Libmonster ID: KZ-1262
Author(s) of the publication: В. А. БОЛЬШАКОВ

Усиление роли египетских цариц эпохи Нового царства приходится на рубеж XVII - XVIII династий, то есть на то время, когда фиванские цари вели освободительную войну с "властителями чужеземных стран" - гиксосами1 . На фоне этого драматического периода древнеегипетской истории весьма заметным становится возвышение фигур цариц как при дворе, так и в масштабах государства. Неравнозначность источников не дает возможности в полной мере раскрыть истинную значимость женщин из царского окружения. Однако, те памятники, которыми располагает египтология, позволяют составить определенное представление об их участии в государственных и религиозных делах. В наибольшей степени мы информированы о царицах эпохи Нового царства (около 1570 - 1070 до н. э.)2 , отличающейся по сравнению с предшествующими большим разнообразием сохранившихся источников.

С самого начала Нового царства известны имена выдающихся цариц-жен фараонов-освободителей Таа I, Таа II и Яхмоса I - цариц Тетишери, Яххотеп II, Яхмес-Нефертари, которые оказывали заметное влияние на управление страной. Так, царицы Яххотеп II и ее дочь Яхмес-Нефертари последовательно брали на себя функции регентш при юных правителях.

Весьма содержательный отрывок из надписи на большой Карнакской стеле (Каирская стелла NVG 34001) фараона Яхмоса I (1570 - 1546 до н. э.) раскрывает исключительное влияние его матери, царицы Яххотеп II: "Да воздадите хвалы владычице земли (Египта), госпоже Обоих берегов северных островов, имя которой возвышено над всеми чужеземными странами, заботящейся о множестве (людей). Жена царя, сестра правителя, да будет он жив, невредим и здрав! Дочь царя, мать царя, благородная, мудрая, объединившая [букв, связавшая] Египет. Заботилась она о воинах его [Египта. - В. Б. ], охраняла она его, вернула она беглецов его, собрала она дезертиров его, умиротворила она Верхний Египет, подавила она мятежников его, жена царя, Яххотеп, да живет она!"3 .

Эта надпись, по-видимому, отражает факт участия царицы Яххотеп в не вполне ясных событиях военного характера. Возможно, речь идет о подавлении мятежа в самом Египте, где не все желали признавать власть фиванского царя. Если такие события в действительности имели место, то из этого следует, что Яххотеп была волевой личностью, способной к управлению страной, так как в начале правления своего сына Яхмоса она являлась регентшей. Хотя нам не известно ни одного документа, в котором бы официально упоминалось об этом, регентство царицы-матери было давней египетской традицией4 .

"Политическая роль царицы зависела от занимавшего престол супруга или сына, поэтому длительное влияние царственной женщины при египетском дворе было возможным лишь при вступлении на трои малолетнего сына. При жизни супруга долгом


Большаков Владимир Анатольевич - аспирант Российского университета дружбы народов.

стр. 143


царицы было рожать как можно больше детей, что, учитывая большую детскую смертность, обеспечивало передачу власти внутри царского рода, но и представляло постоянную опасность для жизни царственной супруги вследствие трудностей послеродового периода. Поэтому лишь немногие египетские царицы пережили своих мужей. С другой стороны, отсутствие мужского потомства приводило к тому, что царица утрачивала политическое влияние" 5 .

Яххотеп II умерла в довольно преклонном возрасте и была погребена в фиванском некрополе Дра Абу-эль-Нага6 . О. Мариетт, нашедший в январе 1859 г. неразграбленную гробницу Яххотеп, обнаружил в ней в числе драгоценных украшений необычные ДЛЯ погребения царицы предметы: воинское наградное ожерелье (три золотых мухи на цепочке), кинжал и церемониальный топор с картушем Яхмоса7 . Если эти находки принадлежат именно Яххотеп II, то становится возможным связать их наличие в погребении царицы с содержанием отрывка из Карнакской надписи, посвященного Яххотеп. Карнакская надпись, датируемая примерно 22 годом правления Яхмоса, является определенной вехой в истории его правления. Несмотря на то, что в ней не содержится имени главной жены царя - царицы Яхмес-Нефертари (дочери Яххотеп II и сестры Яхмоса), именно с этого года правления Яхмес-Нефертари постоянно упоминается в царских текстах и надписях. Занявшая место Яххотеп (по-видимому, к тому времени царица-мать либо умерла, либо удалилась от государственных дел), она обладала не меньшим влиянием.

Самой выдающейся царицей начала эпохи Нового царства до появления на исторической сцене Хатшепсут была Яхмес-Нефертари. Огромное количество жертвенных надписей с именем Яхмес-Нефертари в храмах в Карнаке, Дейр-эль-Бахри, Абидосе, на Синае, практически не имеет аналогов в египетской истории. При оценке возросшей значимости египетских цариц с начала эпохи Нового царства личность этой царицы является во многом ключевой, поэтому не будет большим преувеличением рассматривать фигуру Яхмес-Нефертари как своеобразный "эталон" египетской царицы вообще.

Особый статус Яхмес-Нефертари нашел отражение в тексте так называемой "Стелы Дарования", увековечившей пожалование ей фараоном важного титула "супруга бога" (хемет нечер). По существу, наделение царицы этим титулом следует расценивать как законодательный акт, закрепляющий за ней и ее наследницами должность и связанные с ней имущественные и земельные владения. "Надпись на блоке из Карнакского храма породила дискуссию среди специалистов: идет ли речь о получении царицей должности второго пророка Амона или, наоборот, она отдает эту должность жрецам (в обмен на титул "супруги бога")? На блоке сохранилось редкое для начала XVIII династии изображение царской семьи: царя, царицы и их сына"8 . Более поздние источники указывают на то, что второй пророк Амона являлся лицом, ответственным за храмовое имущество. Он был главным управляющим владений храма, мастерских, сокровищниц, надзирал за храмовой бюрократией, писцами, пастухами, земледельцами, пасечниками, рыбаками и стражей, за всеми теми, кто обеспечивал материальную сторону жизнедеятельности храма9 .

Титул "супруга бога", на котором мы остановимся более подробно, подразумевал высокопоставленное положение его обладательницы в государственном культе бога Амона в Фивах. Несмотря на то, что этот титул был известен еще со времен Среднего царства10 , в Новом царстве его значение заметно возросло, что, по-видимому, определялось ритуальными функциями царицы. Точное значение титула "супруга бога" не совсем ясно; в буквальном смысле он мог подразумевать женщину, предназначающуюся Амону в качестве его земной супруги и, таким образом, незамужнюю. Однако в период XVIII династии многие обладательницы этого титула, как, например, Яхмес-Нефертари или Хатшепсут, были замужем и имели детей, а это было несовместимо с их ролью в храмовом ритуале11 .

Этот титул, очевидно, передававшийся по наследству от матери к дочери, прослеживается до середины XVIII династии. Последней обладательницей титула "супруга бога" в этот период была Тиаа, жена Аменхотепа II, после которой вплоть до эпохи Рамессидов12 этот титул у последующих цариц не встречается.

Весьма распространенное (но далеко не бесспорное) в египтологии толкование содержания титула "супруга бога" заключается в том, что он обозначал "царевну-наследницу", по линии которой передавалась власть13 . Гарантом же законной, божественной власти следующего царя являлся бог Амон-Ра, который считался отцом нового фараона. Тем не менее, следует отметить, что ни царица Яхмес, мать Хатшепсут, ни царица Мутемуйа, мать Аменхотепа III, изображенные в сценах рождений этих царей, не имеют титула "супруга бога", поэтому титул "супруга бога" нельзя напрямую связывать с концепцией теогамии (по мнению М. Життон)14 .

стр. 144


Количество титулов указывало на положение их обладательниц в иерархии женского окружения царя. Как правило, из большого числа различных титулов царицы предпочитали использовать какой-нибудь один, излюбленный, являвшийся для них самым важным; например, "супруга царя", "великая царская супруга", "мать царя". Кроме титула "супруга бога" Яхмес-Нефертари обладала всеми прочими титулами, из которых наиболее весомыми были: "дочь царя", "сестра царя", "мать царя" (то есть наследника), "супруга царя", "великая царская супруга"15 .

Жреческая должность "супруги бога" имела экономическую основу в виде земельного владения, доходы от которого поступали на содержание штата жриц (по-видимому, это были жрицы - хенерут - "наложницы", "затворницы" бога Амона), принимавших вместе с "супругой бога" участие в храмовых ритуалах.

Текст "Стелы Дарования" из храма Амона в Карнаке содержит подробное перечисление предметов и размер земельных угодий, пожалованных царем Яхмосом своей жене Яхмес-Нефертари, возведенной в сан "супруги бога", который она имела право передавать по наследству; 4-я строка "Стелы Дарования" гласит: "завещание (имитпер) от сына к сыну, от наследника к наследнику". Из этой фразы можно заключить, что сан "супруга бога" и связанная с ним собственность передавались по женской линии в рамках царской семьи. "Не вполне понятно, по каким правилам осуществлялось наследование должности "супруга бога", но "Стела Дарования" уточняет, что имущество, связанное с должностью как таковой, (ми иат эс эн хемет нечерстрк. 24 - 25) является полной собственностью царицы, имеющей право передавать его своим наследникам"16 . Надо полагать, царские пожалования существовали и ранее, так как известно, что в распоряжении царицы Яххотеп II было некое имение (пер), которым управлял высокопоставленный чиновник. Еще при жизни Яхмес-Нефертари титул перешел к ее потомству: Саткамосе, Сатамон и Меритамон 17 .

Очевидно в правление царского дома фараона Яхмоса должность "супруги бога" передавалась строго по наследству, однако в дальнейшем это правило, похоже, не соблюдалось. Так Хатшепсут, обладавшая до коронования титулами "супруга бога" и "рука бога", не получила его по наследству от матери, ко всему прочему нет никаких убедительных доказательств принадлежности Хатшепсут к царской семье Яхмосидов. Но стоит отметить, что, как и Яхмес-Нефертари, Хатшепсут отдавала этому титулу явное предпочтение, а когда она была коронована как фараон, то передала его своей дочери Нефруре.

"Супруги бога" имели собственные дома и доходы от пожалованных им хозяйств, управлявшихся чиновниками. Эти хозяйства включали в себя земли, мастерские, сокровищницу и персонал, состоявший не только из жриц и певиц, но также из ремесленников и земледельцев, находившихся в ведении главного управляющего, носившего титул "управляющий домом супруги бога"18 . Надо полагать, со времен Яхмес-Нефертари собственность цариц-обладательниц этого сана существенно увеличилась. Отсюда возникло предположение, не являлось ли введение жреческой должности "супруга бога" свидетельством об определенном контроле царской семьи над усиливающимся жречеством Амона?

Необходимо отметить еще один значительный титул царицы Яхмес-Нефертари, отражающий важную ритуальную функцию его обладательницы, - это титул "рука бога" (джерет нечер)19 . Титул подразумевал десницу бога-творца Атума, с помощью которой он создал первую пару богов, - Шу и Тефнут20 . В древнеегипетском языке слово "рука" (джерет) - женского рода, таким образом, рука бога Атума это - персонификация богини, либо Иусаас ("Та, которая возвеличивает, когда она приходит"), либо Хатхор, с которой во времена XVIII династии Иусаас часто отождествлялась. В общем смысле Хатхор или Иусаас - это женская дополняющая солнечного бога - творца. Скорее всего, носительница титула "рука бога" принимала участие в ритуалах, целью которых было пробуждение сексуальной энергии божества, то есть его функций творца вселенной, и предотвращение возврата мира в состояние первичного хаоса.

Выполняя ритуальные функции, женщины, находившиеся в близком окружении царя, - мать царя, его главная жена, дочери - символизировали женский принцип божественной власти, дополнявший власть мужчины-царя. Как царь, так и царские женщины имели прототипы в египетской мифологии: царь ассоциировался с богами (например, с Хором, Осирисом, Амоном-Ра), царица же считалась персонификацией богинь (Тефнут, Нехбет, Мут, Хатхор, Исиды, Маат). В Иуну (Гелиополе), центре почитания Ра, отправлялся культ женского аспекта творения, известного под именами разных богинь, - Хатхор, Иусаас, Небет-Хетепет ("Госпожи жертвоприношений"). Роль Хатхор как женского принципа акта творения мира, перенесенной на супругу фараона, являлась составляющей царского придворного ритуала21 . Следова-

стр. 145


тельно, титулы и иконография царицы приравнивали ее к божественному прототипу, и взаимоотношения царицы и царя уподоблялись взаимоотношениям бога и богини, например, - Ра и Хатхор. Полнота титулатуры царицы являлась не только показателем ее ритуальной роли, но и степенью близости к царю, и, следовательно, влиятельности. Яхмес-Нефертари, будучи носительницей всех важнейших титулов, без сомнения имела большой вес и в делах государственных.

Почти под конец своего правления Яхмос возобновил войну против гиксосов, закончившуюся их окончательным разгромом и изгнанием из Египта. Недостаток источников не позволяет судить о роли, которую Яхмес-Нефертари играла в этот отрезок времени, тем не менее, известно, что в развернутой Яхмосом после изгнания гиксосов (после 22 года правления) строительной программе царица принимала весьма активное участие. Она сопровождала царя на церемонии возобновления работ в каменоломнях Маасары неподалеку от Мемфиса; после недавнего освобождения севера страны от гиксосов это событие, без сомнения, имело важное политическое значение. Посвятительные надписи ложных стел в Маасаре именуют Яхмоса "возлюбленным Атумом владыкой Иуну и "Птахом, (находящимся) к югу от своей стены". В тексте также говорится о том, что открытые каменоломни богаты известняком для храмов миллионов лет, в частности в Мемфисе и Луксоре22 . Титулатура Яхмес-Нефертари в этих надписях: ("супруга бога, владычица Обеих Земель, дочь царя, сестра царя, мать царя, госпожа Обеих Земель целиком"23 ) заставляет задаться вопросом, - не подчеркивает ли это личную роль царицы в открытии карьера Маасара?24 . Не менее пространная титулатура сопровождает картуш царицы и в тексте знаменитой Абидосской стелы25 .

В Абидосе, неподалеку от построек Сенусерта III, Яхмос повелел воздвигнуть погребальный комплекс (кенотаф), завершенный Аменхотепом I, и пирамиду с прилегающим храмом из кирпича. Около 2000 фрагментов декора стен, облицованных известняком, по-видимому, изображали победы царя над гиксосами. Между этими двумя ансамблями Яхмос построил часовню в память своей бабушки, царицы Тетишери, жертвы для которой поступали от доходов специально выделенного царем земельного владения26 . Кроме этого, к юго-востоку от припирамидного храма высокопоставленный чиновник того времени воздвиг небольшое святилище в честь Яхмоса и Яхмес-Нефертари.

По всей видимости, Яхмос ценил советы своей супруги. Задумав построить поминальный храм в Абидосе для царицы Тетишери, которая, видимо, играла важную роль при объединении Египта, фараон делился своим замыслом с супругой: "Молвила сестра его, ответила она ему: "Почему вспомнилось тебе это? Расскажи же о том, что пришло в сердце твое?" Сам царь ответил ей: "Я вспомнил о матери моей матери и о матери моего отца, великой царской супруге и матери царя Тетишери, правогласной. У нее уже есть гробница и кенотаф27 на земле Фив и Абидоса. Сказал я это тебе потому, что Мое Величество желает построить для нее пирамиду и храм в некрополе рядом с памятником моего величества. Выкопают пруд его, посадят деревья, установят жертвоприношения его, снабдят [хозяйство] людьми, наделят полями и скотом, жрецами Ка, жрецами - херихебами согласно обязанностям их. Каждый знает поручение свое. Едва поведал Его Величество замысел этот, как он начал выполняться. Сделал Его Величество это потому, что любил он ее [Тетишери] больше всего. Никогда прежние цари не совершали ничего подобного для матерей своих"28 .

После смерти Яхмоса, умершего относительно молодым (последний год правления - 25-й), Яхмес-Нефертари, как когда-то царица Яххотеп, становится регентшей при малолетнем Аменхотепе I (1551 - 1524)29 . На момент воцарения ему было, вероятно, не больше 10 лет. Этим обстоятельством может объясняться как бездействие царя в первые годы правления, так и значимость Яхмес-Нефертари, которая в паре с сыном стала для последующих поколений практически нерасторжимым художественным символом30 . Царствование Аменхотепа I было отмечено масштабными военными кампаниями, сильно расширившими границы Египта в Нубии, и усилением храмового строительства в честь набирающего все больший вес государственного бога Амона.

О семье Аменхотепа I известно немного, однако царица-мать очевидно сохраняла главенствующее положение, совершенно затмив "великую царскую супругу" Меритамон (и сестру Аменхотепа), хотя памятники Яхмес-Нефертари, относящиеся к правлению Аменхотепа менее значительны, чем в предшествующий период. Яхмес-Нефертари пережила своего сына, не оставившего прямых наследников трона, сохранив огромный авторитет и в новое правление - при Тутмосе I (1524 - 1518). Аменхотеп I и его супруги, Меритамон и Саткамосе, не оставили потомства, которое продолжило бы генеалогическую линию этого царя. Смена власти застав-

стр. 146


ляет предполагать, что Аменхотеп I стал жертвой покушения. Подобный случай имел место при VI династии, когда Тети I был, как сообщает Манефон, убит своей личной стражей31 . Передача трона Тутмосу I, человеку нецарской крови, супруга которого не обладала титулом "дочь царя", означало то, что он был волевой личностью, способной взять на себя царские обязанности и подавить вероятные мятежи. Декрет, известный по копиям в Ассуане, Кубане и Вади Хальфа, в котором Тутмос объявляет о своем восхождении на престол, может расцениваться как мера, предназначенная укрепить свою власть и предотвратить волнения.

Яхмес-Нефертари оказала полную поддержку новому царю: "именно ее мы видим на стеле, посвященной восшествию на трон нового фараона"32 . Свидетельством почтения, оказываемого Тутмосом I царице, может служить факт установки ее статуи в Карнакском храме, между IV и V пилонами.

Можно задаться вопросом о происхождении этой династии, имевшей, по-видимому, отношение к завоеванию Нубии. Остается открытым вопрос и о связи новой династии с Яхмес-Нефертари. Почести, оказываемые этой правительнице Тутмосом I, и факт обнаружения ее имени на острове Саи33 , в Нубии, не является случайностью. Если памятники Саи относятся именно к этому периоду, то это давало бы основание считать, что царица играла значительную роль в политике завоевания Нубии; факт установки, по меньшей мере одной ее статуи на границе египетской территории указывает на стремление царя приобщить Яхмес-Нефертари к почестям завоевания. Царица могла иметь связь с Югом, главным образом с нубийским культом бога Амона в образе барана34 .

На каком основания Тутмос I претендовал на престол, не вполне понятно. Памятники с именем Яхмес-Нефертари времени его правления неравноценны, но в общем они указывают на то, что Тутмос I стремился окружить последние годы престарелой царицы определенной заботой. Судя по мумии Яхмес-Нефертари, обнаруженной в фиванском тайнике DB 320, царице было около 60 лет, что вполне согласуется с хронологией предыдущих царствований.

Супруга Тутмоса I царица Яхмес, по мнению ряда египтологов35 , происходила из побочной ветви предшествующей царской семьи и, благодаря этому Тутмос смог стать фараоном. На сохранившихся надписях их отец никогда не упоминается, а среди титулов царицы Яхмес отсутствует весьма важный - "дочь царя". Трудно предположить, чтобы в титулатуре царицы Яхмес, будь она потомком царей-освободителей, отсутствовал бы столь важный для египтян титул, принимая во внимание то, что основными терминами, отражающими родственные отношения внутри царской семьи, были: отец, мать, сын, дочь, брат, сестра и жена36 . Кроме царицы Яхмес, от которой родились царевны Неферубити (умерла в детстве) и Хатшепсут, Тутмос I имел еще одну супругу - Мутнефрет, о которой мы располагаем крайне скудными сведениями, однако очевидно, что она была личностью высокого ранга, вероятно даже царского происхождения. Последовательность дальнейшей смены власти в семье Тутмосидов тесно переплетена с так называемой "проблемой Хатшепсут".

Подводя итог вышесказанному, необходимо упомянуть о посмертном культе царицы и ее сына-фараона. В глазах последующих поколений Яхмес-Нефертари и Аменхотеп I олицетворяли божественных царицу-мать и сына-царя. Точные причины расцвета культа Яхмес-Нефертари и Аменхотепа I во времена Рамсесов, то есть почти через 200 лет, неясны, но можно предположить, что это - следствие их роли в политическом, религиозном и экономическом возрождении страны, и, в частности, активной строительной деятельности в храме Амона. Следует отметить, что культ Яхмес-Нефертари появился раньше культа Аменхотепа I (его развитие фиксируется временем правления Тутмоса III (1504 - 1450)37 . В течение пятисот лет до конца эпохи Рамессидов Яхмес-Нефертари поклонялись как богине, культ которой приобрел исключительную популярность среди мастеров - строителей царских гробниц в деревне Дейр-эль-Медина38 . Создание поселка для работников царского некрополя в Дейр-эль-Медине, на западном берегу Фив, относят ко времени Тутмоса I39 , однако сами обитатели деревни связывали создание своей корпорации с Аменхотепом I40 и его матерью, почитавшимися ими в качестве божеств-покровителей.

Яхмес-Нефертари и Джесеркара Аменхотеп олицетворяли для потомков божественную пару - "царь и царица" в такой степени, что поклонение им вышло за рамки традиционного почитания почивших фараонов. Статую Аменхотепа I, которую выносили из святилища во время торжественных праздничных процессий, вопрошали как оракула. В храмах имелись "особые культовые статуи богов и фараонов, которые являлись оракулами по политическим, бытовым и судебным делам. В ходе процессии или во дворе храма к статуе обращались с просьбой быть оракулом, и бог наклоном головы или жестом руки выражал свою волю"41 .

стр. 147


В районе некрополя Дра Абу-эль-Нага были обнаружены руины Мен-Сет, поминального храма Яхмес-Нефертари, от которого сохранились лишь разрозненные фрагменты. Считается, что эта постройка состояла из двух частей, - северной, посвященной царице, и южной - ее сыну; в действительности, это деление основано лишь на частоте посвящений на имя Яхмес-Нефертари в северной части, хотя были расчищены только два края сооружения; по-видимому, этот храм, к тому же сильно перестроенный, представлял собой одно здание, возможно, периптер42 . По всей видимости, в этом святилище находилась покрытая смолой (этим, видимо, объясняется цвет некоторых ее изображений) культовая статуя обожествленной царицы, которую тоже выносили (или тянули на полозьях) в наосе на священной ладье (утес неферу) во время праздничных церемоний. Но в отличие от царской статуи к ней не обращались как к оракулу. Мен Сет, посвященный в первую очередь Амону, был, без сомнения, возведен Аменхотепом I. Как и в прочих поминальных храмах, в которых культ царя был всего лишь совмещен с культами богов, в Мен-Сет Яхмес-Нефертари делила почести, воздаваемые Амону. Более того, нет никаких сведений о ритуалах, предназначенных непосредственно царице.

Торжественный "выход" священной ладьи Яхмес-Нефертари43 , приходившийся на 14 (или 15) день второго месяца шему (лета), имел огромное значение. В эпоху начала XVIII династии храм Мен-Сет44 располагался точно на пути кортежа священной ладьи Амона - Усерхат Амон, которую переправляли на левый берег Нила во время "прекрасного праздника Долины", и был местом, в котором Амон пребывал в течение дня.

Временем Рамессидов датируются многочисленные парные и раздельные изображения Аменхотепа I и Яхмес-Нефертари. В Фиванской области скульптуры царя и царицы являлись объектом домашнего культа45 , а то, что их имена и изображения нередко украшают ковчеги, погребальный инвентарь46 и стены в гробницах мастеров в Дейр-эль-Медина47 , говорит о вере в них, как в покровителей умерших. Необычный черный (или темно-голубой) цвет изображений Яхмес-Нефертари, символизирующий возрождение, намекает на ее причастность к кругу божеств загробного мира (например, черными изображались боги Анубис и Упуаут).

Основная же причина долгой памяти о Яхмес-Нефертари и ее сыне заключается прежде всего в том, что и фиванское жречество, и царские работники Дейр-эль-Медины именно их считали истинными основателями Нового царства. Очевидно, в памяти потомков Аменхотеп I и Яхмес-Нефертари воплощали стабильность и начало эпохи процветания Египта, пришедшую на смену бурному времени освободительной войны.

Примечания

1. Гиксосы - группа восточных (в том числе семитских) племен, захвативших до н. э. Египет.

2. Здесь и далее датировки даны по хронологии: CLAYTON P.A. Chronicle of the Pharaohs. The Reign-by-Reign Record of the Rulers and Dynasties of Ancient Egypt. Lnd. 1994.

3. SETHE K. Urkunden der 18. Dynastie. - Historisch-biographische Urkunden. Leipzig. 1906. IV, S. 21.

4. TYIDESLEY J. Hatshepsout la femme pharaon. Monaco, 1997, p. 76.

5. Geheimnisvolle Konigin Hatshepsut. Agyptische Kunst des 15. Jahrhundert v. Chr. Warschau. 1997, S. 21.

6. Принадлежность это погребения царице Яххотеп II (а не Яххотеп I) является дискуссионным. См.: ROBINS G. Ahhotpe I, II and III. - Gottinger Miszellen. Gottingen. 1982. Heft 56. S. 71 - 77; TROY L. Ahhotep - A Source Evaluation. - Gottinger Miszellen. Gottingen. 1979. Heft 35. S. 81 - 91.

7. Хранятся в Египетском музее в Каире. См.: REEVES N. Les Grandes Decouvertes de l'Egypte ancienne. Editions du Rocher, 2001, p. 50 - 52. STIERLIN H. L'Or des Pharaons. P. 1993, p. 108 - 121.

8. ТОМАШЕВИЧ О. В. Послесловие. Женщины на египетском престоле. - ЖАК К. Египет великих фараонов. М. 1992, с. 324.

9. LESKO B. The Great Goddesses of Egypt. Norman. 1999, p. 245.

10. Ibid., p. 243.

11. ROBINS G. Women in Ancient Egypt. Lnd. 1993, p. 152 - 153.

12. Тиаа не имела, однако, титулов "дочь царя" и "сестра царя", таким образом, она унаследовала титул "супруга бога" не по материнской линии. См.: TROY L. Patterns of Queenship in Ancient Egyptian Myth and History. Uppsala. 1986, p. 165. Lexikon der Aegyptologie. Wiesbaden. 1975 - 1986. Bd. IV, S. 252. Вновь этот титул появляется у царицы Сатра, жены Рамсеса 1 (1293 - 1291).

13. По мнению В. А. Головиной, "Как бы ни толковался титул в связи с его богословским содержанием, практическое его значение выражалось, видимо, в том, что за потомством его носительницы (рожденным, как удостоверял титул, в священном браке с Амоном, воплощаемом в фараоне) закреплялось право (однако скорее преимущественное, чем исключи-

стр. 148


тельное) представлять династическую линию, и, стало быть, приоритет его прав на престол". - "Жена царева великая Нефертари Меритенмут". - Женщина в античном мире. М. 1995, с. 25.

14. ROBINS G. Op. cit., p. 151; VALBELLE D. Histoire de l'Etat pharaonique. P. 1998, p. 217.

15. Перечень всех титулов Яхмес-Нефертари см. в: TROY L. Patterns of Queenship in Ancient Egyptian Myth and History, P. 162.

16. GITTON M.L. Epouses du Dieu Ahmee Nefertary. Documents sur sa vie et son culte posthume. P. 1981, p. 8.

17. SETHE K. Op. cit. IV, 45; Lexikon der Aegyptplogie. Bd. II, p. 794.

18. LEBLANC C. Nefertari, "L'aimee-de-Mout." Epouses, filles et tils de Ramses II. Monaco. 1999, p. 40 - 41. Фаворит Хатшепсут Сененмут являлся управляющим угодьями "супруги бога" (Urk. IV, 398, 8).

19. ROBINS G. Op cit., p. 153.

20. О мифе творения мира Атумом см.: МАТЬЕ М. Э. Избранные труды по мифологии и идеологии Древнего Египта. М. 1996, с. 229 - 230; КОРОСТОВЦЕВ М. А. Религия Древнего Египта. М. 1976, с. 58 - 70. ЛИПИНСКАЯ Я., МАРЦИНЯК М. Мифология Древнего Египта. М. 1983, с. 15 - 26.

21. QUIRKE S. Le Culte de Re. L'adoration du soleil dans l'Egypte ancienne. Monaco. 2004, p. 42.

22. VANDERSLEYEN C. l'Egypte et la valee du Nil. T. 2, p. 228; SETHE K. Urkunden der 18. Dynastie, IV, 25.

23. SETHE K. Op. cit., IV, 25.

24. GITTON M. L. Op. cit., p. 12.

25. Абидосская стела. Каир, N CG 34002. SETHE K. Op. cit., IV, 27 - 28.

26. HARVEY S.P. Monuments of Ahmose at Abydos. - Eg Arch. 1994, p. 3 - 5; TETISHERI. Lexikon der Aegyptologie Bd. VI. S. 458 - 459.

27. В оригинале стоит слово "махат" - гробница, кенотаф. См. FAULKNER O.R. A Concise Dictionary of Middle Egyptian. Oxford. 1962, p. 105.

28. SETHE K. Op. cit. IV, 27 - 28.

29. Согласно другим датировкам Аменхотеп I правил 21 год; шесть "лишних" лет в указанной датировке Клейтон, по-видимому, начисляет за счет соправления Яхмоса I и Аменхотепа I.

30. VANDERSLEYEN C. Op. cit. T. 2, p. 240.

31. В жизнеописании Уны имеется отрывок, в котором этот высокопоставленный сановник рассказывает о процессе против царицы Уретхетес. Этот факт дает основание предполагать, что царь Тети пал жертвой заговора в гареме. См. История Древнего Востока. Тексты и документы. М. 2002, с. 7. Жертвой гаремного заговора стал и Рамсес III (1182 - 1151).

32. VALBELLE D. Op. cit., p. 213.

33. GITTON M.L. Op. cit., p. 14.

34. Ibid.; SOULE-NAN J. La Nubie des pyramides. Monaco. 2002, p. 183 - 184.

35. GRIMAL N. Histoire de l'Egypte ancienne. P. 1988, p. 207; GARDINER. A. Egypt of the Pharaohs. An Introduction. Oxford University Press, 1961, p. 177. Перепелкин считал, что Тутмос I получил трон в результате женитьбы на сестре Аменхотепа I (ПЕРЕПЕЛКИН Ю. Я. История Древнего Египта. СПб. 2000, с. 210). Вероятность кровной связи царицы Яхмес с Аменхотепом 1 не отвергает и Тилдесли (TYIDESLEY J. Daughters of Isis. Women of Ancient Egypt. Viking. 1994), Ассаад же видит в царице Яхмес дочь Яхмеса I и Яхмес-Нефертари (ASSAAD F. Hatshepsout femme pharaon. P. 2000, p. 41).

36. ROBINS G. The Relationship Specified by Egyptian Kingship Terms of the Middle and New Kingdoms. - Chronique d'Egypte. Bruxelles. 1979. T. 54. N 108, p. 197.

37. VALBELLE D. Op. cit., p. 300.

38. БОГОСЛОВСКИЙ Е. С. Древнеегипетские мастера. По материалам из Дер эль-Медина. М. 1983, библиография там же; Madeleine Delia Monica. La Classe Ouvriere sous les Pharaons. Etude du Village de Deir el Medineh. P. 1980, p. 165 - 169.

39. VANDERSLEYEN C. Op. cit. T. 2, p. 245 - 246.

40. Как считает М. Життон, именно Аменхотеп I основал корпорацию мастеров в поселке Дейр-эль-Медина.

41. ЛАПИС И. А. МАТЬЕ М. Э. Древнеегипетская скульптура в собрании Государственного Эрмитажа. М. 1965, с. 22.

42. См.: DERCHAIN PH. Debris du temple reposoir d'Amenophis I a Stasbourg. - Kemi. P. 1969. N 19, p. 17 - 21.

43. См. росписи в гробницах Аменмеса и Небамона.

44. CABROL A. Amenhotep III le magnifique. Monaco. 2000, p. 258. В некоторых фиванских гробницах есть изображение этого святилища. См., например, изображение в гробнице Аменмеса времени Рамсеса I - Сети I. См.: PORTER R. and MOSS В. Topographical Bibliography of Ancient Egyptian Hieroglyphic Texts, Reliefs, and Paintings. Oxford. 1962. 2 ed. Vol. 1, 1, p. 32 - 34.

45. CERNY J. Le culte d'Amenophis I chez les ouvriers de la necropole thebaine. - Bulletin de l'lnstitut Francois d'Archeologie Orientale. Le Caire. 1927. N 27, p. 159 - 203.

46. Имя Аменхотепа I Джесеркара довольно часто присутствует в декоре расписных гробов из Фиванской области. Весьма многочисленны вотивные памятники с изображением или именем Яхмес-Нефертари: съемные стелы (более 80-ти), жертвенники, статуэтки из камня и дерева (15 экземпляров), острака (в небольшом количестве). См. ссылки: GITTON M.L. Ahmose Nofretere. - Lexikon der Aegyptologie. Bd I, p. 102 - 105 и GITTON M.L. L'Epouses du Dieu Ahmes Nefertary, p. 45 - 64.

47. Среди многочисленных гробниц мастеров в Дейр-эль-Медина, декор которых содержит изображения Яхмес-Нефертари и Аменхотепа I (всего более 50-ти), стоит отметить гробницы Хабехента, Инерхау, Небенмаата, Аменмеса, Небамона.


© biblio.kz

Permanent link to this publication:

https://biblio.kz/m/articles/view/ДРЕВНЕЕГИПЕТСКИЕ-ЦАРИЦЫ-И-ИХ-РЕЛИГИОЗНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ-РОЛЬ

Similar publications: LKazakhstan LWorld Y G


Publisher:

Қазақстан ЖелідеContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://biblio.kz/Libmonster

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

В. А. БОЛЬШАКОВ, ДРЕВНЕЕГИПЕТСКИЕ ЦАРИЦЫ И ИХ РЕЛИГИОЗНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ РОЛЬ // Astana: Digital Library of Kazakhstan (BIBLIO.KZ). Updated: 28.02.2021. URL: https://biblio.kz/m/articles/view/ДРЕВНЕЕГИПЕТСКИЕ-ЦАРИЦЫ-И-ИХ-РЕЛИГИОЗНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ-РОЛЬ (date of access: 22.11.2024).

Publication author(s) - В. А. БОЛЬШАКОВ:

В. А. БОЛЬШАКОВ → other publications, search: Libmonster KazakhstanLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Қазақстан Желіде
Астана, Kazakhstan
1146 views rating
28.02.2021 (1363 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes
Related Articles
ГАЛИНА ИВАНОВНА СЛЕСАРЧУК 1926-2012
53 minutes ago · From Urhan Karimov
ЯПОНИЯ И СТРАНЫ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XX в. В ФОНДАХ РГАСПИ
an hour ago · From Urhan Karimov
СТРАНЫ ВОСТОКА И НОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
4 hours ago · From Urhan Karimov
ИТОГИ ПРАВЛЕНИЯ МАХМУДА АХМАДИНЕЖАДА
Catalog: История 
4 hours ago · From Urhan Karimov
АРМИЯ И ВОЕННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО В ИРАКЕ: 1968-1988 гг.
5 hours ago · From Urhan Karimov
CHRONICLE NOTES 2012
7 hours ago · From Urhan Karimov
A POSTMODERN VIEW OF HISTORY IN THE NOVELISTICS OF IHSAN OKTAY ANAR
7 hours ago · From Urhan Karimov
JAMES PALMER. THE BLOODY WHITE BARON. THE EXTRAORDINARY STORY OF THE RUSSIAN NOBLEMAN WHO BECAME THE LAST KHAN OF MONGOLIA
7 hours ago · From Urhan Karimov
А.Ю. ДРУГОВ. ИНДОНЕЗИЯ НА ГРАНИ СТОЛЕТИЙ (1997-2006 гг.)
7 hours ago · From Urhan Karimov
VIII СЪЕЗД РОССИЙСКИХ ВОСТОКОВЕДОВ В КАЗАНИ
7 hours ago · From Urhan Karimov

New publications:

Popular with readers:

News from other countries:

BIBLIO.KZ - Digital Library of Kazakhstan

Create your author's collection of articles, books, author's works, biographies, photographic documents, files. Save forever your author's legacy in digital form. Click here to register as an author.
Library Partners

ДРЕВНЕЕГИПЕТСКИЕ ЦАРИЦЫ И ИХ РЕЛИГИОЗНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ РОЛЬ
 

Editorial Contacts
Chat for Authors: KZ LIVE: We are in social networks:

About · News · For Advertisers

Digital Library of Kazakhstan ® All rights reserved.
2017-2024, BIBLIO.KZ is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Kazakhstan


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of affiliates, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. Once you register, you have more than 100 tools at your disposal to build your own author collection. It's free: it was, it is, and it always will be.

Download app for Android