Прасол А.
Япония: лики времени
М.: Наталис, 2009
Эта книга вошла в лонг-лист премии "Просветитель". Жюри отметило высокий уровень издания, напомнивший полюбившиеся читателю произведения известного знатока Японии и Китая Всеволода Овчинникова.
Историк и лингвист Александр Прасол вот уже 18 лет живет и работает в Японии. С пытливостью журналиста и скрупулезностью ученого он исследует Страну восходящего солнца, особенности национального характера японцев, менталитет народа в глубинной связи с его историческим прошлым.
Почему люди в Японии вежливее, чем в других странах? Отчего японский сервис лучший в мире, а транспорт - самый точный? Почему японцы не говорят того, что думают, а, попав в полицию, легко признаются даже в том, чего не совершали, хотя никто их не бьет и не пытает? На эти и еще многие вопросы автор дает обстоятельный ответ.
Особое место в книге уделено воспитанию и обучению. Всем известно, что японское воспитание существенно отличается от европейского. Очень живо и без наукообразного занудства автор в нескольких очерках раскрывает его основные принципы, главный из которых - постепенность.
Японские первоклассники в первые дни школы не учатся. Они приходят сюда с мамами на час-другой, как на экскурсию. Им показывают, что такое парта, как за нее садиться, как обращаться с портфелем. Особое внимание уделяется этикету: как здороваться, как прощаться, как слушать учителя, как задавать вопрос. С этого начинается приучение к важнейшей части взрослой жизни - соблюдению формальных правил поведения.
Если у нас главной задачей начальной школы считается обучение основам грамоты, то в Японии 9 из 10 человек полагают, что морально-нравственные ценности являются более важным элементом, чем предметные знания.
Другая отличительная черта школьного образования в Японии - всеобщая унификация. Причем это касается всего: от проекта школьного здания, школьного завтрака, школьной формы до летнего отдыха учащихся.
Самый демократичный элемент школьной формы - это ... носки. Требования определяют только их общий тон (светлый).
Для японского школьника нет большей беды, чем выделиться среди остальных (например, прийти в майке не белого цвета), - он становится идзиме, то есть жертвой, предметом для насмешек и издевательств со стороны одноклассников. Поэтому процент самоубийств среди учащихся в средней японской школе очень высок.
Когда их европейские сверстники заканчивают вуз, обретая самостоятельность, японцы все еще официально считаются "объектом воспитания". Дело в том, что японская поэтапная схема формирования и развития личности рассчитана на всю жизнь.
Новые публикации: |
Популярные у читателей: |
Новинки из других стран: |
Контакты редакции | |
О проекте · Новости · Реклама |
Цифровая библиотека Казахстана © Все права защищены
2017-2024, BIBLIO.KZ - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту) Сохраняя наследие Казахстана |