Libmonster ID: KZ-290
Автор(ы) публикации: О. И. ВАРЬЯШ

Становятся традицией коллоквиумы специалистов по истории средневекового города, проводимые по инициативе Калининского университета (ректор - В. В. Комин), его Исторического факультета (декан - Н. С. Воскресенская) и кафедры истории древнего мира и средних веков (заведующий - М. М. Фрейденберг). Первый такой симпозиум (июнь 1978 г.) касался раннесредневековых городов. Второй, прошедший 6 - 7 июня 1979 г., был посвящен малоизученной теме "Церковь в структуре средневекового города". В нем участвовали ученые Москвы, Ленинграда, Калинина и Ижевска, заслушавшие и обсудившие, после вступительного слова М. М. Фрейденберга, 8 докладов. Обсуждались в основном две проблемы: "Города и монастыри", "Города и церковные приходы".

стр. 124


Ю. Г. Алексеев (Ленинград) использовал для доклада ."Церковный приход в городской общине древнерусских городов" данные Псковской судной грамоты (XIV-XV вв.), актов и археологии. Для Пскова было характерно сращивание светского и церковного управленческого аппарата1 . Городская община здесь сохраняла характер территориальной общины, что наложило отпечаток архаизма на городское устройство, включая церковную организацию в форме соборов, и породило мирской характер последней. Власть новгородского архиепископа была здесь номинальной. Местные священники, активно участвовавшие в светской жизни, подчинялись соборам. Элементы обмирщения наблюдались и в соседних с городом монастырях.

М. С. Мейер рассмотрел роль вакфов (имущества, пожертвованного мусульманскому духовенству) в городах Османской империи. Поскольку в последних не было муниципальных учреждений западного типа, управлявшие вакфами мутевалли и назиры фактически несли муниципальные функции, используя часть доходов на городские нужды - застройку кварталов, сооружение водопроводов, бань, базаров и умножая состояние вакфов торговлей и ростовщическими операциями. Докладчик в отличие от традиционных представлений2 показал непостоянность султанской политики относительно вакфов: первоначальную их поддержку в целях укрепления общеимперских позиций и позднейшие противоречия по мере усиления вакфов и их освобождения от государственной эгиды. Это явилось одной из причин внутренней слабости Османскей империи, способствовавшей ее распаду.

М. М. Фрейденберг осветил место монастырей в коммунальной жизни далматинского города XI-XIV вв., преимущественно на примере задарского монастыря св. Кршивана. Почти в каждой далматинской городской общине какой-то ведущий монастырь становился очень влиятельным элементом коммунальной организации: выполнял архивные функции, поднимал горожан на борьбу с иноземным воздействием, носил имя городского патрона, расширял сферу действия коммуны за пределы обычных административных рамок. Ранее в общей и специальной литературе3 эта сторона дела не рассматривалась.

А. А. Сванидзе в докладе "Монастырь в системе шведского города XIII-XV вв." отметила, что в Швеции монастыри не сыграли существенной роли в процессе раннего градообразования, но зато приобрели большое значение позднее, когда в Западной Европе они уже приходили в упадок. Из 40 шведских монастырей 32 находились в городах или пригородах, имели там разные по типу владения и порою являлись сеньорами городов. Монастырское хозяйство, хотя и подвергалось воздействию городского рынка, эволюционировало медленнее, чем крупное светское и коронное хозяйство.

В. Е. Майер (Ижевск) охарактеризовал взаимоотношения церкви и города тюринго-саксонского региона Германии в период "коммунальной революции" на примере Эрфурта, подчинявшегося Майнцскому архиепископу. Этот вопрос не нашел пока в литературе4 достаточного отражения. Борясь за самоуправление, город не обрел полной свободы. Одни цехи остались архиепископскими; другие, возникшие позднее, вышли из-под церковной власти. Эрфуртцы лишили церковь права заниматься торговлею. На сторону архиепископства перешел патрициат, что осложнило картину классовой борьбы. Зато низшее духовенство, наоборот, поддерживало бюргеров.

"Некоторые черты отношений монастырей и города в Каталонии XII в." - тема доклада Л. Т. Мильской. Специфика каталонских церковных общин5 заключалась тогда в их участии в Реконкисте и колонизации отвоеванных у арабов земель. Мона-


1 Ср.: Л. М. Марасинова. Новые псковские грамоты XIV-XV вв. М. 1966; Б. Б. Кафенгауз. Древний Псков. М. 1969.

2 Например, М. F. Kopruluzade. Vakif muessesesinin hukuki mahiyeti ve tarihi tekamulu. "Vakiflar dergisi" (Istanbul), 1942, N 2.

3 "История Югославии". Т. 1. М. 1963 "Историjя народа Jугославиiе". Kнь. 1. Београд. 1953; "Istorija drzava i prava jugoslovenskih naroda". Beograd. 1962.

4 В. В. Стоклицкая-Терешкович. Основные проблемы истории средневекового города X-XV веков. М. 1960; Е. Bielfеldt. Der Rheinische Bund von 1254. B. 1937; H. Giestсke. Das alte Erfurt. Leipzig. 1972.

5 Ср.: Р. Альтамира-и-Кревеа. История Испании. Т. 1. М. 1951; F. Valls- Taberner, F. Soldevila. Historia de Cataluiia. Т 1. Madrid - Barcelona. 1955.

стр. 125


стыри внедряются в города, получают попутно крупные пожалования от графов Барселонских, осуществляют защиту новых земель постройкою крепостей, приобретают в городах и пригородах крупные владения, вкладывают средства в городское строительство, кредитуют горожан, развивают соляной и морской промыслы. Проживавшие в городах мелкие рыцари в ряде случаев становятся монастырскими держателями. Будучи городскими сеньорами, монастыри способствовали распространению на горожан ущемлявших права трудящихся "дурных обычаев" и существенно влияли на развитие социальных отношений в Каталонии.

А. Д. Люблинская (Ленинград) посвятила свой доклад соотношению роли епископата и монастырей в средневековом городе. В городах, имевших римских предшественников, власть епископа, связанного происхождением и интересами с бывшими местными сенаторами, после падения Западной Римской империи фактически являлась единственной защитой горожан перед центральной властью. Епископат добивался компромисса с королями и сумел присвоить земельные владения прежней галло-римской знати, одновременно препятствуя возникновению в городе монастырского землевладения. Поэтому отношения монастырей с епископатом часто были весьма напряженными. Лишь с ростом городов монастыри внедрялись в них, но оставались независимыми, так что организации белого и черного духовенства не сливались и не контролировали друг друга даже в рамках городской структуры.

Историографический доклад А. Л. Ястребицкой касался работ современных зарубежных, особенно немецких, исследователей о некоторых социальных группировках города, традиционно связанных с церковью. В. Шлезингер, К. Босль и О. Бруннер, рассматривая положение городского министериалитета, отказываются видеть в нем однозначного проводника сеньориального, в том числе церковного, влияния6 и доказывают, что к XIII в. он, обособившись от феодальных сеньоров, сблизился с рыцарством и городским патрициатом. Характерное средневековое городское учреждение - больницы перестали к XIII в. быть исключительно церковной организацией и перешли в ведение городов. Постепенно больницы становятся привилегированными учреждениями для богатых пациентов и приобретают большое экономическое значение, участвуя в ссудной и благотворительной деятельности, а также приобретая земельные владения.

В ходе обсуждения докладов главное внимание было уделено взаимоотношениям города и церкви. Выступавшие пришли к общему выводу, что церковь в свете новых материалов теперь уже нельзя считать неким инородным явлением в средневековом городе, а следует рассматривать как органический элемент городской структуры.


6 О разных точках зрения см.: Н. Ф. Колесницкий. К вопросу о германском министериалитете X-XII вв. "Средние века". Вып. 20. 1961; К. Воs 1. Die Reichsministerialitat der Salier uncl Staufer. Bd. 1 - 2. Stuttgart, 1950.


© biblio.kz

Постоянный адрес данной публикации:

https://biblio.kz/m/articles/view/Историческая-наука-в-СССР-В-высшей-школе-КОЛЛОКВИУМ-МЕДИЕВИСТОВ

Похожие публикации: LКазахстан LWorld Y G


Публикатор:

Қазақстан ЖелідеКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://biblio.kz/Libmonster

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

О. И. ВАРЬЯШ, Историческая наука в СССР. В высшей школе. КОЛЛОКВИУМ МЕДИЕВИСТОВ // Астана: Цифровая библиотека Казахстана (BIBLIO.KZ). Дата обновления: 11.02.2018. URL: https://biblio.kz/m/articles/view/Историческая-наука-в-СССР-В-высшей-школе-КОЛЛОКВИУМ-МЕДИЕВИСТОВ (дата обращения: 23.11.2024).

Автор(ы) публикации - О. И. ВАРЬЯШ:

О. И. ВАРЬЯШ → другие работы, поиск: Либмонстр - КазахстанЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Қазақстан Желіде
Астана, Казахстан
872 просмотров рейтинг
11.02.2018 (2477 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
ГАЛИНА ИВАНОВНА СЛЕСАРЧУК 1926-2012
Каталог: Вопросы науки 
13 часов(а) назад · от Urhan Karimov
ЯПОНИЯ И СТРАНЫ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XX в. В ФОНДАХ РГАСПИ
Каталог: Политология 
13 часов(а) назад · от Urhan Karimov
СТРАНЫ ВОСТОКА И НОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Каталог: Информатика 
17 часов(а) назад · от Urhan Karimov
ИТОГИ ПРАВЛЕНИЯ МАХМУДА АХМАДИНЕЖАДА
Каталог: История 
17 часов(а) назад · от Urhan Karimov
АРМИЯ И ВОЕННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО В ИРАКЕ: 1968-1988 гг.
Каталог: Военное дело 
17 часов(а) назад · от Urhan Karimov
CHRONICLE NOTES 2012
19 часов(а) назад · от Urhan Karimov
A POSTMODERN VIEW OF HISTORY IN THE NOVELISTICS OF IHSAN OKTAY ANAR
19 часов(а) назад · от Urhan Karimov
JAMES PALMER. THE BLOODY WHITE BARON. THE EXTRAORDINARY STORY OF THE RUSSIAN NOBLEMAN WHO BECAME THE LAST KHAN OF MONGOLIA
19 часов(а) назад · от Urhan Karimov
А.Ю. ДРУГОВ. ИНДОНЕЗИЯ НА ГРАНИ СТОЛЕТИЙ (1997-2006 гг.)
Каталог: Политология 
20 часов(а) назад · от Urhan Karimov
VIII СЪЕЗД РОССИЙСКИХ ВОСТОКОВЕДОВ В КАЗАНИ
Каталог: Вопросы науки 
20 часов(а) назад · от Urhan Karimov

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

BIBLIO.KZ - Цифровая библиотека Казахстана

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры Библиотеки

Историческая наука в СССР. В высшей школе. КОЛЛОКВИУМ МЕДИЕВИСТОВ
 

Контакты редакции
Чат авторов: KZ LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Цифровая библиотека Казахстана © Все права защищены
2017-2024, BIBLIO.KZ - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие Казахстана


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android