Libmonster ID: KZ-1418
Автор(ы) публикации: Р. Г. Ланда

На становление арабистики и исламоведения во Франции большое влияние оказало возникновение в середине XIX в. в ставшем французской колонией Алжире Алжирского исторического общества, которое на протяжении 1856 - 1962 г. издавало журнал "Revue Africaine". Общество и журнал объединили вокруг себя самых видных французских востоковедов-историков, филологов и исламоведов, - в первую очередь работавших над арабскими рукописями, либо принадлежавшими перу маг-рибинских авторов, либо трактовавшими проблемы Магриба и мусульманского Запада в целом. В Алжире долго жил и работал видный историк Ж. Марсэ (1910 - 1962), чьи труды по исламу, археологии, искусству и социальной специфике мусульманского Запада (Магриба, аль- Андалуса и Сицилии) в IX - XIII веках не имеют себе равных. 25 лет проработал в различных странах Магриба Р. Ле Турно (1907 - 1971), во многом заложивший основы социологического и политологического изучения мусульманского Запада во Франции. Велики заслуги и Ж. Берка (родившегося в 1910 г. в Алжире) - историка, филолога, обществоведа и арабиста широкого профиля, члена Французской академии и эксперта ЮНЕСКО 1 .

В средние века лидером мусульманского Запада в экономическом и культурном (а до XI в. - ив политическом) отношении была мусульманская Испания, вернее - страна аль-Андалус, как ее называли арабы, которая занимала территорию практически всего Иберийского полуострова (за исключением горного севера). Андалусийская цивилизация (этот термин введен испанскими арабистами для отличия арабов аль-Андалуса от андалусцев - жителей современной Андалусии) сыграла огромную роль как в истории мусульманского мира, так и в истории Европы. Ее значение для Испании, Португалии, Италии и Франции столь же велико, как значение византийской цивилизации для востока Европы и Передней Азии. Многие традиции, берущие начало в аль- Андалусе, после исчезновения этой страны вследствие победы реконкисты восприняты были странами Магриба и, в меньшей степени, в Сирии, Египте, Турции. Андалусийский ученый и поэт XII в. аш-Шакунди утверждал, что если бы не аль-Андалус, "то никто не упомянул бы о Магрибе, который так и остался бы в неизвестности" 2 .

Во французской историографии наиболее крупным исследователем аль-Андалуса был Э. Леви- Провансаль (1894 - 1956), автор трехтомной "Истории мусульманской Испании", которая заложила основы для последующих работ французских историков по андалусийской тематике 3 . Немалое значение имели и другие труды этого знатока цивилизации иберийских мусульман, рожденной взаимодействием


Ланда Роберт Григорьевич - доктор исторических наук, профессор, заведующий отделом сравнительно-теоретических исследований Института востоковедения РАН.

стр. 124


различных культур, укладов жизни, народов и религий 4 . Его усилия в этом направлении были продолжены многими учеными, среди которых наиболее выделяются работы А. Переса и А. Терраса 5 .

Во второй половине XX в. произошло окончательное отделение изучения средневекового мусульманского Запада французскими историками от изучения ими собственно Магриба. Конечно, Магриб и аль-Андалус были крепко связаны в средние века, находились под властью одних и тех же династий, постоянно обмениваясь хозяйственными и интеллектуальными достижениями, учеными и философами. Но все же преимущественно Магриб питался за счет аль- Андалуса, а не наоборот. К тому же, блестящие синкретические культуры, созданные совместно на островах и северном побережье Средиземноморья общими усилиями пришлых мусульман (не только арабов) и местных европейцев, отличались неповторимым своеобразием. Чем глубже они исследуются, тем больше выясняются их специфика, особая природа связанных с ними социокультурных и социополитических процессов.

Все острее ощущается необходимость сочетания усилий востоковедов и историков Европы для более точного определения имевших здесь место явлений и категорий переходного типа, характерных для разных типов цивилизационного и формационного синтеза. Поэтому "магрибисты" и "андалусоведы" во Франции закономерно должны были разделиться. В Испании и Италии это произошло гораздо раньше, поскольку там изучение аль-Андалуса, Сицилии и Калабрии мусульманской эпохи является, по сути дела, частью исследования национальной истории. Ныне во Франции практически нет таких ученых как упоминавшиеся Берк, Ле Турно и даже Леви-Провансаль, который, уделяя основное внимание аль-Андалусу, находил время и для занятий Магрибом.

Среди знатоков средневекового мусульманского Запада во Франции ныне лидируют Р. Арье и П. Гишар. Первая - преподаватель Сорбонны, почетный доктор университета Гранады и ведущий сотрудник (по-французски "директор исследования" или, точнее, "руководитель поиска") Национального центра научных исследований Франции. Ее перу принадлежат шесть книг и множество статей, опубликованных во Франции, Голландии, Испании, Италии, Германии, Тунисе. Обратив на себя внимание публикацией в 1969 г. иллюстрированной миниатюрами арабской рукописи из фондов Эскуриала, Арье в дальнейшем стала известна благодаря общим очеркам по истории и историографии аль-Андалуса, комментариям к изданиям исторических документов и литературных памятников, анализу особенностей цивилизации аль-Андалуса 6 . Наиболее значительной ее работой является солидная монография "Мусульманская Испания времен Насридов (1232 - 1492)", вышедшая двумя изданиями 7 . Это подробное исследование истории последнего мусульманского государства - эмирата Гранады, продержавшегося на Иберийском полуострове более двух с половиной столетий уже после фактической победы реконкисты. В Испании была подчеркнута "важность переиздания книги Арье - необходимого труда для всех изучавших данную тему" 8 .

Последняя работа Арье "Мусульманский Запад в позднее средневековье" - сборник избранных статей 1986 - 1991 гг., посвященных преимущественно культурным взаимоотношениям между аль-Андалусом и Магрибом в XI - XV веках 9 . Исследовательница и раньше обращалась к проблемам литературоведения и культурологии. Достаточно в этой связи вспомнить ее статью "Ибн Хазм и куртуазная любовь", где она анализировала поэзию и лирическую прозу знаменитого кордовского мыслителя, ученого, философа-энциклопедиста, математика, политика и писателя XI в. Абу Мухаммеда Али Ибн Хазма, автора "Ожерелья голубки" - одного из самых проникновенных произведений средневековой любовной лирики (не только арабской, но и мировой) 10 . Поэтому нет ничего удивительного в том, что Арье в своем последнем сборнике пишет о творчестве двух известных поэтов и теоретиков литературы Ибн Рашика и Ибн Шарафа, покинувших Магриб ради Сицилии и аль-Андалуса и как бы символизировавших тем самым единство культуры мусульманского Запада в XI в., также как и о малоизвестном ныне, но славившемся в XII в. писателе Ибн Сара из арабской Португалии (тогда Алгабрии, как называли Гарб аль-Андалус, то есть западную часть полуострова). Автор подробно излагает биографию и дает профессиональную характеристику этих литераторов, опираясь на сведения таких известнейших андалусийских историков, как Ибн Бассам, Ибн

стр. 125


Хакан, Ибн Халликан и Ибн аль-Хатиб, обнаруживая одновременно знание современной испанской, арабской и американской историографии.

Через анализ личной судьбы крупных писателей и особенностей их творчества автору удалось показать духовную, социальную и даже политическую атмосферу, причем не только в аль- Андалусе, но и в Магрибе. Особенно это удалось в статье об аз-Зухри, географе из Альмерии XII в., который, продолжая богатые традиции андалусийских географов аль-Варрака, аль-Бакри и Абу Хамида аль-Гарнати, дал подробное и интересное описание современного ему Магриба с ценными сведениями по экономической истории. Еще более широкий подход проявился в лекции, прочитанной Арье в Гранаде о севильском аристократе, ученом и политическом деятеле XIII в. Абу-аль-Хасане Ибн Саиде, вынужденном эмигрировать в Магриб и на Ближний Восток. В многочисленных (около 50) трудах Ибн Саида, значительная часть которых, к сожалению, была утрачена, содержатся разнообразные сведения об истории, географии и культуре, экономике и духовной жизни аль-Андалуса, Магриба, Египта, Сирии, Армении и Аравии. Недаром Ибн аль- Хатиб называл Ибн Саида "жемчужиной нации, писателем, великим путешественником, оригинальной личностью, хроникером и человеком, ставшим выдающимся благодаря своим дальним странствиям. Он встречался с великими людьми и проникал в научные библиотеки, где черпал знания самого различного рода о Востоке и Западе" 11 .

Последние три главы книги Арье посвящены правлению Насридов в Гранадском эмирате. Это - переработанные доклады на симпозиумах в Венеции, Мадриде и Тунисе в 1986 - 1988 годов, послужившие основой для дополнений во втором издании монографии "Мусульманская Испания времен Насридов". Все эти тексты-результаты изучения "экстраординарного богатства" (по словам Арье) королевских архивов Арагона, Барселоны, Мурсии, Андалусии и острова Майорка, а также - сочинений Ибн аль-Хатиба, Яхьи и Абд ар-Рахмана Ибн Халдунов (XIV в.), алжирского историка XVII в. аль-Маккари и других, в числе которых наиболее достойны упоминания сирийский географ XIV в. Абу-ль-Фида и египетские писатели и путешественники XIV - XV веков аль- Умари, аль-Калкашанди и аль-Басит. Столь солидная документальная база дала автору возможность всесторонне охарактеризовать наиболее выдающихся представителей династии Насридов в XIV в., особенно Мухаммеда III (1302 - 1308), Юсуфа I (1333 - 1354) и Мухаммеда аль- Гани (1354 - 1359, 1362 - 1391), более подробно, чем раньше, осветить детали их взаимоотношений с королями Кастилии и Арагона, а также - с правителями Магриба, с аристократической элитой ("хасса") своего эмирата. Вместе с тем Арье опровергает некоторые ранее публиковавшиеся данные о соотношении населения Гранады и христианских королевств, доказывая, что во всем эмирате в XIV в. жило не более 300 тыс. чел., в то время как в Арагоне - 900 тыс., а в Кастилии 4500 тыс. человек. Впрочем, в дальнейшем Арье продемонстрировала склонность согласиться с французским историком морисков Б. Венсаном, который приводит другие цифры о населении Гранады 12 .

Кроме Венсана, Арье почти не ссылается на французских авторов. Можно впрочем назвать ее упоминания известного исламоведа М. Родинсона, автора малоизвестной статьи об истории общественных классов в мире ислама, а также Ш. -Э. Дюфурка и А. -Л. де Премэра, изучавших документы о взаимоотношениях государств Иберийского полуострова со странами Магриба 13 . Это и неудивительно, так как почти все вопросы, затрагиваемые в трудах Арье, в большинстве случаев исследуются ею впервые.

В отличие от Арье, которая интересуется прежде всего политической и культурной историей аль- Андалуса и, главным образом, ее последним периодом - временем Гранадского эмирата, Гишар - профессор университета Люмьер-2 в Лионе, курирующий изучение мусульманского Запада в двух связанных с этим университетом научных центрах - Доме средиземноморского Востока и Институте истории и археологии христианского и мусульманского Востока, основное внимание уделяет социальной, этнической и социополитической истории аль-Андалуса, в первую очередь - его восточной части (Шарк аль-Андалус) с центром в Валенсии и в более раннее время (XI - XIII вв.). Его перу принадлежит около 50 работ, в том числе 7 книг. Наиболее значительна из них - "Мусульмане Валенсии и Реконкиста

стр. 126


(IX - XIII вв)". - его докторская диссертация, изданная в двух томах Французским институтом в Дамаске 14 .

В исследованиях Гишара большую роль играют данные археологии. Он и сам участвует в раскопках, нередко выезжая в Испанию, где опубликовал ряд работ совместно с известным испанским арабистом П. Чальметой, хотя чаще использует работы своего друга и коллеги археолога А. Баззана. ("Практически результаты всех проводимых Андре раскопок учтены в моих исследованиях", - сказал Гишар автору этих строк.) Иногда друзья выступают в качестве соавторов 15 . От Баззана я получил публикацию о многолетних раскопках андалусского города Шалтиш (Салтес), упоминавшегося в XII - XIII вв. многими арабскими географами и историками 16 . Это, по существу, многоплановое исследование структуры и архитектуры города, строительных и эстетических особенностей жилиц горожан, их занятий и профессий, образа жизни.

Французские ученые обычно исследуют проблематику аль-Андалуса совместно с испанскими (в основном - в рамках франко-испанского научного центра Дом Веласкеса). На одном из таких симпозиумов в этом центре Баззана сделал доклад о стремлении обитателей Иберийского полуострова в период кризиса античности расселяться в труднодоступных горных районах, а Гишар - об арабах и берберах в Испании. Французские ученые активно участвуют в раскопках в районах Аликанте, Бадахоса, Кадиса, Альмерии, Уэльвы, Уэски, Толедо и Гранады. Характерно, что именно в Испании подготавливаются интересные, создаваемые на местных материалах, работы французских авторов (например, Гишара 17 ). Здесь готовится к печати монография В. Лагардэра "История и общество мусульманского Запада в средние века". Ранее этот автор опубликовал несколько работ, в том числе - в соавторстве с Гишаром 18 . В свою очередь и во Франции издаются труды испанских специалистов по аль-Андалусу 19 .

Своеобразным ключом к тому, что именно привлекает Гишара в истории аль-Андалуса, является его книга о "восточных" и "западных" структурах ан-далусийского общества 20 . В ней он проанализировал системы связей, узы родства и образ жизни традиционного арабского общества, сравнив их с соответствующими порядками христианской Европы VIII - XI вв., а затем - сопоставив с тем, что имело место в аль-Андалусе. Уделив большое внимание положению женщины на Востоке, на Западе и в аль-Андалусе в VIII-XI вв., Гишар изучил также характер племенных и государственных структур, отдельно рассмотрев главные черты арабского и берберского племен, а также - впервые дав географию расселения берберов на Иберийском полуострове. Установив связь между этнической пестротой и политической раздробленностью на разных этапах истории аль-Андалуса, автор постарался детально проследить эволюцию государственности на всем мусульманском Западе. Общий вывод Гишара: мусульманская Испания "озападнила" своих арабских завоевателей в гораздо большей мере, нежели была сама ими арабизирована.

Исследование Гишара о мусульманах Валенсии было подготовлено многими его предшествующими трудами. В его фундаментальном, богато документированном труде умело сочетаются данные археологии, нарративных источников (малоизвестных арабо-валенсианских и общеандалусийских хроник, произведений мусульманских историков, текстов из королевских фондов Арагона и Кастилии, архивов монастырей и мэрий Барселоны, Валенсии, Тортосы), научной литературы разных стран, а также новейших социологических концепций, например - теории "зависимого периферийного развития" Самира Амина. Представляет интерес выдвинутая Гишаром вместе с Чальметой гипотеза о существовании в аль-Андалусе "централизованного даннического общества с аграрным доминированием" и четырьмя социальными исполнителями государственных функций - правящей династией, административно-судебной бюрократией, служителями религии и военным сословием 21 . Полемизируя с известным медиевистом К. Каэном по поводу городского характера исламской цивилизации, Гишар вместе с тем признает важную роль городов и особенно городской торговли в аль-Андалусе, но при этом подчеркивает еще большую роль общины, которая там была столь же важна, как и государство.

Изложение Гишаром социально-политической истории мусульман Валенсии,

стр. 127


включая периоды господства Кордовы, эмиров сакалиба ("славян"), берберов Толедо, арабов Сарагосы и Севильи, Сида Кампеадора и его жены Химены, африканцев Альморавидов, бывшего христианина Ибн Марданиша и магрибинцев Альмохадов представляет ценность, поскольку до него никто не охарактеризовал столь полно, детально и глубоко экономическую, социальную, политическую и идеологическую жизнь восточной части аль-Андалуса на протяжении двух с половиной столетий. Ни у кого из предшественников Гишара не было и такого обилия подробностей о специфике общественного строя, организации управления, роли племен, рабов и наемников, отношениях между христианами и мусульманами, этнокультурных и хозяйственных процессах, системе налогов, типологии селений, роли факихов (богословов) в области Валенсии. Интересны и оригинальные оценки автором как известных политиков того времени, так и причин успехов реконкисты после 1212г., а также и предложенные им гипотезы, касающиеся культуры, идеологии, военного дела и политико-этнического лидерства в этом регионе.

Последняя книга Гишара 22 посвящена тому, как удивительно сочетались политический упадок и культурный расцвет мусульманских обществ аль-Андалуса и Сицилии в XI-XIII веках. Автор попытался охватить более широким взглядом исторические процессы во всех странах мусульманского Запада. Он начинает с кризиса XI в. (взятие христианами Коимбры в 1064 г. и Толедо в 1085 г., высадки норманнов на Сицилии в 1061 г.) и кончает кануном падения господства Альмохадов в начале XIII века. Гишар отмечает "плохое знание" западноисламских обществ в силу "острой нехватки" источников, признает "наше глубокое незнание условий существования мусульманского населения". Автор сосредоточил свои усилия на том, чтобы преодолеть "бедность" (разумеется, относительную) исходного материала. Труд Гишара содержит краткую характеристику основных процессов XI - XII вв. в аль-Андалусе и на Сицилии. Основное содержание книги составляют люди и события, политические и культурные процессы, государственные и религиозные конфликты, показанные главным образом путем подборки текстов документов, материалов дипломатической переписки, дарственных, из мемуаров, деклараций о крепостной зависимости, свидетельств очевидцев, судебных и хозяйственных отчетов, личных писем, договоров и соглашений, отрывков из латинских хроник и произведений арабских, испанских, итальянских, французских и немецких историков, географов, путешественников, археологов, искусствоведов. Научный аппарат и комментарии Гишара по своему объему иногда превосходят цитируемые материалы. Среди этих комментариев есть микроисследования (например, о керамике и изделиях из слоновой кости).

Гишар сформулировал свою концепцию истории аль-Андалуса и Сицилии в XI - XII веках, показал взаимосвязанность этих регионов (в культурном плане не прервавшуюся и после норманнского завоевания Сицилии), провел своего рода "инвентаризацию" имеющихся по этой теме первоисточников (включая данные археологии и искусствоведения), осуществил историко- социологическую реконструкцию многих особенностей жизни мусульманского Запада в средние века, еще раз подчеркнув влияние культуры этого региона на всю Западную Европу, включая Германию. По мнению автора, "археология должна постепенно прояснить реальности экономического и социального порядка, которые мы знаем так плохо". Подчеркивая также необходимость более интенсивного использования данных эпиграфики, нумизматики, религиоведения и прочих дисциплин, Гишар уверен, что тем самым откроются "малоиспользованные направления исследований, до сих пор только намечавшиеся, но много обещающие". Он не случайно завершает книгу цитированием послания 1200 года поэта аш- Шакунди, в котором выражено "чувство культурного превосходства" андалусийцев над магрибинцами. Но только ли над магибинцами? Думается, что Гишар тем самым хотел обратить внимание "неарабистов", о которых он упоминает во введении, на великую культуру, сыгравшую громадную и ныне многими незаслуженно забытую роль в истории как Европы, так и мира ислама.

Гишар нередко выступает в соавторстве с уже упоминавшимся Лагардэром и А. Бреском. Первый из них утвердился в качестве одного из знатоков аль-Андалуса 23 . Творчество второго несколько шире и, базируясь в основном на изучении арабской Сицилии, тяготеет к обобщению исторических связей различных

стр. 128


государств средневекового Средиземноморья. В частности, он установил на базе ранее неизвестных архивов "арабский", "греческий" и "татарский" периоды в сицилийской работорговле 1300 - 1450 годов 24 .

Об интересе французов к всестороннему изучению истории Средиземноморья свидетельствует и переиздание классического труда Ф. Броделя 25 . Традиции Броделя живы во Франции и ныне. Публикация его ранних работ о Средиземноморье - одно из подтверждений этого 26 . Еще важнее то, что французские медиевисты используют методологию Броделя, во многом напоминающую "многофакторный анализ" Питирима Сорокина. Ярким примером может служить большая коллективная работа "Государства, общества и культуры средневекового мусульманского мира в X - XV веках". Это в равной степени относится к главам Т. Бьянки об исмаилитском халифате Фатимидов, первоначально возникшем с помощью берберов Магриба, Гишара - об Амиридах и "удельных королях" аль-Андалуса, Альморавидах, Альмохадах и контрнаступлении Европы в XIII в., Бреска - о реакции мира ислама на "латинскую экспансию" и крестовые походы 27 .

Сочетание широты и эрудиции Броделя с углубленным анализом первоисточников, с вниманием к деталям, к ранее известным подробностям интеллектуальной и общественной жизни, стремление к новым обобщениям на солидной основе - таковы наиболее видимые черты творчества этих авторов, а также других видных представителей современной французской историографии средневекового мусульманского Запада.

Примечания

1. См. Народы Азии и Африки, 1990, N 5.

2. ЛЕВИ-ПРОВАНСАЛЬ Э. Арабская культура в Испании. М. 1967, с. 29.

3. LEVI-PROVENCAL Е. Histoire de l'Espagne musulmane. Т. I - II. P. - Leyde. 1950; t. III. P. 1953.

4. LEVI-PROVENCAL E. L'Espagne musulmane au X-e siecle: institutions et vie sociale. P. 1932; ejusd. Inscriptions arabes d'Espagne. P. 1936; ejusd. Islam d'Occident: etudes d'historie medievale. P. 1948.

5. PERES H. La poesie andalouse en arabe classique au XI-е siecle. P. 1937; TERRASSE H. Islam d'Espagne: une rencontre entre l'Orient et l'Occident. P. 1958.

6. ARIE R. Espafia musulmana (siglos VIII-XV). Barcelona. 1982; ejusd. Espaiia musulmana (textos у documentos). Barcelona. 1985; ejusd. Etudes sur la civilisation de 1'Espagne rnusulmane. Leyde. 1990.

7. ARIE R. L'Espagne musulmane au temps des Nasrides (1232 - 1492). P. 1973 (2-me ed. 1990).

8. Boletin de la Asociacion Espanola de Orientalistas. Madrid. 1991, p. 192.

9. ARIE R. L'Occident Musulman au Bas Moyen Age. P. 1992.

10. см. Revue de l'Occident Musulman et de la Mediterranee, 1985, N 40.

11. ARIE R. L'Occident, 72.

12. Ibid., pp. 78 - 79, 125.

13. DUFOURCQ Ch. -E. L'Espagne catalane et le Maghrib aux XIII-e et XIV-е siecles. P. 1966, p. 57; PREMAIRE A. -L. de. Maghreb et Andalousie au XIVe siecle. Lyon. 1981. pp. 39 41; Studies in the Economic History of the Middle East from the Rise of Islam to the Present Day. End. 1970, pp. 139 - 155.

14. GUICHARD P. Les musulmans de Valence et la Reconquete (XI - XIII siecles). Damas. T. 1. 1990; t. 2. 1991. Рецензию на эту книгу см. Восток, 1992. N 1.

15. BAZZANA A., CRESSIER P., GUICHARD P. Les chateaux ruraux d'al-Andalus. Madrid. 1988.

16. BAZZANA A., BEDIA GARCIA J. Saltes: una ciudad islamica. Madrid-Huelva. 1993.

17. GUICHARD P. Al-Andalus: estructura antropologica dc una sociedad islamica en Occidente. Barcelona. 1976; ejusd. Toponimia у geografia musulmana de Valencia. Zaragoza. 1979; ejusd. Estudios sobre historia medieval. Valencia. 1987; ejusd. El nacimiento del Islam andalusi; El apogeo del Islam andalusi; Los compesinos de al-Andalus. - In: BENNASSAR B. Historia de los espanoles. Siglos VI - XVII. Barcelona. 1989, pp. 53 -165.

18. LAGARDERE V. Abu Bakr b. Al-Arabi, grand cadi de Seville. Revue de l'Occident Musulman et de la Mediterranee, 1985, N 40; GUICHARD P., LAGARDERE V. La vie sociale

стр. 129


et economique de l'Espagne musulmane aux XI - XII-e siecles. - Melanges de la Casa de Velazquez, 1990, N 26/1.

19. NAVARRO PALAZON J., ROBLES A. Murcie. Une maison musulmane. L'Andalousie arabe au quotidien. P. 1991; ZAYAS R. de. Les Morisques et le meisme d'Etat. P. 1992.

20. GUICHARD P. Structures sociales "orientates" et "occidentales" dans l'Espagne musulmane. P. - La Haye. 1977, p. 347.

21. GUICHARD P. Les Musulmans de Valence. T. 1, p. 20 - 23.

22. GUICHARD P. L'Espagne et la Sicile musulmanes aux XI-е et XII-e siecles. Lyon. 1991.

23. LAGARDERE V. Communautes mozarabes er pouvoir almoravide en 519/1125 en Andalus. - Studia Islamica, 1988, N 67; ejusd. De Vendredi de Zallaqa: 23 octobre 1086. P. 1969.

24. BRESC H. Un monde mediterraneen. Economic et societe en Sicile 1300 - 1450. P. - Palermo. 1986 (t. 1, pp. 439 - 444).

25. BRAUDEL F. La Mediterranee et le monde mediterranean a l'epoque de Philippe II. P. 1990.

26. BRAUDEL F. Autour de la Mediterranee. P. 1996.

27. Etats, societes et cultures du Monde Musulman Medieval. Xe - XVe siecle. P. 1995.


© biblio.kz

Постоянный адрес данной публикации:

https://biblio.kz/m/articles/view/ФРАНЦУЗСКИЕ-ИСТОРИКИ-О-МУСУЛЬМАНСКОМ-ЗАПАДЕ-В-СРЕДНИЕ-ВЕКА

Похожие публикации: LКазахстан LWorld Y G


Публикатор:

Қазақстан ЖелідеКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://biblio.kz/Libmonster

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

Р. Г. Ланда, ФРАНЦУЗСКИЕ ИСТОРИКИ О МУСУЛЬМАНСКОМ ЗАПАДЕ В СРЕДНИЕ ВЕКА // Астана: Цифровая библиотека Казахстана (BIBLIO.KZ). Дата обновления: 17.05.2021. URL: https://biblio.kz/m/articles/view/ФРАНЦУЗСКИЕ-ИСТОРИКИ-О-МУСУЛЬМАНСКОМ-ЗАПАДЕ-В-СРЕДНИЕ-ВЕКА (дата обращения: 22.12.2024).

Автор(ы) публикации - Р. Г. Ланда:

Р. Г. Ланда → другие работы, поиск: Либмонстр - КазахстанЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Қазақстан Желіде
Астана, Казахстан
628 просмотров рейтинг
17.05.2021 (1316 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
визит Президента в Смарт-центр
Каталог: Педагогика 
2 часов(а) назад · от кто-то
ПЕРСПЕКТИВЫ ЛЕВАНТА В СВЕТЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕРЕХОДА ОТ СРЕДНЕГО К ВЕРХНЕМУ ПАЛЕОЛИТУ
Каталог: История 
23 часов(а) назад · от Urhan Karimov
DAVID LAZAREVICH BRODYANSKY - 75 YEARS OLD
Каталог: Вопросы науки 
Вчера · от Urhan Karimov
КАСАР-КУРУГ: ЗАПАДНАЯ СТАВКА УЙГУРСКИХ КАГАНОВ И ПРОБЛЕМА ИДЕНТИФИКАЦИИ ПОР-БАЖЫНА
Вчера · от Urhan Karimov
К ВОПРОСУ О "ВОСТОЧНОМ" НАПРАВЛЕНИИ КУЛЬТУРНЫХ СВЯЗЕЙ НАСЕЛЕНИЯ СЕВЕРА СРЕДНЕГО ПОВОЛЖЬЯ В ЭПОХУ БРОНЗЫ
Каталог: История 
Вчера · от Urhan Karimov
EXPERIENCE IN STUDYING WOODEN BURIAL STRUCTURES DURING EXCAVATIONS OF ARCHAEOLOGICAL SITES
Каталог: История 
Вчера · от Urhan Karimov
ПОГРЕБАЛЬНО-КУЛЬТОВЫЙ КОМПЛЕКС АЛАКУЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ВОСТОЧНОМ ОРЕНБУРЖЬЕ
2 дней(я) назад · от Urhan Karimov
ANTHROPOLOGICAL CHARACTERISTICS OF THE POPULATION OF THE SOUTHERN TAIGA IRTYSH REGION (based on the materials of the burial grounds of the Ust-Ishim archaeological culture at the turn of the first and second millennium AD)
3 дней(я) назад · от Urhan Karimov
СЕРЕБРЯНОЕ БЛЮДО СО СЦЕНАМИ БОРЬБЫ ИЗ НИЖНЕГО ПРИОБЬЯ
3 дней(я) назад · от Urhan Karimov
КИНЖАЛЫ ФОФОНОВСКОГО МОГИЛЬНИКА ИЗ КОЛЛЕКЦИИ МУЗЕЯ БУРЯТСКОГО НАУЧНОГО ЦЕНТРА СО РАН: ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ТРАСОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Каталог: История 
3 дней(я) назад · от Urhan Karimov

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

BIBLIO.KZ - Цифровая библиотека Казахстана

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры Библиотеки

ФРАНЦУЗСКИЕ ИСТОРИКИ О МУСУЛЬМАНСКОМ ЗАПАДЕ В СРЕДНИЕ ВЕКА
 

Контакты редакции
Чат авторов: KZ LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Цифровая библиотека Казахстана © Все права защищены
2017-2024, BIBLIO.KZ - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие Казахстана


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android