Libmonster ID: KZ-1141
Автор(ы) публикации: Ж. И. Костоева

В начале XX в. Саудовская Аравия являлась одной из самых отсталых в экономическом и социальном отношении арабских стран с крайне ограниченными ресурсами. Ежегодные доходы королевства в 1920-е годы не превышали 100 тыс. золотых гиней1, а главным их источником были сборы с паломников, численность которых в связи с мировым кризисом 20-х - 30-х годов XX в. резко сократилась. Саудовская Аравия находилась в числе аутсайдеров в области просвещения среди арабских стран, опережая лишь Йемен. Неграмотность к середине XX в., по различным оценкам, отхватывала 95 - 97,5% взрослого населения королевства2. "Общественное образование находится в младенческом возрасте" - констатировали в конце 1950-х годов американские исследователи3.

Основатель современного саудовского королевства Ибн Сауд понимал, что для модернизации общества ему необходимы образованные граждане, которые со временем смогут заменить западных экспертов и менеджеров, работавших в стране. Поэтому, несмотря на крайнюю ограниченность финансовых ресурсов, король с целью развития просвещения активно привлекал в страну учителей из других арабских стран, особенно из Египта, а также посылал саудовцев на учебу в Египет. По мере роста коммерческой добычи нефти после 1946 г. и получения государством растущих доходов от экспорта число приглашенных преподавателей заметно возросло, что привело, по мнению ряда авторов, к "прогрессирующей египтизации" всей системы просвещения в 1950-х - 1960-х годах.

В 1953 г. Ибн Сауд учредил Совет министров. Было создано 8 министерств, в т.ч. министерство просвещения, начавшее работу в январе 1954 г., и сформированное на базе бывшего Директората просвещения4.

Важную роль в развитии саудовской системы просвещения сыграл принц Фей-сал (в то время заместитель главы кабинета министров). Под его руководством с 1954 г. была создана административная структура управления и развития просвещения в стране. В 1954 г. в королевстве насчитывалось 356 учебных заведений (включая духовные и педагогические институты, курсы по изучению английского языка и обучению машинописи), в которых обучались 46880 учащихся и работали 1954 преподавателя. В том же году на нужды просвещения было выделено 2,8 млн. долл., но к 1964 г. этот показатель поднялся до 100 млн.5.

Принц Фахд Ибн Абд аль-Азиз, став министром образования, пытался сделать образование доступным для всех граждан страны. На первом этапе своей деятельности новый министр столкнулся с огромными трудностями: отсутствие квалифицированных педагогических кадров, недостаточное число школ. Министерство остро нуждалось в материальной базе, необходимой для развития просвещения. В королевстве не подготавливались и не издавались учебники, не было ни пособий, ни учебных


Костоева Жанна Ибрагимовна - аспирант Института стран Азии и Африки при МГУ.

стр. 156

принадлежностей. Министерству просвещения пришлось "преодолеть многие трудности, начиная от приглашения учителей из арабских стран и ввоза учебников и учебных принадлежностей, включая мел и доски"6.

В конце 1950-х годов была введена современная система среднего образования, разделенная на три ступени: начальная (6 лет), неполная средняя (3 года), средняя (3 года). Школа высшей ступени появилась в Эр-Рияде в 1957 г., когда открылся первый современный университет. А до той поры основанные еще Директоратом просвещения шариатские и педагогические колледжи в Мекке и Эр-Рияде преимущественное внимание уделяли изучению традиционных предметов, главным образом религиозного толка. Почти все преподаватели нового университета были иностранцами. Обучение было бесплатным, студенты получали от государства стипендии. Среди выпускников этого заведения оказалось немало сторонников модернизации страны7. Впоследствии этот университет получил имя короля Сауда, а в стране было основано еще 7 новых, действующих до сих пор университетов.

В 1965 г. был образован Высший совет по политике просвещения. Ему поручалась разработка стратегии и идеологии развития просвещения в королевстве. В 1970 г. Высший совет опубликовал программный документ "Политика просвещения в Королевстве Саудовская Аравия". В нем излагались принципы, на которых базируется система просвещения. "Истоки политики просвещения Королевства Саудовская Аравия, - говорилось в документе, - вытекают из ислама... Вера, культ, мораль, шариат, заповедь и совершенный порядок жизни - они все составляют основную часть общей политики государства"8.

Согласно этому документу, религиозные дисциплины являются основой в течение всех лет начального, незаконченного среднего и среднего образования для всех специальностей, а предмет "исламская культура" - основной в течение всех лет обучения в высших учебных заведениях9.

Другие принципы, разработанные Высшим советом, заключались в следующем: дальнейшее расширение сети начальных, неполных средних и средних школ; содействие дальнейшему развитию высшего университетского образования; введение и развитие современных методов в обучении, здравоохранении, социальном обеспечении и спорте.

Особое внимание уделялось развитию сети медицинских учреждений, обслуживающих учащихся, а также их социального обеспечения (бесплатное обучение, различные виды пособий, выплат, материальной помощи, стипендий, обеспечение некоторых категорий учащихся бесплатным питанием и транспортом и др.); постоянное расширение сети педагогических колледжей и совершенствование системы повышения квалификации учителей.

Значительное внимание при этом уделяется организации исследовательских центров по педагогике и воспитанию с целью применения научных методов в системе просвещения, анализу позитивного и негативного опыта в системе просвещения в королевстве и за рубежом.

Специальный раздел в "Политике просвещения" посвящен принципу развития, в котором отмечалась связь между образованием и всеобъемлющим развитием королевства, зависимость планов развития в экономической, социальной, культурной и политической сферах от успехов просвещения и образования.

В 1970-е годы Саудовская Аравия приступила к проведению специальных кампаний по ликвидации безграмотности среди кочевников и сельских жителей. В этот период число учащихся увеличилось по сравнению с серединой 1950-х годов более чем в 9 раз, а количество школ в стране возросло более чем в 11 раз10. В конце 1980-х годов в королевстве действовали 1415 школ по ликвидации неграмотности для мужчин и 1554 - для женщин, в которых обучались, соответственно, 78548 мужчин и 62415 женщин11. Тогда же начальным образованием было охвачено 76% детей (81% мальчиков и 70% девочек), средним образованием - 46% (53% мальчиков и 39% девочек), высшим - 12,1% (13,9% мужчин и 10,3% женщин). К 1990 г. численность неграмотных в королевстве составляла 37,6% всего населения (в 1982 г. - 48,9%), в том числе среди мужчин - 26,9% и среди женщин 51,9%12.

Вплоть до середины XX в. женское образование в королевстве носило слабо организованный характер. Считалось неприемлемым, чтобы девочки выходили из дома без сопровождения, поэтому они могли учиться только частным образом у себя дома, либо в небольших группах и куттабах13. "Наш первый школьный класс был расположен в доме одного из наших родственников, - вспоминала саудовская принцесса. - Семь семей клана аль-Саудов объединились и наняли учительствовать молодую женщину из Абу-Даби - города в соседних Эмиратах. В классе нас было немного, всего шестнадцать девочек, а обучали нас по популярной тогда методике,

стр. 157

называемой куттаб. Каждый день, от субботы до четверга, мы собирались ровно в девять утра в доме нашего кузена, а заканчивали занятия в два часа пополудни"14.

Таким образом, женские куттабы являлись первой формой групповой учебы девочек. Преподаванием занимались женщины, получившие определенные знания от своего отца, либо частного преподавателя. Эта ранняя форма женского образования была скорее религиозного, чем прикладного характера.

Однако в конце 1950-х годов в кварталах крупных городов возникла и стала распространяться сеть частных женских школ. Девочки, которые учились в этих школах, либо частным образом в своих собственных домах, сдавали те же экзамены и получали такие же сертификаты, как и мальчики, однако смешанное обучение не было принято в Саудовской Аравии.

Определенная часть саудовцев выступала с требованием и даже оказывала давление на правительство, с тем, чтобы оно взяло на себя заботу о просвещении девочек. По этому вопросу развернулась не просто дискуссия, но и борьба, так как консервативная часть улемов решительно выступила против женского образования. "Пятеро моих старших сестер не получили никакого образования, - говорит саудовская принцесса. - Все, что они знали - это Коран, выученный ими наизусть с помощью частного учителя, приходившего к нам в дом. Шесть раз в неделю по два часа в день они повторяли слова Корана за учительницей-египтянкой Фатимой, суровой женщиной лет сорока пяти. Однажды она попросила у моих родителей разрешения обучить сестер основам истории и математики, но отец ответил решительным отказом, и только слова пророка Мухаммада продолжали звучать каждый вечер в нашем доме"15.

В начале 1960-х годов благодаря гибкой политике принца Фейсала удалось достичь компромиса. Решить судьбу женского образования правительство поручило влиятельной группе экспертов, в которую вошли специалисты по просвещению и религиозные лидеры. Эксперты одобрили женское образование, как непротиворечащее религии.

Женское образование, начатое с нуля, развивалось быстрыми темпами. В 1965 г. число женских школ выросло до 160, а к 1970 г. их стало 357. Количеств учащихся увеличилось в 25, а преподавателей - в 38 раз16.

В годы первых пяти пятилетних планов (1970 - 1995 гг.) правительство постоянно держало в центре внимания вопросы образования и профессиональной подготовки граждан. Это было связано с убежденностью в том, что лучшей сферой капиталовложений является просвещение и образование.

За истекшие десятилетия королевство осуществило беспрецедентные инвестиции в развитие системы образования, которые и сегодня не прекращают расти самыми высокими темпами в мире. В настоящее время они превышают 9% от валового внутреннего продукта (при среднемировых показателях - около 5%)17.

За последние 20 лет Саудовская Аравия потратила на образование в общей сложности свыше 60 млрд. долларов18. Столь впечатляющие инвестиции позволили сделать школы и университеты королевства одними из самых оснащенных в мире, обеспечивающими широкие возможности для получения качественного образования всем желающим - как подданным королевства, так и иностранцам. Для тех и других оно бесплатно.

За последние 50 лет в стране было открыто 8 университетов, 94 колледжа и более 22 тыс. школ, в том числе 11191 - для мальчиков и 11441 - для девочек. Последние цифры, свидетельствующие о практически равном охвате базовым образованием мужского и женского населения19.

В настоящее время в Саудовской Аравии функционируют учебные заведения четырех уровней: дошкольные образовательные учреждения, начальные школы для детей в возрасте от 6 до 12 лет, средние классы (для подростков в возрасте от 12 до 15 лет) и старшие классы, в которых юноши и девушки в возрасте от 15 до 18 лет готовятся к продолжению образования в университете.

Система начального и среднего образования находится в ведении Министерства образования и Специального Совета по женскому образованию. Наряду с государственными существуют также и частные школы, однако подавляющее большинство детей получают образование именно в государственных учебных заведениях.

Численность студентов 8 университетов и других образовательных учреждений вузовского уровня составляет более 300 тыс. человек, из них около 70 тыс. учатся в университете имени короля Сауда20. При университете работает институт иностранных языков, где наряду с французским и немецким языками преподают и русский.

В конце 2005 г. в свет вышло издание Центра национального диалога "Проблемы молодежи. Реальность и перспектива". Это аналитическое исследование, базирующееся на опросах прежде всего представителей различных групп молодежи, попы-

стр. 158

талось ответить на вопрос: "Что представляет собой молодое современное поколение саудовцев?".

Возраст опрошенных колебался между 16 и 27 годами, большинство среди них было представлено студентами (61,7%, возраст которых составлял от 16 до 19 лет) и учащимися старших классов средней школы - 29,7%.

80% всех респондентов (юношей среди них было больше, чем девушек) подавали документы, необходимые для поступления в университет (77,4% среди них стали студентами). Для тех же, кто не сделал этого (19% всех опрошенных), отказ от поступления объяснялся "нежеланием" (11,6% юношей и 10,6% девушек), "удаленностью университета от места проживания" (20% юношей и 47,1% девушек), "недостаточностью полученных в школе баллов" (32,9% юношей и 22,4% девушек), "необходимостью поступить на работу" (17,4% юношей и 1,2% девушек)21. Этот результат свидетельствует об успехах политики просвещения по вовлечению молодежи в образовательный процесс.

Таким образом, за прошедшие 80 лет Саудовская Аравия сделала огромный рывок в организации системы национального образования: существенно сокращена неграмотность, увеличено число школ как для мальчиков, так и для девочек, действуют университеты. Правящая элита привлекает специалистов для выработки профессиональных рекомендаций с целью улучшения качества и стандартов обучения на всех его ступенях.


Примечания

1. 1 гинея в то время равнялась приблизительно 1 англ. ф.ст.

2. АЛЬ-МАНСУР М. С. Социальные проблемы развития системы образования в Саудовской Аравии, 1925 - 1995 гг. М. 1999, с. 93.

3. ВАСИЛЬЕВ А. М. История Саудовской Аравии (1745 г. - конец XX в.). М. 2001, с. 511.

4. Директорат просвещения просуществовал с 1926 по 1954 год.

5. Цит по: АЛЬ-МАНСУР М. С. Ук. соч., с. 100.

6. Там же, с. 93.

7. ВАСИЛЬЕВ А. М. Ук. соч., с. 511.

8. АЛЬ-МАНСУР М. С. Ук. соч., с. 95.

9. КОСАЧ Г. Г. Саудовская Аравия: внутриполитические процессы "этапа реформ" (конец 1990 - 2006 г.) М. 2007 г., с. 111.

10. Там же.

11. ЯКОВЛЕВ А. И. ЗАКАРИЯ М. Г. Нефтяные монархии Аравии на пороге XXI века. М. 1998, с. 66.

12. Там же.

13. Кутгабы - специальные помещения при мечетях для проведения уроков. Аналог современной начальной школы, специализирующейся на обучении мусульман арабскому языку, чтению, письму, Корану и математике.

14. ДЖИН П. СЭССОН. Принцесса. Правдивая история жизни под чадрой в Саудовской Аравии. М. 1998, с. 11.

15. Там же.

16. АЛЬ-МАНСУР М. С. Ук. соч., с. 98.

17. ЖАНТИЕВ Д. Р. Образование, наука и культура Саудовской Аравии. Король-реформатор. Видение российской интеллигенции. М. 2002, с. 198.

18. Там же, с. 198.

19. Там же.

20. Официальный сайт Университета им. короля Сауда - http://www.ksu.edu.sa (3.10.2007 г.).

21. КОСАЧ Г. Г. Ук. соч., с. 99.


© biblio.kz

Постоянный адрес данной публикации:

https://biblio.kz/m/articles/view/Становление-и-развитие-народного-образования-в-Саудовской-Аравии-в-XX-в

Похожие публикации: LКазахстан LWorld Y G


Публикатор:

Қазақстан ЖелідеКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://biblio.kz/Libmonster

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

Ж. И. Костоева, Становление и развитие народного образования в Саудовской Аравии в XX в. // Астана: Цифровая библиотека Казахстана (BIBLIO.KZ). Дата обновления: 14.11.2020. URL: https://biblio.kz/m/articles/view/Становление-и-развитие-народного-образования-в-Саудовской-Аравии-в-XX-в (дата обращения: 22.12.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - Ж. И. Костоева:

Ж. И. Костоева → другие работы, поиск: Либмонстр - КазахстанЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Қазақстан Желіде
Астана, Казахстан
1709 просмотров рейтинг
14.11.2020 (1499 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
ПЕРСПЕКТИВЫ ЛЕВАНТА В СВЕТЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕРЕХОДА ОТ СРЕДНЕГО К ВЕРХНЕМУ ПАЛЕОЛИТУ
Каталог: История 
9 часов(а) назад · от Urhan Karimov
DAVID LAZAREVICH BRODYANSKY - 75 YEARS OLD
Каталог: Вопросы науки 
15 часов(а) назад · от Urhan Karimov
КАСАР-КУРУГ: ЗАПАДНАЯ СТАВКА УЙГУРСКИХ КАГАНОВ И ПРОБЛЕМА ИДЕНТИФИКАЦИИ ПОР-БАЖЫНА
15 часов(а) назад · от Urhan Karimov
К ВОПРОСУ О "ВОСТОЧНОМ" НАПРАВЛЕНИИ КУЛЬТУРНЫХ СВЯЗЕЙ НАСЕЛЕНИЯ СЕВЕРА СРЕДНЕГО ПОВОЛЖЬЯ В ЭПОХУ БРОНЗЫ
Каталог: История 
17 часов(а) назад · от Urhan Karimov
EXPERIENCE IN STUDYING WOODEN BURIAL STRUCTURES DURING EXCAVATIONS OF ARCHAEOLOGICAL SITES
Каталог: История 
17 часов(а) назад · от Urhan Karimov
ПОГРЕБАЛЬНО-КУЛЬТОВЫЙ КОМПЛЕКС АЛАКУЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ВОСТОЧНОМ ОРЕНБУРЖЬЕ
22 часов(а) назад · от Urhan Karimov
ANTHROPOLOGICAL CHARACTERISTICS OF THE POPULATION OF THE SOUTHERN TAIGA IRTYSH REGION (based on the materials of the burial grounds of the Ust-Ishim archaeological culture at the turn of the first and second millennium AD)
3 дней(я) назад · от Urhan Karimov
СЕРЕБРЯНОЕ БЛЮДО СО СЦЕНАМИ БОРЬБЫ ИЗ НИЖНЕГО ПРИОБЬЯ
3 дней(я) назад · от Urhan Karimov
КИНЖАЛЫ ФОФОНОВСКОГО МОГИЛЬНИКА ИЗ КОЛЛЕКЦИИ МУЗЕЯ БУРЯТСКОГО НАУЧНОГО ЦЕНТРА СО РАН: ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ТРАСОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Каталог: История 
3 дней(я) назад · от Urhan Karimov
ОДОНТОЛОГИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ ПО ПРОБЛЕМЕ ПРОИСХОЖДЕНИЯ НОСИТЕЛЕЙ АЛАКУЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ
3 дней(я) назад · от Urhan Karimov

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

BIBLIO.KZ - Цифровая библиотека Казахстана

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры Библиотеки

Становление и развитие народного образования в Саудовской Аравии в XX в.
 

Контакты редакции
Чат авторов: KZ LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Цифровая библиотека Казахстана © Все права защищены
2017-2024, BIBLIO.KZ - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие Казахстана


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android