Libmonster ID: KZ-879
Автор(ы) публикации: Н. Ф. ЛЕЩЕНКО

В феврале 1837 г. в Японии, в городе Осака, личном владении сёгуна1 , резиденции его чиновников, произошло событие, весть о котором достигла каждой провинции. Осака называли "кухней Поднебесной". Он играл важную роль в снабжении Японии продовольствием и другими товарами. При сёгуне Ёсимунэ там была создана рисовая биржа, где определялись годовые цены на рис, который был основным мерилом ценностей в Японии. Этот город считался самым крупным в стране. Как говорил конфуцианский ученый Гамо Кумпэй (1768 - 1813 гг.), "гнев богатых купцов из Осака вселяет ужас в сердца даймё"2 .

Население города к 1835 г. насчитывало свыше 364 тыс. человек3 . В Осака находились богатые купеческие дома Коноикэ, Мицуи, Тэннодзия, Хираноя. Торговцы находились внизу социальной лестницы, но по мере развития товарно-денежных отношений, роста городов, внутренней и внешней торговли росло и их влияние.


ЛЕЩЕНКО Нелли Федоровна - кандидат исторических наук, научный сотрудник Института востоковедения АН СССР.

1 Сёгун - верховный военачальник; сёгуны правили в Японии с 1192 по 1867 год.

2 Цит. по: Норман Г. Возникновение современного государства в Японии. М. 1961, с. 180; даймё - феодальный князь.

3 История японского народа. Т. 5, Токио, 1974, с, 63 (на яп, яз.).

стр. 149


Сила денег шаг за шагом вторгалась в основу феодальной системы, сила золота приводила даже к зависимости феодалов от купечества.

30-е годы XIX в. были отмечены в Японии рядом стихийных бедствий: четыре года подряд были неурожайными; особенно усугубилось положение в 1836 г., когда из-за сильных дождей не было урожая - ни проса, ни риса, ни бобов, ни ячменя, ни гороха, - поэтому цены на продовольствие резко возросли. На складах Эдо цена 10 мешков риса достигла 45 рё золотом4 . Народ бедствовал, участились случаи голодной смерти. Поэтому бакуфу5 распорядилось открыть в Эдо пункты помощи голодающим; там собиралось до 20 тыс. бедняков. По всей стране было приказано оказывать помощь голодающим, изъяв для этого рис из неприкосновенных запасов6 . Но этому распоряжению следовали не везде, а крестьян оно вообще не касалось.

Нужда не миновала и Осака. Многие его жители умирали от голода прямо на улице. К январю 1837 г. бедствие достигло таких масштабов, что в городе съели даже всех голубей7 . К этому времени сократился и привоз товаров в Осака, поскольку постепенно развивалась система продажи их на месте. Чиновники бакуфу, проживавшие в городе, занимались только выколачиванием налогов и не заботились о том, чтобы как-то помочь голодающим. В этих-то условиях и произошло событие, известное в японской истории как мятеж Осио Хэйхатиро (иначе - рисовые волнения периода Тэмпо)8 . Необычность события заключалась в том, что поднял мятеж бывший чиновник самой сёгуновской администрации.

Биографические сведения об Осио Хэйхатиро скудны. Он родился в январе 1793 г.; его родители умерли, когда ему было семь лет, и заботу о его воспитании взял на себя дед, а затем ребенка усыновил Асаи Тюрин, занимавший второстепенную должность в провинции Овари. Но некоторые историки считают, что он был усыновлен семьей Осио Юкитака. Сам Осио Хэйхатиро вел свою родословную от вассала дома Токугава. Если верить его словам, то еще его предки, чья должность передавалась по наследству, служили в Осака как приближенные дома Токугава9 . Именно так получил затем свою должность Осио Хэйхатиро в возрасте 26 лет. Он прослужил 10 лет в городском управлении восточной части Осака, в районе Тэмман, в качестве полицейского по судебным делам. Это была одна из низшие должностей в административной структуре бакуфу, но зато одна из важнейших в администрации города.

В 1820 - 1830 гг. Осио Хэйхатиро приобрел широкую известность среди горожан непреклонной борьбой против продажных буддийских священников ("монахи стали тунеядцами и предали забвению истинное призвание священнослужителя")10 и спекулянтов. В 1818 г. он женился на приемной дочери богатого крестьянина, а около 1829 г. усыновил Какуноскэ, мальчика из самурайской семьи, что помогло ему, согласно семейной традиции, унаследовать затем должность отца этого мальчика.

Карьера Осио Хэйхатиро казалась надежной. Но в 1830 г. он отказался от должности и занялся иной деятельностью, основав школу Сэнсиндо, которую посещали крестьяне и мелкие торговцы. 20 человек из его учеников вообще принадлежали к низшим социальным слоям. Что же его влекло? В юности Осио Хэйхатиро познакомился с учением Чжу Си11 у конфуцианского ученого Хаяси Дзюссай (1768 - 1841 гг.), а потом увлекся идеями китайского философа Ван Янмина (1472 - 1528 гг.), для которого было важно не теоретическое знание, но понимание нравственных истин. Осио Хэйхатиро воспринял его политические и моральные принци-


4 Рё - старинная денежная единица.

5 Бакуфу - правительство сёгуна.

6 Ибара Нора. История периода Токугава. Токио. 1928, с. 540 (на яп. яз.).

7 История японского народа. Т. 5. Токио. 1983, с. 2 (на яп. яз.).

8 Период Тэмпо: 1830 - 1843 годы.

9 Династия сёгунов Токугава правила в Японии в 1603 - 1867 годах.

10 Так с презрением отзывался о монахах японский художник Сиба Кокан (1738 - 1818 гг.).

11 Чжу Си (1131 - 1200 гг.) - один из пяти знаменитых китайских философов, реформировавших конфуцианское учение и приспособивших его к условиям своего времени.

стр. 150


пы12 . Учение Ван Янмина (японское название - оёмэй) распространилось в Японии в XVII веке. К его сторонникам принадлежал экономист и политический деятель Кумадзава Бандзан (1619 - 1691 гг.). Он одним из первых стал писать о тяжелом положении крестьян, критиковал политику сёгуната и феодалов, из-за чего был вынужден скрываться от властей13 .

Манера преподавания у Осио Хэйхатиро была сложной; но то, что он проповедовал, отражало идеи человека, выступавшего против традиционных предрассудков. По мнению Осио, несправедливость порождена человеческим опытом создания искусственных различий между человеком и природой, субъектом и объектом, аристократией и крестьянами. Философия Осио Хэйхатиро была действенной, направленной против социальной несправедливости. Он говорил, что люди высокого звания обучены этике; они знают, как вершить добрые дела, но не делают этого. Те же, кто занимает низшее положение, добродетельны, однако именно они становятся жертвами угнетения. Осио неустанно повторял, что несправедливость порождается аристократией, а не низшими классами, которым следует оказывать помощь14 .

Трудно сказать, кому пришлось хуже, горожанам или крестьянам, когда в стране начался голод. К тому же, опасаясь восстания в Эдо, бакуфу приказало привезти туда рис из Осака. Осио Хэйхатиро подал петицию главе городского управления (бугё) Атобэ Ямасиро-ками с просьбой раздать голодающим рис с правительственных складов. Он обратился также к богатым купеческим домам Коноикэ, Мицуи, Тэннодзия, Хираноя, призывая их помочь голодающим, и предупреждал их, что бедняки, отчаявшись, начнут громить рисовые склады. Но предложение Осио было отклонено. Он с возмущением заметил, что, "когда вся страна страдает, счастье, ниспосланное с неба, надолго кончается"15 . Тогда Осио продал тысячу томов своей библиотеки, а вырученные деньги раздал голодным и обездоленным. Хотя сумма была небольшой, люди были благодарны Осио.

Поступок Осио нанес урон авторитету властей и усилил их недовольство. Его вызвали в городское управление, где заявили, что его действия незаконны. Осио ответил, что, поскольку власти не распорядились, чтобы богачи помогли бедным, он поступил так, как ему подсказала совесть16 . Богатые торговцы-оптовики спекулировали продуктами питания, войдя в соглашение с правительственными чиновниками, и совместно наживались за счет основной массы населения. Чиновники бакуфу, проживавшие в Осака, выколачивали налоги и нисколько не заботились, чтобы встать на путь благотворительности.

Авторитет Осио Хэйхатиро возрос. Поэтому, когда он задумал поднять восстание, вокруг него сплотилась группа заговорщиков, которых он обучал обращению с оружием. С сентября 1836 г. они стали собирать оружие и распространять воззвания, призывая население присоединяться к ним. В одном из таких воззваний говорилось: "Свирепствуют стихийные бедствия, народ страдает, а чиновники берут взятки, думают только о личной выгоде. Для этой цели страдающих от налогов крестьян облагают дополнительным налогом в больших денежных суммах. Цены на рис поднялись, низшее население страдает... Мы больше не можем терпеть. Мы хотим наказать этих разбойников, раздать их золото и рис неимущим. Мы делаем это не для захвата политической власти, мы поднимаем восстание, чтобы наказать богачей"17 . "Мы стремимся к тому, чтобы облегчить подати и повинности,.. изменить дурные распутные нравы ... и вернуться к простоте и скромности... Только ты, народ, можешь изменить свою несчастную участь. Как только вы услышите о восстании, выбирайте своих вождей, идите к нам на помощь"18 .


12 Personality in Japanese History. Berkeley. 1970, p. 156; Biographical Dictionary of Japanese History. Tokyo. 1978, p. 235.

13 Очерки новой истории Японии. М. 1958, с. 43 - 44

14 Personality in Japanese History, p. 126.

15 Ибара Нора. Ук. соч., с. 541.

16 История японского народа. 1983, с. 3.

17 Очерки новой истории Японии, с. 105.

18 Иофан Н. Из истории крестьянских и городских восстаний в Японии в 30 - 40- х годах XIX в. В кн.: Сборник статей по истории стран Дальнего Востока. М. 1952, с. 226.

стр. 151


Конкретный план восстания заключался в следующем: конфисковать имущество богатых торговцев, предать огню их дома, сформировать армию из крестьян и двинуть ее на опорные центры бакуфу. Хотя Осио по рождению и воспитанию принадлежал к господствующему классу, он выступил не только против торговцев и местных чиновников, но и против самой власти. Это было неслыханно: ведь все японское общество "пронизывал порядок, опиравшийся на принцип: уважение высших - презрение к низшим, при котором лица, занимавшие более низкое положение, должны были беспрекословно подчиняться высшим. Таким путем старались увековечить основные общественные отношения, заключавшиеся в том, что самураи обирали крестьян. Такова была структура феодального общества"19 .

Однако среди заговорщиков нашлись предатели. Один из них, Хираяма Сукэдзиро, донес городским властям о сроках восстания. Бугё восточной части города Атобэ Ямасиро-ками был человек крутой и не был склонен "потакать черни"20 .

Рано утром 19 февраля жители были разбужены стрельбой на улицах. Над храмами Тэнсёдайдзин, Хатиман, Касуга развевались флаги повстанцев, на которых было начертано: "Спасение бедствующих!". Осио поднял также флаг со своим фамильным гербом. Запылали дома богатых торговцев, был обстрелян дом полицейского в районе Тэмман. Во все стороны летели зажигательные стрелы и огненные шары, гремели залпы из пушек. Дом Осио Хэйхатиро тоже сгорел. Осио и его сторонники напали на административное здание сёгуната и разрушили его. Городские власти, хотя и были предупреждены заранее, растерялись.

В ходе восстания к Осио присоединились 300 человек: пестрый по социальному составу отряд, вооруженный в основном пиками и мечами. Громкими возгласами они поддерживали друг друга. Но постепенно городские власти собрались с силами, осакский гарнизон начал теснить Осио. К тому времени у него осталось лишь около 100 человек, и вскоре мятеж был подавлен. Его надежды на создание крестьянской армии не оправдались: крестьяне просто не успели прийти ему на помощь. Кроме того, бакуфу распорядилось по дороге в Осака открыть все склады и раздавать всем, идущим туда, рис и деньги. Начальник стражи осакского замка Сиродои Ои-ками отдал приказ о поимке Осио, его приемного сына и других участников восстания. Многие из них покончили самоубийством, другие рассеялись по стране.

Слухов и толков о событиях в Осака ходило много. Очевидцы рассказывали, как храбро сражался Осио против солдат гарнизона, и с насмешкой передавали, как бугё восточной части города Атобэ Ямасиро-ками и западной части города Хори Ига-ками свалились с лошадей. Да, говорили люди, таких слабых воинов им еще не приходилось видеть21 . Осио с сыном укрылись в доме Миёси Горо, занимавшегося закупками полотняной ткани. 27 марта дом был окружен стражей. Увидев это, Осио поджег дом, а сам он и его сын покончили жизнь самоубийством. Два обгоревших трупа вытащили из горевшего дома. Но и мертвый Осио был страшен властям. 19 сентября тело Осио перевезли в район Санго и распяли. Почти все арестованные сторонники Осио погибли в тюрьмах22 . Народ не хотел поверить в гибель своего героя. В районе Эдо долго ходили самые невероятные слухи о спасении Осио.

Главное значение этого мятежа кроется в его влиянии на крестьянское и городское (утиковаси) движение. В среднем в годы Тэмпо ежегодно происходило по 11 - 12 восстаний, а в 1837 г. - 20 восстаний23 . В июне - июле в провинциях Бинго, Этиго и Сэтцу появились "последователи Осио", "сторонники Осио", "уцелевшая партия Осио". Среди крестьян ходили воззвания Осио; их переписывали и передавали дальше. Осио специально написал их для народа большими буквами японской азбуки. Выступления этих последователей имели большой социальный резонанс. Ведь крестьянство держало тогда на своих плечах все японское общество. Налоги, собираемые с крестьян, составляли основу богатства сёгуна и феодальных князей. И если эта, основная часть населения, которую судебно-административные органы


19 Иэнага Сабур о. История японской культуры. М. 1972, с. 143.

20 Конрад Н. И. Избранные труды. Литература и театр. М. 1973, с. 243.

21 Очерки изучения истории Мэйдзи исин. Т. 1. Токио. 1958, с. 137 (на яп. яз.).

22 История японского народа. 1983, с. 22 - 23.

23 Тояма Сигэки, Мэйдзи исин, М. 1959, с. 47.

стр. 152


прочно держали под контролем, вышла из повиновения, значит, появилась большая трещина во всем феодальном здании.

Особо выделяется восстание в провинции Бинго, где повстанцы сражались с солдатами княжества Хиросима24 . Примером сильного влияния мятежа Осио Хэй-хатиро служит также бунт Икута Ёродзу (1800 - 1837 гг.) в июле 1837 года. Он был ронином25 из княжества Дзёсю, лучшим учеником Хирата Ацутанэ (1776 - 1843 гг.), который известен как лидер движения за возрождение японской национальной религии синто. Икута семь лет прожил в Эдо, политическом и экономическом центре Японии, затем вернулся к себе на родину в Татэбаяси, откуда был изгнан за критику местной администрации, и в 1836 г. переехал в Касивадзаки (провинция Этиго), где открыл школу. Вскоре он снискал уважение не только своих учеников, но и бедных крестьян.

В голодный 1837 г. рисовые маклеры скупили весь имевшийся в наличии рис. Икута, как и Осио, обращался к местным властям с просьбой помочь голодающим, но тщетно. Тогда он и семь его последователей напали на резиденцию сёгуновского чиновника, однако, были легко разбиты. На стороне Икута выступали даже ронины и окрестные богатые крестьяне. Когда Икута погиб, власти, боясь рецидивов движения, прекратили отправку риса в другие районы26 . Икута явно отражал настроения низшего самурайства, которые наиболее резко проявились затем в 1850-е годы, когда обнажились все социальные, политические и экономические противоречия японского общества. Угроза завоевания страны зарубежными державами ускорила разрешение назревшего кризиса.

Истоки развернувшегося движения за реставрацию императорской власти - сонно - некоторые историки относят к выступлению Осио, поскольку в его воззваниях встречаются идеи восстановления монархии: "Император обращается ко всему народу, вплоть до последнего бедняка. Нужно облегчить подати и повинности, управлять страной справедливо и гуманно, как было в старину при императоре Дзимму27 , устранить роскошь, осудить распущенность нравов, вернуться к простоте и скромности, и тогда все население нашей страны будет восхвалять монаршие милости. Надо каждому реально показать, что он сможет прокормить семью, спастись от повседневного ада жизни, а после смерти стать буддой. Хотя вернуть времена богини Аматэрасу28 невозможно, но вернуть, восстановить дух старины можно и должно"29 . Здесь налицо проявление царистской идеологии, характерной для всех крестьянских стран.

Токугава Нариаки (1800 - 1860 гг.), один из видных деятелей антисёгуновского движения, придал серьезное значение событиям в Осака. Узнав о них, он сразу отправил туда посыльного, наказав ему собрать подробную информацию. Сам он принадлежал к княжеству Мито, где как раз зародилось движение за восстановление императорской власти30 .

Непосредственным следствием мятежа Осио явились реформы периода Темпо. Но они не дали спасительного эффекта и лишний раз подтвердили, что реформировать прогнивший феодализм было невозможно. Реформы имели целью укрепить самурайство как воинское сословие и ослабить экономическую силу торгово-ростовщического капитала. Правительство аннулировало половину долгов даймё, горожан же обложило внеочередным налогом. Кроме того, был объявлен указ о роспуске всех кабунакама31 , который в 1851 г. был отменен, ибо третье сословие резко выступило против этих мероприятий.

Рост могущества торговцев лишь оттенял тогда слабость как правительства, так и класса феодалов.

Конечно, у восстания Осио не было четкой программы, он не выдвигал идеи


24 Очерки истории Японии. Т. 4. Токио. 1954, с. 241 (на яп. яз.).

25 Ронин - самурай, который потерял своего сюзерена.

26 Очерки изучения истории Мэйдзи исин. Т. 1, с. 138.

27 Дзимму - мифический основатель японской императорской династии.

28 Аматэрасу - богиня Солнца, главное божество японской мифологии.

29 Тояма Сигэки. Ук. соч., с. 51.

30 Император был лишен светской власти с 1192 г., после чего государственная власть находилась в руках сёгунов.

31 Кабунакама - купеческие гильдии и ремесленные цехи.

стр. 153


коренной перестройки общества, в своем движении пытался объединить низшее самурайство и крестьян, хотя сии принадлежали к разным классам. Но его борьба против социальной несправедливости, обличение властей, призывы к объединению народных масс и к борьбе с властями позволяют сделать вывод, что это было качественно новое для Японии той поры выступление, ощутимый удар по системе сёгуната.

Значительная часть японских историков высоко оценивает выступление Осио, хотя некоторые из них отрицают прогрессивный характер восстания на том основании, что Осио принадлежал к феодальной бюрократии. А Иноуэ Каёси и Окамото Рёити, напротив, считают, что на стороне Осио боролись представители эта32 и что союз низших самураев, городской бедноты и крестьянства дал мощное антифеодальное движение. Действительно, мятеж Осио раздул пламя крестьянских пожаров по всей стране. Он произвел сильнейшее впечатление на современников. Один из них, знаменитый рассказчик, мастер ракуго Торинтэй Тогёку (1785 - 1849 гг.) находился в Осака во время восстания. Спустя некоторое время он выступил с рассказом о деле Осио Хэйхатиро, и народ буквально рвался на его программу, хотя он успел выступить только три раза, ибо власти запретили ему это. В лице Торинтэй можно видеть одного из выразителей общественного мнения, сложившегося вокруг события, которое заставило волноваться центральное правительство в Эдо. Позднее посвятил Осио историческую новеллу известный писатель Мори Огай (1862 - 1922 гг.).


32 Эта - каста париев.


© biblio.kz

Постоянный адрес данной публикации:

https://biblio.kz/m/articles/view/МЯТЕЖ-ОСИО-ХЭЙХАТИРО

Похожие публикации: LКазахстан LWorld Y G


Публикатор:

Қазақстан ЖелідеКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://biblio.kz/Libmonster

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

Н. Ф. ЛЕЩЕНКО, МЯТЕЖ ОСИО ХЭЙХАТИРО // Астана: Цифровая библиотека Казахстана (BIBLIO.KZ). Дата обновления: 19.10.2019. URL: https://biblio.kz/m/articles/view/МЯТЕЖ-ОСИО-ХЭЙХАТИРО (дата обращения: 27.12.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - Н. Ф. ЛЕЩЕНКО:

Н. Ф. ЛЕЩЕНКО → другие работы, поиск: Либмонстр - КазахстанЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Қазақстан Желіде
Астана, Казахстан
1187 просмотров рейтинг
19.10.2019 (1896 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
Островская Е. А. Буддийские общины Санкт-Петербурга
Каталог: Религиоведение 
8 часов(а) назад · от Mukhamed Sultanov
Русский царь в нехристианских культах Российской империи
8 часов(а) назад · от Mukhamed Sultanov
Холодная война и идеологическая борьба на "религиозном фронте": о некоторых моделях советской пропаганды
11 часов(а) назад · от Mukhamed Sultanov
МЕТАЛЛИЧЕСКИЕ БЛЯХИ СО СТАРОГО ИСКАРСКОГО ГОРОДИЩА: АТРИБУЦИЯ И СЮЖЕТЫ
19 часов(а) назад · от Urhan Karimov
КОРЕННОЕ НАСЕЛЕНИЕ СЕВЕРНЫХ РАЙОНОВ АЛТАЯ: ОТРАЖЕНИЕ ДЕМОГРАФИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ КОНЦА XIX - НАЧАЛА XXI ВЕКА В ДИНАМИКЕ ФАМИЛЬНОГО СОСТАВА
Каталог: История Филология 
23 часов(а) назад · от Urhan Karimov
ПСАЛИИ С ПОСЕЛЕНИЯ КАМЕННЫЙ АМБАР
Каталог: История 
Вчера · от Urhan Karimov
К ВОПРОСУ О ПРОИСХОЖДЕНИИ А-ОБРАЗНОГО ТИПА ДВУКОЛОК МИНУСИНСКОЙ КОТЛОВИНЫ
Каталог: История 
Вчера · от Urhan Karimov
ДЕНДРОХРОНОЛОГИЧЕСКАЯ ДАТИРОВКА ПОСТРОЕК ЦЕНТРАЛЬНОЙ ЧАСТИ ПОСАДА СТАРОТУРУХАНСКОГО ГОРОДИЩА
Каталог: История 
2 дней(я) назад · от Urhan Karimov
ПАЛЕОГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РАСТИТЕЛЬНОСТИ И КЛИМАТА СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО АЛТАЯ В ПЛЕЙСТОЦЕНЕ
Каталог: История Экология 
2 дней(я) назад · от Urhan Karimov
КОМПЛЕКСНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ТРЕПАНАЦИЙ У РАННИХ КОЧЕВНИКОВ ГОРНОГО АЛТАЯ
Каталог: Антропология 
2 дней(я) назад · от Urhan Karimov

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

BIBLIO.KZ - Цифровая библиотека Казахстана

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры Библиотеки

МЯТЕЖ ОСИО ХЭЙХАТИРО
 

Контакты редакции
Чат авторов: KZ LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Цифровая библиотека Казахстана © Все права защищены
2017-2024, BIBLIO.KZ - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие Казахстана


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android