Libmonster ID: KZ-2109
Автор(ы) публикации: Н. ФАХРУТДИНОВА

Положение женщин в мусульманских странах вызывает огромный интерес международной общественности. Едва ли какая другая сторона жизни исламской уммы находится в зоне столь пристального внимания не только ученых-востоковедов, но и простых обывателей. На Западе женщины-мусульманки окружены ореолом распространенных в западном обществе стереотипов. Спросите на улице любого европейца о том, что он думает о положении мусульманок - об этом вам не только европейцы, но и многие представители мусульманской общины скажут: в 90 случаях из 100 они угнетены и мужем, и отцом, носят чадру, обременены непосильными обязанностями.

Между тем, следует сказать, что ислам в свое время сыграл позитивную роль в семейном и правовом положении женщины в странах Востока. Для VII в. идеи пророка Мухаммеда в отношении мужчин и женщин явились настоящей социальной революцией. Сегодня сложно представить, что мусульманкам гораздо раньше христианок были предоставлены права распоряжаться собой и собственными средствами, что женщина-мусульманка, согласно Корану, была признана самостоятельной личностью, важной частью исламского общества.

Однако до сих пор остается загадкой, почему священные тексты Корана и Сунны, речь в которых идет об уважении к женщине и о правах женщин, в повседневной жизни ряда мусульманских стран далеко не всегда интерпретируются в интересах слабого пола.

Тем не менее, вид последовательниц пророка Мухаммеда может вызвать недоумение у стороннего наблюдателя: многие из них увешаны золотыми украшениями, ухожены, в прекрасном расположении духа. Как же так? Из женских половин многих домов часто слышится смех. Порой европейцев поражает то, с каким уважением говорят о своих женщинах многие мужчины-мусульмане. А такое изречение Пророка, как: "Рай находится под ногами матерей", - можно было бы вывесить во всех храмах мира. Тем не менее, низкая степень участия женщин в политической и общественной жизни, недостаточный уровень образования не позволяют им серьезно влиять на развитие собственных государств.

С другой стороны, нельзя сказать, что положение женщин в странах ислама не меняется, просто эти изменения не столь заметны и носят присущую каждому государству свою динамику и особый характер. Конечно, согласно многовековой патриархальной традиции, не теряющей своей силы и сегодня, женщине-мусульманке пока сложно претендовать

на пост главы государства, руководить коллективными молитвами, возглавлять армию и т.д. Хотя в истории ислама есть немало мусульманок-правительниц.

В написанной в XI в. книге назиданий, получившей известность под названием "Кабус-намэ", приводится рассказ о правительнице, оградившей свою землю от нападения врагов. Речь идет о женщине царского рода по имени Сеийда, которая правила в Рее (на территории современного Ирана) после смерти мужа. Ее сын вырос, но не смог управлять государством. Поэтому его мать правила более 30 лет. Однажды султан Махмуд ибн Себуктегин приказал ей чеканить монету с его изображением и платить дань, в противном случае он грозился напасть на ее государство. Сеийда послала с гонцом следующий ответ: "Пока был жив мой муж, я все опасалась, что ты нападешь на Рей, но ты этого не сделал. После его смерти я перестала бояться. Такому разумному султану не годится нападать на женщину. Ведь

стр. 54


исхода может быть только два. Если я тебя разобью, я по всему миру разошлю весть, что разбила султана Махмуда, который ранее разбил сто царств. Если же ты победишь, что сможешь написать? Скажут, что султан Махмуд женщину разбил". Султан Махмуд не нападал на Рей, пока она была жива1.

Сегодня во многих мусульманских странах у женщин есть право участвовать в политике, занимать важные государственные должности, право на образование. Это не противоречит Корану. "Поиск знаний - обязанность каждого мусульманина и мусульманки", - говорил пророк. Более того, мусульманка имеет право на свой независимый источник дохода, право тратить свои деньги по своему усмотрению. "Мужчинам - доля из того, что они приобрели, а женщинам - доля из того, что они приобрели..." (Коран 4:32).

ЖЕНЩИНА В ИСЛАМЕ

Вот что исламская традиция говорит о роли матери. Однажды один человек пришел к пророку Мухаммеду и спросил: "Кто в жизни больше всего достоин моего уважения, о Посланник Аллаха?" На что Мухаммед ответил: "Твоя мать". Человек спросил: "А затем кто?" "Твоя мать", - ответил пророк. В третий раз человек спросил: "Кто затем, о Посланник Аллаха?" Пророк ответил: "Затем твой отец". Эта история свидетельствует о высоком положении, которое отводится матери в исламе.

Некоторые западные обозреватели заявляют, что ислам является оковами женщины, унижающими ее достоинство и разрушающими ее как личность, что женщина полностью подчинена мужчине, который господствует абсолютно во всем и превосходит ее. А по мнению правоверных мусульман, женщина в исламе занимает важное место и рассматривается как драгоценность, требующая заботы и бережного отношения.

В Коране имеются некоторые предписания, направленные на сохранение ее чести, достоинства, красоты. И мужчина, и женщина обладают полным равенством в правах. Эти права неприкосновенны, их ущемление и оспаривание незаконно. Согласно Корану, должна соблюдаться неприкосновенность личности, человеческого достоинства, жилища и имущества. Тем не менее, ислам установил определенные различия в некоторых правах и обязанностях между мужчиной и женщиной вследствие особенностей их организма, а также возложенной на них роли в обществе.

Бесспорным и непреложным в исламе является то, что у женщины признается наличие души. Коран уравнивает мужчину и женщину перед Аллахом. При оценке поступков мера наказания и вознаграждения будет зависеть только от соответствия деяний добру или злу на чаше весов. В основном при исполнении религиозных обрядов, таких как ежедневные молитвы, пост, обязательные пожертвования в пользу бедных и паломничество, обязанности женщины не отличаются от обязанностей мужчины.

В некоторых случаях женщина имеет некоторые привилегии по сравнению с мужчиной. Например, она имеет право отсрочить пост на период беременности и кормления ребенка грудью и ухода за ним, если имеется какая-либо опасность ее здоровью или здоровью ребенка. Женщина освобождается от ежедневных молитв и от поста во время менструального периода и в течение 60 дней после деторождения, если в этом есть необходимость. Если пост месяца Рамадан, который является обязательным, был пропущен, то она сможет его исполнить в любое другое время. Она не обязана компенсировать молитвы, пропущенные по любым указанным выше причинам. Хотя женщины могут ходить и ходили в мечеть во времена пророка, тем не менее, посещение мечети во время пятничной молитвы для них необязательно, в то время как это обязательно для мужчин. Ислам принимает во внимание физиологические и психологические особенности, связанные с естественными функциями женского организма, облегчая предписанные ей обязанности.

НЕИДЕАЛЬНЫЙ МИР

Конечно, мы далеки от идеализации исламского общества. Здесь так же, как и во всем мире, наблюдаются случаи унижения и насилия женщин. Одним из ярких примеров является случай с Мухтар Май.

Мухтар Май - обычная женщина из бедной пакистанской деревни. Ей было 30 лет, когда группа подонков-односельчан, которые принадлежали к богатому и влиятельному клану, изнасиловала ее на глазах у всей деревни. Запуганные деревенские жители не осмеливались сначала заступиться за нее. Но женщина не смирилась и повела борьбу за справедливость, дойдя вплоть до президента страны.

Любопытно, что первым поддержку женщине оказал местный имам Абд ар-Разак. Он осудил действия обидчиков и предложил Мухтар подать на них иск. На ее сторону встали правозащитные организации. Антитеррористический суд Пакистана сурово наказал преступников.

Президент страны Первез Мушарраф лично подарил ей особняк в Исламабаде. Однако Мухтар продолжает жить в родной деревне. Случившееся перевернуло всю ее жизнь. Отстояв свою честь в суде, она стала бороться за соблюдение прав мусульманок во всем мире. Мухтар полагает, что многие беды случаются из-за неграмотности людей. Она решила открыть школы для детей, и учится сама. Деньги на строительство и оснащение учебных заведений были взяты из компенсации, взысканной судом с семьи ответчиков, а также из пожертвований ее сторонников. Написанная ею книга "Запятнанная" вышла на 27 языках мира.

С помощью онлайн-дневника Мухтар дает советы всем женщинам, оказавшимся в тяжелом положении. Она призывает мусульманок "не сдаваться, быть храбрыми и честными перед собой и всем миром, никогда не винить свою судьбу в том, что происходит, бороться за справедливость и свои права"2.

Подобные истории не редкость в мусульманском мире, да

стр. 55


и не только в нем. К сожалению, женщины часто становятся объектом насилия, и ислам, как и любая другая религия, здесь ни при чем.

Трагедии, подобные той, что пережила Мухтар, используются противниками ислама для пропаганды якобы врожденной жестокости и дикости мусульман и невозможности подлинной свободы женщин в мусульманском обществе.

Низкий юридический статус и часто униженное положение женщин в странах ислама являются результатом не столько самих канонов ислама, сколько традиций, уходящих своими корнями в доисламскую историю многих мусульманских народов. Но мусульманки борются за свои права, в том числе и предоставленные им Кораном.

Среди мусульманок сегодня много бизнесменов, деятелей науки, членов парламента. В Бангладеш в течение 1991 - 2006 гг. пост премьер-министра занимали попеременно Бегум Халида Зиа и Шейх Хасина. Последней в 1998 г. была вручена премия мира ЮНЕСКО. Высокие государственные посты женщины занимали также в Турецкой Республике (Тансу Чилер) и Индонезии (Мегавати Сукарнопутри). Пример Беназир Бхутто в Пакистане, первой женщины премьер-министра в мусульманском мире (1988 - 1990, 1993 - 1996), вдохновляет молодых мусульманок на занятие политикой и на создание организаций, отстаивающих права женщин. Одна из них - Women Living Under Muslim Laws - Женщины, Живущие под Мусульманским Правом (ЖЖПМП), созданная в 1984 г., которая успешно действует в Интернете. ЖЖПМП - это интернациональная сеть солидарности, которая поставляет информацию, осуществляет поддержку женщин во многих странах мира. Она была образована в ответ на случаи отказа женщинам в их правах в мусульманских странах. Женщины из Алжира, Марокко, Судана, Ирана, Мавритании, Танзании, Бангладеш и Пакистана объединились ради поддержки личной и коллективной борьбы женщин за равенство и за свои права и укрепление связей между женщинами мусульманских стран с интернациональными феминистками и другими прогрессивными группами. Они интересуются в основном следующими темами: фундаментализм и милитаризация и их влияние на жизнь женщин. В течение более 20 лет эта организация обеспечивает психологическую и юридическую помощь отдельным женщинам и объединениям. Ее сеть охватывает более 70 стран - от Южной Африки до Узбекистана, от Сенегала до Индонезии и от Бразилии до Франции. В рамках ЖЖПМП действует издательская программа на арабском, французском, английском и русском языках, издаются тематические досье, периодический журнал, квартальные публикации о положении женщин различных стран. Проходят совместные семинары, исследования, встречи и обмены по специальным темам, например, "Интерпретации Корана", "Женщины и Закон в мусульманском мире", "Институты феминизма и лидерства в мусульманском мире", "Гендер и вытеснение в мусульманских странах", "Инициатива по укреплению законов в афганских семьях"3.

НОСИТЬ ИЛИ НЕ НОСИТЬ: ВЫБОР ЗА ЖЕНЩИНОЙ

В последние годы в борьбе мусульманок за свои права наблюдается несколько парадоксальная ситуация. У старшего поколения читателей, очевидно, еще сохранились в памяти кадры недавних кинолент, где свободные женщины Востока с вызовом снимали с себя паранджу, чадру, хиджаб. А сейчас их дочери и внучки в некоторых странах вновь борются за право носить (в государственных учреждениях) исламские одежды. Такая страстная приверженность к внешней атрибутике ислама вызывает озабоченность правящих кругов.

Так, египетские власти крайне встревожены увеличением числа мусульманок, возвращающихся к традиции покрывать свое тело - феномен, приобретающий серьезные масштабы. Министр культуры Египта Фарук Хосни заявил, что женщины не должны покрывать себя с ног до головы в общественных местах. Он назвал эту тенденцию "регрессивной" и напомнил, что старшее поколение женщин "училось в университетах и одевалось по-европейски". По словам министра, "все женщины с их прекрасными волосами похожи на цветы, и они не должны прятать себя"4. Очевидно, он считает, что наслаждаться этими "цветами" должен каждый мужчина, кто этого

стр. 56


возжелает. Тогда это будет цивилизованно, по-европейски, так сказать.

Именно возможность "возжелать" мужчиной "чужую" женщину дает основание апологетам мусульманской добродетельности отстаивать свою позицию в отношении хиджаба. Некоторые мусульмане полагают, что "похоть" даже в помыслах оскорбляет чистоту женщины. Хотя другие, не менее правоверные последователи ислама, считают, что добродетель женщины не в том, чтобы непременно скрывать свое тело.

В этой связи уместно привести исторический пример. Так, приветствуя в мае 1917 г. в Москве Всеобщий всероссийский мусульманский съезд5 от имени имамов, влиятельный хазрет* Хасан Гата Габуши обратился и к самим имамам по поводу присутствия на съезде женщин. Оратор призвал мулл не смущаться, что в одном зале с ними находятся женщины, представляющие новое поколение исламского сообщества. Его слова: "Их (женщин) подлинное целомудрие заключается не в том, что они ходят, прикрывшись чапанами, или сидят взаперти в комнатах, их чистота и целомудрие распознаются по свету их сердец" - были встречены бурными аплодисментами.

Впервые демонстративный отказ от ношения хиджаба произошел в Египте в 70-х гг. XIX в. Вместе с тем споры вокруг ношения хиджаба продолжаются и поныне. Первоначально хиджаб носили только жены пророка, но с течением времени практика сокрытия лица и тела женщинами распространилась и среди других мусульманок. Следует отметить, что в Коране говорится лишь о том, чтобы женщина проявляла скромность и не демонстрировала те части тела, показывать которые во времена пророка считалось неприличным.

В настоящее время ведущие юридическо-правовые школы ислама (мазхабы) высказываются за открытие лица женщинами. Приверженцы учения Абу Ханифы полагают, что лицо и кисти рук женщины могут быть открыты, маликитская правовая школа объявляет ауратом (части тела, которые должны быть закрыты) все, кроме лица и рук, при этом смотреть на женщину с вожделением является грехом; в ханбалистской школе полагают, что лицо женщины и кисти ее рук должны быть открыты; шафиитская школа также не считает ауратом кисти рук и лицо женщин.

Этот же вопрос был в поле зрения конференции Всемирного конгресса женщин-мусульманок, состоявшейся в испанском городе Кордова в марте 2002 г. Ее участники приняли декларацию, призывающую положить конец "созданию на Западе негативных стереотипов ислама". В итоговом заявлении конференции осуждалось бытовое насилие против женщин, а ислам был назван "религией терпимости". Вместе с тем был признан факт низкого уровня вовлеченности женщин в политическую жизнь современного общества.

ФЕМИНИЗАЦИЯ ПО-ВОСТОЧНОМУ

Устоявшиеся стереотипы мышления, семейные традиции и экономические факторы в определенной мере ограничивают доступ женщин к образованию. Так, многие семьи уделяют больше внимания мальчикам, считая, что мужчина - основной добытчик семьи и именно ему важнее получить образование и профессию. В Афганистане "талибанизация" ислама привела к введению запрета для женщин на получение образования. Складывалась парадоксальная ситуация. Каждому мусульманину известно, что первое слово, сказанное Аллахом пророку Мухаммеду, было "Икра", что означает - читай. С этого слова для мусульман началось открытие Корана, а талибы пытались отторгнуть мусульманок от образования, тем самым лишая женщин возможности познания Священной книги.

С другой стороны, в Турции секуляристы ввели запрет на ношение мусульманской одежды в школах и университетах, поэтому многие девушки вынуждены оставаться дома и не участвуют в учебном процессе.

Социальные инициативы с Запада, феминизм или либерализм в их радикальной форме отвергаются Востоком. И полем


* Хазрет - авторитетный член мусульманской общины, получивший религиозное образование.

стр. 57


этих сражений, как отмечает в книге "Американские мусульмане: мост между верой и свободой" ее автор Муктедар Хан, вице-президент Ассоциации мусульманских ученых-обществоведов, становится "в буквальном смысле голова женщины, исповедующей ислам"6.

Следует отметить, что феминистки из мусульманских стран и общин также мало помогают женщинам в решениях их проблем. Так, вестернизированные феминистки, обладающие западным мировоззрением и ведущие западный образ жизни, отпугивают большинство мусульманок.

Что касается так называемых "исламских феминисток", то они занимают противоположный полюс: тратят свои ресурсы и энергию на защиту традиционных норм и жертвуют перспективами эмансипации женщин во имя защиты консервативных ценностей.

М. Хан полагает, что выход из подобного замкнутого круга необходимо начать с просветительской кампании среди мусульман. По его мнению, необходимо донести мысль о том, что когда говорят, что многие женщины в исламском мире лишены своих прав, дарованных им исламом, это не значит, что ислам хуже западных ценностей. "Ислам дарует мусульманкам права на образование, равенство, достоинство, а также на свободу выбора и действий", - заявляет М. Хан. Он полагает, что разговор о правах может вызвать негативную реакцию, и потому должен быть наготове коранический и хадисный материал. Интеллектуальные и финансовые ресурсы, необходимые для этого глобального проекта, прежде всего, должны предоставить, по мнению М. Хана, американские и европейские мусульмане, поскольку, кроме них, этим никто не будет заниматься.

Наконец, М. Хан призывает раскрыть глаза всей умме на недостаточное количество женщин среди исламских богословов и юристов. Когда одни только мужчины интерпретируют Коран, хадисы и исламские юридические нормы, они делают это со своей точки зрения. Поэтому крайне важно, чтобы появлялось как можно больше женщин-богословов, которые могут развивать и излагать в текстах собственный подход.

И такие женщины появились. В начале 2005 г. впервые в истории ислама пятничную молитву в мечети Нью-Йорка провела женщина - профессор университета в Вирджинии, где преподает курс изучения ислама. По свидетельству суданского корреспондента А. Аз-Зума, "черная женщина доктор Амина Вадод провела службу, как полагается имаму"7.

Как уже отмечалось, в исламе признается, что мужчины и женщины имеют фундаментальные отличия в своей природе. По мнению мусульман, это является человеческим проявлением божественного. Отличия проявляются и в познании мира.

Когда мужчины тяготеют к абсолютизму, женщины стремятся к бесконечности, когда мужчины настаивают на справедливости, женщины предлагают милосердие и терпимость, когда мужчины ищут знаний, женщины стремятся к пониманию. Таким образом, сугубо мужское понимание природы многих вещей и явлений без женского является предвзятым.

В своей книге М. Хан высказывает убеждение, что давно пришло время оказать полное содействие женщинам в изучении ими богословия, постараться понять их взгляд на ислам. Это только усилит всю умму и духовно обогатит всех мусульман.

Известные мусульманки со всего мира - политики, ученые, деятели культуры - собрались в ноябре 2006 г. на конференции в Нью-Йорке для обсуждения ситуации с правами женщин, исповедующих ислам в современном мире. В ходе заседания было объявлено об образовании первого Международного совета мусульманок (МСМ). Совет будет координировать усилия по борьбе за права мусульманок по всему миру, давать рекомендации и советы политическим и религиозным деятелям по различным проблемам современности, которые напрямую касаются женщин.

Критика прав женщин с точки зрения мусульманской религии стала краеугольным камнем западной исламофобской пропаганды. Поэтому МСМ ставит целью разоблачение ложных стереотипов, равно как и мобилизацию мусульманок на борьбу против нарушения их прав.

Большая часть критики против ислама упирается в права человека. "Мы же утверждаем, что в нашей религии также есть права человека, и они являются его неотъемлемой частью", - заявила Дэйзи Хан, исполнительный директор Американского общества мусульманского развития и организатор конференции8.

* * *

Классические стереотипы все еще устойчивы в женском взгляде на самих себя. Мусульманкам особенно свойственна низкая самооценка по сравнению с мужчинами, и потому роль матери и жены они считают предпочтительнее роли политика. Нерешительность, закомплексованность, неуверенность в себе, отсутствие достаточного опыта, приобретаемого женщинами в процессе социализации, снижают их политическую активность. Вовлеченность мусульманок в политическую жизнь весьма низка, активизация политического поведения женщин идет медленными темпами. Несмотря на права мусульманок, предписанные им Кораном, обычаи и требования их соблюдения все еще ставят женщину в подчиненное положение. К сожалению, общество мусульманских стран, на наш взгляд, пока не готово к принятию политики тендерного равенства.


1 См.: Учок Б. Женщины-правительницы в мусульманских государствах. М., 1982.

2 http://news.bbc.co.uk/2/hi/south_asia/5370192.stm; www.mukhtarmai.com/index.html

3 http://www.wluml.org/english/publ

4 http://www.kavkazcenter.com/russ/content/2006/11/17/48384.shtml

5 Съезд проходил 1 - 11 мая 1917 г. в Москве в зале собраний "Дома Асадуллаева".

6 Muqtedar Khan. American Muslims: Bridging Faith and Freedom. Amana Pbns, 2002.

7 Sudan Vision. Khartoum, March 30, 2005.

8 www.islam.az/modules/news - 20.11.06.


© biblio.kz

Постоянный адрес данной публикации:

https://biblio.kz/m/articles/view/МУСУЛЬМАНКИ-В-ЖИЗНИ-И-ПОЛИТИКЕ

Похожие публикации: LКазахстан LWorld Y G


Публикатор:

Цеслан БастановКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://biblio.kz/Ceslan

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

Н. ФАХРУТДИНОВА, МУСУЛЬМАНКИ В ЖИЗНИ И ПОЛИТИКЕ // Астана: Цифровая библиотека Казахстана (BIBLIO.KZ). Дата обновления: 25.06.2023. URL: https://biblio.kz/m/articles/view/МУСУЛЬМАНКИ-В-ЖИЗНИ-И-ПОЛИТИКЕ (дата обращения: 25.12.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - Н. ФАХРУТДИНОВА:

Н. ФАХРУТДИНОВА → другие работы, поиск: Либмонстр - КазахстанЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Цеслан Бастанов
Atarau, Казахстан
357 просмотров рейтинг
25.06.2023 (549 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
ЛЕВАЛЛУА-МУСТЬЕРСКИЕ КОМПЛЕКСЫ НИЖНЕГО СИНДА (ПАКИСТАН) И ИХ ПОЛОЖЕНИЕ В СРЕДНЕМ ПАЛЕОЛИТЕ ИНДИЙСКОГО СУБКОНТИНЕНТА
Каталог: История 
18 часов(а) назад · от Urhan Karimov
КЕРАМИКА РАЗВИТОГО НЕОЛИТА С ПОСЕЛЕНИЯ ТЫТКЕСКЕНЬ VI
21 часов(а) назад · от Urhan Karimov
РАЗВИТИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ТРАДИЦИЙ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ОРУДИЙ В КАМЕННЫХ ИНДУСТРИЯХ РАННЕГО ЭТАПА ВЕРХНЕГО ПАЛЕОЛИТА СЕВЕРНОЙ МОНГОЛИИ
Каталог: История 
21 часов(а) назад · от Urhan Karimov
ПОПЕРЕЧНЫЕ ОТВЕРСТИЯ ШЕЙНЫХ ПОЗВОНКОВ ДЕТЕЙ, ПОГРЕБЕННЫХ НА СУНГИРСКОЙ СТОЯНКЕ
21 часов(а) назад · от Urhan Karimov
ВЕСЕННИЙ ПРАЗДНИК АКАШКА/БЫДЗЫМ НУНАЛ ЮЖНЫХ УДМУРТОВ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКА
21 часов(а) назад · от Urhan Karimov
РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТОВ ПО ИЗГОТОВЛЕНИЮ СКУЛЬПТУРЫ ВЕРХНЕПАЛЕОЛИТИЧЕСКОГО ОБЛИКА КОСТЕНКОВСКОГО ТИПА
Каталог: История 
22 часов(а) назад · от Urhan Karimov
GEOARCHAEOLOGIST VIKTOR VLADIMIROVICH ZAIKOV
22 часов(а) назад · от Urhan Karimov
КОНЦЕВАЯ ФАЛАНГА КИСТИ HOMO ИЗ СЛОЯ 12 ДЕНИСОВОЙ ПЕЩЕРЫ: ОПЫТ ИДЕНТИФИКАЦИИ
Каталог: Антропология 
22 часов(а) назад · от Urhan Karimov
ПОГРЕБАЛЬНЫЙ ОБРЯД ДРЕВНИХ КХМЕРОВ В РАННЕМ ЖЕЛЕЗНОМ ВЕКЕ: МАТЕРИАЛЫ РАСКОПОК НЕКРОПОЛЯ ПУМ СНАЙ В СЕВЕРО-ЗАПАДНОЙ КАМБОДЖЕ
23 часов(а) назад · от Urhan Karimov
ТЕХНИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДРЕВНЕЙШЕЙ КЕРАМИКИ ПРИАМУРЬЯ (13-10 ТЫС. Л. Н.)
23 часов(а) назад · от Urhan Karimov

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

BIBLIO.KZ - Цифровая библиотека Казахстана

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры Библиотеки

МУСУЛЬМАНКИ В ЖИЗНИ И ПОЛИТИКЕ
 

Контакты редакции
Чат авторов: KZ LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Цифровая библиотека Казахстана © Все права защищены
2017-2024, BIBLIO.KZ - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие Казахстана


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android