Libmonster ID: KZ-2590

В статье рассматривается процесс регионального сотрудничества Северо-Восточной Азии и роль Монголии в этом процессе. Для Монголии, которая является наименее развитой страной в регионе и не имеет выхода к морю, жизненно важно определить свой курс взаимодействия в процессах экономической интеграции, в различных формах двустороннего и многостороннего сотрудничества со странами субрегиона СВА, используя прежде всего свои ресурсные возможности.

Ключевые слова: Монголия, региональное сотрудничество, Северо-Восточная Азия, глобализация, интеграция, природные ресурсы, инфраструктура.

В условиях глобализации мировой экономики тенденция к региональному экономическому сотрудничеству становится все более заметной. В новом столетии Азия постепенно превращается в центр мирового экономического развития. Средоточием этого экономического развития стала Восточная Азия, а самой "горячей точкой" экономического роста Восточной Азии, в свою очередь, Северо-Восточная Азия (СВА) с основными центрами в Китае, Японии и Республике Корее. Экономики большинства стран Северо-Восточной Азии характеризуются высоким потенциалом и неисчерпаемыми возможностями для сотрудничества, поэтому усиление регионального экономического сотрудничества между странами Северо-Восточной Азии является не только внутренней необходимостью и субъективным стремлением каждой отдельной страны этого региона к достижению высокого уровня экономического развития, но и неизбежной тенденцией развития мировой экономики. Обычно принято считать, что Северо-Восточная Азия включает в себя северо-восточные провинции Китая, Дальневосточный регион России, Японию, Корейскую Народно-Демократическую Республику (КНДР), Республику Корею (РК) и Монголию.

Субрегион СВА характеризуется обширным рынком и мощным потенциалом регионального экономического развития. Китай, Япония и Республика Корея являются тремя основными экономическими столпами Северо-Восточной Азии [Чуан Чжунзао, 2006, с. 141].

Япония и Республика Корея владеют достаточными объемами капитала и высоким техническим потенциалом, однако их природные и человеческие ресурсы сравнительно ограниченны. Если говорить о Китае, то промышленность трех его северо-восточных провинций (Ляонин, Цзилинь, Хэйлунцзян) за тридцать лет индустриального развития существенно продвинулась вперед, выросли объем и качество рабочей силы. До недавнего времени основными слабыми сторонами Китая было принято считать дефицит капитала, технологии и менеджмента, которые, в свою очередь, составляют преимущества Японии и Республики Кореи. По сравнению с ними Монголия, Дальний Восток России и Корейская Народно-Демократическая Республика отстают в экономическом развитии, однако эти страны и территории обладают богатыми природными ресурсами [Political Security..., 2002, p. 6].

стр. 94

В Северо-Восточной Азии присутствуют все необходимые условия для более тесного экономического сотрудничества. Однако некоторые факторы затрудняют его развитие.

Основными факторами, ограничивающими региональное экономическое сотрудничество между странами Северо-Восточной Азии, являются разнообразие, сложность форм государственного устройства этих стран. Северо-Восточная Азия - это один из субрегионов, в которых сосуществуют совершенно отличающиеся друг от друга политические и экономические системы. Одни страны (КНР, КНДР) придерживаются социалистического пути развития, другие (Япония, Республика Корея) являются развитыми капиталистическими странами, третьи (Россия, Монголия) - страны с переходной экономикой. Некоторые страны уже достигли высокого уровня развития экономики, другие в последнее время стали интенсивно развиваться, а остальные все еще остаются слаборазвитыми. Таким образом, Северо-Восточная Азия охватывает все виды политического и экономического устройства, которые существуют в современном мире. Сложность и многообразие форм государственного устройства неизбежно влекут за собой серьезные расхождения в целях и устремлениях стран, участвующих в региональном экономическом сотрудничестве, поэтому достичь значительных изменений за короткий период практически невозможно.

Другими факторами, оказывающими сдерживающее влияние на развитие регионального экономического сотрудничества между странами Северо-Восточной Азии, являются проблемы, связанные с историей. Дело в том, что региональное экономическое сотрудничество должно строиться на принципах взаимного доверия и понимания, однако в связи с некоторыми проблемами исторического характера страны Северо-Восточной Азии все еще не создали механизм, который помог бы им достичь взаимного доверия. Эти проблемы, связанные с историей, сосредоточены на двух аспектах. Первый из них заключается в отношении Японии к этим историческим проблемам. Три из шести стран Северо-Восточной Азии - Китай, Республика Корея и Корейская Народно-Демократическая Республика - в свое время пострадали от вторжения империалистической Японии на их территории и от последовавшего за ним жестокого порабощения народов этих стран.

Второй аспект заключается в разногласиях по поводу территорий и морских границ. По тем или иным историческим причинам многие из стран региона оспаривают друг у друга различные территории. Сюда можно включить претензии Японии на принадлежащие России Курильские острова, проблему островов Токто между Японией и Республикой Кореей, проблему острова Дяоюй между Японией и Китаем, а также споры о морских границах между Китаем и Японией [Hirayana, 2005]. Территориальные проблемы всегда считались самыми деликатными во взаимоотношениях государств. Они касаются не только чести государств и национального достоинства народов, но здесь также присутствуют крупные экономические интересы.

Исторически сложилось так, что Северо-Восточная Азия всегда являлась средоточием интересов США. Основную задачу США видят в сохранении своего доминирующего положения в регионе и поддержании традиционных союзнических связей. Вооруженные силы США по-прежнему сохраняют свое присутствие в Японии и Республике Корее, и это обусловливает вмешательство США в дела Северо-Восточной Азии. Доминирование США, с одной стороны, усложняет политику и вопросы безопасности в Северо-Восточной Азии, а с другой - влияет на стабильность развития регионального экономического сотрудничества.

В течение многих лет острой проблемой в межгосударственных взаимоотношениях в Северо-Восточной Азии остается проблема Корейского полуострова. Это неизбежно приводит к обострению отношений между странами Северо-Восточной Азии и ограничению развития регионального экономического сотрудничества в этом регионе.

стр. 95

В последние годы некоторые важные факторы, ограничивающие региональное сотрудничество в Северо-Восточной Азии и требующие немедленного решения, стали предметом двусторонних и многосторонних переговоров. Одновременно стали появляться новые факторы, способствующие ускорению развития регионального сотрудничества между странами Северо-Восточной Азии. Глобальные изменения на рубеже XX и XXI в., вызванные усложнением политических и экономических процессов, принесли с собой как дополнительные возможности для развития стран и народов, так и новые вызовы и угрозы их благополучному существованию. В качестве определяющего тренда современного мирового развития сохраняется воздействие глобализации, что ярко продемонстрировал азиатский финансовый кризис 1997 г. и еще более масштабно подтвердил мировой экономический кризис 2008 г. [Международные отношения и мировая политика..., 2011, с. 30]. Процесс интеграции экономики в Северо-Восточной Азии протекает довольно медленно. Однако некоторые страны Северо-Восточной Азии начинают перестраивать свою традиционную внешнеэкономическую политику, в условиях быстро набирающего обороты процесса глобализации мировой экономики и региональной экономической интеграции страны Северо-Восточной Азии стали предпринимать попытки по созданию свободных торговых зон.

Так, на территории Северо-Восточного Китая с 1992 г. существуют свободные экономические зоны с различным статусом в городах Далянь (провинция Ляонин), Чанчунь (провинция Цзилинь), Хуньчунь, Хэйхэ (провинция Хэйлунцзян). Приграничные города обладают существенными географическими преимуществами для развития сотрудничества с соседними государствами, с которыми у Китая протяженные границы. В настоящее время в этих городах интенсивно создается необходимая инфраструктура, разворачивается приграничная торговля на основе бартера.

В КНДР созданы специальные экономические зоны Раджин-Собон, Расон. На российском Дальнем Востоке функционируют специальная экономическая зона "Находка", проект "Большой Владивосток".

Если говорить о многосторонних формах регионального сотрудничества в субрегионе, то одним из важных проектов является Туманганский, нацеленный на создание транспортного перевалочного узла. Проект Туманган обсуждается с 1988 г. по инициативе китайских ученых из провинции Цзилинь. Постепенно в его обсуждение втянулись представители России, США, Японии, Южной Кореи, КНДР и Монголии. Сотрудничество в рамках проекта Туманган обладает уникальной особенностью: оно способствует не только взаимному обмену и политическому диалогу между правительствами стран Северо-Восточной Азии, но и развитию сотрудничества в области реализации конкретных проектов на местном уровне (на уровне провинций) при участии частного сектора.

В силу своего географического положения и особенностей экономического и политического развития Монголия не может оставаться в стороне от регионального сотрудничества стран Северо-Восточной Азии. В Концепции внешней политики Монголии, которая была принята в 1994 г. и обновлена в 2011 г., отмечается, что Монголия "будет поддерживать политику и деятельность, направленные на развитие двусторонних дружественных отношений и сотрудничества с другими государствами Азии, на участие в многостороннем сотрудничестве в Азиатско-Тихоокеанском регионе, на укрепление стратегической стабильности в Восточной, Северо-Восточной и Центральной Азии, на расширение сотрудничества в области безопасности" [The Mongolian Journal of International Affairs, 2011, № 2, p. 32].

Объективная потребность и необходимость "подключения" Монголии к экономической интеграции в СВА обусловлены следующими причинами:

Во-первых, это географическое положение Монголии. В настоящее время СВА представляет собой один из наиболее динамично развивающихся районов мира.

стр. 96

Страны и территории стран, входящие в состав СВА, численность населения районов, провинций и административных единиц, ВВП на душу населения, 2010 г.

Страны и провинции, районы

Население (млн человек)

ВВП на душу населения (дол. США)

Монголия

2.8

1800

Япония

127.4

35 757

Южная Корея

49.7

20 591

Северная Корея

24.0

 

Дальний Восток России

6.7

3790

Китай: провинция Ляонин

42.2

2063

- провинция Хэйлунцзян

8.2

1759

- провинция Жилин

27.1

1380

- автономный район Внутренняя Монголия

23.8

1443

- Пекин

14.9

3632

- Тяньцзин

10.2

3620

Всего

364.0

 



Источники: [Монголулсын..., 2011, р. 178; Международный Валютный фонд, 2010, с. 157; China Statistical Yearbook 2010..., p. 55].

В 2010 г. на долю Северо-Восточной Азии приходилось 20% общего объема мирового ВВП и более 70% ВВП Азии1. Этот аспект важен для Монголии потому, что она подпадает под "экономический зонтик" таких технологически развитых стран, как Япония, Южная Корея и США. При этом расположенная между Россией и Китаем Монголия неизбежно сохранит и будет развивать отношения с Россией, прежде всего с Сибирью и Дальним Востоком, и с Китаем, в том числе с его северо-восточными провинциями. Взаимовыгодное сотрудничество с государствами субрегиона может позволить Монголии резко ускорить свое экономическое развитие.

Монголия имеет обширные запасы полезных ископаемых. По объему разведанных запасов угля Монголия входит в первую десятку стран мира. На данный момент объем подтвержденных запасов угля в стране составляет свыше 160 млрд т, и есть основания утверждать, что они будут увеличиваться в дальнейшем после проведения детальной геологоразведки. Если раньше уголь использовался только как источник энергии, то сейчас он стал самым крупным экспортным ресурсом страны. В настоящее время 93% производства электроэнергии Монголия обеспечивает за счет угля. Кроме того, в экспорте минеральных ресурсов уголь занимает самую большую долю - 28%. После угля следует медный концентрат, занимающий 27% экспорта. Угольные шахты Монголии способны добывать до 43 млн т угля в год. В настоящий момент объем экспорта угля составляет около 20 млн т [Монгол улсын..., 2011, с. 76].

В Монголии имеются два крупных и привлекательных для иностранного капитала месторождения: медно-золотое Оюу-Толгой и угольное Таван-Толгой. Таван-Толгой является одним из крупнейших в мире угольных месторождений. Его запасы оцениваются свыше 6.5 млрд т угля, в том числе около 40% составляет высококалорийный коксующийся уголь (по уточненным данным, 7.5 млрд т) [Развитие экономики и общества Монголии 2009, 2010, с. 83].

По расчетам специалистов, годовой доход бюджета страны от эксплуатации только месторождения Таван-Толгой составит 13 млрд дол. США. Использование продук-


1 http://www.imf.org/cxtcrnal/russian/

4 Восток, № 4

стр. 97

ции только двух стратегически важных месторождений - Оюу-Толгой и Таван-Толгой позволит увеличить ВВП Монголии на 30% [Новости Монголии. № 46, 18 июля 2011; Заявление министра финансов Монголии Н. Баяртсайхан. 18.07.2011].

По данным Всемирного банка, к 2015 г. шахты и карьеры на юге Монголии смогут экспортировать в Китай примерно 20 млн т коксующегося угля, полностью удовлетворив его сегодняшний спрос, а общий объем экспорта угля составит 45 млн т2.

Наряду с углем, медью и золотом Монголия обладает большими запасами урана. Недостаток урана испытывает соседний Китай.

Во-вторых, для интеграции Монголии в СВА важны экономические причины. Для Монголии экономическая, торговая и инвестиционная интеграция в большую структуру регионального сотрудничества - не оптимальный, но, возможно, единственный путь для ускорения экономического роста. Монголия не располагает достаточными внутренними финансовыми ресурсами. Для Монголии важно рассматривать свое участие в проектах, прежде всего, с точки зрения ускорения своего экономического развития. Так, участие в Проекте Туманган важно в первую очередь потому, что оно дает возможность развивать транспортную систему между странами СВА через территорию Монголии, в том числе через северо-восточные районы страны. Это создаст условия для привлечения значительных финансовых средств для развития транспортной инфраструктуры в стране, что будет способствовать экономическому развитию Восточной зоны страны и Монголии в целом.

Вместе с тем в экономическом плане Монголия весьма уязвима. Ее доля в совокупном ВВП стран региона составляет лишь около 0.02%. Это свидетельствует о том, что в экономическом отношении Монголия не имеет достаточного веса для того, чтобы играть значительную роль в интеграционных процессах в регионе. В то же время ее богатые природные ресурсы весьма привлекательны для иностранных инвесторов из стран СВА.

Монголия является производителем сельскохозяйственной, прежде всего животноводческой, продукции и уже стала крупным экспортером отдельных видов продукции, например козьего пуха, кашемировых изделий. На ее долю приходится до 1/3 мирового экспорта козьего пуха, половина которого поставляется в страны СВА, прежде всего в Китай. При этом имеются резервы для дальнейшего роста экспорта продукции животноводства.

Серьезные резервы имеются у Монголии для увеличения объемов производства и экспорта мяса. Основным покупателем мяса у Монголии традиционно является Россия, поставки скота и мяса на мясокомбинаты сибирских регионов России постепенно увеличиваются, однако еще не достигли уровня 1990 г. Для расширения экспорта мяса необходимо провести комплекс мероприятий по оздоровлению домашних животных и улучшению ветеринарного контроля, который был значительно ослаблен за последние 10 лет.

В-третьих, интеграции Монголии в СВА способствует ее политическое положение. Монголия имеет дружественные отношения со всеми странами региона. У нее нет территориальных и других споров ни с одной страной, чем она выгодно отличается от других государств региона. При этом приоритетным направлением внешней политики страны является развитие отношений с двумя соседними странами - Россией и КНР.

Протекающие в АТР, в том числе и в Северо-Восточной Азии, интеграционные процессы, находящиеся в русле мировой тенденции, направленной на глобализацию и формирование новой системы экономики, по своему уровню и размаху еще не достигли европейских масштабов и в настоящее время идут по экстенсивному пути развития. Фактически экономическая интеграция СВА находится на начальном этапе - на этапе поиска направлений и форм, этапе институционализации.


2 http://www.inosmi.ru/world/20090827/251992.htnil

стр. 98

По своему направлению, характеру и географическому охвату интеграционные процессы в АТР можно подразделить, исходя из следующих принципов.

Первый принцип - географический, при котором взаимодействие в азиатских странах осуществляется на трех уровнях: на уровне Азиатско-Тихоокеанского региона (АТЭС), на уровне Северо-Восточной и Юго-Восточной Азии, на двустороннем и многостороннем уровне. Второй принцип институциональный: на уровне уже работающих субрегиональных интеграционных группировок (АСЕАН, АСЕАН+3) или только обсуждаемых и намечаемых к созданию (Восточноазиатский форум с участием Китая, Японии и Южной Кореи). Третий принцип: по степени и характеру участия правительств стран региона в интеграции. Эти принципы в подходах к интеграции в СВА и АТР в целом не только неотделимы друг от друга, но и дополняют друг друга.

Выше уже отмечалось, что Монголия рассматривает свое участие в интеграционных процессах в СВА через призму более или менее активного присоединения к тем или иным региональным интеграционным программам и проектам. Здесь Монголия должна исходить из национальных приоритетов, сосредоточивать свои усилия там, где возможна наиболее быстрая и значительная отдача для развития экономики и решения своих внутренних задач.

Монголия стремится использовать различные направления и формы своего участия в интеграции в СВА. Это в первую очередь присоединение к региональным форумам и ассоциациям: АТЭС, ЭСКАТО, АСЕАН, АСЕАН+3. Речь идет и об участии правительственных ведомств совместно с частными исследовательскими и предпринимательскими структурами в процессе выработки подходов к интеграции и создания новых региональных интеграционных группировок. Одна из важных задач, стоящих перед правительством Монголии, состоит в том, чтобы страна стала членом АТЭС. В 2002 г. монгольское правительство приняло специальное постановление по вопросу об обеспечении подготовки к вступлению в АТЭС [Синяя книга по внешней политике Монголии-2006, 2007, с. 65]. Монголия поддерживает усилия АТЭС по созданию интеграционного механизма в АТР, она заинтересована в том, чтобы принять участие в тех программах и проектах, которые декларируются в документах организации.

Главной целью Межправительственного форума АТЭС с момента его создания в 1989 г. остается развитие многостороннего экономического сотрудничества и интеграции в АТР. Форум АТЭС охватывает четыре основные сферы сотрудничества: либерализацию торговли и инвестиций; содействие торговле; экономическое и техническое сотрудничество. В качестве приоритетов работы АТЭС в 2009 г. на Форуме под председательством Сингапура были названы ускорение либерализации торговли и инвестиций, содействие результативному завершению Дохийского раунда переговоров в ВТО, развитие региональной экономической интеграции. Вслед за Сингапуром председателями Форума и хозяевами его ключевых мероприятий будут Россия (2012) и Индонезия (2013). Монголия примет участие в саммите в качестве гостя Форума, который состоится во Владивостоке в 2012 г. под председательством России.

Другим важным механизмом многостороннего политического сотрудничества в АТР является Региональный форум АСЕАН по безопасности (АРФ). Монголия является членом Регионального форума АСЕАН по безопасности с 1998 г. В июле 2005 г. Монголия присоединилась к Договору о дружбе и сотрудничестве АСЕАН, главному политическому документу Ассоциации. Тогда же в Улан-Баторе был организован семинар по теме: "Изменения в концепции безопасности в странах АРФ". В ходе переговоров Монголии со странами АСЕАН продолжается поиск форм взаимовыгодного торгово-экономического сотрудничества.

4*

стр. 99

За последние десять лет создано большое количество международных неправительственных организаций, в сферу интересов которых входят вопросы регионального развития, экономической интеграции, политических переговоров в СВА. Их деятельность значительно активизируется.

Вместе с тем процесс институционализации интеграционных группировок в СВА, развитие интеграционных процессов идет не столь интенсивно. Российский ученый М.Л. Титаренко отмечает, что "процесс институционализации интеграционного сотрудничества в СВА находится сегодня лишь на начальной стадии и пока не вышел на межгосударственный уровень" [Проблемы Дальнего Востока, 2002, с. 102]. Главными институтами сотрудничества в СВА сегодня являются неправительственные: Экономический форум в СВА, Газовый форум и Экономическая конференция СВА.

Являясь членом ООН и азиатской страной, Монголия активно участвует в мероприятиях, программах и проектах под эгидой ООН, в первую очередь ЭСКАТО. ЭСКАТО, одна из пяти региональных комиссий ООН, обеспечивает содействие социально-экономическому развитию стран Азии и Тихого океана, в том числе Монголии, координирует взаимодействие с другими учреждениями ООН на субрегиональном, региональном и межрегиональных уровнях. Для развития интеграции в Северо-Восточной Азии особое значение получило инфраструктурное направление деятельности комиссии. В мае 2007 г. на министерских встречах стран-членов ЭСКАТО и встречах на высшем уровне в рамках 63-й сессии комиссии, посвященной 60-й годовщине ее образования, были одобрены две актуальные монгольские инициативы, занявшие важное место среди протоколов и соглашений, принятых на сессии. Это - "Создание финансовой структуры, направленной на улучшение общественного медицинского обслуживания и помощи странам региона Азии и Тихого океана" и "Обеспечение сотрудничества по вопросам укрепления энергетической безопасности и расширения возможностей по использованию энергии странами, не имеющими выхода к морю, и малыми островными странами".

Фактически единственная существующая интеграционная программа в СВА - это Проект Туманган. Монголия активно участвует в Проекте Туманган с 1991 г. Если первоначально речь шла о создании в этом регионе свободной экономической зоны, то теперь вопрос ставится шире. На первое место выдвигается проблема объединения усилий заинтересованных стран, прежде всего в области развития энергетики, транспорта, сотрудничества в сферах промышленности, торговли и экологии. В рамках Проекта Туманган Монголия придерживается курса на развитие восточных регионов страны. При этом повышенное внимание уделяется созданию сети автомобильных и железных дорог, связывающих Восточный регион страны с зоной Туманган через Северо-Восточный Китай, и реализации комплексных программ по развитию туризма и охране окружающей среды.

Большим шагом вперед в монгольской политике по привлечению прямых иностранных инвестиций, ускорению товарооборота и мобилизации финансовых источников является создание и развитие в Монголии свободных экономических зон (СЭЗ) [Монголия сегодня, 18.12.2007]. В 1995 г. правительство Монголии утвердило Положение о создании свободных экономических зон в Монголии [Концепция создания свободной экономической зоны]. В этом документе отмечается, во-первых, что создание свободных экономических зон является универсальным глобальным примером новой организационной формы развития открытой экономики; во-вторых, что правильное сочетание интереса иностранных инвесторов к вложению капитала в определенном регионе с интересами страны является значимым вкладом в экономическое развитие данного региона и всей страны в целом.

На сегодняшний день на территории Монголии создано несколько свободных экономических зон. После принятия закона о свободных зонах от 28 июня 2002 г. правительство Монголии приняло постановление № 38 о создании свободной торговой зоны

стр. 100

(СТЗ) "Алтанбулак" площадью 500 га на территории сомона Алтанбулак Сэлэнгинского аймака. Ввиду того что Алтанбулак расположен в приграничном с Российской Федерацией районе, а также соединен с ним транспортной, энергетической и коммуникационной сетями, его преимуществами являются относительно небольшие инвестиционные затраты на строительство производственной и социальной инфраструктуры. Преимущества СТЗ "Алтанбулак" состоят и в том, что открываются широкие возможности для выхода монгольских товаров на рынки Сибири и Дальнего Востока. Для СТЗ есть также перспектива стать международным торгово-транспортным перекрестком.

Другой важной свободной экономической зоной является "Замын-Уд". С конца 2007 г. правительство Монголии уделяет большое внимание вопросу создания СЭЗ на территории Восточно-Гобийского аймака (сомон Замын-Уд). Он находится на южной границе страны, куда сходятся магистрали различных видов транспорта. Замын-Уд расположен на границе Монголии с Китаем, через него осуществляется 70% внешнеторгового оборота Монголии и он играет роль "сухопутного порта" [Россия и Монголия..., 2011, с. 230]. В законе "О правовом положении свободной экономической зоны Замын-Уд" от 20 июня 2003 г. утверждены следующие основные направления деятельности СЭЗ: производство, торговля, туризм и сервис. В рамках коммерческой деятельности СЭЗ намечено развивать услуги по предоставлению складских помещений, организации выставочных центров, созданию упаковочного производства. Предполагается создание фондовых и биржевых центров, банков и информационных центров.

В 2003 г. парламент Монголии принял закон "О правовом положении свободной торговой зоны Цаганнур". Поселок Цаганнур, где сейчас ведутся подготовительные работы по созданию СТЗ, находится в самой отдаленной западной части Монголии, в 1720 км от Улан-Батора, в 60 км от аймачного центра г. Ульгия, в 190 км от границы с Казахстаном (через Россию) и в 250 км от границы с Китаем. Особенностью СТЗ "Цаганнур" можно считать ее уникальное географическое положение, сравнительно близко к странам Центральной Азии, а также к России и Китаю. СТЗ "Цаганнур" может стать одним из центров региональной интеграции, обеспечивающей высокие темпы товарооборота и движения капитала [Россия и Монголия..., 2011, с. 233]. Создание зон свободной торговли может способствовать интенсификации экономического развития Монголии, увеличению экспорта, созданию импортозамещающего производства, ускорению регионального развития, решению социальных проблем.

Обобщая вышесказанное, следует отметить, что в настоящее время Монголия объективно заинтересована в двустороннем и многостороннем взаимодействии со странами Северо-Восточной Азии.

Монголия расположена в динамично развивающемся субрегионе АТР. Уже сейчас из СВА в страну поступает 75% прямых инвестиций, и поэтому Монголия заинтересована в активизации своего участия в экономическом сотрудничестве со странами СВА. Во-первых, это связано с транспортной инфраструктурой: страна имеет лишь сухопутные границы и нуждается в выходах к морским портам. Во-вторых, Монголия заинтересована, получив экономическую и технологическую помощь из СВА, в более полном использовании своих минеральных, топливных ресурсов, сельскохозяйственных земель и пастбищ. Освоение природных богатств и развитие инфраструктуры требует больших капиталовложений. Современная инфраструктура Монголии не вписывается в оживленные транспортные потоки СВА. У транспортного сектора существует много проблем: плохое качество дорог (лишь 3% из них имеют твердое покрытие), слабое развитие железнодорожной сети и др. Отсутствует самый дешевый водный транспорт. Большая часть месторождений минерального сырья находится в необжитых районах, расположенных далеко от железных дорог, водных ресурсов. Активное участие Монголии в региональном экономическом сотрудничестве и интеграции стран СВА будет способствовать решению указанных проблем и ускорению темпов экономического и социального развития страны.

стр. 101

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Заявление министра финансов Монголии Н. Баяртсайхан // Новости Монголии. № 46. 18.07.2011.

Международные отношения и мировая политика: Азиатско-Тихоокеанский регионализм I Науч. ред. проф. Л.Н. Гарусова; под общ. ред. Н.В. Петровой. Владивосток, 2011.

Монголия сегодня. 18.12.2007.

Проблемы Дальнего Востока. 2002. № 6.

Развитие экономики и общества Монголии 2009. 2010.

Россия и Монголия на пути стратегического партнерства. М.: ИВ РАН, 2011.

Синяя книга по внешней политике Монголии-2006. Улан-Батор, 2007.

Федеральная служба государственной статистики, РФ. 2010 // http://www.gks.ru/wps/wcm/conncct/rosstat/rosstatsite/main/

Чуан Чжунзао. Процветание экономики стран Северо-Восточной Азии: экономическое и торговое сотрудничество. Пекин: Social Sciences Academic Press, 2006.

Яскина Г.С. Россия-Монголия-Китай: проблемы сотрудничества и преодоление противоречий. М.: Институт экономики РАН, 2009.

China Statistical Yearbook 2010. National Bureau of Statistics of China. 2011.

Hirayana Ikio. Two Possibilities for Multilateral cooperation of NEA. 2005. Special Session-6-3.

http://freczone.gov.mn

http://www.imf.org/external/russian/

http://www.inosmi.ru/world/20090827/251992.html

Natural Resources and Environment in North East Asia: Status and Challenges. Tokyo: Sasakawa Peace Foundation, 1995.

Political Security, Economic and Infrastructure Factors of Economic Cooperation in Northeast Asia, 2002.

Scalapino R.A. Major Power Relations in Northeast Asia. N.Y.: University Press of America, 1987.

The Mongolian Journal of International Affairs. 2011. № 2.

Монгол улсын статистикийн эмхтгэл. Mongolian Statistical Yearbook 2010. Ulan-Bator. 2011.

Өнөөдөр. № 174, 30.07.2010

стр. 102

© biblio.kz

Постоянный адрес данной публикации:

https://biblio.kz/m/articles/view/МЕСТО-МОНГОЛИИ-В-РЕГИОНАЛЬНОМ-СОТРУДНИЧЕСТВЕ-СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЙ-АЗИИ

Похожие публикации: LКазахстан LWorld Y G


Публикатор:

Urhan KarimovКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://biblio.kz/Karimov

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

ЛУВСАНЖАВ ЖАВХЛАНТ, МЕСТО МОНГОЛИИ В РЕГИОНАЛЬНОМ СОТРУДНИЧЕСТВЕ СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ // Астана: Цифровая библиотека Казахстана (BIBLIO.KZ). Дата обновления: 16.11.2024. URL: https://biblio.kz/m/articles/view/МЕСТО-МОНГОЛИИ-В-РЕГИОНАЛЬНОМ-СОТРУДНИЧЕСТВЕ-СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЙ-АЗИИ (дата обращения: 27.12.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - ЛУВСАНЖАВ ЖАВХЛАНТ:

ЛУВСАНЖАВ ЖАВХЛАНТ → другие работы, поиск: Либмонстр - КазахстанЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Urhan Karimov
Astana, Казахстан
124 просмотров рейтинг
16.11.2024 (41 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
Генерал-майор ветеринарной службы запаса В.П. Ветров в должности инспектора группы инспекторов Штаба МТО Вооруженных сил РФ с 2012 года активно участвует, во всех значимых мероприятиях, проводимых по планам Министерства обороны и Штаба МТО ВС РФ. Работая в ветеринарных организациях, войсках, в высших военных учебных заведениях, полевых выходах и стратегических учениях, оказывает практическую помощь командованию воинских частей и Руководителям органов МТО в совершенствовании ветеринарно-санитарного обеспечения войск, в повышении боевой готовности войск и сил флота, военно - патриотическом воспитании военнослужащих и гражданского персонала.
Каталог: Военное дело 
6 часов(а) назад · от Виталий Ветров
Островская Е. А. Буддийские общины Санкт-Петербурга
Каталог: Религиоведение 
15 часов(а) назад · от Mukhamed Sultanov
Русский царь в нехристианских культах Российской империи
15 часов(а) назад · от Mukhamed Sultanov
Холодная война и идеологическая борьба на "религиозном фронте": о некоторых моделях советской пропаганды
18 часов(а) назад · от Mukhamed Sultanov
МЕТАЛЛИЧЕСКИЕ БЛЯХИ СО СТАРОГО ИСКАРСКОГО ГОРОДИЩА: АТРИБУЦИЯ И СЮЖЕТЫ
Вчера · от Urhan Karimov
КОРЕННОЕ НАСЕЛЕНИЕ СЕВЕРНЫХ РАЙОНОВ АЛТАЯ: ОТРАЖЕНИЕ ДЕМОГРАФИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ КОНЦА XIX - НАЧАЛА XXI ВЕКА В ДИНАМИКЕ ФАМИЛЬНОГО СОСТАВА
Каталог: История Филология 
Вчера · от Urhan Karimov
ПСАЛИИ С ПОСЕЛЕНИЯ КАМЕННЫЙ АМБАР
Каталог: История 
Вчера · от Urhan Karimov
К ВОПРОСУ О ПРОИСХОЖДЕНИИ А-ОБРАЗНОГО ТИПА ДВУКОЛОК МИНУСИНСКОЙ КОТЛОВИНЫ
Каталог: История 
2 дней(я) назад · от Urhan Karimov
ДЕНДРОХРОНОЛОГИЧЕСКАЯ ДАТИРОВКА ПОСТРОЕК ЦЕНТРАЛЬНОЙ ЧАСТИ ПОСАДА СТАРОТУРУХАНСКОГО ГОРОДИЩА
Каталог: История 
2 дней(я) назад · от Urhan Karimov
ПАЛЕОГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РАСТИТЕЛЬНОСТИ И КЛИМАТА СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО АЛТАЯ В ПЛЕЙСТОЦЕНЕ
Каталог: История Экология 
2 дней(я) назад · от Urhan Karimov

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

BIBLIO.KZ - Цифровая библиотека Казахстана

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры Библиотеки

МЕСТО МОНГОЛИИ В РЕГИОНАЛЬНОМ СОТРУДНИЧЕСТВЕ СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ
 

Контакты редакции
Чат авторов: KZ LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Цифровая библиотека Казахстана © Все права защищены
2017-2024, BIBLIO.KZ - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие Казахстана


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android