Н. РЯБЧЕНКО, кандидат исторических наук (г. Владивосток)
* * *
Цивилизация - это уровень развития культуры, на котором человеческие сообщества, а, в конце концов, и все человечество, начинают выступать как субъекты по отношению к природе, пытаются выделиться из нее и занять по отношению к ней самостоятельную осознанную позицию. Прежде, когда коммуникации между частями света были довольно слабыми, формировались локальные цивилизации. Сейчас ситуация кардинально изменилась, человечество достигло высокой степени единства. Оно способно выступать как единый субъект, но при этом продолжает сохранять двухполюсность. Запад и Восток - два полюса единой мировой системы, придающие ей динамизм и устойчивость. Роль ни одного из них не может быть недооценена без ущерба для мирового развития.
Так как формирование глобальной цивилизации - это в значительной мере сознательный процесс деятельности людей, то имеет смысл специально и в практическом ключе заняться исследованием проблемы участия в нем народов Востока. Прежде всего, попытаться понять значение многовекового исторического опыта Востока для глобальной цивилизации.
I
В ряду глобальных проблем наиболее важным, всеобщим по значению является вопрос об отношениях человека и природы. В отличие от Запада, в течение долгого времени ориентированного на борьбу с природой, Восток всегда стремился к достижению гармонии с ней. Эти гармоничные отношения он переносил на отношения между людьми, что особенно ценно в социальном плане. Такой тип поведения глубоко вошел в сознание восточных народов, стал неотъемлемой частью их мировоззрения и способствует сохранению окружающей среды.
На юге Дальнего Востока России живет один из аборигенных народов - удэге. Его численность менее тысячи человек. Этот народ давно уже ведет современный образ жизни, но основным видом его деятельности остается охота, и он продолжает сохранять близость к природе. Своим бережным отношением к окружающей среде удэгейцы служат примером для всех нас, в их охотничьих угодьях наиболее надежно сохраняются все редкие виды животных, в том числе тигры, они активно защищают от вырубания леса в верховьях рек. Но этому малочисленному народу все труднее устоять перед натиском современной цивилизации, приходится идти на компромиссы с лесозаготовительными компаниями.
В этом году исполнилось 50 лет освоения целины бывшим СССР, тогда начали интенсивно распахивать обширные степные районы Казахстана. Были проигнорированы многовековые традиции жителей степей, занимающихся скотоводством, избегать нарушения почвенного слоя, чтобы не вызвать его эрозию. В результате в регионе частым явлением стали пыльные бури, захватывающие и соседние сибирские области.
В 1968 г. в период "культурной революции" Китай, который тоже подпал под влияние западной идеи борьбы с природой, начал освоение Большой северной целины на северо-востоке страны. Последствия этого вторжения в природу сейчас ощущаются далеко за пределами КНР. С 2002 г. пыльные бури с китайской территории стали достигать Владивостока.
Западная модель отношений человека и природы уже показала свою ограниченность. Сначала было стремление покорить природу, сейчас - все больше отгородиться от нее с помощью различных технических средств. На таком фоне хорошо видны преимущества восточной модели, когда человек постоянно ве-
Статья подготовлена на основе доклада на ICANAS-37.
стр. 5
дет диалог с природой и стремится адаптироваться к изменениям условий своего существования. Как природное существо он таким образом старается не только сохранить, но и укрепить свои связи с природой. Совершенно очевидно, что это правильная линия поведения, и мир должен взять ее на вооружение.
Восточные народы за тысячи лет своей истории накопили богатейший опыт эффективного взаимодействия с окружающей средой. Так, в развитых аграрных цивилизациях Восточной Азии существует традиционный сельскохозяйственный календарь, позволяющий знать предстоящие изменения погоды, температурного режима. В этом один из секретов высокого уровня местного сельскохозяйственного производства. Питание людей здесь также осознанный процесс. Обычно все знают полезные для здоровья свойства тех или иных продуктов, наличие в них биологически активных веществ. Тщательно соблюдаются сезонные изменения в рационе питания. Это выгодно отличает образ жизни восточного человека от западного, который, тем не менее, пытается широко распространить по миру свои стандарты и привычки, сделать их универсальными.
Местом взаимного обогащения культур, обмена конкретным жизненным опытом народов являются контактные зоны цивилизаций. Здесь постепенно происходит отбор приемлемых заимствований, их адаптация к местным условиям. Дальний Восток России - одна из таких зон. Полтора века взаимных контактов с соседними народами уже дали неплохие результаты, и этот процесс продолжается. Если раньше мы его рассматривали только как идущий между двумя или несколькими соседними народами, то теперь хорошо видно его значение для глобальной цивилизации. Здесь Запад и Восток имеют возможность непосредственно взаимодействовать друг с другом и проверять на практике те или иные элементы и модели взаимоотношений.
II
В условиях абсолютного доминирования Запада используемые им приемы и методы социально-экономического развития кажутся единственно верными, удел остальных стран - только старательно им следовать. Но в действительности это не так. Многое из прошлого опыта Востока не утратило своей актуальности, а некоторые подходы представляются более рациональными, чем западные.
Еще в глубокой древности на Востоке возникали, сменяя друг друга, десятки и сотни государств. Можно сказать, что опытным путем были установлены те принципы, которым следовало придерживаться, чтобы государство могло существовать века, а народ в нем не испытывал потрясений и катаклизмов.
Первая по значимости и наиболее трудная проблема - обеспечение населения продовольствием. Чтобы оно было достаточным и устойчивым, государству пришлось брать на себя заботу об организации и регулировании сельскохозяйственного производства, строительства, содержания и ремонта крупных ирригационных сооружений. Главной фигурой в экономике стал крестьянин, а наиболее важным видом деятельности непосредственно аграрное производство. В Китае, начиная с древности, в центре экономической политики была поддержка именно земледелия и сдерживание всех других видов деятельности, как второстепенных, отвлекающих народ от основного и самого главного занятия. Т.е. экономика была регулируемой. Это основной принцип, сохранивший свое значение до настоящего времени, в том числе и для мировой экономики, которая все больше попадает под регулирующее воздействие международных организаций и соглашений.
Далее шла проблема жизненных ресурсов государства. Для этого создавались крупные запасы зерна. В древнем Китае говорили, что если в стране запасено зерна на три года, то это не государство, на шесть лет - еще не государство, если на девять лет - вот это государство. Система государственных резервов сохраняет свое значение в настоящее время во всех крупных странах. В XX в. она помогла России пережить огромные трудности, связанные с войной и распадом СССР. В глобальном мире проблема резервов усложняется. Она будет связана с поддержанием баланса между производством и возможностями биосферы, сохранением специально поддерживаемых резервов продовольствия и основных видов сырья, достаточных для нынешних шести, а в недалеком будущем десяти и более миллиардов человек.
Следующая проблема - обеспечение социальной стабильности. Для этого важно было стараться не допускать обезземеливания крестьян, их пауперизации. Еще в древности было понятно, сколь пагубна концентрация земли и богатства в руках наиболее зажиточных слоев населения. Ради поддержания социального мира приходилось в отношении их принимать те или иные ограничительные меры. Когда это сделать не удавалось, государства, раздираемые социальными противоречиями, приходили в упадок и гибли. Ныне пропасть между бедностью и богатством в мире крайне велика, и это очень опасно, растет угроза возникновения конфликтов и войн. Пагубным является принятый сейчас повсеместно западный подход к развитию экономики, позволяющий богатым беспредельно увеличивать свое состояние. Сам мир ограничен, подобно тому, как были ограничены пределы древних земледельческих цивилизаций, и если кто-то не желает сдерживать свои аппетиты, то он вступает в противоречие, и как следствие -в конфликт с другими людьми и всем обществом. На глобальном уровне это выливается в конфликт богатых стран с остальным миром.
Многоопытный Древний Восток не только постиг секреты социальной гармонии, но и нашел ключ к механизму, который способен ее разрушить. Это возрастание богатства с помощью ссудного процента. Возможность с его помощью без особых усилий
стр. 6
нажить состояние за счет своих ближних и закабалить их самих обычно не поощрялась на Востоке. Впервые ограничения на использование ссудного процента было введено еще законами Хаммурапи. Об этом же говорится в Библии. Коран вообще однозначно запрещает ростовщичество. Все эти авторитетные источники отражают опыт многих народов на протяжении тысяч лет, и к ним нельзя не прислушаться. Тем более, что суть проблемы не изменилась: современное ростовщичество, принявшее глобальный характер, такое же зло, как и в древности. Его жертвами стали уже не отдельные люди, а целые народы. В 1997 г. произошел экономический крах в Индонезии, в 1998 г. - в России. Сегодня хорошо видно, что ссудный процент - это "оружие" не менее опасное, чем атомное. Без эффективного контроля над ним и его производными невозможно сократить пропасть между богатством и бедностью, освободить большинство стран мира от кабальной долговой зависимости, в которой они оказались. Несправедливость современного мирового порядка, где свою волю диктуют богатые, породила международный терроризм. Хотя нового в нем только его глобальный характер и использование современных технических средств. Почти все остальное известно сначала из истории Востока, а потом и Запада. Все это борьба против отдельных правителей и режимов, за лучшее социальное устройство. С ухудшением социально-экономических условий жизни народа эта борьба возникает вновь и вновь. Проблема кажется вечной, не находящей окончательного решения. Но хорошо известен способ не дать ей разрастись до опасных размеров: надо устранять социальные причины возникновения и распространения терроризма, а для начала в них основательно разобраться. Восточная мудрость гласит: "Если совершенно мудрый человек считает своей задачей наведение порядка в Поднебесной, то ему необходимо исследовать, почему возникают беспорядки, только тогда он сможет навести порядок. /.../
Это подобно тому, как врач, ведущий борьбу с недугом человека, должен знать, почему возник этот недуг, только после этого он сможет вести лечение ..."1 . Современная борьба с международным терроризмом идет совсем другим путем. Ставка сделана исключительно на силовые методы, причины же терроризма старательно замалчиваются. При таком подходе борьба с терроризмом вряд ли будет успешной.
III
Сегодня достигнутый человечеством уровень прогресса позволяет ему успешно решать любые задачи глобального развития. Сейчас проблема в другом -в достижении более гармоничных отношений между людьми и народами. Запад и Восток по-разному подходят к ее решению. На Западе все усилия направлены на обеспечение демократии, равенства, политкорректности. На Востоке, несмотря на завоевания демократии, иерархия продолжает занимать прочные позиции в жизни общества.
На первый взгляд, преимущество демократических норм по сравнению с иерархическими отношениями несомненны, но практика показывает, что это не всегда так. В реальной жизни возможности демократического равенства людей, отражающего их человеческое единство, ограничены естественными причинами и конкретными условиями, и как все явления оно имеет свою оборотную сторону. Общество равных атомизируется, растет обособление людей, усиливаются эгоизм, гедонистические устремления, инфантильность. В таком обществе все труднее воспитывать детей. И самое главное, в нем иерархия не исчезает, она обнаруживает себя в еще более нежелательных формах, чем прежде. В молодежной среде формируется жесткая силовая иерархия. В социуме может появиться привилегированный слой типа советской номенклатуры. В мировом сообществе за рамками ООН - универсальной, но все-таки иерархичной международной организации возникла так называемая "большая восьмерка ведущих индустриальных государств. На встречах ее лидеров всячески подчеркивается демократизм, равенство и простота в отношениях. Но, с другой стороны, сама эта восьмерка есть воплощение вопиющего неравенства: такой степени глобальной зависимости человечества от небольшой группы богатых и сильных государств еще не было в истории. То есть все-таки торжествует иерархия. Это факт (впрочем, никак не умаляющий значение и ценность демократии как достижения человеческой цивилизации).
Иерархия - фундаментальное понятие, неотъемлемое от общества как системы, основанной на связи и преемственности поколений. Поддерживая разделение общества по тем или иным критериям, от возрастных до имущественных, она в то же время способствует его единству, слаженности на основе четкого распределения ролей, выработки общепринятых норм и правил поведения.
В древнекитайском трактате "Ли цзи" ("Книга этикета") говорится о том, что переход общества к упорядоченной в форме ритуалов системе иерархических отношений был вынужденным. Когда на смену простым нравам и обычаям первых династий пришло обособление людей, замыкавшихся только на интересах собственной семьи, возникла потребность реформировать отношения в обществе в целом. Тогда "путеводными нитями стали ритуал и долг"2 . С помощью ритуала, берущего свое начало в церемониях жертвоприношений духам, иерархические отношения закреплялись в государстве. Чувство долга связало моральными обязательствами старших и младших, государя и подданных. Ритуал стал распространяться повсюду, закрепляя разделение людей. В то же время с его помощью выстраивалась система, связывающая воедино решение задач государственного управления, нравственного воспитания народа и гармонизации отношений в обществе. Преимущества новой системы оказались столь значительными, что у конфуцианцев были все основания ут-
стр. 7
верждать: ... управлять государством, не прибегая к ритуалу, -все равно, что пахать без сохи"3 .
С точки зрения современных представлений о действии организационных механизмов ритуал вносит в отношения в социуме очень важные системные элементы. Он устанавливает дистанцию между людьми, задает последовательность действий, определяет направленность и характер связей. Дистанция дает возможность для маневра, сглаживания возникающих шероховатостей и несоответствий. Последовательность действий гарантирует соблюдение устойчивости протекания процессов, а, следовательно, высокий уровень качества полученных результатов. Направленность связей уточняет, о каких отношениях в данном случае идет речь. То ли это отношения государя и подданных, или отца и сына, мужа и жены и т.д. Отсюда вытекает их характер. Государь проявляет человеколюбие, подданные -преданность. Отец - родительские чувства, сын - почтительность. Муж - справедливость, жена - послушание. Старший брат - доброту, младший - дружелюбие. Старшие - милосердие, младшие - покорность4 .
Важно, что все эти иерархические отношения не являются отношениями господства, угнетения одних людей над другими. Они переносят модель связей в семье на все общество. При этом преследуется цель создания условий для гармоничных отношений в обществе, единства его действий, обеспечения счастливой жизни для всех. Опыт Востока показал, что если следовать выработанным им принципам отношений, то это дает очень хорошие результаты. Часто такое общество стороннему наблюдателю кажется идеальным, как Китай для европейцев в XVIII в.
Пренебрежение ритуалом дает, как правило, негативные последствия. Здесь можно вспомнить о некоторых особенностях советского опыта. Акцент на равенстве, товариществе был характерен для советского образа жизни. Когда кроме СССР в мире появились другие социалистические страны и так называемые страны социалистической ориентации, то в отношениях с ними советские официальные лица нередко пренебрегали дипломатическими формальностями, тем более что многие из руководства вновь возникших государств учились у нас или имели давние связи с Москвой. Как свидетельствуют очевидцы, воспоминания которых мне приходилось слышать, излишняя простота отношений, переходящая в панибратство, задевала самолюбие наших высокопоставленных друзей и не шла на пользу дела.
Пожалуй, в меньшей мере это относилось к связям СССР и КНР. Понимая значение такого союзника, как Китай, советские руководители старались быть с ним более корректными. Может быть, это не всегда удавалось, учитывая традиционно большое значение, придаваемое китайцами ритуалам. Однако главная проблема возникших разногласий была совсем не в тонкостях дипломатического этикета. Китай тогда считал СССР "старшим братом" и не сомневался в его главенстве, но вскоре стал заявлять о себе как будущем лидере коммунистического движения. Вокруг этого стали расти противоречия, вылившиеся в конфликт.
Здесь была скрыта действительно сложная иерархическая проблема. Внутри страны повышение статуса происходит, главным образом, благодаря личным заслугам, талантам, достигнутому богатству. На высших этажах власти конкуренция возрастает, усиливается опасность конфликтов. Смена первых лиц у власти нередко становится результатом борьбы в правящей верхушке. В международных отношениях вопрос о лидерстве, если не всегда, то чаще всего решается через конфликт. Столкновение Китая и СССР в 60 - 70-е гг. прошлого века также не было исключением. Советско-американское противостояние в "холодной войне", завершившееся в пользу Соединенных Штатов - исторически наиболее важное событие такого рода.
Отсюда следует, что нынешний однополярный мир, возглавляемый США, закономерный и потому неизбежный результат предыдущего развития. Но станет ли такой же односторонней будущая глобальная цивилизация? Наверное, нет, так как проблема цивилизации шире, чем международных отношений, мирового лидерства одной страны или группы государств. Хотя сейчас Запад лидирует, но Восток еще не раскрыл своего потенциала. Чем дальше, тем больше их возможности, вклад в цивилизацию будет уравниваться, и более очевидной станет необходимость гармонизации взаимодействия. Для этого уже есть основа, заложенная самой природой - их взаимодополняемость. Будущая глобальная цивилизация воплотит в себе опыт, достижения и особенности как Запада, так и Востока. Устойчивость ее существования в значительной мере будет зависеть от способности людей поддерживать гармоничные отношения между этими двумя естественными полюсами человечества.
В этой связи представляется важной активизация востоковедных исследований, прежде всего целенаправленного изучения исторического опыта народов Востока. Это может быть ряд международных проектов конкретной тематической направленности, в том числе проведение научных конференций, дискуссий, публикация отдельных трудов и серий изданий.
Вероятно, возникнет проблема сочетания опыта Востока и Запада. Отсюда необходимость и специального изучения Запада, может быть, формирования отдельного научного направления - западоведения. Солидная база для него уже имеется в страноведческих и регионоведческих исследованиях западного мира, осуществляемых как в нашей стране, так и на Востоке, в частности, в КНР. Все это поможет обобщению и более глубокому пониманию исторического опыта человечества в контексте проблем развития и становления глобальной цивилизации.
1 Древнекитайская философия. Собрание текстов в двух томах. Т. 1. М., Мысль, 1972, с. 192.
2 Там же. Т. 2. М., Мысль, 1973, с. 101.
3 Там же, с. 109.
4 Там же, с. 105.
New publications: |
Popular with readers: |
News from other countries: |
Editorial Contacts | |
About · News · For Advertisers |
Digital Library of Kazakhstan ® All rights reserved.
2017-2024, BIBLIO.KZ is a part of Libmonster, international library network (open map) Keeping the heritage of Kazakhstan |