В 239 параграфе "Сокровенного сказания" говорится, что в 1207 г. монгольское войско под командованием Джучи, посланное на завоевание лесных народов, вошло в местность Шихшит и покорило ойратов, бурятов, бархунов, урсутов, хабханасов, ханхасов, тубасов. После подчинения тумэн-кыргызов Джучи принял под власть монголов народы шибир, кесдиин, байт, тухас, тенлек, тоелес, тас и бачжиги. В одном ряду с сообщением о походе Джучи находится изложенный в 240-241 параграфах рассказ о подавлении монголами восстания хори- туматов 1 , в которых исследователи обычно видят предков нынешних хоринских бурят - одного из основных этнических подразделений бурятского народа. Если же обратиться к другому источнику по истории монголов XIII в. "Сборнику летописей", в котором собраны наиболее полные и подробные сведения о походах Чингисхана, то в нем нет ни одного свидетельства нашествия монголов в Баргуджин-Токум 2 . Более того, в этом источнике отсутствует упоминание этнонима бурят, хотя известно, что его автор Рашид-ад-дин при составлении своего труда уделял большое внимание выяснению этнического состава населения различных областей, включая Монголию, и проявлял огромный интерес к генеалогиям племен и народов. Об античингисском восстании в "Сборнике летописей" указано, что против монголов дважды выступило не хори-туматское, а туматское племя, обитавшее в стране кыргызов 3 , охватывавшей в то время Хакасско-Минусинскую котловину и Туву.
События, связанные с завоеванием монголами лесных народов, так или иначе привлекали внимание бурятских историков. Но в 50-70-е годы, когда под прессом официальной идеологии считалось благом показывать свой народ пострадавшим от рук Чингисхана, при изучении этого вопроса предпочтение, как правило, отдавалось данным "Сокровенного сказания". В результате такого одностороннего и тенденциозного подхода в литературе о бурятах укоренилось мнение, что Баргуджин-Токум был враждебным к остальной Монголии регионом, обитавшие там предки бурят противились включению их в состав государства монголов и вели с ними длительную и упорную вооруженную борьбу, за что подвергались беспощадному разгрому войсками Чингисхана.
Что касается сведений из "Сборника летописей", то они, как не укладывавшиеся в рамки политической конъюнктуры, просто замалчивались.
Зориктуев Булат Раднаевич - доктор исторических наук, ведущий сотрудник Института монголоведения, буддологии и тибетологии Сибирского отделения РАН.
стр. 119
Среди части научной интеллигенции, для которой важен был лишь сам факт упоминания в "Сокровенном сказании" термина бурят, бытует мнение, что "Сборник летописей", в котором этот термин отсутствует, создавался на периферии монгольской империи в иных общественно-политических условиях. Его автор не был монголом и не знал реалий монгольской жизни, а труд этот больше ориентировался на политическую культуру мусульман, почему и не представляет для монголоведения такой ценности, как "Сокровенное сказание". Однако существует и другая, общепринятая в мировой науке, точка зрения, что "Сборник летописей" по праву относится к источникам мирового значения, а значение его для изучения истории Монголии XIII в. и более раннего времени трудно переоценить.
Известно также, что этот памятник был составлен в Иране по заказу монгольских ханов. Для обоснования господства монголов над другими народами, на первом плане находится в нем история монголов, а история покоренных и еще не включенных в состав их империи народов, в том числе мусульманских, - на отчетливо обозначенном второстепенном месте. Подобное ранжирование было невиданным для персидской исторической литературы. Оно вытекало из политических установок, которые предъявляли к историкам правящие круги Монголии.
Произведения, вошедшие в соответствующие разделы - о монголах - были написаны лучшими знатоками их истории из числа самих монголов, а Рашид-ад- дин лишь перевел их на персидский язык. В основу этих разделов были положены не дошедшие до нас монгольские летописи, в частности, хроника "Алтан дебтер", являвшаяся, судя по ссылкам на нее, наиболее авторитетным изложением истории Золотого рода чингисидов. Если освободить монгольскую часть "Сборника летописей" от словесных украшений и стихотворных отступлений Рашид-ад-дина, восхваляющих Аллаха, то получится типичная монгольская история, целиком основанная на древнемонгольских исторических традициях, только переложенная на персидский язык 4 .
Судя по всему, источники, использованные в "Сборнике летописей", нашли применение и при написании "Сокровенного сказания". Во всяком случае только этим ученые объясняют нередкие случаи прямого совпадения сведений в обоих источниках. "Сборник летописей" и "Сокровенное сказание" не пересекаются, когда речь идет о исследуемых событиях начала XIII века. Лишь на первый взгляд создается впечатление, что в них содержатся разные сведения. Если же поглубже вникнуть в тексты этих источников, используя при этом для проверки и конкретизации материалы по средневековой истории Забайкалья, Предбайкалья и сопредельных регионов, то окажется, что сведения в них по сути идентичны. Можно уверенно утверждать, что "Сокровенное сказание" и "Сборник летописей" не только не противоречат друг другу, но в значительной степени дополняют и уточняют друг друга, способствуя тем самым реконструкции и правильному пониманию древних событий.
Чтобы восстановить действительны ход событий, необходимо разобраться в каждом из терминов, перечисленных в 239 параграфе "Сокровенного сказания". Общепринято мнение, что под топонимом Шихшит следует понимать долину р. Шихшит (или Шишкит), которая протекает на крайнем северо-западе Монголии и на территории Тувы впадает в Малый Енисей 5 .
В "Сокровенном сказании" не сообщается, где обитало племя ойрат. Но в "Сборнике летописей" сказано, что юртом и местопребыванием ойратов была местность Секиз-мурэн (Восьмиречье) 6 , которая современными исследователями твердо идентифицируется с бассейном Малого Енисея 7 . Значит, можно считать, что в начале XIII в. ойратское племя обитало по этой реке.
Этноним бархуны сопоставим с названием калмыцкого рода багун (багут), который в XIII в. в состав ойратов, возможно, не входил и был самостоятельной этнической единицей. Нельзя исключить и то, что под термином бархуны может подразумеваться название барагу. Так именовался один из тумэнов (подразделений) ойратов 8 .
стр. 120
В верховьях Енисея обитали урсуты (в "Сборнике летописей" - урасуты) и хабханасы 9 . После включения Саяно-Алтая в состав монгольской империи, в Туве, в пределах современной Тоджи, была образована область Капканас 10 , название которой связано с одноименным племенем хабханас.
В Саяно-Алтайском нагорье обитали племена ханхас, тубас и тухас. В китайской хронике "Шэн ву цинь чжэн лу" сообщается, что Джучи прошел вниз по р. Кянь и покорил ряд племен, в числе которых были ханьхасы 11 . (Кянь в данном тексте - китайское название р. Енисей.)
Принято считать этнонимы тубас и тухас производными от племенного названия дубо (туба), с древности известного в районе Хубсугула. Не вдаваясь в фонетический разбор этих этнонимов, отметим, что в настоящее время они известны как в древних границах их распространения от озера Хубсугул до верховьев Енисея, так и западнее 12 . Поэтому можно считать, что в начале XIII в. тубасы и тухасы обитали в этих пределах.
В "Сокровенном сказании" термин шибир указан в качестве этнонима. По мнению В. В. Бартольда, в XIII в. племя шибир располагалось на Енисее севернее кыргызов. Это было последнее из покоренных Джучи племя, после чего он получил в личное владение все подчиненные им в ходе енисейского похода народы 13 . Бартольд ошибался, принимая слово шибир за этническое название. Дело в том, что встречающиеся в письменных источниках XIII в. этнонимы очень часто обнаруживаются в местах своего прежнего бытования и сейчас. Однако среди енисейских, а также окружающих их дальних и ближних народов это этническое название неизвестно. В Сибири похожий по звучанию этноним встречается в преданиях татар, живущих по р. Тоболу. В них говорится, что по среднему течению Иртыша, до прихода туда татар, обитал народ сыбыр. Под натиском пришельцев он покинул родину, оставив ей свое имя 14
Исследования показывают, что татарские, то есть тюркские, племена появились в Западной Сибири около VII-VIII веков, а в начале II тыс. тюркизация этого региона была в основном завершившимся процессом 15 . В это время народ сыбыр, вероятно, полностью исчез с этнической карты, а его название осталось только в значении топонима. Об этом можно судить по сочинению Рашид-ад-дина, в котором в числе территорий, занятых тюркскими народами, упоминается область Сибир 16 . К сожалению, в "Сборнике летописей" не содержатся сведения о ее местоположении. Но из русских летописей XV в. известно, что Сибирью первоначально назывался ограниченный район на юге Западной Сибири, охватывавший место впадения Тобола в Иртыш 17 . Эта же территория названием Сибирь, наверное, обозначалась и в XIII веке. Но Джучи со своим отрядом, как свидетельствуют источники, на Иртыше не был. Тогда какая местность Шибир упоминается в "Сокровенном сказании"? Знакомство с географическими названиями Северо-Западной Монголии позволяет предположить, что монгольское войско при продвижении по этой территории было в долине р. Шибир, впадающей в Тэс. Название Шибир авторы (или автор) "Сокровенного сказания" приняли за этноним и в таком значении включили его в текст летописи. Эта гипотеза подтверждает вывод П. Пелльо, который изучив содержание 239 параграфа "Сокровенного сказания", пришел к заключению, что в нем перечислены не только имена завоеванных Джучи народов, но и названия местностей, где он был со своим войском 18 .
Термин кесдиин в "Сокровенном сказании" также приведен в качестве этнонима. В таком же значении он использован в "Сборнике летописей". Там говорится, что племя по названию куштеми обитает в пределах страны кыргызов и кэм- кэмджиутов, то есть в Саяно-Алтайском нагорье 19 . Исследователи согласны в том, что термины кесдиин и куштеми сопоставимы с часто встречающимся в документах XVII-XVIII веков термином кыштым, который употреблялся, однако, не в этническом значении, а как собирательное название мелких сибирских племен, находившихся в даннической зависимости от более сильных соседей.
В этническом плане слово кыштым употреблялось только в сложных названиях типа аз-каштым, переводимам "данники племени аз", в котором
стр. 121
вторая часть кыщтым, потеряв социальное значение, приобрела этнический оттенок. Но словом кыштым иногда обозначалась определенная местность, главным образом в Туве, где обитали зависимые от енисейских кыргызов племена. Так, в рунической надписи Хая-Баты на р. Хемчик, составленной около IX в., термин кешдим употреблен именно в таком значении 20 . По аналогии с приведенным примером вполне допустимо, что в "Сокровенном сказании" и "Сборнике летописей" названиями кесдиин и куштеми тоже указана местность в Туве, население которой, зависимое от енисейских кыргызов, в 1207 г. переподчинилось монголам.
Этноним байт отождествим с названием народности байт, живущей в настоящее время на северо-западе Монголии в районе Убса-Нура. Не исключено, что в начале XIII в. кочевья байтов, оказавшиеся в числе покоренных Джучи племен, были расположены перед входом на Саяно-Алтийское нагорье, на водоразделе Селенги и южносибирских рек. Это предположение вполне согласуется с сообщением Рашид-ад-дина о том, что юрты одной из ветвей байтов находились на р. Селенге 21 .
В письменных источниках не указаны места обитания племен тенлек, тоелес и тас. Однако надо иметь в виду, что в конце XIX в. и в настоящее время среди тувинцев и алтайцев были и имеются сеоки телек, тоелес и тас 22 . Этнографами подмечена большая устойчивость этнонимов во времени у населения Сяно-Алтая вследствие значительной недоступности и изоляции этой горной системы в прошлом. Учитывая это обстоятельство, можно утверждать, что эти термины восходят к этнонимам "Сокровенного сказания" и были известны в Саяно-Алтае в начале XIII века.
В литературе скудны данные о племени бачжиги. Верояно, прав Г. Е. Грумм- Гржимайло, полагавший, что этноним бачжиги сопоставим с байджигит - названием одного из кара-кирейских родов на северо-западе Монголии. О каракиреях, в состав которых входили байджигиты, известно, что они населяли Северо-Западную Монголию во второй половине XIX в. и были частью тюркского племени кыргыз 23 . Поскольку нет дополнительных сведений, можно считать, что байджигиты также имели тюркское происхождение и входили в состав кыргызского государства, охватывавшего в IX-Х веках Северо-Западную Монголию. После ухода основной массы кыргызов на Енисей байджигиты могли остаться на своей прежней родине, а в 1207 г. оказаться на пути отряда Джучи и быть завоеванными им.
Итак, содержащиеся в параграфе 239 "Сокровенного сказания" топонимы и этнические названия показывают направление пути войска Джучи. Он пролегал по Северо-Западной Монголии, Юго-Восточной Туве и далее вниз по Енисею, где были приведены к покорности обитавшие там племена. Этот вывод целиком совпадает с данными китайского источника "Шэн ву цин чжэн лу", который, судя по всем параметрам, был написан в XIII веке. В нем указано, что поход монголов во главе с Джучи был направлен на покорение енисейских народов 24 .
Решение о посылке войска в Северо-Западную Монголию и Саяно-Алтай логически вытекало из отношений, которые сложились у Чингисхана с западно- монгольскими племенами до 1207 г., и той политики, в соответствии с которой он мощь только что созданного им государства направил на завоевание других народов. В 1201 и 1202 годы Чингисхан, борясь за объединение монгольских племен под своей властью, нанес несколько поражений крупной, возглавляемой Джамухой, противоборствующей группировке, состоявшей из более чем десяти племен. Часть разбитых племен успела спастись бегством: ойраты во главе с Худуха-беки, относившиеся в оппозиции к числу наиболее могущественных племен, ушли в долину Шихшита, меркиты двинулись к Селенге, тайджиуты - вниз по Онону и т. д. 25 .
В 1207 г., чтобы окончательно покорить ойратов и заодно другие западно- монгольские племена, Чингисхан послал в направлении Шихшита войско под командованием своего старшего сына Джучи. По выполнении этого задания Джучи, преследуя цель расширения зоны господства монголов, должен был дойти до Енисея, продвинуться вниз по этой реке
стр. 122
и подчинить обитавшие там лесные тюркские племена, что и было им сделано.
Что касается племен Баргуджин-Токума, то с ними, по данным "Сбор-кика летописей", правящая монгольская династия поддерживала давнюю традицию мира и родства. Вступая в отношения "анда-худа", обе стороны становились названными братьями, свойственниками, равноправными партнерами; мужская часть населения Баргуджин-Токума получала, кроме того, право нести службу в войсках и личной гвардии Чингисхана. Тут уместно привести слова самого Чингисхана и характеризующие его отношение к Баргуджин-Токуму: "Каждый мальчик, родившийся в местности Баргуджин-Токум... будет мужественным и отважным, сведущим и сметливым (от природы) без наставлений и выучки. И каждая девочка, которая там родится, будет хороша и прекрасна лицом без убранства, причесывания (машат) и румян и будет безмерно искусна, проворна и добродетельна". В период возвышения Чингисхана племена Баргуджин-Токума добровольно признали его власть. Это делало ненужной отправку туда воинского отряда, поэтому Чингисхан ограничился засылкой послов к баргутам - ведущему и наиболее крупному племени, по названию которого другие обитатели Баргуджин-Токума тоже назывались баргутами. Около 1201 г., когда Чингисхану подчинились кунгираты, в Баргуджин-Токум в качестве послов прибыли братья Турукаджар-багатур и Сартак-багатур из племени элджигин. Прибыв туда, они "в силу ярлыка Чингисхана... подчинили племя баргут". Получив от главы баргутов Кадан-Айин подтверждение о признании власти Чингисхана, Турукаджар и Сартак заключили с ним дружественный союз. Они поклялись друг другу в верности, говоря: "Мы будем как один род (уруг) и братьями друг другу". Приведенный материал с большой долей вероятности дает основание предположить, что в самом начале XIII в. племена Баргуджин-Токума вошли в состав складывавшегося монгольского государства. Вероятно, именно в таком контексте следует понимать сообщение Рашид-ад-дина, что Чингисхан по справедливости назначил баргутов в свою страну 26 . Что касается бытующей и поныне точки зрения о нашествии монголов в Баргуджин-Токум и их жестоком обращении с местным населением, то она, в свете изложенных фактов, выглядит безосновательной.
Но тем не менее, если вторжения войска Джучи в Баргуджин-Токум не было, то о каких же тогда бурятах идет речь в "Сокровенном сказании"? Для того чтобы разобраться в этом сложном вопросе, необходимо привести текст летописи: "В год Зайца (1207) Чжочи был послан с войском Правой руки к лесным народам... Прежде всех явился с выражением покорности ойратский Худуха-беки. Явившись, он стал провожатым у Чжочия... и ввел в Шихшит. Подчинив ойратов, бурятов, бархунов, урсутов, хабханасов и тубасов, Чжочи подступил к тумен- киргизам" 27 . Данный отрывок совершенно четко показывает, что Джучи со своим войском вошел в Шихшит, а затем подступил к кыргызам, то есть к Хакасско-Минусинской котловине. Другими словами, он прошел по долине р. Шихшита, а затем по территории Тувы, покорив по пути ойратов, хабханасов, тубасов и другие племена, но, надо полагать, только не бурят, потому что тех ни в Шихшите, ни в Туве никогда не было. Вначале мы предполагали, что термин буряты мог появиться в "Сокровенном сказании" в результате искажения первоначального слова при переписках и переводах летописи. Такое, нам казалось, могло случиться в эпоху китайской династии Мин (1368-1644гг.), потому что в это время, как принято считать, летопись была затранскрибирована китайскими иероглифами и переведена на китайский язык 28 . Мы полагали вполне приемлемой гипотезу, что войском Джучи могли быть покорены не буряты, которые в то время не представляли собой сформировавшийся этнос и, главное, никогда не жили на Енисее, а какое-то другое племя с похожим названием. Мне представлялось, что им могло быть монгольское племя бурут, которое, как свидетельствует летописный материал, относилось к числу непримиримых противников Чингисхана и входило во враждовавшую с ним группу племен во главе с Джамухой 29 . В источниках
стр. 123
не сообщается, куда ушли буруты после разгрома оппозиции. Но вполне возможно, что они вместе с ойратами переместились к Шихшиту, где в 1207 г. окончательно подчинились Чингисхану. Об этом можно судить хотя бы по тому, что в настоящее время буруты рассеяно живут на северо-западе Монголии среди байтов, дэрбэтов, торгоутов, хотонов, а также алтайцев и хакасов. Такую гипотезу, что термин бурят является поздним включением в текст "Сокровенного сказания", мы высказали в своих работах.
Однако обращение к трудам Потанина и военного топографа П. Орлова вынудило внести в предложенную гипотезу соответствующие коррективы. Со слов северо- западных монголов и в ходе собственных изысканий эти исследователи выяснили, что в водораздельном хребте, отделяющем систему Верхнего Енисея от западных притоков Селенги, находится гора Улан-Тай, с которой стекает р. Тельгир. Один из притоков этой реки, протекающей недалеко от рек Шибир и Шихшит, называется Бурят 30 . Выше уже отмечалось, что в 239 параграфе "Сокровенного сказания" перечисляются не только покоренные Джучи племена, но и указываются названия местностей, где он проходил со своим отрядом. Становится очевидным, что монголы в ходе военной экспедиции 1207 г. были на р. Бурят, название которой авторы (или автор) "Сокровенного сказания" ошибочно приняли за этноним и в таком качестве ввели в летопись. В дальнейшем это привело к тому, что и поздние монгольские летописцы, в значительной мере черпавшие материал для своих произведений из "Сокровенного сказания", и тем более современные исследователи также стали считать слово Бурят этнонимом, названием народности бурят.
Самым существенным следствием неверной интерпретации гидронима Бурят явилось закрепление в историко-этнографической литературе ошибочного представления о существовании в XIII в. этнонима бурят и, соответственно, бурятской народности, героически сражавшейся с полчищами Чингисхана. Вопрос об этимологии этнонима бурят нами рассмотрен в специальной статье. Суть его сводится к следующему. В ойратских, тибетских, русских и других письменных источниках XVII-XVIII вв. в качестве общего наименования основных племен Предбайкалья упоминается термин бурат. Данный факт свидетельствует о том, что слово бурат, устойчиво бытовавшее по меньшей мере до середины XVIII в., было названием существовавшего там племенного союза и праформой известного ныне этнонима бурят (по-бурятски буряад). В этой связи важно, что в настоящее время ойраты Синьцзян-Уйгурского автономного района Китая и некоторые группы населения Западной Монголии бурят по-прежнему называют их старым именем бурат. В основе названия бурат (стало быть и современной его формы бурят) лежит монгольское слово бураа ("лес"), которое с суффиксом -д, обозначающим групповую совокупность людей, означает "люди леса". Термин бурат адекватен понятию "лесные племена", которым степные монголы называли население у Байкала. После проведения в 1727г. русско- монгольской границы и окончательного закрепления Предбайкалья и Забайкалья в составе России стала складываться бурятская народность. В новых условиях название бурат трансформировалось в окончательную форму бурят, которая в качестве названия единой народности объединила все население по обе стороны Байкала.
После того, каж Джучи покорил племена Тувы и подошел к Хакасско- Минусинской котловине, к нему с выражением покорности явились кыргызские князья Еди-Инал, Алдиер и Олебек-дигин, хотя до этого они неоднократно отказывали выполнить требования Чингисхана подчиниться монголам 31 .
Выражение покорности тремя киргизскими князьями означало, что отныне вся территория Саяно-Алтайского нагорья, включая Туву. Горный Алтай и Хакасско- Минусинскую котловину, которая до монгольского нашествия управлялась енисейскими кыргызами, стала зависимой от монголов. Но с этим были согласны не все племена, и в источниках содержится ряд сообщений о восстаниях против монголов. Особенно упорно
стр. 124
сопротивлялось племя тумат, в начале 240 параграфа "Сокровенного сказания" однажды названное хори-тумат. Так как в этом словосочетании есть слово хори, то бытует мнение, что против монголов в 1207г., в самый разгар похода Джучи, подняли крупное вооруженное восстание хоринцы Баргуджин-Токума. Но если внимательнее отнестись к тексту, то видно, что дальше в этом же 240 и следующем 241 параграфе племя, которое принимается за хоринское, постоянно именуется тумат. Думается, это не случайность, и неоднократное упоминание в источнике названия тумат свидетельствует, что против монголов поднимались туматы, которых в начале XIII в. вблизи Байкала не было. Это предположение подтверждается всем известным летописным, фольклорно-этнографическим и топонимическим материалом. Обращение к нему показывает, что монголам противостояло тувинское племя тумат и его вооруженная борьба была продолжением тех событий, начало которым положил поход Джучи. Что касается племени хори, то оно находилось вдали от енисейских событий, в Баргуджин- Токуме. Название хори-тумат осталось в "Сокровенном сказании" как воспоминание о том периоде, когда к забайкальским хоринцам в качестве союзника примкнуло пришедшее из долины Енисея племя тумат.
О туматах известно, что они вместе с упоминавшимися выше тубасами и тухасами были потомками древнего тюркского племени дубо (туба), известного с середины I тыс. западнее Хубсугула; самоназвание тума(т) является фонетической разновидностью этнонима дубо (туба). Исконной родиной туматов была местность Секиз-мурэн, находившаяся в верховьях Енисея. Этот факт подтверждается топонимическими данными: недалеко от слияния Малого и Большого Енисея расположены горы Тумат-Тайга, происхождение названия которых связано с обитанием там племени тумат 32 .
Не располагая точными данными, трудно сказать, когда туматы впервые появились вблизи Байкала. Более или менее определенно вырисовывается лишь то, что там они находились в тесных связях с хоринцами. Поэтому в "Сокровенном сказании" туматы и предводитель хоринцев Хорилартай-мэргэн соответственно названы хори-туматами и нойоном хори-туматским. Около IX-Х вв. этот союз распался. Вероятно, этот эпизод нашел отражение в девятом параграфе "Сокровенного сказания", в котором сообщается, что по причине взаимных пререканий и ссор из-за пользования звероловными угодьями "Хорилартай-мэргэн решил выделиться в отдельный род-обог, под названием Хорилар".
Распад хори-туматского союза вызвал распад самого туматского племени. До ухода из Предбайкалья на Среднюю Лену тюркоязычного племени курыкан, то есть до Х-XI вв., часть туматов переселилась в Якутию. Там туматы жили в местности Туймада (Сайсары), откуда позже были вытеснены на север и в сторону Вилюя пришедшими курыканскими племенами, персонифицированными в преданиях в образе Омогоя 33 . К приходу этих первых предков якутов, как свидетельствует якутский фольклор, туматы жили рыбной ловлей, прошивали свои лица и руки ниткой из сухожилий, вымазанной черной краской, носили выкрашенные охрой одежды. По своему образу жизни они полностью слились с аборигенным, доякутским, населением, что дало повод А. П. Окладникову отнести их к числу тунгусских племен 34 ".
Другая часть туматов покинула район Байкала, или, как указывает Рашид-ад-дин, "ответвилась" от живших там баргутов, и спустя много лет вернулась в Восьмиречье. Находясь в Секиз-мурэне, туматы были застигнуты монгольским нашествием. Вначале они покорились монголам, но затем восстали. При поверхностном прочтении "Сокровенного сказания" создается впечатление, что было одно вооруженное выступление туматов во время похода Джучи, на подавление которого сначала был отправлен Борохул, а после его гибели - Дорбо- Докшин. Но из 241 параграфа летописи видно, что до этого восстания туматами было поднято еще одно восстание с целью воспрепятствовать намерению одного из военачальников Чингисхана Хорчи-нойона взять себе в жены тридцать самых красивых туматских девушек. Восставшие захватили в плен Хорчи и посланного на
стр. 125
его выручку ойратского Худуха-беки, который в это время уже находился на службе у Чингисхана. Значит, в действительности было не одно, а два восстания туматов. Это же сообщает и "Сборник летописей".
О том, когда было первое туматское восстание, в источниках сведений нет. Со всей определенностью можно лишь сказать, что оно произошло после окончания похода Джучи. Тут необходимо принять во внимание, что ойратский Худуха- беки, отправленный самим Чингисханом на подмогу попавшему в плен к туматам Хорчи, в период кампании 1207г. был противником Чингисхана, а союзником его стал лишь по завершении похода Джучи 35 . Этот факт дает ясно понять, что первое восстание туматов произошло не во время этого похода, потому что тогда Худуха-беки был врагом Чингисхана, а позже, но точную его дату установить, вероятно, уже так и не удастся.
Время второго восстания, конкретные причины которого неизвестны, зафиксировано в "Сборнике летописей". Оно произошло в 1217 г., когда монголы завершили завоевание Северного Китая. "Местопребывание этого племени, - писал Рашид-ад-дин, касаясь этого события, - было поблизости от вышепоименованной местности Баргуджин-Токум... (Туматы) жили в пределах страны киргизов и были чрезвычайно воинственным племенем и войском. Их предводитель Тайтула-Сокар явился к Чингисхану, покорился и смирился (перед ним). Когда Чингисхан был занят завоеванием областей Хитая... по возвращении он услыхал, что (племя) тумат вторично восстало. Чнигисхан... послал Борагул- нойона... Вкратце (дело обстояло так): они (монголы) дали большие сражения и покорили племя тумат. Однако на войне Борагул-нойон был убит. Так как туматы были злокозненным и недоброжелательным племенем, то (монголы) множество их перебили" 36 .
Таким образом, в 1207 г. Чингисханом был совершен поход, направленный на покорение западномонгольских и саяноалтайских племен. В 1217 г. монголами в долине Малого Енисея было окончательно сломлено сопротивление не желавших подчиниться им туматов.
Примечания
1. КОЗИН С. А. Сокровенное сказание. Монгольская хроника 1240г. М.-Л. 1941, ? 239-241.
2. В XIII в. Баргуджин-Токум ом называлась территория по обе стороны Байкала. В Забайкалье он охватывал низовья р. Селенги, долины Уды и Баргузина, в Предбайкалье - верховья Ангары и Лены. Подробнее см. в кн.: Этническая история народов Южной Сибири и Центральной Азии. Новосибирск. 1993, с. 175- 179.
3. РАШИД-АД-ДИН. Сборник летописей. Т. 1, кн. 1, 2. М.-Л. 1952.
4. БИРА Ш. Монгольская историография (XIII-XVII вв.). М. 1978, с. 131-154.
5. История Тувы. Т. 1. М. 1964, с. 171.
6. РАШИД-АД-ДИН. Ук. соч. Т. 1, кн. 1, с. 118.
7. Там же, прим. 6; КЫЗЛАСОВ Л. Р. История Южной Сибири в средние века. М. 1984, с. 90; HAMBIS L. Notes sur Kam not de L'Yenissei superieur. - Journal Asiatique, 1956; САВИНОВ Д. Г. К вопросу этногеографии севера Центральной Азии в предмонгольское время. - Проблемы отечественной и всеобщей истории. Вып. 2. Л. 1973, с. 26.
8. САНЧИРОВ В. П. "Илэтхэл шастир" как источник по истории ойратов. М. 1990, с. 51.
9. CLEAVES F. W. Qabqanas-Qamqanas. - Harvard Journal of Asiatic Studies, Vol. 19. 1956, N 3-4.
10. КЫЗЛАСОВ Л. Р. Ук. соч., с. 94.
11. КАФАРОВ ПАЛЛАДИЙ. Старинное китайское сказание о Чингисхане. В кн. Восточный сборник. Т. 1. СПб. 1877, с. 191.
12. ПОТАПОВ Л. П. Этнический состав и происхождение алтайцев. Л. 1969, с. 180-182.
13. БАРТОЛЬД В. В. Сочинения. Т. 1. М. 1963, с. 459.
14. МЕЛЬХЕЕВ М. Н. Топонимика Бурятии. Улан-Удэ. 1969, с. 153-154.
15. ТОМИЛОВ Н. А. О тюркском компоненте в составе сибирских татар (постановка вопроса в советской литературе). В кн.: Языки и топонимия. Томск. 1976, с. 135.
16. РАШИД-АД-ДИН. Ук. соч. Т. 1, кн. 1, с. 73.
стр. 126
17. ВОРОБЬЕВА И. Язык земли. О местных географических названиях Западной Сибири. Новосибирск. 1973. с. 16.
18. PELLIOT P. Notes critique d'histoire Kalmouke. Texte, tabbleaux genealogiques (oeuvres posthumes de Paul Pelliot. VI). P. 1960, p. 56-63.
19. РАШИД-АД-ДИН. Ук. соч. Т. 1, кн. 1, с. 122-123.
20. ПОТАПОВ Л. П. Ук. соч, с. 169, 158-159.
21. РАШИД-АД-ДИН. Ук. соч. Т. 1, кн. 1, с. 175.
22. ПОТАПОВ Л. П. Ук. соч., с. 186; САВИНОВ Д. Г. Народы Южной Сибири в древнетюркскую эпоху. Л. 1984, с. 49; ПОТАНИН Г. Н. Очерки Северо-Западной Монголии. Вып. IV. СПб. 1883, с. 1.
23. ГРУММ-ГРЖИМАЙЛО Г. Е. Западная Монголия и Урянхайский край. Т. 2. Л. 1926, с.417.
24. КАФАРОВ П. Ук. соч., с. 91.
25. РАШИД-АД-ДИН. Ук. соч. Т. 1, кн. 2, с. 121, 122; КОЗИН С. А. Ук. соч., ? 144.
26. РАШИД-АД-ДИН. Ук. соч., Т. 1, кн. 2, с. 264, 166, 117.
27. КОЗИН С. А. Ук. соч., ? 239.
28. БИРА Ш. "Сокровенное сказание монголов" - великий исторический и письменный памятник. Улан-Батор. 1990, с. 2.
29. РАШИД-АД-ДИН. Ук. соч. Т. 1, кн. 2, с. 88.
30. ПОТАНИН Г.Н. Ук. соч. Вып. 1. СПб. 1881, с. 271; Топографическое описание пути, пройденного на Северо-Западной Монголии в 1879г. штабс-капитаном корпуса военных топографом П. Орловым. Вып. III. СПб. 1883, с. 225-226.
31. КОЗИН С. А. Ук. соч.; РАШИД-АД-ДИН. Ук. соч. Т. 1, кн. 1, с. 122, 123, 150, 151.
32. РАШИД-АД-ДИН. Ук. соч. Т. 1, кн. 1, с. 118; БИЧУРИН Н. Я. Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. Т. 1. М.-Л. 1950, С. 348-354; История Тувы. Т. 1, с. 180; СЕРДОБОВ Н. А. Современное расселение носителей тувинских этнонимов. В кн.: Ученые записки Тувинского научно-исследовательского института языка, литературы и истории. Вып. XVI. Кызыл. 1970. с. 70; ПОТАПОВ Л. П. Ук. соч., с. 180; ВАЙНШТЕЙН С. И. Происхождение саянских оленеводов (проблемы этногенеза тувинцев- тоджинцев). В кн.: Этногенез народов Севера. М. 1980, с. 83-84; МАННАЙ-ООЛ М. X. К образованию этнонима "тыва кижи". В кн. По пути Великого Октября. Кызыл. 1981, с.12.
33. ЭРГИС Г. У. Исторические предания и рассказы якутов. Ч. 1. М.-Л. 1960, с. 104.
34. История Якутской АССР. Т. 1. М.-Л. 1955, с. 339, 358.
35. КОЗИН С. А. Ук. соч.
36. РАШИД-АД-ДИН. Ук. соч. Т. 1, кн. 1, с. 122.
Новые публикации: |
Популярные у читателей: |
Новинки из других стран: |
Контакты редакции | |
О проекте · Новости · Реклама |
Цифровая библиотека Казахстана © Все права защищены
2017-2024, BIBLIO.KZ - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту) Сохраняя наследие Казахстана |