После долгих лет пренебрежительного отношения к истории и ее фальсификации наступила новая эра. "Белые пятна" начали динамично стираться, и перед историками нашей страны открылись широчайшие перспективы.
Казалось бы, все хорошо. Новые горизонты, новое мышление... Однако вскоре выяснилось, что мы (по крайней мере на периферии) начисто лишены квалифицированных преподавательских кадров в области истории.
Автор настоящей статьи должен начать с печально-анекдотического случая. Лет десять тому назад мне довелось попасть в общество молодых преподавательниц истории. Все они окончили исторический факультет педагогического института и преподавали в школах областного центра. Во время беседы я спросил у своей соседки: "Как бы вы реагировали на вопрос вашего ученика: кем был Карл Великий?" Она смутилась и пролепетала: "Ну, я бы ответила, что это был король" и добавила - "шведский".
Мне стало страшно. Я прекрасно понимал, что мою соседку винить не следует, что она является типичным продуктом своей эпохи. Но тревога за подрастающее поколение живет во мне до сих пор.
Анализируя подобные уродливые явления, невольно приходишь к мысли о необходимости коренного преобразования школьного преподавания истории. Дореволюционная гимназия в свое время выпускала из своих недр высокообразованную молодежь. Неужели это нам не под силу?
Как я представляю себе образ идеального педагога-историка? Первое: он должен беззаветно любить свой предмет. Второе: он должен быть раскован и начисто лишен догматизма, должен пользоваться методическими пособиями, но не быть у них в плену, памятуя, что методические программы составляют люди, а людям свойственно ошибаться. И, наконец, третье и самое главное: он должен избегать узкой специализации и иметь ясное представление о ходе исторического процесса в целом. Популярное изложение хронологических событий в синхронном ключе, в совокупности с хорошей дикцией и общей эрудицией - вот те качества, которых мы ждем от будущего педагога-историка.
Тут перед нами неум ...
Читать далее