Важнейший шаг в изучении идиостиля Владимира Маяковского сделал Г.О. Винокур, выделивший два главных начала языка поэта - публичность и разговорность (См.: Винокур Г.О. Маяковский - новатор языка. М., 1943). Концепцию Винокура конкретизировал и развил М.Л. Гаспаров. В частности, он перечислил те черты поэтики Маяковского, которые выводятся из центрального для всего его творчества образа площадного митингового оратора (См.: Гаспаров М.Л. Владимир Маяковский // Очерки истории языка русской поэзии XX века. Опыты описания идиостилей. М., 1995). Получившуюся картину хочется дополнить еще одним наблюдением: в текстах раннего Маяковского описаны три варианта отношения площадного оратора к той толпе, к которой он обращается с "новым словом".
Первый вариант, собственно говоря, как раз и сводится к предложению оратора выслушать его и научиться делать, как он ("А вы могли бы?"). Два других варианта вступают в силу уже после того, как толпа оратора выслушала, а делать, как он - не захотела (всегдашний случай у Маяковского).
стр. 29
Второй вариант: вы не хотите у меня учиться - значит (потому что), вы - быдло, вам же хуже будет.
Третий вариант: вы не хотите у меня учиться, а я вас все равно люблю и отдам за вас жизнь, буду за вас распят. Легко заметить, что третий вариант подразумевает более или менее осознанное и осторожное самоотождествление себя с Христом. Второй и третий варианты взаимоотношений с читателем активно разрабатывались поздней Цветаевой, третий - поздним Пастернаком, поэтами разными, но близкими к Маяковскому.
В этой заметке речь далее пойдет о стихотворении Маяковского "Вам!" (1915), которое могло бы послужить идеальной иллюстрацией ко второму из описанных нами вариантов отношения поэта к своим читателям и слушателям.
Вам, проживающим за оргией оргию,
имеющим ванную и теплый клозет!
Как вам не стыдно о представленных к Георгию
вычитывать из столбцов газет?!
Знаете ли вы, бездарные, многие,
думающие, нажраться лучше как, -
может быть, сейчас бомбой ноги
выдрало у Петрова поручика?
Если бы он, приведенный на убой,
вдруг увидел, израненный,
как вы измазанной в котлете губой
похотливо напеваете Северянина!
Вам ли, любящим баб да блюда,
жизнь отдавать в угоду?!
Я лучше в баре блядям буду
подавать ананасную воду!
За что Маяковский порицает своих читателей и слушателей на этот раз? Сначала (после прочтения первой строфы), кажется, за то, что они смеют наслаждаться мирной жизнью, в то время как их менее везучие соплеменники гниют в окопах. По обыкновению, утрируя, в двух начальных строках поэт методично перечисляет те блага и удовольствия, которые недоступны воюющим: у них нет женщин, чтобы устраивать оргии, они не имеют ванных, их клозеты холодные, а не "теплые". Именно как антимилитаристское был склонен интерпретировать стихотворение "Вам!" В.Б. Шкловский, писавший в своих воспоминаниях: ""Бродячая собака" была настроена патриотически. Когда Маяковский прочел в ней свои стихи:
стр. 30
Вам ли, любящим баб да блюда,
жизнь отдавать в угоду?!
Я лучше в баре б... буду
подавать ананасную воду, -
то какой был визг.
Женщины очень плакали" (Шкловский В.Б. О Маяковском // Шкловский В.Б. Собр. соч.: в 3-х т. Т. 3. М., 1974. С. 64).
Но уже во второй строфе стихотворения "Вам!", где безликим "многим" противопоставлен конкретный и одновременно - предельно обобщенный "Петров поручик" (ср. у раннего Заболоцкого: "На службу вышли Ивановы В своих штанах и башмаках"), Маяковский, в числе прочих, бросает этим "многим" несколько неожиданный упрек:
"Знаете ли вы, бездарные, многие..."
Дальше - больше. В третьей строфе вновь возникают мотивы похоти и обжорства, причем слушатели стихотворения косвенно обвиняются чуть ли не в людоедстве (Маяковский реализует метафору "пушечное мясо"; "Петрова поручика" как скот ведут "на убой", а затем крупным планом изображается губа, измазанная "в котлете"). Но похоть и обжорство в этой строфе - лишь оправа для куда более тяжкого греха. Слушатели Маяковского потребительски относятся не только к женщинам, еде и войне, они потребительски относятся к поэзии. От поэзии здесь представительствует былой друг- соперник Маяковского - Игорь Северянин.
В финальной строфе стихотворения "Вам!" после лейтмотивного упоминания про "баб да блюда" поэт, что называется, "во весь голос" выкрикивает свой заветный тезис, который в переводе со стихотворного языка на прозаический звучит примерно так: я не хочу, чтобы моя поэзия и самая моя жизнь служила для вас источником удовольствия. Чтобы вы "напевали" или читали мои стихи, как вычитываете "из столбцов газет" "о представленных к Георгию". Чем угождать "вам", я лучше буду угождать тем, кто хотя бы не лицемерит, а главное, - не зарится на поэзию, довольствуясь "ананасной водой".
Так стихотворение о войне предстает в итоге стихотворением о назначении поэта.
New publications: |
Popular with readers: |
News from other countries: |
Editorial Contacts | |
About · News · For Advertisers |
Digital Library of Kazakhstan ® All rights reserved.
2017-2024, BIBLIO.KZ is a part of Libmonster, international library network (open map) Keeping the heritage of Kazakhstan |