В статье рассматривается процесс регионального сотрудничества Северо-Восточной Азии и роль Монголии в этом процессе. Для Монголии, которая является наименее развитой страной в регионе и не имеет выхода к морю, жизненно важно определить свой курс взаимодействия в процессах экономической интеграции, в различных формах двустороннего и многостороннего сотрудничества со странами субрегиона СВА, используя прежде всего свои ресурсные возможности.
Ключевые слова: Монголия, региональное сотрудничество, Северо-Восточная Азия, глобализация, интеграция, природные ресурсы, инфраструктура.
В условиях глобализации мировой экономики тенденция к региональному экономическому сотрудничеству становится все более заметной. В новом столетии Азия постепенно превращается в центр мирового экономического развития. Средоточием этого экономического развития стала Восточная Азия, а самой "горячей точкой" экономического роста Восточной Азии, в свою очередь, Северо-Восточная Азия (СВА) с основными центрами в Китае, Японии и Республике Корее. Экономики большинства стран Северо-Восточной Азии характеризуются высоким потенциалом и неисчерпаемыми возможностями для сотрудничества, поэтому усиление регионального экономического сотрудничества между странами Северо-Восточной Азии является не только внутренней необходимостью и субъективным стремлением каждой отдельной страны этого региона к достижению высокого уровня экономического развития, но и неизбежной тенденцией развития мировой экономики. Обычно принято считать, что Северо-Восточная Азия включает в себя северо-восточные провинции Китая, Дальневосточный регион России, Японию, Корейскую Народно-Демократическую Республику (КНДР), Республику Корею (РК) и Монголию.
Субрегион СВА характеризуется обширным рынком и мощным потенциалом регионального экономического развития. Китай, Япония и Республика Корея являются тремя основными экономическими столпами Северо-Восточной Азии [Чуан Чжунзао, 2006, с. 141].
Япония и Республика Корея владеют достаточными объемами капитала и высоким техническим потенциалом, однако их природные и человеческие ресурсы сравнительно ограниченны. Если говорить о Китае, то промышленность трех его северо-восточных провинций (Ляонин, Цзилинь, Хэйлунцзян) за тридцать лет индустриального развития существенно продвинулась вперед, выросли объем и качество рабочей силы. До недавнего времени основными слабыми сторонами Китая было принято считать дефицит капитала, технологии и менеджмента, которые, в свою очередь, составляют преимущества Японии и Республики Кореи. По сравнению с ними Монголия, Дальний Восток России и Корейская Народно-Демократическая Республика отстают в экономическом развитии, однако эти страны и территории обладают богатыми природными ресурсами [Political Security..., 2002, p. 6].
В Северо-Восточной Азии присутствуют все необходимые условия для более тесного экономического сотрудничества. Однако некоторые факторы затрудняют его развитие.
Основными факторами, ограничивающими региональное экономическое сотрудничество между странами Северо-Восточной Азии, являются разнообразие, сложность форм государственного устройства этих стран. Северо-Восточная Азия - это один из субрегионов, в которых сосуществуют совершенно отличающиеся друг от друга политические и экономические системы. Одни страны (КНР, КНДР) придерживаются социалистического пути развития, другие (Япония, Республика Корея) являются развитыми капиталистическими странами, третьи (Россия, Монголия) - страны с переходной экономикой. Некоторые страны уже достигли высокого уровня развития экономики, другие в последнее время стали интенсивно развиваться, а остальные все еще остаются слаборазвитыми. Таким образом, Северо-Восточная Азия охватывает все виды политического и экономического устройства, которые существуют в современном мире. Сложность и многообразие форм государственного устройства неизбежно влекут за собой серьезные расхождения в целях и устремлениях стран, участвующих в региональном экономическом сотрудничестве, поэтому достичь значительных изменений за короткий период практически невозможно.
Другими факторами, оказывающими сдерживающее влияние на развитие регионального экономического сотрудничества между странами Северо-Восточной Азии, являются проблемы, связанные с историей. Дело в том, что региональное экономическое сотрудничество должно строиться на принципах взаимного доверия и понимания, однако в связи с некоторыми проблемами исторического характера страны Северо-Восточной Азии все еще не создали механизм, который помог бы им достичь взаимного доверия. Эти проблемы, связанные с историей, сосредоточены на двух аспектах. Первый из них заключается в отношении Японии к этим историческим проблемам. Три из шести стран Северо-Восточной Азии - Китай, Республика Корея и Корейская Народно-Демократическая Республика - в свое время пострадали от вторжения империалистической Японии на их территории и от последовавшего за ним жестокого порабощения народов этих стран.
Второй аспект заключается в разногласиях по поводу территорий и морских границ. По тем или иным историческим причинам многие из стран региона оспаривают друг у друга различные территории. Сюда можно включить претензии Японии на принадлежащие России Курильские острова, проблему островов Токто между Японией и Республикой Кореей, проблему острова Дяоюй между Японией и Китаем, а также споры о морских границах между Китаем и Японией [Hirayana, 2005]. Территориальные проблемы всегда считались самыми деликатными во взаимоотношениях государств. Они касаются не только чести государств и национального достоинства народов, но здесь также присутствуют крупные экономические интересы.
Исторически сложилось так, что Северо-Восточная Азия всегда являлась средоточием интересов США. Основную задачу США видят в сохранении своего доминирующего положения в регионе и поддержании традиционных союзнических связей. Вооруженные силы США по-прежнему сохраняют свое присутствие в Японии и Республике Корее, и это обусловливает вмешательство США в дела Северо-Восточной Азии. Доминирование США, с одной стороны, усложняет политику и вопросы безопасности в Северо-Восточной Азии, а с другой - влияет на стабильность развития регионального экономического сотрудничества.
В течение многих лет острой проблемой в межгосударственных взаимоотношениях в Северо-Восточной Азии остается проблема Корейского полуострова. Это неизбежно приводит к обострению отношений между странами Северо-Восточной Азии и ограничению развития регионального экономического сотрудничества в этом регионе.
В последние годы некоторые важные факторы, ограничивающие региональное сотрудничество в Северо-Восточной Азии и требующие немедленного решения, стали предметом двусторонних и многосторонних переговоров. Одновременно стали появляться новые факторы, способствующие ускорению развития регионального сотрудничества между странами Северо-Восточной Азии. Глобальные изменения на рубеже XX и XXI в., вызванные усложнением политических и экономических процессов, принесли с собой как дополнительные возможности для развития стран и народов, так и новые вызовы и угрозы их благополучному существованию. В качестве определяющего тренда современного мирового развития сохраняется воздействие глобализации, что ярко продемонстрировал азиатский финансовый кризис 1997 г. и еще более масштабно подтвердил мировой экономический кризис 2008 г. [Международные отношения и мировая политика..., 2011, с. 30]. Процесс интеграции экономики в Северо-Восточной Азии протекает довольно медленно. Однако некоторые страны Северо-Восточной Азии начинают перестраивать свою традиционную внешнеэкономическую политику, в условиях быстро набирающего обороты процесса глобализации мировой экономики и региональной экономической интеграции страны Северо-Восточной Азии стали предпринимать попытки по созданию свободных торговых зон.
Так, на территории Северо-Восточного Китая с 1992 г. существуют свободные экономические зоны с различным статусом в городах Далянь (провинция Ляонин), Чанчунь (провинция Цзилинь), Хуньчунь, Хэйхэ (провинция Хэйлунцзян). Приграничные города обладают существенными географическими преимуществами для развития сотрудничества с соседними государствами, с которыми у Китая протяженные границы. В настоящее время в этих городах интенсивно создается необходимая инфраструктура, разворачивается приграничная торговля на основе бартера.
В КНДР созданы специальные экономические зоны Раджин-Собон, Расон. На российском Дальнем Востоке функционируют специальная экономическая зона "Находка", проект "Большой Владивосток".
Если говорить о многосторонних формах регионального сотрудничества в субрегионе, то одним из важных проектов является Туманганский, нацеленный на создание транспортного перевалочного узла. Проект Туманган обсуждается с 1988 г. по инициативе китайских ученых из провинции Цзилинь. Постепенно в его обсуждение втянулись представители России, США, Японии, Южной Кореи, КНДР и Монголии. Сотрудничество в рамках проекта Туманган обладает уникальной особенностью: оно способствует не только взаимному обмену и политическому диалогу между правительствами стран Северо-Восточной Азии, но и развитию сотрудничества в области реализации конкретных проектов на местном уровне (на уровне провинций) при участии частного сектора.
В силу своего географического положения и особенностей экономического и политического развития Монголия не может оставаться в стороне от регионального сотрудничества стран Северо-Восточной Азии. В Концепции внешней политики Монголии, которая была принята в 1994 г. и обновлена в 2011 г., отмечается, что Монголия "будет поддерживать политику и деятельность, направленные на развитие двусторонних дружественных отношений и сотрудничества с другими государствами Азии, на участие в многостороннем сотрудничестве в Азиатско-Тихоокеанском регионе, на укрепление стратегической стабильности в Восточной, Северо-Восточной и Центральной Азии, на расширение сотрудничества в области безопасности" [The Mongolian Journal of International Affairs, 2011, № 2, p. 32].
Объективная потребность и необходимость "подключения" Монголии к экономической интеграции в СВА обусловлены следующими причинами:
Во-первых, это географическое положение Монголии. В настоящее время СВА представляет собой один из наиболее динамично развивающихся районов мира.
Страны и территории стран, входящие в состав СВА, численность населения районов, провинций и административных единиц, ВВП на душу населения, 2010 г.
Страны и провинции, районы |
Население (млн человек) |
ВВП на душу населения (дол. США) |
Монголия |
2.8 |
1800 |
Япония |
127.4 |
35 757 |
Южная Корея |
49.7 |
20 591 |
Северная Корея |
24.0 |
|
Дальний Восток России |
6.7 |
3790 |
Китай: провинция Ляонин |
42.2 |
2063 |
- провинция Хэйлунцзян |
8.2 |
1759 |
- провинция Жилин |
27.1 |
1380 |
- автономный район Внутренняя Монголия |
23.8 |
1443 |
- Пекин |
14.9 |
3632 |
- Тяньцзин |
10.2 |
3620 |
Всего |
364.0 |
|
Источники: [Монголулсын..., 2011, р. 178; Международный Валютный фонд, 2010, с. 157; China Statistical Yearbook 2010..., p. 55].
В 2010 г. на долю Северо-Восточной Азии приходилось 20% общего объема мирового ВВП и более 70% ВВП Азии1. Этот аспект важен для Монголии потому, что она подпадает под "экономический зонтик" таких технологически развитых стран, как Япония, Южная Корея и США. При этом расположенная между Россией и Китаем Монголия неизбежно сохранит и будет развивать отношения с Россией, прежде всего с Сибирью и Дальним Востоком, и с Китаем, в том числе с его северо-восточными провинциями. Взаимовыгодное сотрудничество с государствами субрегиона может позволить Монголии резко ускорить свое экономическое развитие.
Монголия имеет обширные запасы полезных ископаемых. По объему разведанных запасов угля Монголия входит в первую десятку стран мира. На данный момент объем подтвержденных запасов угля в стране составляет свыше 160 млрд т, и есть основания утверждать, что они будут увеличиваться в дальнейшем после проведения детальной геологоразведки. Если раньше уголь использовался только как источник энергии, то сейчас он стал самым крупным экспортным ресурсом страны. В настоящее время 93% производства электроэнергии Монголия обеспечивает за счет угля. Кроме того, в экспорте минеральных ресурсов уголь занимает самую большую долю - 28%. После угля следует медный концентрат, занимающий 27% экспорта. Угольные шахты Монголии способны добывать до 43 млн т угля в год. В настоящий момент объем экспорта угля составляет около 20 млн т [Монгол улсын..., 2011, с. 76].
В Монголии имеются два крупных и привлекательных для иностранного капитала месторождения: медно-золотое Оюу-Толгой и угольное Таван-Толгой. Таван-Толгой является одним из крупнейших в мире угольных месторождений. Его запасы оцениваются свыше 6.5 млрд т угля, в том числе около 40% составляет высококалорийный коксующийся уголь (по уточненным данным, 7.5 млрд т) [Развитие экономики и общества Монголии 2009, 2010, с. 83].
По расчетам специалистов, годовой доход бюджета страны от эксплуатации только месторождения Таван-Толгой составит 13 млрд дол. США. Использование продук-
1 http://www.imf.org/cxtcrnal/russian/
4 Восток, № 4
ции только двух стратегически важных месторождений - Оюу-Толгой и Таван-Толгой позволит увеличить ВВП Монголии на 30% [Новости Монголии. № 46, 18 июля 2011; Заявление министра финансов Монголии Н. Баяртсайхан. 18.07.2011].
По данным Всемирного банка, к 2015 г. шахты и карьеры на юге Монголии смогут экспортировать в Китай примерно 20 млн т коксующегося угля, полностью удовлетворив его сегодняшний спрос, а общий объем экспорта угля составит 45 млн т2.
Наряду с углем, медью и золотом Монголия обладает большими запасами урана. Недостаток урана испытывает соседний Китай.
Во-вторых, для интеграции Монголии в СВА важны экономические причины. Для Монголии экономическая, торговая и инвестиционная интеграция в большую структуру регионального сотрудничества - не оптимальный, но, возможно, единственный путь для ускорения экономического роста. Монголия не располагает достаточными внутренними финансовыми ресурсами. Для Монголии важно рассматривать свое участие в проектах, прежде всего, с точки зрения ускорения своего экономического развития. Так, участие в Проекте Туманган важно в первую очередь потому, что оно дает возможность развивать транспортную систему между странами СВА через территорию Монголии, в том числе через северо-восточные районы страны. Это создаст условия для привлечения значительных финансовых средств для развития транспортной инфраструктуры в стране, что будет способствовать экономическому развитию Восточной зоны страны и Монголии в целом.
Вместе с тем в экономическом плане Монголия весьма уязвима. Ее доля в совокупном ВВП стран региона составляет лишь около 0.02%. Это свидетельствует о том, что в экономическом отношении Монголия не имеет достаточного веса для того, чтобы играть значительную роль в интеграционных процессах в регионе. В то же время ее богатые природные ресурсы весьма привлекательны для иностранных инвесторов из стран СВА.
Монголия является производителем сельскохозяйственной, прежде всего животноводческой, продукции и уже стала крупным экспортером отдельных видов продукции, например козьего пуха, кашемировых изделий. На ее долю приходится до 1/3 мирового экспорта козьего пуха, половина которого поставляется в страны СВА, прежде всего в Китай. При этом имеются резервы для дальнейшего роста экспорта продукции животноводства.
Серьезные резервы имеются у Монголии для увеличения объемов производства и экспорта мяса. Основным покупателем мяса у Монголии традиционно является Россия, поставки скота и мяса на мясокомбинаты сибирских регионов России постепенно увеличиваются, однако еще не достигли уровня 1990 г. Для расширения экспорта мяса необходимо провести комплекс мероприятий по оздоровлению домашних животных и улучшению ветеринарного контроля, который был значительно ослаблен за последние 10 лет.
В-третьих, интеграции Монголии в СВА способствует ее политическое положение. Монголия имеет дружественные отношения со всеми странами региона. У нее нет территориальных и других споров ни с одной страной, чем она выгодно отличается от других государств региона. При этом приоритетным направлением внешней политики страны является развитие отношений с двумя соседними странами - Россией и КНР.
Протекающие в АТР, в том числе и в Северо-Восточной Азии, интеграционные процессы, находящиеся в русле мировой тенденции, направленной на глобализацию и формирование новой системы экономики, по своему уровню и размаху еще не достигли европейских масштабов и в настоящее время идут по экстенсивному пути развития. Фактически экономическая интеграция СВА находится на начальном этапе - на этапе поиска направлений и форм, этапе институционализации.
2 http://www.inosmi.ru/world/20090827/251992.htnil
По своему направлению, характеру и географическому охвату интеграционные процессы в АТР можно подразделить, исходя из следующих принципов.
Первый принцип - географический, при котором взаимодействие в азиатских странах осуществляется на трех уровнях: на уровне Азиатско-Тихоокеанского региона (АТЭС), на уровне Северо-Восточной и Юго-Восточной Азии, на двустороннем и многостороннем уровне. Второй принцип институциональный: на уровне уже работающих субрегиональных интеграционных группировок (АСЕАН, АСЕАН+3) или только обсуждаемых и намечаемых к созданию (Восточноазиатский форум с участием Китая, Японии и Южной Кореи). Третий принцип: по степени и характеру участия правительств стран региона в интеграции. Эти принципы в подходах к интеграции в СВА и АТР в целом не только неотделимы друг от друга, но и дополняют друг друга.
Выше уже отмечалось, что Монголия рассматривает свое участие в интеграционных процессах в СВА через призму более или менее активного присоединения к тем или иным региональным интеграционным программам и проектам. Здесь Монголия должна исходить из национальных приоритетов, сосредоточивать свои усилия там, где возможна наиболее быстрая и значительная отдача для развития экономики и решения своих внутренних задач.
Монголия стремится использовать различные направления и формы своего участия в интеграции в СВА. Это в первую очередь присоединение к региональным форумам и ассоциациям: АТЭС, ЭСКАТО, АСЕАН, АСЕАН+3. Речь идет и об участии правительственных ведомств совместно с частными исследовательскими и предпринимательскими структурами в процессе выработки подходов к интеграции и создания новых региональных интеграционных группировок. Одна из важных задач, стоящих перед правительством Монголии, состоит в том, чтобы страна стала членом АТЭС. В 2002 г. монгольское правительство приняло специальное постановление по вопросу об обеспечении подготовки к вступлению в АТЭС [Синяя книга по внешней политике Монголии-2006, 2007, с. 65]. Монголия поддерживает усилия АТЭС по созданию интеграционного механизма в АТР, она заинтересована в том, чтобы принять участие в тех программах и проектах, которые декларируются в документах организации.
Главной целью Межправительственного форума АТЭС с момента его создания в 1989 г. остается развитие многостороннего экономического сотрудничества и интеграции в АТР. Форум АТЭС охватывает четыре основные сферы сотрудничества: либерализацию торговли и инвестиций; содействие торговле; экономическое и техническое сотрудничество. В качестве приоритетов работы АТЭС в 2009 г. на Форуме под председательством Сингапура были названы ускорение либерализации торговли и инвестиций, содействие результативному завершению Дохийского раунда переговоров в ВТО, развитие региональной экономической интеграции. Вслед за Сингапуром председателями Форума и хозяевами его ключевых мероприятий будут Россия (2012) и Индонезия (2013). Монголия примет участие в саммите в качестве гостя Форума, который состоится во Владивостоке в 2012 г. под председательством России.
Другим важным механизмом многостороннего политического сотрудничества в АТР является Региональный форум АСЕАН по безопасности (АРФ). Монголия является членом Регионального форума АСЕАН по безопасности с 1998 г. В июле 2005 г. Монголия присоединилась к Договору о дружбе и сотрудничестве АСЕАН, главному политическому документу Ассоциации. Тогда же в Улан-Баторе был организован семинар по теме: "Изменения в концепции безопасности в странах АРФ". В ходе переговоров Монголии со странами АСЕАН продолжается поиск форм взаимовыгодного торгово-экономического сотрудничества.
4*
За последние десять лет создано большое количество международных неправительственных организаций, в сферу интересов которых входят вопросы регионального развития, экономической интеграции, политических переговоров в СВА. Их деятельность значительно активизируется.
Вместе с тем процесс институционализации интеграционных группировок в СВА, развитие интеграционных процессов идет не столь интенсивно. Российский ученый М.Л. Титаренко отмечает, что "процесс институционализации интеграционного сотрудничества в СВА находится сегодня лишь на начальной стадии и пока не вышел на межгосударственный уровень" [Проблемы Дальнего Востока, 2002, с. 102]. Главными институтами сотрудничества в СВА сегодня являются неправительственные: Экономический форум в СВА, Газовый форум и Экономическая конференция СВА.
Являясь членом ООН и азиатской страной, Монголия активно участвует в мероприятиях, программах и проектах под эгидой ООН, в первую очередь ЭСКАТО. ЭСКАТО, одна из пяти региональных комиссий ООН, обеспечивает содействие социально-экономическому развитию стран Азии и Тихого океана, в том числе Монголии, координирует взаимодействие с другими учреждениями ООН на субрегиональном, региональном и межрегиональных уровнях. Для развития интеграции в Северо-Восточной Азии особое значение получило инфраструктурное направление деятельности комиссии. В мае 2007 г. на министерских встречах стран-членов ЭСКАТО и встречах на высшем уровне в рамках 63-й сессии комиссии, посвященной 60-й годовщине ее образования, были одобрены две актуальные монгольские инициативы, занявшие важное место среди протоколов и соглашений, принятых на сессии. Это - "Создание финансовой структуры, направленной на улучшение общественного медицинского обслуживания и помощи странам региона Азии и Тихого океана" и "Обеспечение сотрудничества по вопросам укрепления энергетической безопасности и расширения возможностей по использованию энергии странами, не имеющими выхода к морю, и малыми островными странами".
Фактически единственная существующая интеграционная программа в СВА - это Проект Туманган. Монголия активно участвует в Проекте Туманган с 1991 г. Если первоначально речь шла о создании в этом регионе свободной экономической зоны, то теперь вопрос ставится шире. На первое место выдвигается проблема объединения усилий заинтересованных стран, прежде всего в области развития энергетики, транспорта, сотрудничества в сферах промышленности, торговли и экологии. В рамках Проекта Туманган Монголия придерживается курса на развитие восточных регионов страны. При этом повышенное внимание уделяется созданию сети автомобильных и железных дорог, связывающих Восточный регион страны с зоной Туманган через Северо-Восточный Китай, и реализации комплексных программ по развитию туризма и охране окружающей среды.
Большим шагом вперед в монгольской политике по привлечению прямых иностранных инвестиций, ускорению товарооборота и мобилизации финансовых источников является создание и развитие в Монголии свободных экономических зон (СЭЗ) [Монголия сегодня, 18.12.2007]. В 1995 г. правительство Монголии утвердило Положение о создании свободных экономических зон в Монголии [Концепция создания свободной экономической зоны]. В этом документе отмечается, во-первых, что создание свободных экономических зон является универсальным глобальным примером новой организационной формы развития открытой экономики; во-вторых, что правильное сочетание интереса иностранных инвесторов к вложению капитала в определенном регионе с интересами страны является значимым вкладом в экономическое развитие данного региона и всей страны в целом.
На сегодняшний день на территории Монголии создано несколько свободных экономических зон. После принятия закона о свободных зонах от 28 июня 2002 г. правительство Монголии приняло постановление № 38 о создании свободной торговой зоны
(СТЗ) "Алтанбулак" площадью 500 га на территории сомона Алтанбулак Сэлэнгинского аймака. Ввиду того что Алтанбулак расположен в приграничном с Российской Федерацией районе, а также соединен с ним транспортной, энергетической и коммуникационной сетями, его преимуществами являются относительно небольшие инвестиционные затраты на строительство производственной и социальной инфраструктуры. Преимущества СТЗ "Алтанбулак" состоят и в том, что открываются широкие возможности для выхода монгольских товаров на рынки Сибири и Дальнего Востока. Для СТЗ есть также перспектива стать международным торгово-транспортным перекрестком.
Другой важной свободной экономической зоной является "Замын-Уд". С конца 2007 г. правительство Монголии уделяет большое внимание вопросу создания СЭЗ на территории Восточно-Гобийского аймака (сомон Замын-Уд). Он находится на южной границе страны, куда сходятся магистрали различных видов транспорта. Замын-Уд расположен на границе Монголии с Китаем, через него осуществляется 70% внешнеторгового оборота Монголии и он играет роль "сухопутного порта" [Россия и Монголия..., 2011, с. 230]. В законе "О правовом положении свободной экономической зоны Замын-Уд" от 20 июня 2003 г. утверждены следующие основные направления деятельности СЭЗ: производство, торговля, туризм и сервис. В рамках коммерческой деятельности СЭЗ намечено развивать услуги по предоставлению складских помещений, организации выставочных центров, созданию упаковочного производства. Предполагается создание фондовых и биржевых центров, банков и информационных центров.
В 2003 г. парламент Монголии принял закон "О правовом положении свободной торговой зоны Цаганнур". Поселок Цаганнур, где сейчас ведутся подготовительные работы по созданию СТЗ, находится в самой отдаленной западной части Монголии, в 1720 км от Улан-Батора, в 60 км от аймачного центра г. Ульгия, в 190 км от границы с Казахстаном (через Россию) и в 250 км от границы с Китаем. Особенностью СТЗ "Цаганнур" можно считать ее уникальное географическое положение, сравнительно близко к странам Центральной Азии, а также к России и Китаю. СТЗ "Цаганнур" может стать одним из центров региональной интеграции, обеспечивающей высокие темпы товарооборота и движения капитала [Россия и Монголия..., 2011, с. 233]. Создание зон свободной торговли может способствовать интенсификации экономического развития Монголии, увеличению экспорта, созданию импортозамещающего производства, ускорению регионального развития, решению социальных проблем.
Обобщая вышесказанное, следует отметить, что в настоящее время Монголия объективно заинтересована в двустороннем и многостороннем взаимодействии со странами Северо-Восточной Азии.
Монголия расположена в динамично развивающемся субрегионе АТР. Уже сейчас из СВА в страну поступает 75% прямых инвестиций, и поэтому Монголия заинтересована в активизации своего участия в экономическом сотрудничестве со странами СВА. Во-первых, это связано с транспортной инфраструктурой: страна имеет лишь сухопутные границы и нуждается в выходах к морским портам. Во-вторых, Монголия заинтересована, получив экономическую и технологическую помощь из СВА, в более полном использовании своих минеральных, топливных ресурсов, сельскохозяйственных земель и пастбищ. Освоение природных богатств и развитие инфраструктуры требует больших капиталовложений. Современная инфраструктура Монголии не вписывается в оживленные транспортные потоки СВА. У транспортного сектора существует много проблем: плохое качество дорог (лишь 3% из них имеют твердое покрытие), слабое развитие железнодорожной сети и др. Отсутствует самый дешевый водный транспорт. Большая часть месторождений минерального сырья находится в необжитых районах, расположенных далеко от железных дорог, водных ресурсов. Активное участие Монголии в региональном экономическом сотрудничестве и интеграции стран СВА будет способствовать решению указанных проблем и ускорению темпов экономического и социального развития страны.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Заявление министра финансов Монголии Н. Баяртсайхан // Новости Монголии. № 46. 18.07.2011.
Международные отношения и мировая политика: Азиатско-Тихоокеанский регионализм I Науч. ред. проф. Л.Н. Гарусова; под общ. ред. Н.В. Петровой. Владивосток, 2011.
Монголия сегодня. 18.12.2007.
Проблемы Дальнего Востока. 2002. № 6.
Развитие экономики и общества Монголии 2009. 2010.
Россия и Монголия на пути стратегического партнерства. М.: ИВ РАН, 2011.
Синяя книга по внешней политике Монголии-2006. Улан-Батор, 2007.
Федеральная служба государственной статистики, РФ. 2010 // http://www.gks.ru/wps/wcm/conncct/rosstat/rosstatsite/main/
Чуан Чжунзао. Процветание экономики стран Северо-Восточной Азии: экономическое и торговое сотрудничество. Пекин: Social Sciences Academic Press, 2006.
Яскина Г.С. Россия-Монголия-Китай: проблемы сотрудничества и преодоление противоречий. М.: Институт экономики РАН, 2009.
China Statistical Yearbook 2010. National Bureau of Statistics of China. 2011.
Hirayana Ikio. Two Possibilities for Multilateral cooperation of NEA. 2005. Special Session-6-3.
http://freczone.gov.mn
http://www.imf.org/external/russian/
http://www.inosmi.ru/world/20090827/251992.html
Natural Resources and Environment in North East Asia: Status and Challenges. Tokyo: Sasakawa Peace Foundation, 1995.
Political Security, Economic and Infrastructure Factors of Economic Cooperation in Northeast Asia, 2002.
Scalapino R.A. Major Power Relations in Northeast Asia. N.Y.: University Press of America, 1987.
The Mongolian Journal of International Affairs. 2011. № 2.
Монгол улсын статистикийн эмхтгэл. Mongolian Statistical Yearbook 2010. Ulan-Bator. 2011.
Өнөөдөр. № 174, 30.07.2010
Новые публикации: |
Популярные у читателей: |
Новинки из других стран: |
Контакты редакции | |
О проекте · Новости · Реклама |
Цифровая библиотека Казахстана © Все права защищены
2017-2024, BIBLIO.KZ - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту) Сохраняя наследие Казахстана |