Подводя исторические итоги пройденного советским обществом пути, XXV съезд КПСС дал характеристику социалистического образа жизни, указал на необходимость продолжать разработку "теории создания материально- технической базы коммунизма, совершенствования общественных отношений, формирования нового человека, развития социалистического образа жизни"1 . Включение темы в "Основные направления развития народного хозяйства СССР на 1976 - 1980 годы" придало исследованиям теории, истории и практики формирования и совершенствования социалистического образа жизни в СССР государственно-плановый характер.
В важнейших документах Коммунистической партии и Советского правительства, выступлениях Генерального секретаря ЦК КПСС, Председателя Президиума Верховного Совета СССР Л. И. Брежнева и других руководителей уделяется большое внимание проблемам совершенствования социалистического образа жизни. Постановление ЦК КПСС "О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы" выдвигает актуальные задачи коммунистического воспитания трудящихся, вооружения советского народа глубоким пониманием законов общественного развития, осознания общественной значимости роли каждого советского человека в созидании нового общества, в борьбе за полное воплощение в жизнь ленинских принципов и правил социалистического общежития.
Существующая ныне в историографии концепция социалистического образа жизни - результат многолетних научных исследований и обобщения практики, осуществляемых под руководством КПСС историками, философами и экономистами. Она зиждется на добротной теоретической и документальной основе и огромном конкретно-историческом материале. Попыток историографического анализа литературы до сих пор не предпринималось. В журналах появились лишь рецензии на отдельные труды либо тематические обзоры части литературы2 , пре-
1 "XXV съезд Коммунистической партии Советского Союза. 24 февраля - 5 марта 1976 года. Стенографический отчет". Т. 1. М. 1976, стр. 113; т. 2. М. 1976, стр. 282 283 - 284.
2 Э. Владимиров. Исследование проблем образа жизни (Краткий обзор литературы). "Политическое самообразование", 1974, N 7; А. И. Федоров. Краткий обзор литературы по проблемам образа жизни. "Вестник Московского университета", теория научного коммунизма, 1975, N 6; И. Надольный. Предмет исследования - социалистический образ жизни. "Под знаменем ленинизма", Киев, 1975, N 12; И. Бестужев-Лада. Образ жизни. "Новый мир", 1977. N 3; А. Скрыльник. Социали-
стр. 3
имущественно философской. Опубликовано также несколько указателей литературы3 .
В предлагаемой статье предпринимается попытка рассмотреть историческую литературу по теме, а также труды других специалистов, в которых затрагиваются теоретические и исторические аспекты формирования социалистического образа жизни в СССР. Среди исследователей продолжается обмен мнениями о структуре образа жизни, взаимообусловленности его основных характеристик, их связи с другими историческими категориями (качество жизни, новая историческая общность советских людей), о предпосылках и элементах социалистического образа жизни в дореволюционный период и по другим вопросам. Автор пытается выделить основные направления историографии проблемы, показать процессы развития представлений о сущности, предпосылках и этапах становления советского социалистического образа жизни, роли в этом деле рабочего класса, Коммунистической партии и Советского государства, выявить назревшие задачи историков в дальнейшем изучении этой сложной и многоплановой темы.
Марксистская наука имеет большой опыт и давние традиции по теоретическому исследованию общественной практики процессов формирования образа жизни. Начало этим исследованиям положили К. Маркс и Ф. Энгельс. Излагая основные принципы материалистического понимания истории, они доказали: каждому способу производства соответствует определенный исторический тип образа жизни людей. Способ производства, писали они в "Немецкой идеологии", это "определённый способ деятельности данных индивидов, определённый вид их жизнедеятельности, их определённый образ жизни. Какова жизнедеятельность индивидов, таковы и они сами"4 . Основоположники научного коммунизма раскрыли противоречия и антигуманизм буржуазного образа жизни, роль пролетариата в создании принципиально новых видов жизнедеятельности, основанных на подлинном коллективизме, демократизме, справедливости, свободе и свободном труде. Они выдвинули ряд важных научных предположений о социалистическом общежитии, об образе жизнедеятельности коммунистов5 .
Маркс и Энгельс показали исторический характер господствующего в обществе образа жизни, закономерности и причины смены последнего в зависимости от развития способа производства и исхода классовой борьбы. Они осветили историю форм жизнедеятельности людей в докапиталистических формациях, одновременно высказали гениальные научные прогнозы о судьбе образа жизни при капитализме и перспективах утверждения принципиально новых форм общежития при социализме. Конкретно-исторический и классовый подход в сочетании с научным прогнозированием- отличительная черта марксистского метода изучения образа жизни как общественного явления.
стический образ жизни и идеологическая борьба. "Коммунист Вооруженных Сил", 1977, N 7; В. Г. Табачковский. Объект исследования - социалистический образ жизни. "Коммунист Украины", 1977, N 10.
3 "Социалистический образ жизни". Аннотированный указатель литературы. Сост. В. А. Киселева, Т. Н. Саутина. М. 1975; "Образ жизни - советский!". Рекомендательный указатель литературы. М. 1975; "Социалистический образ жизни". Реферативный сборник. М. 1976; "Советский образ жизни" (Список литературы). Сост. В. А. Михеева. "Научные труды" Курского пединститута, N 74 (167), "Советский образ жизни". Орел. 1977; "Социалистический образ жизни и вопросы идеологической работы". Указатель литературы. Сост. Н. Н. Гончаренко и др. Киев. 1977; "Социалистический образ жизни в СССР (Актуальные вопросы марксистско-ленинской теории)". Библиографический список. Сост. А. С. Левина. М. 1977; "Социалистический образ жизни и культура". Реферативный сборник. М. 1977; "Социалистический образ жизни и идеологическая борьба в современных условиях". Указатель советской и иностранной литературы (по фондам ИНИОН АН СССР). Вып. I- VI. М. 1978 - 1979.
4 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Т. 3. стр. 19.
5 См. К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Т. 4, стр. 524.
стр. 4
В. И. Ленин убедительно подтвердил выводы Маркса и Энгельса об определяющей роли материального производства в общественной жизни, о трудящихся как "творцах тех или иных форм жизни"6 . После Великого Октября, разрабатывая план построения социализма в нашей стране, Ленин касался почти всех основных сфер нового образа жизни, выступал инициатором и участником создания многих важнейших документов, в том числе Программы РКП (б) и Конституции РСФСР 1918 г., декретов и распоряжений Советской власти, в которых содержались меры по ликвидации старых устоев жизни помещичье-капиталистической России и внедрению социалистических принципов общежития. К сожалению, эта страница Ленинианы в литературе полно еще не освещена7 .
Марксистско-ленинское учение о материалистическом понимании исторического процесса, об общественно-экономических формациях и определяющей роли способа производства в развитии общества, о соотношении объективных условий и субъективного фактора, революционной миссии рабочего класса, исторической роли научно-технического прогресса и творческой активности трудящихся масс - эти и другие общие теоретические положения стали методологическими установками для исследователей образа жизни.
Руководствуясь ими, советские обществоведы давно и постоянно обобщают практику формирования и развития социалистического образа жизни в СССР 8 . Об этом, в частности, свидетельствует обширная литература по вопросам экономических, социально-политических и нравственных основ образа жизни, его коллективистской, демократической и интернационалистской сущности, о роли КПСС и Советского государства в пропаганде, утверждении и совершенствовании основ, норм и правил социалистического общежития. Эта литература в целом отражала многостороннюю борьбу трудящихся под руководством Коммунистической партии по искоренению пережитков старого и утверждению устоев и принципов нового образа жизни. Однако до конца 60-х годов в историографии не было ни одного специального исследования по проблеме. Первая крупная монография В. Г. Синицына - "Советский образ жизни" - вышла в 1969 году.
Вместе с тем именно ранее созданный научно-исследовательский "задел" и накопленный обществоведением опыт обусловили наступление качественно нового этапа в исследовании советского социалистического образа жизни, каким явились 70-е годы. По состоянию на август 1978 г. по этой тематике было издано более полутораста книг9 . Историография пополнилась ценными теоретическими и научно-популярными трудами, которые значительно расширили и конкретизировали наши представления о процессах, происходящих во всех сферах нашего образа жизни; это позволяет осветить корни и причины недостаточной зрелости некоторых сторон социалистического общежития в СССР.
С самого начала в историографии утвердилось мнение, согласно которому советский образ жизни - исторически первый и ныне наиболее развитый способ социалистического общежития. Общепризнанным является также вывод о том, что носителем его предстает новая историческая общность людей - советский народ, что утвердился (в основном) новый образ жизни в СССР одновременно с победой социализма,
6 В. И. Ленин. ПСС. Т. 3, стр. 602.
7 Статью Г. Е. Глезермана "Ленин и формирование социалистического образа жизни" ("Коммунист", 1974, N 1) можно считать лишь первой попыткой рассмотреть эту тему в общетеоретическом плане.
8 Хотя сам термин "образ жизни" в документах и научных трудах 20-х - 50-х годов употреблялся редко, вопросы формирования и развития образа жизни занимали первостепенное место в деятельности Коммунистической партии и Советского государства, в исследованиях историков и социологов.
9 "Книжное обозрение", 25.VIII.1978, стр. 2.
стр. 5
то есть во второй половине 30-х годов. "Советский народ, являющий собой первую в истории социалистическую общность трудящихся, - пишет М. П. Ким, - первым создал новый, - социалистический образ жизни - советский образ жизни"10 . H. Н. Олейник правомерно отметил, что с победой социализма основы и принципы социалистического образа жизни были закреплены в Конституции СССР 1936 г. и решениях XVIII съезда ВКП(б) (март 1939 г.). Они явились важными слагаемыми того комплекса политических, экономических, социальных и духовных устоев, которые защищал наш народ в Великой Отечественной войне и которые составляли источник его стойкости и героизма11 .
Большинство авторов придерживаются мнения, что основные этапы формирования советского образа жизни совпадают с основными этапами социалистического строительства в СССР. Этот вывод аргументирован в коллективной монографии "Исторический опыт КПСС по формированию и развитию социалистического образа жизни", подготовленной сотрудниками Института истории партии при ЦК КП Украины. Наиболее полно преимущества и характеристики нового образа жизни раскрылись в условиях зрелого социалистического общества. По мнению С. П. Трапезникова, зрелость социализма в СССР наиболее ярко проявляется именно в том, что сложился социалистический образ жизни людей - сознательных строителей коммунизма12 . В литературе сложилось единое мнение по вопросу о коренных предпосылках утверждения социалистического образа жизни. Ими являются социалистический способ производства, диктатура пролетариата, руководящая роль КПСС, марксистско-ленинская идеология, морально- политическое единство общества, подлинная демократия, дружба и сотрудничество народов.
Имелись ли какие-нибудь предпосылки или элементы нового образа жизни до Октябрьской революции? На этот вопрос до сих пор даются разные ответы. Ю. А. Поляков и Э. Е. Писаренко считают, что до революции такие предпосылки коренились "в сфере пролетарской, марксистско-ленинской идеологии и морали"13 . Авторы упоминавшейся выше коллективной монографии Института истории партии при ЦК КП Украины утверждают: элементы нового образа жизни существовали до революции в виде пролетарской солидарности, товарищества, взаимопомощи и взаимодействия, пролетарской этики, ненависти к несправедливости, эксплуатации14 . Г. Е. Зборовский более категорически заявляет: в предреволюционное время носителями нового образа жизни выступали профессиональные революционеры15 . Ц. А. Степанян, наоборот, возражает против утверждений о том, что новый образ жизни может возникать в недрах капитализма16 .
Много внимания этому вопросу уделили В. И. Толстых и А. П. Бутенко. Ссылаясь на высказывания Маркса и Энгельса, В. И. Толстых доказывает, что пролетариат - материальный носитель нового образа
10 М. П. Ким. Советский народ - социалистическая общность трудящихся. М. 1978, стр. 222.
11 Н. Н. Олейник. В. И. Ленин об основных чертах социалистического образа жизни и путях его становления. "Научные труды по истории КПСС". Вып. 103. Деятельность КПСС по формированию и утверждению социалистического образа жизни. Киев. 1979, стр. 16.
12 С. П. Трапезников. На крутых поворотах истории. Изд. 2-е. М. 1972, стр. 275.
13 Ю. А. Поляков, Э. Е. Писаренко. Исторические аспекты изучения советского образа жизни. "Вопросы истории", 1978, N б, стр. 8.
14 "Історичний досвід КПРС по формуванню i розвитку соцiалiстичного способу життя". Киiв. 1978, стр. 20.
15 "Проблемы изучения социалистического образа жизни". "Сборник научных трудов" Свердловского пединститута", 1978, N 304, стр. 6.
16 "Социалистический образ жизни и новый человек". М. 1978, стр. 192.
стр. 6
жизни, противоположного жизненному укладу буржуа. Условия материальной жизни и деятельности рабочих с необходимостью влекут их к объединению на подлинно коллективистской основе. В этом отношении, пишет автор, рабочие существенно отличаются от крестьян17 . А. П. Бутенко, опираясь на известные методологические положения о формировании объективных и субъективных предпосылок социализма в рамках буржуазного строя, приходит к выводу: нельзя говорить о зарождении социалистического образа жизни в недрах капитализма. Образ жизни революционеров и передовых слоев рабочих имеет ряд черт, присущих и социализму, но в рамках капитализма, пишет А. П. Бутенко, "весь рабочий класс - угнетенный класс, занимающий не господствующее, а подчиненное положение, и поэтому образ жизни этого класса - отнюдь не социалистический, а образ жизни борющегося за свое освобождение, но тем не менее эксплуатируемого класса"18 .
Практика показывает, что социалистический образ жизни не может возникать, а тем более функционировать в недрах капиталистического общества. Эти процессы происходят только в условиях диктатуры пролетариата и на базе социалистических общественных отношений. По-иному обстоит дело с элементами (зачатками) нового образа жизни. Возникновение и распространение среди рабочего класса научного социализма, социально- политическая активность рабочих, пролетарский коллективизм, интернационализм, гуманизм и другие нравственные качества передовой части пролетариата выступали тогда лишь элементами будущего социалистического образа жизни. "Говорят об идеях, революционизирующих все общество, - писали Маркс и Энгельс, - этим выражают лишь тот факт, что -внутри старого общества образовались элементы нового, что рука об руку с разложением старых условий жизни идет и разложение старых идей". Жизненные условия старого общества, подчеркивали они, уже уничтожены в жизненных условиях пролетариата, у которого нет собственности, совершенно иное отношение к семье, к морали, религии, законам19 .
Отмечая классовый характер социалистического образа жизни, следует учитывать тот неоспоримый факт, что этот образ жизни формировался не изолированно и впитывал всё прогрессивное и здоровое из жизни общества. В связи с этим представляется весьма интересным замечание Маркса о вечности "детства человечества". "Разве в детской натуре в каждую эпоху не оживает ее собственный характер в его натуральной правде? - писал он. - И почему историческое детство человечества там, где оно развилось всего прекраснее, не должно обладать для нас вечной прелестью, как никогда не повторяющаяся ступень?"20 . Здесь можно также провести аналогию с ленинским отношением к культурному наследию. Марксизм, отмечал Ленин, "отнюдь не отбросил ценнейших завоеваний буржуазной эпохи, а, напротив, усвоил и переработал все, что было ценного в более чем двухтысячелетием развитии человеческой мысли и культуры"21 .
Совершенно очевидно, что существует проблема взаимодействия и взаимообогащения прогрессивных общечеловеческих элементов и пролетарских, социалистических принципов в процессе зарождения, утверждения и развития нового образа жизни. С одной стороны, он вбирает в себя все ценное, гуманное, перспективное, отбрасывая отжившее, препятствующее коммунистическому воспитанию людей и общественному
17 В. И. Толстых. Образ жизни. Понятие, реальность, проблемы. М. 1975, стр. 110 - 111.
18 А. П. Бутейко. Социалистический образ жизни: проблемы и суждения. М. 1973, стр. 126.
19 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Т. 4, стр. 445, 434.
20 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Т. 46, ч. I, стр. 48.
21 В. И. Ленин. ПСС. Т. 41, стр. 337.
стр. 7
прогрессу. С другой стороны, сохраняя классовый и интернационалистский характер своих принципов и устоев, социалистический образ жизни становится всенародным, то есть способом жизнедеятельности всех трудящихся классов и социальных слоев. К сожалению, в историческом аспекте процессы взаимодействия классового и общечеловеческого наполнения советского образа жизни конкретным историческим содержанием в литературе раскрыты лишь в общем виде. Само собой разумеется, в условиях борьбы двух противоположных идеологий недопустимы абстрактные трактовки взаимодействия этих процессов. Напротив, нельзя ослаблять критику буржуазно-реакционных и ревизионистских идей и взглядов по этим вопросам.
В. И. Ленин учил: "Чтобы действительно знать предмет, надо охватить, изучить все его стороны, все связи и "опосредствования"... Вся человеческая практика должна войти в полное "определение" предмета и как критерий истины и как практический определитель связи предмета с тем, что нужно человеку"22 . Это ленинское требование имеет важное значение для уяснения сущности, истории и развития социалистического образа жизни. Руководствуясь им, многие авторы стремятся выработать такую конкретную методологию исследования, с помощью которой можно было бы дать не только научное определение советского образа жизни, но и найти пути эффективного воздействия на процессы его дальнейшего совершенствования. Достижения научной мысли в этом деле неплохо показаны в книге А. П. Бутенко23 .
Вот уже более десятилетия происходит активный обмен мнениями относительно определения сущности и структуры социалистического образа жизни. По подсчетам Н. С. Мансурова и Т. К. Касумова, к началу 1976 г. в литературе имелось более 50 таких определений24 . Их анализ показывает, что наиболее трудными в этих поисках оказались вопросы выявления совокупности факторов, детерминирующих социалистический образ жизни, взаимодействия форм жизнедеятельности людей с объективными условиями общества25 . Большинство авторов сейчас
22 В. И. Ленин. ПСС. Т. 42, стр. 290.
23 См. А. П. Бутенко. Указ. соч., стр. 26 - 122.
24 См. Н. С. Мансуров, Т. К. Касумов. Методологические проблемы изучения социалистического образа жизни. "Философские науки", 1975, N 6, стр. 5.
25 Актуальные теоретические и некоторые исторические аспекты становления и развития социалистического образа жизни в СССР рассматриваются в работах: С. Г. Струмлин, Э. Е. Писаренко. Социалистический образ жизни: методология исследования. "Вопросы философии", 1974, N 2; М. П. Мчедлов. О количественных и качественных характеристиках образа жизни. "Социология и современность". М. 1974; И. В. Бестужев-Лада. Прогнозирование образа жизни в условиях развитого социалистического общества. Киев. 1975; А. П. Бутенко, А. С. Ципко, В. П. Киселев. Социалистический образ жизни (Методологические проблемы исследования). М. 1975; А. А. Валунский. Демократизм советского социалистического образа жизни. Киев. 1975; "Социалистический образ жизни". М. 1976; "Советский образ жизни: сегодня и завтра". М. 1976; "Советский образ жизни - сущность и особенности на современном этапе". Одесса. 1976; "Философские проблемы общественного развития. Некоторые аспекты формирования и развития социалистического образа жизни". М. 1976; "Проблемы социалистического образа жизни". М. 1977; И. И. Танеев. Образ жизни рабочего (О социальной сущности нового образа жизни). Казань. 1977; М. Н. Руткевич. Социалистический образ жизни и его развитие в СССР. М. 1977; "Методологические проблемы изучения социалистического образа жизни". Красноярск. 1977; Л. Славин. Политическая система социализма и советский образ жизни. Алма-Ата. 1977; "Социалистический образ жизни и проблемы образования". Свердловск. 1977; А. П. Бутенко. Октябрь и социалистический образ жизни. М. 1977; В. П. Бакуменко. Соцiалiстичний спосiб життя: гуманiзм, демократизм, оптимiзм. Киiв. 1978; С. С. Вишневский. Социалистический образ жизни. М. 1978; "Социалистический образ жизни. Политические и идеологические аспекты". Уфа. 1978; "Проблемы социалистического образа жизни (опыт социологического исследования образа жизни трудящихся промышленного предприятия)". М. 1978; "Наш образ жизни: сущность, черты, методы пропаганды". Элиста. 1978; "Наш образ жизни - советский". Барнаул. 1978; "Социалистический образ жизни". "Труды по научному коммунизму". Вып. 1. Таллин. 1978; Е. М. Бабосов. Образ жизни, рожденный Октябрем. Минск. 1978; В. 3. Роговин. Социалистический образ
стр. 8
едины во мнении относительно образа жизни как совокупности форм жизнедеятельности в органическом единстве с реальными условиями социалистической действительности.
Отмечая сложности раскрытия общего характера и сущности образа жизни в неразрывной связи со всем комплексом материальных, социальных и культурных условий и жизнедеятельности людей, П. Н. Федосеев подчеркивает важность учета диалектики взаимодействия между ними. Материальные условия создаются и преобразуются людьми, поэтому они не могут быть какой- то внешней средой. "Раскрытие этой диалектики, - пишет П. Н. Федосеев, - насущная теоретическая проблема, ибо здесь исходный пункт для понимания путей практического содействия утверждению социалистического образа жизни. В этом главная задача теоретических работников"26 ,
Как показывает сопоставление точек зрения, у многих авторов сближаются трактовки сущности социалистического образа жизни, хотя различия в этом вопросе еще сохраняются. Историки активно включились в поиски более точного определения сущности, характера и особенностей советского образа жизни, памятуя о том, что от этого во многом зависят правильные оценки структурных элементов, их степень и рубежи зрелости, выявление направлений исследования разных сторон нашего образа жизни, истории его формирования и развития от Великого Октября до наших дней. При этом важно помнить общее методологическое указание Ленина: "Самое надежное в вопросе общественной науки и необходимое для того, чтобы действительно приобрести навык подходить правильно к этому вопросу и не дать затеряться в массе мелочей или громадном разнообразии борющихся мнений, - самое важное, чтобы подойти к этому вопросу с точки зрения научной, это - не забывать основной исторической связи, смотреть на каждый вопрос с точки зрения того, как известное явление в истории возникло, какие главные этапы в своем развитии это явление проходило, и с точки зрения этого его развития смотреть, чем данная вещь стала теперь"27 . Это ленинское положение имеет принципиальное значение при исследовании истории и уяснении современного состояния и перспектив развития советского образа жизни.
Первые исторические труды были посвящены выявлению сущности и закономерностей, основных этапов и роли рабочего класса, Коммунистической партии и Советского государства в становлении социалистического образа жизни в СССР. Содержательные статьи П. П. Лопаты, Ю. А. Полякова и Э. Е. Писаренко, В. 3. Роговина и других авторов раскрывали общие процессы истории формирования советского образа жизни, их связи с другими процессами социалистического строительства. Они указали на необходимость усиления изучения исторических аспектов темы28 . Через идейное наследие А. В. Луначарского и материалы дискуссий 20-х годов В. З. Роговин раскрыл яркую страницу истории практической разработки и страстной пропаганды нового образа жизни в годы первого десятилетия Советской власти. Поднятые им материалы вызывают не только сугубо научный интерес. Они поучитель-
жизни - великое завоевание советского народа. М. 1978; "Социалистический образ жизни". Сборник статей ученых социалистических стран. Вып. 2. М. 1979; И. Н. Рожко. Социалистический образ жизни и право. М. 1979.
26 П. Федосеев. Теоретические проблемы развитого социализма и коммунистического строительства. "Коммунист", 1976, N 15, стр. 53.
27 В. И. Ленин. ПСС. Т. 39, стр. 67.
28 П. П. Лопата. Социалистический образ жизни: теоретические основы и практика КПСС. "Вопросы истории КПСС", 1975, N 12; Ю. А. Поляков, Э. Е. Писаренко. Указ. соч.
стр. 9
ны до сих пор с точки зрения подхода к сложным социальным проблемам и методов их решения29 .
Однако первые работы носили характер поисковых исследований, попыток найти исторические аспекты, выработки общих схем и направлений изучения образа жизни. Их авторы убедительно доказали, что изучать социалистический образ жизни как исторический тип общественных и индивидуальных связей нельзя вне общей истории социалистического и коммунистического строительства в СССР. Вместе с тем полезно было бы сориентировать исследователей на выявление закономерностей и противоречий процессов становления советского образа жизни, на раскрытие исторической преемственности и последовательного обогащения конкретного содержания основ, принципов и норм социалистического общежития, на выявление и объяснение причин разновременного утверждения различных структурных элементов образа жизни, отставания некоторых из них в своем развитии, на показ поисков партией путей и методов ликвидации старых и утверждения новых устоев и норм жизни трудящихся страны, с ее многообразными историческими, этнографическими, национальными, природно- географическими и иными особенностями.
В минувшие три года наметился качественно новый рубеж в историографии проблемы - появились книги и научные сборники, специально посвященные истории и деятельности КПСС в современных условиях по утверждению и совершенствованию советского образа жизни. Среди них выделяются труды украинских историков под редакцией А. А. Бородина и В. Г. Королько, в написании которых участвовало более 40 исследователей30 . В них показывается влияние на изучение проблемы решений XXV съезда КПСС и Всесоюзной научно-практической конференции "Социалистический образ жизни и вопросы идеологической работы", состоявшейся в Киеве в мае 1977 года31 . Выступивший на конференции с основным докладом член Политбюро ЦК КПСС, первый секретарь ЦК Компартии Украины В. В. Щербицкий опубликовал книгу и статью по теме32 . Анализ вышедшей литературы показывает, что усилия авторов сосредоточены на обобщении преимущественно современного опыта КПСС и Советского государства по совершенствованию социалистического образа жизни в СССР. Исторические аспекты его создания затрагиваются лишь в общих чертах.
В литературе подчеркивается исторический характер социалистического образа жизни в СССР. Социалистический образ жизни не является неизменным, а, наоборот, постоянно развивается, обогащается, совершенствуется. Вся история становления и развития советского образа жизни - убедительное подтверждение тому. По мере продвижения советского общества от низших ступеней зрелости к более высоким возрастали масштабы и глубина охвата трудящихся сферой действия принципов и правил социалистического общежития. Не все слои населения по разным причинам в одинаковой мере руководствовались ими. В начале переходного периода от капитализма к социализму носителем
29 В. З. Роговин. Дискуссия по проблемам быта и культуры в Советской России 20-х годов. "Социальные исследования". Вып. 7. М. 1971; его же. А. В. Луначарский о социалистическом образе жизни. "Социологические исследования", 1975, N 4.
30 "Iсторичний досвiд КПРС по формуванню i розвитку соцiалiстичного способу життя"; "Научные труды по истории КПСС". Вып. 103. Деятельность КПСС по формированию и утверждению социалистического образа жизни. Киев. 1979. Преимущественно в историческом аспекте раскрывается тема в книге автора данной статьи "Роль КПСС в формировании социалистического образа жизни" (М. 1979).
31 "Социалистический образ жизни и вопросы идеологической работы". По материалам Всесоюзной научно-практической конференции в Киеве (18 - 20 мая 1977 г.). М. 1977.
32 В. В. Щербицкий. XXV съезд КПСС о совершенствовании социалистического образа жизни и формировании нового человека. М. 1977; его же. Образ жизни, рожденный Октябрем. "Коммунист", 1977, N 8.
стр. 10
и главной силой создания нового образа жизни выступал рабочий класс. Его ведущая роль не уменьшилась и на последующих стадиях развития страны. Об этой исторической миссии рабочего класса написано уже немало33 , но преимущественно в общесоциологическом аспекте.
Все шире показываются роль рабочего класса в создании политических и экономических основ нового образа жизни, в утверждении социалистических форм труда, в воспитании у всех трудящихся чувства хозяина страны и государства, возрастающее значение трудовых коллективов в общественной жизни, распространение устоев городского образа жизни среди сельского населения и другие вопросы. Однако эта тема изучается несколько односторонне. Известно, что рабочий класс не только участвует в революционном преобразовании советского образа жизни, но и сам изменяется как носитель основных признаков и черт этого образа жизни. Каким образом происходят перемены в самом рабочем классе, его образе жизни в связи с изменениями материальных и духовных условий, его систематическим новым пополнением из других слоев, воздействием политики и воспитательной деятельности КПСС, влиянием последствий научно-технической революции, ростом сознательности и творческой активности самих рабочих? На этот вопрос литература полного ответа не дает. Исторический опыт показывает, что рабочий класс оказывал и оказывает решающее влияние на становление и развитие всех сторон социалистического образа жизни в СССР, на возрастание руководящей роли КПСС и Советского государства в этой сфере общественной жизни, на обогащение марксистско-ленинской науки об обществе. Пока что эти вопросы авторами чаще декларируются, а не раскрываются на конкретно-историческом и документальном материале. Нет сомнения в том, что тема "Рабочий класс - главная сила утверждения и развития советского образа жизни" заслуживает того, чтобы разрабатывать ее более фундаментально.
Одним из результатов формирования советского народа как новой исторической общности людей явилось утверждение в СССР социалистического образа жизни. Единство экономических, политических и идейных основ жизнедеятельности всех наций и -народностей, однотипность социального состава населения, ленинская национальная политика КПСС и Советского государства, дружба и сотрудничество народов, целеустремленная работа партийных, советских, комсомольских и профсоюзных организаций по коммунистическому воспитанию трудящихся были могучими факторами утверждения принципов и норм социалистического общежития. Распространение и развитие нового образа жизни среди всего многонационального населения страны вместе с тем не означало ассимиляции, "поглощения" национальных особенностей в духовной и бытовой жизни народов.
Эти и другие вопросы, связанные с диалектикой интернационального, классового и национального в истории и современном развитии
33 "Духовный мир советского рабочего". М. 1972; П. А. Булаенко. Ведущая роль рабочего класса в становлении и развитии социалистического образа жизни. "Рабочий класс и его ведущая роль в строительстве коммунизма". Вып. 2, ч. I. M. 1974; Б. В. Князев, А. И. Куфтырев. Рабочий класс - творец социалистического образа жизни. "Научный коммунизм", 1975, N 3; Л. Н. Пономарев. Ведущая роль рабочего класса в формировании и утверждении социалистического образа жизни. "Социалистический образ жизни и вопросы идеологической работы"; Л. А. Гордон, Э. В. Клонов, Л. А. Оников. Черты социалистического образа жизни: быт городских рабочих вчера, сегодня, завтра. М. 1977; Д. С. Шелест, Л. Л. Прокопенко. Деятельность партийных организаций Украины по повышению ведущей роли рабочего класса в развитии социалистического образа жизни. "Научные труды по истории КПСС". Вып. 103; В. Н. Степаненко, Б. И. Холод. Деятельность партийных организаций Украины по повышению роли рабочего класса в формировании духовно- нравственных устоев советского образа жизни. Там же.
стр. 11
советского образа жизни, освещаются в ряде трудов34 . Их авторами доказывается, что чем активнее происходят процессы развития и сближения наций и народностей СССР, тем явственнее проявляются общие тенденции интернационализации советского образа жизни, которые учитываются в национальной политике КПСС и Советского государства. Вместе с тем, подчеркивают авторы, и в условиях зрелого социализма сохраняют свою устойчивость национальные особенности и различия, которые отражаются и в образе жизни. Только при учете интернационального и национального могут успешно решаться теоретические и практические проблемы дальнейшего совершенствования нашего образа жизни и превращения его в коммунистическое общежитие. Нам представляется назревшей потребность в создании трудов по истории утверждения и современным проблемам совершенствования социалистического образа жизни в многонациональном советском обществе, а также в союзных республиках. Многое здесь зависит от местных историков и социологов. Теоретическое и международное значение этих исследований очевидно.
Определяющая роль труда в формировании социалистического образа жизни - предмет особого внимания исследователей. Свободный, творческий труд, новые условия трудовой деятельности - главное в характеристике социалистического образа жизни. В литературе отмечается, что общественно полезная деятельность в развитом социалистическом обществе приобрела новые черты и стимулы. Она является не только источником средств жизни, но стала средством удовлетворения многообразных потребностей людей. Обстановка свободного и творческого труда создает возможность для нравственного удовлетворения, общения с трудовым коллективом, социальной уверенности в настоящем и будущем, воспитывает сознание нужности обществу. Жизненный оптимизм и гуманизм, духовное богатство и чувство хозяина страны во многом обусловливаются трудовой деятельностью советских людей.
Экономистами и историками создана обширная литература, в которой анализируется значение свободного от эксплуатации и безработицы труда, методов его стимулирования для функционирования образа жизни35 . Примечательной чертой историографии этих вопросов
34 М. С. Джунусов. О некоторых национальных особенностях образа жизни в условиях социализма. "Социологические исследования", 1975, N 2; Ш. Рашидов. Социалистический образ жизни и национальное самосознание. "Звезда Востока", 1975, N 11; А. И. Холмогоров. Интернациональное и национальное в советском образе жизни. Киев. 1975; М. И. Колесникова. Интернационализация общественных процессов и социалистический образ жизни. "Вестник Московского университета", теория научного коммунизма, 1975, N 6; М. И. Куличенко. Укрепление интернационального единства советского общества. Киев. 1976; его же. Образование и развитие советского народа как новой исторической общности. "Вопросы истории", 1979, N 4; Ю. В. Арутюнян, Л. М. Дробижева. Советский образ жизни: общее и национально- особенное. "Советская этнография", 1976, N 3; их же. Общее и национально- особенное в социально-культурном облике советских наций и народностей. М. 1977; Э. А. Баграмов. Ленинская национальная политика: достижения и перспективы. М. 1977; В. А. Лазутка. Единство интернационального и национального в социалистическом образе жизни. "Социалистический образ жизни и формирование идейных убеждений молодежи". Вильнюс. 1977; "Интернациональное и национальное в социалистическом обществе". Киев. 1977; В. А. Шпилюк. Интернационализм социалистического образа жизни. Львов. 1979. По теме "Диалектика национального и интернационального в социалистическом образе жизни" в 1976 г. в Казани прошла специальная научная конференция (см. "Коммунист Татарии", Казань, 1977, N 2, стр. 87 - 90).
35 "Труд и развитие личности". Л. 1965; К. И. Суворов. Исторический опыт КПСС по ликвидации безработицы. 1917 - 1930. М. 1968; Л. С. Рогачевская. Советская историография о ликвидации безработицы в СССР. "Вопросы историографии рабочего класса СССР". М. 1970; ее же. Ликвидация безработицы в СССР. 1917 - 1930 гг. М. 1973; Н. П. Филимонов. Труд - основа советского образа жизни. М. 1970; Н. М. Блинов. О некоторых социальных проблемах развития социалистического труда. М. 1972; "Труд и личность при социализме. Проблемы социальной активности". Пермь. 1972; Л. Н. Литвинов. Труд и быт как факторы формирования личности
стр. 12
является то, что одновременно с глубокими теоретическими обобщениями во многих работах содержатся практические рекомендации по укреплению дисциплины, совершенствованию организации и системы стимулирования трудовой деятельности советских людей в связи с общенародной борьбой за эффективность и качество труда. Особое место в историографии принадлежит исследованиям о специфике труда и образа жизни женщин и молодежи36 . Продолжается исследование истоков зарождения социалистической дисциплины труда37 , раскрытие всех форм соцсоревнования как могучей силы и объективной закономерности развития нашего общества, как средства проявления творческой инициативы масс и формирования социалистического коллективизма38 .
В постановлении ЦК КПСС "О 50-й годовщине первого пятилетнего плана развития народного хозяйства СССР" отмечается, что первая пятилетка показала огромные преимущества социализма, утвердила новые, последовательно демократические формы и методы управления народным хозяйством, пробудила в миллионных массах трудящихся великую энергию созидания, воплотившуюся в соревновании. ЦК призывает повышать действенность соцсоревнования, усиливать его влияние на всю общественную жизнь, активнее обобщать и распространять все новое, прогрессивное, рожденное творческой инициативой масс. Сознавая научное и практическое значение исследования проблем соревнования, его экономическую и воспитательную роль в жизни общества, историки не ослабляют усилий по углубленной разработке истории развития этого массового движения трудящихся. Однако, если экономисты раскрывают отношения соцсоревнования как одну из
(Вопросы теории и методологии). Тула. 1973; его же. Труд - основа нравственного формирования личности. М. 1975; И. И. Чангли. Труд. Социологические аспекты теории и методологии исследования. М. 1973; Т. Шарипов. Пережитки прошлого в отношении людей к труду и пути их преодоления в условиях развитого социализма. "Вестник Московского университета", теория научного коммунизма, 1973, N 3; Ф. Н. Щербак. Труд - основа формирования социалистического образа жизни. Киев. 1975; Л. Г. Кибасова. Характер трудовой деятельности и образ жизни в социалистическом обществе. "Вестник Московского университета", теория научного коммунизма, 1975, N 6; Н. В. Марков. Социалистический труд и его будущее. Некоторые проблемы развития труда в условиях научно-технической революции. М. 1976; "Труд в условиях развитого социализма". М. 1977; В. Самышкин. Физический и умственный труд в условиях развитого социализма. Ташкент. 1979.
36 Т. П. Богданов. Труд и социальная активность молодежи. Минск. 1972; Е. П. Блинова, Е. Э. Новикова. Научно-техническая революция и труд женщин. М. 1973; З. М. Юк. Труд женщин и семья. Минск. 1975; В. С. Драгельи А. А. Чалков. Образ жизни молодого советского человека. Барнаул. 1976; Н. М. Блинов. Трудовая деятельность как основа социалистического образа жизни. М. 1979.
37 М. Воскресенская, Л. Новоселов. Производственные совещания - школа управления (1921 - 1965 гг.). М. 1965; "От Октября к строительству коммунизма". М. 1967; Л. С. Рогачевская. Движение за коммунистический труд: история и проблемы. М. 1968; Е. А. Гриценко. Зарождение социалистической дисциплины труда. "Вопросы истории", 1977, N 9.
38 Г. А. Куторжевский, В. А. Смирнов. Социалистическое соревнование. Проблемы, опыт социологического исследования. М. 1974; Л. С. Рогачевская. Социалистическое соревнование в СССР. Исторические очерки. 1917 - 1970 гг. М. 1977; "Соревнование и его роль в условиях развитого социализма". М. 1977; "Социалистическое соревнование: вопросы теории и практики организации". М. 1978; И. Е. Ворожейкин. Летопись трудового героизма. Краткая история социалистического соревнования в СССР. 1917-.1977 гг. М. 1979; Р. Х. Симонян. Социалистическое соревнование: методы и практика управления. М. 1979; Н. Б. Лебедева. Партийное руководство социалистическим соревнованием. Деятельность Ленинградской партийной организации по руководству социалистическим соревнованием в промышленности. Л. 1979; "Созидательная сила социалистического соревнования". По материалам Всесоюзной научно-практической конференции в Ленинграде. 12 - 14 апреля 1979 г. М. 1979. Историографический обзор современной литературы опубликован Я. С. Калакурой и Л. С. Рогачевской ("Вопросы истории КПСС", 1978, N 8); "Развитой социализм и творчество масс. Актуальные вопросы теории и практики социалистического соревнования". М. 1979.
стр. 13
примечательных черт и проявлений социалистического образа жизни, историки не выявляют роли соревнования в становлении советского образа жизни и развитии его в условиях зрелого социализма.
Известно, что огромное влияние на образ жизни оказывает уровень благосостояния трудящихся. Взаимные связи между ними, закономерности и тенденции развития, совершенствование отношений распределения, руководящая деятельность КПСС и Советского государства по подъему народного благосостояния с одновременным совершенствованием основных сторон нашего образа жизни-эти и другие вопросы освещаются в экономической литературе. Названия публикаций и содержащихся в них вопросов свидетельствуют и о широте научного поиска и о тесной связи исследований со злободневными практическими задачами по дальнейшему укреплению экономических основ советского образа жизни, углублению его трудового характера. Примечательной чертой историографии советского образа жизни стали исследования, в которых утверждается мысль о неотделимости задач по его совершенствованию и постоянного роста благосостояния населения. Эти идеи пронизывают крупный труд саратовских экономистов, фундаментальную монографию Е. И. Капустина и книгу И. И. Травина 39 .
В литературе указывается, что социализм практически не имеет социальных границ для роста материального благосостояния трудящихся. Возрастание возможностей удовлетворения их потребностей вместе с тем не может проходить стихийно или автоматически. Маркс указывал: чтобы пользоваться множеством вещей, человек должен обладать высокой культурой40 . В другом месте он писал: "Размер так называемых необходимых потребностей, равно как и способы их удовлетворения сами представляют собой продукт истории и зависят в большой мере от культурного уровня страны"41 . Увеличение объема и структуры потребностей людей оказывает прямое воздействие на образ их жизни. Планирование и прогнозирование изменений уровня жизни, разработка научно обоснованных норм потребностей - эти проблемы выдвигаются в литературе в качестве практических уже в наше время. Формирование гармонического развития структуры материальных и духовных потребностей людей, соответствие культурного уровня, сознательности материальным условиям зрелого социализма - задачи, вытекающие из решений XXV съезда КПСС. Однако многие авторы глубоко не анализируют причины психологии накопительства, на что уже обращалось внимание участниками "круглого стола" журнала "Рабочий класс и современный мир" (1975, N 1, стр. 86), специально обсуждавшими вопросы благосостояния и образа жизни трудящихся в условиях социализма. Попытку объяснить появление "потребительского образа жизни" как выражение пережитков прошлого предприняла Д. Г. Процкая42 .
39 "Социалистический образ жизни и народное благосостояние". Саратов. 1975; Е. И. Капустин. Социалистический образ жизни. Экономический аспект. М. 1976; И. И. Травин. Материально-вещная среда и социалистический образ жизни. Л. 1979; кроме того, следует упомянуть брошюры: Б. Ракитский. Социальная программа пятилетки и образ жизни советских людей. М. 1976; С. И. Сдобнов. Социалистический образ жизни. Экономический аспект. М. 1978; И. М. Чудинова. Теоретические основы проблемы потребностей личности. Социологический аспект. Красноярск. 1975; А. В. Безруков. Социалистический образ жизни и развитие потребностей трудящихся. "Проблемы социалистического образа жизни". М. 1977; "Проблемы построения системы показателей образа жизни". М. 1977; А. И. Ковалеров. Социалистический быт - составная часть советского образа жизни. Львов. 1978; В. Роговин. Формирование разумных потребностей. М. 1979.
40 См. К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Т. 46, ч. I, стр. 386.
41 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Т. 23, стр. 182.
42 Д. Г. Процкая. Социалистический образ жизни и формирование нового человека. Минск. 1978.
стр. 14
Результатом коллективных исследований кафедр научного коммунизма и политэкономии Башкирского университета и Галльского университета (ГДР) явился сборник статей об экономической сущности и экономических основах социалистического образа жизни43 . Впервые в советской историографии А. М. Изуткиным и Г. И. Царегородцевым комплексно исследована проблема формирования социалистического образа жизни и борьбы партии за улучшение здоровья населения страны в свете решений XXV съезда КПСС. Образ жизнедеятельности советских людей рассматривается авторами как один из важных факторов социально-гигиенической адаптации человека в условиях научно-технической революции и экологических изменений44 . Взятые в общетеоретическом плане суждения авторов о медико-биологических и социально-гигиенических закономерностях бытия и сознания людей, несомненно, обогащают общую концепцию образа жизни. Вопросы совершенствования социалистического образа жизни в условиях современной научно-технической революции рассматриваются также в ряде коллективных трудов45 .
Круг вопросов, которые исследуются и обсуждаются ныне экономистами и историками в связи с созданием и развитием экономических основ советского образа жизни, широк и разнообразен. В историографии явно усиливается тенденция к обобщению современной практики партийного и государственного управления процессами совершенствования советского образа жизни, о чем свидетельствуют теоретические суждения и практические рекомендации ученых по этим вопросам. Не менее важными в свете формирования и развития советского образа жизни предстают вопросы коммунистического воспитания членов нашего общества, борьбы КПСС и Советского государства за повышение эффективности и качества всей работы. Их значение, теоретическая и практическая актуальность возрастают в связи с новыми задачами, выдвинутыми в постановлениях ЦК КПСС "О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы" и ЦК КПСС и СМ СССР "Об улучшении планирования и усилении воздействия хозяйственного механизма на повышение эффективности производства и качества работы", решениях ноябрьского (1979 г.) -Пленума ЦК КПСС.
Заметным событием явился выпуск материалов Всесоюзной научно- практической конференции "Социалистический образ жизни и вопросы идеологической работы" (М. 1977), упоминавшейся книги В. В. Щербицкого, крупного труда "Духовный мир развитого социалистического общества" (М. 1977), коллективной монографии сотрудников Института философии АН СССР, книги Э. В. Струкова и других46 . Процессы и проблемы совершенствования социалистического образа жизни в них рассматриваются в тесной связи с теорией и практикой коммунистического воспитания. Авторы подчеркивают, что в об-
43 "Социалистический образ жизни (Экономические основы)" Уфа. 1976. В опубликованной в этом сборнике статье Ф. Б. Садыкова, посвященной выяснению сущности и исторических преимуществ социалистического образа жизни, содержится историографический обзор части литературы по этим вопросам.
44 А. М. Изуткин, Г. И. Царегородцев. Социалистический образ жизни и здоровье населения в свете решений XXV съезда КПСС. М. 1977.
45 "Человек - наука - техника (Опыт марксистского анализа научно- технической революции)". М. 1973; "Социалистический образ жизни и формирование нового человека в условиях научно-технической революции". "Вопросы научного коммунизма". Вып. 41. Киев. 1979. К сожалению, в трудах историков по проблемам научно-технической революции вопросы ее влияния на образ жизни затрагиваются лишь вскользь (например, "Современная научно- техническая революция (Историческое исследование)". Изд. 2-е. М. 1970; "Научно-техническая революция и социализм". М. 1973; "Партия и современная научно-техническая революция в СССР". М. 1974; "КПСС н современная научно-техническая революция". Киев. 1974).
46 Э. В. Струков. Социалистический образ жизни. Теоретические н идейно-воспитательные проблемы, М_ 1977; "Социалистический образ жизни и новый человек". М. 1978.
стр. 15
разе жизни преломляются экономические, социальные, политические и идеологические отношения людей, что это категория классовая, с помощью которой познаются специфические механизмы и факторы, посредством которых партия и государство управляют сложными процессами коммунистического воспитания трудящихся. Проникнутые единством теории и практики, насыщенные фактическим материалом из современной жизни, эти книги обобщают опыт работы партийных организаций в области совершенствования нашего образа жизни и идейно-политического воспитания советских людей, всестороннего воздействия руководящей деятельности КПСС на их образ жизни. Достоинством этих книг является показ воспитательной, идеологической деятельности партии как фактора целенаправленного воздействия на процессы совершенствования образа жизни. С интересом читаются разделы, посвященные вопросам отношения личности к материальным и духовным ценностям, к природе, этическим и социально-психологическим проблемам адаптации людей к меняющемуся образу жизни и другие.
Значительная часть литературы посвящена проблемам влияния на развитие социалистического образа жизни культуры, вопросам морали и нравственного воспитания47 . Авторами на богатом и ярком фактическом материале показываются огромные изменения, происшедшие и происходящие в духовной сфере жизни советского общества. В свете решений XXIV и XXV съездов КПСС анализируются в этих работах закономерности возрастания социальной политики и культуры, нравственных ценностей социализма, трудового и морального воспитания членов нашего общества, повышения роли в этом деле трудовых коллективов. Предпринимаются также попытки раскрыть диалектику развития общественного сознания, духовной жизни и всего социалистического образа жизни. Новой тенденцией в исследованиях является проведение и использование материалов многочисленных социологических исследований, анализ планов социального развития трудовых коллективов. Многие авторы особо останавливаются на взаимосвязях материальных условий и духовной сферы нашего образа жизни, выдвигают задачи и конкретные меры по повышению эффективности идейно-воспитательной работы КПСС, комсомола, профсоюзов, трудовых коллективов. "Утверждение социалистического образа жизни, - подчеркивает П. Н. Федосеев, - неотделимо от внедрения в повседневный быт положений Конституции СССР. Задачи дальнейшего развития социалистических основ нашего образа жизни требуют широкой пропаганды и последовательного осуществления закрепленных в ней социально-политических норм и моральных принципов социализма, его ценностных установок, которые возвышают и облагораживают все формы жизнедеятельности и поведения людей"48 .
Положительным фактом в историографии стало растущее внимание исследователей к обобщению опыта и поискам новых путей и способов дальнейшего улучшения нравственного воспитания трудящихся,
47 "Социалистический образ жизни и новый человек". Тула. 1970; Г, Л. Смирнов. Советский человек. Формирование социалистического типа личности. Изд. 2-е. М. 1973; И. Г. Моргунов. Борьба с пережитками прошлого и воспитание нового человека. Рига. 1973; Е. Я. Безпалко. Возрастание руководящей роли партии в развитии духовной жизни советского общества. Киев. 1974; Б. Д. Парыгин. Советский образ жизни и социально- психологические аспекты формирования личности. Киев. 1975; В. Ф. Передерни. Образ жизни и духовная культура. Киев. 1975; А. И. Арнольдов. Социалистический образ жизни и культура. М. 1976; В. С. Кирпичев. Образ жизни - социалистический. Вопросы идеологической работы. Днепропетровск. 1977; В. И. Зацепин. Социалистический образ жизни и духовное развитие личности. М. 1977; Д. Г. Процкая. Указ. соч; М. Т. Иовчук, Л. Н. Коган. Советская социалистическая культура: исторический опыт и современные проблемы. М. 1979; "Социалистический образ жизни и формирование нового человека". Киев. 1979.
48 П. Федосеев. Конституция СССР и социалистический образ жизни. "Коммунист", 1978, N 2, стр. 69.
стр. 16
выработки у них прочной жизненной позиции, стойкости против буржуазной идеологии и морали49 . Эти работы свидетельствуют о том, что указания XXIV и XXV съездов КПСС в этом отношении начали постепенно осуществляться учеными. Многие из них убедительно показывают, что в условиях развитого социализма примечательным явлением стало расширение границ воздействия коммунистической нравственности, распространение ее на экономическую, социально-политическую, семейно-бытовую сферы нашей жизни. Для современного сознательного члена советского общества является обычной нормой принятие как собственной жизненной позиции политики и программы КПСС, коммунистических идеалов, прав и обязанностей, воплощенных в новой Конституции СССР. В целом литература, написанная на разнообразные темы коммунистического воспитания, содействует процессам воспитания лучших нравственных качеств, пропаганде и утверждению в реальной жизни еще большего соответствия поведения людей нормам и принципам социалистического общежития.
Возрастает интерес исследователей к таким сложным вопросам, как выявление причин появления в нашем обществе антиподов социалистического образа жизни. Практика показывает, что даже при развитом социализме острота борьбы с этими антиподами не ослабевает. ЦК КПСС в постановлении "О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы" вновь обратил внимание на необходимость усиления непримиримости к таким враждебным социалистическому образу жизни явлениям, как стяжательство и взяточничество, стремление урвать побольше от общества, ничего не давая ему, бесхозяйственность и расточительство, пьянство и хулиганство, бюрократизм и бездушное отношение к людям50 . Об этом же убедительно говорилось на Всесоюзном совещании идеологических работников, состоявшемся в Москве в октябре 1979 года.
Со времени Великого Октября сменилось не одно поколение советского народа. Преобладающую часть населения СССР (86%) составляют люди, родившиеся в советское время51 . Возникает вопрос: можно ли сейчас объяснять только пережитками прошлого нерадивое отношение к труду и общественной собственности, факты несоответствия слова и дела, случаи гипертрофированно- уродливых потребностей и накопительства у отдельных граждан. Некоторые социологи стремятся объяснить причины живучести этих отрицательных явлений. "Сохраняющиеся негативные явления, - пишет Г. X. Шахназаров, - конечно,
49 М. Г. Журавков. Социализм и мораль. Некоторые черты и особенности формирования морали советского общества. М. 1974; Г. И. Клюшин. Трудовое воспитание в производственном коллективе. Социально- экономические и идейно-нравственные проблемы. М. 1974; Т. Е. Чумаков. Семья, мораль, право. Минск. 1974; "Мораль развитого социализма (Актуальные проблемы теории)". М. 1976; В. З. Роговин. Нравственные основы социалистического образа жизни. М. 1976: А. Г. Харчев, В. Г. Алексеева. Образ жизни, мораль, воспитание. М. 1977; В. Т. Ефимов, С. М. Косолапое. Формирование активной жизненной позиции - цель нравственного воспитания. М. 1977; А. О. Бороноев. Нравственно-психологическое единство образа жизни советского народа. Л. 1978; А. Деревянно. Активная жизненная позиция. Социалистический образ жизни и становление личности молодого строителя коммунизма. М. 1978; П. Машеров. Развитой социализм и идейно-нравственное воспитание человека. "Коммунист", 1978, N 16; Г. А. Алиев. Формирование жизненной позиции: опыт и актуальные проблемы нравственного воспитания. Баку. 1979; "Проблемы нравственного воспитания населения в свете требований XXV съезда КПСС". Горький. 1979; Л. И. Игнатовский. Нравственное самовоспитание личности в условиях развитого социализма. М. 1979; "Социалистический образ жизни и личность". Воронеж. 1979.
50 Анализ причин и мер борьбы с этими отрицательными явлениями содержится в материалах конференции "XXV съезд КПСС: проблемы социалистического образа жизни и укрепления правопорядка" (М. 1977), состоявшейся в Москве 23 - 25 ноября 1976 года.
51 "Народное хозяйство СССР за 60 лет". Юбилейный статистический ежегодник. М. 1977, стр. 7.
стр. 17
коренятся в условиях производства, обмена или быта, связанных с прошлым строем и пока непреодоленных или не преодоленных до конца"52 . Большинство авторов приходит к выводу, что пережитки сохраняются преимущественно в социальной психологии, которая включает в себя сознательные и бессознательные, рациональные и эмоциональные моменты, и передаются в основном через микросферы. По мнению Д. Г. Процкой, поскольку общественное бытие и общественное сознание преломляются через личные интересы и микроусловия, постольку возникает возможность отрыва индивидуального сознания от передового общественного и возрождения пережитков. Кроме того, факторы, тормозящие преодоление пережитков, сохраняются преимущественно в микросреде, что также объясняет преобладание пережитков в индивидуальном сознании по сравнению с общественным. "Процесс преодоления пережитков, - пишет Д. Г. Процкая, - протекает более интенсивно в общественном сознании, чем в индивидуальном. При социализме соответствие между общественным сознанием и социалистическим общественным бытием достигается раньше, нежели это соответствие достигается между социалистическим общественным бытием и индивидуальным сознанием"53 .
Среди части авторов продолжается обмен мнениями и по поводу гносеологической обусловленности антиподов социалистического образа жизни. К сожалению, это обсуждение нередко замыкается рамками сугубо теоретических положений и содержит мало конкретных практических рекомендаций и предложений. Определяя задачи идеологической работы в современных условиях, ЦК КПСС напоминает о несовместимости с целями коммунистического воспитания трудящихся встречающихся еще боязни открыто обсуждать актуальные вопросы нашей общественной жизни, стремлении сглаживать, обходить нерешенные или острые проблемы, замалчивать существующие недостатки и трудности54 .
Исторический опыт показывает, что на формирование советского образа жизни оказывали и оказывают влияние многие объективные и субъективные факторы, процессы и явления, связанные с классовой борьбой внутри страны в переходный период и враждебными акциями империалистической пропаганды. Создание нового образа жизни - это сложное переплетение межклассовых и внутриклассовых, межнациональных и многих других процессов. Управлять ими в такой огромной стране, как СССР, с невысоким исходным уровнем экономического и культурного развития было для партии нелегким делом. Практического опыта подобного рода преобразований в истории не было. Советские люди сознательно шли на лишения, не жалели ни сил, ни средств ради достижения экономического и оборонного могущества Родины, ради культурных преобразований. Советское государство не могло в равной мере одновременно направлять средства на все участки социалистического строительства, на сооружение жилья и создание более совершенной сферы обслуживания. Продолжительное время на наш образ жизни оказывали влияние последствия войны (людские потери, разруха и другие отрицательные факторы).
Исторически сложившееся противоречие между грандиозными достижениями реального социализма в СССР и антиподами социалистического образа жизни, их живучесть и негативное влияние на окружающих должны оставаться объектом вдумчивого, всестороннего и диалек-
52 Г. Х. Шахназаров. Развитие личности и социалистический образ жизни. "Вопросы философии", 1977, N 11, стр. 14.
53 Д. Г. Процкая. Указ. соч., стр. 8.
54 См. "О дальнейшем улучшении идеологической, политико- воспитательной работы". Постановление ЦК КПСС от 26 апреля 1979 г. М. 1979, стр. 5.
стр. 18
тического изучения. Раскрывая диалектику и перспективы формирования советского образа жизни, мы призваны концентрировать внимание на той известной истине, что старое, вредное не уходит само с исторической арены, а новое утверждается не автоматически, а в упорной борьбе против пережитков, традиций и привычек старого мира. В эту борьбу против антиподов социалистического образа жизни могут внести свой вклад и историки посредством обобщения богатого исторического прошлого и более активного участия в комплексном изучении современных процессов совершенствования советского образа жизни.
В идеологическом противоборстве двух систем - социализма и капитализма - активную роль играет раскрытие преимуществ советского образа жизни и защита его от буржуазных и ревизионистских извращений. Многие авторы специально посвятили свои труды вопросам современной идеологической борьбы в сфере образа жизни. Тематика и содержание этих работ многоплановы55 . Лучшая и наиболее активная форма участия в этой борьбе - серьезное доказательство и показ преимуществ социалистического образа жизни во всех сферах - в труде, культуре, социальном и научно- техническом творчестве, быту и т. д. В противовес одностороннему и предвзятому подходу к такому сложному явлению, как образ жизни, характерному для буржуазной историографии, советские исследователи стремятся к комплексному, объективному и классовому раскрытию его. Наиболее успешно это сделано в коллективной монографии, подготовленной сотрудниками Академии общественных наук при ЦК КПСС и Института социологических исследований АН СССР56 .
Новым стимулом для активизации исследований рассматриваемой проблематики являются задачи, вытекающие из постановлений ЦК КПСС "О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы" и "О 110-й годовщине со дня рождения Владимира Ильича Ленина". "Буржуазия и ее идеологи, оппортунисты и ревизионисты всех мастей, - отмечается в постановлении о ленинском юбилее, - усиливают борьбу против коммунизма, пытаются фальсифицировать марксизм-ленинизм, выхолостить его революционную сущность, найти "противоречия" между теорией научного социализма и практикой ее осуществления в социалистических странах. Они стремятся принизить всемирно-историческое значение марксистско-ленинского учения, успехи социализма, дискредитировать социалистический образ жизни"57 . Необходимо вскрывать антинародную, антигуманную сущность современного капитализма, подлинный облик лицемерных защитников "прав" и "свобод", призывает ЦК КПСС своевременно давать достойный отпор идеологическим диверсиям империализма и его приспешников; вырабаты-
55 Э. А. Араб-Оглы. В лабиринте пророчеств. Социальное прогнозирование и идеологическая борьба. М. 1973; Е. Д. Модржинская. Два мира - два образа жизни. Киев. 1975; Н. И. Ефимов. Два мира - два образа жизни. М. 1975; О. А. Феофанов. Формы и методы буржуазной пропаганды образа жизни. Киев. 1975; М. П. Мчедлов. Образ жизни и идеологическая борьба. М 1976; "Методологические проблемы изучения социальных процессов развитого социалистического общества и современная идеологическая борьба". Таллин. 1977; "Две системы - два образа жизни". Алма-Ата. 1977; Н. М. Кайзеров. Патология потребительства. Критика буржуазного образа жизни. М. 1977; В. Петров. Два берега - два образа жизни. Таллин. 1977; С. И. Попов. Проблема "качества жизни" в современной идеологической борьбе. М. 1977; В. Г. Смолянский. Ценности социалистического мира. М. 1977; Э. А. Баллер. Свобода. Какая? Для кого? Изд. 2-е. М. 1977; В. Александров. Под флагом "свободы" Запада (О нарушениях прав человека и профсоюзных свобод в развитых странах капитала). М. 1978; В. Чхиквадзе. Социалистический гуманизм и права человека: ленинские идеи и современность. М. 1978; Г. Кузнецов, В. Полянский. Иллюзия свобод и горькая действительность. М. 1978; "Преимущества социалистического строя". М. 1979.
56 "Социалистический образ жизни и современная идеологическая борьба". М. 1976.
57 "Правда", 16.ХII.1979.
стр. 19
вать у советских людей активную жизненную позицию стойкого борца за коммунизм, против любых проявлений враждебной идеологии. Историки призваны еще более активно участвовать в защите преимуществ социалистического образа жизни, определить свой круг проблем, разработка и пропаганда которых будут повышать роль исторической науки в современной идеологической борьбе на мировой арене.
Примечательной чертой развития исследовательской мысли и одновременно проявлением коллективизма советского образа жизни стало широкое обсуждение актуальных проблем зрелого социализма и коммунистического строительства. Пожалуй, ни по какой другой проблеме нашей современной жизни не было столь активного коллективного обсуждения, обмена мнениями и дискуссий, как во вопросам образа жизни. За 1975 - 1979 гг. они обсуждались на конференциях в Москве, Ленинграде, Киеве, Баку, Риге, Тбилиси, Казани, Каунасе, Вильнюсе, Тюмени, Пензе, Нижнем Тагиле, Ровно и других городах58 .
В целом же существующая литература своим содержанием, идейно- политической направленностью, оценками и прогнозами ориентирует на активное использование проблематики образа жизни в идеологической работе партии. Вместе со средствами массовой информации научная и научно- популярная литература играет большую роль в разоблачении идеологических диверсий, выработке идейной стойкости у советских людей против клеветы на социалистический образ жизни, в сохранении неослабевающего интереса за рубежом к устоям и нормам советского образа жизни. Целенаправленное раскрытие его преимуществ и перспектив развития - существенная помощь нашей партии в борьбе против буржуазной и ревизионистской идеологии и практики.
XXV съезд КПСС выдвинул как всеобщую задачу повышения эффективности и улучшения качества всей нашей работы. Применительно к исследованиям советского образа жизни эта задача не менее злободневна. Не ослабляя внимания к вопросам идейной и политической направленности, историкам предстоит усилить глубину теоретического анализа, связи теории с практическими насущными проблемами во всех сферах жизнедеятельности советского общества, бороться за убедительность аргументации, информационную насыщенность своих публикаций, концентрировать усилия на разработке главных и актуальных проблем дальнейшего совершенствования советского образа жизни. В ходе реализации директив XXV съезда КПСС и положений новой Конституции СССР уровни зрелости условий, сфер и проявлений социалистического образа жизни постепенно повышаются. Одновременно накапливаются элементы коммунистического общежития. Имеющийся опыт и сложившиеся в историографии направления исследования социалистического образа жизни в СССР позволяют надеяться, что происходящие в нем изменения найдут свое отражение в трудах историков, послужат новым стимулом комплексного изучения социалистического образа жизни в СССР и истории его создания.
58 См., например: "Активная жизненная позиция борцов за коммунизм". По материалам Всесоюзной научно-практической конференции в Баку (25 - 27 апреля 1979 г.). М. 1979; "Коммунистическая идейность - основа активной жизненной позиции". По материалам Всесоюзной научно-практической конференции в Баку (25 - 27 апреля 1979г.). М. 1979.
Новые публикации: |
Популярные у читателей: |
Новинки из других стран: |
Контакты редакции | |
О проекте · Новости · Реклама |
Цифровая библиотека Казахстана © Все права защищены
2017-2024, BIBLIO.KZ - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту) Сохраняя наследие Казахстана |