Libmonster ID: KZ-2533

Важнейший шаг в изучении идиостиля Владимира Маяковского сделал Г.О. Винокур, выделивший два главных начала языка поэта - публичность и разговорность (См.: Винокур Г.О. Маяковский - новатор языка. М., 1943). Концепцию Винокура конкретизировал и развил М.Л. Гаспаров. В частности, он перечислил те черты поэтики Маяковского, которые выводятся из центрального для всего его творчества образа площадного митингового оратора (См.: Гаспаров М.Л. Владимир Маяковский // Очерки истории языка русской поэзии XX века. Опыты описания идиостилей. М., 1995). Получившуюся картину хочется дополнить еще одним наблюдением: в текстах раннего Маяковского описаны три варианта отношения площадного оратора к той толпе, к которой он обращается с "новым словом".

Первый вариант, собственно говоря, как раз и сводится к предложению оратора выслушать его и научиться делать, как он ("А вы могли бы?"). Два других варианта вступают в силу уже после того, как толпа оратора выслушала, а делать, как он - не захотела (всегдашний случай у Маяковского).

стр. 29

Второй вариант: вы не хотите у меня учиться - значит (потому что), вы - быдло, вам же хуже будет.

Третий вариант: вы не хотите у меня учиться, а я вас все равно люблю и отдам за вас жизнь, буду за вас распят. Легко заметить, что третий вариант подразумевает более или менее осознанное и осторожное самоотождествление себя с Христом. Второй и третий варианты взаимоотношений с читателем активно разрабатывались поздней Цветаевой, третий - поздним Пастернаком, поэтами разными, но близкими к Маяковскому.

В этой заметке речь далее пойдет о стихотворении Маяковского "Вам!" (1915), которое могло бы послужить идеальной иллюстрацией ко второму из описанных нами вариантов отношения поэта к своим читателям и слушателям.

Вам, проживающим за оргией оргию,

имеющим ванную и теплый клозет!

Как вам не стыдно о представленных к Георгию

вычитывать из столбцов газет?!

Знаете ли вы, бездарные, многие,

думающие, нажраться лучше как, -

может быть, сейчас бомбой ноги

выдрало у Петрова поручика?

Если бы он, приведенный на убой,

вдруг увидел, израненный,

как вы измазанной в котлете губой

похотливо напеваете Северянина!

Вам ли, любящим баб да блюда,

жизнь отдавать в угоду?!

Я лучше в баре блядям буду

подавать ананасную воду!

За что Маяковский порицает своих читателей и слушателей на этот раз? Сначала (после прочтения первой строфы), кажется, за то, что они смеют наслаждаться мирной жизнью, в то время как их менее везучие соплеменники гниют в окопах. По обыкновению, утрируя, в двух начальных строках поэт методично перечисляет те блага и удовольствия, которые недоступны воюющим: у них нет женщин, чтобы устраивать оргии, они не имеют ванных, их клозеты холодные, а не "теплые". Именно как антимилитаристское был склонен интерпретировать стихотворение "Вам!" В.Б. Шкловский, писавший в своих воспоминаниях: ""Бродячая собака" была настроена патриотически. Когда Маяковский прочел в ней свои стихи:

стр. 30

Вам ли, любящим баб да блюда,

жизнь отдавать в угоду?!

Я лучше в баре б... буду

подавать ананасную воду, -

то какой был визг.

Женщины очень плакали" (Шкловский В.Б. О Маяковском // Шкловский В.Б. Собр. соч.: в 3-х т. Т. 3. М., 1974. С. 64).

Но уже во второй строфе стихотворения "Вам!", где безликим "многим" противопоставлен конкретный и одновременно - предельно обобщенный "Петров поручик" (ср. у раннего Заболоцкого: "На службу вышли Ивановы В своих штанах и башмаках"), Маяковский, в числе прочих, бросает этим "многим" несколько неожиданный упрек:

"Знаете ли вы, бездарные, многие..."

Дальше - больше. В третьей строфе вновь возникают мотивы похоти и обжорства, причем слушатели стихотворения косвенно обвиняются чуть ли не в людоедстве (Маяковский реализует метафору "пушечное мясо"; "Петрова поручика" как скот ведут "на убой", а затем крупным планом изображается губа, измазанная "в котлете"). Но похоть и обжорство в этой строфе - лишь оправа для куда более тяжкого греха. Слушатели Маяковского потребительски относятся не только к женщинам, еде и войне, они потребительски относятся к поэзии. От поэзии здесь представительствует былой друг- соперник Маяковского - Игорь Северянин.

В финальной строфе стихотворения "Вам!" после лейтмотивного упоминания про "баб да блюда" поэт, что называется, "во весь голос" выкрикивает свой заветный тезис, который в переводе со стихотворного языка на прозаический звучит примерно так: я не хочу, чтобы моя поэзия и самая моя жизнь служила для вас источником удовольствия. Чтобы вы "напевали" или читали мои стихи, как вычитываете "из столбцов газет" "о представленных к Георгию". Чем угождать "вам", я лучше буду угождать тем, кто хотя бы не лицемерит, а главное, - не зарится на поэзию, довольствуясь "ананасной водой".

Так стихотворение о войне предстает в итоге стихотворением о назначении поэта.


© biblio.kz

Permanent link to this publication:

https://biblio.kz/m/articles/view/В-МАЯКОВСКИЙ-ПОЭТ-И-ПУБЛИКА

Similar publications: LKazakhstan LWorld Y G


Publisher:

Alibek KasymovContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://biblio.kz/Alibek

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

О. А. Лекманов, В. МАЯКОВСКИЙ: ПОЭТ И ПУБЛИКА // Astana: Digital Library of Kazakhstan (BIBLIO.KZ). Updated: 31.07.2024. URL: https://biblio.kz/m/articles/view/В-МАЯКОВСКИЙ-ПОЭТ-И-ПУБЛИКА (date of access: 19.09.2024).

Found source (search robot):


Publication author(s) - О. А. Лекманов:

О. А. Лекманов → other publications, search: Libmonster KazakhstanLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Rating
0 votes
Related Articles
Системы видеонаблюдения и системы контроля и управления доступом (СКУД) играют важную роль в обеспечении безопасности как на корпоративном, так и на частном уровне. В условиях, когда информационные и физические угрозы становятся все более сложными и изощренными, эти технологии превращаются в ключевые инструменты управления безопасностью. Они используются не только для предотвращения правонарушений, но и для создания общей инфраструктуры защиты данных и объектов. Их внедрение изменило как наш подход к безопасности, так и понимание ее важности в повседневной жизни.
6 hours ago · From Қазақстан Желіде
"БОЯРЕ, А МЫ К ВАМ ПРИШЛИ..."
Catalog: История 
14 days ago · From Цеслан Бастанов
ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ РОССИЙСКИХ ФАМИЛИЙ
14 days ago · From Цеслан Бастанов
ВСАДНИК МЕРТВЫЙ И КОНЯ БЕЛЕЮЩЕГО БЕГ В ПОЭМЕ И. А. БРОДСКОГО "ПЕТЕРБУРГСКИЙ РОМАН"
Catalog: Разное 
18 days ago · From Цеслан Бастанов
ПУШКИНСКАЯ ТЕМА В РОМАНЕ В. В. НАБОКОВА "ДАР"
18 days ago · From Цеслан Бастанов
ФРАЗЕОЛОГИЯ МОЛОДЕЖНОГО ЖАРГОНА
19 days ago · From Цеслан Бастанов
Владимир Путин посетил новую мечеть имени пророка Исы (Мир ему) в Грозном
28 days ago · From Қазақстан Желіде
ГРАФИЧЕСКИЕ ИГРЫ
29 days ago · From Цеслан Бастанов
КАДАШИ И БАРАШИ: МИФ И РЕАЛЬНОСТЬ
Catalog: География 
34 days ago · From Цеслан Бастанов
Одна из модных современных профессий - дизайнер. Можно работать удаленно и зарабатывать хорошие деньги на том, что любишь
37 days ago · From Қазақстан Желіде

New publications:

Popular with readers:

News from other countries:

BIBLIO.KZ - Digital Library of Kazakhstan

Create your author's collection of articles, books, author's works, biographies, photographic documents, files. Save forever your author's legacy in digital form. Click here to register as an author.
Library Partners

В. МАЯКОВСКИЙ: ПОЭТ И ПУБЛИКА
 

Editorial Contacts
Chat for Authors: KZ LIVE: We are in social networks:

About · News · For Advertisers

Digital Library of Kazakhstan ® All rights reserved.
2017-2024, BIBLIO.KZ is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Kazakhstan


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of affiliates, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. Once you register, you have more than 100 tools at your disposal to build your own author collection. It's free: it was, it is, and it always will be.

Download app for Android