Рабы в Древнем Риме были не только классом, занимавшим определенное место в сфере производства, но и сословием. Сами римляне, различая сословия сенаторов, всадников, декуринов (членов советов городов) и (иногда) вольноотпущенников, не считали рабов сословием. Но если под сословием понимать общественный слой, обладающий суммой неких прав (или неких прав лишенный), то рабы в силу своего полного бесправия тоже были сословием. Его особенность заключалась в том, что оно стояло вне гражданского общества и служило как бы его "пьедесталом" 1 .
Поэтому, во-первых, рабы не могли в рамках римского мира освободиться как класс (как освобождался от феодальной зависимости класс крестьян), поскольку для такого класса в античном гражданском обществе места не было. Раб мог только лично получить свободу. К концу античного мира рабы начинали играть все меньшую роль в производстве. Но и вольноотпущенники, и рабы поздней империи, эксплуатировавшиеся уже в иных формах, чем рабы в эпоху расцвета Рима, самостоятельными классами тоже не становились, а сливались с классами и социальными группами мелких владельцев средств производства, арендаторов- колонов, наемных работников, ремесленников. Отсюда следовали многие особенности классовой борьбы рабов, их идеологии, а также неудачи их восстаний. Во-вторых, как и всякое сословие, рабы были неоднородны по составу, причем с развитием рабовладельческого способа производства и увеличением методов использования труда рабов росла и эта неоднородность. Рабами по происхождению или состоянию были и составлявшие класс непосредственных производителей материальных благ лишенные собственности труженики в сельском хозяйстве и ремесле; и рабы, которым хозяева выделяли имущество (т. н. пекулий) в виде земельных участков, мастерских, лавок, а также других рабов - викариев; и доверенные агенты господ, ведшие их дела; и образованные люди, внесшие немалый вклад в развитие римской культуры; и лица из административного штата наместников провинций, а затем императоров ...
Читать далее