Libmonster ID: KZ-2711

Статья посвящена вопросу об усилиях государственного руководства постсоветского Казахстана преодолеть кризис экономики вследствие распада единого хозяйственного комплекса СССР и перевести ее на рельсы устойчивого роста и модернизации. Выявляются причины, по которым путь индустриализации и диверсификации экономики на новой технологической базе фактически оказался единственно приемлемым для обеспечения не только ее роста, но и государственной целостности страны. Рассматриваются основные задачи первых двух государственных программ ускоренного развития: первого пятилетнего плана на 2010-2014 гг., в котором основной упор был сделан на диверсификацию промышленности, и второго - на 2015-2019 гг., в котором главной задачей стала реализация крупных инфраструктурных проектов.

Ключевые слова: анклав, диверсификация, индустриализация, инновации, модернизация, экономический рост, нефтяная промышленность, переходная экономика, стратегия, транспортная инфраструктура.

Казахстан в настоящее время - единственное государство в СНГ, в котором лозунг форсированной модернизации поставлен его руководством во главу угла не только долговременной (до 2050 г.), но и текущей экономической политики. Хотя еще недавно, на рубеже 1990-2000-х гг. и в первые годы нового века, сама возможность такого выбора подвергалась большому сомнению. К тому было немало оснований.

По уровню индустриализации Казахстан к концу советской власти занимал промежуточное положение между Россией и (по тогдашнему названию) среднеазиатскими республиками, хотя и несколько ближе к ним. В нем были созданы крупные анклавы горной промышленности и металлургии, добычи и переработки нефти, товарного зернового хозяйства. Но промышленность лишь частично была оснащена современными технологиями, к концу существования советского государства уже сильно устаревшими. Вся экономика делилась на три сектора, каждый из которых находился в своем кругу административной распределительной системы: союзного, республиканского и местного подчинения. Соответственно ранжировалось плановое снабжение их материальными и финансовыми ресурсами и распределение продукции. Казахстан занимал важные позиции в добыче некоторых металлических руд, черной и цветной металлургии, в производстве зерновых культур, заметно присутствовал в нефтяной промышленности. По оценке С. Жукова и О. Резниковой [Жуков, Резникова, 2001, с. 52], на промышленность союзного подчинения в 1989 г. приходилось две трети основных фондов, половина занятости и около половины продукции. Но эти производства были слабо увязаны с остальной экономикой республики. Предприятия более низких уровней подчинения во всех отношениях уступали предприятиям союзного значения. "Структура экономического комплекса бывшего Советского Союза, кстати, во многом доставшаяся в наследство и нам в Казахстане, - написал президент РК Нурсултан Назарбаев в своей

стр. 80
книге "На пороге XXI века", - была крайне деформирована и нацелена на удовлетворение запросов добывающих отраслей и ВПК. Естественно, что она никоим образом не могла способствовать повышению уровня конкурентности экономики" [Назарбаев, 1996, с. 17].

После распада СССР лишь часть из тех элементов экономики Казахстана, которые прежде были включены в вертикальные связи, сохранила определенные шансы восстановить или найти новый спрос на свою продукцию. Местные предприятия оказались малоспособными конкурировать с импортными товарами на открывшихся рынках. В итоге почти все отрасли производства товаров либо с трудом выживали (металлургия, машиностроение, пищевая промышленность, сельскохозяйственные предприятия), либо оказались на грани исчезновения (прежде всего легкая промышленность).

В результате этого в Казахстане переплелись три процесса. Первый: кризис и сокращение производства из-за разрыва прежних связей. Второй: стихийная санация, вплоть до выбраковки, всех элементов ранее созданной экономики - уже на основе новых критериев рациональности, появившихся в результате рыночных реформ. Третий: усилия хотя бы частично восстановить старые и выстроить новые хозяйственные связи. Поэтому на первых порах изменения в экономике приняли характер обвала, который лишь с середины 1990-х гг. перешел в более или менее плавное снижение с появлением очагов стабилизации и восстановительного роста. Решающим фактором стало образование казахстанско-иностранного сектора нефтегазовой промышленности, в котором к концу 1990-х гг. был достигнут прежний уровень добычи и начался быстрый рост производства.

ПОИСК НОВОЙ СТРАТЕГИИ

Однако к концу XX в. валовой продукт страны не достиг и трех четвертей от советского уровня, даже несмотря на значительное увеличение вклада в него нефтегазового комплекса. Изменилась и структура валового продукта: утратило типичное для социалистической экономики доминирующее положение производство товаров и на первый план вышло производство услуг. Такая тенденция, характерная для современного мира, в Казахстане проявилась не вследствие роста общественной производительности труда, а как результат спада в большинстве отраслей производства товаров; перехода от системы госзаказа и административного распределения к рыночным отношениям, сокращения государственных расходов на экономику.

В таких условиях упор государственного руководства на развитие экспортного нефтегазового сектора стал вызывать у казахстанской общественности тревогу за будущее страны. Возникли опасения, что она двинулась по известному пути "нефтяных монархий" Арабского Востока. Тем более что в страну были приглашены крупнейшие иностранные компании. "Пример процветания стран Персидского залива, - написал казахстанский аналитик С. Смирнов, - раскрасил степные просторы Казахстана миражами неизбежной "кувейтизации". В результате картина - нефтяная вышка среди ковыльных степей или песков и коммерческий киоск при ней обретает все большую реальность... Пассивное ожидание "кувейтизации" страны способствует распаду несырьевого производственного комплекса". Из этого, - заключил он, - вытекает уже не "кувейтский", а "нигерийский" вариант [Смирнов, 2000]. В нашей стране созвучным с таким предсказанием оказалось мнение уже цитированных выше С. Жукова и О. Резниковой, что в Казахстане сложился "особый тупиковый вариант дуализма": "Несколько десятков экспортных и энергетических предприятий превращаются в анклав", отдача от которого целиком зависит от мировой конъюнктуры, а сам он использует местную электроэнергетику и транспортную инфраструктуру в качестве доноров. Правда, авторы сделали оговорку: "Ближайшие годы покажут, станет ли сложившаяся дуальная структура и далее развиваться по тупиковому варианту, при котором анклавный харак-

стр. 81
тер экспортного сектора может даже усилиться, или будут предприняты необходимые шаги для выправления ситуации". Либо государство создаст механизм эффективного использования поступлений от экспорта нефти внутри страны, либо остальная экономика окажется в состоянии "депрессивной стабилизации" [Жуков, Резникова, 2001, с. 139]

Пессимизм в отношении будущего экономики Казахстана отвечал и распространенным взглядам на перспективу его государственности. "Политическая власть, - посчитала американский политолог Марта Олкотт, - становится синонимом власти экономической, а Казахстан начинает напоминать другие страны-экспортеры сырья с немногочисленной элитой". Его политическая система - это "нечто среднее между автократией и олигархией" [Олкотт, 2003, с. 258]. Казахстанский политолог Н. Масанов обратил внимание на ту "чрезвычайно важную" роль, которую в казахстанской политике играет среди элиты соперничество родовых объединений - жузов - и внутри жузов [Масанов, 2003, с. 365]. А самая жесткая оценка выглядит примерно так: Назарбаев и его окружение сознательно взяли курс "на построение "султанистского" авторитарного режима, лишь прикрытого демократическим фасадом" [Калишевский, 16.05.2014].

В этой статье не имеется в виду анализировать состояние казахстанской государственности по существу. Такие оценки приведены лишь затем, чтобы показать: последующий выбор президента Назарбаева в пользу форсированной модернизации стал для многих неожиданным. Даже несмотря на то, что еще в 1997 г. им была утверждена "Стратегия - 2030" с задачей поднять Казахстан до уровня современных "азиатских тигров". "Сегодня мы находимся на пороге больших возможностей, - заявил президент. - Многие из вас знают, как некоторые из беднейших стран Азии выкарабкались из нищеты в течение 30 лет и стали процветающими индустриальными государствами. <...> В результате таких успехов эти страны известны во всем мире как Азиатские Тигры. Существуют ли причины, по которым Казахстан, со всеми его возможностями, не может добиться того же самого? Их нет. К 2030 году, я уверен, Казахстан станет Центральноазиатским Барсом и будет служить примером для других развивающихся стран" [Послание народу Казахстана, 12.10.1997]. За этим последовал целый ряд стратегических программ и планов, рассчитанных па разные сроки. Но попытки реализовать их дважды - в 1998 и 2008 гг. - прерывались воздействием на Казахстан международных экономических кризисов. И наконец, на фоне выхода из последнего кризиса, был сформулирован и утвержден комплексный, расписанный по конкретным целям, задачам и показателям Государственный план форсированного индустриально-инновационного развития (ГПФИИР) на 2010-2014 гг. (Государственная программа по форсированному индустриально-инновационному развитию, 2010), несколько позже он стал составной частью "Стратегии "Казахстан - 2050". Что же подтолкнуло президента на этот путь?

Свою роль, вероятно, сыграл его предыдущий опыт: от секретаря парткома крупнейшего Карагандинского металлургического комбината - до Предсовмина, первого секретаря ЦК КП республики и даже (в политически турбулентные 1990-1991 гг.) члена Политбюро ЦК КПСС. Тем более что Казахстан был одним из самых важных элементов хозяйственного комплекса СССР, превосходя большинство союзных республик по уровню промышленного развития и вовлеченности населения в индустриальный труд. Притом настолько, что даже чуть ли не катастрофический спад в первой половине 1990-х гг. все-таки не отбросил его далеко назад в доиндустриальную экономическую и социальную архаику. А первые же успехи в развитии нефтегазового комплекса дали новый важный ресурс - из тех, что могут быть легче всего мобилизованы для стабилизации и перестройки экономики. Особенно, если главные резервы роста, которые были заложены в механизм прежней хозяйственной системы, оказались исчерпанными.

Далее, результаты усилий 1990-х гг., а затем кризис 2008-2009 гг. показали, насколько в экономике страны ограничены потенциал восстановительного роста и

стр. 82
способность сохранившихся анклавов экономики к интеграции в национальную воспроизводственную систему. Казалось бы, мощным локомотивом роста может стать нефтегазовый сектор. К началу кризиса 2008 г. добыча нефти увеличилась почти в 3 раза (около 80 млн. т), газа - более чем в 4 раза. На топливно-энергетические ресурсы пришлось 70% экспорта и более 20% ВВП. Однако связь нефтегазового сектора с экономикой страны ограничивалась лишь отчислениями в бюджет и созданным в 2008 г. Фондом национального благосостояния "Самрук-Казына"1. Это, правда, сыграло важную стабилизирующую роль в годы кризиса. Но в целом ни государство, ни рынок не оказались готовыми активно вести дело к гармонизации экономики. "Политика диверсификации, - констатирует программа ФИИР, - столкнулась с отсутствием необходимой критической массы для ее продвижения... В докризисный период рыночная экономика Казахстана формировалась эволюционно. Движение экономики задавалось экспортно-сырьевым сектором и дешевыми зарубежными кредитами". "Приоритеты бизнеса не совпадали с приоритетами государства по развитию обрабатывающих производств, выпускающих продукцию с высокой добавленной стоимостью. Кредиты частных банков направлялись, главным образом, в торговлю и строительство. Из более 100 млрд. долл. прямых иностранных инвестиций, привлеченных в экономику за первые два десятилетия, 85% пришлось на сырьевые отрасли" [Государственная программа..., 2010, с. 7-10].

Кризис высветил все слабости казахстанской экономики. Резкое снижение стоимости экспорта привело к девальвации тенге. Спад производства затронул все отрасли за исключением нефтегазового комплекса. Это ударило по жизненному уровню населения, среди которого две трети составляют наемные работники. Использование поступлений нефтегазового сектора для производственного и потребительского импорта, а также пополнения Фонда национального благосостояния оказалось лишь способом поддержания простого воспроизводства и вялого роста экономики на базе устаревших основных фондов, по большей части близких к полному физическому износу. Еще не вполне сложилась конкурентная среда. Этому препятствуют монополизация рынков тяжелой промышленности, слабость средних и малых предприятий, давление "серого" импорта, а также "висящий" сектор экономики в виде государственных предприятий железнодорожного транспорта, энергетики, хозяйственной и коммунальной инфраструктуры. Суть проблемы этой части экономики заключена в неоднозначных критериях оценки ее деятельности. С одной стороны, это экономические показатели: вложения, отдача, прибыль, рентабельность, с другой - ее особая значимость как элемента хозяйственной и социальной инфраструктуры.

Неопределенность экономической перспективы породила еще одну опасность - архаизацию социальной структуры общества, в котором прежде доминировал наемный труд. Но ко времени кризиса его численность и доля в общей занятости сократились вдвое. Свыше половины работников потеряла обрабатывающая промышленность. Еще хуже оказалось положение в строительстве: сокращение занятости более чем в три раза. В противоположность этому самостоятельно занятое население увеличилось с менее 5% до почти 45%. Особенно за счет сельского хозяйства, доля которого в общей занятости увеличилась с прежней четверти до трети при многократном уменьшении вклада в валовой продукт - с 30% до немногим более 5%. В основном за счет разбухания сектора крестьянских и семейных хозяйств [Александров, 2013, с. 170-173]. Такие изменения чреваты и серьезными социально-культурными последствиями. По мнению Н. Масанова, - существенными изменениями в системе социальных и культурных предпочтений, трудовой этики и общественной морали. "В городскую индустриальную среду привносятся традиционные социальные и культурные нормы, не совпадаю-

1 Самрук - легендарная птица, подобная орлу; казына - казна, в данном случае фонд.

стр. 83
щие с трудовыми навыками и этикой промышленного производства" [Масанов, 1999, с. 135].

Наконец, серьезно задуматься над опасностями выбора в пользу "кувейтизации" не могут не побуждать экономгеографические и социально-демографические особенности Казахстана как последствия советской форсированной индустриализации. В республике сложились четыре крупных экономгеографических региона:

- Северный Казахстан: диверсифицированная промышленность, механизированное сельское хозяйство, развитая транспортная инфраструктура, преобладание русского населения;

- Южный Казахстан: слабее, чем на севере, промышленность и сельское хозяйство, преобладание казахов на селе и русских в городах;

- Западный Казахстан: очаговая промышленность, низкая плотность населения с преобладанием казахов;

- Восточный и Юго-Восточный Казахстан: неравномерно распределенная по территории промышленность, сельское хозяйство только в предгорной зоне, преобладание русских в городах, казахов на селе.

Эти четыре региона разделяет "слабый, обреченный на стагнацию и демографическую смерть массив территориального ядра" [Затулин, Грозин, Хлюнин, 1998, с. 11].

Такой модели соответствует и сугубо неравномерное территориальное распределение городов - также серьезная помеха на пути интеграции экономического, социального и государственного организма республики. С. А. Панарин (ИВ РАН) характеризует эту модель следующим образом: "Городская сеть в Казахстане - очень разреженная (по одному городскому поселению на 10 тыс. кв. км), при этом города и поселки городского типа распределены по территории страны крайне неравномерно. Средние и крупные по размеру города в основном прижаты к границам Казахстана; в результате мы видим не столько сеть, сколько подкову городов, разомкнутую на юго-западе" [Панарин, 2005, с. 48]. К этому добавилась и дезинтеграция населения в виде межэтнического разделения труда: преобладание русского населения в промышленности, механизированном сельском хозяйстве, в образовании, науке, культуре и управлении [Агропромышленный комплекс СССР, 1990, с. 82-83; Ерофеева, 1999, с. 160-161].

МОДЕРНИЗАЦИЯ: СТИМУЛЫ И ДЕЙСТВИЯ

В итоге безотносительно к личным предпочтениям президента Назарбаева можно констатировать, что, с какой стороны не взглянуть, выбор в пользу "кувейтского" пути оказался бы губительным для казахстанской государственности. Экономика республики, волею истории предоставленная самой себе после развала СССР, в 1990-е гг. обнаружила драматический недостаток потенциала восстановления и - главное - выстраивания единой системы общественного воспроизводства. Государственные инвестиции были ограниченными, а национальный бизнес еще не окреп. Поэтому динамика экономики поддерживалась в основном экспортным нефтегазовым сектором и дешевыми зарубежными кредитами. Казахстанская промышленность предстала не как единая отрасль, а скорее как конгломерат предприятий или их отдельных групп, слабо связанных внутренним разделением труда. Они по отдельности оказались в зависимости от цен мирового рынка, а также от низкого внутреннего спроса и возможностей импортировать оборудование, комплектующие и материалы. Национальный бизнес, со своей стороны, проявил интерес только к тем сферам деятельности, в которых можно рассчитывать на быструю окупаемость вложений: к торговле, услугам, жилищному строительству, недвижимости. И эта картина накладывалась на фон слабых связей между предприятиями и отраслями хозяйства, разобщенности регионов, низкой эффективности государственного управления, стянутого в единый

стр. 84
центр. Сокращение производства вело к безработице и снижению жизненного уровня населения, к архаизации социального организма, создавало угрозу общественной стабильности. В стране, особенно на юге, начали активнее проявляться сепаратистские тенденции.

Все эти проблемы окрасил в еще более драматические тона кризис 2008-2009 гг. Видимо, это и побудило президента Назарбаева уже в феврале 2008 г. усилить экономическую функцию государства. В очередном "Послании народу" он обещал активизировать внутренние инвестиционные ресурсы с повышением роли государственных холдингов, институтов развития, социально-предпринимательских корпораций. В нефтегазовой отрасли стала быстро расширяться сфера контроля государственной компании "КазМунайГаз". Затем в 2010 г., когда миновал пик кризиса, президент объявил о начале реализации долгосрочной Государственной программы форсированного индустриально-инновационного развития под лозунгом "Диверсификация экономики -ключ к успеху" [Послание 29 января 2010 г.].

В основу этой программы положены задачи Стратегии "Казахстан - 2050", о которой президент Назарбаев впервые говорил в своем годовом послании в декабре 2012 г. Ее главная цель - "создание общества благоденствия на основе сильного государства, развитой экономики и возможностей всеобщего труда, вхождение Казахстана в тридцатку самых развитых стран мира" [Послание 17 декабря 2012 г.]. Позже - в январском послании 2014 г. он представил ее более полный и разделенный на этапы вариант. Поскольку "Стратегия - 2050" фактически поглотила все предыдущие программы, целесообразно рассмотреть именно ее основные положения [Послание 17 января 2014 г.].

Стратегия "Казахстан - 2050" определяет семь долгосрочных приоритетов:

1. "Всеобъемлющий экономический прагматизм".

2. Всесторонняя поддержка предпринимательства.

3. Новые принципы социальной политики: социальные гарантии и личная ответственность.

4. Знания и профессиональные навыки - ключевые ориентиры системы образования.

5. Укрепление государственности и развитие казахстанской демократии.

6. Продвижение национальных интересов и укрепление региональной и глобальной безопасности.

7. Новый казахстанский патриотизм - "основа успеха нашего многонационального и многоконфессионального общества".

Показатели стратегии ориентированы на принципы и стандарты государств - членов ОЭСР. Это ежегодный рост ВВП не ниже 4%; увеличение инвестиций с нынешних 18 до 30% ВВП; внедрение наукоемкой модели экономики и увеличение до 70% доли несырьевой продукции в экспортном потенциале; рост финансирования науки до уровня не ниже 3% ВВП; снижение в 2 раза его энергоемкости; доведение к 2050 г. доли малого и среднего бизнеса в ВВП не менее чем до 50% с нынешних 20%; повышение производительности труда в 5 раз - с нынешних 24.5 тыс. до 126 тыс. долл. В социальной сфере: увеличение в 4.5 раза ВВП на душу населения - с 13 тыс. до 60 тыс. долл.; превращение Казахстана в страну с преобладанием среднего класса; повышение доли городских жителей с 55% до 70% населения; увеличение продолжительности жизни до 80 лет и выше.

Весь период до 2050 г. разделен на восемь пятилеток, из которых первая - только что завершившаяся программа на 2010-2014 гг., главной задачей которой было "обеспечение устойчивого и сбалансированного роста экономики через диверсификацию и повышение ее конкурентоспособности". Двигателями проектов должны были выступать Фонд национального благосостояния "Самрук-Казына", системообразующие компании ТЭК и металлургии, а также стратегические иностранные инвесторы. ТЭК

стр. 85
и другие экспортные отрасли должны были исполнять роль локомотивов индустриализации путем развития производств последующих переделов и распространения мультипликативного эффекта на сопряженные секторы экономики. Особое значение было придано (чрезвычайно важному для дезинтегрированной экономики страны) сочетанию региональной специализации и вертикальной интеграции с формированием территориальных кластеров и агломераций.

Во главе институтов государственной денежной и финансовой политики стоит Национальный банк РК как инструмент макроэкономической политики государства. Ниже находится система институтов стабилизации и развития экономики через финансовую поддержку отечественных предприятий и инвестиционных проектов всех уровней. Государственные финансовые ресурсы должны направляться как через государственных, так и через частных операторов. К последним отнесены банки второго уровня, международные институты развития, негосударственные лизинговые и инвестиционные компании, другие финансирующие организации. Центральное положение во всей этой системе занимает уже упоминавшийся Фонд национального благосостояния "Самрук-Казына". При этом государство взяло на себя финансирование системных и секторальных мер поддержки, развития инфраструктуры, а частный сектор, включая управляющие холдинги, национальные холдинги и компании, нацелили на финансирование конкретных проектов. Общий объем прямых инвестиций в плановые проекты был определен в 6.5 трлн тенге, или 43 млрд. долл. (по курсу на то время). Центральное место занимали инвестиции в нефтегазовый комплекс. Требовалось в 2014 г. довести добычу нефти до 85.0 млн. т (120% к 2008 г.), природного газа до 54 млрд. куб. м (164%); экспорт нефти - до 75 млн. т (119%); переработку нефти на казахстанских НПЗ - до 15 млн. т (122%). Добычу нефти имелось в виду увеличивать в основном за счет развития месторождения Тенгиз2 и казахстанского сектора Каспия (месторождение Кашаган и соседние участки). Но при этом продукция несырьевых секторов хозяйства должна была достичь 40% объема экспорта. Требовалось также обеспечить опережающее развитие энергетической, транспортной и инфокоммуникационной инфраструктуры, добиться перелома в развитии отечественного предпринимательства [Государственная программа..., 2010, с. 2-64].

К началу 2015 г. официальные итоги выполнения программы еще не были подведены. Поэтому можно апеллировать только к неполным периодическим правительственным отчетам, в которых еще отсутствуют данные за весь 2014 г. Ниже приведены их главные базовые показатели [Показатели Государственной программы по форсированному индустриально-инновационному развитию.... N 3, 2014, с. 5-16]:

- Рост ВВП в реальном выражении в 2014 г. - не менее чем на 38.4% к 2008 г.: 2008 г. - 100.0; 2013 г. - 129.9.

-Рост ВДС (валовой добавленной стоимости) несырьевого сектора к 2015 г. -39.5% к 2008 г.:

2008 г. - 100.0; 2013 г. - 130.4 (I III кв. 2014 г. к 1-Ш кв. 2008 г. - 130.7).

- Рост ВДС обрабатывающей промышленности к 2015 г. - 43.6% к 2008 г.: 2008 г. - 100,0; 2013 г. - 125.8 (I-III кв. 2014 г. к I-III кв. 2008 г. - 125.6).

- Увеличение доли обрабатывающей промышленности в ВВП до 12.5% к 2008 г.: 2008 г. - 11.8; 2013 г. - 10.7 (I-III кв. 2014 г. к 1-III кв. 2008 г. - 10.9).

- Рост производительности труда в обрабатывающей промышленности не менее чем в 1.5 раза к 2008 г.:

1-III кв. 2014 г. к 1-III кв. 2008 г. - 135.5.

- Экспорт несырьевых товаров в течение пятилетки продемонстрировал сильные колебания и на конец пятилетия оказался ниже (81.2%) исходного показателя.

2 Нефтегазовое месторождение в Атырауской области Казахстана, в 350 км к юго-востоку от г. Атырау. Относится к Прикаспийской нефтегазоносной провинции.

стр. 86
-Объем добычи нефти, включая газовый конденсат, тыс. т (план 2014г. -85 млн. т):

2008 г. - 70 671.0; 2009 г. - 76 482.6; 2010 г. - 79 684.8; 2011 г. - 80 060.9; 2012 г. -79 224.5; 2013 г. - 81 786.7 (I-III кв. 2014 г. к I-III кв. 2008 г. - 113.1%).

- Объем добычи природного газа, млрд. куб. м (план 2014 г. - 54 млрд. куб. м):

2008 г. - 32.9; 2009 г. - 35.9; 2010 г. - 37.4; 2011 г. - 39.5; 2012 г. - 40.1; 2013 г. (I-III кв. 2014 г. к I-III кв. 2008 г. - 127.8%).

Не только приведенные выше, но и другие данные официальных отчетов и материалы аналитиков не дают нужного представления о качественных изменениях в казахстанской экономике за это время (см., например: [Тлеубердиева, 2014]). Видно, что большая часть конкретных целей не достигнута полностью, хотя определенные положительные изменения и общий экономический рост (пусть невысокий) все-таки происходили. Но не оправдалось ожидание высоких темпов добычи нефти и газа, в первую очередь из-за задержек в освоении ключевых месторождений Тенгиз и Кашаган. С конца 2014 г. использование экспортных доходов для реализации планов форсированной индустриализации стал все сильнее осложнять лопнувший "пузырь" мировых цен на нефть.

Однако это оказалось не единственной проблемой стратегии модернизации, избранной на первое пятилетие ФИИР. Негативную роль сыграли существенные дефекты самой - переходной от административной (социалистической) к рыночной - модели национальной экономики. Прежде всего слабость национального частного капитала. На то, что факторы, которые определяют поведение частного бизнеса в Казахстане, не вполне отвечают задаче форсированной модернизации индустриальной экономики, было указано еще в программе на первое пятилетие. Другой проблемой стала тоже заранее известная дезинтеграция национального хозяйственного организма по территориальным и воспроизводственным линиям - вертикальным и горизонтальным. Все это подтолкнуло к созданию системы реализации программы, в которой сильный государственный распределительный механизм был призван сочетать масштабные государственные проекты с вовлечением в процесс модернизации крупного, среднего и малого частного бизнеса и созданием на этой основе укрупненных и внутренне интегрированных экономгеографических регионов.

Но в ходе реализации программы выявились существенные недостатки и самой системы управления, основанной на однонаправленных (сверху вниз) командах без обратных (снизу вверх) связей при обсуждении и реализации проектов. Именно потому серьезным просчетом оказалось смещение многих задач пятилетки в сферу ответственности регионов. Они зачастую не обеспечивали привлечение зарубежных и отечественных инвестиций, мобилизацию местных ресурсов, контроль за своевременной и качественной реализацией проектов. В программы нередко попадали предприятия, неконкурентоспособные даже на внутреннем рынке и не обеспеченные сырьем. Несмотря на приоритеты индустриализации, большинство из более 770 предприятий пришлось на аграрный сектор и строительство, а из 30 с лишним крупных проектов только 5 были связаны с выпуском готовой продукции [Today.kz </ru> 29.08. 2014; Ак Жол, 06.12.2012].

Неудивительно, что уже в своем последнем (от 17 ноября 2014 г.) в завершавшейся пятилетке обращении к народу Н. Назарбаев распорядился во второй пятилетке на 2015-2019 гг. ограничить число приоритетов индустриализации. Прежде всего повысить эффективность добывающих секторов, окончательно определиться по сценариям добычи нефти и газа, поддержать экспортный потенциал нефтегазового сектора, наращивать разработку редкоземельных металлов, учитывая их значимость для наукоемких отраслей экономики. А также выйти на мировой рынок геологоразведки, привлекая в нее инвестиции зарубежных инжиниринговых компаний. Еще раньше, в августе 2014 г. президент сделал новые важные шаги в сторону дальнейшей централизации

стр. 87
государственного управления экономикой [Казахстан: Президент реорганизовал правительство, 2014].

Количество министерств было сокращено с семнадцати до двенадцати, а девять агентств переведены в министерства в виде комитетов. При этом Министерство экономики и бюджетного планирования преобразовано в Министерство национальной экономики с передачей ему функций ряда республиканских комитетов. Создано несколько новых министерств:

Министерство по инвестициям и развитию с функциями бывших министерств индустрии и новых технологий, транспорта и коммуникаций, агентства по связи и информации, национального космического агентства. За ним же закреплены вопросы энергоэффективности и геологии.

Министерство энергетики ("Я считаю, что сейчас настало время сосредоточить энергетику в одних руках", - сказал президент), которому переданы полномочия министерств нефти и газа, индустрии и новых технологий, окружающей среды и водных ресурсов.

Министерство здравоохранения и социального обеспечения, которому переданы функции министерств здравоохранения,труда и социальной защиты.

Министерство культуры и спорта, которому передаются функции и полномочия Минкультуры, агентств по делам религий, спорта и физической культуры. Приняты и другие меры по перераспределению функций между министерствами и ведомствами в направлении их централизации. Впрочем, меры по укреплению государственной вертикали руководства экономикой оказались нацеленными уже не столько на приоритеты первой пятилетки - развитие промышленности, сколько на другие цели. В своем очередном Послании народу в ноябре 2014 г. президент Назарбаев объявил об изменениях в стратегии модернизации.

ВТОРАЯ ПЯТИЛЕТКА - СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПОВОРОТ

Речь шла о новой экономической политике Казахстана "Нұрлы Жол" ("Светлый путь") [Послание Президента, 11.11.2014].

В тактическом плане (при низких мировых ценах на нефть и не до конца преодоленных последствиях мирового кризиса) экономическая политика государства ориентируется на выполнение социальных обязательств перед населением и на приоритетную поддержку тех отраслей хозяйства, которые "создают наибольший мультипликативный эффект на рост экономики и занятости". В стратегическом плане произведен важный поворот от форсированной модернизации промышленности к развитию транспортной, энергетической, индустриальной и социальной инфраструктуры, а также малого и среднего бизнеса как массовой базы экономического роста и занятости. Для этого мобилизуются резервы, ранее аккумулированные в Национальном фонде3.

Еще в феврале 2014 г. было принято решение выделить из Фонда 500 млрд. тенге как первый транш из 1 трлн тенге для поддержки экономического роста и занятости в 2014-2015 гг. двумя траншами. Теперь подлежат распределению вторые 500 млрд. тенге (2747 млн. долл.) на следующие цели:

- 100 млрд. тенге (549.5 млн. долл.) - на льготное кредитование малого и среднего бизнеса и крупного предпринимательства, на проекты в пищевой и химической промышленности, в машиностроении, сфере услуг, а также на докапитализацию Фонда проблемных кредитов.

- 250 млрд. тенге (1374 млн. долл.) - на оздоровление банковского сектора и выкуп "плохих" кредитов.

1 Объем ассигнований в тенге приводится (в скобках) и в долларовом эквиваленте. На начало 2015 г. курс колебался вокруг 182 тенге за 1 долл. США. ВВП РК на конец 2014 г. равнялся 233 млрд. долл.

стр. 88
- 81 млрд. тенге (445 млн. долл.) в 2015 г. - на завершение строительства первого комплекса сухого порта4, инфраструктуры специальных экономических зон "Хоргос-Восточные ворота" и "Национальный индустриальный нефтехимический технопарк" в Атырау и Таразе.

- 40 млрд. тенге (219.8 млн. долл.) в 2015 г. дополнительно к 25 млрд. тенге (137.4 млн. долл.) на продолжение строительства комплекса ЭКСПО-2017.

- 29 млрд. тенге (159.3 млн. долл.) в 2015 г. на развитие столичного аэропорта с целью увеличения его пропускной способности с 3.5 до 7.1 млн. человек в 2017 г.

Н. Назарбаев подчеркнул, что именно План инфраструктурного развития, рассчитанный на вторую пятилетку, будет стержнем новой экономической политики. В нем намерены участвовать более 100 зарубежных компаний, а общий инвестиционный портфель составит 6 трлн тенге (33 млрд. долл.); доля государства - 15%. Его главные проекты:

1. Развитие транспортно-логистической инфраструктуры в рамках формирования макрорегионов по принципу хабов5. Инфраструктурный каркас свяжет макрорегионы с Астаной и между собой магистральными автомобильными, железнодорожными и авиалиниями по лучевому принципу. Основные автодорожные проекты: Западный Китай-Западная Европа; Астана-Алматы; Астана-Усть-Каменогорск; Астана-Актобе-Атырау; Алматы-Усть-Каменогорск; Караганда-Жезказган-Кызылорда; Атырау-Астрахань. Также продолжится создание логистического хаба на востоке и морской инфраструктуры на западе страны. Повышению экспортного потенциала в западном направлении через порты на Каспии будут способствовать паромная переправа из порта Курык и железнодорожная линия Боржакты-Ерсай. Предполагается строительство или аренда терминалов в сухих и морских портах Китая, Ирана, России и странах ЕС.

2. Развитие индустриальной инфраструктуры в существующих и создаваемых специальных экономических зонах. Отдельное направление - инфраструктура для туризма, в котором создание одного рабочего места обходится в 10 раз дешевле, чем в промышленности.

3. Развитие энергетической инфраструктуры. Ограниченность магистральных сетей вызывает дефицит электроэнергии в южных регионах страны, природного газа - в центральных и восточных областях. Усилия должны быть сосредоточены на строительстве высоковольтных линий Экибастуз-Семей-Усть-Каменогорск и Семей-Актогай-Талдыкорган-Алматы. Это позволит создать сбалансированное обеспечение казахстанскими электростанциями всех регионов страны.

4. Модернизация инфраструктуры ЖКХ и сетей водо- и теплоснабжения. Общая потребность в инвестициях составляет не менее 2 трлн тенге (11 млрд. долл.) с ежегодным выделением до 2020 г. из всех источников финансирования не менее 200 млрд. тенге (1.1 млрд. долл.). Для стимулирования инвестиций из зарубежных и отечественных источников следует ежегодно направлять до 100 млрд. тенге (550 млн. долл.) дополнительно к уже предусмотренным в бюджете средствам.

5. Укрепление жилищной инфраструктуры. Формирование агломераций в ходе реализации стратегии развития сопровождается повышением мобильности населения и усилением его давления на рынок труда и инфраструктуру городов, включая жилищный фонд. Государство будет строить социальное жилье для долгосрочной аренды населению с правом выкупа без посредников и под максимально низкие проценты за кредит. Поэтому государственное финансирование строительства арендного жилья дополнительно увеличивается на 180 млрд. тенге (1 млрд. долл.) в течение 2015-2016 гг.

4 Сухой порт - внутренний терминал, непосредственно связанный автомобильным или железнодорожным сообщением с морским портом. Выполняет функции центра для перевалки морских грузов на внутренних направлениях.

5 Хаб крупный пересадочно-перегрузочный транспортный узел.

стр. 89
6. Развитие социальной инфраструктуры. В систему школьного образования дополнительно к трехлетнему бюджету будет направлено 70 млрд. тенге (385 млн. долл.); на сокращение дефицита мест в дошкольных организациях в течение 3 лет - 20 млрд. тенге (110 млн. долл.) с привлечением частного сектора. В рамках программы индустриализации определены 10 вузов, на базе которых будет обеспечиваться связь науки с отраслями экономики и подготовка кадров. На формирование их материально-технической базы до 2017 г. будет направлено 10 млрд. тенге (55 млн. долл.).

7. Продолжение поддержки малого и среднего бизнеса (МСБ) и деловой активности. К началу второй пятилетки полностью освоены 100 млрд. тенге из Нацфонда, направленные на эти цели. Это позволило создать 4.5 тыс. рабочих мест. Созданы беспрецедентные условия кредитования бизнеса всего под 6% на 10 лет. "Таких условий у нас в стране, - подчеркнул президент, - ранее не было". Для дальнейшей поддержки МСБ как драйвера экономического роста и увеличения его доли до 50% ВВП к 2050 г. государство будет стремиться использовать кредитные линии АБР, ЕБРР и Всемирного банка на общую сумму 155 млрд. тенге (851 млн. долл.) в 2015-2017 гг. По 3 млрд. долл. будет выделяться ежегодно в течение 2015-2017 гг. из Нацфонда. Обязательное условие: инвестиции должны сопровождаться структурными реформами, для чего необходимо обеспечить сотрудничество с международными финансовыми организациями. Всемирный банк, АБР, ЕБРР и Исламский банк развития уже готовы выделить 9 млрд. долл. на 90 приоритетных проектов.

Н. Назарбаев завершил свое обращение на высокой ноте, подчеркнув тем самым значение нового стратегического поворота:

"Дороги - это линии жизни для Казахстана. В наших необъятных просторах вокруг дорог всегда возникала и развивалась жизнь. Мы обязаны создать такую транспортную сеть, чтобы от Астаны во все стороны расходились автомобильные, железнодорожные и авиационные магистрали. Как от сердца - артерии. Как от солнца - лучи. Новые магистрали, которые построят казахстанцы, обновят нашу экономику и общество. Они накрепко свяжут все уголки нашей страны с центром. Ускорятся и увеличатся грузопотоки. Возрастут объемы транзита через страну. Наши граждане будут ездить по современным и качественным автомагистралям, смогут безопасно и быстро добираться в любой регион. Улучшится социальная инфраструктура, новые и современные школы и больницы будут оказывать высококачественные услуги. В итоге это отразится на благосостоянии и качестве жизни каждого казахстанца. А самое главное - все это останется на нашей земле как богатство наших будущих поколений" [Послание Президента, 11.11.2014].

* * *

Подводя общий итог на основе опыта первого (2010-2014 гг.) пятилетия ГПФИИР, можно заключить, что ни сама экономика Казахстана, ни государственный аппарат управления еще не готовы к решению такой задачи, как фронтальная по масштабам и форсированная по срокам модернизация индустриальной экономики. Можно полагать, что именно это стало главной побудительной причиной поворота Н. Назарбаева к новой стратегии - концентрации усилий на проектах национального и международного значения.

Похожим образом, но на десять лет раньше, таким путем пошло российское государственное руководство, поставив во главу угла своей экономической стратегии реализацию мегапроекта - развития и международной экспансии нефтегазового сектора ТЭК [Александров, 2007].

Но если в нашей стране такая стратегия фактически оказалась альтернативой модернизации ее широко диверсифицированной индустриальной экономики, то в Казахстане при всех уже отмеченных слабостях его социально-экономического организма и системы управления такое решение представляется более обоснованным. Особенно,

стр. 90
если учесть, что оно вписывается в общий тренд усилий основных игроков евразийской экономики и политики - стремление превратить этот материк в единое хозяйственное пространство - от Западной Европы с Ближним Востоком до Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Агропромышленный комплекс СССР. Статистический сборник. Госкомстат СССР. М.: Финансы и статистика. 1990.

Ак жол требует усилить ответственность за ГПФИИР // HeadLine.kz. URL: http://headline.kz/ 6 декабря 2012 (дата обращения: 25.08.2014).

Александров Ю. Г. Может ли Россия стать "Евроазиатским тигром ". М.: ИВ РАН, 2007.

Александров Ю. Г. Казахстан перед барьером модернизации. М.: ИВ РАН, 2013.

Государственная программа по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан на 2010-2014 годы. Астана, 19.03.2010. URL: http://acorda.ru/category/site guide (дата обращения: 11.10.2014).

Ерофеева И. Региональный аспект славянской миграции из Казахстана (на примере Сeвeро-Казахстанской и Восточно-Казахстанской областей) // В движении добровольном и вынужденном. Постсоветские миграции в Евразии. М.: Наталис, 1999.

Жуков С. В., Резникова О. Б. Центральная Азия в социально-экономических структурах современного мира. М.: ИМЭМО, 2001.

Затулин К., Грозин А., Хлюпин В. Национальная безопасность Казахстана. Проблемы и перспективы. М.: Ин-т стран СНГ, 1998.

Казахстан: Президент реорганизовал правительство // МИА "Фергана", 06.08.2014. URL: http://www. fergananews.com/news/22509 (дата обращения: 16.08.2014).

Калишeвский М. Казахстан: взлеты и падения демократической оппозиции // МИА "Фергана", 16.05.2014. URL: http://www.fergananews.com/articlcs/8140/(дата обращения: 16.08.2014).

Масанов Н. Миграционные метаморфозы Казахстана // В движении добровольном и вынужденном. Постсоветские миграции в Евразии. М.: Наталис, 1999.

Масанов Н. Казахская политическая и интеллектуальная элита // Евразия. Люди и мифы. Сост. и отв. ред. С. А. Панарин. М.: Наталис, 2003.

Назарбаев Н. На пороге XXI века. Алматы: ОНЕР, 1996.

Олкотт М. Б. Казахстан. Непройденный путь. Москва Вашингтон: Московский Центр Карнeги, 2003.

Панарин С. А. Казахстан: города и урбанизация в мeжпeрeписной период (1989-1999) // Вестник Евразии. М., 2005, N 3 (29).

Показатели Государственной программы по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан на 2010-2014 гг.. Астана, январь-сентябрь 2014 г. URL: http:// www.stat.gov.kz/faces/wcnav_externalId/publicationsGPFIIR? afrLoop=534352008489511#%40%3F_ afrLoop%3D534352008489511%26_adf.ctrl-state% (дата обращения: 16.10.2014).

Послание Президента Республики Казахстан Н. А. Назарбаева народу Казахстана 16.10.1997. URL: http://www.akorda.kz/ru/page/page poslanic-prezidenta-respubliki-kazakhstan-n-a-nazarbaeva-narodu-kazakhstana-oktyabr-1 997-g 1343986436 (дата обращения: 12.09.2014).

Послание Президента Республики Казахстан Н. А. Назарбаева народу Казахстана 29 января 2010 г. URL: http://www.akorda.kz/ru/category/gos_programmi_razvitiya (дата обращения: 10.09.2014).

Послание Президента Республики Казахстан Н. А. Назарбаева народу Казахстана 17 декабря 2012 г. URL: http://www.akorda.kz/ru/category/gos_programmi_razvitiya (дата обращения: 12.09.2014).

Послание Президента Республики Казахстан Н. А. Назарбаева народу Казахстана 17 января 2014 г. URL: http://www.akorda.kz/ru/catcgory/gos_programmi_razvitiya (дата обращения: 12.09.2014).

Послание Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева народу Казахстана. Астана, 11.11 2014. Нурлы Жол - путь в будущее. URL: http://www.stat.gov.kz/faces/homePage/PresidentPage/PrcsidentPage11 adf. etrl-state=y2s6jahdd_37&_afrLoop=41639683119918 (дата обращения: 07.12. 2014).

Смирнов С. Нефтяные миражи // Нефтегазовая вертикаль. N 11. 2000. URL: http://www.ngv.ru (дата обращения: 07.02.2012).

Тлеубeрдиeва С. Анализ формирования и реализации политики индустриально-инновационного развития Республики Казахстан // Экономика и статистика. Астана, 2014, N 4. URL: http:// www.stat. gov.kz/faces/wenav_externalId/publicationsJournals?afrLoop=272662506708138#%40% 3F_ afrLoop%3D272662506708138%26 adf.ctrl-state. (дата обращения: 08.01.2014).

Today.kz 29 августа 2014. URL: http://today.kz/news/kazakhstan (дата обращения: 12.09.2014).

стр. 91


© biblio.kz

Постоянный адрес данной публикации:

https://biblio.kz/m/articles/view/КАЗАХСТАН-ФОРСИРОВАННАЯ-МОДЕРНИЗАЦИЯ-В-ДЕЙСТВИИ

Похожие публикации: LКазахстан LWorld Y G


Публикатор:

Urhan KarimovКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://biblio.kz/Karimov

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

Ю.Г. АЛЕКСАНДРОВ, КАЗАХСТАН: ФОРСИРОВАННАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ В ДЕЙСТВИИ // Астана: Цифровая библиотека Казахстана (BIBLIO.KZ). Дата обновления: 29.11.2024. URL: https://biblio.kz/m/articles/view/КАЗАХСТАН-ФОРСИРОВАННАЯ-МОДЕРНИЗАЦИЯ-В-ДЕЙСТВИИ (дата обращения: 29.11.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - Ю.Г. АЛЕКСАНДРОВ:

Ю.Г. АЛЕКСАНДРОВ → другие работы, поиск: Либмонстр - КазахстанЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Urhan Karimov
Astana, Казахстан
13 просмотров рейтинг
29.11.2024 (2 часов(а) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
Ю.Г. АЛЕКСАНДРОВ. КАЗАХСТАН ПЕРЕД БАРЬЕРОМ МОДЕРНИЗАЦИИ
Каталог: Экономика 
2 часов(а) назад · от Urhan Karimov
АРХИВНОЕ ВОСТОКОВЕДЕНИЕ
Каталог: История 
2 часов(а) назад · от Urhan Karimov
ХУБСУГУЛЬСКОЕ ВОССТАНИЕ 1932 г. В МОНГОЛИИ
Каталог: История 
2 часов(а) назад · от Urhan Karimov
NATIONS AND NATIONALISM IN THE MUSLIM WORLD
3 часов(а) назад · от Urhan Karimov
BULYASH KHOYCHIEVNA TODAEVA (1915-2014)
Каталог: Вопросы науки 
3 часов(а) назад · от Urhan Karimov
СОВРЕМЕННОЕ ПОЛИТИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ПАКИСТАНА И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СТРАНЫ
Каталог: Вопросы науки 
5 часов(а) назад · от Urhan Karimov
К ВОПРОСУ О ХАРАКТЕРЕ ОБЩИНЫ У ДРЕВНИХ ТЮРКОВ VI-VIII вв.
Каталог: История 
6 часов(а) назад · от Urhan Karimov
МОНГОЛЧУУД. XVII-XX ЗУУНЫ ЭХЭН ΥЕ ЗУРАГТ ТΥΥХ
Каталог: Культурология 
8 часов(а) назад · от Urhan Karimov
АРИФ АЛИЕВ. КУРАЙШИТЫ. ИСТОРИКО-ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЙ СПРАВОЧНИК
10 часов(а) назад · от Urhan Karimov
ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА. ПРОБЛЕМЫ СОЦИОЕСТЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ
Каталог: Вопросы науки 
10 часов(а) назад · от Urhan Karimov

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

BIBLIO.KZ - Цифровая библиотека Казахстана

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры Библиотеки

КАЗАХСТАН: ФОРСИРОВАННАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ В ДЕЙСТВИИ
 

Контакты редакции
Чат авторов: KZ LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Цифровая библиотека Казахстана © Все права защищены
2017-2024, BIBLIO.KZ - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие Казахстана


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android