Libmonster ID: KZ-762
Автор(ы) публикации: Ж. Г. ГОЛОТВИН, М. Е. МАТАТОВ

В Азербайджанской ССР и Дагестанской АССР (25 тыс. человек), а также в Иране (до 300 тыс. человек) живет ираноязычная народность - таты. Веровавшая их часть исповедовала три различные религии: ислам, иудаизм, христианство монофизитского толка1 . Татский язык относится к иранской ветви индоевропейской языковой семьи, составляя одно из наречий новоперсидского языка2 . Он близок, в частности, к языку, на котором говорит большинство таджиков3 .

Само слово "тат" на протяжении веков имело различное значение. В раннее средневековье так именовалось в целом ираноязычное население Среднего Востока и Средней Азии. В Иране это слово применялось вначале как общее название оседлых ираноязычных жителей страны, не считавших себя персами; затем оно стало наименованием одной из этнических групп. В СССР татами называются сейчас лица, говорящие на татском языке, независимо от былых религиозных традиций, ныне в значительной степени утраченных4 . Это положение о единой в рамках СССР народности нашло законодательное закрепление в Конституции ДагАССР 1937 г., когда татоязычная группа населения с иудейским вероисповеданием составляла 95% всех проживавших там татов. Конституция республики 1978 г. сохранила данное положение5 .

Татское население Ирана издавна проживает в селах между городами Тегеран и Казвин, в горном районе Таликан и равнинном - Зохра. Основные его занятия - земледелие и садоводство6 . История татов в Иране связана с миграцией скотоводческих племен во II - начале I тыс. до н. э.7 . На Иранском плато сложился ряд племенных союзов, включавших как местные, так и пришлые этносы. Не случайно таты говорят на диалектах, представляющих собой производные от языка, первоначально бывшего в употреблении в Восточной Мидии8 . Татский язык сближается и с некоторыми прикаспийскими: талышским, гилянским, мазандеранским - тоже иранскими. Некоторые, исследователи относят татский язык к диалектам, на которых говорили юго- западные группы иранских племен9 . Это по-


1 Брук С. И. Население мира. М. 1986, с. 143, 170, 358.

2 Миллер Б. В. Таты, их расселение и говоры. Баку. 1929,

3 Народы Кавказа. Т. II. М. 1962, с. 181.

4 Магомедов Р. М. К вопросу о татах. В сб.: У нас Родина одна - Советский Союз. Махачкала. 1981, с. 11 - 12; Люшкевич Ф. Д. Термин "тат" как этноним в Средней Азии, Иране и Закавказье. - Советская этнография:, 1971, N 3, с. 25 - 28.

5 Конституция (Основной Закон) Дагестанской Автономной Советской Социалистической Республики. Махачкала. 1975, ст. 78, 111, 112; то же. Махачкала. 1978, ст. 148, 157, 158; Авшалумов Х. Легенда и быль. - Дагестанская правда, 2.III.1977.

6 Люшкевич Ф. Д. Некоторые этнографические данные о татах Ирана. В кн.: Этническая история народов Передней Азии М. 1972, с. 193 - 194.

7 История Ирана. М. 1977, с. 30, 43, 45.

8 Дьяконов И. М. История Мидии с древнейших времен до конца IV века до н. э. М. -Л. 1956, с. 92, 139; его же. Очерки истории древнего Ирана. М. 1961, с. 42 - 43.

9 Основы иранского языкознания. Новоиранские языки. М. 1982, с. 3, 232 - 233.

стр. 185


зволяет говорить об иранском происхождении татов.

Относительно времени появления татов на Кавказе сложилось определенное мнение10 , разделяемое, однако, не всеми специалистами. В начале III в. н. э. в Иране воцарилась династия Сасанидов, развернувшая экспансию на Кавказ, особенно Восточный. Они стремились, подчинив себе этот регион, надежно закрыть Албанские ворота (Дербентский проход), чтобы обезопасить свои владения с севера, откуда часто прорывались на юг кочевые племена. Иранские завоеватели построили на Кавказе ряд оборонительных сооружений. По договору 387 г. с Византией Иран обязался держать на Кавказе крепости и гарнизоны, за что Византия выплачивала субсидию. К тому времени и относится переселение в Азербайджан и Южный Дагестан части ираноязычного населения в качестве военных колонистов.

Современные таты СССР являются их потомками. Они проживают на Апшеронском полуострове, в селах Дивичинского, Шемахинского, Кубинского и других районов Азербайджана, в Дагестане и других республиках Северного Кавказа. Много татов живет в Дербенте и окрестных селах, что объясняется ключевым положением этого города в иранской оборонительной системе. Здесь были созданы мощные южная и северная стены протяженностью 3,5 км каждая. Их строительство завершилось в VI в. н. э.11 .

В некоторых работах встречаются утверждения, что часть татов и некоторые иные народности принадлежат к 10 "коленам израилевым", упоминаемым в Библии. Сообщалось, что их "таинственное исчезновение... заставляет искать их повсюду"; что "мысль о происхождении того или иного кавказского племени от евреев сама собой напрашивается"12 . Современная наука отвергает этот ни на чем не основанный домысел. Переселенные в древний Иран завоевателями (ассирийцами, вавилонянами) и проживавшие там древние евреи принадлежали к верхушечным слоям Израильского и Иудейского государств. Они были размещены в экономически развитых центрах Двуречья и в городах Мидии, где составили один из слоев торгово-ремесленного населения13 . Ассимиляционные процессы между местными татами-земледельцами и еврейскими переселенцами, жившими обособленными общинами, отсутствовали.

Что касается мнения, будто такая ассимиляция могла произойти позднее, уже на Восточном Кавказе, то и оно не имеет под собой научной базы. Таты Дагестана и Азербайджана составляли малочисленную этническую группу. Наиболее многочисленными были там тюркоязычные азербайджанцы и кумыки, а также принадлежащие к иберокавказской языковой семье аварцы, лезгины и даргинцы. Никогда татский язык не был там средством межэтнического общения.

Накануне Великого Октября таты обрабатывали до 10 тыс. десятин пахотной земли в Дагестане, до 5 тыс. - в Северо-Кавказском крае, до 3 тыс. - в Азербайджане14 . Основным их занятием оставалось земледелие. Они обрабатывали труднодоступные горные участки, сея рис и пшеницу, разводили виноград, сажали фруктовые деревья, возделывали овощи15 . В Дербенте они специализировались на виноградарстве, многие во время путины работали на рыбных промыслах. Развивались у них также кустарные промыслы и ремесла.

Уклад жизни татов долго оставался полупатриархальным с родовыми пережитками, в особенности в Дагестане. Там сохранялось полунатуральное хозяйство, браки заключались с учетом родственных связей (между двоюродными и троюродными лицами). Старший в роду мужчина был фактическим вершителем судеб членов рода. В основе быта лежали адаты (неписаные законы): беспрекословное подчинение старшим, обязательная помощь односельчанину, стро-


10 Народы Кавказа. Т. II, с. 44; История Азербайджана. Т. I. Баку. 1958, с. 82 - 84; История Дагестана. Т. I. М. 1967, с. 115; История Ирана, с. 126.

11 Хан-Магомедов С. О. Дербент. М. 1958, с. 11; Магомедов Р. М. История Дагестана с древнейших времен до конца XIX века. Махачкала. 1968, с. 79; Кудрявцев А. А. Древний Дербент. М. 1982, с. 72, 76, 84.

12 Вайсенберг С. Евреи в Туркестане. - Еврейская старина, 1912, вып. IV, с. 291 - 392; Маггид Д. Г. Евреи на Кавказе. СПб. 1906, с. 25.

13 Тюменев А. И. Евреи в древности и средние века. Пг. 1922, с. 231; Иванов М. С. Население Ирана. В кн.: Труды Института этнографии АН СССР. Т. 83. 1963, с. ПО.

14 Саввов Д. Власть Советов и таты. - Просвещение национальностей, 1931, N 6, с. 27.

15 Анисимов И. Ш. Кавказские горцы-евреи. М. 1888, с. 27.

стр. 186


гое соблюдение правил гостеприимства и др. Бытовали кровная месть и многоженство. Женщины занимали подчиненное положение. Жена выполняла любое указание мужа, на улице закрывала лицо платком, не имела права разговаривать с посторонними мужчинами. Женщин не допускали в религиозные школы и молельные дома, девушек выдавали замуж по воле родителей.

Одеждою таты почти не отличались от других горцев и тоже носили кинжалы. Как большинство горских народностей до революции, таты были сплошь неграмотны, не имели своей письменности. Почти все тато-язычные этнические группы владели азербайджанским языком в Азербайджане и Южном Дагестане, кумыкским - в остальной части Дагестана. Например, татский народный сказитель и поэт Ш. Семенду (1856 - 1939 гг.) многие свои импровизации и стихи излагал на азербайджанском языке, используя передававшиеся из уст в уста изречения иранских и азербайджанских мыслителей16 . Сейчас языком межнационального общения у татов является русский.

С XIX в. у татов наблюдалось классовое расслоение. Во второй половине XIX в. часть их обосновалась в городах Северного Кавказа. Стали постепенно складываться татская городская и сельская буржуазия: богатые землевладельцы, заводчики, купцы.

В древности таты были язычниками: поклонялись огню, верили в существование злых и добрых духов. Языческие верования проявлялись особенно наглядно в своеобразных обрядах похорон. Ислам часть татов приняла в VIII - IX вв.17 , после вторжения на Кавказ арабов. Другая часть татов, жившая в Хазарском каганате, стала исповедовать иудаизм, переняв его у верхушки хазар18 . Еще одна часть татов, проживавшая в армянских селах, приняла христианство. Однако сохранилось единство татоязычных групп в духовной культуре, быте, традициях и некоторых культовых обрядах. В фольклоре татов отразилось их иранское происхождение. В нем прослеживаются два пласта: более древний с присущими ему общеиранскими персонажами дэвов и поздний, дагестанский, с характерным образом "справедливого разбойника"19 . Антропология, в свою очередь, подтверждает единство происхождения всех татов20 . Разница в вероисповедании не мешала татам поддерживать дружественные отношения и даже заключать браки21 .

Между татами и соседними кавказскими народностями существовали добрососедские отношения, что было следствием и одинаковых социально- экономических условий жизни, и общности бытовых норм, сложившихся в течение веков. Дагестанские таты разделяли историческую судьбу всех народов Дагестана, восприняв большинство элементов их духовной и материальной культуры и традиций и закономерно получив право считаться одной из народностей этой республики22 . Данное положение нашло конкретное воплощение и в том, что на гербе ДагАССР ее наименование написано и по- татски, равно как по-аварски и пр. То же самое относится к флагу автономной республики.

Лишь при Советской власти таты получили свою письменность. Были открыты татские школы и различные культурные учреждения. В 1928 г. начала выходить первая газета на татском языке - "Захметкеш" ("Труженик"). В СССР получила развитие татская литература. Возникли татские колхозы.

Все новое у трудящихся татов побеждало в тяжелой борьбе с давними традициями. Она развернулась, в частности, вокруг вопроса о том, каким быть татскому алфавиту. Часть иудейского духовенства ратовала за введение древнееврейского алфавита, сторонники ислама предлагали арабский. Однако ни тот, ни другой не соответствовали фонетике татского языка. Поэтому было решено разработать новый алфавит. Неоценимую помощь в этом оказали им Коммунистическая партия и Советское правительство. Введение новых алфавитов, сначала на основе латинской графики, затем - русской, сыграло решающую роль


16 Мататов Е. Молодая литература возрожденного народа. - Дагестанская правда, 24.III.1936.

17 История Ирана, с. 126.

18 Плетнева С. А. Хазары. М. 1976; Грюнберг А. Л., Давыдова Л. Х. Татский язык. В кн.: Основы иранского языкознания, с. 231.

19 Золотой сундук. Сказки татов Дагестана. М. 1974, с. 4.

20 Курдов К. М. Таты Дагестана. - Русский антропологический журнал, 1907, N 3 - 4, с. 65; Элькинд А. Д. Евреи. М. 1903, с. 30.

21 Ховен. Из прошлого и настоящего азиатских евреев. СПб. Б. г., с. 223; Кукулиев Я. А. Не вмешивайтесь в нашу жизнь. - Знамя коммунизма, Дербент, 10.I.1981.

22 Магомедов Р. М. К вопросу о татах, с. 13.

стр. 187


в ликвидации вековой неграмотности народов этого региона и приобщении их к социалистическому строительству.

Иногда пытаются приписать некую роль местному духовенству в деле создания письменности для татов. Утверждалось также, что действовавший в Дербенте в 1918 г. татский театральный кружок был местом зарождения татской советской литературы23 . Но организован он был иудаистским духовенством, и верховодили в нем буржуазные националисты. Пьесы на религиозные темы, которые там ставились, были направлены на разжигание национальной розни. Они по духу и содержанию не были связаны с социалистической идеологией.

Передовые представители татской народности, вдохновленные ленинскими идеями, стали под знамя Великого Октября. Один из создателей татской письменности и литературы, в прошлом рабочий-металлист, большевик Е. Мататов, был участником Октябрьского вооруженного восстания 1917 г. в Петрограде и гражданской войны, делегатом X съезда, РКП (б). За участие в боях на Перекопе против Врангеля коммунист И. Вениаминов был награжден орденом Красного Знамени. Активными участниками гражданской войны и борьбы за Советскую власть являлись первый редактор татской газеты большевик А. Бинаев, ветераны КПСС Д. Данилов, Е. Авшалумов, Я. Якубов, Х. Ифраимов, многие другие. В годы гражданской войны в составе войск Н. Ф. Гикало, одного из руководителей борьбы за Советскую власть на Северном Кавказе, действовал татский отряд. В 1920 г. большое число татов-бедняков в составе Терской кавалерийской бригады участвовало в борьбе с бандитизмом на Северном Кавказе24 .

Таты принимали активное участие и в Великой Отечественной войне, двое из них удостоены высокого звания Героя Советского Союза: Ш. Абрамов и И. Илизаров. В Дагестане хорошо знают Героя Социалистического Труда Г. Давыдову, председателя одного из первых татских колхозов "Красная батрачка". Орденом Ленина отмечен вклад ветерана КПСС Я. Агарунова, бывшего секретаря Куйбышевского обкома ВКП(б), в создание "Второго Баку" в годы Великой Отечественной войны. У татов при Советской власти выросла своя интеллигенция: писатели, ученые, инженеры, учителя, агрономы. В их числе - лауреат Ленинской премии, Герой Социалистического Труда проф. Г. Илизаров. Всему миру известна клиника, которую возглавил этот выдающийся медик. Хорошо известны своими произведениями татские писатели и поэты Я. Агарунов, Ю. Семенов, М. Дадашев, Б. Гаврилов, заслуженный работник культуры ДагАССР М. Бахшиев, заслуженный работник культуры РСФСР Х. Авшалумов, заслуженный работник культуры Кабардино-Балкарской АССР Д. Шабаев. Великий Октябрь открыл перед небольшой народностью широкий простор для плодотворного труда и расцвета каждой личности, на примере татов еще раз наглядно продемонстрировав сущность и жизненность ленинской национальной политики.


23 Мусаханова Г. Б. Татская литература. В кн.: Краткая литературная энциклопедия. Т. 7. М. 1972, с. 409; ее же. О развитии метода социалистического реализма в татской советской литературе. В кн.: Развитие социалистического реализма в дагестанской советской литературе. Махачкала. 1980, с. 33.

24 Саввов Д. Ук. соч., с. 27.


© biblio.kz

Постоянный адрес данной публикации:

https://biblio.kz/m/articles/view/У-исторической-карты-народов-мира-ТАТЫ

Похожие публикации: LКазахстан LWorld Y G


Публикатор:

Қазақстан ЖелідеКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://biblio.kz/Libmonster

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

Ж. Г. ГОЛОТВИН, М. Е. МАТАТОВ, У исторической карты народов мира. ТАТЫ // Астана: Цифровая библиотека Казахстана (BIBLIO.KZ). Дата обновления: 09.11.2018. URL: https://biblio.kz/m/articles/view/У-исторической-карты-народов-мира-ТАТЫ (дата обращения: 22.12.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - Ж. Г. ГОЛОТВИН, М. Е. МАТАТОВ:

Ж. Г. ГОЛОТВИН, М. Е. МАТАТОВ → другие работы, поиск: Либмонстр - КазахстанЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Қазақстан Желіде
Астана, Казахстан
1452 просмотров рейтинг
09.11.2018 (2235 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
визит Президента в Смарт-центр
Каталог: Педагогика 
3 часов(а) назад · от кто-то
ПЕРСПЕКТИВЫ ЛЕВАНТА В СВЕТЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕРЕХОДА ОТ СРЕДНЕГО К ВЕРХНЕМУ ПАЛЕОЛИТУ
Каталог: История 
23 часов(а) назад · от Urhan Karimov
DAVID LAZAREVICH BRODYANSKY - 75 YEARS OLD
Каталог: Вопросы науки 
Вчера · от Urhan Karimov
КАСАР-КУРУГ: ЗАПАДНАЯ СТАВКА УЙГУРСКИХ КАГАНОВ И ПРОБЛЕМА ИДЕНТИФИКАЦИИ ПОР-БАЖЫНА
Вчера · от Urhan Karimov
К ВОПРОСУ О "ВОСТОЧНОМ" НАПРАВЛЕНИИ КУЛЬТУРНЫХ СВЯЗЕЙ НАСЕЛЕНИЯ СЕВЕРА СРЕДНЕГО ПОВОЛЖЬЯ В ЭПОХУ БРОНЗЫ
Каталог: История 
Вчера · от Urhan Karimov
EXPERIENCE IN STUDYING WOODEN BURIAL STRUCTURES DURING EXCAVATIONS OF ARCHAEOLOGICAL SITES
Каталог: История 
Вчера · от Urhan Karimov
ПОГРЕБАЛЬНО-КУЛЬТОВЫЙ КОМПЛЕКС АЛАКУЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ВОСТОЧНОМ ОРЕНБУРЖЬЕ
2 дней(я) назад · от Urhan Karimov
ANTHROPOLOGICAL CHARACTERISTICS OF THE POPULATION OF THE SOUTHERN TAIGA IRTYSH REGION (based on the materials of the burial grounds of the Ust-Ishim archaeological culture at the turn of the first and second millennium AD)
3 дней(я) назад · от Urhan Karimov
СЕРЕБРЯНОЕ БЛЮДО СО СЦЕНАМИ БОРЬБЫ ИЗ НИЖНЕГО ПРИОБЬЯ
4 дней(я) назад · от Urhan Karimov
КИНЖАЛЫ ФОФОНОВСКОГО МОГИЛЬНИКА ИЗ КОЛЛЕКЦИИ МУЗЕЯ БУРЯТСКОГО НАУЧНОГО ЦЕНТРА СО РАН: ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ТРАСОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Каталог: История 
4 дней(я) назад · от Urhan Karimov

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

BIBLIO.KZ - Цифровая библиотека Казахстана

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры Библиотеки

У исторической карты народов мира. ТАТЫ
 

Контакты редакции
Чат авторов: KZ LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Цифровая библиотека Казахстана © Все права защищены
2017-2024, BIBLIO.KZ - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие Казахстана


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android