Libmonster ID: KZ-1327
Автор(ы) публикации: В. П. Набока

Братская помощь советских летчиков Китаю впервые была оказана в конце 30-х годов. Но был еще один эпизод в истории советских ВВС, когда по просьбе Китайского правительства наши летчики оказали услугу китайскому народу. Произошло это в первой половине 1950 года.

К этому времени в Китае практически завершилась гражданская война. Народно-освободительная армия Китая изгнала с материковой части страны армию Гоминьдана. Однако, чанкайшисты, закрепившиеся на Тайване и других мелких островах, потерпев поражение на сухопутном театре военных действий, сделали ставку на авиацию. С февраля 1950 г. их авиация стала осуществлять бомбардировки и обстрелы прибрежных городов и населенных пунктов Китайской Народной Республики (КНР.) Особенно разрушительные налеты совершались на крупнейший город и морской порт Шанхай и его окрестности 1 .

ВВС КНР, по существу, только создавались и оказать должного отпора гоминьдановской авиации не могли. Тем более, что ВВС Гоминьдана насчитывали около 240 боевых самолетов различных типов: 110 истребителей Р-51 "Мустанг" и 48 Р-47 "Тандерболт" американского производства, 21 четырехмоторный бомбардировщик В-24 "Либерейтор", 28 двухмоторных бомбардировщиков В-25 "Митчел" американского и 16 двухмоторных бомбардировщиков "Москито" английского производства, а также 16 разведчиков В-25 и Р-38 2 .

Учитывая сложившуюся ситуацию, Китайское правительство обратилось за помощью к Советскому Союзу. В это время в Москве велись переговоры Мао Цзэдуна и Чжоу Эньлая с руководителями Советского Союза, которые завершились подписанием 14 февраля 1950 г. Договора о дружбе, союзе и взаимной помощи между КНР и СССР. Оба государства обязались совместно принимать меры против агрессии со стороны любых враждебных государств и в случае нападения на одну из сторон другая немедленно должна была оказать ей военную помощь всеми имеющимися средствами 3 . Реализуя указанные договоренности, Советский Союз направил для обороны Шанхая от налетов гоминьдановской авиации группу войск ПВО в составе: 1. Управления группы войск, состоящего из: Командующего группой - генерал- лейтенанта Батицкого, заместителя Командующего по авиации - генерал-лейтенанта Слюсарева, начальника штаба - гвардии полковника Высоцкого; 2. Управление 106 истребительной авиационной дивизии (ИАД): командир дивизии - полковник Якушин, заместитель командира дивизии - полковник Новицкий, начальник штаба - подполковник Комаров; 3. Управление 52 зенитно-артиллерийской дивизии: командир дивизии- гвардии полковник Спиридонов,


Набока Виталий Петрович (Краснодар).

стр. 138


начальник штаба - полковник Антонов; 4.1 Гвардейский зенитно-прожекторный полк: командир полка - полковник Лысенко, начальник штаба - гвардии майор Бирюков; 5. Отдельный радиотехнический батальон: командир батальона - майор Михайлов, начальник штаба - капитан Поломарчук.

Основную ударную силу нашей группы войск составляла 106 ИАД. Приказом военного министра СССР N 0040 в ее состав вошли следующие части: 29 Гвардейский истребительный авиационный полк (ГИАП) - командир полка, Герой Советского Союза, гвардии подполковник Пашкевич, начальник штаба - гвардии подполковник Костенко. Полк имел на вооружении новейшие реактивные истребители МиГ-15 в количестве 40 штук; 351 истребительный авиационный полк (ИАП)- командир полка, Герой Советского Союза, гвардии подполковник Макаров, начальник штаба - майор Алгунов. Полк имел на вооружении 40 поршневых истребителей Ла-11 и 1 УЛа-9; 829 смешанный авиационный полк: командир полка- полковник Семенов, начальник штаба- подполковник Пичков. Полк имел на вооружении 10 бомбардировщиков Ту-2 и 25 штурмовиков Ил-10, плюс 1 УИл-10. Кроме того в состав дивизии вошла транспортная эскадрилья под командованием майора Чебаторева (10 Ли-2) и части обеспечения.

Перед 106 ИАД была поставлена задача не допустить бомбардировки Шанхая и прохода военных кораблей и судов Гоминьдана в устье реки Янцзы, обеспечив восстановление экономики страны, а Народно-освободительной армии Китая - нормальное сосредоточение войск и снабжение их всем необходимым 4 .

В середине февраля 1950г. всем частям, вошедшим в группу войск, была поставлена боевая задача и отдана команда на перебазирование к району предстоящих боевых действий. Причем, наиболее длинный путь предстояло преодолеть Управлению 106 ИАД и 29 ГИАП, которые базировались под Москвой. Управление дивизии входило в состав Московского района ПВО, а 29 ГИАП - в состав 324 ИАД Московского Военного Округа. 351 ИАП базировался на Ляодунском полуострове и входил в состав 83 смешанного авиационного корпуса, там же было осуществлено формирование 829 САП. Основным аэродромом в период сосредоточения дивизии являлся аэродром Сюйчжоу, занимавший промежуточное положение между Шанхаем и границей СССР. На нем в период с 3 по 27 марта 1950г. происходила выгрузка и сборка самолетов МиГ-15 и подготовка их к облету и затем перебазированию в район боевых действий. 7 марта на аэродром Сюйчжоу произвел перебазирование летный эшелон 351 ИАП, летчики которого начали сразу же осуществлять его прикрытие от возможного прорыва бомбардировщиков и разведчиков противника. 351 ИАП выполнял поставленную боевую задачу несением боевого дежурства на земле и патрулированием в воздухе в районе аэродрома 5 .

Указанные меры были предприняты нашим командованием вовремя. Противник, получив агентурные данные о формировании в районе Сюйчжоу советских авиационных частей, попытался провести аэрофотосъемку данного района своими самолетами-разведчиками. 13 марта в 10.56 звено истребителей Ла-11 под командованием старшего лейтенанта Сидорова в 12-15 км южнее аэродрома обнаружило самолет противника В-25. Сидоров, доложив о противнике на КП, атаковал В-25, после чего самолет противника стал уходить в сторону моря, но пролетев 50 км, разбился. Экипаж вражеского разведчика погиб. Неудача не остановила гоминьдановское командование. Уже на следующий день к аэродрому Сюйчжоу опять попытался прорваться разведчик противника В-25. Но и на этот раз он был обнаружен звеном наших истребителей под командованием старшего лейтенанта Душина, которое осуществляло патрулирование над своим аэродромом. После ряда успешных атак наших истребителей, разведчик противника произвел вынужденную посадку в 4 км от Сюйчжоу. Шесть членов экипажа гоминьдановского самолета были взяты в плен. Чтобы предотвратить в дальнейшем пролеты вражеских разведчиков над аэродромом Сюйчжоу, на аэродром Цзянвань города Шанхай были переброшены 19 Ла-11 второй эскадрильи 351 ИАП, после чего противник прекратил попытки прорыва своих разведчиков В-25 в районы базирования наших авиационных частей 6 .

К концу марта гоминьдановское командование решает от одиночных действий разведчиков перейти к массированным бомбовым ударам по Шанхаю. 20 марта противник попытался нанести первый такой удар. Однако, пара наших истребителей Ла-11- ведущий старший лейтенант Смирнов, сумела навязать воздушный бой

стр. 139


вражеским истребителям Р-51 "Мустанг", которые должны были отвлечь наши истребители от своих бомбардировщиков. В результате скоротечного воздушного боя гоминьдановские истребители ретировались за береговую черту, куда нашим самолетам летать было запрещено, а бомбардировщики врага так и не решились войти в район действия советских истребителей 7 .

С 1 апреля 1950 г. 106 ИАД после сосредоточения и подготовки приступила к непосредственному выполнению приказа по обороне Шанхая двумя полками - 29 ГИАП (40 МиГ- 15) и 351 ИАП (25 Ла-11). Группа в составе 14 Ла-11 из 351 ИАП была оставлена на аэродроме Сюйчжоу для его прикрытия, где временно дислоцировался 829 САП. 29 ГИАП планировалось использовать главным образом для уничтожения бомбардировщиков противника, а 351 ИАП - частью сил должен был сковать и уничтожить истребители сопровождения гоминьдановцев, а остальными силами полка - усиливать 29 ГИАП.

Кроме того был разработан план боевого использования частей дивизии по предотвращению блокады морского побережья и высадке десанта в обороняемом районе. При этом главная роль отводилась 829 САП. Его бомбардировщики Ту-2 под прикрытием истребителей Ла-11 351 ИАП должны были уничтожать боевые корабли и десантные суда противника, а штурмовики Ил-10 тоже под прикрытием летчиков 351 ИАП должны были уничтожать мелкие суда сопровождения и высадившуюся живую силу противника. 29 ГИАП при этом должен был использоваться для расчистки района боевых действий 829 САП от вражеских истребителей. Существенно ограничивал боевые возможности 106 ИАД тот факт, что нашим самолетам запрещалось пересекать установленную командованием границу боевых действий в районе Шанхая. С другой стороны, воздушное пространство над Шанхаем было закрыто для самолетов ВВС КНР 8 .

К началу апреля 1950г. подготовилась к активным действиям и авиация Гоминьдана. На 8 и 9 апреля командование противника намечало произвести массированные налеты на Шанхай и аэродромы базирования нашей авиации. Для этого противник пытался парами и одиночными самолетами Р-51 провести разведку ПВО Шанхая, но и из этой затеи ничего не вышло. 2 апреля пара наших истребителей ЛА-11- ведущий капитан Гужов, ведомый старший лейтенант Лыфарь, атаковали и сбили два вражеских истребителя. Падение обоих вражеских самолетов было подтверждено китайскими войсками. В течение апреля 1950 г. группы самолетов противника неоднократно пытались прорваться к Шанхаю, но безуспешно, так как для отражения этих налетов в воздух своевременно поднимались наши истребители. Самолеты гоминьдановцев подходили к рубежу действий советских истребителей, но обнаружив уже готовые к воздушному бою МиГи и Лавочкины, не допуская сближения, уходили обратно. Такие действия самолетов противника, по признанию заместителя Командующего ВВС гоминьдановцев, были вызваны неподготовленностью их летного состава к ведению воздушного боя. 28 апреля вражеский самолет-разведчик Р-38 "Лайтнинг" пересек береговую черту, но сразу же был перехвачен и атакован парой МиГ-15 29 ГИАП - ведущий гвардии майор Келейников, ведомый гвардии лейтенант Володкин. И хотя "Лайтнингу" удалось уйти за береговую черту, тем не менее до своего аэродрома он не долетел, упав за несколько сот метров до посадочной полосы. Это была первая воздушная победа, одержанная советским летчиком на реактивном истребителе 9 .

В течение мая 1950 г. авиация Гоминьдана изменила тактику. Основную ставку противник сделал на ночные бомбардировки, которые должны были осуществлять четырехмоторные бомбардировщики В-24 "Либерейтор". 11 мая один В-24 попытался нанести бомбовый удар по Шанхаю, но был своевременно перехвачен нашими истребителями. По тревоге командиром 106 ИАД были подняты в воздух 4 МиГ-15 29 ГИАП, и один из наших летчиков - гвардии капитан Шинкоренко в лучах прожекторов обнаружил самолет противника и открыл огонь. Бомбардировщик упал на землю. Как потом выяснилось, за штурвалом В-24 сидел командир 3 бомбардировочного полка ВВС Гоминьдана. Это была первая ночная победа советских летчиков на реактивном истребителе. После этого и ночные полеты на Шанхай прекратились полностью. В июне - июле 1950г. полеты авиации противника в обороняемом районе нашими радиотехническими станциями не отмечались. Но пролеты одиночных самолетов противника вдоль побережья над морем вынуждали поднимать наши истребители для прикрытия Шанхая от возможных бомбардировок 10 .

стр. 140


Таким образом дальнейшее использование советских авиационных частей было уже нецелесообразно: во-первых - резко снизила свою активность гоминьдановская авиация, а во-вторых - стала набирать силу авиация и зенитная артиллерия Народно-освободительной армии Китая. Поэтому с 1 августа 1950г. шанхайская группа войск ПВО была расформирована.

Всего с 8 марта по 1 августа летчики 106 ИАД произвели 230 боевых самолето-вылетов, из них 11 - ночью. Было проведено 7 воздушных боев, в которых было сбито 6 самолетов противника: один В-24, по два В-25 и Р-51 и один Р-38. Своих боевых потерь дивизия не понесла. Но самое главное заключается даже не в количестве одержанных воздушных побед, а в том, что 106 ИАД полностью выполнила поставленную ей боевую задачу по обеспечению безопасности Шанхая и прилегающих к нему районов - ни одна вражеская бомба не упала в обороняемом районе, а все самолеты противника, пытавшиеся прорваться к охраняемым объектам, были уничтожены нашими истребителями, которые оставили, по существу, "безработными" зенитчиков 52 ЗАД 11 .

Примечания

1. КАПИЦА М. С. КНР: три десятилетия - три политики. М. 1979, с. 41.

2. Центральный архив Министерства обороны (ЦАМО) РФ, ф. 50 ИАД, оп. 152677, д. 4, л. 48.

3. КАПИЦА М. С. Ук. соч., с. 29.

4. ЦАМО РФ, ф. 50 ИАД, оп. 152677, д. 4, л. 3-4, 91.

5. Там же, л. 6, 7, 11, 12, 14-16, 58-60.

6. Там же, oп. 539803, д. 3, л. 2-3, 7-8; oп. 152677, д. 4, л. 96.

7. Там же, oп. 539803, д. 3, л. 11-12.

8. Там же, oп. 152677, д. 4, л. 93, 106-108.

9. Там же, oп. 539803, д. 3, л. 17-18, 21-23; oп. 152677, д. 4, л. 79, 82.

10. Там же, oп. 539803, д. 3, л. 30-31; oп. 152677, д. 4, л. 87, 89-90.

11. Там же, oп. 152677, д. 4, л. 133-134.


© biblio.kz

Постоянный адрес данной публикации:

https://biblio.kz/m/articles/view/Советские-летчики-истребители-в-Китае-в-1950-году

Похожие публикации: LКазахстан LWorld Y G


Публикатор:

Қазақстан ЖелідеКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://biblio.kz/Libmonster

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

В. П. Набока, Советские летчики-истребители в Китае в 1950 году // Астана: Цифровая библиотека Казахстана (BIBLIO.KZ). Дата обновления: 25.03.2021. URL: https://biblio.kz/m/articles/view/Советские-летчики-истребители-в-Китае-в-1950-году (дата обращения: 05.11.2024).

Автор(ы) публикации - В. П. Набока:

В. П. Набока → другие работы, поиск: Либмонстр - КазахстанЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Қазақстан Желіде
Астана, Казахстан
710 просмотров рейтинг
25.03.2021 (1321 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
НАДПИСИ БХАДРАВАРМАНА I, ЦАРЯ ЧАМПЫ: ПЕРЕВОД И КОММЕНТАРИЙ
Каталог: История 
Вчера · от Цеслан Бастанов
СТРАНЫ ВОСТОКА В НАЧАЛЕ XXI ВЕКА: ПОИСКИ НОВЫХ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ОБОБЩЕНИЙ
Каталог: История 
Вчера · от Цеслан Бастанов
РОССИЙСКАЯ ДИАСПОРА В СТРАНАХ ВОСТОКА
3 дней(я) назад · от Цеслан Бастанов
5000 ЛЕТ СЕМИТО-ХАМИТСКИХ ЯЗЫКОВ АЗИИ И АФРИКИ
Каталог: История 
3 дней(я) назад · от Цеслан Бастанов
О ПРОБЛЕМЕ ВСТУПЛЕНИЯ ИРАНА В ВТО
Каталог: Экономика 
3 дней(я) назад · от Цеслан Бастанов
ПРЕДАНИЕ О ПРОИСХОЖДЕНИИ ОСНОВАТЕЛЯ ДЕРЖАВЫ У МОНГОЛЬСКИХ НАРОДОВ
Каталог: История 
3 дней(я) назад · от Цеслан Бастанов
КИТАЙСКИЕ КОММУНИСТЫ И МАНЬЧЖУРИЯ: 1945 г.
Каталог: Политология 
3 дней(я) назад · от Цеслан Бастанов
ПЕРВЫЕ ГОДЫ ПРАВЛЕНИЯ АРДАШИРА ПАПАКАНА
Каталог: История 
3 дней(я) назад · от Цеслан Бастанов
Статья раскрывает историю Казахского ханства, его роль в формировании казахской идентичности, структуру и лидеров. Описывается его рост, упадок и влияние на современный Казахстан.
Каталог: История 
15 дней(я) назад · от Tugelbay Konabayev
Из опыта работы специалистов военной ветеринарной медицины, которые под руководством полковника медицинской службы Ю.Г. Боева выполнили уникальную операцию по транспортировке крупных животных, (лошадей) самолетами транспортной авиации, на большое расстояние.
Каталог: Военное дело 
21 дней(я) назад · от Виталий Ветров

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

BIBLIO.KZ - Цифровая библиотека Казахстана

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры Библиотеки

Советские летчики-истребители в Китае в 1950 году
 

Контакты редакции
Чат авторов: KZ LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Цифровая библиотека Казахстана © Все права защищены
2017-2024, BIBLIO.KZ - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие Казахстана


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android