Монгольская академия наук, философия и высшая школа понесли тяжелую утрату. 28 ноября 2008 г. скончался заслуженный деятель науки Монголии, крупный специалист по истории буддийской философии академик АН Монголии, доктор философских наук, профессор Лувсанцерен Гелегжамцын.
Г. Лувсанцерен родился в 1935 г. в сомоне Улаанбадрах Восточногобийского аймака. В 1956 г. окончил филологический факультет Монгольского государственного университета (МонГУ), в 1979 г. защитил кандидатскую, в 2002 г. - докторскую диссертацию, в 2005 г. удостоен звания заслуженного деятеля науки Монголии, в 2006 г. был избран академиком АН Монголии.
Г. Лувсанцерен начал свою трудовую деятельность преподавателем философии в МонГУ (1956 - 1963), работал ответственным сотрудником в ЦК МНРП (1963 - 1969), представителем Монголии во Всемирном комитете демократической молодежи в Венгрии (1969 - 1973), с 1973 по 2008 г. - заведующим сектором, ученым секретарем Института философии, социологии и права АН Монголии. С 1986 по 1998 г. он - генеральный секретарь Конференции мира буддистов Азии.
Перу Г. Лувсанцерена принадлежат фундаментальный труд "Теоретические основы философии мадхъямика", монографии "Философские воззрения Нагарджуны" и другие книги, брошюры, более ста научных статей и докладов. Лувсанцерен был инициатором издания серии источников по буддологии "Monumenta Buddhica" и издателем их первых пяти томов, явившихся результатом его творческого, кропотливого труда.
В своих работах он глубоко исследовал творчество видных представителей буддийской философии и логики, таких как Нагарджуна, Аръядева, Асанги, Васубадху, Дигнаги и др., показав их влияние на развитие монгольской философии. Г. Лувсанцерен обратил внимание на оригинальный характер многих произведений монгольских мыслителей. Не впадая в заскорузлый национализм, он справедливо указал на их самостоятельный подход к интерпретации положений буддийской школы мадхъямики, стремление к их реформированию применительно к уровню общественного сознания монгольского общества (речь идет о трактовке универсального принципа шунъята и понимания мира как целостного явления). В центре внимания Г. Лувсанцерена всегда были теоретико-методологические проблемы. По его мнению, монгольские мыслители высшим проявлением ума считали такое направление школы мадхъямики, как прасангика. В работах Г. Лувсанцерена рассматривается также проблема соотношения в этой школе абсолютной и относительной истин. Выдвинутые Г. Лувсанцереном теоретические и методологические разработки исследований философии мадхъямики послужили основой создания школы буддологии в Монголии.
Важное место в научной деятельности Г. Лувсанцерена занимает его сотрудничество с советскими и российскими учеными. Вместе с основоположником изучения истории монгольской философии и общественно-политической мысли профессором Ч. Журдером он стоял у истоков совместного исследовательского проекта двух стран "Антология монгольской мысли". Г. Лувсанцерен принимал участие в выработке концепции этого проекта, определении списка мыслителей, отборе произведений. "Антология" хронологически охватывает всю историю духовного развития Монголии начиная с первых представителей первобытного, методологического сознания и кончая развитыми, имевшими определяющее значение буддийскими системами мысли. И в этом есть бесспорная заслуга Г. Лувсанцерена. Он неоднократно бывал в Советском Союзе, России, участвовал в совместных научных форумах, не раз был их организатором, у него было много друзей среди российских коллег, у которых он всегда пользовался высоким научным авторитетом.
Г. Лувсанцерен внес значительный вклад в развитие высшей школы в Монголии. В течение многих лет он читал курсы по философским дисциплинам в Монгольском государственном университете. Под его руководством было защищено более 20 докторских и кандидатских диссертаций.
Монгольское государство высоко оценило его заслуги в развитии науки и образования - он удостоен звания заслуженного деятеля науки Монголии, награжден орденом Полярной Звезды, Почетной медалью Труда и др.
В памяти тех, кому выпало счастье общаться с ним, Лувсанцерен Гелегжамцын останется жизнерадостным, добрым, обаятельным, чутким и внимательным человеком, всегда готовым помочь людям науки. Честность, порядочность были его жизненными принципами.
Новые публикации: |
Популярные у читателей: |
Новинки из других стран: |
Контакты редакции | |
О проекте · Новости · Реклама |
Цифровая библиотека Казахстана © Все права защищены
2017-2025, BIBLIO.KZ - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту) Сохраняя наследие Казахстана |