Одной из тем, затронутых в дискуссии на страницах журнала, ведущейся начиная с N 4 2002 г., является проблема соотношения традиционного общества и общества индустриального, которое в страны Азии и Африки пришло с эрой колониализма.
Колониализм позднего типа (XIX-XX вв.), когда колонизаторы вкладывали средства в свои колонии и развивали там социальную и производственную инфраструктуру, можно считать попыткой насильственной модернизации. Архаичные земледельческие цивилизации (традиционные общества) всегда сопротивлялись модернизации, ибо она вела к уничтожению этих цивилизаций и торжеству цивилизации индустриальной. Это то, что сейчас происходит в Африке, где до сих пор земледельческая цивилизация доминирует - в ее тенетах продолжают жить до 85% населения континента. Сопротивление модернизации в Африке принимает форму деколонизации 1 освобождения от колониального наследия в широком смысле слова.
Сначала нужно было прогнать надменных белолицых хозяев, которые обучили африканцев, довели до их сведения, что человек от природы свободен и волен распоряжаться своей судьбой. Это удалось сделать потому, что сами европейские хозяева приготовились к уходу. Содержать колонии было дорого, но отдавать просто так не хотелось. Помогло национально-освободительное движение - на него списали необходимость ухода.
Уходя, европейцы оставили бутафорию: парики, мантии, парламенты, суды присяжных. Не бутафорскими были рудники, фабрики и армии, специально подготовленные и хорошо вооруженные. Они и взялись за дело. Армейцы начали устраивать военные перевороты, которые устраняли колониальные (европейские) институты типа парламента, но при этом, будучи выпускниками европейских учебных заведений, стремились сохранить европейский стиль управления, основанный на исполнительской дисциплине. Устоять перед соблазном коррупции не могли и военные, "отличившиеся" в этом занятии не меньше гражданских политиков, которых они свергали за коррумпированность. Но в одном военные были непреклонны и последователь ...
Читать далее