© 2004 г.
В последнее время наблюдается повышение интереса отечественных историков к проблемам истории Русской православной церкви (РПЦ) в XX в. Это связано, прежде всего, с рассекречиванием ранее недоступных архивных фондов.
Годы Великой Отечественной войны - особое время в истории РПЦ. Именно в это время советское государство осознало необходимость диалога с ней во имя общей цели разгрома фашизма, который в равной степени угрожал существованию и церкви, и государства. Вместе с тем советское руководство стремилось извлечь максимальную пользу от своих взаимоотношений с РПЦ, прежде всего во внешней политике. Религиозные организации и их руководители согласно подписанному 5 июня 1943 г. И. В. Сталиным постановления ГКО были отнесены к сфере интересов советской внешней разведки1 . В конце войны, 15 марта 1945 г., председатель Совета по делам РПЦ при Совнаркоме СССР полковник госбезопасности Г. Г. Карпов предложил И. В. Сталину провести ряд мероприятий по укреплению влияния РПЦ за границей и получил одобрение2 . Расширение юрисдикции Московской патриархии и распространение ее на входившие до революции в состав РПЦ приходы были последовательными шагами в этом направлении. Советское государство стремилось усилить свои позиции в послевоенном мире, в том числе и с помощью лояльных и подконтрольных религиозных организаций.
Однако политические акции советского правительства неблагоприятно сказывались на положении русских эмигрантов, а также представителей православного духовенства и верующих тех стран, что не вошли в сферу влияния СССР. В большей степени, чем где бы то ни было, это коснулось Японии, вступившей в войну с СССР. Однако еще до военных действий русские эмигранты рассматривались японцами как потенциальные шпионы. Шпиономания в Японии была еще сильнее, чем в СССР. Неудивительно, что православная церковь и ее последователи были под подозрением у японских властей.
К сожалению, этот аспект не нашел отражения в отечественной и зарубежной литературе. Между тем не так давно рассекреченные материалы ГАРФ дают представление о Православной церкви Японии рассматриваемого нами периода. Обратимся к архивным документам.
Православная церковь в Японии была представлена, во-первых, русскими эмигрантами, а во-вторых, принявшими православие японцами. На русских эмигрантах и православных верующих отражалась политика имперского правительства Японии, пропагандирующего захватнические планы по отношению к своим соседям, в том числе и в отношении СССР.
Митрополит Японский Сергий (Тихомиров) неизменно до своей кончины 11 августа 1945 г. хранил верность РПЦ и оставался в каноническом подчинении Московской патриархии. Всего в Японии насчитывалось 25 священников и 15 катехизаторов, но не было ни одной православной школы, семинарии или монастыря. В связи с этим Православная церковь в Японии не получила прав юридического лица и ее приходы рассматривались как группы. Эти группы регистрировались не в Министерстве просвещения, как другие религиозные организации, а в Министерстве внутренних дел. В 1939 г. в Японии был издан закон, по которому лишь урожденные японцы могли возглавлять религиозные общины. В связи с этим митрополит Сергий ушел в 1940 г. на покой, продолжая исполнять религиозные службы и обряды у себя в домашней молельне. На молебны собиралось до 200 верующих. В проповедях к ним митрополит Сергий призывал любить Россию. В Великую Отечественную войну он занял патриотическую позицию. Летом 1944 г. митрополит Сергий выразил желание вернуться на Родину и принять советское гражданство. Желая вос-
Якунин Вадим Николаевич - доктор исторических наук, профессор Тольяттинского государственного института сервиса, член-корреспондент Международной славянской академии.
1 Российский государственный архив социально-политической истории, ф. 644, оп. 1, д. 124, л. 175.
2 Государственный архив Российской Федерации (далее - ГАРФ), ф. 6991, оп. 1, д. 29, л. 101 - 109.
стр. 234
препятствовать его выезду в СССР, японские власти в мае 1945 г. арестовали митрополита Сергия. 11 августа 1945 г. он скончался.
После ухода митрополита Сергия на покой среди православного духовенства и верующих начались разногласия и споры по поводу его преемника. В 1941 г. на Всеяпонском православном соборе было решено, чтобы в епископы был посвящен священник из японцев и он примет руководство православной церковью. Несколько священников и протоиереев было избрано кандидатами для исполнения этой обязанности. Но благодаря усилиям заштатного православного священника Йошида, который работал в японской ставке Верховного главнокомандования, в процесс вмешались представители японского военного командования. Выяснилось, что ни один из кандидатов не сочувствовал японской программе агрессии на Дальнем Востоке3 . Естественно, что такой глава Православной церкви Японии не устраивал правительство.
Тогда отец Йошида предложил кандидатуру 70-летнего женатого протоиерея Иоанна (Оно) на это место, потому что он был "более японцем", чем другие кандидаты, и получил образование в Японии. Итак, без согласия верующих японцев и по просьбе, подписанной отцом Йошида и двумя мирянами, претендующими на представительство воли большинства членов церкви, протоиерей Иоанн (Оно) был направлен в Харбин. Там в марте 1941 г. его постригли в монахи с наречением имени Николая (в монахи постригли и его жену) и в апреле возвели в сан епископа Японского и Токийского. Чин архиерейской хиротонии с ведома и санкции митрополита Анастасия (Грибановского), главы РПЦ за границей, отвергающей общение с Московской патриархией из-за ее лояльного отношения к советской власти, совершали карловацкие (по названию городка Карловцы в Югославии, где размещался Архиерейский Синод РПЦ за границей во главе с митрополитом Анастасием) архиереи: митрополит Мелетий (Заборовский), архиепископ Нестор (Анисимов), епископ Виктор (Святин) и другие. Но новый епископ не пользовался авторитетом и по возвращении не был допущен верующими в собор. Возмущенное большинство православных японцев предлагали возвести в епископы протоиерея Якова (Тоохея).
Споры приняли настолько скандальный характер, что в дело вмешались представители японского генштаба, жандармерии, полиции и министерства просвещения, которые продиктовали свои условия: признать Николая (Оно) епископом, управляющим Японской православной церковью; дополнительно возвести в епископы представителя большинства верующих, протоиерея Якова (Тоохея); оба епископа должны управлять церковью поочередно, через год4 . В связи с тем, что последнее требование было совершенно не совместимо с православными канонами, протоиерей Яков (Тоохей) не был возведен в епископы.
Экзарх Московской патриархии в США митрополит Вениамин (Федченков) утверждал, что, когда епископ Николай (Оно) вернулся в Японию, он насильно удалил митрополита Сергия из его квартиры при соборе и даже способствовал его тюремному заключению в мае 1945 г., сообщив японскому правительству, что митрополит Сергий будто бы является скрытым шпионом Советского Союза.
После американской оккупации группа православных японцев, возглавляемая протоиереем Юзавой и четырьмя влиятельными мирянами, обратилась в религиозный отдел гражданской секции информации и воспитания американской ставки. Они заявили, что выборы епископа Николая (Оно) не были желанием японских христиан, что епископ Николай сотрудничал с японской ставкой, что он не заслуживает звания епископа и должен быть удален. После проведенного американскими военными следствия обнаружилось, что обвинение было обоснованным. Епископ Николай вынужден был сложить с себя полномочия. Но еще до американской оккупации он от имени всех православных верующих просил патриарха Алексия I о воссоединении с Московской патриархией5 .
Посылаемые в Японию патриархом Алексием I для возобновления нормальных деловых контактов с Японской православной церковью епископы Борис (Вик) и Сергей (Ларин) не получили виз на въезд в страну. Американские военные власти не захотели впустить их в Японию. Группа православных японцев во главе с протоиереем Арсением (Ивасавой) в апреле 1946 г. провела собор, на котором решено было подчинить японскую церковь Американской метрополии, вышедшей из подчинения Московской патриархии, во главе с митрополитом Феофилом (Пашковым). Японскую церковь возглавил архиепископ Вениамин (Басалыга), присланный из США. Ему были переданы храмы и помещение русской духовной миссии. Только несколько приходов сохранили верность Московской патриархии6 . Они создали отдельную "Истинную православную церковь", во главе которой встали протоиереи Николай (Оно) и Антоний (Такай).
30 сентября 1957 г. Священный Синод РПЦ официально признал эту церковь истинной Японской православной церковью, и именно ее стали считать преемницей Православной церкви Японии, основанной архиепископом Николаем еще во второй половине XIX в.
В апреле 1970 г. отколовшаяся от РПЦ японская церковь вернулась в ее лоно и начала свое существование в качестве Святой автономной японской православной церкви. В связи с этим решением Священного Синода с апреля 1970 г. Японская православная церковь стала подворьем РПЦ в Японии.
3 ГАРФ, ф. 6991, оп. 1, д. 23, л. 2 - 25.
4 Там же.
5 Там же.
6 Протоиерей Владислав Цыпин. История Русской церкви. 1917 - 1997. М., 1997, с. 604 - 605.
Новые публикации: |
Популярные у читателей: |
Новинки из других стран: |
Контакты редакции | |
О проекте · Новости · Реклама |
Цифровая библиотека Казахстана © Все права защищены
2017-2024, BIBLIO.KZ - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту) Сохраняя наследие Казахстана |