. LVI / IMF. 2005; The World Bank Annual Report. 2006. Vol. 2; International Financial Statistics / IMF. 2005; Government Finance Statistics Yearbook / IMF. 2005; International Financial Statistics. No 3 - 4 / IMF. 2006.

стр. 122

Уровень экономического развития и сальдо текущего счета платежного баланса (120 стран)

Душевой ВВП по ППС (долл. США)

Рис. 1

позволяет достичь душевого ВВП в 10 тыс. долл. С учетом того, что по итогам 2007 г. в Казахстане зафиксирован дефицит текущего счета в сумме 7,2 млрд. долл., важнейшей задачей экономических властей страны в 2009 - 2010 гг. выступает его ликвидация, а в последующем - обеспечение профицита текущего счета.

Одна из главных причин замедления темпов экономического роста в некоторых странах, душевой ВВП которых не превышает 5 тыс. долл., - неспособность их правительств поддерживать устойчивое положительное сальдо текущего счета на уровне не ниже 3 - 5 млрд. долл. в длительной перспективе. Это важно учитывать при выработке основных параметров экономической политики государства. Вместе с тем ситуация в данной области не столь однозначна.

Во-первых, в ряде развитых стран, таких как США, Великобритания, Австралия, Франция, Италия, Португалия и др., наблюдается дефицит текущего счета. На наш взгляд, это обусловлено тем, что уровень национальных сбережений в них значительно отстает от объема национальных инвестиций, поэтому указанные страны становятся объектом инвестирования со стороны других государств.

Кроме того, размеры положительного сальдо по остальным статьям платежного баланса развитых стран перекрывают дефицит текущего счета. Например, американские активы за рубежом обеспечивают большую доходность, чем активы, принадлежащие иностранцам в США. Привлекательность этой страны состоит в отсутствии политических рисков: никто не боится, что капиталы, размещенные здесь, могут быть экспроприированы или конфискованы. В обмен на такие "гарантии безопасности" международные инвесторы согласны на меньшую доходность. Американские инвестиции за границей носят более рискованный характер, соответственно их норма прибыли выше.

Во-вторых, существует группа государств-нефтеэкспортеров (Россия, Саудовская Аравия, ОАЭ, Алжир, Ливия, Иран и др.), которые не достигли высокого уровня экономического развития, но

стр. 123

Удельный вес нефти в ВВП по отдельным странам в среднем за 2002 2007 гг. (в %)

Рис. 2

поддерживают профицит текущего счета. Это объясняется характером проводимой ими внешнеэкономической политики, а также складывающейся внешнеэкономической конъюнктурой (см. рис. 2).

К сожалению, из данной группы выпадает Республика Казахстан. Несмотря на то что она является страной-нефтеэкспортером, в последние годы для нее характерен устойчивый дефицит текущего счета (2001 - 2003 и 2005 - 2007 гг.), что требует серьезного улучшения качества проводимой правительством страны экономической политики.

В странах-нефтеэкспортерах размер активного сальдо по счету текущих операций равен разнице между валовыми сбережениями (например, в России - около 33% ВВП) и инвестициями (23% ВВП). Эти страны, испытывая дефицит инвестиций для целей внутреннего развития, в то же время превратились в крупных кредиторов зарубежных государств.

Анализ платежного баланса Казахстана свидетельствует о необходимости в ближайшем будущем обеспечить устойчивое активное сальдо по счету текущих операций. Однако в Программе действий Правительства Республики Казахстан на 2007 - 2009 гг. этой задаче не было уделено должного внимания.

По итогам 2007 г. торговый баланс в Казахстане сложился положительным в размере 15,1 млрд. долл. Однако по статье услуг отрицательное сальдо составило 7,9 млрд. долл. Оставшаяся часть активного сальдо торгового баланса была перекрыта распределением прибыли в пользу зарубежных инвесторов в сумме 14,3 млрд. долл. и возросшим объемом расходов на текущие трансферты - 2,2 млрд. долл. Несмотря на существенный прирост доходов от чистого экспорта товаров, они не компенсировали отрицательного сальдо по остальным статьям счета текущих операций.

Благодаря высоким доходам от экспорта энергоносителей увеличились инвестиции в разработку и развитие инфраструктуры нефтегазовых месторождений, что, в свою очередь, обусловило резкий рост платежей за международные услуги. Основными казахстанскими экс-

стр. 124

портерами нефти и других сырьевых товаров являются предприятия с иностранным участием. Поэтому прямым следствием роста доходов от экспорта стало увеличение объемов дивидендов, выплачиваемых иностранным инвесторам.

Погашение внешних обязательств на фоне дефицита текущего счета приводит к неизбежному снижению уровня международных резервов Национального банка Казахстана. Кроме того, сохранение этого дефицита означает, что страна становится должником других государств и зарубежных компаний.

В последнем официальном отчете Национального банка РК был сделан вывод о том, что высокий уровень мировых цен на энергоносители и другие экспортируемые Казахстаном сырьевые товары и изменение в течение 2007 г. условий фондирования на международных рынках капитала стали определяющими факторами при формировании платежного баланса страны. Как показывает наш анализ, главная причина роста дефицита текущего счета - ухудшение качества проводимой правительством экономической политики, ее недостаточная ответственность.

Финансовый счет: прямые иностранные инвестиции

Важнейшим компонентом финансового счета платежного баланса выступает показатель прямых иностранных инвестиций (ПИИ). Осуществление проектов в добывающей отрасли с участием иностранных инвесторов обеспечивает приток ПИИ в Казахстан.

Для количественной оценки эффективности экономической политики правительства в области привлечения иностранных инвестиций и с целью определения их предельного (критического) уровня мы рассчитали величину ВВП за вычетом размера активного (или пассивного) сальдо баланса доходов текущего счета - объема финансовых ресурсов, уплаченных (или полученных) Казахстаном в результате экономической деятельности в 1996 - 2007 гг.5 (см. рис. 3).

Добавим, что с точки зрения СНС 1993 г. счет образования доходов отражает выплату первичных доходов институциональными единицами - резидентами, непосредственно участвующими в производстве товаров и услуг. Указанная единица считается резидентом экономики страны, если она имеет на ее территории центр экономического интереса, то есть занимается или собирается заниматься какими-либо видами экономической деятельности или операциями в течение длительного периода времени.

Положительное значение сальдо баланса доходов означает, что резиденты Казахстана получили валютные средства (доходы) из-за рубежа в больших объемах, чем нерезиденты, осуществляющие инвестиционную деятельность в Казахстане. Отрицательное значение


5 Арыстанбеков К. Экономическая политика Казахстана в условиях высокого уровня иностранных инвестиций // Вопросы экономики. 2004. N 8.

стр. 125

Экономический рост и сальдо баланса доходов текущего счета Казахстана в 1996 - 2007 гг.

Рис. 3

свидетельствует о превышении доходов нерезидентов над доходами резидентов Казахстана6. На основе анализа соотношения величин прироста ВВП и сальдо баланса доходов в 1996 - 2007 гг. можно сделать важные выводы, определяющие необходимость корректировки текущей экономической политики Казахстана.

Во-первых, в указанный период сальдо баланса доходов никогда не было положительным. При этом максимальный уровень отрицательного сальдо был зафиксирован в 2006 - 2007 гг. (11,5 - 11,7% к ВВП), а минимальный - в 1996 - 1998 гг. (соответственно 1%, 1,4 и 1,3%).

Во-вторых, на фоне высоких темпов экономического роста в Казахстане одновременно наблюдаются значительные потери финансовых ресурсов (доходов) в пользу иностранных инвесторов и в ущерб национальной экономике.

В-третьих, поскольку отрицательное сальдо баланса доходов представляет собой чистый вычет из национальных финансовых ресурсов, перераспределяемый иностранным компаниям, его размеры нужно рассматривать как главный макроэкономический критерий эффективности внешнеэкономической политики правительства Казахстана.

В-четвертых, объем ВВП, который остается в активе Казахстана, можно получить после вычета финансовых ресурсов, поступающих иностранным инвесторам, из реального ВВП. С одной стороны, данное сопоставление позволяет оценить объем валового национального продукта (ВНП)7. Существенное отставание ВНП от ВВП непосредственно сказывается на национальной безопасности страны. С другой стороны, размеры отрицательного сальдо баланса доходов дают возможность выявить масштабы воздействия иностранных инвесторов на экономику


6 Доходы - это сумма прибыли (обычно за год), поступающей в том числе в распоряжение держателей обыкновенных акций, то есть после вычета всех затрат на ведение основной деятельности, выплат процентов, налогов и дивидендов на привилегированные акции. Однако в доходы не включают нетипичные статьи, которые не характерны для обычной деятельности предприятия. Таким образом, показатель доходов можно использовать как оценку прибыли, находящейся в распоряжении акционеров.

7 ВВП включает продукцию и услуги, созданные на территории страны, а ВНП - произведенные национальными компаниями, в том числе и находящимися за границей.

стр. 126

страны и критический (естественный) уровень привлечения ПИИ с целью ослабить зависимость экономики от внешних факторов.

В-пятых, отрицательное сальдо баланса доходов текущего счета в 1996 - 1999 и 2005 - 2007 гг. фактически полностью поглотило незначительный прирост ВВП соответствующих периодов (см. рис. 4).

Темпы прироста ВВП Казахстана, скорректированные на отрицательное сальдо баланса доходов текущего счета в 1996 - 2007 гг. (в %)

Рис. 4

Чтобы покрыть указанное сальдо, Казахстан вынужден в большей степени опираться на другие статьи платежного баланса. В частности, дефицит текущего счета компенсируется притоком прямых иностранных инвестиций и внешними заимствованиями. Поскольку массированное привлечение иностранных инвестиций в экономику Казахстана рано или поздно приводит к образованию отрицательного сальдо текущего счета из-за ухудшения баланса доходов, необходимо обратить внимание на макроэкономические результаты внешних заимствований.

Наряду с обеспечением экономического роста внешние заимствования коммерческих банков предопределили увеличение валового внешнего долга (ВВД). Если объем ВВД Казахстана в 2005 г. составлял 74% от ВВП, то в 2007 г. - уже 95%. В отсутствие превентивных мер по управлению внешними заимствованиями и при опережающем росте ВВД по сравнению с ВВП Казахстан по классификации международных финансовых организаций может оказаться в числе стран с высоким уровнем внешней задолженности. При сохранении упомянутой тенденции возрастут риски неисполнения внешних обязательств, повысится вероятность спекулятивных атак извне на обменный курс национальной валюты.

В то же время рост внешних заимствований финансового сектора означает, что казахстанская финансовая система не обладает собственными ресурсами в объемах, требуемых для эффективного выполнения функции финансового посредничества. Ни банки второго уровня, ни национальный фондовый рынок не в состоянии обеспечить крупные компании, доминирующие в экономике, кредитными инструментами, достаточными по объему и срокам погашения.

стр. 127

Недопустимость дальнейшего увеличения внешнего долга частного сектора объясняется его потенциальным влиянием на международные резервы страны (особенно в период падения цен на нефть и другие экспортные товары), а в некоторых случаях - тем, что правительство Казахстана может принять на себя обязательства по этому долгу. Поэтому важно ликвидировать дефицит текущего счета, поскольку в случае возможного снижения ПИИ и ухудшения внешнеэкономической конъюнктуры правительство и Национальный банк РК, чтобы поддержать общий платежный баланс, будут вынуждены значительно сократить свои международные резервы и при необходимости использовать средства Национального фонда.

Так, сложившийся дефицит платежного баланса был профинансирован за счет резервов Национального банка РК. Если валовые международные резервы страны в конце июля 2007 г. составили 23,4 млрд. долл., то по состоянию на конец 2007 г. - лишь 17,4 млрд. долл.

Как показывает международный опыт, существуют несколько видов валютного кризиса: кризис платежного баланса; кризис внешней государственной задолженности; кризис внутренней задолженности, номинированной в национальной валюте (частной или государственной); кризис внешней задолженности частных компаний8. При сохранении сложившихся тенденций в длительной перспективе Казахстан может столкнуться с двумя видами валютного кризиса - платежного баланса и внешней задолженности частных компаний.

Рано или поздно мировые цены на нефть начнут снижаться (в последнее время это уже происходит). Главный вопрос - когда и насколько. По различным прогнозам, в среднесрочной перспективе они могут снизиться до 40 - 50 долл./барр. Кроме того, между ними и экономическим ростом нет положительной связи9. В то же время казахстанский импорт будет увеличиваться на 4 - 6 млрд. долл. ежегодно. Поэтому при неизменных объемах экспорта дефицит текущего счета существенно возрастет.

Снижение качества экономической политики: индикаторы раннего предупреждения

Зависимость экономики Казахстана от экспорта углеводородных ресурсов все больше возрастает. Высокая прибыльность сырьевого сектора обусловливает и повышение цен на мобильные факторы производства, что негативно воздействует на конкурентоспособность секторов, выпускающих неторгуемые товары. Рассмотрим подробнее ряд тенденций, свидетельствующих об ухудшении качества проводимой в стране экономической политики.

Ползучее укрепление тенге. Несмотря на существование Национального фонда, приток экспортной выручки в экономику Казахстана


8 Krugman P. A Model of Balance-of-Payments Crises // Journal of Money, Credit and Banking. 1979. Vol. 11. P. 311 - 325.

9 Арыстанбеков К. Экономический рост Казахстана в контексте мировой экономики // Вопросы экономики. 2006. N 11.

стр. 128

продолжается. В результате в 2003 г. курс тенге по отношению к доллару в номинальном выражении укрепился на 12,4%, в 2005 г. - на 5,8, в 2006 г. - на 10,7, в 2007 г. - на 5,2, по отношению к валютам остальных стран - на 12,4%. В 2001 - 2002 гг. американский доллар на валютном рынке покупали за 150 тенге, теперь - за 120. Это означает, что конкурентные позиции отечественных экспортеров несырьевых товаров в результате укрепления тенге существенно ухудшились.

Удешевление импортных товаров и услуг по сравнению с отечественными. Эта тенденция стала следствием первой. В 2000 г. доля импорта потребительских товаров в общем их объеме составила 27,9%, а в 2005 - 2006 гг. - 44%. В результате отечественные производители вытесняются с внутреннего рынка и формируется отрицательное сальдо платежного баланса. Потребительский спрос населения подстегивается повышением доступности кредитных ресурсов. Так, в 2002 - 2006 гг. объемы кредитов банков экономике росли на 52% в среднем за год, в том числе в 2005 г. - на 74,7%.

Опережающий рост заработной платы по сравнению с ростом производительности труда. Для поддержания устойчивости социально-экономического развития правительство обязано строго соблюдать следующее правило: темпы роста заработной платы не должны превышать темпов роста производительности труда, иначе в долгосрочной перспективе душевой ВВП, конкурентоспособность товаров и услуг, особенно неторгуемых, постепенно будут снижаться. Конкурентоспособность же отечественных экспортеров будет ниже по сравнению с предприятиями в странах с дешевой рабочей силой (Китай, Кыргызстан, Узбекистан). Так, в 2003 - 2007 гг. темпы роста заработной платы в Казахстане в среднем равнялись 11 - 14%, а производительности труда - 7 - 8%. По итогам 2007 г. заработная плата в среднем выросла на 17% в реальном выражении, при этом производительность труда повысилась на 5 - 6%. Главная опасность, возникающая вследствие этого явления, - постепенное удорожание внутреннего производства, что приводит к замещению отечественных товаров и услуг импортными.

Снижение эффективности бюджетной политики. На наш взгляд, в условиях благоприятной внешней конъюнктуры профицит бюджета Казахстана мог бы поддерживаться на более высоком уровне. В 2005 г. он составил 0,6% ВВП, в 2006 г. - 1,4%. В данной связи важно ограничить расходы бюджета. Так, в 2000 - 2006 гг. среднегодовой темп их роста в номинальном выражении был равен 33,1%. Изобилие бюджетных средств при проведении государственных закупок способствует увеличению числа финансовых нарушений. Только в 2007 г. они были зафиксированы на общую сумму 166,5 млрд. тенге. По данным Счетного комитета, при проверке исполнения расходов республиканского бюджета выявлены нарушения на сумму 77 млрд. тенге. Полагаем, что Казахстану необходима более консервативная бюджетная политика, опирающаяся только на средства, заработанные за счет повышения производительности труда, а не цен на углеводородные и другие сырьевые ресурсы.

Поддержание высоких темпов роста денежной массы и усиление инфляционных процессов. По нашим расчетам, в 2000 - 2005 гг.

стр. 129

денежная масса ежегодно увеличивалась в среднем на 40,8%. Согласно данным международной статистики, в странах, где в конце прошлого века среднегодовые темпы роста денежной массы повысились до 30 - 50%, регулярно наблюдались инфляционные тенденции. Важнейшим критерием эффективности макроэкономической политики является обеспечение соответствия темпов роста денежной массы и темпов роста реального ВВП.

Темпы прироста реального ВВП в Казахстане составили в 2005 г. 9,7%, в 2006 г. - 10,7, в 2007 г. - 8,5 и за первое полугодие 2008 г. - 5,4%. По данным Национального банка РК, ежегодные темпы прироста денежной массы за тот же период равнялись: в 2005 г. - 20,2%, в 2006 г. - 78,1, в 2007 г. - 25,5 и за первое полугодие 2008 г. - 10,9%. Исходя из этого темпы прироста денежной массы, "очищенные" от темпов прироста реального ВВП, составили: в 2005 г. - 10,5%, в 2006 г. - 67,4, в 2007 г. - 17,1 и за первое полугодие 2008 г. - 5,5%.

Из мирового опыта известно, что при увеличении масштабов денежной массы темпы экономического роста последовательно снижаются. При этом в странах с отрицательными темпами экономического роста темпы прироста денежной массы в среднем составляют 38% в год. Самых высоких темпов прироста ВВП можно достичь при снижении темпов прироста денежной массы в среднем до 9,8% в год. Поэтому основной причиной скачка инфляции в 2007 - первом полугодии 2008 г. стала экспансионистская денежная политика 2006 года.

По данным Агентства по статистике РК, в июне 2008 г. инфляция в годовом выражении составила 20,0% (в декабре 2007 г. - 18,8%). Продовольственные товары подорожали на 29,3% (26,6%), непродовольственные - на 11,6% (10,5%), платные услуги - на 15,0% (15,4%).

Инфляция также влияет на торговый и платежный балансы. Например, экспортная продукция становится сравнительно дороже, а импорт - дешевле. Если инфляция в Казахстане составляет 20%, а в странах ЕС - 3 - 4%, это означает, что издержки отечественных компаний, номинированные в евро, по сравнению с европейскими выросли за год на 16 - 17%.

Рост цен в мире действительно ускорился. Но темпы инфляции в Казахстане существенно превышают те, что характерны для большинства государств. Среди основных факторов, которые определяли динамику инфляции в нашей стране в 2007 - первом полугодии 2008 г., можно выделить невысокое качество денежно-кредитной и бюджетной политики, рост совокупного спроса, низкую производительность труда, а также скачок цен на продовольственные товары на мировом рынке.

Ухудшение бизнес-среды. В среднесрочной программе правительства Казахстана на 2007 - 2009 гг., утвержденной Главой государства, предусмотрено снижение административных барьеров для ведения бизнеса. В соответствии с ней поставлены задачи по устранению административных барьеров, препятствующих развитию бизнеса, улучшению бизнес-климата и созданию стимулов для сотрудничества малого и среднего бизнеса с госхолдингами.

В результате принятых мер ожидалось, что исходя из критериев Всемирного банка "Doing Business" будут улучшены индикаторы

стр. 130

рейтинга легкости ведения бизнеса. Согласно правительственной программе, общий рейтинг Казахстана по ведению бизнеса должен был повыситься с 63 места в 2006 г. до 58 - в 2007 г., 53 - в 2008 г. и 48 - в 2009 г. Однако отчет Всемирного банка за 2007 год дал противоположные результаты. Так, по данному показателю Казахстан опустился с 63 места в 2006 г. до 71 - в 2007 г. среди 178 государств мира. Кроме того, по итогам 2007 г. Казахстан занял по условиям лицензирования 173 место и закрытия компании - 103 место.

В силу определенной интегрированности Казахстана в мировую экономику влияние глобального финансового кризиса может усугубить ситуацию в стране. Поэтому преодоление его последствий на основе улучшения качества экономической политики - первоочередная задача правительства на 2009 - 2010 гг.

Для смягчения возможного негативного влияния финансового кризиса Глава государства Н. Назарбаев поставил перед правительством три важные задачи: обеспечение макроэкономической стабильности, поддержание социального благополучия населения и осуществление модернизации экономики. В ходе заседания, посвященного итогам деятельности правительства за январь-сентябрь 2008 г., он подчеркнул, что население страны должно чувствовать защищенность своих доходов и сбережений. Для финансирования первоочередных мер правительству будет выделено из средств Национального фонда Казахстана до 10 млрд. долл. США (около 9,4% ВВП) на 2009 - 2010 гг. при принятии согласованной стабилизационной программы. В начале октября 2008 г. подписан Указ Президента РК о слиянии двух крупнейших государственных холдингов "Казына" и "Самрук" и создании на их базе нового холдинга - "Фонд национального благосостояния "СамрукКазына"". Из указанных выше 10 млрд. долл. 5 млрд. будут направлены на капитализацию нового холдинга.

По итогам данного заседания Н. Назарбаев обратил внимание на необходимость принятия следующих мер: увеличение гарантирования вкладов населения в банках второго уровня до 5 млн. тенге (около 40 тыс. долл. США); снижение минимальных резервных требований к коммерческим банкам для повышения их ликвидности; учреждение Фонда стрессовых активов для покупки неликвидных активов банков второго уровня; осуществление мер по повышению доходов и занятости населения; оказание финансовой поддержки малому и среднему бизнесу; снижение ставки корпоративного подоходного налога с 30 до 15% к 2011 г.; принятие Закона "О финансовой стабильности" и др. Как было отмечено, при прочих равных условиях валютный кризис может произойти и из-за масштабов внешнего долга частного сектора, включая банковский.

Безусловно, у Казахстана есть все возможности не только улучшить качество проводимой экономической политики, но и выйти на новый вектор развития и обеспечить рост благосостояния граждан страны. В любом случае правительству даны беспрецедентный карт-бланш на реализацию Программы стабилизации экономики и финансовой системы и широкие полномочия для принятия нестандартных решений.

стр. 131

* * *

В заключение отметим, что наряду с проведением существенной корректировки текущей экономической политики правительству Казахстана необходимо срочно принять меры по ограничению роста бюджетных расходов, пересмотрев бюджетную стратегию государства. Национальный банк РК должен внести изменения в политику валютного курса страны. Надо создать такие условия, чтобы внутренние цены при переводе в доллары США были в два-три раза ниже мировых. Это важно для стимулирования экспорта, обеспечения активного сальдо по счету текущих операций, компенсации утечки капиталов за рубеж, своевременного осуществления платежей по погашению и обслуживанию внешнего долга. При этом темпы девальвации (снижения валютного курса) должны опережать темпы роста внутренних цен. Кризис платежного баланса возможен, если темпы роста внутренних цен в Казахстане будут выше, чем в странах - торговых партнерах. Нужно также предотвратить дальнейшее увеличение масштабов "петрогосударства" (petrostate) и "петроэкономики" (petroeconomy). Речь идет о недопущении увеличения доли нефтяных доходов в ВВП и в структуре экспорта.

Принимая во внимание остроту проблемы дефицита текущего счета, целесообразно разработать и осуществить комплекс дополнительных мер:

- ликвидировать отрицательное сальдо текущего счета и обеспечить его профицит, а также увеличить доходы, получаемые отечественными компаниями за рубежом;

- проанализировать деятельность иностранных компаний и их филиалов, находящихся в Казахстане, и добиться прозрачности уплаты ими налогов и обязательных платежей в государственный бюджет;

- осуществить поэтапную девальвацию тенге, чтобы стимулировать экспорт и ограничить импорт товаров и услуг;

- разработать комплекс мер по сдерживанию инфляционных процессов;

- не допускать превышения темпов роста денежной массы над темпами роста реального ВВП;

- создать условия для ежегодного наращивания профицита бюджета, включая поступления в Национальный фонд;

- сократить расходы госбюджета и обеспечить соответствие темпов их роста и показателей производительности труда и реального ВВП;

- ужесточить условия въезда трудовых мигрантов для замедления темпов роста денежных переводов из Казахстана; продолжить борьбу с нелегальной иммиграцией.


© biblio.kz

Permanent link to this publication:

https://biblio.kz/m/articles/view/КАЧЕСТВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ-ПОЛИТИКИ-И-ПЛАТЕЖНЫЙ-БАЛАНС-КАЗАХСТАНА

Similar publications: LKazakhstan LWorld Y G


Publisher:

Қазақстан ЖелідеContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://biblio.kz/Libmonster

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

К. АРЫСТАНБЕКОВ, КАЧЕСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ И ПЛАТЕЖНЫЙ БАЛАНС КАЗАХСТАНА // Astana: Digital Library of Kazakhstan (BIBLIO.KZ). Updated: 21.09.2017. URL: https://biblio.kz/m/articles/view/КАЧЕСТВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ-ПОЛИТИКИ-И-ПЛАТЕЖНЫЙ-БАЛАНС-КАЗАХСТАНА (date of access: 24.11.2024).

Found source (search robot):


Publication author(s) - К. АРЫСТАНБЕКОВ:

К. АРЫСТАНБЕКОВ → other publications, search: Libmonster KazakhstanLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Қазақстан Желіде
Астана, Kazakhstan
1440 views rating
21.09.2017 (2621 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes
Related Articles
TURKEY: IS FINANCIAL STABILITY UNDER THREAT? (ON THE ISSUE OF AN ATTEMPT TO INTRODUCE A BUDGET RULE)
Catalog: Экономика 
9 hours ago · From Urhan Karimov
ALEVIS IN THE REPUBLIC OF TURKEY
9 hours ago · From Urhan Karimov
ГАЛИНА ИВАНОВНА СЛЕСАРЧУК 1926-2012
2 days ago · From Urhan Karimov
ЯПОНИЯ И СТРАНЫ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XX в. В ФОНДАХ РГАСПИ
2 days ago · From Urhan Karimov
СТРАНЫ ВОСТОКА И НОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
2 days ago · From Urhan Karimov
ИТОГИ ПРАВЛЕНИЯ МАХМУДА АХМАДИНЕЖАДА
Catalog: История 
2 days ago · From Urhan Karimov
АРМИЯ И ВОЕННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО В ИРАКЕ: 1968-1988 гг.
2 days ago · From Urhan Karimov
CHRONICLE NOTES 2012
2 days ago · From Urhan Karimov
A POSTMODERN VIEW OF HISTORY IN THE NOVELISTICS OF IHSAN OKTAY ANAR
2 days ago · From Urhan Karimov
JAMES PALMER. THE BLOODY WHITE BARON. THE EXTRAORDINARY STORY OF THE RUSSIAN NOBLEMAN WHO BECAME THE LAST KHAN OF MONGOLIA
2 days ago · From Urhan Karimov

New publications:

Popular with readers:

News from other countries:

BIBLIO.KZ - Digital Library of Kazakhstan

Create your author's collection of articles, books, author's works, biographies, photographic documents, files. Save forever your author's legacy in digital form. Click here to register as an author.
Library Partners

КАЧЕСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ И ПЛАТЕЖНЫЙ БАЛАНС КАЗАХСТАНА
 

Editorial Contacts
Chat for Authors: KZ LIVE: We are in social networks:

About · News · For Advertisers

Digital Library of Kazakhstan ® All rights reserved.
2017-2024, BIBLIO.KZ is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Kazakhstan


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of affiliates, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. Once you register, you have more than 100 tools at your disposal to build your own author collection. It's free: it was, it is, and it always will be.

Download app for Android