Научная жизнь. КОНГРЕССЫ, КОНФЕРЕНЦИИ, СИМПОЗИУМЫ
27-29 ноября 2002 г. в Институте востоковедения РАН состоялись юбилейные Рериховские чтения, которые были посвящены 100-летию со дня рождения Ю.Н. Рериха (1902- 1960), выдающегося ученого-востоковеда. В чтениях приняли участие востоковеды, чьи научные интересы связаны с основными направлениями научной деятельности Ю.Н. Рериха. Одно заседание было целиком посвящено воспоминаниям об ученом. Выступили люди, лично знавшие Ю.Н. Рериха: Л.С. Митусова (СПб.) и А.Н. Зелинский (Москва), а также его ученики: Т.Я. Елизаренкова (Москва), Ю.М. Алиханова (Москва) и В.В. Вертоградова (Москва).
На чтениях несколько докладов было посвящено тибетологии. Е.Д. Огнева (Луцк) выступила с докладом "Тибетское сакральное искусство глазами Ю.Н. Рериха". Она рассказала о культурной и научной среде Петербурга, в которой сформировался интерес Ю.Н. Рериха к буддийскому искусству. Знакомство с тибетскими и монгольскими коллекциями Англии, Америки и Франции, а также собственные полевые исследования позволили ему уже в 1925 г. издать первую научную монографию "Тибетская живопись" (Париж, 1925), которая не утратила значения до наших дней. Ю.Н. Рериху удалось собрать огромный материал о буддийском и светском изобразительном искусстве Тибета и других государств Восточной Азии - от гималайского княжества Сикким до степей Монголии. Эти знания способствовали его успешной работе в качестве эксперта и консультанта в Музее западного и восточного искусства в Киеве (ныне - Музей искусств им. Богдана и Варвары Ханенко).
Р.Н. Крапивина (СПб.) в докладе "Проблемы изучения "Абхисамаяаланкары"" подчеркнула важность живой традиции для изучения подобных классических буддийских текстов. Она напомнила, что сами буддисты еще в древности считали, что для правильного понимания таких произведений необходим комментарий учителя. Последнее время в Санкт-Петербурге читает курс лекций носитель живой буддийской традиции геше Чжамьян Кенцэ, тибетский лама школы гелуг. Р.Н. Крапив ...
Читать далее