В мае в Москве состоялась научная сессия ученых Москвы и Казахстана, посвященная 100- летию со времени смерти известного казахского просветителя-демократа, видного ученого и мыслителя, отважного путешественника Ч. Ч. Валиханова.
Во вступительном слове акад. Е. М. Жуков сказал, что со времени смерти Чокана Валиханова произошли перемены всемирно-исторического значения. В результате победы Великого Октября окрепла братская дружба казахского, русского и всех других народов нашей Родины. Идейное единство русской и казахской культуры является сейчас естественным, само собой разумеющимся явлением. Тем яснее и значительнее выступает выдающаяся роль Валиханова, который в условиях царской России не только провозгласил, но и проводил в жизнь благородные идеи всестороннего культурного сближения России и Казахстана. Труды Чокана Валиханова ярко отражают прогрессивные воззрения ученого и неразрывно связаны со всей его общественной деятельностью. В тяжелых условиях Валиханов смело выступал поборником знания, культуры, прогресса, врагом религиозного дурмана, старой "азиатчины", которую пытались идеализировать местные и пришлые реакционеры. Валиханов был патриотом своего народа в самом высоком значении этого слова, патриотом, который стремился не к искусственной национальной изоляции, не к противопоставлению своего народа другим, а к гармоничному их сотрудничеству, к культурному взаимообогащению. Вот почему светлое имя Чокана Валиханова навсегда останется в памяти свободных народов, и сейчас, спустя 100 лет, мы видим в нем своего естественного союзника в благородном деле сближения народов.
С большим интересом участники сессии выслушали доклад акад. АН КазССР А. Х. Маргулана "Научное наследие Ч. Ч. Валиханова и современность". Славный гражданин и патриот своей Родины, Чокан Валиханов, сказал докладчик, внес огромный вклад в познание природы и жизни населения малоизвестных тогда областей Казахстана и Средней Азии. Отзывы о значении деятельности Валиханова для отечественной науки появились в печати сразу же после его кончины. В некрологе, одним из авторов которого был П. П. Семенов- Тян-Шанский, отмечалось, что смерть унесла одного из самых просвещенных людей России, вышедшего с ее национальной окраины. Открытиями ученого интересовался А. И. Герцен, публиковавший на страницах "Колокола" материалы Валиханова, направленные против грабительского характера политики царского правительства. Много внимания уделял Валиханов изучению истории казахского общества XVII-XIX вв. и казахской этнографии. С большим сочувствием описывал он судьбу обездоленных народных масс Восточного Туркестана, притесняемых местными феодалами и чиновниками китайского богдыхана. Ценны высказывания Валиханова относительно древней истории киргизского народа. Он первым установил, что киргизы кочевали меридионально между Тянь-Шанем и Саянским хребтом еще с древнейших времен и что этот процесс был заторможен вторжением монголов, а затем окончательно остановлен при владычестве джунгар. Научные труды Валиханова переводились на иностранные языки. Они широко использовались отечественными и зарубежными исследователями, изучавшими географию, историю и этнографию Казахстана и Средней Азии.
С докладом "Ч. Ч. Валиханов - поборник дружбы народов" выступил чл. -корр. Ан КазССР А. Н. Нусупбеков. Ленинская дружба народов нашей великой Родины, их духовная близость, взаимопомощь и сотрудничество, отметил он, как и всякое общественное явление, имеют свою историю. У идейных истоков дружбы между русским и казахским народами находился выдающийся казахский ученый-просветитель Чокан Валиханов, взгляды которого сформировались под влиянием ссыльных петрашевцев, а затем революционно- демократических идей В. Г. Белинского, Н. Г. Чернышевского и их единомышленников. Валиханов был близок со многими деятелями русской культуры и науки. Великий русский писатель Ф. М. Достоевский был другом молодого Валиханова, поддерживал и укреплял его веру в будущее казахского народа.
Всю свою недолгую, но яркую жизнь Ч. Ч. Валиханов посвятил разносторонней общественно-научной деятельности, которая получила высокую оценку у видных представителей русской науки и культуры. Валиханов был пламенным сторонником русско- казахского содружества, активным поборником и проводником этих идей. Именно эту сторону его просветительской деятельности ненавидели противники социального прогресса.
Чокан Валиханов хорошо понимал и знал демократическую среду России, сроднился с ней на почве общности идей, выражающих интересы народных масс. В то же время он обличал произвол царской колониальной администрации. Стремясь сделать что-то практически полезное для улучшения жизни кочевников, Валиханов выступал в защиту их прав, боролся с беззаконием царских чиновников и казахских феодалов. Об этом свидетельствуют его докладные записки в адрес административных властей и переписка с близкими ему людьми. В письмах к русским друзьям Валиханов сообщал, что, пользуясь забитостью и темнотой народных масс, царские чиновники и казахские феодалы грабят народ, "берут страшно и явно...".
Поведать образованной части русского общества о своем родном крае, об обездоленном казахском народе Валиханов считал своей благородной миссией. Благодаря его трудам передовая русская общественность стала проявлять интерес к жизни и творчеству казахского народа и пристально следить за развитием освободительного движения в Казахстане. После жестокого подавления восстания сырдарьинских казахов в 1858 г. герценовская газета "Колокол" с негодованием писала, что "этот кровавый эпизод еще ждет описания". В стихотворении Т. Г. Шевченко "Топор был за дверью..." чувствовались отзвуки общественного мнения России на подавление антиколониального движения в западных районах Казахстана.
Со своей стороны, Валиханов также следил за движением русской жизни, за ее обновлением. Идейное воздействие русской революционно-демократической общественности на казахского ученого-просветителя заметно возросло в начале 60-х годов. Однако в условиях отсталого казахского общества он не смог подняться до уровня русских революционных демократов и до конца жизни оставался на позициях просветительства.
Историческое значение деятельности Чокана Валиханова заключается в том, что он своими просветительскими идеями содействовал приобщению казахского народа к передовой русской культуре, был убежденным и последовательным поборником дружбы между казахским и русским народами. Выражая свободолюбивые стремления родного народа, он первым из казахов участвовал в общероссийском демократическом движении.
А. В. Пясковский выступил с докладом "Чокан Валиханов - казахский просветитель". Исследуя просветительскую деятельность Валиханова, сказал он, надо прежде всего учитывать общественно-экономические и политические условия, в которых пришлось ему действовать, и то, насколько эти условия отличались от условий, в которых работали русские просветители. Без учета этих различий можно получить обедненный, приниженный образ выдающегося казахского просветителя.
В России во второй половине XIX в. в результате отмены крепостного права и проведения ряда реформ стал бурно развиваться капитализм. Казахстан же в это время продолжал оставаться отсталой колониальной окраиной с преобладанием кочевого скотоводства и сильными пережитками родоплеменных отношений. И вот на фоне этих социально- экономических, политических и исторических условий и появилась
маститая фигура первого казахского ученого-просветителя Ч. Валиханова, феномена, колосса.
Валиханов горячо любил свою Родину, был ее патриотом в лучшем смысле этого слова, любил свой народ и стремился сделать все, что мог, для его развития. В силу объективных условий Валиханов не мог еще понять, что движущей силой общества является классовая борьба угнетенных масс. Но вместе с тем он ясно видел разделение общества на два противоположных лагеря, и его симпатии были целиком на стороне бедноты.
Видя отсталость и тяжелое положение народных масс и не будучи еще в состоянии осознать необходимость преобразования общества революционным путем, Валиханов полагал, что исторического прогресса и улучшения жизни трудящихся можно достигнуть посредством просвещения, которое якобы в состоянии изменить даже самое человеческую природу. Поэтому он настойчиво ратовал за всемерное просвещение казахского народа, за решительную борьбу со всем, что мешало этому. Валиханов возлагал свои надежды на Россию, в которой видел источник просвещения казахского народа. С удивительной прозорливостью он уже тогда оценил прогрессивную роль добровольного присоединения Казахстана к России. Но значение деятельности Чокана Валиханова нельзя ограничивать одним Казахстаном. Он внес много ценного в общую сокровищницу мировой науки и культуры.
В докладе "Ч. Ч. Валиханов как географ" Э. М. Мурзаев рассказал о результатах географических исследований Ч. Ч. Валиханова в Средней и Центральной Азии. Докладчик отметил, что только благодаря удивительной разносторонности, работоспособности и эрудиции Валиханов за 8 - 10 лет творческого труда смог оставить работы, представляющие существенный вклад в познание природы и географических закономерностей, свойственных этим регионам. Огромное количество нового ценного материала приведено им в "Очерках Джунгарли", в работах о Западном крае Китайской империи, в "Дневнике поездки на Иссык- Куль", в материалах и исследованиях о Кашгаре.
Валиханов не ограничивался только сбором фактов, в поисках закономерностей он шел дальше и делал попытки их систематизации. Так, например, вызывает значительный интерес сделанный им по классической схеме обзор Кашгарии, в котором дается, по сути дела, двухступенчатая географическая характеристика: о стране в целом и по районам. Э. М. Мурзаев отметил, что путешествие в Кашгарию в 1858 - 1859 гг. было таким новаторством для географической науки, что его можно назвать великим научным подвигом, оставившим глубокие следы в исследовании Азии. В своих дневниках и записках Ч. Ч. Валиханов зафиксировал детальные описания маршрутов в Центральную Азию, которыми позднее воспользовались как русские, так и зарубежные географы. Много внимания ученый уделял картографии. Он отчетливо понимал ее значение в изучении края и много сделал сам в этой области.
А. А. Валитова выступила с сообщением "Чокан Валиханов как этнограф и фольклорист". Исследования Валиханова в области этнографии и фольклористики, сказала она, поражают своей глубокой продуманностью и всесторонней аргументацией. Востоковед широкого профиля, владевший многими восточными и западными языками, Валиханов на протяжении всей своей жизни тщательно изучал материальную и духовную культуру казахов, их хозяйство и быт. Много сделал Чокан Валиханов для изучения исторической этнографии казахов, киргизов и уйгур. Его особенно интересовали вопросы этногенеза народов Средней Азии и Восточного Туркестана. В связи с этим Валиханову пришлось серьезно исследовать этнонимику родоплеменных народов, их историческую эволюцию, нашедшую отражение в письменных источниках, преданиях и легендах.
Значительное внимание уделял Ч. Ч. Валиханов изучению проблем духовной культуры этих народов: народной поэзии и музыки, погребальной обрядности, религии и верований - ислама, шаманизма, отчасти буддизма и народных суеверий.
В работах "Следы шаманства у киргизов", "О мусульманстве в степи" и др. Валиханов показал тот насильственный путь, которым насаждался у казахов и киргизов ислам, как много вобрал он в себя элементов прежних верований и как поверхностны мусульманские представления кочевых степных народов, ибо ислам со своей
схоластикой, догматизмом и громоздкой обрядностью органически чужд скотоводам- кочевникам.
Большое значение Валиханов придавал изучению фольклорного материала кочевых народов Средней Азии. Он с детства знал все жанры казахского фольклора и был прекрасным собирателем устного народного творчества. Чокан Валиханов внес большой вклад в фольклористику и как исследователь. Он изучал фольклор как исторический и этнографический, источник. В своих этнографических работах он использовал исторические жанры фольклора - предания, легенды, сказки и песни, он препарировал их как исторический источник. К духовной культуре народа, и особенно к фольклору и эпосу, Валиханов всегда относился как к памятникам искусства, которые отражают огромные творческие способности народа. А. А. Валитова отметила особую ценность сведений Валиханова об эпосе "Манас" в его наиболее раннем варианте, записанном в ауле.
Чокан Валиханов не был кабинетным ученым. По всем вопросам этнографии и фольклора он подходил с позиций передового мыслителя, отдававшего все свои силы борьбе за улучшение жизни народа. В области изучения этнографии и устно-поэтического творчества Ч. Ч. Валиханов был последователем русских революционных демократов, которые исследовали культуру, быт, общественные и семейные отношения как важнейший материал для решения общих социально-политических вопросов.
В работе научной сессии приняли участие многочисленные представители ученых Москвы и Казахстана: историки, этнографы, географы, филологи. Присутствующие с большим вниманием и интересом выслушали доклады и сообщения, посвященные замечательному сыну казахского народа - Чокану Чингисовичу Валиханову. Это еще раз свидетельствует о том, что советский народ свято чтит и бережно хранит все ценное и передовое, что оставил ученый в наследство своим потомкам.
Новые публикации: |
Популярные у читателей: |
Новинки из других стран: |
Контакты редакции | |
О проекте · Новости · Реклама |
Цифровая библиотека Казахстана © Все права защищены
2017-2024, BIBLIO.KZ - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту) Сохраняя наследие Казахстана |