Научная жизнь. КОНГРЕССЫ, КОНФЕРЕНЦИИ, СИМПОЗИУМЫ
13 января 2003 г. в Институте Дальнего Востока РАН состоялась 28-я научная конференция, посвященная проблемам внутриполитического развития Китая. Изучение политических и идеологических процессов в Китае на современном этапе является одним из основных направлений исследований ИДВ РАН. Достижения Китая в области экономики и рост авторитета страны на международной арене усиливают внимание специалистов и общественности к проблемам современного Китая и, в частности, к научным конференциям данного профиля.
Их проведение имеет свою историю и традиции. Организатор этих конференций, доктор юридических наук, профессор Л.М. Гудошников - специалист в области изучения политико- юридических процессов Китая. Ежегодно в течение нескольких десятилетий китаеведы - политологи, юристы, историки, философы, экономисты, филологи собираются вместе, чтобы обсудить сложившуюся в Китае ситуацию, ознакомить друг друга с результатами своих исследований, представить общую картину внутриполитического состояния страны и даже, на основе совместного комплексного анализа, заглянуть в будущее.
Особенность 28-й конференции - широта тематики и стремление к всестороннему освещению политического процесса последних лет.
17 докладов, представленных на конференции, группируются по следующим направлениям: партии и общественные организации, проблема реформы политической системы и правового развития КНР, новое законодательство в различных сферах, концепция устойчивого развития и положение в аграрном и промышленном секторах экономики, политика в области религии.
Основное содержание всех докладов концентрировалось вокруг проблемы адаптации партийной и государственной политики к новым реалиям XXI в. и, соответственно, к процессу глобализации. Все доклады в той или иной степени затрагивали решения XVI съезда КПК, состоявшегося 8-14 ноября 2002 г., что вполне оправданно, ибо на съезде были подведены итоги 13-летнего периода развития партии и страны в условиях формирования социалистической рыночной экономики, провозглашено начало третьего этапа модернизации и предложены новые подходы к обновлению всей системы экономики, политики и культуры.
Характеризуя решения съезда в области партийного строительства, развития политической системы, формирования идеологии, докладчики P.M. Асланов, А.В. Виноградов, H.Л. Мамаева, Д.А. Смирнов подчеркнули, что в китайском обществе формируется новый менталитет, существенной чертой которого является отход от старых стереотипов и стремление к новациям во всех областях жизни.
Новации съезда в области экономического развития нашли отражение в докладе З.А. Муромцевой. Особое внимание она уделила характеристике стратегии индустриализации нового типа, в частности курсу на развитие и внедрение высоких технологий, приоритетному развитию науки и техники, информационной индустрии и информационным технологиям. По ее мнению, грандиозные планы новаций в области экономического развития представляются достаточно реалистичными, поскольку они опираются на уже сложившуюся экономическую систему, имеющую собственную инерцию развития.
При обсуждении стратегических задач третьего этапа модернизации, который, согласно решениям съезда, предполагается завершить в основном к середине XXI в., А.А. Козлов остановился на концепции устойчивого развития, которая призвана сыграть важную роль в реализации планов по подъему страны. Отметив наличие определенных успехов в каждом из трех основных направлений стратегии устойчивого развития - в экономике, социальной сфере и в экологии - докладчик обратил внимание на экологию как на наиболее сложный фактор в построении всесторонне развитого и стабильного общества.
XVI съезд КПК рассматривался на реальном фоне достижений и негативных явлений, требующих решения. В числе последних назывались отдельные негативные явления в аграрном секторе, о которых неоднократно заявляли и сами партийные и государственные руководители КНР. О фактах произвола местных чиновников в сельской местности, особенно в области налогообложения и сбора налогов, говорилось в докладе Ю.М. Галеновича.
(c) 2003
стр. 141
Важной темой обсуждения на конференции стали идеи "трех представительств", которые были внесены на съезде в новую редакцию устава КПК в качестве развития идей марксизма- ленинизма, Мао Цзэдуна и теории Дэн Сяопина. Суть идей "трех представительств" заключается в том, что КПК "представляет требования развития передовых производительных сил страны, передовой культуры, коренные интересы народных масс". Участники конференции, анализируя решения съезда КПК, в частности касающиеся развития социальной базы партии и права вступления в нее представителей предпринимательских слоев, оценивали это как попытки адаптации партии к новой структуре общества, сформировавшейся в Китае в годы реформ.
Среди причин, побудивших партийное руководство к поиску новаций в партийном строительстве, P.M. Асланов обратил внимание на новые вызовы, предъявляемые Китаю международной политикой и экономикой. "Три представительства", отметил он, направлены на сохранение и повышение авторитета Китая в системе международного сотрудничества в процессе глобализации и призваны способствовать интеграции китайской экономики в мировую экономику. По мнению докладчика, на съезде были созданы предпосылки для эволюции КПК в партию китайского народа и китайской нации.
Характеризуя идеи "трех представительств", докладчики подчеркивали факт преемственности отдельных теоретических положений. Так, Д.А. Смирнов сравнил теорию новой демократии Мао Цзэдуна и идеи "трех представительств".
В докладе А.В. Виноградова идеи "трех представительств" рассматриваются как элемент концепции модернизации, в докладе В.Ф. Бородина - как важнейшая идеологическая новация в теории построения социализма с китайской спецификой. В.Ф. Бородин сделал сравнительный анализ идеологических процессов, происходивших в ходе реформ в Китае (после 1978 г.) и в России (после 1991 г.), и их влияния на политическую трансформацию обеих стран. Подчеркивая важную роль идеологических процессов в политическом развитии вообще, он обратил внимание на серьезное отношение китайского руководства к вопросам идеологии в период проведения реформ, что способствовало ее успехам. Пассивность же российского руководства в области идеологии, как считает В.Ф. Бородич, привела к возникновению вакуума в общественном сознании и в конечном счете препятствовала поступательному развитию политического процесса в России.
В целом оценка теоретического вклада идей "трех представительств" в партийное строительство варьировалась в широких пределах: от характеристики этих идей как теоретической платформы эпохи "сяокан" до их интерпретации в качестве первых попыток обновления партийной теории и практики.
Всеобщее внимание вызвало активное внедрение в партийно- политическую теорию и практику "сяокан", уходящего своими корнями в глубокое прошлое и тесно связанного с учениями древнекитайских мыслителей и философов - Мэнцзы, Конфуция и др. Как известно, новое осмысление понятия "сяокан" предпринял Дэн Сяопин, приблизив его содержание к современным реалиям. Вычленив и усилив "экономическую" составляющую понятия "сяокан" как "общества благоденствия", Дэн Сяопин интерпретировал "сяокан" как "общество среднего достатка". В интерпретации съезда "общество среднего достатка" охватывает не только материальную, но также духовную и политическую сферы.
Участники конференции, обсуждая понятие "сяокан", давали различные оценки его значения в перспективных планах развития. Некоторые рассматривали введение этого понятия в партийные документы как замену устоявшегося понятия - "начального этапа строительства социализма с китайской спецификой" (P.M. Асланов, Д.А. Смирнов). Другие интерпретировали это нововведение не более как конкретизацию ближайших (до 2020 г.) задач начального этапа строительства социализма с китайской спецификой и одновременно как показатель тенденции выдвижения социальной политики и уровня благосостояния населения в целом в число основных критериев и базисных положений политики реформ (Н.Л. Мамаева).
Каким будет новый облик партии, повлечет ли прием в партию новых членов из частного сектора ощутимые изменения в руководящем составе партийных и государственных органов различных уровней, поможет ли новое партийное строительство преодолению злоупотреблений и коррупции в органах власти и управления? Эти и многие другие вопросы были предметом оживленных дискуссий.
стр. 142
Опыт изучения политических процессов периода реформ, в том числе подготовка к XVI съезду КПК, сопровождавшаяся острыми внутрипартийными спорами, свидетельствует о том, что партия стоит на позиции сохранения социальной и политической стабильности. В силу этого она не склонна к радикальным и неожиданным решениям в партийно- политической сфере, подчеркнула Н.Л. Мамаева. Основные направления реформы политической системы, отметила она, КПК развивала постепенно, начиная с 3-го пленума ЦК КПК XI созыва (1978), совершенствуя уже существующие политические институты и процессы и отказываясь при этом от копирования модели политической системы Запада. Особое внимание Н.Л. Мамаева уделила намерению партии "ввести в нормативное русло управленческие функции партии", прежде всего в сфере взаимоотношений с государственными органами, а также осуществлению изменений в кадровой политике и в системе управления.
Предметом обсуждения на конференции стало усиление руководящей и контролирующей роли КПК в государстве и обществе, выдвижение на первый план проблемы оптимизации системы управления в целом, совершенствование и усиление механизма управления страной со стороны правящей партии.
Как отмечали докладчики, процесс усиления роли партии в управлении страной нашел отражение в результатах выборов нового состава высших органов партии. В.И. Антонов, рассмотрев изменения в новом состава ЦК КПК и Центральной Комиссии по проверке дисциплины (ЦКПД), пришел к выводу о том, что ЦК КПК и ЦКПД были обновлены на 55%, продемонстрировав тем самым наличие тенденции к омоложению кадров. Исследование В.И. Антонова дает основание для вывода о переходе к новому, более высокому уровню совмещения высоких партийных и государственных постов, т.е. о тенденции к повышению уровня концентрации власти в руках правящей партии.
Докладчики проследили процесс усиления контролирующей деятельности партии в различных областях политической сферы и общественной жизни. Так, Г.А. Степанова в докладе "Демократические партии Китая и Всекитайская ассоциация промышленников и торговцев (ВАПТ) после XVI съезда КПК", отметила, что решения съезда о повышении общего статуса в партийной и политической жизни представителей частного предпринимательства вызвали быструю реакцию организаций Патриотического единого фронта. Демократические партии и общественные организации восприняли данное решение как сигнал к усилению собственной роли в политическом процессе. По мнению докладчика, решения IX съезда ВАПТ (2002) дают основание предположить возможность получения этой организацией функций "политических консультаций и демократического контроля". Это будет означать повышение политического статуса ВАПТ в системе "института многопартийного сотрудничества и политических консультаций" - одного из фундаментальных институтов политического строя Китая. Докладчик обратил внимание на одновременное развитие двух тенденций: усиления контроля правящей партии над демократическими партиями и общественными организациями и постепенного повышения роли демократических партий в управлении страной.
Как относительно новое явление в развитии реформы политической системы характеризовалась деятельность неправительственных организаций, именуемых также общественными объединениями и коммерческими организациями. Доклад на эту тему был представлен В.Г. Ганшиным. Как подчеркнуто в докладе, процесс возникновения организаций подобного рода с начала 1990-х годов принял мощный характер. В КНР действует свыше 20 типов неправительственных организаций, сфера интересов которых варьируется в широких пределах. Докладчик дал подробную характеристику таких известных организаций, как Китайский фонд борьбы с бедностью, Китайская федерация милосердия, Китайский фонд детства и юношества, Общества Красного Креста Китая и др. Как отмечалось, функционирование неправительственных организаций осуществляется в нормативном русле. Автор доклада считает, что деятельность неправительственных организаций становится важным фактором общественной и политической жизни страны, является частью мирового процесса развития общественно-политических структур и свидетельствует о тенденции формирования в КНР гражданского общества.
Доклад А.А. Москалева "Цзян Цзэминь об усилении управления "делами религии" в КНР" построен на материале высказываний и указаний Цзян Цзэминя о политике в области религии, вошедших в его книгу "О социализме с китайской спецификой" (Пекин, 2002). Докладчик в своем выступлении подчеркнул слова Цзян Цзэминя о том, что парткомы всех ступеней и пра-
стр. 143
вительственные комитеты и ведомства, осуществляющие управление "делами религии", обязаны обеспечить "активное приведение религии к взаимосоответствию с социалистическим обществом", что партийные государственные органы "ни в коем случае не должны ослаблять" свой контроль над деятельностью религиозных организаций, над соблюдением ими конституционных норм. А.А. Москалев отметил и другую сторону высказываний Цзян Цзэминя о взаимоотношениях партии, государства и религии, откуда вытекает, что деятельность контролирующих органов также должна осуществляться в строгих конституционных рамках.
Значительное место на конференции заняли вопросы укрепления законности и правопорядка в КНР - тема, которая отслеживается и анализируется в ИДВ РАН на протяжении нескольких десятилетий. Процессы в данной сфере политики - фактор стабильности в развитии политической системы КНР, одно из основных направлений ее реформы начиная с 1990-х годов. Некоторые вопросы партийной и государственной политики в этой области были представлены в докладах Л.М. Гудошникова, Т.М. Емельяновой, Л.А. Волковой и Р.А. Шепенко.
Л.М. Гудошников затронул принципиальный для политического развития КНР периода реформ вопрос о системе подготовки судебных работников высшего звена. Эту проблему он рассмотрел на фоне больших изменений в правовой системе страны, которые характеризуются "постоянным наращиванием пласта законодательных и иных политических норм, способствующих всестороннему прогрессу страны, особенно ее экономики". Напоминая о том, что в годы "культурной революции" система юридического образования была разрушена, докладчик приходит к выводу о том, что на базе созданного в 1988 г. Китайского центра по подготовке судебных работников высшего звена формируется "постоянная система переподготовки и повышения квалификации судебных кадров высшего звена, предусмотренная соответствующими нормативным актами для всех государственных служащих". Такая система, по мнению Л.М. Гудошникова, способствует воплощению в жизнь поставленной в конституции КНР и в решениях партийных съездов задаче построения в Китае правового государства.
Тщательный анализ новых законодательных инициатив правительства КНР по отношению к профсоюзам был представлен в докладе Т.М. Емельяновой. Сравнивая старое законодательство с новым законом о профсоюзах, принятым в 2001 г., докладчик продемонстрировал на конкретном материале стремление властей "идти в ногу со временем", отражать требования сегодняшнего дня. Новый закон предусмотрел развитие профсоюзного движения на предприятиях различных форм собственности, повысил роль профсоюзов в деле защиты прав работников, усилил правовые гарантии руководящего состава профсоюзов перед директорским корпусом предприятий.
Большой интерес на конференции вызвал доклад Л.М. Волковой, посвященный проблеме законодательного регулирования земельных отношений в китайской деревне. Проявив глубокое знание тематики, она проследила законодательное регулирование этой фундаментальной для Китая отрасли с момента создания КНР. В центре ее внимания был принятый 29 августа 2002 г. Закон о подряде на землю, который должен быть введен в жизнь 1 марта 2003 г. Как убедительно показал докладчик, сфера земельных отношений постоянно находилась и находится в поле зрения законодателей. По мнению Л.М. Волковой, закон о подряде на землю направлен на совершенствование и достижение большего соответствия реалиям существующей уже десятилетия системы земельного подряда - основной формы земельных отношений в КНР.
Проблема адаптации аграрной экономики КНР к процессам глобализации заняла главное место в докладе И.Н. Коркунова. Он подчеркнул, что на пути процесса интеграции сельского хозяйства в мировую экономику на условиях ВТО не существует легких решений, тем более что в последние годы темпы роста аграрной отрасли замедлились. Как подчеркнул докладчик, льготы, которые будут предоставлены КНР в ВТО как развивающейся стране, не снимут риски в развитии сельского хозяйства. По мнению И.Н. Коркунова, обозначенные на XVI съезде новые подходы к развитию аграрного сектора наметили лишь общие направления, разработка которых потребует больших усилий. Политика китайского руководства по защите земельных ресурсов на рубеже XXI в. - тема доклада Е.И. Краниной.
Таким образом, состояние аграрной сферы получило на конференции достаточно полное освещение, что свидетельствует о важной роли сельского хозяйства в экономике страны и в формировании внутриполитической ситуации на современном этапе.
стр. 144
На конференцию был представлен также доклад Р.А. Шепенко, предметом рассмотрения которого было налоговое законодательство Сянганского особого административного района.
В заключение выскажем некоторые соображения о внутриполитических тенденциях сегодняшнего дня, к которым подводят доклады и выступления, прозвучавшие на конференции. Представленные доклады свидетельствуют о дальнейшем развитии тенденции построения законодательной базы функционирования институтов политической системы, включая намерение к институционализации деятельности правящей партии, особенно в кадровой политике и в области взаимосвязей КПК с органами государственного управления.
Одновременно развивается тенденция к усилению партийного влияния и партийного контроля во властных структурах и общественных организациях, которая определяется преимущественно партийным уставом, указами и постановлениями ЦК КПК. Вместе с тем постепенно усиливается процесс "политического участия" в управлении страной демократических партий и общественных организаций, параллельно которому решениями XVI съезда приоткрываются двери к управлению страной для представителей новых социальных слоев - в рамках правящей партии.
Конференция продемонстрировала глубокий интерес российских китаеведов к проблемам современного Китая, которые изучаются комплексно, тщательно и с учетом опыта советского и постсоветского периодов экономического и политического развития России.
New publications: |
Popular with readers: |
News from other countries: |
Editorial Contacts | |
About · News · For Advertisers |
Digital Library of Kazakhstan ® All rights reserved.
2017-2024, BIBLIO.KZ is a part of Libmonster, international library network (open map) Keeping the heritage of Kazakhstan |