Libmonster ID: KZ-1123
Автор(ы) публикации: П. В. Густерин

В Декларации прав народов России от 2 (15) ноября 1917 г. и в обращении Совнаркома "Ко всем трудящимся мусульманам России и Востока" от 20 ноября (3 декабря) 1917 г. советская власть провозгласила отказ от имперской политики, проводившейся царским и Временным правительствами, и заявила о желании строить отношения с колониальными и зависимыми народами на началах равноправия и взаимного уважения. Оба документа оказали большое влияние на мусульманское население как бывшей Российской империи, так и исламских стран. "Мусульман приводили в ярость колебания Временного правительства, отклонившего требование Всероссийского Съезда мусульман о создании их собственных системы образования, религиозных и военных институтов. Как бы в противоположность деятельности Временного правительства, большевики начали свою восточную политику декларацией "Ко всем трудящимся мусульманам России и Востока"..."1.

"Возвращение мусульманам списка Корана халифа Османа2 (конфискованного в свое время царскими властями) на съезде мусульман в Петрограде в декабре 1917 г., мечети Караван-Сарай в Оренбурге и башни Суюмбике в Казани, а также другие подобные жесты на Кавказе и в Средней Азии произвели должное впечатление на колеблющуюся часть мусульман... Проводились съезды мусульман, на которых революционеры - большевики, левые эсеры, левые джадиды3 - сидели рядом с муллами. ... Нередко в пропаганде большевиков проводился тезис о совместимости и взаимодополняемости шариата и коммунизма. Ввиду этого часть мусульманского духовенства даже выдвинула лозунг "За советскую власть, за шариат!""4. В январе 1920 г. ЦИК Советов Туркестанской области утвердил положение "О комиссии по согласованию законоположений и распоряжений рабочего и крестьянского Правительства Туркестанской Республики с шариатом и адатом5", согласно которому в случае расхождений между законодательными актами правительства и нормами шариата или адата последние имели большую юридическую силу. Такое же распоряжение действовало в Бухарской и Хорезмской республиках. В целом, на начальном этапе своего существования советская власть обеспечивала мусульманам свободу вероисповеда-


Густерин Павел Вячеславович - научный сотрудник Института востоковедения РАН.

стр. 92

ния, неприкосновенность культовых зданий и равноправие служителей культа, однако по мере ее укрепления мусульманское судопроизводство постепенно стало ликвидироваться6.

Дж. Хоскинг писал: "Взаимоотношения большевизма с исламом были противоречивыми. Атеизм марксистов не совместим со строгим монотеизмом ислама в принципе. Тем не менее, многие политически активные мусульмане примкнули к тем или иным социалистическим течениям за последние десять лет перед (Октябрьской. - П. Г.) революцией. Отчасти это объяснялось сугубо прагматическими соображениями: после событий 1905 г. мусульмане увидели в социализме политическое течение, способное организовать подпольную партию, мобилизовать массы и создать реальную угрозу правительству их угнетателей... Но было и еще одно соображение основополагающего значения, сделавшее возможным принятие социалистических идей мусульманской интеллектуальной элитой: социалистическая теория обещала им братство и равенство всех народов в борьбе с западным империализмом"7.

Исследователь Эд. Карр отмечал: "Во всех этих районах (восточных окраин. - П. Г.) в конечном итоге гражданской войны, проводимой "белыми" при поддержке иностранных сил, их действия привели к укреплению престижа и авторитета советского правительства. Едва скрываемое стремление "белых" генералов восстановить как на территории собственно России, так и на территории нерусских окраин старую систему землевладения и систему собственности на средства промышленного производства способствовало тому, что дело борьбы за советскую власть робко стало поддерживать большинство крестьян и рабочих. На нерусских территориях решимость "белых" восстановить единство Российской империи с ее традицией полного политического и культурного подчинения нерусских элементов являла собой мрачный контраст с советскими обещаниями неограниченного национального самоопределения, пусть даже обусловленного определенными политическими и социальными предпосылками"8.

Однако и советская власть не позволяла развиваться политическим инициативам мусульман. 8 января 1918 г. в Казани открылся II Всероссийский мусульманский военный съезд9, главным вопросом которого было создание Идель-Уральской республики. Провозглашение нового государственного образования было намечено на 1 марта 1918 г., однако этого не произошло, поскольку инициатива мусульманского населения была пресечена, а наиболее активные делегаты Съезда арестованы. Были также распущены все органы, избранные на I Всероссийском съезде мусульман.

И все же на фронтах гражданской войны за советскую власть сражались национальные части мусульманских народов10. Так, будущий представитель СССР в Персии, Хиджазе, Йемене и Саудовской Аравии К. А. Хакимов в 1918 - 1919 гг. являлся членом Оренбургского мусульманского военно-революционного комитета и воевал в качестве начальника политотдела 1-й Приволжской татарской бригады.

Вынужденные выбирать между белыми и красными, мусульмане со временем перешли на сторону последних и благодаря хорошо поставленной агитационной работе большевиков, и под впечатлением интернационального состава партийных и советских органов.

Отсутствие у лидеров белого движения внятной политики в отношении религиозных и национальных меньшинств способствовало росту популярности большевиков. Так, в Крыму партия "Милли-Фирка" некоторое время сотрудничала с Деникиным, но он разогнал созванный ею курултай (национальное собрание), чтобы пресечь всякие попытки создания крымской автономии. В результате, в Крыму возникли подпольные отряды мусульман под

стр. 93

руководством "красно-зеленого" бюро РКП(б), а при освобождении Крыма от Врангеля в ноябре 1920 г. в составе войск М. В. Фрунзе действовал конный полк крымских татар. В свою очередь роспуск Колчаком мусульманских воинских формирований привел в начале 1919 г. к переходу многих их участников на сторону большевиков11.

"Большевистская агитация воспринималась не как коммунистическое учение, а, прежде всего, как учение, призывающее к созданию такой власти, которая на практике отвечала интересам мусульманского населения. Те или иные акты Советского правительства, большевистскую пропаганду российские мусульмане воспринимали по-своему, исходя из своего исторического опыта, влияния религии"12.

Вскоре после Октябрьской революции при Наркомате национальностей стали создаваться национальные комиссариаты, в том числе был образован и Центральный татаро-башкирский комиссариат, учрежденный специальным декретом от 17 января 1918 г. под названием "Комиссариат по делам мусульман Внутренней России". "Они (национальные комиссариаты. - П. Г.) были той специфической формой организации, через которую бывшие угнетенные национальности России приобщались к строительству социалистического общества. ...Перед Центральным татаро-башкирским комиссариатом с самого начала "вполне определенно встали задачи быть проводником социалистической революции и советской власти, как выразителя ее среди мусульманских народностей России""13.

В 1918 - 1919 гг. большевики проводили промусульманскую политику, что выразилось и в создании Российской мусульманской коммунистической партии во главе с Мирсаидом Султан-Галиевым, просуществовавшей до марта 1919 года. Наибольший эффект эта политика дала в Поволжье, на Урале и в Сибири, меньший - в Крыму и на Северном Кавказе14.

Первыми национальными административно-территориальными образованиями РСФСР стали именно республики мусульманских народов. В 1918 - 1921 гг. были образованы (в хронологической последовательности) Туркестанская, Башкирская, Татарская15, Киргизская (с 1925 г. - Казахская), Горская, Дагестанская (две последние - одновременно) и Крымская автономные советские социалистические республики.

В 1920 г. на территории бывшей Российской империи в Средней Азии возникли Хорезмская и Бухарская народные республики, в Закавказье - Азербайджанская ССР. "1920 год был отмечен важными переменами в отношениях между Москвой и восточными окраинами. До сих пор советская политика была обращена главным образом на Запад, который вначале олицетворял надежды мировой революции, а впоследствии стал источником опасности для существования советского строя. Однако теперь главная опасность уже миновала, хотя вновь ненадолго возникла в момент вторжения поляков в мае 1920 года. После поражения Колчака и Деникина впервые представилась возможность навести порядок на территории восточных окраин и приступить к осуществлению ленинского плана сплочения революционных масс угнетенных народов Востока и революционно настроенных рабочих и крестьян России. Влияние советской политики упорно распространялось с Запада на Восток. Съезд народов Востока, состоявшийся в Баку в сентябре 1920 г.16, ознаменовал начало крестового похода восточных народов во главе с советскими руководителями против империализма Запада"17.

Стоит отметить, что последнее положение Карра несостоятельно, поскольку, во-первых, никакого "похода" восточных народов против "империализма Запада" не было вообще, а во-вторых, этот съезд "лишь имитировал внимание большевиков к Востоку. Руководившие работой съезда от имени

стр. 94

ЦК РКП(б) Г. Зиновьев и К. Радек обращались с делегатами съезда... "как комиссары с темной массой на крестьянских съездах". К тому же они совершенно не понимали Востока, сводя все его проблемы... "к проблеме крестьянской и территориальной""18.

Подводя итоги четырехлетней годовщины Октябрьской революции и участию в ней татар М. Султан-Галиев в статье "Татары и Октябрьская революция" писал: "Мы должны сказать, что татарские рабочие массы и татарская беднота не участвовали в революции, но способствовали ее распространению в странах Востока", и, в первую очередь, в Туркестане, Бухаре и Хиве19.

"Национальная политика Советов в мусульманских регионах прежде всего преследовала цель пресекать каждую попытку образования любой панисламской или пантюркской общности. Именно поэтому башкиры, ближайшие родственники татар, ...получили собственную республику. ...В то же время татарская диаспора в других частях Советского Союза (она играла большую роль в распространении панисламских и джадитских идей) все в большей степени лишалась прав издания газет и школьного обучения на родном языке. ... В Кавказских горах политическая раздробленность достигла своего мыслимого предела. Было создано огромное количество карликовых национальных республик в составе РСФСР... Иногда новые административные единицы объединяли народы, говорившие на абсолютно разных языках, но разделяли тех, чьи языки были родственными"20.

Большевики заблуждались, пытаясь совершить коренное преобразование России без получения предварительного объективного представления об исламе и мусульманских традициях, тенденциях, особенностях их развития и характере связи с российским обществом в целом. Результатом становились или вооруженное сопротивление, особенно на Кавказе, или, как минимум, "социальный нейтралитет большинства мусульманского населения страны"21, характерный для тюркских народов.

Одним из самых эффективных шагов, предпринятых советским правительством на международной арене, стало опубликование в 1917 г. тайных документов империалистических держав. Всего было опубликовано семь сборников, включавших в себя более 100 договоров и других материалов, в числе которых оказались и документы, касавшиеся стран Востока. Опубликование тайных документов произвело сильнейшее впечатление во всем мире и вызвало доверие и симпатии к советскому правительству.

4 - 12 ноября 1918 г., накануне окончания первой мировой войны, в Москве был проведен I Всероссийский съезд коммунистических организаций народов Востока, на котором было создано Центральное бюро этих организаций. А уже 20 ноября приказом N 276 Л. Д. Троцкого была учреждена Центральная мусульманская военная коллегия во главе с М. Султан-Галиевым. В конце 1918 - начале 1919 г. Центральное бюро коммунистических организаций народов Востока направило своих представителей в районы скопления военнопленных и других категорий турецкого населения. Главным лозунгом в их деятельности был призыв: "Организуйтесь и зажигайте пожар социальной революции в Турции!"22.

В письме Председателю Совнаркома В. И. Ленину от 20 февраля 1919 г. о пропаганде на Востоке заместитель наркома по иностранным делам Л. М. Карахан докладывал, что Народный комиссариат по иностранным делам (НКИД) издал "обращения к рабочим и солдатам на арабском, фарсийском и азербайджанском языках"23.

Решение политических задач советского руководства было тесно переплетено с идеологическими установками марксистско-ленинского учения. Придя в октябре 1917 г. к власти, большевики предполагали, что революция

стр. 95

в России станет началом мировой пролетарской революции, которая охватит страны Европы, а затем и всего мира. Ленин использовал поднявшуюся волну левых выступлений в Европе для развития международного коммунистического движения. С этой целью был создан Третий Коммунистический Интернационал, учредительный съезд которого состоялся в Москве в марте 1919 года. Коминтерн должен был объединить социалистов всего мира для поддержки революционных движений24.

В числе 21 условия приема в Коминтерн от 30 июля 1920 г., разработанных Лениным, указывалось, что партия, желающая принадлежать к III Интернационалу, "обязана беспощадно разоблачать проделки "своих" империалистов в колониях, поддерживать не на словах, а на деле всякое освободительное движение в колониях, требовать изгнания своих отечественных империалистов из этих колоний..."25.

В 1921 г. как одно из учебных заведений Коминтерна был образован Коммунистический университет трудящихся Востока (КУТВ). В разные годы в КУТВ, упраздненном в 1938 г., обучались представители 73-х национальностей из десятков стран мира.

Однако вскоре советское руководство было вынуждено отказаться от лозунга мировой революции и следовать принципу мирного сосуществования со своими капиталистическими соседями. Кроме того, был выдвинут лозунг о построении социализма в одной отдельно взятой стране.

В соответствии с Декретом II Всероссийского съезда Советов от 26 октября (8 ноября) 1917 г. "Об учреждении Совета народных комиссаров", председателем которого стал Ленин, был образован Народный комиссариат по иностранным делам. Советское правительство предложило продолжить дипломатическую службу сотрудникам бывшего министерства иностранных дел, но лишь единицы из них выразили свое согласие. С марта 1918 г. фактически, а с 30 мая 1918 г. и официально наркомом по иностранным делам являлся Г. В. Чичерин, сменивший Троцкого.

Большие трудности представляли в то время отношения с иностранными правительствами. Державы Антанты и большинство других стран мира отказывались признавать советскую власть. Официальная связь с дипломатическими представителями на территории России прекратилась, однако имели место неофициальные контакты26.

В разгар гражданской войны и иностранной интервенции предпринимались шаги по организации советских загранучреждений. 30 июня 1918 г. были разработаны вопросы организации и функций НКИД и зарубежных представительств РСФСР.

Правительства стран Антанты в ноябре 1917 г. отказались признать советское правительство. Более того, 10 (23) декабря 1917 г. Великобритания и Франция заключили соглашение о разделе РСФСР на сферы влияния. Фактически уже тогда началась экономическая блокада Советского государства.

Брестский мир, заключенный 3 марта 1918 г. между РСФСР, с одной стороны, и Австро-Венгрией, Болгарией, Германией и Турцией - с другой, содержал в себе ряд политических, экономических, финансовых и правовых условий, ставших тяжелым бременем для Советской республики27. В то же время Брестский мирный договор содержал специальную статью, касавшуюся независимости Ирана и Афганистана: "Исходя из факта, что Персия и Афганистан являются свободными и независимыми государствами, договаривающиеся стороны обязуются уважать политическую и экономическую независимость Персии и Афганистана"28.

В 1918 г. в статье "Не забывайте Востока" И. В. Сталин отразил подоплеку противоречий между империалистическими державами следующим обра-

стр. 96

зом: "Империалисты всегда смотрели на Восток, как на основу своего благополучия. Несметные естественные богатства стран Востока (хлопок, нефть, золото, уголь, руда) - разве не они послужили "яблоком раздора" для империалистов всех стран. Этим и объясняется, что, воюя в Европе и болтая о Западе, империалисты никогда не переставали думать о Китае, Индии, Персии, Египте, Марокко, ибо речь шла все время о Востоке"29. Подтверждением сказанному могут служить и противостояние в Фашоде (Судан) между Великобританией и Францией в 1898 г., и Русско-японская война 1904 - 1905 гг., и заход германской канонерской лодки в порт Агадир (Марокко) - "прыжок "Пантеры"" - в 1911 году.

На Парижской конференции было принято решение о создании Лиги Наций. По Уставу, принятому 28 апреля 1919 г., одним из ее учредителей являлся Хиджаз. В 22-й статье Статута (Устава) Лиги Наций, юридически устанавливавшей мандатную систему, утверждалось, что народы тех территорий, которые в результате первой мировой войны перестали находиться под суверенитетом государств, управлявших ими в довоенный период, "не способны самостоятельно руководить собой в особо трудных условиях современного мира". В связи с этим Статут Лиги Наций предусматривал "доверить опеку над этими народами передовым нациям, которые... осуществляли бы эту опеку в качестве мандатариев и от имени Лиги Наций"30.

В апреле 1920 г. на конференции в Сан-Ремо были распределены мандаты на отторгнутые от Османской империи территории. В соответствии с системой мандатов, из арабских стран Великобритания получила мандаты на Ирак и Палестину, включая Трансиорданию, а Франция - на Сирию и Ливан31.

Советское правительство выступило с осуждением мандатной системы как неприемлемого элемента в системе международных отношений. "И когда говорят о раздаче мандатов на колонии мы прекрасно знаем, что это - раздача мандатов на расхищение, грабеж, что это - раздача прав ничтожной части населения земли на эксплуатацию большинства населения земного шара"32.

Первым соглашением Советской России со странами Востока стал договор с Персией. После того, как в октябре 1920 г. к власти в Тегеране пришел национальный кабинет, советское правительство предложило ему заключить дружественный договор, а уже в ноябре 1920 г. в Москву прибыл полномочный представитель Персии Али-Гули-хан Мошавер-оль-Мемалек.

Подписание советско-персидского договора состоялось 26 февраля 1921 года. Советское правительство заявило об отказе от всех неравноправных договоров и соглашений, заключенных во вред Персии царским правительством с третьими странами. Персии возвращались все концессии и имущество, полученные царизмом на его территории. Долги, числившиеся за Персией перед царской Россией, были аннулированы. Обе стороны согласились в равной степени пользоваться правом судоходства по Каспийскому морю. Кроме того, персидская сторона обязалась заключить соглашение о предоставлении РСФСР права ведения рыбного промысла в южной части Каспия. Особое значение имела ст. 6, предусматривавшая совместные меры в случае вооруженного вмешательства империалистов33.

В Афганистане в феврале 1919 г. к власти пришел король Аманулла-хан, провозгласивший 28 февраля политическую независимость Афганистана. 27 марта 1919 г. советское правительство первым в мире официально объявило о признании независимости Афганистана. В ответ новые афганские руководители обратились с посланием к северному соседу - Советской России. В письме, направленном 7 апреля 1919 г. министром иностранных

стр. 97

дел Афганистана М. Тарзи наркому иностранных дел Г. В. Чичерину, выражалось пожелание установить постоянные дипломатические отношения со Страной Советов.

Афганское правительство направило в РСФСР и другие европейские страны посольство во главе с Мохаммедом Вали-ханом для установления дипломатических отношений на равноправной основе. Антанта не позволила афганскому посольству выполнить свою миссию в европейских странах. Москва же сразу объявила о своей готовности обменяться посольствами. Такая поддержка повлияла на политическую ситуацию, переломив ее в пользу афганской стороны: по Равалпиндийскому договору, заключенному в августе 1919 г., Великобритания признала суверенитет и независимость Афганистана.

21 апреля 1919 г. Аманулла-хан вновь обратился к Ленину с сообщением о том, что в Советскую Россию направляется чрезвычайный посол генерал Мухаммед Вали-хан для установления "искренних отношений между обоими великими государствами". 27 мая 1919 г. Ленин и М. И. Калинин направили на имя Амануллы-хана письмо, в котором приветствовали намерения афганского правительства установить дружественные отношения с русским народом и предлагали произвести обмен дипломатическими представительствами34. Обмен посланиями двух глав государств фактически означал взаимное признание РСФСР и Афганистана.

Отдельной нотой Чичерин извещал МИД Афганистана, что советское правительство уничтожило все секретные договоры, которые были силой навязаны небольшим и слабым странам их сильными и хищными соседями, в том числе и бывшим царским правительством. Далее в ноте говорилось о признании независимости Афганистана35.

Вскоре после этого в Москву прибыло посольство Мохаммеда Вали-хана. Таким образом, переговоры о заключении двустороннего договора велись одновременно и в Кабуле, куда направился полномочный представитель РСФСР в Центральной Азии Я. З. Суриц, и в Москве. 13 сентября 1920 г. состоялось подписание предварительного советско-афганского договора, главной задачей которого было провозглашение дружественных отношений между странами-участницами.

28 февраля 1921 г. в Москве состоялось окончательное подписание договора о дружбе между РСФСР и Афганистаном, в котором стороны, подтвердив признание независимости друг друга и установление дипломатических отношений, обязались "не вступать с третьей державой в военное или политическое соглашение, которое доставило бы ущерб одной из договаривающихся сторон". РСФСР предоставила Афганистану право свободного и беспошлинного транзита грузов через свою территорию, а также согласилась оказать Афганистану финансовую и материальную помощь.

Большое значение для РСФСР имел договор, заключенный с Турцией 16 марта 1921 года. Основой отношений молодых республик стала "существующая между ними солидарность в борьбе против империализма"36. Советское правительство отказывалось от режима капитуляций. Все долги Турции перед царским правительством были аннулированы. Турции была передана Карская область, что с политической точки зрения трудно назвать оправданным шагом.

Московский договор от 16 марта 1921 г. завершил установление договорных отношений между Советской Россией и сопредельными с ней странами Ближнего и Среднего Востока. Первые в истории равноправные договоры, подписанные Афганистаном, Персией и Турцией с РСФСР свидетельствовали о дальнейшем закреплении и развитии той новой обстановки, которая возникла на Востоке в результате образования Советского государства.

стр. 98

Договоры, заключенные с тремя мусульманскими государствами, стали основой во взаимоотношениях советского государства с мусульманским миром, показав, что новая Россия может стать надежным партнером как на международной арене, так и в преодолении экономических трудностей. При создании нового Российского государства советские лидеры придавали большое значение национальному вопросу. Однако правительственные лозунги нередко оставались лишь словами, не имевшими реального воплощения, и при этом сопровождались открытыми нарушениями прав и свобод мусульманского населения страны.

Вывод, сделанный А. М. Васильевым, объясняет причину политического успеха большевиков на Востоке: "В. И. Ленин и его последователи до поры до времени шли в ногу с историческим процессом на Востоке, в том числе на Ближнем и Среднем Востоке. Их лозунги полностью или частично отвечали политическим устремлениям руководителей национально-освободительных движений, особенно наиболее радикального их крыла, чаяниям народов"37.

Лидеры национально-освободительных движений, не имевшие к марксистско-ленинскому учению никакого отношения, не могли не видеть в большевиках своих союзников. Так, Сирийский комитет единения арабов в декабре 1920 г. заявлял: "Правительство Ленина и его друзей и поднятая ими Великая Революция для освобождения Востока от ига европейских тиранов почитается арабами великой силой, способной дать им счастье и благополучие. Счастье и покой всего мира зависит от союза рабов и большевиков... Да здравствует Ленин, его товарищи и советская власть! Да здравствует союз всего ислама с большевиками!" Находясь под влиянием таких же настроений, ведущий идеолог арабского национализма и лидер сирийских друзов38 эмир Шакиб Арслан в 1927 г. признавал, что "Ленин был первым, кто внушил пролетариату чувство братской дружбы к народам колоний, и коммунисты были первыми, кто распространял эту идею и применил ее на практике"39.

Суть восточной политики можно передать словами Чичерина: "...Мы стремимся возвысить азиатские народы до высшей точки культурности и стремимся приобщить их к современнейшим завоеваниям культуры, поддерживаем у них все прогрессивное и культурное..."40.

СССР смог занять место Российской империи в борьбе с великими державами за свои государственные интересы на мусульманском Востоке.

Примечания

1. ХОСКИНГ ДЖ. История Советского Союза. 1917 - 1991. М. 1994, с. 112 - 113.

2. Речь идет о самом древнем из сохранившихся списков Корана.

3. Джадидизм - исламское реформаторское движение, возникшее в среде поволжской мусульманской интеллигенции во второй половине XIX в. с целью реформирования духовного образования, а затем и других сторон жизни мусульманской части российского общества. В 1905 г. джадиды стали инициаторами создания первой мусульманской политической партии либерально-демократического толка "Иттифак аль-муслимин" (букв. "Согласие мусульман").

4. История Востока. Т. V. М. 2006, с. 31.

5. Обычное право мусульманских народов.

6. История Востока, т. V, с. 37.

7. ХОСКИНГ ДЖ. Ук. соч., с. 112.

8. КАРР ЭД. История Советской России. Кн. 1, т. 1. М. 1990, с. 260 - 261.

9. I Всероссийский мусульманский военный съезд состоялся в Казани 17 - 26 июля 1918 года.

10. 15 февраля 1918 г. коллегия Наркомата по делам национальностей решила, что возможно создание национальных частей, после чего Сталин разрешил формировать мусульманские части Красной армии.

11. История Востока, т. V, с. 32.

стр. 99

12. ИСХАКОВ С. М. Российские мусульмане и революция (весна 1917 - лето 1918). М. 2000, с. 509.

13. ХАЙРУТДИНОВ Р. Г. На путях к советской автономии. Казань. 1972, с. 22.

14. История Востока, т. V, с. 37.

15. С созданием Татарской АССР Центральный татаро-башкирский комиссариат был преобразован в представительство ТАССР при Наркомнаце.

16. I Съезд народов Востока. Баку, 1 - 8 сентября 1920 г.: Стенографический отчет. Пг. 1920; СОРОКИН Г. З. Первый съезд народов Востока. М. 1961; RIDDELL J. To See the Down. Baku, 1920 - First Congress of the Peoples of the East. New York-London-Montreal-Sydney. 1993.

17. КАРР ЭД. Ук. соч., с. 260.

18. История Востока, т. V, с. 38.

19. ИСХАКОВ С. М. Ук. соч., с. 512.

20. ХОСКИНГ ДЖ. Ук. соч., с. 249.

21. ИСХАКОВ С. М. Ук. соч., с. 513.

22. История Востока, т. V, с. 49.

23. Коминтерн и идея мировой революции: Сб. док. М. 1998, с. 132.

24. РЕЗНИКОВ А. Б. О восточной политике Коминтерна. В кн.: Коминтерн и Восток. Критика критики. М. 1978.

25. Цит. по: ВАСИЛЬЕВ А. М. Россия на Ближнем и Среднем Востоке: от мессианства к прагматизму. М. 1993, с. 14.

26. История дипломатии. Т. III. М. 1965, с. 51 - 53.

27. Там же, с. 74 - 106.

28. Документы внешней политики СССР. Т. I. М. 1957, с. 123.

29. СТАЛИН И. В. Соч. Т. 4. М. 1947, с. 171 - 172.

30. Дипломатический словарь. Т. II. М. 1985, с. 177 - 178.

31. Новейшая история Арабских стран (1917 - 1966). М. 1968, с. 19.

32. ЛЕНИН В. И. Доклад на II Всероссийском съезде коммунистических организаций народов Востока 22 ноября 1919 г. ПСС, т. 39, с. 327 - 328.

33. История дипломатии, т. III, с. 221 - 222.

34. ТЕПЛИНСКИЙ Л. Б. История советско-афганских отношений (1919 - 1987). М. 1988, с. 36.

35. Документы внешней политики СССР. Т. II. М. 1958, с. 204.

36. Документы внешней политики СССР. Т. III. М. 1959, с. 597.

37. ВАСИЛЬЕВ А. М. Ук. соч., с. 13 - 14.

38. Приверженцы одной из мусульманских шиитских сект, основанной в начале XI в.

39. История Востока, т. V, с. 44.

40. Очерки истории Министерства иностранных дел России. Т. II. М. 2002, с. 114.


© biblio.kz

Постоянный адрес данной публикации:

https://biblio.kz/m/articles/view/Политика-Советского-государства-на-мусульманском-Востоке-в-1917-1921-гг

Похожие публикации: LКазахстан LWorld Y G


Публикатор:

Қазақстан ЖелідеКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://biblio.kz/Libmonster

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

П. В. Густерин, Политика Советского государства на мусульманском Востоке в 1917-1921 гг. // Астана: Цифровая библиотека Казахстана (BIBLIO.KZ). Дата обновления: 30.07.2020. URL: https://biblio.kz/m/articles/view/Политика-Советского-государства-на-мусульманском-Востоке-в-1917-1921-гг (дата обращения: 23.12.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - П. В. Густерин:

П. В. Густерин → другие работы, поиск: Либмонстр - КазахстанЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Қазақстан Желіде
Астана, Казахстан
1267 просмотров рейтинг
30.07.2020 (1607 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
визит Президента в Смарт-центр
Каталог: Педагогика 
9 часов(а) назад · от кто-то
ПЕРСПЕКТИВЫ ЛЕВАНТА В СВЕТЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕРЕХОДА ОТ СРЕДНЕГО К ВЕРХНЕМУ ПАЛЕОЛИТУ
Каталог: История 
Вчера · от Urhan Karimov
DAVID LAZAREVICH BRODYANSKY - 75 YEARS OLD
Каталог: Вопросы науки 
Вчера · от Urhan Karimov
КАСАР-КУРУГ: ЗАПАДНАЯ СТАВКА УЙГУРСКИХ КАГАНОВ И ПРОБЛЕМА ИДЕНТИФИКАЦИИ ПОР-БАЖЫНА
2 дней(я) назад · от Urhan Karimov
К ВОПРОСУ О "ВОСТОЧНОМ" НАПРАВЛЕНИИ КУЛЬТУРНЫХ СВЯЗЕЙ НАСЕЛЕНИЯ СЕВЕРА СРЕДНЕГО ПОВОЛЖЬЯ В ЭПОХУ БРОНЗЫ
Каталог: История 
2 дней(я) назад · от Urhan Karimov
EXPERIENCE IN STUDYING WOODEN BURIAL STRUCTURES DURING EXCAVATIONS OF ARCHAEOLOGICAL SITES
Каталог: История 
2 дней(я) назад · от Urhan Karimov
ПОГРЕБАЛЬНО-КУЛЬТОВЫЙ КОМПЛЕКС АЛАКУЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ВОСТОЧНОМ ОРЕНБУРЖЬЕ
2 дней(я) назад · от Urhan Karimov
ANTHROPOLOGICAL CHARACTERISTICS OF THE POPULATION OF THE SOUTHERN TAIGA IRTYSH REGION (based on the materials of the burial grounds of the Ust-Ishim archaeological culture at the turn of the first and second millennium AD)
4 дней(я) назад · от Urhan Karimov
СЕРЕБРЯНОЕ БЛЮДО СО СЦЕНАМИ БОРЬБЫ ИЗ НИЖНЕГО ПРИОБЬЯ
4 дней(я) назад · от Urhan Karimov
КИНЖАЛЫ ФОФОНОВСКОГО МОГИЛЬНИКА ИЗ КОЛЛЕКЦИИ МУЗЕЯ БУРЯТСКОГО НАУЧНОГО ЦЕНТРА СО РАН: ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ТРАСОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Каталог: История 
4 дней(я) назад · от Urhan Karimov

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

BIBLIO.KZ - Цифровая библиотека Казахстана

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры Библиотеки

Политика Советского государства на мусульманском Востоке в 1917-1921 гг.
 

Контакты редакции
Чат авторов: KZ LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Цифровая библиотека Казахстана © Все права защищены
2017-2024, BIBLIO.KZ - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие Казахстана


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android