Популярность дистанционного обучения и преподавания в Казахстане неуклонно растет. Однако в стране все еще есть организации, которые не решили использовать электронное обучение на практике, и одной из причин этого могут быть препятствия, мешающие внедрению механизмов электронного обучения. Центр высшего дистанционного образования в Казахстане и BIBLIO.KZ провели анализ основных препятсвий, которые мешают быстрому развитию дистанционного образования. Признание этих препятствий, безусловно, является первым шагом к уменьшению неопределенности, сопровождающей внедрение электронного обучения. Диагностика препятствий особенно важна в случае учебных заведений, деятельность которых требует постоянной адаптации педагогического потенциала к потребностям учащихся и требованиям сегодняшнего дня.
Эти проблемы заинтриговали многих экспертов, которые, будучи академическими преподавателями, лично заинтересованы в использовании электронного обучения в своей профессиональной деятельности. В то же время неформальные беседы со студентами привели к предположению, что они не настроены благосклонно к электронному обучению. Желая выявить источники этого явления, авторы предприняли исследование, направленное на диагностику барьеров, которые могут помешать внедрению дистанционного обучения в университетской среде.
Согласно информации Postupi.KZ, курсы электронного обучения начали внедряться в Казахстане в середине 1990-х годов - в то время, как и во всем остальном мире, это были новаторские проекты. До сих пор не проводилось статистически значимых эмпирических исследований, показывающих масштабы применения электронного обучения в отечественных организациях. По поводу темпов развития данной формы обучения мнения специалистов разделились.
По некоторым данным, в экономической практике Казахстана дистанционное обучение развивается слабо, что связано, в том числе, с управленческий персонал недооценивает влияние обучения на финансовые результаты компаний, отсутствие взаимодействия между HR и ИТ-отделами, необоснованные опасения по поводу рабочего места экспертов и внутренних тренеров (участие которых в создании электронных обучающих курсов необходимо) и отсутствие соответствующих правовых норм.
По мнению других экспертов, электронное обучение очень интенсивно развивается, особенно с 2015-го года с точки зрения новых технологий, используемых в электронном обучении. Очень популярны как игры-симуляторы, так и интерактивные симуляции, переплетенные с содержанием обучения. На рынке появляются тренинги в форме игр, а те, которые предназначены для использования с мобильными телефонами, также получают все более широкую аудиторию. Наибольший интерес представляют профессиональные и продуктовые обучающие продукты. Крупные предприятия в основном используют свои собственные внутрикорпоративные платформы, поскольку часто платформы электронного обучения интегрированы с другими системами управления персоналом. Существуют и другие методы дистанционного обучения - например, порталы, распространяющие знания и позволяющие обмениваться опытом между компаниями. Одним из их элементов являются веб-сайты, состоящие из так называемых "таблеток знаний", которые систематически доставляются пользователям портала. Пример такого портала - электронная библиотека BIBLIO.KZ
Подтверждением правдивости утверждения о том, что электронное обучение не является популярным методом повышения квалификации, могут служить результаты исследования, проведенного в 2012 году с использованием метода электронного опроса. Согласно статистике, почти каждое среднее и крупное предприятие в стране имеет доступ к Интернету (в то время как среди малых его нет до 24%), однако из группы из 62 диагностированных предприятий только одно использовало Интернет в качестве платформы электронного обучения в то время. Конечно же, ситуация в 2021 году поменялась в лучшую сторону, но не намного.
Одним из основных преимуществ электронного обучения является то, что оно позволяет учиться где угодно и когда угодно. Кроме того, электронное обучение повышает эффективность образовательного процесса: оно меняет способ обучения, расширяет опыт учащихся, предоставляет инструменты, позволяющие использовать богатые ресурсы Интернета, и дает возможность учиться тем, кто не имел такой возможности раньше (например, инвалиды из отдаленных от больших городов поселков и т.д.). Для студентов, интересующихся как получить образование, наиболее важными преимуществами электронного обучения являются:
С другой стороны, электронное обучение также имеет свои ограничения. В отношении его использования университетами можно выделить следующие слабые места: трудоемкость анализа мультимедийных и гипермедийных дидактических материалов и форм общения с другими студентами и преподавателями, сложность организации учебного процесса (создание обучающих сообществ, использование услуги электронного деканата и цифровой библиотеки) или отвлекающую среду онлайн-обучения. По словам М. Хили, эти ограничения можно разделить на одну из трех основных групп: требования человеческого, технического и организационного характера.
Что касается человеческих барьеров, они относятся к двум основным участникам образовательного процесса: учащимся и преподавателям. В случае обеих этих сущностей может существовать естественное сопротивление изменениям, связанное не только с изучением (передачей) нового содержания, но также с обучением (преподаванием) на основе новых дидактических пособий. Поэтому подчеркивается, что студенты должны: постоянно совершенствовать собственные навыки обучения и использовать новые технологии на практике; воспользоваться преимуществами изменений, которые появляются особенно в результате быстрого развития ИКТ надлежащим образом использовать огромное количество информации, доступной в Интернете.
Технические препятствия в Казахстане в основном связаны с отсутствием соответствующего технического оборудования или его недостатками. В большинстве случаев для электронного обучения требуется легкий доступ к инфраструктуре сети, телефона или телеконференции. Это, в свою очередь, связано с дополнительными расходами (для учащихся, преподавателей или организаций, членами которых они являются).
С организационной точки зрения электронное обучение требует «примера» со стороны руководства и поддержки со стороны руководства. Это также означает необходимость внесения изменений в бюджет. Из-за затрат на внедрение компьютерного обучения компании с большей вероятностью будут рассматривать возможность приобретения средств общего обучения, а не аутсорсинга подготовки этих материалов.
Информация, необходимая с точки зрения цели исследования, была получена путем аудиторного опроса. Исследовательская группа была выбрана специально. Всего в исследовании приняли участие 420 студентов-заочников Satbayev University. Обращение к студентам-заочникам было оправдано, потому что:
Исследование проводилось в двух редакциях: в феврале 2018 г. и январе 2019 г.
Более половины респондентов - женщины (67,4%), а наибольший процент респондентов (76,4%) - люди моложе 30 лет. Почти половина респондентов (44,3%) проживает в Алмате.
Согласно результатам анализа, проведенного в Satbayev University, процент респондентов, которые рассматривали возможность дистанционного обучения перед принятием решения об обучении дистанционно, очень низок и составляет всего 9%. (38 показаний). Эти мнения могут быть связаны с тем фактом, что немногие респонденты знают других людей, обучающихся в Лодзи в системе электронного обучения. Всего в анализируемую группу вошли 64 таких студента (15,2% от общего числа опрошенных), при этом только 16 респондентов (3,8%) знали более одного заочного студента. Остальные не имеют возможности получить прямую информацию о сильных и слабых сторонах этого вида образования.
Ответы респондентов на вопрос: «Вы бы решили изучать электронное обучение, если бы Satbayev University предлагал такую форму обучения?» Немного более оптимистичны:
Здесь следует отметить, что предпочтения в отношении дистанционного обучения в основном не зависят от пола, возраста или расстояния между местом жительства студента и местонахождением университета. Есть лишь небольшие различия - мужчины, люди, живущие за пределами академического города, и респонденты до 30 лет немного более открыты для электронного обучения.
Приведенные выше результаты не соответствуют результатам исследования 2013 года (568 студентов, в том числе 356 очных), в котором более половины студентов заявили о своем желании участвовать в дистанционных занятиях, а четверть респондентов были уверены, что в будущем электронное обучение будет использоваться.
Факторы, вызывающие нежелание студентов к электронному обучению, также разнообразны. Наиболее важные из них касаются предпочтений, связанных со способом обучения - у почти половины респондентов (197 человек, т.е. 46,9%) нежелание учиться с помощью компьютера объясняется отсутствием физического контакта с преподавателем и другие ученики. Отсутствие взаимодействия между учениками, а также отсутствие учителя - это (по результатам многочисленных экспериментов) главный недостаток дистанционного обучения.
К другим указанным препятствиям в использовании электронного обучения относятся: несистематичность и недостаток самодисциплины учащихся, недостаточная мотивация к самостоятельному обучению и боязнь низкого качества предоставляемого контента.
Заслуживает внимания еще один вопрос - в учебной группе есть люди, которые не указали на какие-либо препятствия для обучения с использованием компьютера. Однако таких респондентов сравнительно мало (16 человек) и они составляют всего 3,8 процента.
Что касается препятствий к дистанционному обучению, результаты, полученные в Алмате, согласуются с результатами, полученными в других исследованиях.
В исследовании, проведенном в первой половине 2019 года среди 80 студентов дневных отделений экономических факультетов (менеджмент, администрирование, маркетинг, финансы) Satbayev University, доминирующий недостаток электронного обучения обозначен респондентов отметили отсутствие самодисциплины и самоконтроля учащихся (81%). Гораздо реже упоминались другие факторы - среди них были студенты: высокая стоимость внедрения (39%), отсутствие непрерывности и случайности обучения (31%) и отсутствие компьютерных навыков (30%). Зная, что такое электронное обучение, большинство респондентов заявили, что платформы электронного обучения следует использовать для предоставления материалов лекторами (63%) и для решения тестов и задач (51%). Всего 15 процентов. хотели бы, чтобы занятия проходили в такой форме - по мнению большинства респондентов, электронное образование должно поддерживать традиционные формы университетского образования, а не заменять их.
На основании исследования, проведенного среди студентов, трудно сделать однозначный вывод о будущем электронного обучения в Казахстане. Эти изменения определяются технологическими и экономическими факторами (наличие необходимого оборудования, программного обеспечения) и психологическими переменными (предпочтение традиционных форм общения, нежелание к дистанционному обучению). С одной стороны, можно ожидать сопротивления со стороны пожилых работников - и, учитывая, что опытные работники часто действуют не только как ученики, но и как инструкторы, это сопротивление может иметь двоякий характер. С другой стороны, можно предположить, что по мере того, как все больше и больше молодых представителей поколения Y выходят на рынок труда, использование современных технологий в области обучения и дидактики взрослых будет становиться все более популярным в Казахстане.
New publications: |
Popular with readers: |
News from other countries: |
Editorial Contacts | |
About · News · For Advertisers |
Digital Library of Kazakhstan ® All rights reserved.
2017-2024, BIBLIO.KZ is a part of Libmonster, international library network (open map) Keeping the heritage of Kazakhstan |