Libmonster ID: KZ-1832

Япония принадлежит к числу стран, особенно "чувствительных" к изменениям в окружающей среде. Это объясняется тем, что в период экономического бума 60 - 70 - х годов в погоне за сверхприбылями и сверхвысокими темпами роста производства многие японские предприятия и фирмы пренебрегали вопросами экологии, экономили на мерах по защите природы. В итоге островной стране был нанесен громадный ущерб. Японцы постарались извлечь уроки из этого опыта и ныне вкладывают значительные средства в решение экологических проблем. Действуют государственные программы защиты окружающей среды, принят ряд законодательных актов, направленных на эти цели.

Недалеко от Японии расположено огромное, быстро развивающееся государство - Китай, увы, повторяющее в период собственного экономического бума ошибки Страны восходящего солнца. Кроме того, в шестидесятые - семидесятые годы, то есть до начала "китайского экономического чуда", вопросам экологии в КНР вообще уделялось крайне мало внимания. Вот почему сама жизнь, объективные географические и природные условия подталкивают Японию к расширению сотрудничества с КНР в области охраны окружающей среды. К счастью, Китай относится позитивно к японским инициативам и также предпринимает шаги к развитию сотрудничества в такой относительно новой для него области, как экология.

Статистика свидетельствует о том, что в Китае нарастают процессы деградации окружающей среды, происходит увеличение числа и масштабов стихийных бедствий. В 70-80-е годы прямой ущерб от них достигал 50-60 миллиардов юаней в год, в первой половине 90-х годов - 100 миллиардов, а в 1996 году - 230 миллиардов юаней, что равно четверти годового бюджета страны (1). Экологические проблемы КНР, считают специалисты, непосредственно связаны с высокими темпами развития экономики и стремительным ростом потребления энергии. Следует особо принять во внимание, что около 75 процентов ее получают в Китае за счет сжигания угля; он же на 85 процентов является источником выбросов в атмосферу окисей серы (2), которые, по утверждению директора Государственного управления по защите окружающей среды КНР Си Цзэнхуа, наносят стране ущерб, оцениваемый в 110 миллиардов юаней в год (около 13,28 миллиарда долларов) (3). Если нынешняя экономическая модель с ее высокими темпами развития хозяйства не претерпит изменений, то, как предсказывают специалисты, в ближайшие два десятилетия произойдет усиление разрушительного воздействия вредных выбросов.

Ускоренная индустриализация, повышение уровня жизни и мобильности населения Китая требуют все больше энергии. В последнее десятилетие XX века страна столкнулась с такими взаимосвязанными проблемами, имеющими общерегиональное значение, как проблема определения потребностей и приоритетности использования различных видов энергии, проблема деградации окружающей среды и распространения загрязнений за государственные границы. При этом главной, по оценке японской стороны, проблемой является то, что основным энергоносителем для КНР остается уголь, что именно с ним связывают дальнейшие планы социально-экономического развития страны. Преимущественная ориентация на использование угля, нарастающие масштабы его использования вызывают повышенное загрязнение атмосферы, усиление парникового эффекта. Впрочем, данный выбор определяется наличием огромных ресурсов именно этого вида топлива.

Заинтересованное внимание Японии к быстро ухудшающейся экологической ситуации в соседней стране нетрудно понять. Уже с начала 90-х годов жители Страны восходящего солнца испытывают все более ощутимое воздействие кислотных дождей, которые являются прямым результатом экстенсивного развития китайской экономики. Ядовитые осадки не только распространились на треть территории самой КНР, но наносят ущерб лесам и сельскохозяйственным угодьям Японии, особенно в западных префектурах - Хокурику, Саннин (остров Хонсю), обращенных к Японскому морю, а также на острове Кюсю - со стороны Восточно- Китайского моря. Не случайно в середине нынешнего десятилетия экологическая проблема придала определенную остроту японо-китайским отношениям. Как отмечает профессор Азиатского университета (Токио) С. Это, "независимо от развития ситуации в Китае в предстоящие годы, экология остается наиболее значимой и требующей решения проблемой в наших отношениях с этой страной".

Жители Японии на себе испытали негативные последствия пренебрежительного отношения к вопросам экологии. В период бурного экономического роста в 60-70-е годы страна пережила настоящее потрясение от обрушившихся на нее экологических проблем. Реальная угроза разрушения среды обитания дала сильный толчок возникновению в стране широкого общественного движения по защите природы от загрязнения, побудила государство взять на себя большую ответственность за нее.


1 Jinji Cancao Ьао. - 1997. - August 16.

2 Erina report. - 1999. - Vol. 28. - P. 11.

3 Mainichi Daily News. - 1999. - June 6.

стр. 78


В результате за последние годы значительно снизился уровень загрязненности атмосферы в городах, существенно увеличились площади зеленых насаждений, заметно улучшилась экологическая обстановка в стране в целом. Хотя о радикальном изменении говорить преждевременно, тем не менее, можно утверждать, что сегодня в Японии действует и непрерывно совершенствуется весьма современная система защиты окружающей среды. Страна располагает соответствующим законодательством, нормативами, стандартами. Осуществляются специальные правительственные экопрограммы. Они предусматривают организацию экологического воспитания и образования, внедрение альтернативных источников энергии, так называемого "экооборудования" для промышленности, отвечающих требованиям экологии бытовых приборов, озеленение населенных пунктов, переработку бытовых отходов, меры по расширению охраняемых заповедных территорий, которые к настоящему времени уже составляют около 20 процентов площади Японии. На экологические цели в государственном бюджете выделяются значительные средства. В защиту среды обитания вовлечены широкие слои населения, активно действуют экологические организации. К примеру, по инициативе последних создана и успешно работает разветвленная сеть пунктов мониторинга окружающей среды.

Что касается сотрудничества Японии с Китаем по этим вопросам, то до недавнего времени японский потенциал использовался несколько односторонне и далеко не полно. Содействие японской стороны сводилось главным образом к кредитованию совместных проектов, частью которых были экологические мероприятия. Предоставлялись эти кредиты, а также безвозмездная помощь по линии правительственной Официальной помощи развитию (ОПР). Определенные финансовые средства выделялись также из бюджета японского министерства внешней торговли и промышленности. Кое в чем помогало и японское Управление по защите окружающей среды; оно, например, взяло на себя финансирование работы сети мониторинга кислотных дождей, к участию в которой китайская сторона приглашена в числе других стран Восточной Азии.

Существенные сдвиги в сотрудничестве Японии с Китаем по части экологии стали происходить во второй половине 90-х годов. Принципиально важные договоренности, способствовавшие этому, были достигнуты на японо-китайской встрече в верхах в ноябре 1997 года. Премьер-министр Р. Хасимото и премьер Госсовета Ли Пэн договорились о том, что решением проблем экологии обе их страны будут заниматься совместно, для чего был создан комитет экспертов, который разработал план первоначальных действий в этом направлении.

На следующем - токийском - саммите, состоявшемся в ноябре 1998 года, было подписано межправительственное коммюнике о японо-китайском сотрудничестве в защите окружающей среды в XXI веке. Согласно этому документу, Япония взяла на себя обязательство оказывать помощь КНР в формировании энергетической политики с учетом требований экологии. Были определены "города-модели", в которых в первую очередь начнет осуществляться этот грандиозный проект. Таковыми стали Нунции и Гуйян. В них предусматривается с помощью японцев развивать "чистую энергетику", внедрять энергосберегающие технологии с целью не только приступить к крупномасштабным экологическим мероприятиям, но и отработать механизм, который можно было бы применить в других регионах КНР. Японская сторона выделила транш в размере 390 миллиардов иен в счет кредитной программы ОПР. Значительная часть средств предназначается для реконструкции китайских электростанций, а также будет направлена на внедрение новейших технологий.

В соответствии с решениями японо-китайской встречи в верхах 1998 года началось осуществление весьма масштабной долгосрочной программы, которую разработало министерство внешней торговли и промышленности Японии. Ею предусмотрена реконструкция 1000 (около половины всех имеющихся!) китайских электростанций, работающих на угле, которая позволит радикально уменьшить выбросы в атмосферу сульфатов. По японским оценкам, стоимость комплекта соответствующего оборудования для каждой электростанции составит около 10 миллионов долларов. Нетрудно подсчитать, что на всю программу потребуется 10 миллиардов долларов.

В рамках данного проекта японская сторона проявила готовность передать Китаю технологию и опыт переработки сульфатной массы, образующейся в процессе фильтрации вредных выбросов на электростанциях. Этот продукт можно эффективно использовать для изготовления строительных материалов. Успешные эксперименты уже проведены на базе одной из электростанций в провинции Шаньдун.

На той же ноябрьской встрече правительства двух стран согласились сотрудничать в создании мультимедийной (базирующейся на современных средствах связи и работающей в системе "единого времени") системы прогнозирования стихийных бедствий. Стороны признали необходимым развивать кооперацию в области экологии на региональном уровне, в частности, с привлечением к ней заинтересованных организаций Республики Корея. Была намечена встреча с участием министров трех стран.

В налаживающейся практике взаимодействия японская пресса выделяет создание в КНР крупной китайско-японской компании "Гухуа - Эбара инвайронмент инжиниринг". Она будет заниматься производством и внедрением передовых экологозащитных технологий и оборудования, используемых для снижения загрязнения атмосферы сульфатами, для очистки воды и для переработки отходов.

С точки зрения японцев, сотрудничество с Китаем может охватывать не только электростанции, работающие на угле, но и АЭС. Энергетика этого типа также вызывает определенное беспокойство у японских специалистов. Они опасаются, что по мере дальнейшего расширения сети атомных электростанций Китай не сможет обеспечить абсолютно безопасную работу ядерных реакторов, и дают невысокие оценки закупаемым КНР системам контроля за работой АЭС.

Очевидно, что Япония и Китай намерены в вопросах экологии сотрудничать не на словах, а на деле. Вместе с тем, вряд ли следует ожидать быстрого изменения в результате этого взаимодействия самой экологической ситуации. Для этого от Пекина требуются куда более кардинальные шаги. По существу необходим решительный переход на альтернативные источники энергии, например на газ. Последнее же вряд ли реально без организации широкого многостороннего сотрудничества в Восточной Азии, в первую очередь - в освоении месторождений газа и нефти Сибири и Сахалина.

В проектах сотрудничества в этой сфере Японии и Китая с Россией недостатка нет. Но для их реализации на практике требуется очень многое. Для начала - готовность обсуждать эти вопросы в Москве, Токио и Пекине, а затем - и эффективные политические решения. Их время еще не пришло. Почему? Это тема специального анализа и большого отдельного разговора.


© biblio.kz

Постоянный адрес данной публикации:

https://biblio.kz/m/articles/view/ЯПОНИЯ-КИТАЙ-ЭКОЛОГИЯ-ЗАБОТА-ОБЩАЯ

Похожие публикации: LКазахстан LWorld Y G


Публикатор:

Қазақстан ЖелідеКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://biblio.kz/Libmonster

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

А. СЕМИН, кандидат политических наук, ЯПОНИЯ - КИТАЙ. ЭКОЛОГИЯ - ЗАБОТА ОБЩАЯ // Астана: Цифровая библиотека Казахстана (BIBLIO.KZ). Дата обновления: 17.10.2022. URL: https://biblio.kz/m/articles/view/ЯПОНИЯ-КИТАЙ-ЭКОЛОГИЯ-ЗАБОТА-ОБЩАЯ (дата обращения: 19.04.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - А. СЕМИН, кандидат политических наук:

А. СЕМИН, кандидат политических наук → другие работы, поиск: Либмонстр - КазахстанЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Қазақстан Желіде
Астана, Казахстан
417 просмотров рейтинг
17.10.2022 (550 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
"КИТАЙСКАЯ ГОЛОВОЛОМКА" АДМИНИСТРАЦИИ Б. ОБАМЫ
Каталог: Разное 
18 часов(а) назад · от Цеслан Бастанов
Macau Lights
5 дней(я) назад · от Қазақстан Желіде
ВЬЕТНАМ. Страна помнит художника БУЙ СУАН ФАЯ
6 дней(я) назад · от Цеслан Бастанов
История развития военного ветеринарного образования в России не была простой и однозначной. Периоды его расцвета и благополучия неизменно сменялись периодами забвения и затишья, вслед за которыми непременно следовало возрождение,
Каталог: Ветеринария 
12 дней(я) назад · от Виталий Ветров
ДОРОГА К ХРАМУ "ЧИСТОГО ОБЛАКА" ИЛИ КАКИМ БОГАМ МОЛЯТСЯ КИТАЙЦЫ
Каталог: Религиоведение 
15 дней(я) назад · от Цеслан Бастанов
ЯПОНИЯ - КИТАЙ. ОЧЕРЕДНАЯ СХВАТКА
Каталог: Политология 
16 дней(я) назад · от Цеслан Бастанов
ТУРЦИЯ. ИСЛАМИСТЫ И АРМИЯ. КТО КОГО?
Каталог: Военное дело 
17 дней(я) назад · от Цеслан Бастанов
Биографический очерк об уроженце южного Казахстана, генерал-майоре ветеринарной службы Ветрове Виталии Петровиче, (единственного в Российской Федерации) юность, учеба и становление которого происходила в Казахской ССР. Ветров Виталий Петрович — заслуженный ветеринарный врач РФ, кандидат биологических наук, ветеран боевых действий, Председатель Совета ветеранов Ветеринарно-санитарной службы ВС, действительный член Международной академии информатизации., профессор Академии военных наук, Одно из основных направлений деятельности Виталия Ветрова в качестве военно-ветеринарного специалиста — защита территории СССР, стран СНГ и РФ от заноса антропозоонозов и ликвидация инфекционных болезней животных. За 50-летний период службы он прошел путь от ветеринарного фельдшера до руководителя Центрального органа военной ветеринарии страны, от лейтенанта до генерала.
Каталог: Военное дело 
19 дней(я) назад · от Виталий Ветров
ТУРЦИЯ. ВОЗРОЖДЕНИЕ РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЩИН
Каталог: Религиоведение 
19 дней(я) назад · от Цеслан Бастанов
ТУРЦИЯ. МЮСИАД И ТЮСИАД. "МУСУЛЬМАНСКИЙ" И "СВЕТСКИЙ" ВАРИАНТЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ СТРАНЫ: ЧЬЯ ВОЗЬМЕТ?
Каталог: Политология 
22 дней(я) назад · от Цеслан Бастанов

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

BIBLIO.KZ - Цифровая библиотека Казахстана

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры Библиотеки

ЯПОНИЯ - КИТАЙ. ЭКОЛОГИЯ - ЗАБОТА ОБЩАЯ
 

Контакты редакции
Чат авторов: KZ LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Цифровая библиотека Казахстана © Все права защищены
2017-2024, BIBLIO.KZ - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие Казахстана


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android