В годы первой российской революции на борьбу против царизма вместе с русскими братьями по классу поднялись рабочие национальных окраин страны. В одном ряду с революционными рабочими Центра России шел многонациональный пролетариат Закавказья1 . Свой вклад в эту борьбу внесли и труженики железных дорог в Азербайджане2 . В 1905 г. они провели несколько крупных стачек и не работали около 80 дней. Только в трех из них участвовали 80% рабочих; в общей сложности почти на 55 дней было прекращено движение на всех линиях. Особенно острый характер носили октябрьская и декабрьская стачки.
Накануне 1905 г. на участках Закавказской и Владикавказской железных дорог, проходящих через территорию современного Азербайджана и протяженностью 800 км, трудились более 7 тыс. человек3 , примерно 80% из них составляли рабочие. Непосредственно в депо и мастерских трудились около 1,3 тыс. человек4 . Это была наиболее сплоченная и активная часть железнодорожников.
В октябре 1905 г. по призыву большевиков и Всероссийского железнодорожного союза (ВЖС)5 началась массовая политическая стачка на железных дорогах. К 17 октября она переросла во Всероссийскую, "охватила на этот раз Действительно всю страну, объединив в геройском подъеме самого угнетенного и самого передового класса все народы, проклятой "империи" Российской"6 .
В Восточном Закавказье активную деятельность развернули Бакинский комитет РСДРП и Союз закавказских железнодорожников. Среди рабочих железнодорожного транспорта по заданию Бакинского комитета РСДРП работу вели Б. Сардаров, Б. Дадашев, М. Мамедяров, А. Сулейманов и др.7 . 11 октября, через несколько
1 История Азербайджана. Т. 2. Баку. 1960; Очерки истории Коммунистической партии Азербайджана. Баку. 1963; Очерки истории Коммунистической партии Армении. Ереван. 1967; Очерки истории Коммунистической партии Грузии. Тбилиси. 1970; Гарибджанян О. В. И. Ленин и большевистские организации Закавказья. Ереван. 1971; История Грузии. Т. VI. Тбилиси. 1972.
2 Караев С. Н. Революционная солидарность. Баку. 1971; Очерки истории коммунистических организаций Закавказья. Тбилиси. 1971; Пушкарева И. М. Железнодорожники России в буржуазно-демократических революциях. М. 1975; Филатов Л. Г. Борьба большевистской партии за развитие рабочего движения железнодорожников России (1895 - 1914 гг.). Автореф. докт. дисс. М. 1983.
3 Худадов В. Н. Закавказье (историко-экономический очерк). М. - Л. 1926, с. 148 - 149; Самедов В. Ю. Распространение марксизма-ленинизма в Азербайджане. Ч. 2. Баку. 1966, с. 87.
4 ЦГИА СССР, ф. 273, оп. 12, д. 527, л. 4.
5 Всероссийский железнодорожный союз был организован на учредительном съезде в Москве 20 - 21 апреля 1905 г., где было избрано его Центральное бюро, в котором значительную роль играли эсеры. Против эсеров и меньшевиков большевики вели непримиримую борьбу как в Центральном бюро, так и в местных отделениях (подробнее см.: Пушкарева И. М. Ук. соч., с. 112 - 120).
6 Ленин В. И. ПСС. Т. 12, с. 2.
7 Рабочее движение в Баку в годы первой русской революции. Док. и м- лы. Баку. 1956, с. 240 - 241.
стр. 185
дней после призыва московских рабочих начать всеобщую стачку и прекращения движения на многих дорогах Центра России, Бакинский комитет распространил прокламацию "Ко всем железнодорожникам", в которой говорилось: "По всей России стали железные дороги. Наши товарищи дружно, как один человек, выразили свой протест задыхающемуся в народной крови царскому самодержавию... Забастовка железных дорог... духовно свяжет воедино всю необъятную Россию и подготовит ее к последнему решительному штурму самодержавия - к народному восстанию". Завершилась прокламация призывом к солидарности всех угнетенных и к всеобщей политической забастовке8 . 14 октября бюро Союза закавказских железнодорожников выпустило прокламацию, которая призывала железнодорожников прекратить работу 15 октября. Прокламация заканчивалась словами: "Вперед, товарищи! В единении наша сила!"9 .
Стачка охватила линии Баку - Тифлис (Тбилиси), Баку - Петровск-Порт (Махачкала). Бастовали железнодорожники Баку, Акстафы, Аджикабула, Баладжар, Елизеветполя (Кировабад), строительные рабочие на линии Эривань (Ереван) - Джульфа, которая еще не была завершена. Бастующие требовали увеличения заработной платы, улучшения условий труда и быта, а также упорядочения решения некоторых правовых вопросов.
На станции Елизаветполь вечером 14 октября забастовку начали рабочие депо10 . Затем прекратили работу машинисты, а 16 октября - все мелкие служащие и рабочие станции. 17 октября поезда, следовавшие из Баку в Тифлис, были отправлены с помощью железнодорожного военного батальона11 . Газета "Каспий" опубликовала декларацию, принятую общим собранием рабочих станции Елизаветполь, в которой выражалась солидарность с демократическими силами страны12 .
К 17 октября 1905 г. стачка охватила 41 железную дорогу России13 . Начальник Закавказской железной дороги в телеграмме в Петербург доносил, что с 15 октября по всему Закавказью также прекратилось движение товарных и пассажирских поездов, приостановлены товарооборот и обмен вагонами с Владикавказской железной дорогой14 . Полиция станции Баку сообщила, что часть рабочих депо и мастерских пассажирской и грузовой станций отказалась выйти на работу, телефонно-телеграфная связь с Тифлисом прервана15 .
Как известно, 17 октября Николай II вынужден был издать манифест, в котором обещал предоставить народу свободу слова, совести, союзов, собраний, демонстраций и т. д. Большевики призвали пролетариат не поддаваться лживым обещаниям царя. 18 октября Бакинский комитет РСДРП выпустил прокламацию, разоблачавшую царский манифест. "Не будем обольщаться, - говорилось в ней. - Свободу, нужную народу, правительство даром не дает... Царские же конституции - просто обман и надувательство"16 . Во второй половине октября во многих городах и уездах Восточного Закавказья прошли митинги и демонстрации протеста. Особой организованностью и массовостью отличались демонстрации на станциях Баку, Елизаветполь, Баладжары.
В Елизаветполе 19 - 20 октября в демонстрациях на станции вместе с железнодорожниками участвовали рабочие городского транспорта, местных предприятий, гимназисты. Демонстранты несли красные знамена, транспаранты с лозунгами "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!", "Да здравствует свобода!", портрет К. Маркса17 . На митинге, организованном местной организацией РСДРП, выступили большевики. 21 октября машинисты, кондукторы, рабочие депо, мелкие служащие, стрелочники, составители поездов, ремонтники двинулись со станции Елизаветполь в город. По дороге к ним присоединились солдаты мест-
8 Там же.
9 История Азербайджана. Т. 2, с. 610.
10 ЦГИА ГССР, ф. 1, оп. 1, д. 87, л. 4; см. также: Гумбатов Г. О революционной борьбе железнодорожников г. Елизаветполя (ныне Кировабад) в 1905 - 1907 гг. - Ученые записки Азербайджанского пединститута им. Г. Зардоби, Кировабад, 1955, N 2 (на азерб. яз.); Тевзаде Г., Пашаев М. Из истории железнодорожников Закавказья. - Труды АН ГССР, 1969, N 3.
11 ЦГИА ГССР, ф. 1, оп. 1, д. 88, лл. 9 - 10.
12 Каспий, 3.XI.1905.
13 Пушкарева И. М. Железнодорожники России - участники Октябрьской политической стачки. - Вопросы истории, 1958, N 12.
14 ЦГАОР СССР, ф. ДП, д. 2555, т. 3, л. 63.
15 ЦГИА АзССР, ф. 185, оп. 1, д. 334, л. 312.
16 Рабочее движение в Баку в годы первой русской революции, с. 251.
17 ЦГИА АзССР, ф. 1, оп. 6, д. 2, л. 19; ЦГИА ГССР, ф. 1, оп. 1, д. 51, л. 398.
стр. 186
ного гарнизона, крестьяне из окрестных сел, и 5-тысячная колонна влилась в ряды городских демонстрантов.
У дома губернатора состоялся многолюдный митинг18 . Ораторы, выступавшие на русском, азербайджанском, армянском языках, выдвинули ряд политических и экономических требований, в том числе потребовали освобождения политзаключенных, среди которых было много железнодорожников. Полиция вынуждена была уступить, и политзаключенные были освобождены. Демонстрация продолжалась до 8 час. вечера. Ее участники пели революционные песни, выкрикивали лозунги: "Долой самодержавие!", "Да здравствует свобода!". Забастовка железнодорожников на станции Елизаветполь проходила под большевистским руководством. Наряду с представителем Бакинского комитета РСДРП большевиком С. Мехмандаровым ею руководили машинист большевик А. Чумак, Л. Рымкевич, кассир С. Колояни, врач железнодорожной станции А. Богораз, инженер С. Камишкирцев и Р. Кулланда19 .
В двадцатых числах октября местные власти и железнодорожная администрация перешли в наступление против железнодорожников20 . Были изданы соответствующие постановление и циркуляры против бастующих, стали использоваться войска Кавказского военного округа, прибывшие на станции Баку, Аджикабул, Кюрдамир, Акстафа и др. 26 октября на некоторых станциях линии Тифлис - Баку железнодорожники вышли на работу. Но и 28 октября железнодорожная администрация отправила два поезда со станции Баку лишь с помощью военного железнодорожного батальона21 . Несмотря на действия железнодорожной администрации и на то, что еще 20 октября эсеровское руководство Центрального бюро ВЖС разослало по железным дорогам телеграмму о прекращении стачки22 , большинство железнодорожников было полно решимости продолжать борьбу.
Мешая продвижению поездов, которые сопровождались военными, забастовщики в ряде мест разбирали рельсы, прерывали телефонную и телеграфную связь, опрокидывали вагоны. 30 октября заместитель начальника Закавказской железной дороги доносил, что восстановительные работы и обеспечение нормального движения поездов осуществляются с большими трудностями, а рабочие объявляют бойкот составам, следующим для восстановительных работ. Забастовка на линии Тифлис - Баку была подавлена полностью лишь 30 октября23 .
Упорное сопротивление властям оказывали во время проведения забастовки железнодорожники на линии Баладжары - Дербент. 25 октября начальник местного полицейского управления сообщал наместнику Кавказа, что нормальное движение поездов между Ростовом и другими станциями началось, но баладжарцы блокируют его, и поезда из Дербента возвращаются в Ростов. На следующий день начальник Владикавказской железной дороги передал в Петербург, что подавление стачки на линии Баладжары-Дербент чревато опасностью: забастовка может получить широкий размах. Председатель Совета Министров С. Ю, Витте вынужден был сделать официальное заявление о намечаемом увеличении заработной платы железнодорожникам; организации комиссий по вопросам труда и быта; разрешении на создание кооперативных и профсоюзных организаций; ликвидации на железных дорогах военного положения и др.
28 октября начальник Владикавказской дороги сообщил, что на всех линиях, за исключением Баладжары - Дербент, началось движение поездов24 . Баладжарцы возобновили работу 29 октября. Обещания Витте, обращение ВЖС, угроза со стороны войск привели к прекращению октябрьской стачки железнодорожного пролетариата. Но полумесячная забастовочная борьба железнодорожников Азербайджана явилась хорошей школой для пролетариата Восточного Закавказья. Это подтвердили события декабря 1905 г., когда революционные вы-
18 Гусейнов Р. Очерки революционного движения в Азербайджане. Вып. 1. Баку, 1926, с. 50.
19 ЦГИА АзССР, ф. 831, оп. 1, д. 2, лл. 213 - 214.
20 Пушкарева И. М. Железнодорожники России - участники Октябрьской политической стачки, с. 168.
21 ЦГВИА СССР, ф. 400, оп. 23/612, д. 15, ч. 10, лл. 59, 77, 218, 223, 358, 360; ЦГИА ГССР, ф. 26, оп. 1, д. 1, лл. 115 - 116, 177.
22 Пушкарева И. М. Железнодорожники России - участники Октябрьской политической стачки, с. 162 - 163.
23 ЦГИА ГССР, ф. 26, оп. 1, д. 1, л. 198; ЦГИА АзССР, ф. 484, оп. 1, д. 58, л. 33.
24 ЦГИА ГССР, ф. 26, оп. 1, д. 33, л. 260: ЦГАОР СССР, ф. ДП, д. 2555, т. 3, л. 413; ЦГИА СССР, ф. 273, оп. 12, д. 373, лл. 354, 358, 359, 369, 373, 454.
стр. 187
ступления российского пролетариата достигли наибольшего накала.
5 декабря 1905 г. Московская общегородская конференция большевиков постановила начать 7 декабря всеобщую стачку и перевести ее в вооруженное восстание. К этому решению присоединилась Всероссийская конференция железнодорожников. Конференция и Центральное бюро ВЖС обратились ко всем железнодорожникам России с призывом к стачке. 7 декабря вместе со всем российским пролетариатом стачку объявили 29 железных дорог России25 . В нее включились и железнодорожники Азербайджана. 8 декабря стачку начали баладжарцы. На следующее утро был проведен многолюдный митинг железнодорожников на станции Баку, которые единогласно постановили присоединиться к всероссийской стачке.
На станциях Баку, Елизаветполь, Баладжары, Акстафа, Евлах, Аджикабул и др. были организованы стачечные бюро. Они выступали как полномочные органы власти. Бакинское стачечное бюро, в состав которого входили передовые рабочие депо Ф. Бакланов, Я. Ковник, А. Трофимов, Ю. Пануров, Г. Румянцев и др., обратилось к рабочим станции с призывом прекратить всякие работы26 . А когда в связи с забастовкой ухудшилось обеспечение Баку, Тифлиса и других городов Закавказья продуктами питания, бакинское стачечное бюро связалось не только со станциями Баладжары и Аджикабул, но и со стачечными бюро на станциях Северного Кавказа, были приняты все меры для подвоза продовольствия27 . Для борьбы с ворами и спекулянтами на станциях была создана милиция из рабочих и служащих28 . На станции Елизаветполь стачечное бюро установило строгий порядок. Железнодорожным транспортом могли пользоваться только люди, выполнявшие революционные поручения, по предъявлении билета со штампом "РСДРП, Елизаветпольская организации". Обязанности дежурного станции, диспетчера, инспектора, кассира выполняли члены бюро А. К. Чумак, братья Л. и В. Рымкевичи, супруги А. и Я. Колонии, Р. Кулланда, А. Богораз, П. Климиев, Г. Члаидзе и др.29 . Забастовкой руководил председатель стачечного бюро, возглавлявший ранее октябрьскую стачку, Чумак. Бесстрашный, политически грамотный, он пользовался среди рабочих огромным авторитетом.
Боевой революционный отряд Елизаветопольской организации РСДРП вел подготовку к вооруженному восстанию. Работой по снабжению оружием занимались Кузаков, Камишкирцев, Г. Гречко, И. Курякин, А. Гелиев и др.30 . Забастовщики пытались даже сами изготавливать бомбы. 23 декабря во время жандармских обысков в поселке железнодорожников близ станции Елизаветполь были обнаружены шесть бомб и материалы для их производства31 . При обыске были найдены также пистолеты, винтовки и др.
В дни декабрьской стачки среди железнодорожников были широко развернуты революционная агитация и пропаганда, распространялись революционные прокламации, листовки, газеты, журналы, нелегальная литература. Во время полицейских обысков на квартирах железнодорожников на станции Аджикабул были обнаружены журнал "Социал-демократ", газета "Кавказский рабочий листок", воззвания и листовки "От стачки к вооруженному восстанию", "Наши требования", "Товарищи!"32 .
Еще в ходе Декабрьского вооруженного восстания в Москве против бастующих железнодорожников Закавказья были приняты самые решительные меры. 14 декабря на железных дорогах было объявлено военное положение, на крупные станции введены армейские части. 15 декабря был занят войсками Бакинский вокзал, хотя по указанию членов стачечного бюро Я. Ковника, А. Трофимова, Ю. Панурова, Ф. Бакланова и других рабочие пытались препятствовать этому. Они опрокинули несколько паровозов, разобрали на некоторых участках рельсы33 . 22 и 24 декабря начались массовые
25 Подробнее см.: Пушкарева И. М. Железнодорожники России в буржуазно-демократических революциях.
26 Баку, 8.XII.1905; ЦГИА ГССР, ф. 23, оп. 1, д. 383, лл. 5, 312, 2; ф. 1 с., оп. 1, д. 210, л. 27; ф. 26с, оп. 1, д. 4, лл. 31, 65 - 66; ф. 114, оп. 1, д. 179, л. 9; Ибрагимов З. Революция 1905 - 1907 гг. в Азербайджане. Баку. 1955, с. 169; Казиев М. А. Из истории революционной борьбы бакинского пролетариата 1905 - 1907 гг. Баку. 1956, с. 122, 115.
27 Государственный архив Ростовской области, ф. 26, оп. 1, д. 2519, л. 21.
28 Партийный архив Азербайджанского филиала ИМЛ, ф. 276, оп. 2, д. 7, л. 69.
29 ЦГИА ГССР, ф. 26, оп. 1, д. 4, лл. 65 - 66.
30 ЦГИА АзССР, ф. 381, оп. 1, д. 2, лл. 12 - 15.
31 Там же.
32 ЦГИА ГССР, ф. 1с. оп. 1, д. 87, л. 136.
33 ЦГИА ГССР, ф. 12, оп. 1, д. 179, л. 9; д. 87, л. 16.
стр. 188
аресты, но рабочие продолжали стачку34 . Декабрьская стачка в Закавказье, в том числе в Азербайджане, полностью была подавлена лишь в начале 1906 года.
Рабочие-железнодорожники Азербайджана, представители разных национальностей, плечом к плечу сражались против самодержавия в октябре - декабре 1905 г., проявляя большое упорство и стойкость. Их борьба - одна из героических страниц первой российской революции.
34 Там же, д. 87, л. 16.
Новые публикации: |
Популярные у читателей: |
Новинки из других стран: |
Контакты редакции | |
О проекте · Новости · Реклама |
Цифровая библиотека Казахстана © Все права защищены
2017-2024, BIBLIO.KZ - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту) Сохраняя наследие Казахстана |