Libmonster ID: KZ-1154
Автор(ы) публикации: М. К. ТЕУНОВ

Исторические реалии 1920-х годов в Кабарде, как и на всем Северном Кавказе, неразрывно связаны с событиями Октября 1917 г., положившими начало коренным изменениям в сфере правовых отношений в стране. Это повлекло за собой декларирование новых концепций решения проблем в крае, в том числе и в сфере правовой культуры.

К 1917 г. сложилась определенная система шариатских судов в исследуемом регионе, которая пользовалась немалым авторитетом среди мусульманской части населения. Поэтому уже в первые дни советской власти, когда началось формирование новых судебных учреждений, встал вопрос о дальнейшей судьбе шариатских судов. Предложения были самые разные, вплоть до упразднения их административным путем. Новое руководство страны, как в Центре, так и на местах, учитывая сложившуюся политическую ситуацию, культуру, быт, исторические, национальные и другие местные особенности, в том числе в сфере судебной власти, не стало форсировать ликвидацию шариатских судов. Большевики понимали, что они легче завоюют умы и сердца мусульманского населения не запретом шариата, а использованием его в своих интересах1.

Совет Народных Комиссаров РСФСР в своем обращении к мусульманам России от 20 ноября (3 декабря) 1917 г. призывал: "Горцы Кавказа, отныне ваши верования и обычаи, ваши национальные учреждения, объявляются свободными и неприкосновенными. Устанавливайте свою национальную жизнь свободно и беспрепятственно. Вы имеете право на это"2.

После окончательного восстановления советской власти в Кабарде в структуре окружного ревкома 10 апреля 1920 г. был образован Шариатский отдел, заведующим которого был назначен ведущий знаток шариата Касим Шогенцуков3. Отдел в короткие сроки начал организовывать шариатские суды в селениях округа. Согласно "Правилам для сельских шариатских судов", выработанным Шариатским отделом в декабре 1920 г., сельский шариатский суд состоял из двух эфенди и одного представителя от сельского исполкома. О составе суда и всяких переменах в его личном составе необходимо было сообщать Окружному шариатскому отделу. Член суда не имел права отказываться от участия в процессе без уважительных причин4.

Количество шариатских судов и район действия каждого из них в Кабарде был окончательно определен на съезде работников шариатской юстиции Горской АССР (куда входил тогда Кабардинский округ), состоявшемся в сентябре 1921 г. во Владикавказе. На основании запросов, поступивших с мест от горского населения, съезд рекомендовал учредить в Кабардинском округе Баксанский, Урванский, Нальчикский и Мало-Кабардинский шариатские суды5.


Теунов Мурат Касимович - кандидат исторических наук, преподаватель Нальчикского филиала Краснодарского университета МВД.

стр. 137


О статусе шариатских судов как государственных учреждений свидетельствует тот факт, что они первое время, как и народные суды, состояли на государственном обеспечении. Содержание шариатских судебных органов обходилось даже несколько дешевле, чем народных. На заседании Нальчикского окрисполкома 14 ноября 1920 г. был заслушан вопрос об отпуске Шариатскому отделу аванса в сумме 200 тыс. рублей для уплаты служащим. Окрисполком разрешил Отделу внутреннего управления выдать Шариатскому отделу заем в 200 тыс. рублей, впредь до отчисления на его содержание кредита6.

В то же время ежемесячное жалование членов народных судов, следственной комиссии, коллегии обвинителей и защитников составляло 202300 рублей7.

После выхода Кабарды из состава Горской АССР была предпринята серьезная реорганизация шариатских судебных органов. Первоначально местное руководство хотело упразднить существовавшие шариатские судебные органы. Для изучения возможностей проведения этого мероприятия в жизнь была создана специальная комиссия. Комиссия заседала более двух месяцев, однако она так и не смогла прийти к единому мнению. Поэтому проблемы сохранения или упразднения шариатских судов решались на Учредительном съезде местных Советов, проходившем с 25 по 30 ноября 1921 года.

Дискуссия, развернувшаяся по этому поводу, показала преждевременность и неоправданность такого предложения, ибо многие делегаты отвергли его. Поэтому, "учитывая настроения представителей с мест", съезд в целом высказался за сохранение в области шариатского судопроизводства. Вместе с тем суд принял резолюцию "...о реорганизации ранее действовавшего здесь шариатского судоустройства с целью приспособить его к новым условиям". Реформа предусматривала, прежде всего, ликвидацию всей прежней сети шарсудов и создание взамен ее четырех окружных шариатских судов. В качестве низшего звена шариатской судебной системы в области съезд предполагал учредить сельские советско-шариатские суды8.

Отдел юстиции 4 января 1922 г. утвердил штаты областных шариатских органов в следующем составе:

1. Шариатский подотдел: член коллегии Отдела юстиции по шариатскому судопроизводству - 1; секретарь (арабский) - 1.

2. Совет шариатских судей: председатель - 1; членов - 2; консультант - 1; секретарь (арабский) - 1; секретарь (русский) - 1; курьер - 1.

3. Окружные шариатские суды: председателей - 4; секретарей (русских) - 4; секретарей (арабских) - 4; судебных следователей - 2; сторожей-курьеров - 4.

Ранее заявленные в проекте штаты судебного исполнителя Совшарсуда и восьми членов окружных шариатских судов были сокращены9.

Важнейшим нововведением стало учреждение шариатской кассационной инстанции. Но Совет шариатских судей организовывался не только для рассмотрения кассационных и частных жалоб на приговоры и решения нижестоящих шариатских судов. Одновременно он должен был действовать в качестве органа судебного управления10. Значение этого факта состояло в том, что закон предоставлял максимум свободы творчества при конструировании данного органа.

Совет шариатских судей был совершенно новым институтом и не имел прецедента в теории и практике исламского канонического права. В то же время свобода творчества проявлялась по-разному и принесла несколько неожиданные, на первый взгляд, результаты. Так, уже на своем пленарном заседании исполком Кабардинской АО 14 февраля 1922 г. постановил существовавшие четыре окружных шариатских суда упразднить, создав в Нальчике один областной шариатский суд11.

По новым штатам, разработанным Отделом юстиции Кабардинской АО 7 марта 1922 г., Совет шариатских судей состоял из председателя, двух членов суда, двух секретарей (арабского и русского) и делопроизводителя, а областной шариатский суд - из председателя, двух членов суда, следователя по шариату, судебного исполнителя, двух секретарей (арабского и русского), делопроизводителя, журналиста, курьера и сторожа12.

Облисполком, считаясь с решением Учредительного съезда, признал необходимым также иметь шариатские суды в кабардинских селениях. В связи с этим Отделу юстиции предлагалось разработать соответствующее положение о сельских шариатских судах и внести его на утверждение Президиума исполкома. Согласно "Положению о судоустройстве в Кабардинской АО", утвержденному облисполкомом 13 мая 1922 г., "в целях упорядочения и поднятия работоспособности судебных органов" шариатские суды организовывались в 65 селениях, населенных мусульманами. Данные суды содержались за счет средств соответствующих сельских обществ и не получали никаких субсидий от государства. В состав суда входили: судья, избранный об-

стр. 138


щим собранием граждан селения и утверждаемый Отделом юстиции, два заседателя из числа избранных населением граждан и наемный секретарь13.

"Положение о судоустройстве в Кабардинской АО" отказалось от довольно громоздкой процедуры предварительного представления списков кандидатов в шариатские судьи, действовавшей в других автономиях, и установило прямой порядок выборов. Облисполком КАО 2 июля 1922 г. в соответствии с приказом N 61 от 15 мая предлагал всем окрисполкомам и сельским исполкомам оказать свое содействие в организации сельских шариатских судов14.

Вместе с созданием сельских шариатских судебных органов в Кабардинской АО существовал план восстановления и четырех окружных шариатских судов. Однако провести его в жизнь "ввиду отсутствия достаточных средств и квалифицированных работников по шариату" в тот период не удалось15.

Более того, в связи с ожидаемым вводом в действие Положения о судоустройстве РСФСР и необходимостью приведения судоустройства в Кабардинской АО в соответствие с общероссийским, приказом местного облисполкома от 15 мая 1922 г. N 61 областной шариатский суд и Совет шариатских судей были упразднены16.

Вместо областного шариатского суда организовывался единый областной народный суд в составе народного судьи, выдвигаемого согласно "Положению о нарсуде" от 21 октября 1920 г., и двух заседателей, один из которых должен был быть знатоком шариата. Данный суд, в отличие от сельских шариатских, содержался за счет государства.

Кассационной инстанцией для областного народного суда и сельских шарсудов являлся Совет народных судей, состоявший из председателя и двух постоянных членов, избираемых согласно "Положению...". На члена Совнарсуда - знатока шариата - возлагались контроль, инструктирование, дача соответствующих распоряжений сельским шариатским судам, в которых судопроизводство велось на родном языке17.

"Положение о судоустройстве в Кабардинской АО" подробно регламентировало организационное строение и деятельность шариатских судебных органов области. Оно законодательным образом оформило уже существовавшие здесь шариатские суды, способствовало складыванию их в единую судебную систему. Сочетание советского суда с элементами шариата явилось переходной ступенью к полному утверждению советского судопроизводства.

Не до конца разобравшись с положением дел, консультант Рабоче-крестьянской инспекции М. К. Осенин 5 июля 1922 г. докладывал управляющему РКИ, что "оба до этого времени самостоятельно функционировавшие суды - народный и шариатский - по приказу облисполкома слиты воедино, причем сама организация этого объединенного суда строится по принципу обязательного участия в составе суда представителя магометанского населения - как знатока шариатского мнения"18. Осенин подчеркивал, что приказом организовывались так называемые местные суды в русских селениях под названием сельских советских, а в селениях, населенных магометанами, сельских советско-шариатских судов с установлением компетенции для тех и других особым положением. Подытоживая свои доводы, Осенин предлагал рассмотреть вопрос о законности приказа облисполкома, приняв во внимание то, что Кабардинская АО не пользуется правами республики в смысле установления по собственному усмотрению основ судоустройства и судопроизводства на началах самоопределения и отступления от законов Центра. Тем самым в силу декрета N 83 Кабардинская АО, как непосредственно подчиненная Центру, должна была руководствоваться общими декретами по государственному строительству19.

Таким образом, по его мнению, приказ облисполкома являлся местной законодательной инициативой, не согласующейся с основными положениями о народном суде и противоречащей законам шариата.

Приказ ЦИК Кабардинской АО от 26 августа 1922 г. N 117 в связи с переходом содержания судебных органов на местные средства с целью сокращения расходов и одновременного упорядочения судопроизводства предписывал:

§ 1. Упразднить все сельские шариатские суды в области, существовавшие до сего времени...

§ 4. Организовать в Баксанском, Урванском, Нальчикском и Мало- Кабардинском округах окружные шариатские суды.

§ 10. Возложить реорганизацию шариатских судов на шариатский кассационный суд20.

Отдел юстиции еще 24 августа 1922 г. сообщал в областной партком, что 25 августа предполагается созвать съезд представителей сельских исполкомов и судей шариатских судов по вопросу об избрании окружных шариатских судов взамен сель-

стр. 139


ских21. В отличие от предшествующего периода, на данном этапе более правильным был признан переход к окружной организации шариатских судов.

Окружной шариатский суд не случайно рассматривался как основное судебное звено. Сравнительно с другими он был органом, охватывавшим большее количество населения. Так, в район действия только одного Баксанского окружного шариатского суда входило 18 кабардинских селений22.

Таким образом, в Кабардинской АО существовала довольно разветвленная сеть шариатских судебных учреждений, включавшая в себя сельские и окружные шариатские суды, областной шариатский суд и Совет шариатских судей. Последний не только осуществлял функции судебного надзора в области, после того как в 1922 г. был упразднен Шариатский отдел, выполнявший фактически те же задачи, но и являлся кассационной инстанцией. Так, впервые за всю историю развития шариатских судов была введена кассационная инстанция.

Частая реорганизация шариатских судов в Кабардинской автономной области объяснялась тем, что местное руководство в тот период искало наиболее приемлемые для коренного населения формы судоустройства и судопроизводства. Основной отличительной чертой данного периода в Кабарде являлась почти неограниченная инициатива местных органов власти по изданию нормативных актов, регламентирующих деятельность шариатских судебных учреждений.


Примечания

1. ЦАЛИЕВ А. М. Судебная власть в республиках Северного Кавказа (1917 - 2003 гг.). М. 2003, с. 54 - 55.

2. История Советской Конституции. Сборник документов, 1917 - 1957 гг. М. 1957, с. 25 - 26.

3. Центральный государственный архив Кабардино-Балкарской республики (ЦГА КБР), ф. Р-201, оп. 1, д. 20, л. 3.

4. Там же, ф. Р-3, оп. 1, д. 2а, л. 83 - 83 об.

5. Там же, ф. Р-112, оп. 1, д. 1, л. 42.

6. Там же, ф. Р-201, оп. 1, д. 20, л. 44 об. -45.

7. Там же, д. 19, л. 214 об.

8. Там же, ф. Р-155, оп. 1, д. 27, л. 75; ф. Р-376, оп. 1, д. 4, л. 17.

9. Там же, ф. Р-2, оп. 2, д. 2, л. 2 - 3.

10. МИСРОКОВ З. Х. Адат и шариат в российской правовой системе: Исторические судьбы юридического плюрализма на Северном Кавказе. М. 2002, с. 158.

11. ЦГА КБР, ф. Р-2, оп. 1, д. 37, л. 37 об.

12. Там же, оп. 2, д. 2, л. 21.

13. Там же, оп. 1, д. 37, л. 37 об.; ф. Р-155, оп. 1, д. 26, л. 18 - 19, 95.

14. Там же, ф. Р-104, оп. 1, д. 3, л. 62.

15. МИСРОКОВ З. Х. Ук. соч., с. 163.

16. ЦГА КБР, ф. Р-155, оп. 1, д. 26, л. 19.

17. Там же.

18. Там же, ф. Р-5, оп. 1, д. 32, л. 1.

19. Там же, л. 1 об.

20. Там же, ф. Р-104, оп. 1, д. 3, л. 90 - 90 об.

21. Там же, ф. Р-2, оп. 2, д. 2, л. 67 - 67 об.

22. Там же, ф. Р-104, оп. 1, д. 3, л. 90 - 90 об.


© biblio.kz

Постоянный адрес данной публикации:

https://biblio.kz/m/articles/view/РЕОРГАНИЗАЦИЯ-ШАРИАТСКИХ-СУДОВ-В-КАБАРДИНСКОЙ-АО-В-1920-Х-ГОДАХ

Похожие публикации: LКазахстан LWorld Y G


Публикатор:

Қазақстан ЖелідеКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://biblio.kz/Libmonster

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

М. К. ТЕУНОВ, РЕОРГАНИЗАЦИЯ ШАРИАТСКИХ СУДОВ В КАБАРДИНСКОЙ АО В 1920-Х ГОДАХ // Астана: Цифровая библиотека Казахстана (BIBLIO.KZ). Дата обновления: 08.12.2020. URL: https://biblio.kz/m/articles/view/РЕОРГАНИЗАЦИЯ-ШАРИАТСКИХ-СУДОВ-В-КАБАРДИНСКОЙ-АО-В-1920-Х-ГОДАХ (дата обращения: 23.12.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - М. К. ТЕУНОВ:

М. К. ТЕУНОВ → другие работы, поиск: Либмонстр - КазахстанЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Қазақстан Желіде
Астана, Казахстан
744 просмотров рейтинг
08.12.2020 (1476 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
визит Президента в Смарт-центр
Каталог: Педагогика 
14 часов(а) назад · от кто-то
ПЕРСПЕКТИВЫ ЛЕВАНТА В СВЕТЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕРЕХОДА ОТ СРЕДНЕГО К ВЕРХНЕМУ ПАЛЕОЛИТУ
Каталог: История 
Вчера · от Urhan Karimov
DAVID LAZAREVICH BRODYANSKY - 75 YEARS OLD
Каталог: Вопросы науки 
2 дней(я) назад · от Urhan Karimov
КАСАР-КУРУГ: ЗАПАДНАЯ СТАВКА УЙГУРСКИХ КАГАНОВ И ПРОБЛЕМА ИДЕНТИФИКАЦИИ ПОР-БАЖЫНА
2 дней(я) назад · от Urhan Karimov
К ВОПРОСУ О "ВОСТОЧНОМ" НАПРАВЛЕНИИ КУЛЬТУРНЫХ СВЯЗЕЙ НАСЕЛЕНИЯ СЕВЕРА СРЕДНЕГО ПОВОЛЖЬЯ В ЭПОХУ БРОНЗЫ
Каталог: История 
2 дней(я) назад · от Urhan Karimov
EXPERIENCE IN STUDYING WOODEN BURIAL STRUCTURES DURING EXCAVATIONS OF ARCHAEOLOGICAL SITES
Каталог: История 
2 дней(я) назад · от Urhan Karimov
ПОГРЕБАЛЬНО-КУЛЬТОВЫЙ КОМПЛЕКС АЛАКУЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ВОСТОЧНОМ ОРЕНБУРЖЬЕ
2 дней(я) назад · от Urhan Karimov
ANTHROPOLOGICAL CHARACTERISTICS OF THE POPULATION OF THE SOUTHERN TAIGA IRTYSH REGION (based on the materials of the burial grounds of the Ust-Ishim archaeological culture at the turn of the first and second millennium AD)
4 дней(я) назад · от Urhan Karimov
СЕРЕБРЯНОЕ БЛЮДО СО СЦЕНАМИ БОРЬБЫ ИЗ НИЖНЕГО ПРИОБЬЯ
4 дней(я) назад · от Urhan Karimov
КИНЖАЛЫ ФОФОНОВСКОГО МОГИЛЬНИКА ИЗ КОЛЛЕКЦИИ МУЗЕЯ БУРЯТСКОГО НАУЧНОГО ЦЕНТРА СО РАН: ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ТРАСОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Каталог: История 
4 дней(я) назад · от Urhan Karimov

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

BIBLIO.KZ - Цифровая библиотека Казахстана

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры Библиотеки

РЕОРГАНИЗАЦИЯ ШАРИАТСКИХ СУДОВ В КАБАРДИНСКОЙ АО В 1920-Х ГОДАХ
 

Контакты редакции
Чат авторов: KZ LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Цифровая библиотека Казахстана © Все права защищены
2017-2024, BIBLIO.KZ - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие Казахстана


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android