Libmonster ID: KZ-2198

Е. М. АСТАФЬЕВА

Институт востоковедения РАН

Сегодня, когда во многих регионах мира вспыхивают конфликты на национальной и религиозной почве, небезынтересным представляется опыт Сингапура в регулировании межконфессиональных отношений. В стране разработан и успешно действует комплексный подход, в основе которого лежит основательная правовая база, включающая в себя как отдельные положения конституции страны, так и ряд специально принятых законов.

Другим инструментом регулирования межрелигиозных отношений стали государственные консультативные комитеты по вопросам религии, а также организации местного значения, осуществляющие взаимодействие на уровне различных этнических и религиозных общин.

ЭТНИЧЕСКАЯ И КОНФЕССИАЛЬНАЯ ПЕСТРОТА

Сингапур - многонациональное и многоконфессиональное государство, население которого сформировалось за счет миграционных потоков из Китая, Малайзии, Индии и других стран. В 1819 г., на момент приобретения острова англичанами, на нем проживало менее 200 человек (в основном малайцев по происхождению). По мере роста численности населения увеличивалось количество этнических групп, соотношение которых менялось на различных этапах исторического развития.

Население Сингапура объединяется статистикой в четыре основные группы - китайскую, малайскую, индийскую и "прочие". Родиной подавляющего большинства китайских иммигрантов были три провинции Китая - Фуцзянь, Гуандун и Гуанси. Малайцы по происхождению делятся на две основные группы - родившиеся в Сингапуре и Малайзии и переселенцы из Индонезии (яванцы, мадурцы, буги, риау, минангкабау и др.). Все малайцы считают себя единой группой, хотя и осознают различия в своем происхождении. Под термином "индийцы" в Сингапуре объединяются все выходцы из Южной Азии (кроме Непала), а также их потомки.

В первой четверти XIX в. численно преобладали малайцы, однако в дальнейшем положение резко изменилось за счет усиления миграции из южных провинций Китая. К 1860 г. китайцы в Сингапуре составляли уже 61% населения1. Для ограничения притока населения в 1930 г. колониальные власти были вынуждены ввести квоту на въезд в страну иммигрантов-мужчин китайской национальности, а Закон об иммиграции 1959 г.2 ввел жесткие ограничения на иммиграцию как таковую.

Заняв доминирующее положение в национальном составе населения3, китайская этническая группа сохраняет свои позиции и по сей день. Несмотря на численный рост населения страны с 1864,2 тыс. человек в 1965 г. до 3771,7 тыс. в 2010 г.4, процентное соотношение этнических групп остается практически неизменным. По данным переписи населения в 2010 г., китайцы составляли 74,1%, малайцы - 13,4%, индийцы - 9,2%5.

Пестрый этнический состав предопределил разнообразие вероисповеданий в Сингапуре. В 2010 г. 44,2% верующих составляли буддисты, 33% - даосисты*, 18,3% - христиане, 14,7% жителей исповедовали ислам, 5,1% верующих составляли приверженцы индуизма6. Из приведенных выше данных видно, что традиционные китайские религии занимают лидирующую позицию. Это довольно уникальный феномен для данного региона Юго-Восточной Азии, где в соседних странах - Малайзии и Индонезии - господствующей религией является ислам.

Говоря о религиозной принадлежности населения Сингапура, нельзя не упомянуть некоторые изменения, которые затронули в основном представителей китайской этнической группы. На протяжении последних 30 лет происходило значительное увеличение приверженцев буддизма за счет снижения численности последователей даосизма, а христианство стало второй по значимости после буддизма религией для сингапурских китайцев. Согласно переписи населения 2010 г., доля буддистов в китайской этнической группе составляет 43%, даосистов - 14,4%, христиан - 20,1%7. Данную тенденцию в изменении религиозной принадлежности связывают с увеличением количества китайцев, получающих образование на английском языке.

Доля мусульман и индуистов на протяжении последних 30 лет оставалась относительно неизменной (на уровне 15 - 16% и 4 - 5% соответственно).

Принцип многонациональности и равенства граждан незави-


* Даосизм - учение о дао или "пути вещей", китайское традиционное учение, включающее элементы религии и философии. Обыкновенно различаются даосизм как определенный стиль философской критики (дао цзя) и даосизм как совокупность духовных практик. Подробнее о даосизме см.: Кузнецов В. С. Многоликий даосизм // Азия и Африка сегодня, 2012, N 3 (прим. ред.).

стр. 48

симо от этнической принадлежности, социального статуса и вероисповедания гарантирован Конституцией Сингапура. При этом "забота об интересах национальных и религиозных меньшинств"8 является конституционно закрепленной обязанностью правительства.

Кроме того, "признавая особое положение малайцев как коренного населения Сингапура", правительство "обязано защищать, поддерживать, стимулировать и поощрять их политические, образовательные, религиозные, экономические, социальные и культурные интересы и малайский язык"9. В соответствии с Конституцией малайский язык является национальным языком, а официальными признаются малайский, китайский, тамильский* и английский языки10. 7 из 10 государственных праздников, согласно Закону о праздниках11, являются религиозными.

Большое значение для консолидации населения имеют мероприятия, проводимые ежегодно 9 августа в День независимости и 21 июля в День национальной гармонии12.

ИНСТРУМЕНТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Практика создания консультативных советов и общественных организаций как инструмент взаимодействия правительства и религиозных общин зародилась еще в колониальный период.

В 1949 г. с целью координации деятельности всех религиозных учреждений была создана Межрелигиозная организация Сингапура (МОС - Inter-Religious Organization). В марте 1949 г. было проведено первое публичное заседание этой организации, на котором присутствовало более двух тысяч человек. В своем выступлении преподобный д-р Амстуц, первый президент МОС, выразил убеждение, что "мы в этой организации уже не чужие и не враги, а пилигримы на общем пути поиска общих целей"13. В Межрелигиозной организации представлены последователи девяти религий: индуизма, иудаизма, зороастризма, буддизма, даосизма, джайнизма, ислама, сикхизма и Веры Бахай**. Деятельность МОС сосредоточена на поощрении межконфессионального взаимопонимания путем проведения совместных семинаров, лекций и торжеств.

В 1960 г. для "содействия национальной гармонии и социальному сплочению" была основана Народная ассоциация (НА). В настоящее время председателем Народной Ассоциации является премьер-министр Сингапура, председатель Партии народного действия (ПНД) Ли Сянь Лун, что лишний раз подчеркивает силу правящей партии, которая держит под своим контролем практически все сферы общественной и политической жизни.

Основными задачами ассоциации является "организация и поощрение участия [различных] групп в социальных, культурных, образовательных и спортивных мероприятиях для населения Сингапура с тем, чтобы они смогли осознать, что принадлежат к многонациональному сообществу, интересы которого выходят за рамки частных интересов"14.

Народная ассоциация создала сеть местных организаций, насчитывает более 1800 комитетов и клубов, проводящих широкий спектр программ для жителей, поощряющих участие различных общин в совместных проектах, ведущих пропаганду и разъяснение государственной политики.

На вершине всех местных организаций находятся Гражданские консультативные комитеты, которые являются главным связующим звеном между населением и правительством.

По данным на 2010 г., в ассоциации состояли 83 корпоративных члена, представляющих различные сегменты общества Сингапура. Среди них - академические гильдии, культурные и образовательные организации, кружки, группы самопомощи, обслуживающие организации, ассоциации спортивных и боевых искусств, студенческие союзы, профсоюзы и молодежные организации.

СОЗДАНИЕ "СЕТЕЙ ДОВЕРИЯ"

На низовом уровне (в каждом избирательном округе) для содействия "национальной и религиозной гармонии" были созданы Межнациональные и религиозные "круги доверия" (МРКД)15. Впервые "круги доверия" были сформированы в 2002 г. после событий 11 сентября 2001 г. в США и ареста в декабре 2001 г. в Сингапуре 15 членов "Джемаа Исламия", которые планировали взрывы дипломатических миссий


* В Сингапуре, как и в Малайзии, 60% индийцев - это тамилы (прим. ред.).

** Вера Бахай, или бахаизм - одна из молодых религий откровения (то есть религий, у которых есть собственные Священные писания). Ее основатель Бахаулла (1817 - 1892) почитается бахай как последний из ряда "Богоявлений", который, помимо Бахауллы, включает Авраама, Моисея, Будду, Заратустру, Кришну, Иисуса Христа, Мухаммада, Баба и другие подобные фигуры. Главные темы учения бахай - единство Бога, единство религий и единство человечества (прим. ред.).

стр. 49

и нападение на граждан Австралии, Израиля, Великобритании и США в Сингапуре16.

В марте 2009 г. была запущена программа "Видение МРКД". Положения Видения уточняют механизм создания "сетей доверия", которые объединяют людей независимо от национальности, языка или религии17. Хотя аналогичные платформы существуют во многих странах мира, МРКД Сингапура уникальны тем, что они включают в себя глав почти всех религиозных конфессий в стране и лидеров этнических общин, что гарантирует привлечение к диалогу широкого круга людей18. МРКД играют важную роль в укреплении социальной сплоченности и поддерживают Программу взаимодействия общин.

Данная программа направлена на предотвращение расовых и религиозных конфликтов, а также содержит планы реагирования при чрезвычайных ситуациях, например, в случае террористического акта19. Для ее координации был создан Министерский комитет по взаимодействию общин. Комитет поддерживают шесть государственных органов, каждый из которых осуществляет контроль над своим сектором: министерство внутренних дел является общей координирующей организацией; министерство общественного развития, молодежи и спорта курирует религиозные группы, этнические организации и добровольные благотворительные организации; министерство образования - учебные заведения, министерство информации, коммуникаций и искусств - средства массовой информации, министерство трудовых ресурсов - предприятия и профсоюзы, Народная ассоциация - низовые организации.

В частности, в ведении Министерства общественного развития, молодежи и спорта находятся два государственных совета по делам индуистской общины - Совет индуистских пожертвований20 (СИП) и Индуистский консультативный совет (ИКС)21. Под управлением Совета пожертвований находятся 4 крупнейших индуистских храма. Совет отвечает за организацию фестивалей, оказывает помощь храмам по кадровым вопросам, вопросам религии и пр., активно участвует в межрелигиозной деятельности и поддерживает общественные проекты, организованные различными религиозными группами Сингапура. Индуистский консультативный совет был создан в 1985 г. для проведения консультаций правительства и Совета пожертвований по вопросам индуистской религии и обычаев22.

В соответствии с Конституцией23 в 1970 г. при президенте Сингапура был создан Совет по защите прав национальных меньшинств. В функции Совета входит контроль над содержанием законопроектов, с целью недопущения религиозной или этнической дискриминации, представление докладов правительству по вопросам, затрагивающим проблемы национальных и религиозных общин.

Исламский религиозный совет Сингапура был создан в 1968 г., когда в соответствии с Конституцией24 вступил в силу Закон о применении мусульманского права25. Основными его функциями являются консультации президента Сингапура по вопросам ислама, содействие религиозной, социальной, образовательной, экономической и культурной деятельности "в соответствии с принципами и традициями ислама, как это закреплено в Коране и Сунне".

Исламский совет является органом, принимающим решения и ответственным за разработку политики и оперативных планов. В состав Совета входят Президент Совета, муфтий Сингапура, деятели, рекомендованные Министром по делам мусульман и другие лица, выдвинутые мусульманскими организациями. Все члены Совета назначаются президентом Сингапура26.

В октябре 2006 г. по инициативе Исламского религиозного совета Сингапура был открыт Центр гармонии. Его деятельность направлена на углубление понимания ислама и мусульман многонациональным населением Сингапура, а также стимулирование межконфессионального диалога и взаимодействия на всех уровнях общества. Открывая Центр гармонии, премьер-министр Ли Сянь Лун отметил, что центр станет "значительным шагом вперед в наших неустанных усилиях по сближению сингапурцев различных конфессий"27.

Необходимо еще раз подчеркнуть тот факт, что вся система вышеперечисленных комитетов и

стр. 50

местных организации находится под контролем правящей партии - практически все они возглавляются членами партии "Народное действие", что позволяет проводить в жизнь единую партийную линию в сфере поддержания межрелигиозной и межнациональной гармонии.

СВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО ПРИ МНОГОКОНФЕССИОНАЛЬНОМ НАСЕЛЕНИИ

Доктрина секуляризма явно не обозначена в Конституции Сингапура, однако доклад 1966 г. Конституционной комиссии описал Сингапур как "демократическое светское государство"28. В речи, посвященной национальной и религиозной гармонии Сингапура в августе 2009 г., премьер-министр Ли Сянь Лун еще раз акцентировал внимание на светском характере сингапурского государства. "Правительство должно оставаться светским. Законы принимаются парламентом, избираемым народом. Они не приходят из священной книги. Правительство должно быть нейтральным и справедливыми. Мы не против религии. Мы поддерживаем моральные ценности. Мы считаем, что все группы могут исповедовать свою религию свободно, не сталкиваясь друг с другом. И это должно быть характерной чертой Сингапура"29.

Правительственная политика в отношении религии исходит из принципа контроля за тем, чтобы интересы той или иной религиозной группы не входили в противоречие с общими принципами существования сингапурского общества.

Как заявил в том же выступлении сингапурский премьер-министр, "все группы должны проявлять терпимость и сдержанность. Христиане не могут рассчитывать, что это будет христианское общество, мусульмане не могут ожидать, что это будет мусульманское общество, так же, как и буддисты, индуисты и другие группы... Правила, которые применяются только к одной группе, не могут стать законами, которые применяются для всех"30.

Статья 15 Конституции Сингапура гласит, что каждый человек имеет право исповедовать, практиковать или распространять свои религиозные убеждения до тех пор, пока такая деятельность не нарушает какие-либо другие законы, касающиеся общественного порядка, здоровья и нравственности населения31. Зачастую на практике это приводит к возникновению конфликтов, Так, в 2002 г. произошел инцидент с четырьмя мусульманскими девочками, которых отстранили от занятий в школе за ношение исламского головного платка. Статья 61 Закона об образовании32 запрещает носить что-либо, не имеющее отношения к официальной школьной форме. Родители школьниц высказали мнение, что данное положение является неконституционным, т. к. нарушает религиозную свободу. Хотя данный инцидент не вылился в открытый судебный процесс, эти противоречия продемонстрировали трудности в согласовании принципа секуляризма и свободы вероисповедания.

Деятельность религиозных организаций не должна входить в противоречие с общими политическими целями, а также представлять угрозу социальной и экономической стабильности. "Мы должны иметь религию, отделенную от политики. Религия в

стр. 51

Сингапуре не может быть такой же, как религия в Америке или религия в исламской стране"33.

Все религиозные группы в Сингапуре подлежат государственному контролю и должны быть юридически зарегистрированы согласно Закону об обществах. В соответствии с этим законом "каждое незарегистрированное общество считается незаконным". Участие в деятельности незаконного общества и подстрекательство к участию в незаконном обществе согласно Закону об обществах интерпретируется как преступление.

Министр внутренних дел может распорядиться о роспуске любого общества, если "общество используется для незаконных целей или для целей, наносящих ущерб общественному спокойствию, благополучию или порядку в Сингапуре", а также если его деятельность "противоречит национальным интересам"34. В соответствии с разделом 24 (1) (а) Закона об обществах, приказом N 179/1972 в 1972 году правительство лишило регистрации и запретило религиозную организацию Свидетелей Иеговы. Основанием для применения таких мер послужил тот факт, что примерно две тысячи членов этой организации отказались от прохождения военной службы (которая является обязательной для всех граждан Сингапура мужского пола), почитания флага и принесения клятвы на верность государству. Данный отказ был расценен правительством как "наносящий ущерб общественному благосостоянию и порядку". И хотя Апелляционный суд в 1996 году подтвердил права Свидетелей Иеговы исповедовать, практиковать и распространять свои религиозные убеждения, собрания этой религиозной организации считаются незаконными. Кроме того, были запрещены все публикации, имеющие отношение к Свидетелям Иеговы.

На основании положений Закона об обществах, в 1982 г. Ассоциация Святого Духа за объединение мирового христианства, также известная как Церковь Объединения, была распущена.

В конце 1980-х гг. в Сингапуре наблюдался определенный рост религиозности, миссионерского рвения среди христиан, мусульман, буддистов и других религиозных групп. Борьба их последователей становилась все острее и более интенсивной. "Мы видим, - отмечал Ли Сянь Лун, - глобальную тенденцию роста религиозности во всем мире. Группы стали более организованными и активными. Их последователи стали более прилежными в религии, сильнее в своей вере. И это справедливо для всех конфессий и во всем мире". Однако, "само по себе, нет ничего плохого в том, что люди становятся все более религиозными, потому что религия является позитивным фактором в человеческом обществе. Она обеспечивает духовную силу, руководство, утешение, ощущение поддержки для многих людей, особенно в быстро меняющемся и нестабильном мире. Но в то же время повышенное религиозное рвение может иметь побочные эффекты, с которыми нужно справляться осторожно, особенно в многонациональном и многоконфессиональном обществе"35.

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О "РЕЛИГИОЗНОЙ ГАРМОНИИ"

Возросшая напряженность в межнациональных и межконфессиональных отношениях привела к появлению законопроекта о поддержании религиозного согласия. В декабре 1989 г. в парламент была предоставлена для обсуждения "Белая книга по поддержанию религиозного согласия", в которой были определены два жизненно необходимых условия для поддержания религиозного согласия в Сингапуре. Во-первых, верующие должны проявлять сдержанность и терпимость и не делать ничего, что будет вызывать неприязнь или непонимание среди других религиозных групп. Во-вторых, религия должна быть отделена от политики потому, что если одна религиозная группа принимает участие в политике, другие последуют этому примеру, дабы защитить свои собственные интересы, что приведет к межрелигиозной напряженности и соперничеству, и в конечном итоге к конфликтам и политической нестабильности в Сингапуре.

В 1990 г. был принят "Закон о поддержании религиозной гармонии"36. В соответствии с положениями Закона, министр внутренних дел может выдать запретительный судебный приказ против любого руководителя, должностного лица или члена какой-либо религиозной группы или учреждения, если это лицо или учреждение "вызывает чувство вражды, ненависти, недоброже-

стр. 52

лательства или враждебности между различными религиозными группами, преследуя при этом политические цели или причиняя вред какой-либо партии", "осуществляет подрывную деятельность" или "под прикрытием распространения религиозных убеждений провоцирует недовольство, направленное на президента и правительство"37. Все запретительные судебные приказы должны направляться для рассмотрения в Президентский совет по религиозной гармонии38. Однако, с момента вступления в силу этого закона, он ни разу не применялся39. Угрозы использования закона достаточно для сдерживания представителей различных религиозных организаций от участия в политической деятельности.

В 2003 г. была принята "Декларация о религиозной гармонии", инициатором которой был премьер-министр Сингапура Го Чок Тонг40. В Декларации подчеркивается светская природа сингапурского государства. Она призывает развивать связи между различными религиозными группами и тем самым обеспечить, чтобы религия не становилась причиной конфликтов и дисгармонии в Сингапуре41.

Помимо Закона о поддержании религиозной гармонии, в законодательстве Сингапура необходимо выделить Закон о внутренней безопасности42 и Закон о подстрекательстве43. В Законе о подстрекательстве определения "подстрекательские тенденции" включают в себя действия, "нагнетающие недовольство среди граждан или жителей Сингапура". Хотя этот закон прямо не относится к религии, это не означает, что он не применяется в случаях недопустимой религиозной деятельности.

Закон о внутренней безопасности обеспечивает государству еще более широкие полномочия в отношении экстремистской религиозной деятельности. После трагедии 11 сентября 2001 г. в США и ряда событий активизации местных радикальных организаций этот закон начал активно использоваться, в частности, он был применен в случае предполагаемого участия "Джамаа Исламия" в террористических актах. Террористическая сеть "Джамаа Исламия" охватывает все государства Юго-Восточной Азии, в ее планы входит создание исламского государства в составе Малайзии, Индонезии и Минданао*, а также Сингапура и Брунея.

Как заявил министр внутренних дел Сингапура Как Вон Кан Сэн, "деятельность "Джамаа Исламия" может стать причиной межнациональной розни в Сингапуре"44. Он отметил, что "лидеры "Джамаа Исламия" прекрасно понимают, что нации и религии - наша линия разлома, и они хотели этим воспользоваться в своих целях, надеясь создать атмосферу ненависти и враждебности между мусульманами и немусульманами в Сингапуре. Если бы им это удалось, Сингапур взорвался бы от межобщинного насилия"45. После расследования деятельности "Джамаа Исламия" на территории Сингапура в декабре 2001 г. были арестованы 15 человек, а в августе 2002 г. еще 21 человек. Хотя часть из них с тех пор была освобождена, некоторые все еще находятся в заключении. В этом случае задержание (как мера пресечения) сознательно используется для того, чтобы избежать открытых судебных процессов, зрелища публичного разбирательства в отношении предполагаемых малайских мусульман, обвиняющихся в экстремизме и терроризме, т. к. это может поляризовать различные общины в Сингапуре до неприемлемого уровня. Таким образом, Закон о внутренней безопасности используется правительством для предотвращения религиозных конфликтов.

Одной из последних мер правительства в регулировании деятельности религиозных организаций стала принятая 21 июля 2010 г. правительственная Директива об использовании коммерческих площадей для осуществления религиозной деятельности. Данная директива указывает, что религиозные группы могут осуществлять свою деятельность в коммерческих помещениях, но в определенных пределах. Хотя в директиве указывается, что она имеет отношение ко всем без исключения религиозным организациям, без сомнения можно говорить о том, что директива направлена в основном на деятельность христианских групп, которые на протяжении ряда лет использовали для своих мероприятий коммерческие и гостиничные комплексы. Согласно Директиве


* Минданао - островная группа в южной части Филиппинского архипелага, включающая в себя острова Минданао, Басилан и другие (прим. ред.).

стр. 53

для религиозных целей может использоваться не более 20 тыс. кв. м, или не более 20% общей площади коммерческого комплекса, и такая деятельность может проводиться не чаще двух дней в неделю.

В совместном заявлении Управления городской реконструкции (URA) и Министерства социального развития, молодежи и спорта было заявлено, что директива была разработана для обеспечения сохранения светского пространства. Религиозные мероприятия не должны приводить к появлению шума или транспортным проблемам. Для защиты светского характера места не должно быть вывесок или религиозных символов. Владельцы зданий и религиозные группы должны обеспечить условия религиозной деятельности, не вызывающие возмущения общественности46.

В упомянутой выше "Декларации Религиозной Гармонии" говорится:

- Мы, люди Сингапура, объявляем, что религиозная гармония является жизненно необходимой для мира, прогресса и процветания в нашей многорасовой и многорелигиозной нации.

- Мы решительно намерены усилить религиозную гармонию через взаимную терпимость, доверие, уважение и понимание.

- Мы всегда будем признавать светскую природу нашего государства, уважать свободу всякой другой религии, поощрять межрелигиозные связи, и таким образом обеспечить, чтобы религия не была оскорблением и не создавала конфликты и дисгармонию в Сингапуре.

Опираясь на различные государственные и негосударственные институты, на основательную правовую базу и зафиксированные в ней нравственные принципы, Сингапур успешно регулирует межнациональные и межрелигиозные отношения. Ежегодно 21 июля в стране празднуется День расовой гармонии. Он отмечается по всей стране, в том числе в учебных заведения, как успех в деле построения гармоничного в расовом и религиозном отношении общества, построенного на богатом разнообразии культур и наследии.


1 Лю Ю. Современный Сингапур. М., Наука, 1976, с. 17.

2 Immigration Act (Chapter 133) - http://statutes.agc.gov.sg

3 В 1965 г., на момент создания независимого государства Республики Сингапур, этнический состав выглядел следующим образом: китайцы - 76,2%, малайцы - 14,6%, индийцы - 7,1%, см.: Лю Ю. Указ. соч., с. 17.

4 Общая численность населения на конец июня 2010 г. составляла 5,08 млн., из них 3,77 млн. - резиденты Сингапура (3,23 млн. граждан Сингапура, 0,54 млн. постоянных резидентов) и 1,31 млн. иностранных нерезидентов // Census of Population 2010. Singapore... - http://www.sing-stat.gov.sg

5 Ibidem.

6 Данные приведены по китайской этнической группе в возрасте от 15 лет и старше // Census of Population 2010. Singapore...

7 Данные приведены по постоянному населению Сингапура в возрасте от 15 лет и старше // Census of Population 2010. Singapore...

8 Constitution of the Republic of Singapore, Art. 152(1) - http://statutes.agc.gov.sg

9 Ibid. Art. 152(2).

10 Ibid. Art. 153A.

11 Два китайских - Китайский Новый Год и День Весак, два мусульманских - Хари Райя Хаджи и Хари Райя Пуаса, два христианских - Рождество и Страстная пятница и один индуистский - Дипавали. Holiday Act (Chapter 126) - http://statutes.agc.gov.sg

12 В память межнациональных столкновений 1964 г.

13 Inter-Religious Organisation of Singapore - http://www.iro.org.se/website/history.html

14 People's Association Act (Chapter 227) - http://pa.gov.sg/about-us/history-of-pa.html

15 Inter-Racial and Religious Confidence Circle - http://www.ircc.sg/about.php

16 The Straits Times, 14.01.2007.

17 Speech by Dr Vivian Balakrishnan... Minister for Community Development, Youth and Sports, at The National IRCC Appointment Ceremony 2009, 29 March 2009, 6:00 pm at Orchard Hotel - http://www.singaporeunited.sg/cep/index.php/web/Our-News/Speech-By-Dr-Vivian-Balakrishna n-Minister-For-MCYS-The-National-IRCC-Appointment-Ceremony-2009

18 По данным на начало 2009 г., 87,5% всех религиозных организаций в Сингапуре стали членами IRCCs // Speech by Dr Vivian Balakrishnan...

19 The Community Engagement Programme (CEP) - http://www.singaporeunited.sg/cep/index.php/web/About-CEP/What-is-CEP

20 В 1907 г. колониальной администрацией для преодоления недостатков в управлении индуистскими и мусульманскими религиозными организациями был создан Совет мусульманских и индуистских пожертвований (МНЕВ). В 1968 г. Совет индуистских пожертвований (НЕВ) был выделен в самостоятельную организацию.

21 Hindu Endowments Act (Chapter 364).

22 Hindu Endowments Board - http://www.heb.gov.sg/about-us.html

23 Constitution of the Republic of Singapore, Part VII - http://statutes.agc.gov.sg

24 Ibid. Art. 153.

25 Majlis Ugama Islam Singapura, также известный, как Islamic Religious Council of Singapore. Administration of Muslim Law Act (Chapter 3. Part 2. Art. 3) - http://statutes.agc.gov.sg

26 Majlis Ugama Islam Singapura (MUIS) - http://www.muis.gov.sg/cms/aboutus/default.aspx

27 SNL, Winter 2006, 07.12.2006, p. 2.

28 Report of the Constitutional Commission, 1966 [Chairman: Wee Chong Jin], Singapore: Printed by the Government Printer, 1966, OCLC 51640681, par. 38.

29 Prime Minister Lee Hsien Loong's National Day Rally Speech 2009 on 16 August (Transcript) Racial and Religious Harmony - http://www.pmo.gov.sg/News/Messages/National+Day+Rally+Speech +2009+Part+3+Racial+and+Religious+Harmony.htm

30 Ibidem.

31 Constitution of the Republic of Singapore. Part IV. Art. 15(1), 15(4) - http://statutes.agc.gov.sg

32 Education Act (Chapter 87) - http://statutes.agc.gov.sg

33 Prime Minister Lee Hsien Loong's National Day Rally Speech 2009...

34 Societies Act (Chapter 311) - http://statutes.agc.gov.sg

35 Ibidem.

36 Закон вступил в силу 13 марта 1992 г. Maintenance of Religious Harmony Act (Chapter 167A) - http://statutes.agc.gov.sg

37 Ibid. Part III. Art 8.

38 Первый Президентский совет по религиозной гармонии был назначен 1 августа 1992 г. Ibid. Part II.

39 Prime Minister Lee Hsien Loong's National Day Rally Speech 2009...

40 http://www.peacefromharmony.org/?cat=en_c&key=331

41 Ibidem.

42 В основу Закона о внутренней безопасности были положены нормативные акты о "Чрезвычайном положении", принятые в 1948 г. Internal Security Act (Chapter 143) - http://statutes.agc.gov.sg

43 Sediction Act (Chapter 143) - http://statutes.agc.gov.sg

44 Motion on the White Paper on the Jemaah Islamiyah Arrests and Threat of Terrorism - Speech by Mr Wong Kan Seng, Minister of Home Affairs, 20 January 03 - http://www.mha.gov.sg/news_details.aspx?nid=OTIy-Akl7kebEK3c%3d

45 Ibidem.

46 The Straits Times, 21.07.2010.


© biblio.kz

Постоянный адрес данной публикации:

https://biblio.kz/m/articles/view/СИНГАПУР-НА-ТЕРНИСТОМ-ПУТИ-К-РЕЛИГИОЗНОЙ-ГАРМОНИИ

Похожие публикации: LКазахстан LWorld Y G


Публикатор:

Цеслан БастановКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://biblio.kz/Ceslan

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

Е. М. АСТАФЬЕВА, СИНГАПУР. НА ТЕРНИСТОМ ПУТИ К "РЕЛИГИОЗНОЙ ГАРМОНИИ" // Астана: Цифровая библиотека Казахстана (BIBLIO.KZ). Дата обновления: 11.10.2023. URL: https://biblio.kz/m/articles/view/СИНГАПУР-НА-ТЕРНИСТОМ-ПУТИ-К-РЕЛИГИОЗНОЙ-ГАРМОНИИ (дата обращения: 28.04.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - Е. М. АСТАФЬЕВА:

Е. М. АСТАФЬЕВА → другие работы, поиск: Либмонстр - КазахстанЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Цеслан Бастанов
Atarau, Казахстан
237 просмотров рейтинг
11.10.2023 (200 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
"КИТАЙСКАЯ ГОЛОВОЛОМКА" АДМИНИСТРАЦИИ Б. ОБАМЫ
Каталог: Разное 
9 дней(я) назад · от Цеслан Бастанов
Macau Lights
13 дней(я) назад · от Қазақстан Желіде
ВЬЕТНАМ. Страна помнит художника БУЙ СУАН ФАЯ
15 дней(я) назад · от Цеслан Бастанов
История развития военного ветеринарного образования в России не была простой и однозначной. Периоды его расцвета и благополучия неизменно сменялись периодами забвения и затишья, вслед за которыми непременно следовало возрождение,
Каталог: Ветеринария 
21 дней(я) назад · от Виталий Ветров
ДОРОГА К ХРАМУ "ЧИСТОГО ОБЛАКА" ИЛИ КАКИМ БОГАМ МОЛЯТСЯ КИТАЙЦЫ
Каталог: Религиоведение 
23 дней(я) назад · от Цеслан Бастанов
ЯПОНИЯ - КИТАЙ. ОЧЕРЕДНАЯ СХВАТКА
Каталог: Политология 
24 дней(я) назад · от Цеслан Бастанов
ТУРЦИЯ. ИСЛАМИСТЫ И АРМИЯ. КТО КОГО?
Каталог: Военное дело 
25 дней(я) назад · от Цеслан Бастанов
Биографический очерк об уроженце южного Казахстана, генерал-майоре ветеринарной службы Ветрове Виталии Петровиче, (единственного в Российской Федерации) юность, учеба и становление которого происходила в Казахской ССР. Ветров Виталий Петрович — заслуженный ветеринарный врач РФ, кандидат биологических наук, ветеран боевых действий, Председатель Совета ветеранов Ветеринарно-санитарной службы ВС, действительный член Международной академии информатизации., профессор Академии военных наук, Одно из основных направлений деятельности Виталия Ветрова в качестве военно-ветеринарного специалиста — защита территории СССР, стран СНГ и РФ от заноса антропозоонозов и ликвидация инфекционных болезней животных. За 50-летний период службы он прошел путь от ветеринарного фельдшера до руководителя Центрального органа военной ветеринарии страны, от лейтенанта до генерала.
Каталог: Военное дело 
28 дней(я) назад · от Виталий Ветров
ТУРЦИЯ. ВОЗРОЖДЕНИЕ РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЩИН
Каталог: Религиоведение 
28 дней(я) назад · от Цеслан Бастанов
ТУРЦИЯ. МЮСИАД И ТЮСИАД. "МУСУЛЬМАНСКИЙ" И "СВЕТСКИЙ" ВАРИАНТЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ СТРАНЫ: ЧЬЯ ВОЗЬМЕТ?
Каталог: Политология 
30 дней(я) назад · от Цеслан Бастанов

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

BIBLIO.KZ - Цифровая библиотека Казахстана

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры Библиотеки

СИНГАПУР. НА ТЕРНИСТОМ ПУТИ К "РЕЛИГИОЗНОЙ ГАРМОНИИ"
 

Контакты редакции
Чат авторов: KZ LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Цифровая библиотека Казахстана © Все права защищены
2017-2024, BIBLIO.KZ - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие Казахстана


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android