Libmonster ID: KZ-1837
Автор(ы) публикации: Н. ПЕТРОВ

И что надо сделать, чтобы в будущем "погода" стала еще более благоприятной?

Спросите у рядового российского гражданина, интересующегося международной политикой, - что он знает об экономических отношениях России и Ирана? Наверняка вам скажут что-то об участии нашей страны в строительстве атомной электростанции в Иране и неприятностях, возникших из-за этого у России с Америкой. Ну, может быть, кто-то вспомнит об иранских финиках и фисташках, что продаются в уличных киосках...

Между тем, участием России в сооружении крупной АЭС и поставками иракских сухофруктов далеко не исчерпывается экономическое сотрудничество двух государств. Исламская Республика Иран - один из наших крупнейших торговых партнеров из числа стран Юга, причем резервы увеличения объемов взаимной торговли и реализации совместных проектов чрезвычайно велики. Об этом - материалы специального корреспондента журнала "Азия и Африка сегодня", побывавшего недавно в Иране.

Несмотря на то, что полет рейсового самолета "Аэрофлота" проходил ночью, обстановка в салоне была самая что ни на есть "рабочая". Слева и справа шуршали чертежи, листались бумаги, вполголоса обсуждались, как можно было понять, условия контрактов, детали технической документации. Предприниматели, менеджеры, инженеры составляли явное большинство пассажиров. Случайно ли я - журналист - попал в такую компанию или налицо прямое свидетельство значительной деловой активности между Россией и Ираном?

Вот почему моя беседа с торгпредом России в Исламской Республике Иран В.В. Румянцевым началась с такого вопроса:

- Каково вообще на сегодня общее состояние российско-иранского экономического сотрудничества?

- Полагаю, что подбор пассажиров рейса, которым вы прилетели в Иран, не случаен, - заметил Валентин Васильевич. - И в другом самолете вы наблюдали бы то же самое. Уровень деловой активности во взаимоотношениях между нашими странами довольно высок, а современное состояние экономического сотрудничества между Ираном и Россией в целом можно охарактеризовать положительно. Барометр нашего экономического сотрудничества определенно показывает "ясно". В течение нескольких последних лет товарооборот с Ираном находится на уровне 500 миллионов долларов в год, причем на российский экспорт приходится до 90 процентов от общего объема торговли, а в его структуре ведущее место занимают поставки машинотехнической продукции, что по нынешним временам большая редкость.

Наиболее успешно в последние годы наше сотрудничество развивалось в топливно-энергетической сфере. Так, в 1999- 2000 годах завершено сооружение второй очереди теплоэлектростанции (ТЭС) "Шахид Монтазери" в Исфагане и третьей очереди ТЭС "Рамин" в Ахвазе. Продолжается строительство АЭС в Бушере.

Многообещающее начало было положено масштабному инвестиционному сотрудничеству в нефтегазовой отрасли, когда в 1997 году РАО "Газпром" вошло в международный консорциум, который осваивает крупное месторождение природного газа "Южный Парс" в Персидском заливе. Прямые инвестиции "Газпрома" в освоение этого месторождения уже превысили 110 миллионов долларов.

Продолжаются поставки из России таких товаров как металлопрокат, бумага, химические удобрения, различное оборудование. Осуществляются лизинг авиатехники и военно- техническое сотрудничество. Россия продолжает импортировать из Ирана в основном такие традиционные товары, как одежда, сухофрукты, фисташки и др.

- Неужели все так благополучно и "беспроблемно"?

- Проблем и трудностей, сдерживающих дальнейшее развитие экономических связей, к сожалению, хватает... Главная среди них - обеспечение источников финансирования инвестиционного сотрудничества. По иранским правилам перед иностранными компаниями, участвующими в сооружении объектов на территории страны, выдвигаются условия, фактически равнозначные требованию предоставить заказчику средне- или долгосрочные кредиты. Иначе говоря, оплата за возведенные объекты производится не сразу, а как бы "в рассрочку", и на первых порах "строящей стороне" приходится нести большие расходы, которые будут возмещены не сразу. Выполнить такие условия по

стр. 2


силам лишь достаточно крупным и мощным в финансовом отношении организациям. Это сильно уменьшает список потенциальных российских инвесторов в иранскую экономику. Решить проблему можно путем развития межбанковского сотрудничества и поддержки инвесторов со стороны государственных органов наших стран.

Другая серьезная проблема - транспортное обслуживание грузопотоков. Так, если раньше перевозка грузов осуществлялась в основном по железной дороге, проходящей через Закавказье, которая сейчас по известным причинам не функционирует, то сейчас значительная их часть следует по морю - от порта Энзели до Астрахани и в обратном направлении. К такой ситуации транспортники двух стран оказались не готовы, и на протяжении длительного времени линию обслуживало всего одно судно - контейнеровоз типа "ро-ро". Лишь нынешним летом к перевозкам подключилось еще одно судно, а в конце года их число, возможно, увеличится до трех. Но и этого может оказаться недостаточным, поэтому надо искать другие пути "расшивки" узкого места, каковой стала транспортная проблема. Определенные надежды возлагаем мы на строительство транспортного коридора "Север-Юг", который будет обслуживать внешнеторговые грузопотоки между Европой и Азией.

- Экономические отношения двух наших стран регламентирует важный документ - Протокол об урегулировании взаимных финансовых обязательств России и Ирана, подписанный в 1995 году. Расскажите, как он выполняется, а также как формируется договорно- правовая база российско-иранского сотрудничества.

- Протокол, о котором вы говорите, действительно, сыграл исключительно важную роль в развитии экономических связей между нашими странами. Он урегулировал многие проблемы, оставшиеся еще от времен СССР. С вступлением в силу этого документа были решены вопросы взаимной задолженности и определены порядок и графики платежей иранской стороны как по погашению остатка просроченного долга, так и в счет оплаты предстоящих поставок оборудования и других товаров российскими организациями. При этом часть иранского долга была погашена поставками сырой нефти. Сейчас, в конце 2000 года, можно с удовлетворением отметить, что все условия Протокола выполнены практически полностью.

За последние годы договорно-правовая база между нашими странами обогатилась такими документами, как соглашения о научно-техническом сотрудничестве, о сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах, о воздушном сообщении, об избежании двойного налогообложения, а также меморандумами о взаимопонимании между Минтопэнерго РФ и Министерством нефти ИРИ, о сотрудничестве между Министерством природных ресурсов РФ и Министерством рудников и металлургии ИРИ, о сотрудничестве в области почтовой и электрической связи и другими документами.

- Статистика зафиксировала, что пик товарооборота между Россией и Ираном пришелся на 1998 год - 545,3 миллиона долларов, а в 1999 году произошел спад - 485,7 миллиона долларов. Чем это можно объяснить, и не

стр. 3


сохранится ли такая тревожная тенденция в дальнейшем?

- Некоторое падение объемов торговли в 1999 году произошло из-за сокращения поставок комплектного оборудования ВО "Техпромэкспорт", которое завершило строительство ТЭС в городах Исфаган и Ахваз. Но вообще-то статистика не вполне точна: правильнее считать, что с учетом освоенных РАО "Газпром" в нефтегазовом секторе Ирана 110,3 миллиона долларов общий объем торгово-экономического сотрудничества между нашими странами в 1999 году приблизился к 600 миллионам долларов.

По предварительной оценке Торгпредства, в нынешнем году товарооборот между нашими странами будет никак не меньше, чем в 1999 году

- Иран - одна из стран, куда Россия, как и в прошлые годы, поставляет довольно много машинотехнической продукции. Расскажите о структуре ее экспорта. Какая российская техника пользуется наибольшим спросом и почему?

- Действительно, уже в течение многих лет основу российского (а до 1991 года - советского) экспорта в Иран занимают поставки машин и оборудования. Большая часть этих поставок приходится на оборудование для объектов, строящихся в Иране при техническом содействии наших организаций. В последние годы в связи со строительством двух ТЭС и АЭС это было в основном энергетическое, строительное и вспомогательное оборудование. Но поставляется и другая техника: металлорежущие и деревообрабатывающие станки, мотоциклы, подшипники, комплектующие для подвижного железнодорожного состава и т.д. На основе лизинга в Иране эксплуатируются российские самолеты. Поставки отдельных видов оборудования осуществляются по линии военно- технического сотрудничества.

- Вы уже упоминали о сооружении в Иране с участием России ряда энергетических объектов. Расскажите об этом подробнее.

- В самые последние месяцы завершено строительство второй очереди ТЭС "Шахид Монтазери" (четыре блока мощностью 210 мегаватт каждый) в Исфагане и третьей очереди ТЭС "Рамин" (два блока по 315 мегаватт) в Ахвазе. При этом последняя ТЭС, чья общая мощность достигает почти 1900 мегаватт, стала крупнейшей тепловой электростанцией в Иране. В настоящее время новые блоки готовятся к окончательной сдаче заказчику и подключаются к иранской энергетической системе.

Несмотря на давление со стороны США, продолжается сооружение АЭС в городе Бушер. ЗАО "Атомстройэкспорт" обязалось завершить строительство этого объекта на условиях "под ключ". В настоящее время здесь ведутся работы на первом энергоблоке. На российских заводах продолжается изготовление основного и вспомогательного оборудования для этой АЭС.

В Иране есть еще одно предприятие, сооруженное более четверти века назад при участии нашей страны - металлургический комбинат в Исфагане. До сего дня мы поставляем запасные части к оборудованию комбината. А вот работы по расширению и модернизации его мощностей, по сообщениям иранской прессы, ведутся при участии итальянской компании "Даниэлли".

- И это, к сожалению, не единственный случай, когда инофирмы перехватывают у нас контракты на работы, которые могли бы выполнить российские организации... Скажите, что произошло с российским участием в сооружении тегеранского метро?

- Первоначально предполагалось, что метро в столице Ирана будет строиться с участием российской стороны. В первой половине 90-х годов российские компании выполнили ряд проектных и иных работ. Санкт-Петербургская компания "Вагонмаш" поставила в Тегеран восемь вагонов, которые прошли обкатку на некоторых участках строящегося метро. Однако в мае 1995 года иранцы подписали контракт с китайскими компаниями, которые предоставили кредит на выгодных условиях в размере 600 миллионов долларов на строительство метро, и весь проект был передан китайской стороне. К настоящему времени при помощи китайских организаций уже оборудованы и переданы в эксплуатацию наземная (43 километра) и подземная (около 11 километров) части метро. Переговоры с российскими компаниями были прекращены в 1997 году.

- Расскажите о российском импорте из Ирана.

- В течение нескольких последних лет российский импорт из этой страны колеблется в диапазоне от 30 до 70 миллионов долларов в год. Основу иранских поставок в Россию составляют такие традиционные товары, как сухофрукты, фисташки, томат-паста, макаронные изделия, а также готовая одежда, керамическая плитка и др. Кроме продовольственных и промышленных товаров широкого потребления, в Россию поставляется промышленное сырье - цинковый концентрат.

Практикуются и бартерные операции. В соответствии с контрактом на сооружение АЭС в Бушере, в Россию в счет частичной оплаты работ поставляются автомобили и автобусы иранской сборки, стиральный порошок. Всего за время строительства АЭС таких товаров было поставлено на 12,2 миллиона долларов.

- Каково участие России в развитии нефтегазового комплекса Ирана и что можно сказать о перспективах развития сотрудничества в этой ключевой для него отрасли?

- Выше я уже говорил, что три года назад РАО "Газпром" вошло в международный консорциум, который осваивает вторую и третью очереди крупного месторождения природного газа "Южный Парс" в Персидском заливе. В последнее время на иранском рынке проявляют активность такие известные российские компании, как "Лукойл", "Славнефть", "Юкос", "Татнефть", "Транснефть".

Кроме того, в прошлом году две российские компании - "Зарубежнефть" и "Стройтрансгаз" - официально зарегистрировали свои представительства в Иране и сейчас ведут переговоры об участии в освоении шестой, седьмой и восьмой очередей месторождения "Южный Парс". "Стройтрансгаз" уже принимает участие в строительстве газопровода Ассалуйе - Канган. Изучается вопрос об участии этой компании в сооружении газопровода Патаве - Саве протяженностью 408 километров. Российская компания "Бургаз" собирается создать совместное предприятие с одной из иранских фирм и вместе производить поисковые буровые работы на нефть и газ.

- Каковы, на ваш взгляд, перспективы российско- иранского экономического сотрудничества?

стр. 4


- По оценке Торгпредства, они хорошие. Товарооборот между нашими странами уже в ближайшие несколько лет может значительно возрасти.

Вы совершенно правильно выделили из многих направлений сотрудничества такую отрасль, как нефтегазовая. Участие России в разработке крупных нефтегазовых месторождений в Иране - это весьма перспективное направление, причем на долгие годы.

Есть возможности для развития сотрудничества в области тепловой и атомной энергетики. Российское государственное унитарное предприятие ВО "Технопромэкспорт" ведет переговоры о дальнейшем расширении ТЭС "Рамин" и "Шахид Монтазери". Подготовлен к подписанию и контракт ЗАО "Атомстройэкспорт" с Организацией атомной энергетики ИРИ на изыскание площадки под второй энергоблок на АЭС в Бушере.

В самое последнее время появилось новое направление сотрудничества - самолетостроение. В конце прошлого года в Тегеране во время визита министра иностранных дел России И.С. Иванова был подписан протокол, предусматривающий организацию в Иране лицензионного производства нового российского самолета ТУ-334. Сторонами согласованы основные положения контракта, стоимость которого может составить около 1,2 миллиарда долларов.

Россия также может принять участие в создании транспортного коридора "Север-Юг", пролегающего через территорию Ирана. Это позволит не только улучшить транспортное обслуживание товарооборота между нашими странами, но и откроет хорошие перспективы для тех российских транспортных организаций, которые станут предоставлять услуги по перевозкам грузов стран Персидского залива и Юго-Восточной Азии в Россию и европейские страны и в обратном направлении.

По мере развития и укрепления частного сектора как в Иране, так и в России, все более заметную роль в наших экономических отношениях будут играть малые и средние фирмы и предприятия.

В общем, потенциал экономического сотрудничества России и Ирана велик. Его полное и всестороннее использование, - безусловно, в интересах двух стран.

* * *

Главная задача торгового представителя России в стране своего пребывания - всячески содействовать решению текущих проблем в экономических взаимоотношениях двух государств, "отслеживать" ход выполнения межгосударственных хозяйственных договоров и соглашений, помогать предпринимателям налаживать взаимные контакты и т.д. И с этих позиций интервью, которое дал мне торгпред России в Иране В.В. Румянцев, меня более чем удовлетворило. Однако, ставя вопросы, я сознательно не касался ряда проблем, которые выходят за пределы компетенции торгпреда. Между тем, они важны и интересны и о них тоже, как мне кажется, следует рассказать.

...Моя поездка в Иран была чрезвычайно насыщенной: в составе небольшой группы россиян я был приглашен на мероприятия, связанные со столетием со дня рождения имама Хомейни. Торжества в Тегеране и Куме, на которых довелось присутствовать, произвели сильнейшее впечатление и убедили: народ помнит и чтит память основателя Исламской Республики Иран, который, как бы ни относиться к его взглядам и установкам, дал стране и народу то, чего, как считают многие, не хватает современной России - национальную идею.

Впечатлений, конечно, много, остановлюсь на двух из них. Первое - определенно позитивное. Несмотря

стр. 5


на то, что предложенная хозяевами программа была такой насыщенной, что для встреч и бесед почти не оставалось времени, тем не менее, все же удалось поговорить с полутора-двумя десятками иранцев, и даже "набиться в гости" в несколько иранских семей. Возможно, мне повезло, а возможно сыграли свою роль природные, как говорят, деликатность и гостеприимство иранцев, но всюду я слышал только очень добрые слова о России и русских, пожелания, чтобы отношения между нашими странами становились еще лучше. А еще - "кожей чувствовал" интерес и доброжелательное отношение к своей персоне. Инженер - строитель тегеранского метро (стажировавшийся в Баку и потому немного знающий русский язык), зубной врач, продавец книжного магазина, тестомес крохотной пекарни, мулла небольшой мечети на южной окраине иранской столицы - все они, как могли, пытались помочь русскому журналисту, впервые попавшему в Тегеран, немного проникнуться духом страны и, хотя бы "на бегу", рассказать о своей работе и жизни. Радушие и открытость этих иранцев, с которыми вряд ли когда-либо придется встретиться вновь, я запомню надолго.

Второе впечатление, увы, менее радостное. В Иране очень много строят, в десятимиллионном Тегеране есть районы, представляющие собой лес - и густой лес - башенных кранов. А на их стрелах - фирменные знаки не только иранских, но также немецких, голландских, итальянских фирм. Мне не удалось увидеть на дорогах страны (а поездок было довольно много) ни одного КамАЗа или ЗИЛа - зато грузовики "Фиаты" и "Вольво" встречались поминутно. По пути в Кум наш автобус некоторое время следовал "ноздря в ноздрю" с товарным железнодорожным составом - и снова на его платформах теснились грузовые контейнеры из многих стран, а российских, с заметным издалека логотипом "Морфлот" среди них не было... Почему?

Вернувшись в Москву, я попытался найти ответ на этот вопрос в статистических справочниках. И вот что обнаружил: товарооборот Ирана с Германией оценивается в 3 миллиарда долларов, с Италией - в 2,6 миллиарда, с Францией - в 1,8 миллиарда долларов. Россия с ее полумиллиардом долларов занимает только двенадцатое место. Может быть в эти полмиллиарда не входят российские товары, идущие в Иран, через Украину, Азербайджан, Туркменистан. Но цифра все равно не слишком велика. (Интересно, что несколько лет назад бывшее Министерство внешних экономических связей прогнозировало объем товарооборота между Россией и Ираном в 2000 году в 4 (!) миллиарда долларов). Гораздо шире и список товаров, закупаемых в Иране западными партнерами. В этом списке - не только финики и фисташки, но также металлопрокат и сталь, продукция химической промышленности, кожевенное сырье, ковры ручной работы.

В.В. Румянцев упомянул в своем интервью участие РАО "Газпром" в работах на месторождениях "Южный Парс"; в них также принимают участие французская компания "То-таль" и малайзийская "Петронас". Но подобных "точек приложения сил" в этой стране довольно много, и наши газовики и нефтяники могли бы действовать более активно и даже агрессивно, "внедряясь" в иранский ТЭК. Пока же западные фирмы нас явно опережают. Так, канадская фирма "Боу Вэлли" совместно с английской "Премьер Ойл" реализуют нефтяной проект на шельфе "Баал" в Персидском заливе, англо-голландская компания "Шелл" проводит предварительные изыскания на иранском участке строительства газопровода Туркмения - Турция.

Иран придает громадное значение развитию внешних экономических связей. Чтобы в этом убедиться, достаточно перелистать толстый, роскошный, издающийся шесть раз в год, журнал "Иранский экспорт и импорт", продающийся в Тегеране в каждом газетном киоске (слова "Иранский экспорт" на обложке крупны и издалека бросаются в глаза, а "и импорт" набраны мелким шрифтом и почти невидимы - примечательная и много говорящая деталь, не правда ли?). Из этого журнала, иранских газет, купленных во время поездки, и из других источников я, в частности, узнал об активных переговорах, ведущихся между французской компанией "Эльф Акитен" и Иранской национальной нефтяной компанией (ИННК) по проекту освоения нефтяного месторождения "Доруд" на шельфе Персидского залива, причем, как предполагается, французы привлекут в качестве партнеров итальянскую фирму "Эджип". Переговоры с ИННК ведут также компании - английская "Бритиш Газ", французская "Газ де Франс", норвежская "Сага Петролеум". Компания "Бритиш Петролеум" открыла в Тегеране свое представительство и намерена участвовать в нескольких иранских инвестиционных проектах. Наконец, ряд компаний США, например "Арко", "Эксон-Мобил", просто рвутся к иранским нефтегазовым проектам и усилива

стр. 6


ют давление на американскую администрацию, добиваясь отмены известных антииранских санкций. Небезынтересно также, что, несмотря на проклятия в адрес "большого шайтана" - США, громко звучащие в мечетях (сам слышал - производит впечатление!) иранские чиновники высокого ранга объявили о желательности участия американских фирм в развитии нефтегазовой отрасли страны.

На взаимовыгодной основе развивается сотрудничество Ирана с западными государствами в области инвестиционной политики. Достигнуты договоренности об открытии кредитных линий под иранские экспортные товары: с Италией - на 2,2 миллиарда, с Испанией - на 1 миллиард долларов. Ведутся переговоры с Японией, Германией и Италией о предоставлении Ирану кредита в размере трех миллиардов долларов.

В более или менее отдаленной перспективе Иран предполагает реализовать еще более масштабные трансрегиональные проекты важнейшие среди которых - строительство газопроводов Иран - Пакистан -

Индия и Иран - Армения. Экономическое, а также политическое значение последнего трудно переоценить. Не случайно, как выяснилось на состоявшемся в июне заседании армяно-ирано-греческого комитета по вопросам сотрудничества в сферах экономики, технологий и промышленности, интерес к газопроводу Иран - Армения проявляют даже такие отдаленные от Кавказа государства, как Франция и Китай. Строительство газопровода может начаться уже в конце этого года.

Как я успел заметить даже во время своего непродолжительного пребывания в Иране, СМИ этой страны весьма благожелательно относятся к новому президенту России В.В. Путину. Хотя бы краткие - двадцати-тридцати- секундные - сюжеты с его участием часто присутствуют в новостных программах телевидения, в газетах тоже попадаются фотографии российского президента. Мне показалось, что это не случайно: иранцы надеются, что со сменой российского руководства отношения между нашими странами, в том числе торгово-экономические, получат новый импульс. Есть и другие подаваемые нам сигналы, что такой импульс для иранцев желателен. Среди них такой: страна, которая считается общепризнанным центром исламского фундаментализма, заняла более, чем сдержанную позицию в отношении российской антитеррористической акции в Чечне. На территории Ирана нет лагерей и школ чеченских боевиков и арабских наемников, не известно о фактах, когда раненые бандиты лечились бы в иранских госпиталях. Не без опаски я задавал вопросы о Чечне и в частных беседах с иранцами и неизменно слышал ответы примерно в таком духе: это ваше внутреннее дело - сами и разбирайтесь...

Желание Ирана установить более тесные отношения с Россией понятно: только в тесном союзе с Россией эта страна может обеспечить себе подлинную безопасность. Иранские политики, несомненно, учитывают также, что для национальных интересов обеих стран существуют схожие угрозы, в частности угроза территориальной целостности государств от деятельности поддерживаемых извне сепаратистских и националистических сил.

Несмотря на все это, - будем откровенны, -

стр. 7


до недавнего времени российская политика в отношении Ирана строилась в значительной мере с оглядкой на Запад. Посещать Иран, вступать в переговоры с иранским коллегами среди части наших высокопоставленных руководителей считалось "дурным тоном". В разное время проигнорировали приглашения иранской стороны наш бывший министр обороны П. Грачев, бывший секретарь Совета Безопасности И. Рыбкин и другие. Думается, что неупорядоченность и многоступенчатость в принятии решений, в том числе в сфере экономических связей с Ираном - явление того же порядка: таким способом мы показываем некоторым политикам на Западе, что вроде бы не очень то уж и стремимся к развитию отношений с этой страной, избравшей нетрадиционный путь развития.

Холодок в отношениях, идущий со стороны России, вызывает ответную реакцию: иранцы в последнее время тоже не слишком активны в поисках путей расширения экономических связей с нашей страной. Руководитель авторитетного российского Центра стратегического развития А. Гушер, много занимавшийся изучением политических и экономических проблем Ирана, считает: "В руководстве иранского МИД и в окружении президента страны знают, что в Москве, в кругах высшего российского руководства, до последнего времени преобладали прозападные настроения, а сторонников развития отношений с Ираном было мало и то их затирали. Такие оценки и взгляды, по существу, обрекают иранцев на пассивное ожидание перемен в российско-иранских отношениях, сковывают их инициативу на российском направлении, разрушают остатки их веры в возможность выхода двусторонних отношений на уровень, достойный наших двух стран". "Очень надеюсь, - особо отметил А. Гушер, - что новый президент В.В. Путин и новое российское правительство поймут и правильно оценят сложившуюся ситуацию и не повторят ошибок своих предшественников. Устранение существующих препятствий на пути расширения взаимовыгодного российско-иранского сотрудничества могло бы вывести отношения между Россией и Ираном на новый уровень и превратить их в серьезный позитивный фактор геополитической и геостратегической ситуации на Юге".

Недооценка важности укрепления и расширения российско- иранского сотрудничества, слабое понимание непростых внутренних проблем Ирана и вообще ситуации в этой стране проявляются, увы, не только в руководящих сферах, но и на бытовом уровне. Когда я только еще собирался в Иран, знакомые, уже побывавшие в этой стране, говорили: ты совершишь "путешествие в прошлое", окажешься в Советском Союзе сталинских времен... Да, портреты имама Хомейни на каждой улице и площади, в каждой комнате учреждения и жилого дома. Да, все женщины, как одна, в черных хиджабах, сидящие отдельно от мужчин на задних скамейках автобусов - это трудно понять и принять, и иранских женщин, каждая вторая из которых - как сказочная красавица из "тысячи и одной ночи", откровенно говоря, хотелось бы видеть в других одеждах. Однако Иран живет не только в "сталинском времени", но, как это ни парадоксально, в "хрущевском" и "раннегорбачевском" тоже.

...Такси, в котором я ехал, попало в пробку, и справа, и слева из окон машин с внезапно притихшими моторами вдруг раздались звуки удивительно мелодичных песен, которые сильным меццо-сопрано исполняла явно очень талантливая певица. Звуки неслись из автомобильных магнитол. "Кто такая, где купить кассету?" - спросил я у шофера. "Нигде не купите, она эмигрантка, живет в США. И хотя она у нас чрезвычайно популярна, песни ее в Иране запрещены". "Но ведь все слушают, - и полицейский на перекрестке тоже?" - показал я на стража порядка. Таксист только плечами пожал... Невольно подумалось: а у нас что - было по-другому?..

Было то же самое. Под проклинавшиеся официальной пропагандой фокстроты танцевали на школьных и студенческих вечерах даже в сталинское время, а в брежневское магнитофонные ленты с запрещенными Окуджавой и Высоцким были в каждом доме. Если разобраться, с них и начиналось то, что впоследствии стало оппозицией прежнему режиму.

Я своими глазами видел, а точнее, своими ушами слышал иранскую оппозицию только в такой - музыкально-кассетной - форме. Но она есть, о ней сообщает печать; по свидетельству западных источников, ее вес и авторитет в иранском обществе растут. Не берусь судить, так ли это на самом деле - не представилась мне возможность поговорить с кем-либо из иранцев на эту тему. Однако сам не мог не задуматься, а хорошо ли будет, если в Иране сменится власть?

Трудный вопрос. Россия от этого вряд ли выгадает. Иранские оппозиционеры явно смотрят в другую сторону. В случае их прихода к власти курс страны наверняка изменится. И появление крупного, мощного и не столь дружественного, как сейчас, государства в этом регионе может нарушить баланс сил и создать непредсказуемую ситуацию на наших южных границах.

Наверное, в этом случае трудно будет поручиться и за стабильность непосредственно в Иране, - где гарантии того, что пришедшие к власти оппозиционеры не наделают ошибок, которые дестабилизируют ситуацию в стране? Что бы про них ни говорили, предаваемые на Западе анафеме "муллы" - религиозные руководители Ирана, среди которых есть и высокообразованные "технари" и экономисты, - в общем, неплохо управляют страной, в том числе ее экономическим сектором. Темпы хозяйственного роста довольно высоки, внешнеэкономические связи, включая связи с Западом, развиваются по поступательной. Многие социологи и политологи утверждают, что расширение внешнеэкономических контактов государств, подобных Ирану, с либеральными режимами рано или поздно приведет к либерализации, в том числе в сфере прав человека, и в этих странах. Как говорится, поживем - увидим...

Если же говорить о долгосрочных национальных интересах России, то, на мой взгляд, нет и не может быть сомнений в том, что поддержка и развитие дружеских отношений с Ираном нам крайне важна и необходима. Такие отношения определенно и в интересах российского бизнеса. Вот почему любые контакты и переговоры с иранцами, конечной целью которых будет выход на конкретные договоренности и соглашения в области торгово-экономического, научно- технического и военно-технического сотрудничества, должны поддерживаться и поощряться государством, а неиспользуемые пока резервы расширения наших хозяйственных связей надо быстрее и активнее превращать в конкретные договоренности, в деловые контракты, в сооружаемые совместно объекты, в поставки российских товаров в Иран, а иранских - в Россию.


© biblio.kz

Постоянный адрес данной публикации:

https://biblio.kz/m/articles/view/РОССИЯ-ИРАН-ЧТО-ПОКАЗЫВАЕТ-БАРОМЕТР-ЭКОНОМИЧЕСКОГО-СОТРУДНИЧЕСТВА

Похожие публикации: LКазахстан LWorld Y G


Публикатор:

Қазақстан ЖелідеКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://biblio.kz/Libmonster

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

Н. ПЕТРОВ, РОССИЯ - ИРАН. ЧТО ПОКАЗЫВАЕТ БАРОМЕТР ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА // Астана: Цифровая библиотека Казахстана (BIBLIO.KZ). Дата обновления: 23.10.2022. URL: https://biblio.kz/m/articles/view/РОССИЯ-ИРАН-ЧТО-ПОКАЗЫВАЕТ-БАРОМЕТР-ЭКОНОМИЧЕСКОГО-СОТРУДНИЧЕСТВА (дата обращения: 22.12.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - Н. ПЕТРОВ:

Н. ПЕТРОВ → другие работы, поиск: Либмонстр - КазахстанЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Қазақстан Желіде
Астана, Казахстан
401 просмотров рейтинг
23.10.2022 (791 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
ПЕРСПЕКТИВЫ ЛЕВАНТА В СВЕТЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕРЕХОДА ОТ СРЕДНЕГО К ВЕРХНЕМУ ПАЛЕОЛИТУ
Каталог: История 
15 часов(а) назад · от Urhan Karimov
DAVID LAZAREVICH BRODYANSKY - 75 YEARS OLD
Каталог: Вопросы науки 
21 часов(а) назад · от Urhan Karimov
КАСАР-КУРУГ: ЗАПАДНАЯ СТАВКА УЙГУРСКИХ КАГАНОВ И ПРОБЛЕМА ИДЕНТИФИКАЦИИ ПОР-БАЖЫНА
21 часов(а) назад · от Urhan Karimov
К ВОПРОСУ О "ВОСТОЧНОМ" НАПРАВЛЕНИИ КУЛЬТУРНЫХ СВЯЗЕЙ НАСЕЛЕНИЯ СЕВЕРА СРЕДНЕГО ПОВОЛЖЬЯ В ЭПОХУ БРОНЗЫ
Каталог: История 
23 часов(а) назад · от Urhan Karimov
EXPERIENCE IN STUDYING WOODEN BURIAL STRUCTURES DURING EXCAVATIONS OF ARCHAEOLOGICAL SITES
Каталог: История 
23 часов(а) назад · от Urhan Karimov
ПОГРЕБАЛЬНО-КУЛЬТОВЫЙ КОМПЛЕКС АЛАКУЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ВОСТОЧНОМ ОРЕНБУРЖЬЕ
Вчера · от Urhan Karimov
ANTHROPOLOGICAL CHARACTERISTICS OF THE POPULATION OF THE SOUTHERN TAIGA IRTYSH REGION (based on the materials of the burial grounds of the Ust-Ishim archaeological culture at the turn of the first and second millennium AD)
3 дней(я) назад · от Urhan Karimov
СЕРЕБРЯНОЕ БЛЮДО СО СЦЕНАМИ БОРЬБЫ ИЗ НИЖНЕГО ПРИОБЬЯ
3 дней(я) назад · от Urhan Karimov
КИНЖАЛЫ ФОФОНОВСКОГО МОГИЛЬНИКА ИЗ КОЛЛЕКЦИИ МУЗЕЯ БУРЯТСКОГО НАУЧНОГО ЦЕНТРА СО РАН: ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ТРАСОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Каталог: История 
3 дней(я) назад · от Urhan Karimov
ОДОНТОЛОГИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ ПО ПРОБЛЕМЕ ПРОИСХОЖДЕНИЯ НОСИТЕЛЕЙ АЛАКУЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ
3 дней(я) назад · от Urhan Karimov

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

BIBLIO.KZ - Цифровая библиотека Казахстана

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры Библиотеки

РОССИЯ - ИРАН. ЧТО ПОКАЗЫВАЕТ БАРОМЕТР ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА
 

Контакты редакции
Чат авторов: KZ LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Цифровая библиотека Казахстана © Все права защищены
2017-2024, BIBLIO.KZ - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие Казахстана


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android