М. АРУНОВА
Кандидат исторических наук
Г. КОЧЕВОЙ
В 2003 году наметились вполне определенные перспективы выхода экономики Японии из затянувшейся рецессии, что вновь переводит в разряд актуальных задачу доступа японских корпораций к новым источникам стратегического сырья как условия стабильного роста национальной экономики в XXI веке. Все более пристальное внимание уделяют в Токио каспийской нефтяной тематике. Отчасти это связано со стабильно высокими, как считают японцы, мировыми ценами на энергоресурсы, которые резко повысили рентабельность добычи углеводородного сырья и стимулировали приток инвестиций в нефтедобычу и транспортировку, в том числе из Японии. Учитываются и политические факторы. По мнению японского истеблишмента, значение прикаспийских государств во внешней политике страны будет нарастать, что достаточно наглядно проявилось в концепции "евразийской дипломатии" Японии, выдвинутой еще в 1997 году бывшим в то время премьер-министром Японии Р. Хасимото.
Внешняя торговля и зарубежные инвестиции представляют собой важнейшие направления внешнеэкономической экспансии Японии и являются главной формой ее участия в международных экономических отношениях. Вместе с тем, основными приоритетами внешнеэкономической политики Японии по- прежнему остаются обеспечение экономической безопасности страны и ее лидирующих, наряду с США, позиций в процессе глобализации мировых хозяйственных связей и дальнейшее упрочение адекватного ее финансовой, экономической и технологической мощи места и роли "ключевого игрока" в мировой торговле и инвестициях.
Весьма тревожит японцев перманентная нестабильность на Ближнем и Среднем Востоке. Дело в том, что энергетический баланс Японии на 55% формируется за счет импорта энергоносителей из ближневосточных стран, 85% которого составляет нефть 1 . В этом регионе сконцентрирована первая пятерка крупнейших поставщиков сырой нефти в Японию - ОАЭ, Саудовская Аравия, Иран, Катар и Кувейт. События 11 сентября, бросившие тень на отношения Запада с нефтяными монархиями Персидского залива, неоднозначно воспринятые в арабском мире военные операции США и их союзников в Афганистане и Ираке, претензии, которые есть к ядерной программе Ирана у Вашингтона как старшего партнера японцев в мировых делах, незатухающий арабо-израильский конфликт - все это привело к тому, что задача диверсификации источников импорта энергоносителей, прежде всего нефти, превратилась на современном этапе в ключевой элемент энергетической стратегии Японии.
В целом, как представляется, восприятие японцами каспийской нефтяной темы является производной от общей позиции стран Запада и интересов крупнейших транснациональных корпораций (ТНК). Прежде всего, разработка природных ресурсов Каспия рассматривается ими в качестве единственного надежного средства "пристегнуть" страны региона к мировому рынку. Поступления от экспорта сырья призваны обеспечить становление национальных экономических систем, переход к рынку и стабильному росту. Доступ к "нефтедолларовой кормушке" должен оказывать серьезное воздействие на политические элиты прикаспийских государств, сделав их послушным проводником политики Запада и гарантом стабильности в регионе. По мнению японских политиков, боязнь потерять "доходы от трубы" должна сдерживать религиозные распри, межнациональные конфликты и сепаратистские движения. Возможность же ограничить участие Ирана в решении проблем Каспия рассматривается как мощный рычаг воздействия на ситуацию в исламском мире, препятствие на пути распространения исламского фундаментализма.
Понимают в Токио и то, что Вашингтон разыгрывает свой "каспийский гамбит". Стимулируя развитие нефте- и газодобычи в странах региона, воздействовать на весь комплекс их взаимоотношений с Россией, что объективно будет способствовать перераспределению стратегического баланса сил в Закавказье и Средней Азии в пользу дальнейшего дрейфа стран региона из сферы российского влияния в сторону Запада. Как представляется, интерес японцев к Каспию имеет значительно меньшую политическую окраску в сравнении с США и Великобританией, "определяющих погоду" в регионе после развала СССР. Для правительства Японии приоритет здесь - не политические игры союзников, а прагматичное продвижение проектов своих деловых кругов, которые заинтересованы в первую очередь в экономических плюсах от участия в проектах разработки стратегического сырья. Ведь Каспий - один из немногих нефтеносных регионов, в силу исторических причин остававшихся вне концессионного внимания крупнейших ТНК, чьи интересы плотно переплетаются с интересами государств-импор-
стр. 20
теров углеводородного сырья. Кроме Каспия, возможности новых концессий со сравнительно низкими производственными рисками теоретически имеются также в Иране, Ираке и в Алжире и Ливии, однако дорога к ним на практике блокирована политическими препятствиями или конкурентами. Помимо всего прочего, ресурсный потенциал Каспийского региона в перспективе способен оказывать заметное влияние на соотношение спроса и предложения на мировом рынке нефти. Исходя из того, что дальнейший крен в сторону усиления влияния стран-производителей нежелателен, происходит укрепление экономических рычагов для манипулирования ситуацией, имеющихся в распоряжении промышленно развитых стран Запада. Япония же, являющаяся крупнейшим мировым импортером природных ресурсов, имеет свой интерес в участии в контроле над производством и распределением нефтяных потоков в этом богатом ресурсами регионе. Собственные исследования японских специалистов в связи с оценкой запасов нефти и газа на шельфе Каспийского моря содержат выводы, в основном совпадающие с известной госдеповской характеристикой региона как "второго Ближнего Востока". Так, в Японской национальной нефтяной корпорации (ЯННК) полагают, что официальная американская оценка подтвержденных запасов нефти и газа Каспия, а также расчеты предполагаемых запасов по газу проведены объективно и в целом соответствуют действительности. Однако в ЯННК считают серьезно завышенной оценку прогнозных и, соответственно, суммарных запасов нефти (до 32 млрд. т). С учетом последних данных о подтвержденных запасах, а также при помощи метода разумных усреднений максимальных и минимальных значений всех имеющихся прогнозов японцы приходят к выводу, что на Каспийском шельфе сосредоточено от 12 до 16 млрд. т нефти и около 7 трлн куб. м газа. Таким образом, оценки японских специалистов ставят Каспийский шельф на третье- четвертое место в мире по потенциальным запасам нефти и газа. Отсюда следует вывод о том, что переход к масштабному практическому освоению этих запасов способен оказать заметное влияние на энергетическую ситуацию в Азии и во всем мире.
Наиболее активно японские предприятия участвуют в нефтегазовых проектах азербайджанского сектора Каспия, оказавшегося в центре "каспийского бума". Привлекательность Азербайджана в глазах японских инвесторов определяется значительным научно-техническим потенциалом и прочными традициями нефтедобычи, сложившимися еще в СССР. В республике изготовляется буровое, геологоразведочное и эксплуатационное оборудование, имеются квалифицированные кадры специалистов-нефтяников. Западное побережье Каспия отличает сравнительно развитая инфраструктура. Близость черноморских портов и возможность выхода через Турцию в Средиземноморье облегчают решение транспортных задач.
Сейчас японский капитал играет далеко не последнюю роль в западных проектах освоения ресурсов Каспийского шельфа. Японские транснациональные корпорации сумели добиться права на участие в 4 из 15 действующих соглашений о разделе продукции (СРП) у каспийского побережья Азербайджана. Соглашение о разделе продукции по месторождениям Азери, Чираг и Гюнешли - исторически первое в азербайджанском секторе Каспия (подписано 20 сентября 1994 г.). Участниками соглашения стали 12 компаний, которые образовали Азербайджанский международный операционной консорциум (AIOC). В нем участвует японская компания "Итотю сэкию", которой принадлежит девятая по размеру доля участия в капитале - 3,920%. Контрольный пакет же находится в руках группы "Бритиш петролеум - Амоко", имеющей после объединения более 34% акций консорциума.
Результаты деятельности консорциума значительно превзошли первоначальные ожидания. Уже к ноябрю 1997 г. пошла первая коммерческая нефть. Доказанные запасы нефти составили 278 млн. т 2 . Объем добычи с 12 промысловых скважин достиг 22 тыс. т нефти и 2,5 млн. куб. м попутного газа в сутки 3 .
С учетом этого японцы увеличили свое участие в проекте. 20 декабря 2002 г. японская компания Inpex Southwest Caspian Sea Ltd. (дочерняя ЯННК и "Индонезия сэкию") за 1,354 млрд. долл. приобрела у "ЛУКОЙЛа" его десятипроцентную долю в этом проекте 4 .
Добываемая нефть первоначально транспортировалась по северному маршруту через российский порт Новороссийск. Однако после неудачного завершения переговоров российской "Транснефти" с представителями чеченских властей по транзитным тарифам за перекачку нефти с февраля 1999 г. использование этого маршрута было приостановлено. Отсутствие экспортного выхода грозило прекращением добычи, что подтолкнуло участников консорциума к решению о строительстве нефтепровода Баку - Тбилиси - Джейхан (БТД). Японская компания "Итотю" по совокупности факторов также считала такое решение объективно необходимым.
Труба длиной 1760 км с пропускной способностью 50 млн. т нефти в год должна была быть построена к концу 2004 г. Начало строительства тормозится, по официальной версии, в связи с экологическими соображениями. Стоимость строительства оценивается в 2,95 млрд. долл. 5 Доля "Итотю" в проекте БТД - 3,4% 6 .
Менее удачным считается японский опыт участия в соглашении о разделе продукции по месторождениям Дан-Ульдузу и Ашрафи, которое было подписано 14 декабря 1996 г. Разработка ведется международным консорциумом Операционная компания Северного Апшерона (NAOC). Японцам ("Итотю сэкию кайхацу") в нем принадлежит 20% капитала. С конца 1997 по начало 1999 г. компания пробурила 3 разведочных скважины, которые показали, что имеющихся запасов нефти недостаточно для коммерчески эффективной реализации проекта. В итоге разведочные работы было решено не продолжать, а представительство компании в Баку - закрыть. Тем не менее, NAOC продолжает оставаться владельцем лицензии на эти участки.
Аналогичная по сути ситуация сложилась и в других азербайджанских проектах разработки углеводородов шельфа с участием японского капитала. В 1998 г. японские компании всту-
стр. 21
пили еще в два СРП - по месторождению Кюрдаши (доля "Мицуи сэкию кайхацу" - 15%) с прогнозными запасами в 80 - 95 млн. т нефти и по месторождениям блока Янан Тава, Мугань Дениз и Атэшгях. Второй проект является двусторонним японо-азербайджанским. Доли сторон в консорциуме поделены поровну. С азербайджанской стороны участие в нем принимает Государственная нефтяная компания Азербайджана (50%), с японской - корпорации "ДЖАПЕКС" (22,5%), "Индонезия сэкию" (In-pex) (12,5%), "Тэйкоку сэкию" (7,5%), "Итотю сэкию" (7,5%). Прогнозные запасы нефти на блоке были оценены в 75 - 90 млн. т, стоимость проекта - в 2,3 млрд. долл.
По сообщениям, первая разведочная скважина, пробуренная с самоподъемной буровой установки "Гуртулуш" на структуре Янан Тава, дала нулевой результат. Вторая скважина проекта на структуре Атэшгях в марте 2003 г. достигла глубины 5500 м, но запасы нефти или газа также обнаружены не были. Разведочные буровые работы на Каспии обошлись консорциуму в 100 млн. долл. 7
С учетом этого, Н. Савада, президент Japan Azerbaijan Operating Company (JAOC), являющейся оператором проекта, заявил о том, что объемы работ на блоке будут сокращены, а решение о судьбе проекта будет принято, по истечении разведочного периода 8 .
В разработке ресурсов каспийского шельфа Туркмении японские предприятия не участвуют - здесь все монополизировано западными корпорациями. Однако две японские корпорации "Итотю сэкию кайхацу" и "Индонезия сэкию" являются участниками международного консорциума Central Asia Gas Pipeline Ltd. по возможному строительству газопровода от месторождений Яшлар и Кеймир через Афганистан в Пакистан и, возможно, Индию протяженностью 1492 км и пропускной способностью до 20 млрд. куб. м в год. Суммарная доля японского участия в проекте -13%. Это лишь один из пяти реализуемых или разрабатываемых способов транспортировки туркменского газа до потребителя - и, очевидно, самый ненадежный из всех. С самого начала проект "не пошел" из-за гражданской войны в Афганистане. После американских, а впоследствии и международных, санкций против талибов американская компания Unocal, которая, по сути, создала этот консорциум и контролировала его деятельность, имея 54% акций, объявила об утрате к нему интереса и выходе из проекта. Кроме того, в 1995 - 2000 гг. в самом Пакистане было обнаружено несколько весьма многообещающих месторождений газа. С учетом трудностей в экономике этого государства можно ожидать, что это приведет к пересмотру прежних оценок потребностей в импорте природного газа из Туркмении. С учетом же сложных по определенным позициям отношений Пакистана с Индией, а также значительными сомнениями в платежеспособности потенциальных потребителей газа японцы постепенно приходят к выводу о том, что сама идея, заложенная в основу проекта, приобретает все более сомнительное звучание и вряд ли когда-нибудь будет реализована.
Разработка нефтеносного шельфа Казахстана силами иностранных компаний в северной части Каспийского моря началась в конце 1993 г. Японская нефтяная компания "Индонезия сэкию" участвует в деятельности консорциума "Международная операционная компания по разработке Казахстанского шельфа" (OKIOC) с сентября 1998 г. Доля японского участия в проекте (7,15%) была выкуплена у правительства республики, испытывавшего трудности с наполнением доходной части бюджета на фоне финансово-экономического кризиса в России и СНГ. В настоящее время в состав консорциума входят шесть иностранных компаний. С декабря 1997 г. консорциум на основе механизма СРП ведет разработку казахстанских месторождений Кашаган и Кероглы (всего - 6 тыс. кв. км). Здесь проводится поисковое бурение. В отличие от "сухопутного" Тенгиза, разработка морского шельфа Казахстана имеет сложную специфику: северная часть Каспия мелководна - глубина моря не превышает 5 м; действуют жесткие требования по экологии, поскольку в этом районе происходит нерест осетровых; в сравнении с Азербайджаном, имеющейся инфраструктуры недостаточно для коммерчески эффективных работ по освоению месторождений, что требует дополнительных расходов. Однако общие запасы нефти оцениваются здесь очень высоко - в 38 млрд. барр., в том числе извлекаемые - 9 млрд. барр. По объемам добычи Кашаган может стать одним из крупнейших месторождений в мире 9 . Предполагается, что в случае если коммерческая добыча нефти начнется в 2006 г., максимальный объем добычи - 1,2 млн. барр. в день - будет достигнут к 2016 году 10 . Объявлено, что в проект будет вложено до 10 млрд. долл.
В декабре 2001 г. японская торгово-инвестиционная корпорация "Марубэни" и инджиниринговая компания "Никки" подписали контракт с "Казахойлом" на реконструкцию нефтеперерабатывающего завода в Атырау на общую сумму 250 млн. долл., 208 млн. из которых выделит японская сторона в виде льготного кредита Японского банка международного сотрудничества. Реконструкция рассчитана на 2002 - 2005 гг. Цель работ - переоснащение систем перегонки нефти для получения высокооктанового бензина и керосина, а также совершенствование систем очистки дизельного топлива 11 .
Несмотря на участие японцев в соглашениях о разделе продукции, "физически" каспийская нефть в Японию не попадает. Значительная удаленность от районов добычи привела бы к росту издержек, поэтому по соглашению с другими участниками консорциумов японцы получают эквивалентное количество сырья на нефтяных терминалах Индонезии на условиях "своп".
В заключение хочется напомнить, что, согласно концепции "евразийской дипломатии" Японии, значение прикаспийских государств во внешней политике страны и ее присутствие там будут нарастать.
-----
1 Financial Statistics of Japan 2001. Institute of Fiscal & Monetary Policy, Ministry of Finance, Tokyo, Japan.
2 "Ведомости", 05.06.2003.
3 Интерфакс. "Новости". 28.04.2003.
4 ИТАР-ТАСС. "Новости". 28.04.2003.
5 "Российская бизнес-газета". 01.04.2003.
6 Интерфакс. "Новости".28.04.2003.
7 "Время МН", 21.03.2003.
8 Интерфакс. "Новости". 20.06.2003.
9 "Ведомости". 09.09.2003.
10 Интерфакс. "Новости". 04.09.2003.
11 "Нихон кэйдзай симбун", 05.12.2001.
Новые публикации: |
Популярные у читателей: |
Новинки из других стран: |
Контакты редакции | |
О проекте · Новости · Реклама |
Цифровая библиотека Казахстана © Все права защищены
2017-2024, BIBLIO.KZ - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту) Сохраняя наследие Казахстана |