Становятся традицией коллоквиумы специалистов по истории средневекового города, проводимые по инициативе Калининского университета (ректор - В. В. Комин), его Исторического факультета (декан - Н. С. Воскресенская) и кафедры истории древнего мира и средних веков (заведующий - М. М. Фрейденберг). Первый такой симпозиум (июнь 1978 г.) касался раннесредневековых городов. Второй, прошедший 6 - 7 июня 1979 г., был посвящен малоизученной теме "Церковь в структуре средневекового города". В нем участвовали ученые Москвы, Ленинграда, Калинина и Ижевска, заслушавшие и обсудившие, после вступительного слова М. М. Фрейденберга, 8 докладов. Обсуждались в основном две проблемы: "Города и монастыри", "Города и церковные приходы".
стр. 124
Ю. Г. Алексеев (Ленинград) использовал для доклада ."Церковный приход в городской общине древнерусских городов" данные Псковской судной грамоты (XIV-XV вв.), актов и археологии. Для Пскова было характерно сращивание светского и церковного управленческого аппарата1 . Городская община здесь сохраняла характер территориальной общины, что наложило отпечаток архаизма на городское устройство, включая церковную организацию в форме соборов, и породило мирской характер последней. Власть новгородского архиепископа была здесь номинальной. Местные священники, активно участвовавшие в светской жизни, подчинялись соборам. Элементы обмирщения наблюдались и в соседних с городом монастырях.
М. С. Мейер рассмотрел роль вакфов (имущества, пожертвованного мусульманскому духовенству) в городах Османской империи. Поскольку в последних не было муниципальных учреждений западного типа, управлявшие вакфами мутевалли и назиры фактически несли муниципальные функции, используя часть доходов на городские нужды - застройку кварталов, сооружение водопроводов, бань, базаров и умножая состояние вакфов торговлей и ростовщическими операциями. Докладчик в отличие от традиционных представлений2 показал непостоянность султанской политики относительно вакфов: первоначальную их поддержку в целях укрепления общеимперских позиций и позднейшие противоречия по мере усиления вакфов и их освобождения от государственной эгиды. Это явилось одной из причин внутренней слабости Османскей империи, способствовавшей ее распаду.
М. М. Фрейденберг осветил место монастырей в коммунальной жизни далматинского города XI-XIV вв., преимущественно на примере задарского монастыря св. Кршивана. Почти в каждой далматинской городской общине какой-то ведущий монастырь становился очень влиятельным элементом коммунальной организации: выполнял архивные функции, поднимал горожан на борьбу с иноземным воздействием, носил имя городского патрона, расширял сферу действия коммуны за пределы обычных административных рамок. Ранее в общей и специальной литературе3 эта сторона дела не рассматривалась.
А. А. Сванидзе в докладе "Монастырь в системе шведского города XIII-XV вв." отметила, что в Швеции монастыри не сыграли существенной роли в процессе раннего градообразования, но зато приобрели большое значение позднее, когда в Западной Европе они уже приходили в упадок. Из 40 шведских монастырей 32 находились в городах или пригородах, имели там разные по типу владения и порою являлись сеньорами городов. Монастырское хозяйство, хотя и подвергалось воздействию городского рынка, эволюционировало медленнее, чем крупное светское и коронное хозяйство.
В. Е. Майер (Ижевск) охарактеризовал взаимоотношения церкви и города тюринго-саксонского региона Германии в период "коммунальной революции" на примере Эрфурта, подчинявшегося Майнцскому архиепископу. Этот вопрос не нашел пока в литературе4 достаточного отражения. Борясь за самоуправление, город не обрел полной свободы. Одни цехи остались архиепископскими; другие, возникшие позднее, вышли из-под церковной власти. Эрфуртцы лишили церковь права заниматься торговлею. На сторону архиепископства перешел патрициат, что осложнило картину классовой борьбы. Зато низшее духовенство, наоборот, поддерживало бюргеров.
"Некоторые черты отношений монастырей и города в Каталонии XII в." - тема доклада Л. Т. Мильской. Специфика каталонских церковных общин5 заключалась тогда в их участии в Реконкисте и колонизации отвоеванных у арабов земель. Мона-
1 Ср.: Л. М. Марасинова. Новые псковские грамоты XIV-XV вв. М. 1966; Б. Б. Кафенгауз. Древний Псков. М. 1969.
2 Например, М. F. Kopruluzade. Vakif muessesesinin hukuki mahiyeti ve tarihi tekamulu. "Vakiflar dergisi" (Istanbul), 1942, N 2.
3 "История Югославии". Т. 1. М. 1963 "Историjя народа Jугославиiе". Kнь. 1. Београд. 1953; "Istorija drzava i prava jugoslovenskih naroda". Beograd. 1962.
4 В. В. Стоклицкая-Терешкович. Основные проблемы истории средневекового города X-XV веков. М. 1960; Е. Bielfеldt. Der Rheinische Bund von 1254. B. 1937; H. Giestсke. Das alte Erfurt. Leipzig. 1972.
5 Ср.: Р. Альтамира-и-Кревеа. История Испании. Т. 1. М. 1951; F. Valls- Taberner, F. Soldevila. Historia de Cataluiia. Т 1. Madrid - Barcelona. 1955.
стр. 125
стыри внедряются в города, получают попутно крупные пожалования от графов Барселонских, осуществляют защиту новых земель постройкою крепостей, приобретают в городах и пригородах крупные владения, вкладывают средства в городское строительство, кредитуют горожан, развивают соляной и морской промыслы. Проживавшие в городах мелкие рыцари в ряде случаев становятся монастырскими держателями. Будучи городскими сеньорами, монастыри способствовали распространению на горожан ущемлявших права трудящихся "дурных обычаев" и существенно влияли на развитие социальных отношений в Каталонии.
А. Д. Люблинская (Ленинград) посвятила свой доклад соотношению роли епископата и монастырей в средневековом городе. В городах, имевших римских предшественников, власть епископа, связанного происхождением и интересами с бывшими местными сенаторами, после падения Западной Римской империи фактически являлась единственной защитой горожан перед центральной властью. Епископат добивался компромисса с королями и сумел присвоить земельные владения прежней галло-римской знати, одновременно препятствуя возникновению в городе монастырского землевладения. Поэтому отношения монастырей с епископатом часто были весьма напряженными. Лишь с ростом городов монастыри внедрялись в них, но оставались независимыми, так что организации белого и черного духовенства не сливались и не контролировали друг друга даже в рамках городской структуры.
Историографический доклад А. Л. Ястребицкой касался работ современных зарубежных, особенно немецких, исследователей о некоторых социальных группировках города, традиционно связанных с церковью. В. Шлезингер, К. Босль и О. Бруннер, рассматривая положение городского министериалитета, отказываются видеть в нем однозначного проводника сеньориального, в том числе церковного, влияния6 и доказывают, что к XIII в. он, обособившись от феодальных сеньоров, сблизился с рыцарством и городским патрициатом. Характерное средневековое городское учреждение - больницы перестали к XIII в. быть исключительно церковной организацией и перешли в ведение городов. Постепенно больницы становятся привилегированными учреждениями для богатых пациентов и приобретают большое экономическое значение, участвуя в ссудной и благотворительной деятельности, а также приобретая земельные владения.
В ходе обсуждения докладов главное внимание было уделено взаимоотношениям города и церкви. Выступавшие пришли к общему выводу, что церковь в свете новых материалов теперь уже нельзя считать неким инородным явлением в средневековом городе, а следует рассматривать как органический элемент городской структуры.
6 О разных точках зрения см.: Н. Ф. Колесницкий. К вопросу о германском министериалитете X-XII вв. "Средние века". Вып. 20. 1961; К. Воs 1. Die Reichsministerialitat der Salier uncl Staufer. Bd. 1 - 2. Stuttgart, 1950.
New publications: |
Popular with readers: |
News from other countries: |
Editorial Contacts | |
About · News · For Advertisers |
Digital Library of Kazakhstan ® All rights reserved.
2017-2024, BIBLIO.KZ is a part of Libmonster, international library network (open map) Keeping the heritage of Kazakhstan |