Libmonster ID: KZ-2511

История объединения государств Юго-Восточной Азии в региональный экономический и политический блок берет свое начало с событий, происшедших в самом конце Второй мировой войны. Тогда на волне борьбы за независимость и против колониальной власти такие выдающиеся деятели национально-освободительных движений, как Хо Ши Мин во Вьетнаме и Аун Сан в Бирме, выступили с призывом к объединению всех государств региона в противостоянии попыткам бывших метрополий вновь поставить их под свой контроль.

Провозгласив независимость Вьетнама и став президентом страны, Хо Ши Мин немедленно обратился к лидеру индонезийской революции Сукарно, который в это же время объявил о независимости Индонезии и стал ее президентом, с предложением создать организацию сотрудничества ЮВА для совместной защиты национальной независимости. Лидер бирманской революции Аун Сан в октябре 1945 г. предложил представителям национально-освободительных сил соседних стран провести азиатскую конференцию для выработки коллективных действий по завоеванию политической независимости. В 1947 г. он выступил с предложением создать организацию азиатского содружества в составе Бирмы, Вьетнама, Камбоджи, Лаоса, Малайи, Индонезии и Таиланда. При этом планировалось образовать это объединение азиатских государств на левой, антиимпериалистической и антиколониальной платформе. Национализм, азиатская солидарность и социализм должны были стать идейным фундаментом предлагавшегося союза. Однако в дальнейшем трагическая гибель Аун Сана в 1947 г., поражение левых прокоммунистических сил в большинстве стран региона, длительная борьба за независимость во Вьетнаме и последующий раздел страны поставили на долгое время крест на идее объединения ЮВА на основе антиимпериалистических и социалистических идей и взглядов.

Вновь идея объединения стран региона в единый блок была актуализирована только через десять лет в связи с формированием Малайской Федерации. В условиях противостояния с соседней Индонезией рождавшееся при поддержке англичан новое государство пыталось путем выдвижения объединительных инициатив сгладить и ослабить накал резко обострившихся отношений с Джакартой, где президент Сукарно резко выступал против его появления на свет. Индонезийский президент, придерживавшийся левых взглядов, видел происки империалистов, которые стремились таким путем сохранить свои позиции в регионе, в самом факте объединения зависимых от англичан малайских султанатов на откровенно правой антикоммунистической основе. Индонезийский МИД расценил все эти заявления об объединении как "стремление стран - членов СЕАТО1, перебросить мост к странам, в него не входящим" [Малетин, 2007, с. 11]. В противовес политики Индонезии,

1 Проамериканский блок государств, созданный в 1954 г. для борьбы с распространением коммунистических идей в Азии.

стр. 84
руководство Малайи2 стремилось сформировать блок региональных государств, которые бы поддерживали рождение Федерации и выступали бы контрбалансом индонезийским притязаниям. С весны 1958 г. Куала-Лумпур стал предлагать соседним странам ЮВА созвать конференцию для обсуждения перспектив создания региональной организации в составе Малайи, Бирмы, Таиланда, Лаоса, Камбоджи и Южного Вьетнама. В основе такого объединения должна была лежать идея коллективного противостояния "наступающему коммунизму". Эта идея тогда не получила существенной поддержки. В 1959 г. Малайская Федерация, взяв себе в союзники Филиппины, выступила за создание организации договора стран Юго-Восточной Азии о дружбе и экономическом сотрудничестве (СЕАФЕТ) [Bangkok World, 23.12.1958]. Президент Филиппин Карлос Гарсиа выступал за то, чтобы "обратиться к свободным демократическим странам Азии с призывом объединиться против проникновения коммунизма в Юго-Восточную Азию". В состав участников предполагалось включить Индонезию, Камбоджу, Лаос, Бирму, Малайю, Таиланд, Филиппины, а также Южный Вьетнам. Мыслилось, что в основе этого объединения должны были лежать не столько политические, сколько экономические интересы. Однако, как и предыдущее предложение руководства Малайи, этот объединительный проект не получил широкой поддержки. В условиях крайне низкого уровня экономического развития и однотипных по своей структуре экономик, не столько дополнявших друг друга, сколько конкурировавших между собой на международном рынке, в пользу от объединения мало кто мог поверить.

В Индонезии отмечали, что "в рамках Юго-Восточной Азии имеется сложившаяся ориентация экономики на отдельные зарубежные рынки, как при сбыте сырья, так и при импорте промышленных товаров, включая полуфабрикаты. ...Экономика этих стран носит не взаимодополняющий характер, а, наоборот, является взаимоуязвимой. Поэтому ясно, что имеется объективная тенденция не к сотрудничеству, а к конкуренции" [Халдин, 1983, с. 17]. "Различия в экономических условиях, - отмечал другой индонезийский источник, - лежат в уровнях развития, в обеспеченности ресурсами, имеющимися в соответствующих странах ЮВА, что неизбежно создает определенные осложнения в сотрудничестве. Такие различия таят в себе потенциальную опасность экономических конфликтов и конкуренции" [там же].

Однако, несмотря на неудачи при попытках объединения стран Юго-Восточной Азии, идея единства этого региона продолжала оставаться очень популярной среди политиков и представителей интеллектуальных элит входящих в него стран. Поэтому в 1960 г. был предложен новый проект объединения - Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСА). Он также оказался провальным, ибо, как выяснилось, ни одна из стран ЮВА не желала его финансировать. Все эти неудачи в формировании региональной организации вызваны были двумя фундаментальными факторами: отсутствием общей объединяющей идеи - ради чего следует объединяться, ибо интеграция только ради противостояния коммунизму не поддерживалась многими странами и в том числе крупнейшей страной региона - Индонезией; отсутствием заинтересованности западных держав в интеграции некоммунисти-

2 Малайя - многозначное слово. В физической географии - южная оконечность Малаккского полуострова. В истории "Британская Малайя" - обобщенное название существовавшей в XVIII-XX вв. совокупности британских колоний (Стрейтс-Сетлментс) и находившихся под протекцией Великобритании формально независимых Федеративных Штатов Малайи. Позднее была преобразована в Малайский Союз. В наше время является западной частью Малайзии. Термин "Британская Малайя" никогда не использовался в официальных документах. Вторжение японских войск на полуостров Малакка произошло 8 декабря 1941 г. После капитуляции Японии в Малайю вернулись англичане и предложили план создания Малайского Союза. Малайская часть населения отреагировала на это резко. В марте 1946 г. была создана Объединенная малайская национальная организация-первое малайское политическое объединение, которое действовало в масштабах всей страны. Малайский Союз оказался нежизнеспособным, и 1 февраля 1948 г. на смену ему пришла Малайская Федерация (1948 - 1963). Национальные меньшинства почувствовали себя униженными. Малайские китайцы посчитали, что справедливости можно добиться только с помощью Коммунистической партии Малайи (КПМ). В июле 1948 г. КПМ начала вооруженную борьбу с британским колониальным правительством. Британские власти объявили в стране чрезвычайное положение. В 1950-х гг. ситуация стабилизировалась, однако чрезвычайное положение отменили лишь в 1960 г.

стр. 85
ческих государств ЮВА. Вторая индокитайская война, которая превратила Юго-Восточную Азию в один из центров мировой политики, где сошлись интересы великих держав, еще только начиналась, а сам регион все еще находился на периферии холодной войны. Неуспех объединительных проектов показывал только то, что ни на внутрирегиональном уровне, ни на внерегиональном особых перспектив для консолидации в регионе в то время не просматривалось.

Не добившись ощутимых результатов в интеграции всего региона, наиболее развитые и ориентировавшиеся на Запад страны - Малайзия3, Филиппины и Таиланд - попытались организовать в 1961 г. региональное объединение с тем же названием - АСА - в узком составе. Основой здесь должна была служить общая выбранная ими модель развития с ориентацией на Запад и жесткое противостояние любым коммунистическим идеям и организациям. Инициатором создания нового объединения стал премьер-министр Малайи А. Рахман4, который еще в 1959 г. выдвинул идею региональной организации в ЮВА, объединяющей все страны региона, за исключением ДРВ.

В предложенном им уставе организации была выражена решимость "создать твердую основу для совместных акций в целях дальнейшего экономического и социального прогресса в ЮВА" [Xuto, 1973, p. 21]. Высшим органом этой Ассоциации стали ежегодные конференции министров иностранных дел стран-участниц. По сравнению с предыдущими проектами объединения концепция АСА оказалось существенно более успешной. В течение первых двух лет деятельности ее участники определили около 30 объектов субрегионального сотрудничества, учредили фонд в размере 3 млн. дол. США, который складывался из равных взносов стран-участниц (по 1 млн. дол.), и создали механизм управления организации.

В то же время эта международная организация не смогла привлечь в свой состав другие страны региона, прежде всего Индонезию, которая подозревала участников Ассоциации в том, что они на самом деле продвигают интересы США и Великобритании и объективно действуют против независимости стран ЮВА. К тому же в 1963 - 1966 гг. деятельность Ассоциации была полностью парализована острым конфликтом между Малайзией и Филиппинами по вопросу о принадлежности Сабаха. Как отмечал позже министр иностранных дел Малайзии М. Шафие, "Ассоциация не имела успеха из-за своих узких политических целей" [Shane, 1981, p. 4]. Это замечание малазийского министра вполне справедливо, ибо при учреждении Ассоциации (1961) было объявлено, что она не будет заниматься политическими вопросами. Говорилось только о том, чтобы с ее помощью обеспечить "дружественные консультации по вопросам сотрудничества и взаимопомощи в экономической, социальной и в культурной и научной областях" ради того, чтобы "достичь более тесных отношений между заинтересованными странами и лучшего взаимопонимания между народами ЮВА" [Bangkok World, 01.08.1961].

Несмотря на объявленные благородные цели, неудача и этого проекта обнажила серьезные препятствия для налаживания регионального экономического и политического сотрудничества и формирования дееспособной региональной организации. Главным стало то, что в нем не участвовала Индонезия - крупнейшая страна в ЮВА, которая в это время продолжала выступать с антизападных позиций и скорее склонялась в сторону социалистического лагеря, чем стран Запада. В это время Джакарта в связи с кризисом в деятельности Ассоциации из-за территориальных претензий Филиппин к Малайе попыталась взять инициативу объединения в свои руки и создать организацию, в которую входили бы страны с преимущественно малайским населением. В 1963 г. Индонезия, Малайя и Филиппины создали организацию Мафилиндо для сотрудничества в области экономики,

3 Создана в 1963 г.

4 В январе 1956 г. возглавлял делегацию на переговорах с британским правительством в Лондоне о безотлагательном предоставлении Малайе внутреннего самоуправления, а в дальнейшем - независимости. После провозглашения независимости 31 августа 1957 г. остался во главе правительства, заняв посты премьер-министра и министра иностранных дел Малайской Федерации (с 1963 г. - Малайзии).

стр. 86
культуры и обороны. Но и у этой организации век существования оказался коротким. Все попытки наладить сотрудничество были торпедированы острыми противоречиями между странами-участницами в связи с созданием Федерации Малайзии (сентябрь 1963 г.). Индонезия всячески, в том числе и военными операциями противодействовала этому процессу. Обстановка накалилась настолько, что реальным стал даже военный конфликт между двумя государствами. О Мафилиндо уже не вспоминали, когда в 1967 г. на свет появилась Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН). Кстати, через три недели после учреждения АСЕАН Ассоциация, созданная в 1961 г. официально самораспустилась, а новая региональная организация взяла на себя выполнение всех функций ликвидированного объединения.

Малоудачный опыт регионального сотрудничества в ЮВА в 1950 - 1960-х гг. показал, что на пути этого сотрудничества имелось множество политических препятствий. Только что обретшие независимость государства руководствовались идеями национализма и были крайне чувствительны к любым шагам, казавшимся им посягательствами на политический суверенитет. Колониальное прошлое оставило им в наследство отсталую экономику, в рамках которой развитие экономического сотрудничества особых перспектив не имело. Не способствовала сотрудничеству и избранная ими импортозамещающая экономическая модель, где главный упор делался на развитие госсектора, иностранные инвестиции вызывали недоверие как вариант возможного нового закабаления, а внутренний рынок был защищен высокими пошлинами. Сказывалась и определенная сельскохозяйственная однотипность их экономик, которая часто вела к острой взаимной конкуренции на мировых рынках и конфликтам.

В то же время в регионе все большую популярность приобретали идеи, распространяемые в рамках активно действовавшей там Экономической и социальной комиссии для Азии и Тихого океана ООН (ЭКАДВ). Эта организация намеренно игнорировала вопросы политики и идеологии и концентрировалась на вопросах налаживания экономического сотрудничества. Причем пропагандировала она то, что впоследствии назовут моделью экспортоориентированной экономики, ибо ее представители выступали за снижение экспортно-импортных тарифов, создание благоприятных условий для иностранных инвестиций, развитие внутрирегионального рынка и сотрудничества стран ЮВА. Такой подход к интеграции привлек эти страны своей эффективностью. Эксперты ЭКАДВ пытались растопить лед подозрений относительно иностранных инвестиций, продвигали идеи первоочередного развития экспортоориентированных отраслей экономики. Впоследствии в АСЕАН полагали, что как раз ЭКАДВ "внесла наибольший вклад в создание духа регионального сотрудничества в Юго-Восточной Азии" [Халдин, с. 15]. Этот позитивный опыт ЭКАДВ учредители АСЕАН положили в основу при создании новой региональной организации.

Важный импульс к продолжению поисков путей региональной интеграции и толчком к созданию АСЕАН был дан и существенными переменами, которые в первой половине 1960-х гг. в корне изменили политический ландшафт ЮВА. Перемены эти были связаны с действием нескольких факторов. Первый, состоял в том, что все больший размах и ожесточенность приобретала разгоревшаяся вторая индокитайская война и американская интервенция во Вьетнаме, второй был связан со сменой политического режима в Индонезии после событий сентября 1965 г., когда власть в стране перешла от президента Сукарно, "борца с империализмом", к убежденному антикоммунисту генералу Сухарто. Третий фактор вызван был воздействием на регион "китайской культурной революции", поддержкой Китаем прокоммунистических партизанских группировок во всех странах и соответственно - резкой активизацией их борьбы за свержение существовавших политических режимов.

Действие всех этих факторов существенно повлияло на ситуацию. В рамках индокитайской войны, например. Таиланд и Филиппины направили свои воинские подразделения для участия в военных действиях в Южном Вьетнаме на стороне США и предоставили

стр. 87
свою территорию для американских баз, обслуживавших военные операции против ДРВ и связанного с ним Национального фронта освобождения Южного Вьетнама. Сингапур фактически стал базой тылового обеспечения американского экспедиционного корпуса. Малайзия и Индонезия (после 1965 г.) молчаливо, а порой и открыто поддерживали вьетнамскую политику США.

В условиях длительной и кровопролитной войны, в которой США столкнулись как с упорством вьетнамских коммунистов, так и с огромной поддержкой, которую они получали от СССР и Китая, в Вашингтоне пришли к решению объединить усилия своих союзников в регионе. При этом неудачная судьба военного блока СЕАТО5, который так и не стал стержнем американского влияния в регионе, а также очевидное нежелание правящих кругов стран-союзников вступать в новый военный союз, привели руководство США к мысли о том, что сформировать новый блок будет сподручнее не на фундаменте военного сотрудничества, а на базе экономического и политического взаимодействия. В это время в Вашингтоне шла довольно оживленная дискуссия, выдвигались многочисленные проекты, одни из которых предусматривали "нейтрализацию" ЮВА, другие намечали пути сближения с Китаем, третьи предлагали создание там новых прозападных военно-политических организаций. "Было бы хорошо, - отмечал в 1963 г. американский политолог Р. Файфилд, - если бы США приступили к поиску путей для изменения некоторых основ своей военной политики в ЮВА. В свете меняющейся обстановки некоммунистическим странам региона следовало бы взять на себя обязательства по созданию договора коллективной безопасности. К нему должны присоединиться все государства ЮВА от Филиппин до Бирмы и Индонезии. ...Учитывая национальные чувства его участников, договор мог бы носить название Ассоциации стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН). ...Несмотря на то, что США не будут входить в предлагаемый договор безопасности ЮВА, они могли бы дать обещание использовать, по просьбе членов АСЕАН, свои вооруженные силы для защиты и неприкосновенности ее членов в случае вооруженной агрессии извне. Более того, Вашингтон может ограничить свою помощь тем, что окажет ее только в случае агрессии со стороны коммунистических держав, и не будет обязан участвовать в военных действиях, если они будут развязаны некоммунистическими государствами" [Цит. по: Проблемы Дальнего Востока, 1977, N 2, с. 81].

Таким образом, в деле объединения государств региона появился новый фактор: желание США найти способы объединить своих союзников - некоммунистические государства ЮВА - в единый блок. Американцы заявили, что готовы будут поддержать усилия по созданию новой региональной и прозападной организации. Однако одно желание США создать блок стран, поддерживавших политику Вашингтона в регионе, было явно недостаточно, ибо факторы, которые препятствовали объединению раньше, продолжали действовать. Особенно глубокими оставались различия в уровнях экономического развития. "Между странами ЮВА имеется ряд различий в интересах, объясняемых условиями исторического развития. Можно выделить ряд различий, например, в системе управления и экономических интересах, которые порой влекут за собой и различие в политических взглядах. Между государствами ЮВА имеются различия в системе обороны, вытекающие из развития и строительства, отличий сил обороны и безопасности" [Indonesia Times. 28.10.1975]. Филиппинские эксперты характеризовали эту же проблему следующим образом: "Во-первых, существовало фундаментальное экономическое несоответствие между четырьмя крупными рынками Индонезии, Малайзии, Филиппин и Таиланда и рынком кро-

5 СЕАТО - Организация договора Юго-Восточной Азии. Блок СЕАТО был создан 8 сентября 1954 г. в результате подписания Манильского договора. В его состав входили: Австралия, Великобритания, Новая Зеландия, Пакистан (до 1973 г.), США, Таиланд, Филиппины, Франция (до 1974 г.), Южная Корея, Южный Вьетнам (до 1975 г.). После вывода американских войск из Вьетнама авторитет СЕАТО резко упал. Блок был распущен по взаимному согласию стран-участниц 30 июня 1977 г.

стр. 88
шечного государства-города Сингапур6. Первые четыре страны располагали солидными природными ресурсами, а Сингапур обладал высокоразвитой и хорошо отрегулированной промышленной и коммерческой инфраструктурой. Многие из основных продуктов стран АСЕАН не дополняли друг друга, и государства конкурировали между собой на мировых рынках по таким товарам, как олово, пальмовое и кокосовое масло, лесоматериалы. Кроме того, торговая инфраструктура первых четырех стран с их колониальной историей оставалась под господством бывших метрополий. Однако, возможно, самыми серьезными препятствиями были политические разногласия между некоторыми странами и вызванное ими взаимное недоверие" [ASEAN. An Economic..., 1978, p. 15].

Эти различия серьезно осложняли развитие даже двусторонних межгосударственных отношений стран "пятерки". В середине 1960-х гг. они складывались непросто. Филиппины оспаривали права Малайзии на Сабах и сами безуспешно пытались подавить сепаратистское движение мусульман на юге страны.

Между Малайзией и Таиландом также существовали территориальные трения. Наконец, Индонезия не признала образованную в 1963 г. Федерацию Малайзии и развернула широкую кампанию конфронтации с ней. Обострились на экономической почве и взаимоотношения Индонезии с Сингапуром. В такой ситуации казалось крайне проблематичным не то что добиться создания общерегиональной организации, но и достичь стабильности в двусторонних отношениях.

Однако эти противоречия не перевешивали общей для стран Ассоциации антикоммунистической направленности и союзничества с Вашингтоном. По оценкам азиатской прессы, в момент создания Ассоциации ее членов не объединяло ничего, кроме общей антикоммунистической идеологии. Пропаганда коммунистических идей была официально запрещена, коммунистические партии объявлены вне закона и лишены права легальной деятельности. Кроме того, у каждой из стран "пятерки" имелись и свои собственные политические мотивы для вступления в Ассоциацию. К середине 1960-х гг. на территории Малайзии и Таиланда резко активизировались прокоммунистические партизанские движения. Они ставили на повестку дня вопрос о вооруженном свержении правящих режимов. Путем более тесного сотрудничества с соседними странами правительства Малайзии и Таиланда рассчитывали усилить координацию действий по подавлению партизанских движений. Сингапур был заинтересован в налаживании добрососедских отношений с соседями, поскольку доходы от посреднической торговли с ними составляли внушительную долю его валового национального продукта и их возможная утрата представлялась Сингапуру невосполнимой потерей. На Филиппинах также существовала проблема роста прокоммунистического партизанского движения.

Все эти "за" и "против" объединения еще долгое время оставались бы примерно равными друг другу, если бы не события в Индонезии, которые перевернули всю геополитическую карту региона. В результате неудачного левого переворота в октябре 1965 г. и последующего жестокого разгрома компартии Индонезии - третьей по численности в мире - власть в стране захватили армейские генералы, настроенные резко антикоммунистически. Оказавшись у власти, они на волне антикоммунистической кампании стали заявлять о себе как об антикоммунистической силе регионального масштаба, способной в случае необходимости нанести превентивный удар по коммунистическим силам и за пределами Индонезии. Сменивший Сукарно режим генерала Сухарто, жестоко разгромив коммунистические силы страны, сам находился в состоянии определенной внешнеполитической изоляции и нуждался в срочном международном признании. Индонезийские генералы еще не чувствовали себя уверенно, но уже вынашивали честолюбивые замыслы относительно лидерства Индонезии в борьбе с коммунизмом в ЮВА. Джакартой в это время были заключены двусторонние соглашения с Малайзией и Таиландом о борьбе с

6 В 1965 г. после создания Федерации Малайзии, в состав которой помимо Малайи вошли населенные малайцами, Сабах и Сарвак, Сингапур. Последний, из-за сложных расовых взаимоотношений в Федерации и противостояния между малайским меньшинством и китайским большинством был вынужден выйти из ее состава.

стр. 89
партизанскими движениями, с Филиппинами и Малайзией - о совместных патрульных операциях в прибрежных водах и контроле над Малаккским проливом. Индонезия, во главе с генералом Сухарто, решительно пошла по антикоммунистическому пути, объявила себя чуть ли не главной силой в борьбе с распространением коммунизма в регионе. И по своим масштабам, и по своему влиянию, и по активности в борьбе с коммунизмом эта страна стала авангардом антикоммунистического блока в Юго-Восточной Азии.

Как мы видим, перемены в Индонезии, появление там антикоммунистического по своим целям и политике режима создали политическую основу для нового этапа регионального объединения, на сей раз - на общей антикоммунистической платформе. Предложение объединиться на этой основе прозвучало тем более актуально, что в это время из-за революционных призывов из Пекина, где набирала ход "культурная революция", общая для Таиланда, Индонезии, Малайзии, Филиппин и Сингапура антикоммунистическая направленность внутренней и внешней политики приобрела особое значение. В Китае призывали коммунистов ЮВА активизировать борьбу с правящими режимами, обещали им материальную и военную поддержку, на основе которой во всех странах региона не только резко усилилась прокоммунистическая агитация, но и заметно активизировались скрывавшиеся долгое время в труднодоступных местах коммунистические отряды и боевые группы. Взятые ими на вооружение идеи "народной войны" вкупе с солидной финансовой подпиткой из-за рубежа, казалось, вновь реанимировали коммунистическое движение в странах пятерки.

Угрозы, связанные с активизацией прокитайских и прокоммунистических групп и партий, порождали опасения среди правящих элит, подталкивали правительства пяти стран к еще большему сближению с США, ибо Вашингтон стал рассматриваться ими как гарант от возможного внешнего вмешательства в их внутренние дела. Борьба за выживание против общего врага объединила правительства некоммунистических стран региона7, обеспечила им общность целей и интересов. Необходимость объединения стала очевидной даже для тех, кто долгое время выступал против этого.

По свидетельствам азиатских экспертов, одним из главных мотивов создания АСЕАН являлось именно стремление правящих кругов стран "пятерки" сообща подавить внутреннюю коммунистическую оппозицию. Кроме того, там понимали, что все возможные члены будущей Ассоциации - это страны-соседи, некоторые из них имели общие границы, и акции против повстанческих движений были бы более эффективными в случае координации действий против них. Все эти соображения подталкивали будущих участников АСЕАН к мысли, что их конечное выживание как некоммунистических государств "в большой степени зависит от создания союза для более тесного сотрудничества по вопросам, представляющим взаимный интерес, включая двусторонние меры против повстанческих движений" [ASEAN Economies..., 1980, p. 323].

Мнение о том, что именно факторы, связанные с необходимостью общей борьбы против коммунистической угрозы, стали решающим толчком к объединению, подтверждает и известный малазийский автор, который утверждал, что "первоначально к созданию АСЕАН вели главным образом не экономические мотивы, а соображения политики и безопасности" [Arief, 1978, p. 13]. Аналогичную точку зрения высказывали и в Таиланде, где отмечали, что "аспект безопасности являлся главным соображением и важным мотивом создания АСЕАН тринадцать лет назад" [Asset, 29.09.1980, p. 38]. Этот факт признавали и эксперты стран АСЕАН, утверждавшие, что "АСЕАН в 1967 г.8 являлась преимущественно политической группировкой, способствовавшей стабильности в странах - членах Ассоциации, хотя не исключалось и экономическое сотрудничество. Поскольку одной из первоочередных проблем всех пяти стран были повстанческие движения, ставившие своей целью свержение существующих правительств методом вооруженной борьбы, не-

7 Индонезии, Малайзии, Сингапура, Таиланда и Филиппин.

8 В момент своего образования.

стр. 90
трудно понять, почему такой большой акцент в Бангкокской декларации9 был сделан на обеспечение мира и безопасности" [Economic Problems..., 1977, p. 17].

Инициаторами объединения всех противостоявших коммунизму стран ЮВА в региональный блок, как следовало ожидать, выступили индонезийские власти. Их предложение получило поддержку не сразу. Только после года обсуждений и непрерывных консультаций между правительствами пяти стран относительно самой возможности и форм грядущего объединения стали постепенно вырисовываться основные цели и структуры организации будущего регионального блока. В это же время прилагались усилия, чтобы нормализовать двусторонние дипломатические отношения Индонезии с Малайзией и Сингапуром и смягчить напряженность в отношениях Малайзии и Филиппин. Весной 1965 г. эти две страны возобновили дипломатические отношения. Несколько позже 11 августа 1966 г. министры иностранных дел Индонезии и Малайзии подписали Джакартское соглашение "об отказе от враждебных актов" и достигли договоренности относительно совместных действий против коммунистических повстанцев на границе [Малетин, 2007, с. 21]. Когда было объявлено о прекращении конфронтации с Сингапуром, путь к образованию нового регионального союза был открыт. После этого дипломатические переговоры были направлены уже на выработку платформы новой организации с учетом существующих различий и противоречий между странами "пятерки". Активно действовал Таиланд, который в разгар консультаций в середине 1966 г. направил Индонезии, Малайзии и Филиппинам проект соглашения о создании новой региональной организации, который не получил поддержки, ибо, по существу, мало чем отличался от устава АСА.

Примечательно, что инициаторы создания АСЕАН в ходе первоначальных консультаций не хотели включать в состав ее учредителей Сингапур. Однако, учитывая значительные экономические возможности Сингапура, его высокую вовлеченность в региональные экономические связи, а также настойчивые просьбы сингапурской администрации, в конце концов, его решено было принять [Халдин, 1983, с. 22]. На заключительной стадии подготовительной работы представители Индонезии, Малайзии, Сингапура, Таиланда и Филиппин провели трехдневные закрытые переговоры в Паттайе (Таиланд), где был согласован проект совместной декларации об учреждении Ассоциации. По итогам этих консультаций заместитель премьер-министра Малайзии подчеркнул, что страны ЮВА нуждаются в объединении для предотвращения внешнего вмешательства и интервенции. Министр иностранных дел Сингапура указал, что малые страны Азии не станут поддаваться на провокации со стороны внешних держав. Министр иностранных дел Индонезии заявил, что желанием его страны всегда было достижение самостоятельности народов ЮВА в борьбе против "негативных нерегиональных сил" [The Straits Times, 9.08.1967].

Как мы видим, уже в момент создания АСЕАН страны-учредительницы трактовали новую организацию не только как инструмент экономического, культурного и социального сотрудничества, но и как средство противодействия давлению извне. Они уже в это время наделяли Ассоциацию вполне определенными политическими функциями с целью создать мирную и свободную от всякого внешнего влияния и давления Юго-Восточную Азию [АСЕАН в системе..., 1993, с. 33] В августе 1967 г. в Бангкоке состоялась учредительная конференция АСЕАН. Завершилась она тем, что 8 августа 1967 г. министры иностранных дел пяти стран-учредительниц подписали Декларацию, которая объявила АСЕАН действующей организацией.

В первых же официальных комментариях по поводу создания новой ассоциации ее учредители заявили, что "АСЕАН - это оригинальная, подлинно региональная организация, учрежденная пятью странами-членами после провала предыдущих аналогичных усилий: АСА, Мафилиндо и других подобных организаций". Они также утверждали, что "АСЕАН не является военным союзом или соглашением по безопасности, ибо страны-учредительницы не взяли никаких обязательств относительно того, чтобы оказывать помощь другому

9 Основополагающем документе нового блока.

стр. 91
государству-члену в случае внешней угрозы или военного вторжения". Было отмечено также, что "Ассоциация возникла в результате стихийного желания стран-участниц без подстрекательства со стороны какой-либо внешней силы" [Department..., 1974, p. 4 - 6]. Все эти заявления не вполне соответствовали действительности, но именно так хотели видеть происходившие события участники нового объединения. Любопытно, что тогда же идея объединения на базе антикоммунизма стала дополняться идей регионализма и желанием показать всем, что новая организация не является проамериканским марионеточным образованием, а служит целям вошедших в нее стран, что отражено в принятой в Бангкоке Декларации АСЕАН [Bangkok Declaration..., 1967].

В ее преамбуле говорилось о наличии взаимных интересов и общих проблемах государств ЮВА, выражалась убежденность в необходимости дальнейшего укрепления существующих связей, региональной солидарности и сотрудничества, подчеркивалось коллективное желание стран-участниц создать прочную базу для совместных действий для обеспечения развития региона в духе равенства и партнерства. Далее в документе провозглашалось убеждение в том, что "идеалам мира, свободы, социальной справедливости и экономического благосостояния лучше всего отвечают упрочение взаимопонимания, добрососедства и расширение сотрудничества между партнерами, уже связанными многообразными культурно-историческими узами". Указывалось, что "страны ЮВА несут основную ответственность за укрепление экономической и социальной стабильности региона и обеспечение его мирного и прогрессивного национального развития, и именно им надлежит обеспечивать стабильность и безопасность от внешнего вмешательства в любых формах и проявлениях, с тем, чтобы сохранить свою национальную самобытность в соответствии с идеалами и стремлениями их народов".

В последнем абзаце преамбулы представители пяти стран ЮВА указали на временный характер пребывания иностранных военных баз в зоне деятельности Ассоциации. Тем самым статус военных баз США, расположенных на территории Филиппин и Таиланда, впрочем, как и британских военных баз в Малайзии и Сингапуре, был изменен, и это стало неприятным сюрпризом для Вашингтона10.

Основной текст декларации состоял из пяти статей. В первой констатировался сам факт создания Ассоциации. Зоной деятельности новой организации была объявлена Юго-Восточная Азия.

Во второй статье декларации сформулированы цели и намерения новой организации:

"1. Ускорить экономический рост, социальный прогресс и культурное развитие в регионе путем совместных усилий в духе равенства и партнерства в целях укрепления базы для процветающего и миролюбивого сообщества наций ЮВА.

2. Способствовать миру и стабильности в регионе, уважая справедливость и законность в отношениях между государствами ЮВА и соблюдая принципы Устава ООН.

3. Способствовать активному сотрудничеству и взаимопомощи в экономике, социальном обеспечении, культуре, технике, науке и административном управлении, вопросам, представляющим общий интерес.

4. Оказывать взаимную помощь в подготовке кадров и предоставлении результатов научных исследований в области образования, техники и административного управления.

5. Более эффективно сотрудничать друг с другом в деле лучшего использования сельского хозяйства и промышленности, расширения торговли, включая изучение проблем

10 В начале 1970-х гг. по инициативе Малайзии Ассоциация выступила за "нейтрализацию" ЮВА. 28 ноября 1971 г. пять министров иностранных дел АСЕАН подписали в Куала-Лумпуре декларацию, призывающую к созданию в регионе "зоны мира, свободы и нейтралитета, свободной от любых форм вмешательства внешних держав". СССР дал положительную оценку инициативе Малайзии. Л. И. Брежнев, в частности, отмечал: "Рождается немало интересных инициатив, вдохновленных заботой о мирном будущем Азии, таких, например, как идея нейтрализации Юго-Восточной Азии". Член-корр. РАН Г. И. Чуфрин писал, что "первой крупномасштабной совместной политической акцией, которая сразу же вызвала громкий международный резонанс, стала декларация АСЕАН о создании в Юго-Восточной Азии "зоны мира, свободы и нейтралитета".

стр. 92
международной торговли отдельными товарами, улучшения транспортных и коммуникационных возможностей и повышения уровня жизни своих народов.

6. Способствовать изучению проблем ЮВА.

7. Установить тесное и выгодное сотрудничество с уже существующими международными и региональными организациями с аналогичными целями и задачами и изучить все пути для более тесного сотрудничества между странами - участницами АСЕАН".

Третья статья декларации посвящена характеристике организационного механизма Ассоциации. Высшим органом АСЕАН были объявлены ежегодные конференции министров иностранных дел, или министерские конференции, которые должны собираться поочередно в столицах стран "пятерки". В случае необходимости обсуждения срочных и важных политических вопросов могут созываться специальные конференции министров иностранных дел.

В промежутках между министерскими конференциями руководство деятельностью Ассоциации осуществляет постоянный комитет под председательством министра иностранных дел страны - организатора последней министерской конференции. Кроме председателя в состав постоянного комитета входят послы остальных стран - членов Ассоциации, аккредитованные в данной стране. Заседания постоянного комитета должны проводиться несколько раз в год.

Для разработки и решения проблем регионального сотрудничества тогда же по решению министерской конференции были созданы комитеты и специальные комитеты из числа специалистов и чиновников соответствующих ведомств. Декларация не предусматривала ни количества комитетов, ни их структуры. Это звено организационного механизма АСЕАН очень быстро разбухло, и к моменту реорганизации11 было представлено 11 комитетами и 4 специальными комитетами. Кроме этого в каждой стране - участнице Ассоциации был создан национальный секретариат для выполнения всех функций, связанных с деятельностью АСЕАН и обслуживанием регулярных и специальных министерских конференций, заседаний постоянного комитета и других органов Ассоциации.

Четвертая статья декларации заявляла, что "Ассоциация открыта для членства всем государствам ЮВА, разделяющим указанные выше цели, принципы и намерения". Это был очень важный пункт, который показывал, что с самого момента создания АСЕАН основатели рассчитывали превратить ее в общерегиональную.

Наконец, пятая статья декларации утверждала, что "Ассоциация выражает коллективную волю народов ЮВА взять на себя совместные обязательства по налаживанию дружбы и сотрудничества и путем совместных усилий и жертв гарантировать этим народам и их потомкам блага мира, свободы и процветания".

Стремясь подчеркнуть равноправный характер Ассоциации, ее учредители при принятии решений договорились строго придерживаться принципа консенсуса - метода выработки и принятия международных актов с общего согласия заинтересованных государств, который стал фактически одним из основополагающих организационных принципов АСЕАН. Все решения в рамках Ассоциации должны приниматься только с согласия всех стран "пятерки". В случае выявления противоречий по обсуждаемым вопросам проводятся рабочие дискуссии, в ходе которых их участники должны найти компромиссное решение. Если компромисса достичь не удается, то спорный вопрос должен быть дополнительно проработан и согласован.

Фактически, каждая страна - участница АСЕАН получила право вето, хотя формально такое право в документах новой организации зафиксировано не было. Было отмечено, что "при голосовании каждая страна имеет один голос".

Принципы равенства и консенсуса, положенные в основу принятия решений, стали фундаментом медленного, но верного продвижения по пути постепенного налаживания сотрудничества в рамках всей группы. С попыткой пересмотреть эти принципы в 1981 г.

11 Балийская конференция 1976 г.

стр. 93
выступил Сингапур, представители которого заявили, что, "если четыре страны согласны, а одна страна не возражает против того или иного мероприятия, это еще может квалифицироваться как консенсус, и четыре страны из пяти могут продолжать выполнение новой региональной схемы". Однако эта инициатива поддержки не получила [FEER..., 1981, p. 61 - 62].

АСЕАН сложилась в результате наложения внутрирегиональных процессов на внерегиональные вызовы. Возникнув с одобрения США и Великобритании как противовес прокоммунистическим режимам, в той или иной степени ориентировавшимся на СССР, она вскоре отошла от участия в прямой конфронтации между системами, и это предопределило ее существование как активного игрока на международной арене. Образование АСЕАН привело к тому, что появилось ядро группы стран ЮВА "официально взявших на себя обязательства по поддержанию регионального сотрудничества. Более того, впервые это ядро группы из пяти стран смогло ясно потребовать право на представительство интересов ЮВА как региона в том, что касается ее площади, населения и ресурсов" [Xuto, 1973, p. 47]. Эти слова известного таиландского эксперта вполне адекватно отражали изменившуюся реальность: в Юго-Восточной Азии появился новый субъект, который предъявил претензии на главенствующую роль в этом регионе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

АСЕАН в системе международных политических отношений. М., 1993.

Малетин Н. П. АСЕАН: четыре десятилетия развития. М., 2007.

Проблемы Дальнего Востока. 1977. N 2.

Халдин М. А. АСЕАН без иллюзий. М., 1983.

Arief M. Malaysia and ASEAN Economic Cooperation. Bangkok, 1978.

ASEAN. An Economic Profile. 1978. Manila, 1978.

ASEAN Economies in Transition. Singapore, 1980.

Asset. 29.09.1980.

Bangkok Declaration 8 August 1967 // Bangkok Post. 09.08.1967.

Bangkok World 23.12.1958.

Department of Foreign Affairs ASEAN National Secretariat of Indonesia, ASEAN. Jakarta, 1974.

Economic Problems and Prospects in ASEAN Countries. Singapore, 1977.

FEER Asia Yearbook 1981. Hongkong, 1981.

Indonesia Times. 28.10.1975.

Shafie M.G. ASEAN Contributor to Stability and Development. Kuala-Lumpur, 1981.

The Straits Times. 9.08.1967.

Xuto S. Regional Cooperation in South-East Asia. Problems, Possibilities and Prospects. Bangkok, 1973.


© biblio.kz

Постоянный адрес данной публикации:

https://biblio.kz/m/articles/view/ПОЛИТИЧЕСКАЯ-ОБСТАНОВКА-В-ЮВА-В-СЕРЕДИНЕ-1960-х-гг-И-ПРЕДПОСЫЛКИ-ОБРАЗОВАНИЯ-АСЕАН

Похожие публикации: LКазахстан LWorld Y G


Публикатор:

Alibek KasymovКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://biblio.kz/Alibek

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

В. Г. ОРЛОВ, ПОЛИТИЧЕСКАЯ ОБСТАНОВКА В ЮВА В СЕРЕДИНЕ 1960-х гг. И ПРЕДПОСЫЛКИ ОБРАЗОВАНИЯ АСЕАН // Астана: Цифровая библиотека Казахстана (BIBLIO.KZ). Дата обновления: 17.07.2024. URL: https://biblio.kz/m/articles/view/ПОЛИТИЧЕСКАЯ-ОБСТАНОВКА-В-ЮВА-В-СЕРЕДИНЕ-1960-х-гг-И-ПРЕДПОСЫЛКИ-ОБРАЗОВАНИЯ-АСЕАН (дата обращения: 17.11.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - В. Г. ОРЛОВ:

В. Г. ОРЛОВ → другие работы, поиск: Либмонстр - КазахстанЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Alibek Kasymov
Astana, Казахстан
172 просмотров рейтинг
17.07.2024 (123 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
V. M. TIKHONOV, KAN MANGIL. HISTORY OF KOREA. In 2 tt.
30 минут назад · от Urhan Karimov
СЫМА ЦЯНЬ. HISTORICAL NOTES (SHI JI). In 9 t.
32 минут назад · от Urhan Karimov
AFRICA IN A GLOBAL WORLD: PAST, PRESENT AND FUTURE
34 минут назад · от Urhan Karimov
VIII CONFERENCE OF ARABISTS OF THE INSTITUTE OF ISLAMIC STUDIES OF THE RUSSIAN ACADEMY OF SCIENCES
Каталог: Религиоведение 
17 часов(а) назад · от Urhan Karimov
СУТРА О СУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ В ВЕЛИКОМ ВЫСШЕМ ВЕДЕНИИ. Пер. А. Накорчевского; под ред. Танака Такэюки и В. Молодякова. Токио, 2011, 224 с.
20 часов(а) назад · от Urhan Karimov
Э.А. ГРУНИНА. УЧЕБНИК ТУРКМЕНСКОГО ЯЗЫКА ДЛЯ СТРАН СНГ. М.: Вост. лит., 2010. 287 с.(1) Э.А. ГРУНИНА. УЧЕБНИК ТУРКМЕНСКОГО ЯЗЫКА ДЛЯ СТРАН СНГ. ТЕКСТЫ. КОММЕНТАРИИ. М.:Вост. лит., 2011. 183 с.(2)
Каталог: Лингвистика 
20 часов(а) назад · от Urhan Karimov
.Г. ЛАНДА. РОССИЯ И МИР РОССИЙСКОГО ИСЛАМА. М.: Издательский дом "Медина", 2011. 507 с.
Каталог: Религиоведение 
21 часов(а) назад · от Urhan Karimov
ХРОНИКАЛЬНЫЕ ЗАМЕТКИ.2011
Каталог: Вопросы науки 
21 часов(а) назад · от Urhan Karimov
АФГАНИСТАН И ПАКИСТАН: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Каталог: Вопросы науки 
21 часов(а) назад · от Urhan Karimov
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО КАВКАЗОВЕДЕНИЯ
Каталог: Вопросы науки 
21 часов(а) назад · от Urhan Karimov

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

BIBLIO.KZ - Цифровая библиотека Казахстана

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры Библиотеки

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ОБСТАНОВКА В ЮВА В СЕРЕДИНЕ 1960-х гг. И ПРЕДПОСЫЛКИ ОБРАЗОВАНИЯ АСЕАН
 

Контакты редакции
Чат авторов: KZ LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Цифровая библиотека Казахстана © Все права защищены
2017-2024, BIBLIO.KZ - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие Казахстана


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android