Libmonster ID: KZ-73

Вопрос о присоединении нерусских народов к России имеет большое политическое и научное значение.

В советской историографии 30-х годов вследствие пагубного влияния антимарксистских взглядов школы Покровского эта проблема решалась неправильно. Для некоторых работ, посвященных истории Средней Азии, было характерно умолчание прогрессивных последствий этого присоединения при одностороннем подчёркивании захватнической политики царизма и идеализация таких антинародных, реакционных движений, как восстание султана Кенесары Касымова в 1837 - 1846 гг. и Андижанское восстание 1898 г., направленных на восстановление ханской власти и на обращение истории вспять, к наиболее варварским формам феодального произвола. Подобная вульгаризаторская концепция смыкалась, по существу, со взглядами буржуазных националистов, которые под покровом критики царской политики в Туркестане смазывали классовый антагонизм среднеазиатского общества, идеализировали господство ханов, баев и манапов, всячески пытались посеять национальную рознь и недоверие между народами СССР.

Коммунистическая партия и Советское правительство помогли советским историкам преодолеть антиисторические, антимарксистские взгляды по истории народов СССР. Большую роль в разоблачении этих взглядов сыграли партийные организации Советского Востока. Ныне тезис о прогрессивности присоединения нерусских народов к России для советских историков не является спорным. В ряде книг и статей, опубликованных в центральной и местной печати, даётся в основном правильное решение этого вопроса. Однако развёрнутое изучение этой темы только начинается.

Авторы настоящей статьи1 делают попытку на основе конкретного материала осветить некоторые вопросы, связанные с изучением характера присоединения к России народов Средней Азии.

*

Связи русского народа с народами Средней Азии восходят к глубокой древности. Торговые связи Руси со странами Средней Азии проходили по каспийско-балтийскому пути, освоенному, возможно, с ещё более раннего времени, чем путь черноморско-балтийский, и существовавшему одновременно с ним2 . Известны также факты дипломатических отношений Руси со среднеазиатскими правителями. Так, в 986 г. киевским князем Владимиром были направлены послы к правителю Хорезма. Произведения таких среднеазиатских авторов, как Фирдоуси, Гардези, Носири Хисроу, Навои, свидетельствуют о том, что в Средней Азии издавна знали русских и других славян и интересовались ими3 .

В тяжёлые годы монгольского ига связи между народами Средней


1 В разработке основных положений этой статьи принимал участие покойный Б. К. Рубцов.

2 Древнейшее известие о каспийско-балтийском пути принадлежит арабоязычному географу Ибн-Хордадбеху. См. В. В. Бартольд. История изучения Востока в Европе и в России. Л. 1925, стр. 165 - 166.

3 В "Шахнаме" Фирдоуси говорится о славянских богатырях ("Шахнаме". Т. П. Изд. Рамазани. Тегеран. 1934 - 1935, стр. 206, строки 4904 - 4905). См. также опублико-

стр. 21

Азии и Русью ослабли, но полностью они не прекращались. Так, русские летописи упоминают о присутствии в Нижнем Новгороде в 1364 г. многих бухарских и хивинских купцов. Позже, в XV в., связи Средней Азии с Русью заметно расширились. Новая полоса в развитии этих взаимосвязей начинается со времени образования Русского централизованного государства. В силу более быстрого социально-экономического развития России в этих связях всё более явственно выступает цивилизующая роль России в отношении народов Средней Азии.

В России в это время значительно выросли производительные силы и расширились рыночные связи. В XVII в. начал складываться всероссийский рынок. Русское государство значительно опередило в своём развитии феодальные ханства Средней Азии, где, начиная с XVI в., наблюдались некоторый застой в развитии производительных сил и консервация феодальных и феодально-патриархальных отношений. В этих условиях связи с Россией приобретали для народов Средней Азии особенно важное значение.

Большое значение для развития торговых и дипломатических связей Средней Азии с Россией имело включение в состав Русского государства Казанского (1552) и Астраханского (1556) ханств и Западной Сибири (1581). Важными центрами торговли Средней Азии с Россией стали Тобольск и Астрахань; восстанавливались давно проторённые торговые пути. В то же время сокращалась торговля Средней Азии с Персией4 , с Ближним Востоком, с Китаем, а также с Индией (особенно в XVII в. в связи с длительными войнами моголов и сефевидов за обладание Кандагаром).

В среднеазиатской торговле, начиная с XVI в., всё большее значение приобретал путь к низовьям Волги. Инициатива в установлении связей с Россией в то время исходила преимущественно от Средней Азии, ибо она из-за своей экономической отсталости и указанных внешнеполитических обстоятельств в большей мере нуждалась в этих связях, чем Россия5 . Достаточно привести даты посольств из Средней Азии в Россию в XVI в.: 1550, 1557, 1558, 1564, 1565, 1580, 1583 и 1589 годы6 .

Ещё более усилились торговые и дипломатические сношения в XVII веке7 . Экономическая потребность в торговле между Средней Азией и Россией была настолько сильна, что она непрерывно расширялась, несмотря на большие трудности, сопряжённые с набегами ханов кочевых племён и необходимостью подчас сопровождать караваны большими воинскими отрядами8. В XVIII в. уже каждые 5 - 6 лет в Москву и Петербург приходили посольства из Бухары и Хивы, целью которых было


ванные В. В. Бартольдом сообщения таджикского историка XI в. Гардези о русских купцах и о царе русов (В. В. Бартольд. Отчёт о поездке в Среднюю Азию с научной целью. СПБ. 1897, стр. 101, 124) и рассказ таджикского автора XIII в. Ауфи о русских славянах (В. В. Бартольд. Статья в ЗВО. Т. IX. 1895, стр. 262 - 367); упоминание о славянах-воинах у таджикского философа и поэта XI в. Носири Хисроу в его "Сафар Намэ" ("Книга путешествия"). М. 1933, стр. 115.

4 См. характеристику обстановки, создавшейся после установления власти сефевидской династии в Персии, объявления шиизма государственной религией и отторжения Хорасана от Средней Азии в работе Н. Д. Миклухо-Маклая "К истории политических взаимоотношений Ирана со Средней Азией в XVI веке". "Краткие сообщения Института востоковедения АН СССР". Вып. IV. 1952, стр. 17.

5 См. С. В. Жуковский. Сношения России с Бухарой и Хивой за последнее трёхсотлетие. Птгр. 1915.

6 В XVI в. установились дипломатические связи Русского государства с Бухарой, Балхом, Ургенчем. В 1550 г. посольства оттуда прибыли в Москву (Н. М. Карамзин. История государства Российского. Т. 13. 5-е изд. СПБ. 1845. Прим. 258). В конце XVI в. дипломатические связи между Средней Азией и Русским государством настолько укрепились, что в Москве, например, воспитывался царевич Махметкул, дядя известного Абулгази.

7 В XVII в. Россию посетили 12 хивинских и 12 бухарских посольств. С русской стороны известны посольства Хохлова (1620), Ивана Федотова (1669), братьев Пазухиных (1670), Даудова и Касимова (1675).

8 См. А. В. Панков. К истории торговли Средней Азии с Россией XVI - XVII веков. Ташкент. 1927, стр. 31.

стр. 22

расширение торговли; одним из основных торговых центров стал Оренбург.

В XIX в. ещё больше расширились политические и торговые связи России со Средней Азией. В начале века ежегодный вывоз из России в Среднюю Азию в среднем определялся суммою около 1 млн. руб., а ввоз из Средней Азии - около 2 млн.; в 1825 г. вывоз из России составлял 4 млн. руб., ввоз - 6 млн. рублей. В середине- XIX в. вывоз оценивался в 15 млн. руб., ввоз - в 10,5 млн. рублей9 .

Важно рассмотреть состав товаров. В середине XIX в. из Средней Азии в Россию ввозились полуфабрикаты, сырьё, причём 25% всего импорта составляла хлопковая пряжа. Из России в Среднюю Азию шли готовые изделия и металл, составлявшие 15% общего ввоза. Металл, который ввозился в Среднюю Азию (медь в листах и "досках", железо, сталь и чугун), был русским. Вывоз из России в Среднюю Азию значительно превышал ввоз, а сама Россия по отношению к Средней Азии выступала как страна промышленная.

Направленный в Бухару русский горный инженер Бутенев писал в 1843 г.: "Если бухарцы, не имея собственного чугуна, все чугунные изделия получают из России в виде чугунной посуды, особенно котлов, то заводы их пользуются единственно нашим чугуном из поломанной или испорченной в употреблении или при перевозке чугунной посуды". Он же сообщал о том, что в Бухару приезжали русские мастера: "Булатный мастер эмира, считаемый лучшим в Бухаре, кузнец златоустовских заводов"10 . Наблюдения Бутенева о зависимости Бухары от ввоза чугуна из России можно с полным правом распространить также и на ввоз других металлов. Зависели от ввоза из России и остальные среднеазиатские ханства - Кокандское и Хивинское, также почти не имевшие собственного производства металлов11 .

О том, какое серьёзное хозяйственное значение имела для Средней Азии торговля с Россией, можно судить и по следующему факту: когда в 1836 г. в торговле наступил временный перерыв, цены на мануфактуру в Хиве поднялись на 15%, а цены на хлопок-сырец снизились на 50%. В 1861 г. и позже, когда вследствие гражданской войны в США с русского рынка исчез американский хлопок, цены на среднеазиатский хлопок поднялись с 4 - 5 до 22 - 23 руб. за пуд, что немедленно вызвало значительный рост посевных площадей под хлопок в Средней Азии. Следовательно, экономическая жизнь Средней Азии была существенным образом связана с русской торговлей.

Уже в середине XIX в. около 60% всей внешней торговли Средней Азии приходилось на долю России. Россия являлась единственной страной, из которой Средняя Азия получала основные, необходимые ей товары.

*

Социально-экономическое положение народов Средней Азии накануне их присоединения к России мало изменилось по сравнению с тем, что было в XVI - XVII веках. По-прежнему шли нескончаемые феодальные войны между ханствами, что приводило к разорению хозяйства и к задержке развития производительных сил.


9 "Сборник сведений по истории и статистике внешней торговли России". Под. ред. В И. Покровского. Т. I. СПБ. 1902, стр. XXXI. Ср. также данные в работе Я. В. Ханыкова "Пояснительная записка к карте Аральского моря и Хивинского ханства". "Записки Русского географического общества". 1850, кн. 5-я, стр. 20.

10 "Мануфактурные и горнозаводские известия", 15 января 1843 года.

11 П. И. Небольсин. Очерки торговли России со Средней Азией. СПБ. 1856, стр. 27, 31. Сводку данных о состоянии горнорудного дела и обработки металлов в среднеазиатских ханствах, показывающую зависимость этих ханств от ввоза металлов из России, см. в работе М. Е. Массона "К истории горного дела на территории Узбекистана". Ташкент. 1953, стр. 47 - 48, 54, 60, 67, 69, 71 - 72.

стр. 23

Правда, в первой половине XIX в. в Средней Азии продолжали развиваться товарно-денежные отношения. В среднеазиатских ханствах увеличивался удельный вес денежных налогов, росла внутренняя и внешняя торговля. Н. В. Ханыков сообщает, что Бухара, Самарканд, Карши являлись центрами, где устанавливались цена на товары и курс денег12 . Имеются свидетельства источников о деятельности скупщиков, которых русский путешественник-востоковед П. И. Пашино называл "капиталистами". Так, по его наблюдениям, в текстильном производстве "богатые купцы посылали своих комиссионеров (далол) в разные места для закупки товаров из первых рук, для заключения подрядов на поставки товаров и для других операций"13 . Описывая деятельность этих скупщиков, П. И. Пашино сообщает: "Капиталист раздаёт известным ему семействам очистку хлопка, другим прядение, третьим ткачество, четвертым окраску и т. д., что не обязывает его ни к устройству помещения для мастерских, ни к покупке станков, ни к плате в то время, которое рабочий сидел бы без работы"14 .

В ремесленном производстве Средней Азии имела место известная, специализация различных городских центров: Самарканд славился выработкой бумаги, распространённой также в Ташкенте и Коканде; Гиссар - выделкой оружия, причём обработкой металлов были заняты также ремесленники Самарканда, Коканда, Намангана, Уратюбе и Карши. Хлопчатобумажные изделия и шёлковые ткани вырабатывались в Бухаре, Ташкенте, Коканде, Ходженте и т. д.15 . Всё это свидетельствовало о развитии простого товарного хозяйства в среднеазиатских ханствах.

Однако простое товарное хозяйство ещё не вело к капитализму. В Средней Азии не было мануфактур, не применялись машины, не был распространён в сколько-нибудь широких размерах наёмный труд. Основными товарами внутренней торговли в среднеазиатских ханствах были продукты земледелия, ремесленные же изделия занимали в торговле сравнительно незначительное место16 . Основой хозяйственной жизни являлось земледелие.

По свидетельству Н. В. Ханыкова, мануфактурной промышленности в Бухарском ханстве не было вовсе, кроме одного чугунолитейного завода. "Между предпринимателями, - пишет Н. В. Ханыков, - нельзя найти в целом ханстве таких капиталистов, какие есть между торговцами"17 . При этом следует отметить, что купеческая собственность ничем не была обеспечена от посягательств феодальных правителей и жадной своры их чиновников. Уже упоминавшийся выше Бутенев пишет: "В Бухарии, где даже ремёсла стоят на низшей точке совершенства, заводского дела нет, да и не может быть до тех пор, пока правительство там будет действовать в таком духе, в каком действует оно поныне. Устройство казённых заводов не может иметь места потому, что тамошнее правительство слишком невежественно, не видит настоящей пользы таких заводов и не имеет средств и знающих людей для устройства их". "Частные же люди, если бы и нашлись из них желающие, на подобное предприятие не решились бы потому, что не пожелали бы открыть перед жадным правителем капи-


12 Н. В. Ханыков. Описание Бухарского ханства. СПБ. 1843, стр. 161.

13 П. И. Пашино. О фабричной и торговой деятельности в Туркестане. "Известия Русского географического общества" N 1. 1867. Т. III, стр. 184.

14 Там же.

15 "Русский Туркестан". Вып. П. М. 1872.

16 Об этом сообщает Н. В. Ханыков, указывая затем, что внутренняя торговля Бухарского ханства "довольно обширна по числу рынков, но весьма незначительна по капиталам, приводимым ею в обращение" (Н. В. Ханыков. Указ. соч., стр. 161).

17 Н. В. Ханыков. Указ. соч., стр. 111. Сводку материалов по этому вопросу см. в докторской диссертации Е. В. Бунакова "Развитие капитализма в Узбекистане". Ташкент. 1942.

стр. 24

талы свои и в случае хорошего действия заводов опасались бы видеть их взятыми в казну"18 .

В городах Средней Азии в первой половине XIX в. сохранялось засилье феодалов, которые продолжали применять по отношению к ремесленникам феодальные формы эксплуатации. Система подношений феодалу, его постоянное грубое вмешательство и вторжение в частную собственность ремесленника и торговца, феодальная иерархия в самой цеховой организации - всё это приводило к чрезвычайной консервации ремесленного производства, тормозило развитие мануфактур, препятствовало широкому применению наёмного труда и развитию капиталистических форм производства.

Один из наиболее серьёзных исследователей истории Средней Азии, покойный П. П. Иванов, отмечал, что в рассматриваемое время здесь "в руках одного и того же лица нередко сосредоточивались наряду с крупными земельными участками также значительное количество торговых и ремесленных предприятий". А при наличии такого рода условий, делал вывод П. П. Иванов, "класс феодалов не только играл доминирующую роль в местном землепользовании, но и оказывал большое влияние на ход торговли, особенно внешней"19 .

Важнейшим моментом, определявшим характер социально-экономических отношений в среднеазиатских ханствах, являлось господство феодальной собственности на землю. В первой половине XIX в. некоторые формы феодального землевладения в среднеазиатских ханствах оставались такими же или почти такими же, какими они были в XVI - XVII вв. и даже в ещё более ранние времена. Характерно, что в Бухарском ханстве всё более широкое распространение получал институт "танхо", то есть передача целых кишлаков служилым феодалам, которые получали при этом право взимать в свою пользу налоги с населения этих кишлаков20 . У народов Средней Азии, находившихся на сравнительно более высоком уровне социально-экономического развития (узбеки, таджики), в основном господствовали развитые феодальные отношения, а у кочевников и полукочевников - скотоводов (казахов, киргизов, туркмен, каракалпаков) - патриархально-феодальные отношения.

Ко времени присоединения к России народы Средней Азии были разорваны, разъединены границами феодальных ханств - Бухарского, Хивинского и Кокандского. Границы эти были весьма непостоянны. Феодальная раздробленность Средней Азии и междоусобия, сопровождавшиеся хищническим разрушением производительных сил, не уменьшались по сравнению с XVIII в., как ошибочно полагают некоторые историки21 , а в ряде случаев даже увеличивались, о чём свидетельствуют и письменные источники и устные сказания. Достаточно напомнить, что против одного только города Уратюбе было совершено 15 походов кокандского хана Алим-хана. Насрулла-хан Мангит за 20 лет предпринял 32 похода против Шах-рисябза.

Мургабский оазис, Уратюбе, Ходжент и многие другие города и области Средней Азии были опустошены. Сельское хозяйство подрывалось в самой своей основе. Были истоптаны хлопковые поля, разрушалась ирригационная сеть. Тысячами уничтожались люди и в ходе феодальных


18 "Мануфактурные и горнозаводские известия", 1 января 1843 года.

19 П. П. Иванов. О феодальных отношениях в Средней Азии (рукопись в архиве Института востоковедения АН СССР), стр. 81.

20 П. П. Иванов определяет этот институт следующим образом: "Наиболее распространенным видом пожалований в XIX в. являлось танхо - пожалование тому или иному лицу права взимать в свою пользу ренту-налог, поступавшую ранее в казну государства. Юридически лицо, получившее такого рода условное пожалование, собственником земли не являлось, и власть его ограничивалась правом изъятия в свою пользу прибавочного продукта с крестьян, непосредственно обрабатывающих землю" (П. П. Иванов. Указ. соч., стр. 75).

21 См. "История народов Узбекистана". Т. II. Ташкент. 1947, стр. 116.

стр. 25

усобиц и при подавлении вспышек народных движений - во время восстаний против эмиров, ханов и их властей. В результате походов кровавого эмира бухарского Насруллы, прозванного в народе "кассовом" (мясник), запустели целые области, погибли земледельческие оазисы, уменьшилось число жителей в ханстве. Садриддин Айни рассказывает о характерном эпизоде: при подавлении одного восстания в горной Бухаре бухарский эмир Музаффар-хан (1860 - 1885) велел отрубить головы тысяче пленных и лично наблюдал за выполнением этой массовой казни22 . Во время восстания китай-кипчаков при осаде Самарканда повстанцами было убито 5 тыс. человек из бухарского войска и погибло 10 тыс. китай-кипчаков23 .

Все три феодальных среднеазиатских ханства - Бухарское, Хивинское и Кокандское - представляли собой малоцентрализованные государства. Внутри этих ханств отнюдь не была преодолена феодальная раздробленность. Многие бекства, области и города лишь номинально подчинялись правителям ханств. Явно неверна оценка степени централизации государственной власти в среднеазиатских ханствах в первой половине XIX в., содержащаяся во втором томе "Истории народов Узбекистана". Авторы идеализируют деятельность эмира бухарского Насруллы-хана (1826 - 1860). Они утверждают, что Насрулла-хан "повел упорную борьбу за объединение в единое государство областей, номинально входивших в состав Бухарского ханства..., подавляя внутри своего государства всякие проявления феодального сепаратизма"24 . Вместе с тем не подчёркивается должным образом, что "объединительная" деятельность Насруллы-хана не привела к сколько-нибудь серьёзным результатам, что, несмотря на горы трупов убитых им людей и реки пролитой им крови, феодальный сепаратизм внутри Бухарского ханства продолжал сохраняться.

Также глубоко ошибочно утверждение авторов II тома "Истории народов Узбекистана" о преодолении экономического упадка в Средней Азии в первой половине XIX века. Эта концепция перекликается с буржуазно-националистической "теорией", будто присоединение к России прервало процесс подъёма хозяйства в среднеазиатских ханствах. Авторы II тома "Истории народов Узбекистана" полагают, что экономический и политический упадок в Средней Азии, достигнув наибольшей глубины в середине XVIII в., начал якобы преодолеваться уже к концу XVIII века25 . Это противоречит историческим фактам.

К середине XIX в. в среднеазиатских ханствах увеличилась эксплуатация и усилился феодальный произвол. Совершенно грабительские формы приняло взимание феодальной ренты. В Бухаре был введён новый налог, особенно тяжело отразившийся на ремесле и торговле, - базарный сбор "аминона". Доходы эмирской казны сокращались в результате перехода крестьянских хозяйств в число "танхо" и роста вакуфных земель. Чтобы увеличить свои доходы, эмир Насрулла ввёл систему "яргу" - конфискацию имущества26 . Всё это привело к назреванию всеобщего недовольства и возмущения сложившимся положением. Такова была внутренняя обстановка в среднеазиатских ханствах накануне присоединения их к России.


22 См. С. Айни. Таърихи амирони Мангития (на тадж. яз.). М. 1925, стр. 32 - 33.

23 П. П. Иванов. Восстание китай-кипчаков в Бухарском ханстве 1821 - 1825 гг. М. -Л. 1937, примечание к стр. 105.

24 См. "История народов Узбекистана". Т. П., стр. 166.

25 Там же, стр. 114 - 116.

26 Как сообщает Ахмад Махдум, автор "Таърихчаи Бухоро" ("Краткая история Бухары"), "военное сословие, применяя несправедливость и насилие, наложило лапу на имущество населения. Если кто-нибудь из знатоков "фикха" (мусульманское законоведение) того времени заявлял, что это не соответствует шариату, эмир тут же каким-либо путём приписывал ему преступление и отдавал приказ о конфискации его имущества". ^

стр. 26

Характеризуя внешнеполитическое положение Средней Азии в этот период, следует прежде всего остановиться на фактах, свидетельствующих об агрессивности английской политики в отношении Средней Азии. Английские купцы стремились овладеть среднеазиатским рынком и вытеснить из него русские товары. Доставка товаров в Среднюю Азию из Индии обходилась, однако, значительно дороже, чем их доставка из России, Чтобы компенсировать невыгодность транспортировки и привлечь к себе среднеазиатских купцов, английские коммерсанты предлагали им долгосрочные кредиты золотом. Характеризуя английскую экспансию 1840 - 1850 гг. в Среднюю Азию, К. Маркс указывал: "Настоятельная необходимость беспрерывного расширения торговли, этот рок, преследующий современную Англию... эта неумолимая необходимость принуждает английскую торговлю наступать на внутреннюю Азию одновременно с двух сторон: с Инда и с Черного моря"27 .

Английская печать стала усиленно раздувать версию о якобы готовящемся походе царских войск в Индию. А тем временем английское правительство само осуществляло агрессию против Персии и Афганистана, готовясь к наступлению на Среднюю Азию, в которую засылались различные агенты под видом путешественников, торговцев и т. п.

В 1839 - 1840 гг., во время первой англо-афганской войны, англичане сделали попытку проникнуть в Среднюю Азию28 . Отряд англо-индийских войск вступил в границы узбекских ханств левобережья Аму-Дарьи, но в результате многих сражений был отброшен. Тот факт, что в ходе первой англо-афганской войны интервенты, временно захватившие Кабул, пытались проникнуть в Среднюю Азию, отмечали и некоторые английские буржуазные авторы29 . Овладев в 1843 г. Синдом и захватив в 1849 г. весь Пенджаб, английские колонизаторы готовились к дальнейшим завоеваниям. Однако национальное восстание в Индии (1857 - 1859) надолго ослабило их силы. Занятые укреплением пошатнувшегося положения в своей богатейшей колонии и перестройкой англо-индийской армии, они вынуждены были отложить свои планы дальнейшей экспансии в Среднюю Азию больше чем на десять лет.

Политика Ост-Индской компании в 50-х годах заключалась в использовании Афганистана и его эмира в качестве орудия в явной и тайной борьбе против русского влияния на Среднем Востоке. Несмотря на отпор, встреченный во время первой англо-афганской войны, английские дипломаты и генералы продолжали считать Афганистан своей непременной добычей в ближайшем будущем. В конце 1860-х годов так называемая "политика закрытой границы" английских властей на северо-западе Индии сменилась "наступательной политикой". Проведение давно подготовлявшейся агрессии в сторону Афганистана и Средней Азии было открыто признано официальным политическим курсом. Уже в 1865 г. началась подготовка англо-индийской армии к предстоявшим крупным операциям. Эти операции, как видно из деятельности англо-индийских штабов, намечено было вести не только в Афганистане, но и в Средней Азии30 .


27 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Т. IX, стр. 383.

28 См. Б. Г. Гафуров. История таджикского народа, стр. 377. "Новая история стран зарубежного Востока". Т. I. Изд. МГУ. 1952, стр. 405.

29 Это прямо признаёт ярый ненавистник России Роулинсон в своём известном сочинении "Англия и Россия на Востоке" ("England and Russia in the East". London. 1875). Он отмечает, что англичане пытались тогда завоевать Среднюю Азию, но безуспешно.

30 В конце 1860-х - начале 1870-х годов разведывательный отдел англо-индийского генерального штаба составил обширный военный справочник ("газеттир") "Центральная Азия" (то есть Средняя Азия). В этом трёхтомном справочнике содержались подробные сведения географического, топографического, этнографического характера о тех местах, которые были намечены как объект подготовляемой агрессии. Содержание справочника было строго секретным, но сведений о его составлении всё же проникли в печать (см. "The Geographical Magazine". 1876. April, p. 112 - 113).

стр. 27

В 1873 г. царская Россия, отказавшись от своих прежних предложений о нейтрализации Афганистана, заключила соглашение с Англией о его границах. Получив заверение, что Россия рассматривает Афганистан "вне сферы своего влияния", и заключив договор с Якуб-беком, правителем Кашгара31 , британские колонизаторы в 1878 г. начали войну против Афганистана32 . В 1880-х годах английские дипломаты старались спровоцировать на войну с Россией афганского эмира Абдурахмана, которому при поддержке Англии удалось подчинить себе в эти годы часть туркмен. Положение было особенно напряжённым во время "Пендинского конфликта" 1885 г., а затем в ходе борьбы за Памир между Англией и царской Россией, вплоть до Памирского разграничения 1895 года.

Таким образом, вплоть до завершения присоединения Средней Азии к России угроза народам Средней Азии со стороны английских захватчиков была вполне реальной. Можно со всей определённостью утверждать, что не будь Средняя Азия присоединена к России, она стала бы объектом агрессии английских колонизаторов.

*

Присоединение народов Средней Азии к России происходило далеко не одинаковым путём. В одних случаях оно совершалось путём завоевания, в других протекало в мирной форме (мирным путём произошло присоединение казахских жузов, Северной Киргизии, прикаспийских туркмен и туркмен Мургаба, части каракалпакского народа и т. п.). Поэтому называть это присоединение огульно завоеванием было бы неточно.

Весьма показательной для XVIII и начала XIX в. является тяга племён и народностей Казахстана и Средней Азии к переходу в русское подданство; этой тяге способствовали серьёзные экономические и политические обстоятельства. Известно, что в начале XVIII в. ханы казахских жузов изъявили желание перейти в подданство русского царя. В 40-х годах XVIII в. русское подданство добровольно приняла часть каракалпакского народа. К началу XIX в. просьбы о принятии в русское подданство поступали из самых различных частей Средней Азии, от разных племён. Например, туркмены Мангышлака (около 2500 кибиток) обратились к русскому правительству со специальным посланием по этому поводу и получили положительный ответ33 . Племена и народности Средней Азии и Казахстана предпочитали русское подданство подчинению феодальным ханствам - Кокандскому, Хивинскому и Бухарскому.

Имеется много сведений об откочёвках казахов из областей, подвластных кокандским ханам, во владения России.

В сообщении русского путешественника, Н. И. Потанина, проезжавшего в 1829 г. по Сибири через казахские степи в Кокандское ханство, говорится: "Не доходя до Голодной степи, почти в 600 верстах от Семипалатинска, встретили мы при речке Чумек киргизов (то есть казахов, которых в те времена русские часто называли киргизами. - Авт .) Конгратовской волости, которые бежали с реки Чуй от тягостных, по их словам, податей, взимаемых с них кокандским владетелем, и шли к Каркалинскому округу, желая отдаться под покровительство России"34 .

Во время боевых действий царских войск против военных сил кокандского хана в Чуйской долине (1860 - 1862) народные массы мест-


31 Заключение этого договора означало включение Кашгара в сферу влияния Англии и имело прежде всего стратегическое, военное значение (см. кандидатскую диссертацию Н. В. Байковой "Англо-кашгарский торговый договор 1874 г.". М. 1951).

32 В результате этой войны афганские эмиры вынуждены были признать свою зависимость от Англии в области внешней политики.

33 В. В. Бартольд. История изучения Востока, стр. 222.

34 "Киргизские степи и Кокандское ханство в начале XIX в. по описанию хорунжего Н. И. Потанина". Омск. 1916, стр. 205. Потанин добавляет, что он встретил до 300 юрт киргизов (казахов).

стр. 28

ного коренного населения (киргизов) относились сочувственно к русским. В 1862 г. некоторые отряды киргизов действовали совместно с русскими войсками против войск кокандских ханов. Активную поддержку русским войскам против войск кокандских и хивинских ханов оказывали каракалпаки и сырдарьинские казахи35 . От узбекского населения Ферганской долины во времена существования Кокандского ханства неоднократно поступали просьбы о введении в их землях русского управления. Во время Хивинского похода 1873 г. к командующему русскими войсками явилась депутация от каракалпакского и казахского населения низовьев Аму-Дарьи с просьбой о принятии их в русское подданство и о "введении у них тех порядков, которые существуют в Сыр-Дарьинской области"36 .

В основном мирным путём произошло присоединение прикаспийских туркмен. По решению Мервского маслахата (совета феодально-племенных вождей и старейшин) от 1 января 1884 г. приняли русское подданство туркмены Мервского оазиса, а затем по их примеру - туркмены Йолотанского и Пендинского оазисов.

Наступательная политика царизма в Средней Азии диктовалась колониальными устремлениями российского капитализма (искавшего себе новые внешние рынки) и военно-стратегической обстановкой. "Капитализм не может существовать и развиваться, - писал Ленин, - без постоянного расширения сферы своего господства, без колонизации новых стран и втягивания некапиталистических старых стран в водоворот мирового хозяйства. И это свойство капитализма с громадной силой проявлялось и продолжает проявляться в пореформенной России"37 . Ленин указывал, что русский капитализм создавал себе рынок для своих фабрик на Кавказе и в Средней Азии38 . Наступательная политика царизма стимулировалась также активной экспансией Англии в сторону Средней Азии. Эта экспансия создавала серьёзную угрозу безопасности России.

Колониальная политика царизма была направлена на порабощение народов Средней Азии. Эти народы были совершенно бесправны. Царизм подвергал их всяческим унижениям, называл "инородцами", душил всякое проявление национальной культуры.

Несмотря на это, Средняя Азия втягивалась в сферу народного хозяйства России, в ней неуклонно развивались капиталистические отношения. Они, несомненно, являлись шагом вперёд по сравнению с отсталым феодальным укладом, господствовавшим в Средней Азии до присоединения, хотя, как и повсюду, развитие капитализма сопровождалось разорением мелких производителей и всеми тяготами капиталистической эксплуатации.

Царизм способствовал сохранению деспотического режима и феодальных отношений в вассальных ханствах - Бухарском и Хивинском. Царская администрация покровительствовала неограниченному произволу и кровавым злодеяниям эмиров и ханов, режиму средневекового мракобесия.

Хотя царизм намеренно культивировал на окраинах патриархально-феодальный гнёт, пытался законсервировать феодальные отношения и задержать промышленное развитие, русские капиталисты в погоне за прибылью основывали промышленные предприятия в Средней Азии (первичная обработка хлопка, маслобойная промышленность и т. д.). Здесь строились железные дороги, что способствовало росту капиталистических отношений. В 1899 г. в основном было закончено строительство


35 См. Б. Г. Гафуров. История таджикского народа. Госполитиздат. М. 1952, стр. 382.

36 "Туркестанские ведомости", 14 августа 1873 года.

37 В. И. Ленин. Соч. Т. 3, стр. 522.

38 См. там же, стр. 521.

стр. 29

Закаспийской железной дороги, позднее переименованной в Среднеазиатскую. В 1906 г. сдана в эксплуатацию Оренбургско-Ташкентская железная дорога. В 1910 - 1916 гг. построены Ферганская, Бухарская и Семиреченская железные дороги. Со строительством железных дорог быстро росли кадры наёмных рабочих. Так, на Среднеазиатской и Оренбургско-Ташкентской дорогах работало более 15 тыс. рабочих. Железные дороги вовлекали народное хозяйство Средней Азии в орбиту влияния и развития капиталистического хозяйства. "Закаспийская дорога стала "открывать" для капитала Среднюю Азию"39 .

В результате присоединения к России создались гораздо более благоприятные условия для дальнейшего хозяйственного развития Средней Азии. Был положен конец феодальным междоусобицам и ликвидировано рабство. Быстро и успешно стали развиваться такие отрасли сельского хозяйства, как хлопководство, промышленное виноградарство, садоводство, бахчеводство, каракулеводство. Развитие основной отрасли хозяйства оседлых районов Средней Азии - земледелия - в первые же годы после присоединения её к России выразилось в быстром увеличении посевных площадей и сопровождалось весьма значительным увеличением населения, отчасти за счёт притока из сопредельных восточных стран. Как отмечается в "Истории народов Узбекистана", "в шестидесятых - семидесятых годах XIX в. в большей части районов Узбекистана, не входивших в состав Хивы и Бухары, посевная площадь увеличилась на 70 - 100% и более"40 .

Одним из непосредственных результатов присоединения и последующего хозяйственного развития явилось сближение трудящихся Средней Азии с русскими трудящимися. Земледельцы-дехкане местных национальностей многому научились у русских трудящихся, перенимая у них опыт, трудовые навыки, что способствовало развитию более передовых форм земледелия и животноводства. Влияние было не односторонним, а взаимным. Русские трудящиеся также перенимали трудовой опыт и навыки у местного населения: они научились методам поливного земледелия, освоили арычную систему орошения, местные сельскохозяйственные культуры, переняли приёмы возведения построек и типы жилищ, приспособленные к местным условиям (в частности, каркасные постройки) и т. п.

С другой стороны, влияние русских сказывалось не только в сельском хозяйстве, но и в быту коренного населения, в освоении им жилищ русского типа и т., п. Так, перешедшие к оседлости киргизы создали в 1900 г. первое оседлое поселение, Таш-Тюбе, "с домами русского типа и улицами, обсаженными деревьями"41 . Киргизы и казахи, не пользовавшиеся раньше колёсным транспортом, восприняли у русских крестьян их типы колёсных повозок (телега, бричка). Узбекские и таджикские мастера-строители заимствовали у русских и многие строительные приёмы.

Киргизы и казахи до встречи с русскими не знали косы и не заготовляли сена на зиму. Они держали скот всю зиму на подножном корму. В случае гололедицы, когда животные не могли разбить плотно слежавшийся снег копытами, чтобы добраться до сухой травы, покрывающей степи, наступала бескормица (джут) и происходил массовый падёж скота. Джут был страшным бедствием для скотовода-кочевника. После присоединения к России развитие капитализма, втягивание скотоводческого хозяйства в сферу рынка побуждали кочевников перейти к более интенсивному скотоводству. Общаясь и сближаясь с русскими крестьянами, казахи и киргизы знакомились с сенокошением и в некоторых районах ещё в дореволюционное время переняли косу для использования


39 В. И. Ленин. Соч. Т. 5, стр. 74.

40 "История народов Узбекистана". Т. 2, стр. 271.

41 М. А. Терентьев. История завоевания Средней Азии. Т. III. СПБ. 1906, стр. 380.

стр. 30

её в своём хозяйстве42 , Значение этого в экономической жизни скотоводов было очень велико.

Совершенно неизвестен был в Средней Азии картофель. В XIX в. картофель выращивался преимущественно в хозяйствах русских переселенцев, но с начала XX в. картофель всё в больших масштабах стал возделываться и в хозяйствах местного населения43 . Данные о распространении картофеля в Средней Азии (по четырём областям Туркестанского генерал-губернаторства), относящиеся к 1907 г.44 , свидетельствуют, что около 40% общей площади, занятой под картофелем, приходилось на долю хозяйств местного населения. В 1904 г. был пущен первый в Средней Азии сахарный завод близ ст. Кауфманской Среднеазиатской железной дороги. Местное население быстро освоилось с новой для него культурой - сахарной свёклой45 . В хозяйстве коренного населения были освоены также неизвестные до присоединения к России овёс, помидоры, длинноволокнистый хлопок; среди местных садоводов распространились новые для них сорта плодовых деревьев (в этом большую роль сыграли питомники). В таких областях, как Семиречье, быстро развивалось пчеловодство.

После присоединения Средней Азии к России сельскохозяйственные районы Туркестана постепенно утрачивали свою былую изолированность. Нарушалась патриархальная, феодальная замкнутость, росло классовое расслоение, усиливалось влияние города на деревню. Возникло много новых городов и русских поселений. Рядом со старыми городами возникли новые части городов в Ташкенте, Самарканде, Коканде, Бухаре (Каган), Чарджоу и т. д. Усиливался процесс капиталистического развития, возникали в нарастающих темпах фабрично-заводские предприятия, развивалась городская культура. Быстрый рост промышленных предприятий виден из того, что только в 1900 - 1906 гг. в Туркестане было построено 552 фабрично-заводских и 30 горных предприятий. Если с 1865 по 1900 г. на территории Самаркандской, Сыр-Дарьинской и Ферганской областей было открыто всего 170 промышленных заведений, то о 1900 по 1910 г. было открыто 220 предприятий, а за четыре года, с 1910 по 1914 г., - около 180 предприятий46 .

После присоединения к России в Средней Азии произошли существенные изменения не только в области экономики, но и в области культуры. В городах Средней Азии стали издаваться газеты, сначала на русском, а затем и на местных языках. Появляются книги и журналы, начинается изучение памятников материальной культуры и письменности. В 1870 г. в Ташкенте была основана астрономическая обсерватория. В Средней Азии русскими учёными был создан ряд научных обществ. Были открыты музеи. В 1880 г. в Ташкенте была организована публичная библиотека, имевшая вначале 10 тыс. томов книг на русском и иностранных языках, а затем быстро пополнившая свои фонды. Вслед за тем библиотеки были открыты в других крупных городах.

Одним из результатов присоединения Средней Азии было основательное изучение её русскими учёными, что создавало благоприятные возможности для использования природных богатств, возникновения горной промышленности и т. п. Над всесторонним изучением географии и геологии Средней Азии потрудились такие выдающиеся учёные, как П. П. Семёнов-Тянь-Шанский, Н. А. Северцев, Н. М. Пржевальский, А. П. Федченко, И. В. Мушкетов. Растительный мир исследовали


42 См. там же.

43 В. И. Масальский. Туркестанский край. СПБ. 1913, стр. 468 - 469.

44 Данные эти взяты из сводных таблиц, опубликованных в "Материалах к характеристике народного хозяйства в Туркестане". Т. I. СПБ. 1911, стр. 42 - 64.

45 В. И. Масальский. Указ. соч., стр. 469.

46 В. В. Заорская и К. А. Александер. Промышленные заведения Туркестанского края. СПБ. 1913, стр. 553.

стр. 31

В. Л. Комаров, В. И. Липский; Л. С. Берг изучал рыб, а Н. А. Зарудный - птиц Средней Азии.

Русские исследователи сделали очень много в изучении хозяйства, быта, этнографии, языков, истории народов Средней Азии. В области исследования языков Азии большое значение имеют труды акад. В. В. Радлова. Русские учёные исследовали таджикский язык, установив его отличие от персидского, его самостоятельность47 . Деятели русской культуры занимались изучением истории, этнографии, быта народов Средней Азии и Казахстана, знакомили с ним русское общество. Следует назвать В. И. Даля, В. В. Вельяминова-Зернова, Г. Н. Потанина, Н. А. Аристова, художника В. В. Верещагина. В исследовании истории народов Средней Азии большие заслуги принадлежат акад. В. В. Бартольду. Передовые деятели русской культуры сумели правильно оценить самобытность и оригинальность искусства, художественного ремесла народов Средней Азии, указывая на их местные, народные корни. Именно так ставит вопрос замечательный русский критик В. В. Стасов в своих статьях и заметках, касавшихся вопросов искусства народов Средней Азии48 .

Несмотря на все препятствия со стороны царских правителей и местных реакционеров, в Среднюю Азию проникала передовая культура русского народа, пробивали себе дорогу передовая русская литература и наука. В области народного образования вследствие реакционной политики царизма, препятствовавшего просвещению народных масс, в дореволюционной Средней Азии и Казахстане было сделано мало. Школьная сеть была невелика, охват школами местного населения крайне незначителен, процент грамотных очень низок.

Были организованы немногочисленные "русско-киргизские" (в Казахстане) и "русско-туземные" (в Средней Азии) школы для местного населения. Создавая эти школы, царские власти преследовали свои цели, желая воспитать в них переводчиков и других должностных лиц из коренного населения. Однако в действительности благодаря этим школам, в результате общения с учителями из демократически настроенной русской интеллигенции и с передовыми представителями русской науки лучшие люди из местной интеллигенции воспринимали элементы новой культуры, которой принадлежало будущее. Значительную пользу принесли сельскохозяйственные школы, существовавшие в некоторых городах Туркестана. Величайшее значение для передовых людей из местной интеллигенции имело изучение русского языка, ибо знание его давало возможность знакомиться с революционно-демократической мыслью России, с идеями Белинского, Герцена, Чернышевского, Добролюбова, а затем и русских марксистов. Такие результаты деятельности школ, конечно, совершенно не соответствовали целям и намерениям царских властей.

Исключительно велико и плодотворно было влияние передовой русской культуры на лучших представителей местной интеллигенции. Оно вызвало выступление на общественную арену многих местных прогрессивных писателей-просветителей. Талантливый казахский учёный Чокан Валиханов (1837 - 1865), замечательный казахский поэт и писатель Абай Кунанбаев (1845 - 1904), выдающиеся таджикские учёные и писатели Ахмади Дониш (1827 - 1897) и Садриддин Айни (род. 1878), передовые для своего времени узбекские поэты и писатели, особенно Мукими (1851 - 1903) и Хамза Хаким-заде (1989 - 1929), киргизский поэт,


47 Заслуга первого издания письменного памятника XIX в. на таджикском языке и его научного анализа принадлежит востоковеду В. В. Григорьеву, опубликовавшему в 1861 г. в "Трудах Казанского университета" таджикскую рукопись "О некоторых событиях в Бухаре, Хоканде и Кашгаре записки Мирзы Шемса Бухари, изданные в тексте с переводом и примечаниями В. В. Григорьева".

48 См. статью Ю. С. Дашевского "В. В. Стасов об искусстве Средней Азии" в журнале "Советская этнография", 1951, N 4, стр. 136 - 142.

стр. 32

мужественный борец за дело своего народа Токтогул Сатылганов (1864 - 1933) многим обязаны влиянию русской культуры.

Абай Кунанбаев призывал сыновей и дочерей своего народа: "Помни, что главное - научиться русской науке. Наука, знание, достаток, искусство - все это у русских. Для того, чтобы избежать пороков и достичь добра, необходимо знать русский язык и русскую культуру. Русские видят мир. Если ты будешь знать их язык, то на мир откроются и твои глаза... Узнавай у русских доброе, узнавай, как работать и добывать честным трудом средства к жизни. Если ты этого достигнешь, то научишь свой народ и защитишь его от угнетения"49 .

Ахмади Дониш, живший в тяжёлой обстановке Бухарского ханства, в условиях изуверства и фанатизма, когда за изучение русского языка людей преследовали50 , смело заявлял: "Хотя по национальности и религии русские отличаются от нас, но в дружбе, искренности и человечности они выше нас". Он восторгался русской культурой и наукой и призывал к их изучению51 .

В результате присоединения Средней Азии и Казахстана к России укреплялись и усиливались давние связи народов Средней Азии и Казахстана между собой, а также с татарским, башкирским, азербайджанским, армянским и другими народами России. Так, например, в Киргизии распространялись произведения крупнейшего казахского поэта и писателя Абая Кунанбаева, а также и его творческие переводы русских классиков на казахский язык. Таким путём киргизы впервые знакомились с бессмертными творениями Пушкина, с баснями Крылова. Из Закавказья в Среднюю Азию проникали произведения замечательного азербайджанского писателя Фатали Ахундова; передовые литераторы Средней Азии знакомились с азербайджанской драматургией, которая оказывала влияние на их творчество; большую роль в распространении прогрессивных демократических идей играл азербайджанский журнал "Молла Насреддин".

Передовые для своего времени взгляды просветителя татарского народа Каюма Насырова - писателя, учёного и педагога - становились достоянием читателей его произведений в Казахстане и в Средней Азии. Большую роль в приобщении "к демократической русской культуре, в знакомстве с революционной идеологией в Казахстане и Средней Азии сыграло творчество талантливого татарского поэта Г. Тукая, резко выступавшего против реакционных течений панисламизма, пантюркизма, джадидизма. Г. Тукай был близок к первому татарскому революционеру-большевику Хусаину Ямашеву, игравшему видную роль в русской революции 1905 - 1907 годов. Издававшаяся в 1907 г. в Оренбурге на татарском языке большевистская газета "Урал" распространялась не только среди татар, но также и среди башкир и казахов52 . Из среды армянского трудящегося городского населения и интеллигенции в Средней Азии вышло немало революционеров-большевиков, активно участвовавших в борьбе с царизмом, в распространении марксистских идей в Средней Азии.

Объединённые в одном Российском государстве, народы Средней Азии, Казахстана, Сибири, Поволжья, Кавказа, развивались в рамках растущего единого хозяйственного целого, сближаясь между собой и с русским народом как в хозяйственном, так и в культурном отношении.

Это положение становится ещё яснее, если сопоставить Туркестан как царскую колонию с английской колонией Индией. Порабощенные народы Индии встретились в лице приезжавших к ним из далёкой замор-


49 Абай Кунанбаев. Избранное. М. 1945, стр. 286.

50 См. С. Айни. Бухара (воспоминания). М. 1952, кн. 2-я. "Русский язык", стр. 171 - 177.

51 См. Б. Г. Гафуров. Указ. соч., стр. 416.

52 См. Р. М. Раимов. Революция 1905 - 1907 гг. в Башкирии. М. 1950.

стр. 33

ской метрополии военных и чиновников колониального административного аппарата с представителями только эксплуататорских классов Англии. Английских рабочих в Индии не было. В связи с этим необходимо подчеркнуть очень характерный и важный факт: социалистические идеи проникли в среду индийского рабочего класса не из Англии, а из России.

Выдающийся русский учёный и путешественник И. П. Минаев сообщал об англичанах в Индии: "Слияние европейских завоевателей-англичан с индусами немыслимо... англичане в Индии не пустили глубоких корней, они здесь как бы наносный элемент... Совершенно отчуждённое от туземцев английское общество здесь передвижное, нужда, искание наживы пригоняет сюда англичанина, и как только он нажился, он уходит домой"53 .

Трудящиеся же Средней Азии встретились не только с представителями России романовых и рябушинских, не только с царскими чиновниками, купцами и кулаками, но также с представителями подлинной России - с сельскохозяйственными и промышленными рабочими, с русскими трудящимися, с крестьянами-переселенцами, с передовыми русскими интеллигентами. Общение трудящихся народов Средней Азии с великим русским народом положило начало тесной дружбе между ними, которая в процессе дальнейшей революционной борьбы против общих эксплуататоров и угнетателей всё больше крепла и расширялась. Трудящиеся Средней Азии перенимали опыт революционного пролетариата России.

Русский рабочий класс и его партия всегда были против всякого гнёта и классового порабощения, против национального и колониального закабаления народов. Они самоотверженно боролись за социальное и национальное освобождение всех народов России. Общение трудящихся Средней Азии с великим свободолюбивым русским народом подготавливало почву для их выступления под руководством российского пролетариата и его авангарда - Коммунистической партии - против буржуазно-помещичьего строя, за диктатуру пролетариата.

Всё растущие связи трудящихся Средней Азии и Казахстана с самым революционным классом в мире, с русским рабочим классом, определили их исторические судьбы. Присоединение к России открыло пути для проникновения в массы трудящихся Средней Азии идей марксизма-ленинизма, идей Ленина и Сталина. Русские марксисты распространяли в Средней Азии произведения классиков марксизма-ленинизма. В крупных городах Средней Азии - Ташкенте, Самарканде, Ходженте, Маргелане, Чимкенте, Ашхабаде, Красноводске и других - появились социал-демократические кружки и организации.

В распространении марксистской литературы, в пропаганде идей русских революционных демократов, а впоследствии идей марксизма-ленинизма, в создании первых социал-демократических кружков в Средней Азии и Казахстане активную роль сыграли политические ссыльные- революционеры.

В 1879 г. в Ташкент был сослан последователь и ученик Чернышевского, революционер-демократ Г. Лопатин. Он жил в Туркестане около двух лет. В своё время Лопатин поддерживал близкие дружественные отношения и переписку с Марксом и Энгельсом и переводил на русский язык первый том "Капитала" Маркса. В период пребывания в Туркестане Лопатин рассказывал своим друзьям о Марксе и Энгельсе и об их гениальных трудах. В газетах Туркестана было напечатано сообщение о смерти К. Маркса.

В 70 - 80-х годах в Казахстане находилось много политических ссыльных, участников русского революционного движения. Несмотря на запретительные мероприятия царских властей, эти ссыльные стремились


53 И. П. Минаев. Очерки Цейлона и Индии, Из путевых заметок русского. Ч. II. СПБ. 1878, стр. 16.

стр. 34

распространять знания, обучать казахских детей, оказывать медицинскую помощь населению. С такими передовыми представителями русской революционной интеллигенции, воспитанными на учении Чернышевского и Добролюбова, встретился в 80-е годы Абай Кунанбаев. Одним из близких друзей казахского писателя стал политический ссыльный, активный участник русского революционного движения 60-х годов Е. П. Михаэлис.

В дальнейшем в числе политических ссыльных в Средней Азии было немало революционных социал-демократов - марксистов, высланных из Петербурга, Москвы, Казани. В 1895 г. в Ташкенте находились высланные из Казани по приговору окружного суда за принадлежность к социал-демократическим организациям и распространение социал-демократической литературы рабочие Корнюшин, Феофанов, Бахирев. В 1902 - 1903 гг. они создали среди рабочих Ташкента социал-демократические кружки, в которых изучались произведения (классиков марксизма-ленинизма, распространяли среди рабочих ленинскую "Искру" и другую нелегальную марксистскую литературу. В 1904 г. в Самарканд приехал большевик М. В. Морозов, ранее высланный царским правительством в Иркутск за революционную деятельность в Петербурге. Морозов организовал в Самарканде и других городах Средней Азии социал-демократические кружки, нелегальную социал-демократическую библиотеку. Он распространял социал-демократическую литературу в Самарканде, Ташкенте и других городах Средней Азии.

Пропаганда революционных идей в Средней Азии приняла широкий размах во время революции 1905 - 1907 годов. Большую роль сыграла в этом деле газета социал-демократического направления "Самарканд", издававшаяся под редакцией большевика М. В. Морозова (на русском языке). В ней печатались статьи, освещавшие отношение большевиков к национальному вопросу и призывавшие трудящихся всех национальностей к объединению, выдвигались лозунги равноправия и свободы всех народов. Царские власти боялись распространения революционных идей среди трудящихся слоев местного населения Средней Азии. Военный губернатор Самаркандской области 20 декабря 1905 г. писал туркестанскому генерал-губернатору: "Газета "Самарканд" является важнейшей формой пропаганды в настоящее время... ведет противоправительственную агитацию здесь на окраинах среди туземного населения"54 . Подчёркивая особую опасность для царизма пропаганды, которую вели русские революционеры среди коренного населения, губернатор далее настаивал на высылке М. В. Морозова и других "опасных лиц".

Вместе с Морозовым в Туркестане работали социал-демократы - большевики. Многие русские революционеры, рабочие, учащиеся, исключённые из университетов и гимназий за участие в революционном движении, а также приезжавшие в каникулярное время к родственникам, - привозили с собой нелегальную литературу, прокламации и большевистские листовки.

Социал-демократические организации Туркестана в 1905 - 1907 гг. поддерживали связь с петербургскими, московскими, кавказскими организациями РСДРП, а также с социал-демократическими центрами, существовавшими за границей. В Среднюю Азию по железной дороге и через Каспийское море проникала марксистско-ленинская литература. В 1900 - 1902 гг. в Ташкенте и других городах Туркестана распространялась ленинская "Искра", а затем большевистские газеты "Вперёд" и "Пролетарий". Самым распространённым из всех произведений Маркса и


54 И. Мавлани. Распространение марксистско-ленинской литературы в Туркестане в период революции 1905 - 1907 годов. Диссертация на соискание учёной степени кандидата исторических наук. Ташкент. 1946, стр. 149.

стр. 35

Энгельса и вообще из всей нелегальной марксистской литературы в Туркестане был "Манифест Коммунистической партии"55 .

В период революции 1905 - 1907 гг. во многих городах Туркестана были обнаружены труды Маркса и Энгельса. "Манифест Коммунистической партии" был найден под названием "Философия истории", издание "Молот", 1905 г., и под другими названиями. Кроме "Манифеста Коммунистической партии", в Средней Азии распространялись и многие другие произведения- Маркса и Энгельса: "К критике политической экономии", "Нищета философии", "Капитал", "Развитие социализма от утопии к науке", "Положение рабочего класса в Англии" и т. д.56 .

О распространении в Туркестане марксистской литературы можно судить по следующим фактам: в 1907 г. в сентябре на частной квартире в Ташкенте, на Шахризябской улице, было обнаружено 86 разных названий марксистской литературы, а в мае 1906 г. во время обыска у рабочего типографии в Алтынтепе было найдено 98 наименований марксистской литературы. В квартире рабочего Поспехова, проживавшего на Чимкентской улице в Ташкенте, 10 июля 1907 г. при обыске было обнаружено 119 названий революционных книг и брошюр57 .

В Средней Азии в 1905 г. распространялись брошюры Ленина: "Письмо к товарищу о наших организационных задачах", "Открытое письмо председателю Совета РСДРП тов. Плеханову". В Туркестан поступала также большевистская газета "Кавказский рабочий листок".

Русские революционные социал-демократы сыграли большую роль в организации трудящихся Средней Азии для борьбы с эксплуататорами и в подготовке трудящихся к решающим боям с царизмом, капиталистами, помещиками, баями, духовенством, эмирами и ханами. Узбекские, казахские, туркменские, киргизские, таджикские рабочие, работавшие по найму на фабриках и заводах, в мастерских и железнодорожных депо, учились у своих русских товарищей стойкой революционной борьбе с самодержавием, с местными эксплуататорами. Царские власти старались помешать сближению трудящихся Средней Азии с русскими трудящимися, разжигали национальную рознь, используя для этого религиозные и иные предрассудки. Однако, несмотря на это, сближение росло и крепло, что сказалось уже в ходе революционных событий 1905 - 1907 годов.

В революции 1905 - 1907 гг. русские и местные рабочие Туркестана выступали вместе против общего врага - самодержавия, - поднимая на эту борьбу крестьянство. Как и на других окраинах России, руководящая роль в революционном движении Средней Азии принадлежала российскому пролетариату, возглавляемому большевиками. В Средней Азии особенно большую роль играли рабочие железных дорог, наиболее организованные и теснее всего связанные с центрами России. Все важнейшие события классовой борьбы в Петербурге и Москве вызывали новый подъём революционной борьбы на окраинах58 . 10 января 1905 г. в Ташкенте было получено известие о кровавых событиях в Петербурге. Несмотря на строгое запрещение местных властей опубликовывать это сообщение, известие быстро распространилось по всему краю. Ташкентская группа РСДРП выпустила прокламацию о 9 января и призывала народ к борьбе с самодержавием. События 9 января разбудили народные массы. Рабочие выступили с требованиями восьмичасового рабочего дня, увеличения заработной платы, отмены штрафов, улучшения условий


55 См. раздел "Первые социал-демократические кружки в Средней Азии" в книге "История народов Узбекистана". Т. I, стр. 372 - 375.

56 См. ЦИА УзССР, ф. 11, д. 29, 149, 289.

57 Эти интересные факты отмечены в указанной выше диссертации И. М. Мавлани.

58 "Революция 1905 - 1907 гг. в национальных районах России". Сборник статей под редакцией чл. -корр. АН СССР А. М. Панкратовой и проф. А. Л. Сидорова. М. 1949. стр. 10.

стр. 36

труда, свободы слова и собраний. В феврале 1905 г. произошли многолюдные забастовки железнодорожников в Ташкенте и других местах. Социал-демократические организации выпустили листовки с лозунгом "Долой самодержавие!".

В июле 1905 г. в Ташкенте происходила демонстрация рабочих и солдат. Одновременно против царских чиновников и баев выступали трудящиеся дехкане. С 27 октября по 2 ноября 1905 г. происходила стачка рабочих-железнодорожников на Оренбурго-Ташкентской железной дороге. Московское декабрьское вооружённое восстание встретило горячее сочувствие среди рабочих и солдат Туркестана. Рабочие и солдаты Ташкента также готовились к выступлению. На одном из нелегальных собраний в Ташкенте обсуждался вопрос об оказании помощи московскому пролетариату. Предполагалось организовать вооружённый отряд и послать его на помощь восставшей Москве.

Хотя революционное движение 1905 г. в Туркестане не приняло такого размаха и там не было такой напряжённости боёв, как в Центральной России, революция 1905 г. глубоко всколыхнула народные массы Туркестана. "Мировой капитализм и русское движение 1905 года окончательно разбудили Азию. Сотни миллионов забитого, одичавшего в средневековом застое, населения проснулись к новой жизни и борьбе за азбучные права человека, за демократию"59 .

В ходе событий первой русской революции 1905 - 1907 гг. местный пролетариат Туркестана и Казахстана и массы трудящихся этих окраин показали свою готовность идти не за "своей" националистической буржуазией, а за пролетариатом России. Русские и местные рабочие совместно участвовали в демонстрациях и митингах. В Казахстане в 1905 г. рабочие Нельдинских (Успенских) медных рудников создали "Киргизско-русский союз"60 .

В работе среди местного населения значительную помощь оказывала большевикам демократическая часть казахской интеллигенции. Сочувствующие большевикам казахские учителя Сералин Мухамеджан, Спандияр Кубеев, Иралин и другие переводили на казахский язык большевистские листовки и прокламации и распространяли их в рукописных копиях среди казахов61 . В ходе политической революционной борьбы, к которой приобщался казахский народ, из его среды выдвигались политические деятели, борцы за социальное и национальное раскрепощение. Из его среды вышли большевики Алибий Джангильдин и Амангельды Иманов.

После революции 1905 - 1907 гг. в Средней Азии и Казахстане продолжалось развитие капитализма, увеличивалась численность пролетариата, росли предпосылки дальнейшего сближения местных трудящихся с русскими в общей борьбе против капиталистов и других угнетателей, против царизма. Правда, в условиях отсталой, аграрной окраины, какой Средняя Азия оставалась вплоть до Великой Октябрьской социалистической революции, процесс формирования пролетариата происходил очень медленно. Однако уже в 1913 г. около 23% русского городского населения Туркестана составляли промышленные рабочие62 . Местных рабочих в фабрично-заводской промышленности было в несколько раз больше, чем русских (в основном рабочие узбеки и таджики были сосредоточены на предприятиях хлопкоочистительной промышленности). В то же время в каждой области Туркестана на заводах и фабриках насчитывалось по меньшей мере по несколько сот русских рабочих.


59 В. И. Ленин. Соч. Т. 19, стр. 66.

60 "История Казахской ССР". Т. I. Алма-Ата. 1949, стр. 416.

61 Там же.

62 В. В. Заорская и К. А. Александер. Промышленные заведения Туркестанского края. Разработка данных анкет, произведённая летом 1914 г. экономической организацией изысканий по устройству водохранилищ в верховьях реки Сыр-Дарьи. Птгр. 1915, стр. 53

стр. 37

В 1913 г. в Туркестанском крае было 706 промышленных предприятий, среди которых первое место по численности принадлежало хлопкоочистительным заводам63 . По национальному составу среди рабочих обследованных в 1913 г. 702 предприятий русских было 22,8%, узбеков и таджиков - 60,7%, казахов и киргизов - 4,5%, горных таджиков (отходники из Восточной Бухары) - 5,5%, прочих - 6,5%64 . На предприятиях горной промышленности процент русских рабочих был гораздо выше. На некоторых каменноугольных копях (Сулюкта) русские рабочие составляли около половины общего числа рабочих65 .

По данным 1914 г., во всей промышленности туркестанского генерал-губернаторства (кроме Закаспийской области) насчитывалось 20 925 рабочих, в том числе 7626 чел. (36,4%) в хлопкоочистительной66 . Кроме того в Средней Азии было не менее 15 тыс. железнодорожников.

С численным ростом пролетариата в Средней Азии, с развитием рабочего движения в России, вступившего с 1912 г. в период нового революционного подъёма, усиливалось влияние русского пролетариата на первые кадры национальных рабочих Средней Азии. Русские большевики вели большую работу по организации трудящихся масс. В Средней Азии всё шире распространялись большевистская газета "Правда" и марксистско-ленинская литература.

Революционная борьба трудящихся Средней Азии усилилась с весны 1912 г., после ленского расстрела. В то же "время начались революционные выступления в царских войсках. 1 июня 1912 г. произошли вооружённые выступления среди войск Туркестана, восстали сапёры в Троицких лагерях под Ташкентом. Под непосредственным воздействием нарастающего революционного движения в России развивалось национально-освободительное движение народов Средней Азии. Народные массы Средней Азии и Казахстана всё более решительно выступали против феодального гнёта, против произвола царских властей, против власти ханов, эмиров и баев. В 1914 г. в Туркестане было зарегистрировано 216 выступлений народных масс, в 1915 - 246, в 1916 - 268, в 1917 (до Октябрьской социалистической революции) - 547. Одним из наиболее крупных в Средней Азии было восстание 1916 года.

Большое значение для пробуждения политической активности народных масс коренного населения Средней Азии имело отходничество дехкан. Многие дехкане уходили в города на заработки, работали на предприятиях. О влиянии отходничества на крестьян России Ленин писал: "На смену оседлому, забитому, приросшему к своей деревне, верившему попам, боявшемуся "начальства" крепостному крестьянину вырастало новое поколение крестьян, побывавших в отхожих промыслах, в городах, научившихся кой-чему из горького опыта бродячей жизни и наемной работы"67 . Аналогичное положение было и в Средней Азии.

Не случайно поэтому дехкане-отходники, побывавшие в городах, играли особенно активную роль в крестьянском движении. Так, восстания дехкан Каратегинского бекства против бухарского эмира и его властей в 1916 и 1920 гг. проходили под руководством отходников. Руководители каратегинских восстаний 1916 г. (Каландар-шо и Одина Лучак) и восстания 1920 г. (Усман Мухаммад Аманов, Мула Таш и тот же Одина Лучак) были крестьянами, длительное время работавшими в Туркестане


63 Там же, стр. 16 - 17.

64 Там же.

65 Х. М. Мусин. Формирование рабочего класса в Киргизии. Кандидатская диссертация. Фрунзе. 1949, стр. 53 - 54.

66 Отчёт о деятельности Туркестанского экономического совета за февраль - октябрь 1921 года. Издание Туркестанского экономического совета (Турк. ЭКОСО). Ташкент. 1922, стр. 60.

67 В. И. Ленин. Соч. Т. 17, стр. 66.

стр. 38

и в Бухарском ханстве в качестве отходников68 . Разоблачая буржуазных националистов-джадидов, действовавших вкупе с реакционным мусульманским духовенством и феодальными элементами, пролетарии Средней Азии, руководимые большевистской партией, стремились установить тесный союз с широкими массами крестьянства.

В ходе революционных событий в Туркестане выдающуюся роль сыграли рабочие-железнодорожники и особенно рабочие железнодорожных мастерских, являвшихся самыми крупными предприятиями в Средней Азии. В некоторых мастерских было занято до тысячи человек (Ташкент). Рабочие-железнодорожники составляли почти половину всего пролетариата Средней Азии. Они были надёжным оплотом советской власти, стойко держались в самые ответственные дни революционных событий и борьбы с контрреволюцией, с интервентами и с басмачами.

Несмотря на свою относительную малочисленность, выдающуюся роль в революционном движении сыграли горняки. Так, ко времени Октябрьской революции на каменноугольных копях Кызыл-Кия было немногим более 600 рабочих. Кызылкийская партийная организация большевиков, созданная в феврале 1918 г., уже в конце этого года насчитывала 450 человек69 . Шахтёры Кызыл-Кия активно участвовали в вооружённой борьбе с контрреволюцией, в борьбе с басмачеством. Многие горняки добровольно вступили в ряды Красной Армии. Оставшиеся продолжали работу и, получив оружие от Ферганского ревкома, не только защищали свои шахты от басмаческих банд, но оказывали также весьма серьёзную помощь окрестным аулам и городам. В феврале 1918 г. был сформирован конный партизанский отряд рабочих Кызыл-Кия, успешно участвовавший в боях с басмачами. Басмачи называли кызылкийских рабочих "кара-адам" (чёрные люди) и поражались их стойкости70 .

*

Чтобы правильно оценить значение присоединения Средней Азии к России, следует "сходить из того, что процесс хозяйственного сближения народов в условиях капитализма имеет две стороны. В своих тезисах "Национальные моменты в партийном и государственном строительстве" И. В. Сталин писал: "Развитие капитализма обнаружило еще в прошлом столетии тенденцию к интернационализации способов производства и обмена, к уничтожению национальной замкнутости, к хозяйственному сближению народов и постепенному объединению громадных территорий в одно связное целое. Дальнейшее развитие капитализма, развитие мирового рынка, налаживание великих морских и железнодорожных путей, вывоз капитала и пр. ещё больше усилили эту тенденцию, связав самые разнообразные народы узами международного разделения труда и всесторонней взаимной зависимости. Поскольку этот процесс отражал колоссальное развитие производительных сил, поскольку он облегчал уничтожение национальной обособленности и противоположности интересов различных народов, он был и остаётся процессом прогрессивным, ибо он подготовляет материальные предпосылки будущего мирового социалистического хозяйства"71 .

Вместе с тем И. В. Сталин подчёркивал, что процесс хозяйственного сближения народов в условиях капитализма происходит в своеобразных формах, совершенно не соответствующих его внутреннему историческому смыслу. Этот процесс при капитализме идёт путём подчинения одних народов другими, путём угнетения и эксплуатации.


68 Материал об этих восстаниях собран в диссертации А. Маджлисова "К вопросу о феодальных отношениях в Каратегинском бекстве накануне установления советской власти". М. 1952, стр. 14 - 16 (автореферат).

69 Х. М. Мусин. Указ. соч., стр. 91.

70 Там же, стр. 122 - 123.

71 И. В. Сталин. Соч. Т. 5, стр. 181.

стр. 39

Таким образом, следует отличать объективно-прогрессивный, внутренний исторический смысл присоединения к России и его результаты от колонизаторского способа осуществления этого присоединения, от реакционной политики царизма. Оценивая присоединение Средней Азии к России, нельзя ограничиваться общим положением о том, что в результате его у народов Средней Азии начали развиваться капиталистические отношения. Необходимо понять прогрессивное значение того хозяйственного и политического сближения народов России, которому способствовало это присоединение, и выявить специфические черты присоединения Средней Азии к России. Следует в то же время отметить, что хотя в Средней Азии в результате присоединения к России и развивались капиталистические отношения, однако в условиях царизма не были и не могли быть полностью ликвидированы феодальные пережитки. Они были ликвидированы лишь в результате Великой Октябрьской социалистической революции, открывшей народам Средней Азии путь развития от феодализма к социализму, минуя капитализм.

Следовательно, важно обращать внимание не только на развитие капиталистического способа производства в колониях, но, характеризуя процесс этого развития, выявлять, какие в каждом данном конкретном случае создаются предпосылки для свержения капитализма, для освобождения от гнёта империализма, для превращения данной колонии в резерв, в союзника социалистической революции. Хозяйственное сближение народов после присоединения Средней Азии к России происходило в условиях страны, приближавшейся к буржуазно-демократической революции. На грани двух веков - XIX и XX - Россия превратилась в центр мирового революционного движения, а русский рабочий класс стал авангардом мирового революционного движения, создал боевую революционную партию нового типа. Это имеет решающее значение при характеристике последствий присоединения Средней Азии к России.

Отмечая специфические черты, характеризующие это присоединение, необходимо иметь в виду: во-первых, наличие длительных исторических связей народов Средней Азии с русским народом и тяготение этих народов к России; во-вторых, соединение территории как существенное условие для непосредственного сближения народа с народом, на основе чего судьбы присоединённых народов сплелись с судьбами русского народа; в-третьих, развитие революционного движения в России в конце XIX века.

С начала XX в. в России нарастала революция, гегемоном которой стал пролетариат и которая ставила задачу свержения самодержавия и ликвидации крепостнических пережитков. Эти задачи были историей поставлены и перед народами Средней Азии, что и сближало их с русским народом, приобщало к революции. В лице крестьянских масс Средней Азии русский пролетариат приобрёл союзника, а трудящиеся массы Средней Азии в лице русского пролетариата обрели своего руководителя.

Обосновывая прогрессивность присоединения историческими условиями и его непосредственными последствиями, нельзя отвлекаться от исторической перспективы. В результате присоединения к России народы Средней Азии избавились от судьбы своих зарубежных соседей, попавших в кабалу империалистических хищников. Победа Великой Октябрьской социалистической революции принесла народам Средней Азии социальное и национальное освобождение, создала предпосылки для ликвидации их фактического неравенства и открыла им путь к социализму.


© biblio.kz

Постоянный адрес данной публикации:

https://biblio.kz/m/articles/view/К-ВОПРОСУ-О-ЗНАЧЕНИИ-ПРИСОЕДИНЕНИЯ-СРЕДНЕЙ-АЗИИ-К-РОССИИ

Похожие публикации: LКазахстан LWorld Y G


Публикатор:

Қазақстан ЖелідеКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://biblio.kz/Libmonster

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

И. С. БРАГИНСКИЙ, С. РАДЖАБОВ, В. А. РОМОДИН, К ВОПРОСУ О ЗНАЧЕНИИ ПРИСОЕДИНЕНИЯ СРЕДНЕЙ АЗИИ К РОССИИ // Астана: Цифровая библиотека Казахстана (BIBLIO.KZ). Дата обновления: 11.10.2017. URL: https://biblio.kz/m/articles/view/К-ВОПРОСУ-О-ЗНАЧЕНИИ-ПРИСОЕДИНЕНИЯ-СРЕДНЕЙ-АЗИИ-К-РОССИИ (дата обращения: 22.12.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - И. С. БРАГИНСКИЙ, С. РАДЖАБОВ, В. А. РОМОДИН:

И. С. БРАГИНСКИЙ, С. РАДЖАБОВ, В. А. РОМОДИН → другие работы, поиск: Либмонстр - КазахстанЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Қазақстан Желіде
Астана, Казахстан
2116 просмотров рейтинг
11.10.2017 (2629 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
ПЕРСПЕКТИВЫ ЛЕВАНТА В СВЕТЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕРЕХОДА ОТ СРЕДНЕГО К ВЕРХНЕМУ ПАЛЕОЛИТУ
Каталог: История 
13 часов(а) назад · от Urhan Karimov
DAVID LAZAREVICH BRODYANSKY - 75 YEARS OLD
Каталог: Вопросы науки 
19 часов(а) назад · от Urhan Karimov
КАСАР-КУРУГ: ЗАПАДНАЯ СТАВКА УЙГУРСКИХ КАГАНОВ И ПРОБЛЕМА ИДЕНТИФИКАЦИИ ПОР-БАЖЫНА
20 часов(а) назад · от Urhan Karimov
К ВОПРОСУ О "ВОСТОЧНОМ" НАПРАВЛЕНИИ КУЛЬТУРНЫХ СВЯЗЕЙ НАСЕЛЕНИЯ СЕВЕРА СРЕДНЕГО ПОВОЛЖЬЯ В ЭПОХУ БРОНЗЫ
Каталог: История 
22 часов(а) назад · от Urhan Karimov
EXPERIENCE IN STUDYING WOODEN BURIAL STRUCTURES DURING EXCAVATIONS OF ARCHAEOLOGICAL SITES
Каталог: История 
22 часов(а) назад · от Urhan Karimov
ПОГРЕБАЛЬНО-КУЛЬТОВЫЙ КОМПЛЕКС АЛАКУЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ВОСТОЧНОМ ОРЕНБУРЖЬЕ
Вчера · от Urhan Karimov
ANTHROPOLOGICAL CHARACTERISTICS OF THE POPULATION OF THE SOUTHERN TAIGA IRTYSH REGION (based on the materials of the burial grounds of the Ust-Ishim archaeological culture at the turn of the first and second millennium AD)
3 дней(я) назад · от Urhan Karimov
СЕРЕБРЯНОЕ БЛЮДО СО СЦЕНАМИ БОРЬБЫ ИЗ НИЖНЕГО ПРИОБЬЯ
3 дней(я) назад · от Urhan Karimov
КИНЖАЛЫ ФОФОНОВСКОГО МОГИЛЬНИКА ИЗ КОЛЛЕКЦИИ МУЗЕЯ БУРЯТСКОГО НАУЧНОГО ЦЕНТРА СО РАН: ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ТРАСОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Каталог: История 
3 дней(я) назад · от Urhan Karimov
ОДОНТОЛОГИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ ПО ПРОБЛЕМЕ ПРОИСХОЖДЕНИЯ НОСИТЕЛЕЙ АЛАКУЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ
3 дней(я) назад · от Urhan Karimov

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

BIBLIO.KZ - Цифровая библиотека Казахстана

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры Библиотеки

К ВОПРОСУ О ЗНАЧЕНИИ ПРИСОЕДИНЕНИЯ СРЕДНЕЙ АЗИИ К РОССИИ
 

Контакты редакции
Чат авторов: KZ LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Цифровая библиотека Казахстана © Все права защищены
2017-2024, BIBLIO.KZ - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие Казахстана


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android