Libmonster ID: KZ-2606

Предметом настоящего исследования служат пропагандистские документальные фильмы "Обыкновенный ваххабизм " и "Обыкновенный суфизм ", снятые в жанре исламского призыва (да'ва) противниками и сторонниками радикального политизированного ислама на российском Северо-Восточном Кавказе в начале XXI в. Сравнивая их сценарии, тексты и образы, автор стремился понять, как противоборствующие фракции представляют себе "истинный" ислам и пытаются донести свои идеи до постсоветской молодежи средствами видео и Интернета. Особое внимание было обращено на наследие "холодной войны ", антиамериканские и антисемитские тенденции в исламском документальном видео, его создателей и потребителей, отношение современной северокавказской молодежи к разбираемым фильмам и клипам1.

Ключевые слова: исламский призыв, дискурсивный анализ, видеоисточники, "холодная война", антиамериканизм, Кавказ, Дагестан.

Ученые, изучающие ислам, привыкли оперировать текстами. Между тем за последние полтора-два десятилетия в мусульманской среде распространились новые типы источников, в которых текст сопровождает, а порой заменяет картинка и видео2. Еще двадцать лет назад исламское видео было немыслимо на бывшем советском Кавказе. Сегодня здесь работают десятки Интернет-сайтов на русском и кавказских языках. С распространением спутникового телевидения и видеомагнитофонов еще в 1990-е гг. популярность среди бывших советских мусульман завоевывает полемическое, преимущественно любительское, низкое по качеству исполнения, видео на кассетах. Позднее его заменяет профессиональное пропагандистское кино в жанре исламского призыва (да'ва). Этот древний и порядком избитый жанр остается одним из наиболее популярных. Прилавки исламских магазинов в Дагестане забиты исламскими DVD-дисками. Появились исламские "мыльные оперы" и даже исламские мультфильмы о пророке Мухаммаде, эпохе Арабского халифата и на иные сюжеты.


1 Материалы для этой статьи были собраны на Северном Кавказе и в Москве в ходе работы по проекту Фонда Volkswagen "From Kolkhoz to Jamaat. The Politicization of Islam in the Rural Communities of the Former USSR: An Interregional Comparative Study, 1950s-2000s", руководители Stephane A. Dudoignon, Christian Noack. Расширенная версия статьи вышла сначала на английском языке в журнале Religion, State and Society (Oxford). Автор выражает признательность дагестанскому арабисту Шамилю Шихалиеву, французским востоковедам Стефану А. Дюдуаньону и Клое Дриё за ценные советы и замечания к черновой версии статьи.

2 Этот принцип характерен и для некоторых более традиционных жанров мусульманской художественной продукции, например, шамаилей - каллиграфических картинок на религиозные темы, появившихся в Иране и Османской империи, а на рубеже XIX-XX вв. сложившихся в особый жанр в Волго-Уральском регионе [Татарский шамаиль, 2009, с. 9].

стр. 46

В исследованиях об исламе и современности наряду с привычными текстами все шире привлекаются видеоисточники [Knysh, 2010]. Однако их форма и жанровые особенности на Северном Кавказе еще плохо изучены. Занимающихся этими сюжетами политологов интересует преимущественно злободневное содержание исламского видео, связь между информацией и действительностью [Игнатенко, 2004; Медведко, Нечитайло, 2008]. Такой подход, на наш взгляд, упрощает и искажает картину виртуального мусульманского пространства начала XXI в. Виртуальное и реальное историческое время и пространство не стоит путать [Reichmuth, Werning, 2006, p. 46 - 47; Heeren, 2008, p. 20 - 21]. Нельзя забывать и о пропагандистском характере этих материалов. Специального изучения в связи с виртуальным исламским пространством, о котором немало писали, заслуживают Интернет-клипы [Bruckner, 2001, p. 17; Aouragh, 2003, p. 42 - 43; Игнатенко, 2004, с. 67 - 76; Pierret, 2005, p. 50].

При анализе исламского видео в постсоветском Дагестане помогают серьезные наработки, сделанные в этой области этнологами на материалах зарубежного мусульманского Востока. Это прежде всего работы Клиффорда Гирца о нарративах, популярных среди мусульман Марокко, а также труды Лейлы Абу-Лугод о "мыльных операх" в египетской деревне, реакции сельских женщин на распространяемые телевидением идеалы национальной культуры политических элит города [Geertz, 1973, p. 3 - 30; Abu-Lughod, 1993, p. 493 - 513; Abu-Lughod, 1997, p. 109 - 134; Abu-Lughod, 2007]. У Гирца важен метод "густого", подробного описания (thick description) нарративов, примененный Абу-Лугод к телевидению и кино. В его духе последняя рассматривает телесериалы как важную социальную практику, без которой сегодня немыслимо представить жизнь самых различных общественных слоев и групп, включая женщин из отдаленных деревень Верхнего Египта [Abu-Lughod, 1997, р. 128].

Ни Абу-Лугод, ни Гирц специально не занимались документальными фильмами и молодежью, что, однако, не мешает применить их подход к молодежному документальному кино и Интернету в постсоветском историческом контексте. Аудитория анализируемых в этой статье видеоресурсов, как и объекты исследования обоих этнографов, принадлежит к низам общества (subaltern), которые, как и египетские феллахи, зависят от правящих кругов, пытающихся монополизировать воспроизводство знания об исламе в контролируемых муфтиятами исламских учебных заведениях [Bobrovnikov, Navruzov, Shikhaliev, 2010, p. 148 - 149]. "Густое описание" помогает понять связи знания в исламе и об исламе с властью. Мои полевые материалы свидетельствуют, что на Северном Кавказе именно Интернет становится основным каналом получения знаний об исламе. Вместе с видео он выполняет сегодня в обществе ту же роль, что в позднее советское время играло телевидение и отчасти диссидентский "самиздат". Через него в молодежную среду проникают идеи соперничающих национальных и политических дискурсов. Как признанная властями мусульманская элита, так и исламистская оппозиция, лишенная доступа к печатным средствам массовой информации, пытаются использовать Интернет и кино для внедрения в молодежную среду своих взглядов на ислам. Молодые люди уже не могут обойтись без видео, смотрят его часто и помногу, практически каждый день.

В отличие от Гирца и Абу-Лугод упор в данной работе сделан не на восприятии исламского видео, а на процессе воспроизводства знания об "истинном" и "ложном" исламе средствами документального кино, начиная с развития сюжета от письменного текста до видео, через дискурсивный анализ современного исторического контекста споров об исламе между соперничающими фракциями "ваххабитов" и "традиционалистов", изучение эпистемологии исламского полемического кино, уходящего корнями не только в исламскую, но и в советскую атеистическую традицию, и, наконец, создание портрета молодежных авторов и потребителей этого жанра видеопродукции. Исследование носит скорее исторический, чем социологический характер.

стр. 47

СЦЕНАРИЙ И МОНТАЖ

Начнем со сценария. В этом отношении "Обыкновенный ваххабизм" являет немалый прогресс в короткой истории исламского полемического кино на Северном Кавказе. Это чуть ли не первый настоящий документальный фильм такого жанра в регионе. До него в ходу были видеозаписи суфийских зикров и коллективных молений на зияратах., пятничных проповедей (хутба), лекций и диспутов между представителями мусульманской духовной элиты, первые из которых появляются в 1995 - 1997 гг. Эта продукция была к тому же плохо снята. Отсутствие сюжета и интриги делало просмотр ее крайне утомительным. Широкого распространения она не имела. В какой-то степени стимулом к копированию видеокассет служил официальный запрет любой ваххабитской пропаганды в 1999 г. [Закон Республики Дагестан, 1999, с. 1; Бобровников, 2001, с. 259; Ярлыкапов, Бобровников, 2006, с. 91]. В свою очередь, противники ваххабитов пропагандируют записи выступлений суфийских шейхов, в частности влиятельного ныне накшбандийского и шазилийского шейха Саида-афанди Ацаева (род. в 1937) из с. Чиркей.

"Обыкновенный ваххабизм" снят в форме журналистского расследования. Его ведет режиссер Абдулла Алишаев, который написал и сценарий к фильму. Сюжетная линия фильма подчинена одной идее: представить на экране сущность и историю появления движения ваххабитов в Дагестане и мире. Во время презентации фильма, проходившей 19 октября 2005 г. в Национальной библиотеке им. Расула Гамзатова в Махачкале, Абдулла Алишаев подчеркнул, что "съемки проводились на территории Дагестана, но географически охвачен весь мир. Временной срез охватывает период от начала 1990-х гг., когда к нам в республику зачастили эмиссары ваххабизма, и до наших дней... Я не собирался показать конкретного ваххабита, моей задачей было показать суть идеологии ваххабизма. Поэтому, если бы я использовал весь имеющийся в моих руках материал, фильм получился бы часа на три, а так он идет в течение часа и пятнадцати минут. Как он получился - судить зрителям" [http://i-r-p.ru/page/stream-event/index-1180.html, последнее посещение 20.02.2011].

С первых кадров фильма мы видим автора в предгорьях у с. Тарки над Махачкалой. Скалистые горы и Каспийское море - на горизонте. У скалы стоит вдумчивый молодой человек, лет тридцати с небольшим, в черных брюках и синей рубашке, к которой прикреплен микрофон. Его голову покрывает темная тюбетейка [Обыкновенный ваххабизм, 2005, 00:00:193]. Словом, благочестивый исламский журналист. На протяжении фильма перед нами проходит длинная галерея лиц: политики, чиновники, муфтии, имамы мечетей, врачи, военные, журналисты, простые сельские труженики. Они делятся на два лагеря: с одной стороны, свидетели обвинения против ваххабизма и его жертвы, с другой, - распространители этого течения. Их речи сопровождает комментарий автора, спокойный уравновешенный голос которого слышится либо с экрана, либо за кадром. Сам себя он позиционирует как верующего мусульманина, не похожего на своих светских коллег, например, ведущего телепрограммы "Другое измерение" Заура Газиева, автора снятого по горячим следам вторжения Ш. Басаева в 1999 г. документального фильма телерадиокомпании "Дагестан" против ваххабитов "Кадарский треугольник". Последний предстает перед нами в рубашке с короткими рукавами, галстуке и с непокрытой головой. Алишаев отгораживается и от показного благочестия ваххабитов с их сумрачными лицами со сбритыми усами, обрамленными густыми черными бородами. Сам он гладко обрит, не носит ни бороды, ни усов. Эти детали создают у зрителя образ беспристрастного обозревателя, стоящего "над схваткой".

Расследование приводит автора в "одно небезызвестное селение Дагестана", где в середине 1990-х гг. он был свидетелем ожесточенного спора между заместителем


3 Цифры в ссылках на видеоматериалы означают часы:минуты:секунды цитируемых кадров и эпизодов.

стр. 48

муфтия Духовного управления мусульман Дагестана (ДУМД) Кура-Мухаммад-хаджжи Рамазановым (1956 - 2007) и ваххабитами [Обыкновенный ваххабизм, 2005, 00:00:26]. Селение это в фильме не названо, но из разбросанных намеков несложно угадать в нем Карамахи - центр знаменитой "Кадарской зоны", откуда ваххабиты изгнали в мае 1998 г. представителей российской власти и превратили ее в территорию, жившую "по шариату" до разгрома движения федеральными войсками в сентябре 1999 г. [Bobrovnikov, 2001, p. 29; Бобровников, 2002, с. 278]. Здесь начинает свой рассказ Абдулла Алишаев и сюда возвращается в заключительной части фильма. Почти половина интервью, составивших основу фильма, взяты в Карамахи и Кадаре. Автор подчеркивает, что ваххабиты не смогли проникнуть в Кадар, потому что "почти все" тут "придерживаются тариката" по вирду шейха Саида-афанди. Имам селения носит характерную зеленую с белым пояском тюбетейку мюрида Саида-афанди. Ближе к концу фильма камера показывает развалины разрушенной во время штурма 1999 г. карамахинской джума-мечети ваххабитов [Обыкновенный ваххабизм, 2005, 00:53:44]. После этого на экране появляется минарет древней пятничной мечети Кадара, построенный, по словам автора, около 500 лет назад. Он зримо символизирует для режиссера нерушимость исламских и суфийских традиций Дагестана. В середине фильма автор делает большое историческое отступление, рассказывая про истоки ваххабизма на Аравийском полуострове, с XVIII в. бывшем ареной действия основателя движения Мухаммада Ибн 'Абд ал-Ваххаба и его покровителей из династии Саудидов, захвативших власть в регионе и создавших "ваххабитское" королевство Саудовская Аравия.

Какие источники использовал Алишаев? Во-первых, 11 интервью со свидетелями появления ваххабизма в Дагестане. Все они обвиняют ваххабитов. Фрагменты интервью длиной от нескольких секунд до двух-трех минут искусно вмонтированы в ткань повествования. Нередко одно интервью переходит в другое, отвечая на поставленные в предыдущем вопросы, рефреном повторяя мысли автора. Наиболее необычно представлено последнее интервью с Саидом-афанди Чиркейским. Режиссер отказался от мысли включить в фильм записи выступлений шейха. Уже под занавес на экране появляется фотопортрет этого авторитетного устаза (суфийского наставника) [Обыкновенный ваххабизм, 2005, 01:13:14]. В глубине кадра мелькают искаженные лица ваххабитов и советских вождей. Их сменяют цитаты из речи шейха, которую за кадром зачитывает автор фильма. По стилистике образ шейха приближается к условным портретам его суфийских предшественников ветви Накшбандийа-Махмудийа, чья золотая цепь (силсила), по мнению приверженцев шейха, связывает Саида-афанди и пророка Мухаммада. Серия этих портретов, начиная с шейха Махмуда Алмалинского (1810/11 - 1877), через первого шазилийского шейха в Дагестане Сайпуллу-кади (1853 - 1919), Хасана Кахибского (уб. в 1937 г.), его сына Мухаммада-'Арифа (ум. в 1977 г.), Са'ду-Хаджиясул Мухаммада Батлухского (1915 - 1995), наряду с фото мечети Пророка в Медине завершает приложение к фильму под названием "Обыкновенный ваххабизм. Без комментариев" [Обыкновенный ваххабизм, 2005, 01:56:49 - 01:57:04, 01:59:04].

Фильм Алишаева, как и вся исламская полемическая продукция обоих враждующих лагерей, крайне пристрастен. Вместе с тем автор пытается убедить зрителя в объективности своих суждений. С этой целью он монтирует в фильм отрывки из полемики ваххабитов и традиционалистов, снятые на любительское видео во второй половине 1990-х гг. Это выступление Багауддина Магомедова (род. в 1946 г.) на диспуте ваххабитов с традиционалистами, организованном в 1994 г. в Махачкале Саидом Амировым, мэром Махачкалы и тогдашним заместителем председателя правительства республики [Обыкновенный ваххабизм, 2005, 00:01:42 - 52], диспуты Багауддина с имамом хасавюртовской мечети Мухаммадом-Саидом Абакаровым (ум. в 2004 г.) и суфийским шейхом Таджуддином (Рамазановым, 1919 - 2001) из с. Ашали [Обыкновенный ваххабизм, 2005, 00:06:40 - 00:09:07]. Кроме них в фильм попали отрывки пресс-конференции учебного центра ваххабитов Кавказ [Обыкновенный ваххабизм, 2005, 00:09:08 - 39,

стр. 49

00:09:51 - 00:10:13, 00:12:18 - 33, 00:14:15 - 35], а также большой отрывок из неудавшегося диспута Багауддина с муфтием ДУМД Саид-Мухаммадом Абубакаровым (уб. в 1998 г.) и представителями враждебных ваххабитам официальных мусульманских структур Украины и Ливана [Обыкновенный ваххабизм, 2005, 01:14:31 - 01:53:41]. Выступления эти, однако, умышленно "обрезаны" режиссером. Чтобы опорочить своих противников, он прибегает к одному и тому же приему: после каждого выступления показывает противоречащий ему отрывок из хроники терактов и боев с ваххабитами. При этом его не беспокоит, что сопоставляемые события зачастую разделяют три-четыре года, за которые к ваххабитам примкнули первоначально не связанные с ними чеченские полевые командиры Салман Радуев (1967 - 2002), Шамиль Басаев (1965 - 2006) и выходец из черкесской диаспоры арабского Востока Хаттаб (1969 - 2002) [Ярлыкапов, Бобровников, 2006, с. 88 - 91].

Режиссер умело инкорпорирует в повествование отрывки из документальных фильмов своих светских коллег - так и не вышедшего на экраны телевизионного фильма "Кадарский треугольник" Заура Газиева [Кадарский треугольник, 1999; Обыкновенный ваххабизм, 2005, 00:17:50 - 00:18:50, 01:09:19 - 01:10:06]; кадры и отрывки из четырехсерийного фильма Юрия Зайцева "Лубянка. Обыкновенный терроризм: Джихад. Басаев. Радуев. Норд-Ост" [Лубянка. Обыкновенный терроризм, 2004; Обыкновенный ваххабизм, 2005, 00:04:46 - 00:05:11, 00:09:38 - 58, 00:10:14 - 30, 00:10:36 - 11:11, 00:11:26 - 12:17, 00:12:34 - 46, 00:12:56 - 00:13:02, 00:13:07 - 00:14:30, 00:47:57 - 00:48:11, 00:49:43 - 51 и далее]; скандально известного фильма с критикой администрации Буша "Fahrenheit 9/11" американского документалиста Майкла Мура [Fahrenheit 9/11, 2004], который, правда, у Алишаева сменил имя на Джеймса [Обыкновенный ваххабизм, 2005, 00:38:58 - 00:39:13, 00:39:18 - 35, 00:41:21 - 00:44:30, 00:44:38 - 00:46:53, 00:47:51 - 56, 00:49:19 - 36]. Последняя работа еще до Алишаева переведена на русский язык и выпущена в Дагестане отдельным "пиратским" изданием под названием "Америка после 9/11: Буш террорист N 1. Бен-ла-дин террорист N 2"4 [Америка после 9/11, 2004]. Из упомянутых выше российско-дагестанских фильмов сюда перешли и отрывки видеозаписей чеченского сопротивления с сайтов КавказЦентр и др. [www.kavkazcenter.com; http://hunafa.com]. Сюда же автор вставляет страницы из популярных Интернет-сайтов, прежде всего русскоязычной версии Google. Когда же речь заходит о прошлом и "ваххабизации" Аравии XVIII - первой четверти XX в., на помощь режиссеру приходит хроника Первой мировой войны и Британской колониальной империи второй трети XX в. [Обыкновенный ваххабизм, 2005, 00:30:55 - 00:31:09, 00:37:31 - 40, 00:37:47 - 00:38:03], которую автор, правда, анахронично переносит лет на сто - сто пятьдесят назад, а в ряде случаев - и исторический кинобоевик вроде "Лоуренса Аравийского" Дэвида Лина [Lowrence of Arabia, 1962; Обыкновенный ваххабизм, 2005, 00:30:40 - 48, 00:31:22 - 42, 00:33:12 - 16, 00:34:21 - 55, 00:36:01 - 14].

Исламский призыв (да'ва), к которому может быть отнесен "Обыкновенный ваххабизм", придает большое значение писаному слову на арабском языке. Поэтому в фильме много цитат, в основном в русском переводе. Присоединяясь к мнению египетского ученого Мухаммада Са'ида ал-Бути о недопустимости джихада среди мусульман, режиссер ссылается на стр. 174 - 193 его труда "Ас-Салафийа", который в фильме превратился в "Ал-Джихад" [Обыкновенный ваххабизм, 2005, 00:50:23 - 56; ал-Бути, 1998; ал-Бути, 2004]. Приводятся высказывания и стихи (назм) Чиркейского шейха. Обвинение ваххабитов строится на публикациях газет муфтията "Ас-Салам" и "Нурул ислам". Но, конечно, во главу угла, как и положено правоверному мусульманину, Алишаев кладет свидетельства Корана и идущей от Пророка благочестивой мусульманской традиции (сунна). В диспуте с Багауддином, отрицающим смысл чтения Корана душам покойных (талкин), Мухаммад-Саид Абакаров из Хасавюрта ссылается


4 Сохранены орфография и пунктуация оригинала.

стр. 50

на айат из Корана и идущее от Пророка предание (хадис). При этом он потрясает небольшой книжечкой, по формату напоминающей популярный в Дагестане сборник 40 хадисов имама ан-Навави [Обыкновенный ваххабизм, 2005, 00:07:30 - 00:08:26]. Разгоревшийся между ними горячий спор идет на аварском языке с русскими субтитрами. Громя "лживую ваххабитскую" брошюру Мухаммада ибн Джамила Зину за приведение цитат из хадисов в урезанном виде, автор идет к местному ученому-арабисту из числа сторонников муфтията, который приводит ему полный текст хадиса по сборнику "Сунан" Мухаммада ибн Йазида ал-Казвини [Зину, 1993, с. 56, 112; Ибн Маджа, б.г.; Обыкновенный ваххабизм, 2005, 00:20:45 - 00:22:51]. Порой, однако, толкование хадисов вольно. Так, режиссер связывает деятельность в Неджде Ибн 'Абд ал-Ваххаба с отказом Пророка благословить эту область Аравии вместе с Сирией (аш-Шам) и Йеменом, поскольку из нее "появится рог шайтана". Под зловещую музыку появляется карта Аравии с выросшим на месте столицы будущего Саудовского королевства рогом Иблиса [Обыкновенный ваххабизм, 2005, 00:29:49 - 00:30:18]. Среди аргументов против ваххабитов есть и фальшивки, вроде переведенных на русский язык с турецкого поддельных воспоминаний Хамфера, английского шпиона в Басре, у которого якобы учился Ибн 'Абд ал-Ваххаб [Обыкновенный ваххабизм, 2005, 00:32:02 - 00:33:40; Кому было выгодно появление ваххабизма, 2000].

Снятый в пику "Обыкновенному ваххабизму" и размещенный на сайтах muslimka.ru и в YouTube документальный фильм "Обыкновенный суфизм" посвящен преимущественно комментируемым за кадром текстам хадисов и фетв на арабском языке. На протяжении 44 коротких серий, по 6 - 8 минут каждая, мы видим только тексты и ничего более. Содержание фильма весьма однообразно. Сначала голос за кадром читает по-арабски выдержки из комментариев по основам веры (усул ад-дин), а затем переводит их на русский язык и комментирует. Изредка мы видим руку, которая водит карандашом по строкам. Прием этот имеет целью показать невежество и обман сторонников официально признанного ДУМД и суфийских шейхов Дагестана. Автор фильма решил обыграть при этом один эпизод из фильма Алишаева, где тот громит брошюрку Зину на русском языке, прибегая к авторитетным арабским изданиям хадисов. Равным образом в "Обыкновенном суфизме" тонкие брошюрки по да'ва, изданные ДУМД, не выдерживают критики рядом с пухлыми томами недавно отпечатанных арабских нормативных текстов и комментариев. Сам фильм против суфиев при этом получился слабее по форме. Он сильно затянут и скучноват, на что жалуются даже его почитатели в Интернет-блогах: "БисмиЛЛАХ, фильм очень длинный, и желаем вам с терпением досмотреть все до конца" (sic!) [www.youtube.com, Sitamuslima, 10.05.2010, http://www.youtube.com/watch?v=0jYOUNjBCdU, последнее посещение 20.02.2011].

Живее, хотя и примитивнее, выглядят видеоклипы антироссийского джихада на Северном Кавказе. Один из наиболее популярных среди них выпущен в июле 2010 г. в память о погибшем в бою с российскими войсками шахиде Александре Тихомирове (1982 - 2010) из Улан-Удэ, который принял ислам под именем Саида Абу Са'да Бурятского и до своей смерти 5 марта в ингушском селе Экажево был одним из идеологов вооруженного исламского подполья на Северном Кавказе. Режиссером клипа был, похоже, один из слушателей медресе Саида Бурятского. Он разместил его на сайте guraba.net. Клип включает в себя видеоряд с музыкальным сопровождением на тему прославляющего удел мученика-шахмда известного коранического айата: "Воистину, Аллах купил у верующих их жизнь и имущество в обмен на Рай. Они сражаются на пути Аллаха, убивая и погибая. Таково Его обещание и обязательство в Таурате, Инджиле5 и Коране. Кто выполняет свои обещания лучше Аллаха? Возрадуйтесь же сделке, которую вы заключили. Это и есть великое преуспеяние" [Коран, 9:112/111]. За ним следует


5 Торе и Евангелии.

стр. 51

цитата из суры "Семейство Имрана" о том, что мусульмане должны радоваться смерти шахида, которого неизбежно ждет рай [Коран, 3:163/169- 164/170]6.

Саид Бурятский превращен в ролике в погибшего с верой, но не побежденного стойкого "мусульманского солдата". Интересно при этом, как режиссер использовал российские фото убитого проповедника, покрытого кровью и грязью, со следами пулевых ранений на лице, для контрпропаганды. В ролике они превратились в орудие прославления погибшего [Саиду Абу Саду..., 2010, 00:00:07, 00:00:36, 00:01:41, 00:02:41]. Ведь, как известно, раны красят шахида и, по исламской традиции, его тело не нужно омывать. Кроме благочестивых формул (таслийа), коранических цитат [там же, 00:03:163 - 169] и писем Бурятского о джихаде ролик украшают фотопортреты шахида, представленного как наставника муджахидов и паломника, снятого во время совершения хаджжа. Лица его спутников-муджахидов при этом в целях конспирации засветлены [Саиду Абу Саду..., 2010, 00:03:05, 12, 35, 43], вероятно, как и лицо чтеца из "Обыкновенного суфизма". Кончается ролик стихами, посвященными шахиду его женой Умм Са'д [Саиду Абу Саду..., 2010, 00:06:23 - 43], и молитвой-ду'а.

Что можно сказать об исламской подоплеке содержания и образов полемического видео 2000-х гг.? Спор здесь идет не между сторонниками и противниками ислама, а между соперничающими фракциями мусульман, каждая из которых обвиняет противников в отходе от ислама. В исламистском подполье критерием принадлежности к исламу является участие в джихаде. Для его сторонников весь российский Кавказ относится к территории войны (дар ал-харб), где настоящие мусульмане обязаны вести борьбу с неверными и поддерживающими их мусульманами-лицемерами (мунафикун). Главной темой исламистских сайтов guraba.net и hunafa.com остается вооруженный джихад. Ваххабиты борются прежде всего с местной мусульманской традицией. Они отрицают исламский характер суфизма, похоронного культа с обрядом чтения Корана по усопшим (талкин), почитания могил (зийарат) "святых" (аулийа'), культа Пророка, панегириков в честь его рождения (мавлид) и проч. Через 10 лет после военного разгрома движения Багауддин Магомедов, уже из Саудовской Аравии, вновь читает лекции о заблуждениях суфиев, например, в понимании заступничества (шафа'а), не призывая при этом к джихаду [http://www.youtube.com/watch?v=eJ3HbfBL19Q&feature=related, последнее посещение 20.02.2011]. В свою очередь, традиционалисты не могут представить ислам без "совершенно естественных для мусульман вещей, таких как чтение Корана над усопшими, проведение мавлидов, почитание святых" [Обыкновенный ваххабизм, 2005, 00:01:57 - 00:02:07]. Этим объясняется концовка фильма Алишаева под тревожную музыку сюиты Э. Грига "В пещере горного короля"7: отринувший естество ислама Багауддин исчезает в языках адского пламени, поглотившего прежде последователей Ибн 'Абд ал-Ваххаба в Аравии [Обыкновенный ваххабизм, 2005, 01:56:06 - 16, 00:37:29].

НАСЛЕДИЕ СОВЕТСКОЙ КИНОКЛАССИКИ И... "ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ"

Ни одному из течений в постсоветском исламе незачем особенно любить советское прошлое, когда свободное исповедание веры было затруднено, мусульмане и верующие других конфессий подвергались гонениям, святыни были поруганы, а связи с единоверцами за рубежом прерваны. Эту естественную точку зрения в конце фильма Абдуллы Аширова доходчиво высказал в своем интервью шейх Саид-афанди Чиркейский: "70 лет Советская власть запрещала религию и многое другое, естественное для человека, запрещала даже... торговать. И у нее... ничего не вышло, потому что в основе ее


6 Автор клипа цитирует Коран согласно азербайджанскому арабисту Эльмиру Кулиеву, чей русский перевод, отвергнутый в академических кругах за частые неточности, весьма популярен среди мусульман на Кавказе.

7 Автор выражает благодарность Александру Жеглову за помощь в определении источников саундтрека.

стр. 52

была ложь!" Невольно перефразируя знаменитый призыв Солженицина "жить не по лжи" [Солженицин, 1974], шейх сравнивает "обман" верующих ваххабитами с борьбой против религии Советской власти [Обыкновенный ваххабизм, 2005, 01:13:18 - 01:14:01]. Для ваххабитов и вооруженного исламистского подполья советское прошлое вообще не важно. Их интересует вечная истина ислама и настоящие судьбы мусульман. Советское прошлое забывается, обрастая в культурной памяти современных мусульман массой фантастических деталей. Путая Колыму и Освенцим, Багауддин Магомедов пишет в автобиографическом введении к своей последней книге про ужасы коммунистических концлагерей, в которых "арестованного перемалывали на мельницах, предназначенных для людей, помещали в газовые камеры..." [Ад-Дагестани, 2006, с. 5].

И все же изучение жизни и произведений духовной элиты мусульман Дагестана и Северного Кавказа подводит к мысли, что в регионе еще долго не избыть наследия советского прошлого. Особенно сильно оно чувствуется в исламском полемическом кино. Режиссер "Обыкновенного ваххабизма" не скрывает влияния на него вышедшего на экраны в 1965 г. известного в России документального фильма Михаила Ромма "Обыкновенный фашизм" с разоблачением тоталитарного нацистского режима, приведшего ко Второй мировой войне. Судя по фильму, Алишаеву близка была идея Ромма предостеречь о недавнем прошлом молодежь, понаслышке знавшую об ужасах этой кровавой войны. Само название вызывает ассоциацию с "Обыкновенным фашизмом". С одной стороны, Абдулла Алишаев был не прочь поставить знак равенства между запрещенным в России и за рубежом одиозным фашистским движением и дагестанскими ваххабитами, с другой - он творчески воспользовался примером советского документалиста. У них немало общего. Это, прежде всего прием монтажа с использованием трофейных хроник (у Алишаева после разгрома ваххабитских общин и центров в 1998 - 1999 гг. через каналы ДУМД) и любительских съемок. Следуя Ромму, Алишаев сталкивает контрастные монтажные кадры настоящего и прошлого, опорочивает речи идейных врагов (ср.: [Обыкновенный фашизм, 1965, 58:34 - 43]), комментируя их содержание за кадром. У Ромма он берет и ряд понятий, в первую очередь "тоталитаризм", превращая с его помощью ваххабитов в "тоталитарную секту"8 [Обыкновенный ваххабизм, 2005, 00:19:23].

Ближе к концу фильма Ромм говорит о неонацизме, предупреждая зрителей об опасности возрождения разбитого в 1945 г. тоталитаризма на капиталистическом Западе, пытающемся обогнать Советский Союз в гонке вооружений [Обыкновенный фашизм, 1965, 01:59:32 - 02:01:13]. Такова была официальная точка зрения советской пропаганды времен "холодной войны". "Холодная война" давно кончилась, границы открыты, страхи перед агрессией с Запада вроде бы рассеялись. Однако из "Обыкновенного ваххабизма" видно, что многие фобии советской эпохи живы на российском Кавказе. Ваххабизм аттестуется здесь как "идеологическая диверсия в исламе" [Обыкновенный ваххабизм, 2005, 00:00:42]. Цитату из газеты "Нурул Ислам" (с небольшими поправками) можно принять за передовицу из "Правды" 1960-х гг.: "США сделали серьезную ставку на ваххабизм как орудие развала России. Ваххабизм удачен (sic!. - В. Б.) тем, что с его помощью человека могут зомбировать до такой степени, что он якобы от имени Всевышнего будет убивать невинных людей, становясь слепым инструментом в геополитических играх США и сионизма" [Обыкновенный ваххабизм, 2005, 00:40:11 - 33; Абдулаев, 2005, с. 2]. Чуть ранее режиссер со ссылкой на дагестанского врача Камиля Арбулиева совершенно серьезно утверждает, что Всемирная ассамблея исламской молодежи (ВАМИ) в своих брошюрах гипнотизирует читателя с помощью "нейролингвистического программирования" (НЛП), переданного американскими спецслужбами в 1990-е гг. "нетрадиционным сектам" и ваххабитам для внедрения в Россию [Обыкновенный ваххабизм, 2005, 00:23:03 - 00:29:00].


8 Определение Заура Газиева.

стр. 53

От "холодной войны" в произведениях исламского призыва остался неприкрытый антиамериканизм. Набор врагов российских мусульман у пишущих в этом жанре дагестанских авторов не менялся с середины XX в. Это США и Израиль, чьи спецслужбы злоумышляют против мусульман, а также режимы проамериканских арабских стран, прежде всего Саудовской Аравии. В начале рассказа об "обыкновенном ваххабизме" мы видим такого врага в облике жирного арабского эмиссара с Запада, зловещая тень которого заслоняет карту Дагестана [Обыкновенный ваххабизм, 2005, 00:01:19]. Историческая часть фильма про связи ваххабизма с "активной колониальной экспансией западных стран практически во все регионы мира" в XVIII в. [Обыкновенный ваххабизм, 2005, 00:30:27 - 33] списана с советских учебников по новой истории Востока (ср.: [Губер, Ким, Хейфиц, 1982]). Преемственность штампов здесь в какой-то мере идет через представителей мусульманской духовной элиты, часть которой "мягко" перешла в дагестанский муфтият (ДУМД) из советского муфтията Северного Кавказа (ДУМСК). Отдельные места из середины и конца фильма Алишаева поразительно напоминают заявления лидеров ДУМСК о миротворческой деятельности Советского Союза, борьбе советских мусульман "против израильской и американской военщины" [Совет шарк мульмонлары, 1974, с. 3], подготовке на советском Северном Кавказе "духовных кадров, которые могли бы чисто и без всяких евреизмов (sic!. - В. Б.) и ереси раскрывать и комментировать дух ислама и его ценности, направлять духовную деятельность мусульман в соответствии с исламским шариатом и советским законодательством о религиозных культах" [Доклад председателя ДУМСК Махмуда-хаджжи Геккиева, 1980(7), с. 2]. Борьба с сионизмом перешла у пропагандистов 1990-х гг. в еще более резкий антисемитизм. Для режиссера несомненна связь террориста N 1 Бен Ладена, президента США Джорджа Буша-младшего и израильского премьера Ариэля Шарона. Под саундтрек популярного российского сериала 2002 г. "Бригада" он объединяет три этих портрета в один треугольник [Обыкновенный ваххабизм, 2005, 00:44:37].

При всей взаимной неприязни традиционалистов и ваххабитов, сторонников и противников мусульманского подполья их объединяет ненависть к США и Израилю. Сайты исламистов - hunafa.com и guraba.net. - отличает резкая антироссийская направленность материалов. На последнем под рубрикой "Знай врага" 1 сентября 2009 г. опубликован фотомонтаж, представляющий председателя российского правительства Владимира Путина главой "чекистско-сионистского Кагала" в обнимку с рогатым Иблисом. Длинную ругательную статью против "сионистско-чекистского фашиста" во главе России завершает не менее тягучая поэма "Послание олигархов россиянам" про пьяных и вонючих гоев-Вонюшек, убивающих мусульман на Кавказе по заказу обманувших их евреев. Правящие страной "исчадия ада" самокритично аттестуют себя следующим образом:

  
  
 Мы - шайка фашистов, исчадья "Кагала"  
 Мы - алчная стая сионских шакалов!  
 Мы грабим ресурсы, чтоб вам не досталось,  
 Чтоб больше у гоев детей не рождалось. 
  
 В Чечне, Ингушетии и Дагестане  
 Враги сионистов живут - мусульмане.  
 Убей их, Вонюшка9 - наемник "Кагала",  
 Чтоб грабить тебя нам они не мешали. 
  
 Они - "террористы", а мы - твои баре. 
 Не смей нам перечить - отправим на нары... 
  
 



[Послание мафии Сатаны своим рабам, 2009]


9 Эпатажная игра слов здесь призвана показать моральную нечистоплотность политики современной России по отношению к мусульманам на Кавказе.

стр. 54

В этом "творчестве", выдержанном в стиле эпатирования пользователя, - что в целом свойственно данному сайту, выходящему на русском и аварском языках, - следует отметить ориентацию на союз с русскими националистами против американцев и евреев. Здесь исламская националистическая "литература" переворачивает общепринятые определения, используя для шельмования идейных противников ярлыки, взятые из советского арсенала "холодной войны", - "фашист", "сионист" и проч. Возможно, эти стишки и сам заголовок про "рабов-славян" указывают на преемственность с советскими лозунгами, среди которых приходит на память лозунг из начальной школы: "Мы - не рабы, рабы- не мы!" На странице большая подборка экскурсов антисемитского и антиамериканского содержания: "Враги ислама. Несколько штрихов" [www.guraba.net/ras/, 15.07.2009] с анналами преступлений против мусульман в России и в Западной Европе; "Еврейская подоплека Битвы Джамаль и сражения при Сиффине" [www.guraba.net/rus/, 09.07.2009]; "Несколько слов об иудейской 'акыде" [www.guraba.net/rus/, 30.05.2009]; "Что говорят евреи-биороботы сами о себе" [www.guraba.net/rus/, 07.05.2009] с портретом Буша-младшего10.

В Интернет-роликах о шахидах заметно влияние постсоветской поп-культуры. Так, в клипе о Саиде Абу Са'де ожидающий шахида рай представлен как картинка туристического агентства: райский коралловый островок с пальмами посреди бескрайнего лазурного океана под синим небом [Саиду Абу Саду..., 2010, 04:21]. Этот образ, похоже, представляет раскавыченную видео-цитату из старого французского боевика с Бельмондо в главной роли, проходившего в советском прокате под названием "Частный детектив" [Частный детектив, 1976, 01:20:21 - 29]. Сыщик по прозвищу Охотник действует там, где не работают обычные методы правосудия. Только он может обезвредить опасного гангстера по кличке Ястреб, использующего молодых безработных парней, чтобы грабить банки и ювелирные магазины, не оставляющего следов и убивающего всех своих сообщников. В одном из таких дел сообщник Ястреба Коста Вальдес чудом остался жив, но не хочет давать показаний "легавым". Охотника подсаживают с ним в одну тюремную камеру, и вскоре они организуют побег. Между ними происходит следующий разговор:

- Слушай, ты, наверно, заработал кучу денег, - говорит Коста Охотнику.

- Да, немного есть, - отвечает тот.

- А что купил?

- Остров...

- И там ты один?

- Само собой.

- Твой остров красивый?

- Все как положено: синее небо, лазурное море и белый песок. Картинка.

- Слушай, давай уедем на твой остров... [Частный детектив, 1976, 01:08:35 - 01:09:11].

Коста пытается купить себе такой остров-картинку за сокровища, скопленные Ястребом, но тот неожиданно застигает и убивает парня... Фильм этот, которым бредили многие из советского поколения 1960 - 1980-х гг., мог повлиять на стилистику исламского полемического видео. Западные боевики, а также индийские мелодрамы, исключительно популярные на Кавказе с 1960-х гг. до настоящего времени, тоже внесли свой вклад в музыкальное сопровождение и стилистику исламского кино. Недаром "пиратский" диск с русской версией антибушевского фильма Майкла Мура "Fahrenheit 9/11" включает еще и выдержанный в духе индийских мелодрам турецкий боевик 2006 г. "Ирак - долина волков"11 про войну США в Ираке 2003 - 2010 гг. и плохих американских наемников, с которыми воюют героические свободолюбивые мусульмане


10 http://guraba.net/ms/content/blogsection/21/106/, последнее посещение 20.02.2011.

11 Kurtlar vadisi - Irak.

стр. 55

и мусульманки [Америка после 9/11, 2004]. Героика да'ва также не избежала влияния образов "пламенных революционеров" советского времени, прежде всего латиноамериканского "гангстера" Че Гевары, которому, похоже, подражал Саид Бурятский на фотографиях, изображающих его партизтом-муджахидом в Чечне [Саиду Абу Саду..., 2010, 09:07, 09:13]. Советская стилистика пронизывает и концовку фильма Абдуллы Алишаева. Саид-афанди12 предстает в нем в роли мудрого вождя, своего рода мусульманского Ленина, заветы которого должны помочь мусульманам победить врагов и достичь райского блаженства. Венчающие фильм цитаты из выступлений шейха по стилистике оформления напоминают изречения вождей компартии на советских плакатах.

Наследие позднего советского времени во многом определило не только форму, но и содержание исламского документального кино. Под его влиянием единственным аргументом в спорах с идейными противниками признаются лишь Коран и сунна Пророка. Позднейшая исламская традиция (таклид), в особенности местного происхождения, не принимается в расчет. Ваххабиты вообще выходят за рамки религиозно-правовых школ (мазхаб) суннитского ислама. Эта особенность хорошо заметна в разбираемых здесь фильмах. Так, режиссер "Обыкновенного суфизма" на текстах из Корана разбивает доводы Саида-афанди о необходимости для мусульманина духовного наставника [Обыкновенный суфизм, 2009: 27, 03:08]. В других случаях он обращается к достоверным хадисам, уличая суфиев в их незнании. Аналогично ведет себя режиссер "Обыкновенного ваххабизма", прося перевести и прокомментировать для него достоверный хадис из собрания "Сунан Ибн Маджа" [Обыкновенный ваххабизм, 2005, 00:20:45 - 00:22:51]. Такая аргументация была принята в фетвах возникших в 1943 - 1944 гг. региональных муфтиятах, включая ДУМСК, решения которого обосновывались лишь ссылками на Коран, хадисы, отдельными фетвами, вынесенными на их основе (например, Ибн Хаджаром и советским законодательством) [Фатва..., 12.11.1959, с. 129] или комментариях к Корану [Сборник фетв..., 1987, с. 3 - 4]. Итак, причины "ваххабизации" региона нужно искать и в деятельности советских муфтиятов.

Еще одно последствие советской трансформации знания об исламе - попытка мусульманской элиты обосновать веру на фундаменте достижений современной науки (ср.: [Маджидов, 1983, с. 236 - 237]). Многие страницы постсоветских брошюр об исламе и фильмов в жанре да'ва как будто списаны с советских образцов. Подобно воинствующим атеистам советского времени для подтверждения своих положений их авторы столь же неуклюже пытаются опереться на достижения естественных наук. Так, во введении к брошюре "Намаз" Багауддин Магомедов обосновывает космогонию ислама фактами из физики и генетики, цитатами из Френсиса Бэкона, физика Томаса Кельвина. Наукообразные построения автора производят жалкое впечатление, как, например, тезис о том, что "исследования генетиков доказали, что все расы и народы Земли произошли от одной женщины!" [Багауддин, 1999, с. 3 - 6]. Подобно воинствующим атеистам советского времени, Багауддин любит обличать невежество верящих в чудеса, связанные с гробницами "святых". Это стремление заметно и в стилистике разбираемых фильмов. Вспомним кадр с кольцами Сатурна в ролике про Саида Бурятского, изображающий уготованный шахиду путь через очень реалистичный космос в рай [Саиду Абу Саду..., 2010, 5:56 - 7:02]. Приемы критики идейных противников авторы сочинений в духе исламского призыва также заимствуют у советских борцов с религией. Советские пропагандисты нападали не столько на вероучение ислама, сколько на его простонародные формы и мусульманские обряды [Bobrovnikov, 2011, p. 77 - 78]. Они громили корыстолюбие суфийских шейхов, невежество и суеверия их мюридов. Все эти темы плавно перешли в сочинения и видеовыступления современных ваххабитов.


12 Чиркейский.

стр. 56

РЕЖИССЕР И ПРОДЮСЕРЫ

Что можно сказать про производство исламского полемического видео? Почти ничего не известно про тех, кто подготовил и записал "Обыкновенный суфизм". Можно заметить лишь сильный даргинский акцент13, с которым диктор, а возможно, и режиссер по совместительству, зачитывает цитаты на арабском и русском языках. В титрах к его первой части сказано: "Данный фильм - труд многих братьев - не ставит задачу высмеять или очернить кого-либо, носит чисто просветительский характер и снят для того, чтобы показать те несоответствия, с которыми мы сталкиваемся каждый день на полках исламских магазинов со Священным Кораном и сунной нашего Пророка (С. А. В.14). И пусть Всевышний Аллах сделает этот фильм полезным для тех, кто его посмотрит и пусть каждый, если так захочет Господь миров, возмет пользу для себя" (сохранены орфография и пунктуация оригинала) [Обыкновенный суфизм, 2009, ч. 1, 00:00:12 - 57]. Ролик, посвященный шахиду Саиду Абу Са'д Бурятскому, как и другие пропагандистские клипы исламистского подполья, изготовлены его учениками и размещены на специализирующихся на джихаде сайтах guraba.net и hunafa.com. Имена режиссеров и других людей, работавших над ними, нам неизвестны.

Лучше известна история появления "Обыкновенного ваххабизма". "Фильм создан по заказу Духовного управления мусульман Дагестана", о чем сказано в титрах [Обыкновенный ваххабизм, 2005, 01:14:06]. Он был снят на частной дагестанской киностудии "Восток". Как и другая продукция документального исламского видео, фильм не потребовал больших затрат. Расходы по его производству оплатила телекомпания ТВ-Чиркей (ныне Махачкала-ТВ), на которой режиссер несколько лет проработал главным редактором. Операторами были Магомедрасул Абараков и Магомед Меджидов. Любопытна судьба режиссера фильма. По образованию он был востоковедом: закончил Факультет востоковедения Дагестанского государственного университета, где среди прочего изучил арабский язык. Еще до окончания ДГУ Алишаев избрал родом своей деятельности исламскую журналистику, которая возникла в республике в 1990-е гг. Сотрудничал с газетой ДУМД "Ас-Салам", затем вел на исламском канале ТВ-Чиркей программу "Мир вашему дому". Окончив работу над "Обыкновенным ваххабизмом", он снял в 2006 г. для ТВ-Чиркей еще один документальный фильм - "Мир вашему дому", в котором рассказал о новообращенных мусульманах, пришедших к исламу, вступив в шазилийский тарикат и став мюридами шейха Саида-афанди. Тема эта была близка Алишаеву, который сам принял ислам в юности. Тогда же он сменил данное ему при рождении имя основателя Германской коммунистической партии Тельмана на мусульманское Абдуллах [http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=2924256, последнее посещение 20.02.2011]. Уже в следующем 2007 г., Алишаев работает над документальным фильмом о молодых людях, столкнувшихся с проблемой наркомании и СПИДа. Проблемы, возникающие у молодежи, заразившейся СПИДом, разобраны режиссером как симптомы общего духовно-нравственного кризиса постсоветского общества. Имя журналиста было широко известно в Дагестане.

При несомненном таланте режиссера-документалиста автор "Обыкновенного ваххабизма" не удостоился лавров Ромма. Правда, его фильм участвовал в нескольких российских конкурсах документального и художественного кино, в последний раз был показан на Московском кинофестивале 2010 г. и даже удостоился номинации "Professional documentary film" на Втором всероссийском кинофестивале "Человек и война", проходившем в Екатеринбурге в 2009 г. [http://www.kinoglaz.fr/u_fiche_film.php?lang=ru&num=5791, последнее посещение 20.02.2011]. Но значение его все же исключительно местное. Недаром на сайте "афиша.ру" он не получил ни одной рецензии


13 Автор благодарен Шамилю Шихалиеву, обратившему его внимание на эту деталь.

14 В исламской традиции благочестивое благопожелание (таслийа) после упоминания имени Пророка. Аббревиатура означает в переводе с арабского "да благословит его Аллах и приветствует".

стр. 57

[http://www.afisha.ru/movie/201272/, последнее посещение 20.02.2011]. Еще менее известны за пределами Северного Кавказа "Обыкновенный суфизм" и ролики о джихаде с исламистских дагестанских сайтов. Работы эти создавались не только о молодежи и с участием молодежи, но и для мусульманской молодежи, с целью разъяснить ей, каким должен быть "настоящий ислам" и в чем опасные отклонения от него. Такой вывод несложно сделать, резюмировав материалы, изложенные выше.

МОЛОДЕЖЬ СМОТРИТ И КОММЕНТИРУЕТ ИСЛАМСКОЕ ВИДЕО

Как же откликнулась на видеопродукцию Алишаева молодежь российского Северного Кавказа? В какой-то степени об этом можно судить из блогов Интернета. Первый из отзывов, появившийся 7 января 2007 г., явно не благосклонен к фильму: "00:34:00. Гляжу на ДВД кинишку "Обыкновенный ваххабизм", снятую ДУМ Республики Дагестан. Морось, конечно... Фильм кончился - показывают беседу Багаутдина с муфтиями... Тяжело смотреть... нудно... + на протяжении всего фильма обе стороны моросят15. Досмотрю, буду иметь мнение... инша Аллах, upd: Сконвертил все пять частей и заливаю сюда. Кому надо - забирайте" [http://shlakoblock.livejournal.com/262466.html].

К этому объявлению было сделано 15 комментариев в чатах. Некоторые содержат просьбы подсказать, где купить или "скачать" оригинал фильма: "rashid_dagh, где продается, кстати? В киосках Махачкалы я таки не нашел этого фильма". - "k_assir, Как не нашел? В ДУМДешных магазинах смотрел?" - "shlakoblock, не могу знать - дали поглядеть чужой диск (и даже не того, кто дал тому, кто дал мне...), короче, я сейчас конвертирую в ави... и инша Аллах выложу на сайте, (пост для этого и вывесил, чтоб если кому надо - цынканули. цынк16 прошел через три минуты...так что..первая часть уже на подходе)". - "rashid_dagh, ок. выложи, посмотрим иншаАллах". Между выложившим фильм блоггером и посетителями его странички завязывается болтовня "за жизнь", о просмотренном и том, что еще можно посмотреть и прочесть о "настоящем исламе": "ahmadabdulvahid, Ас-Саламу Алейкум. Ну да, бывает еще необыкновенный ваххабизм. Есть еще волшебный. Хотя на самом деле есть свидетели и "игрушечного ваххабизма"". - "shlakoblock, ВаАллейкумАссалям. ну.я залью- посмотришь, инша Аллах... грамотно они там впороли... мусульмане подставились сильно... и с Бесланом и вообще, ошибки допускали... а суфиксы17 это разыграли хорошо... тем более, хорошо, что напихали кучу лжи, и выливать это будут на подготовленный дагестанский электорат". - "ahmadabdulvahid, Жаль, что не учатся ни те, ни другие... Ас-Саламу Алейкум, Ахи. Глянь "Нравственность мусульманина" 1-ю главу конец 4-го абзаца". - ... "shlakoblock, ВаАллейкумАссалям. ..."Например, обязательная пятикратная ежедневная молитва (салят), предписанная Аллахом, удерживает человека от недостойных действий и поступков. Аллах так разъясняет нам мудрость этого предписания: "...И выстаивай молитву; ведь молитва удерживает от мерзости и неодобряемого" (Сура 29, аят 45)". - "ahmadabdulvahid, Aaaaa, там по-другому разбито чуток. Вот: "Напротив, обязательства, которые возлагаются Исламом на каждого, кто причисляет себя к нему, - это действия, постоянно повторяемые человеком для выработки в себе привычки жить с правильными нравами. А также для того, чтобы человек всегда твердо придерживался их независимо от изменения условий жизни. Они чем-то похожи на спортивные упражнения, к которым человек устремляется с любовью и, выполняя их регулярно, стремится к телесному здоровью и здравой жизни. Благородный Коран и чистая сунна отчетливо раскрывают для нас эти истины" - это к гимнастике" (сохранены


15 В смысле: "заливают", "вешают на уши лапшу", т.е. врут, ведут себя неадекватно.

16 Современный блогерский жаргон Рунета: пост - сообщение, вопрос, ответ, комментарий; цынкануть - дать сигнал, сообщить.

17 Так автор издевательски называет противников ваххабитов - "суфистов".

стр. 58

орфография, пунктуация и стиль оригинала) [http://shlakoblock.livejournal.com/262466.html, последнее посещение 20.02.2011].

Среди блогеров нет единства. Противники "суфистов" обиделись на то, что Багауддина и других их кумиров честят "ваххабитами". Другие хвалят суфизм, но не шейха Саида-афанди. Кроме того, в блогах можно услышать брань националистов разных мастей от поклонников Великой России до строителей Великой Чечни. Вот характерные высказывания (орфография и пунктуация сохранены):

"mrPlatinum100, январь 2010 г.: Да какой ваххабизм!!! Это же Хариджиты18! Самые настоящие! про них Пророк С. А. В. предсказал, что такие появятся фанатики с жескими серцами, говорил, - убивайте их. Что за тупое слово ваххабизм, и никакие не наркоманы они, не за деньги, это фанатики Хариджиты".

"Shieshan, май 2010 г.: Хариджиты будут убивать мусульман и иметь другие отнрошения с кафирами. Кто на сегодняшний день вместе с кафирами? И убивает невинных мусульман?".

"zarechenskiy, сентябрь 2009 г.: Нет пойти к какому-нибудь Устазу19 или к шейху, это не ширк20, но взывать к ним или ходить вокруг их могил - это это 100% ширк".

"bardakdurak, сентябрь 2009 г.: Вахабисты это однобожники, нет в этом сомнения, это так! Однобожие это когда только один Бог. Ну что же, товарищи вахабисты, вы однобожники, мы признаемся и каемся, что в этом вы лучше нас, вы нас опередили в этом. Мы сдаемся...".

"AzeriFighter, декабрь 2009 г.: Такое ЧМО21 этот Багауддин!"

"Elsi1986, декабрь 2009 г.: Я... этот Дагестан!.. Всегда были и будут шестерками чеченцев, а дагестанки шалавы все".

"crazy05boy, февраль 2010: Eslsil986, ты же сучка. Где ты видел дагестанцев шестерками чеченцев? И открой глаза, посмотри, кто проституцией занимается в Хасавюрте, именно ваши чеченки! Чмо ты".

"Terorist05, август 2010 г.: Elsi1986, да я твой рот и род..., сука, твоя сестра шалава"...

"RUSSIANORTHODOX1, август 2010 г.: МУХАМЕД ЕСТЬ БЕС" [http://www.youtube.com/comment_servlet?all_comments=1&v..., последнее посещение 20.02.2011].

Как видно из приведенных выше высказываний, уровень чуть ли не всех участников молодежных Интернет-блогов и чатов весьма убог (ср. наблюдения над сходными явлениями в Центральной Азии ташкентского исламоведа Бахтияра Бабаджанова [Babadjanov, 2007, p. 140 - 159]). В головах у них царит какая-то каша из популярных миссионерских брошюр об исламе, образов из боевиков и электронных игр вперемешку с увлечением борьбой и другими видами спортивных состязаний, пользующихся особым уважением среди дагестанцев и других жителей российского Северного Кавказа [Карпов, 2007, с. 566, примеч. 33]. Дискуссии у сторонников полярных точек зрения не выходит, и взаимные упреки быстро скатываются к убогой площадной брани. Как правило, на этой стадии в спор об исламе вмешиваются русские скинхеды-националисты, реагирующие на мусульман, как бык на красную тряпку, и дискуссия окончательно разваливается. Похоже, участники споров о "правильном" и "искаженном" исламе - все довольно молодые люди. На это указывают особенности их приблатненной молодежной лексики с обрывками исламских понятий и формул. Судя по датам, вставленным в некоторые псевдонимы, многие из них принадлежат к поколению 1980-х гг. Сейчас им где-то по двадцать с небольшим лет. Некоторые включают


18 Течение, отколовшееся от суннитского ислама в раннем халифате.

19 Учителю.

20 Многобожие.

21 В русском языке XIX в. это слово означало жалкого, униженного человека. Образовано от устаревшего глагола чмарить - чахнуть, хиреть. [Даль, 1882, т. IV, с. 628]. В современном тюремном жаргоне уголовников означает "человека, морально опустившегося", аббревиатура от которого образует слово ЧМО.

стр. 59

в пароль свою принадлежность к исламу, как первый из блоггеров, назвавший себя "leva.musulmanin".

Для части из них споры вокруг ислама, похоже, выводят на национальные обиды, все еще острые в Хасавюртовском и ряде других районов Дагестана, пострадавших от двух российско-чеченских войн и борьбы федеральных сил с терроризмом. Комментарии к "Обыкновенному суфизму" (которых, кстати, раза в два-три меньше) тоже вышли из молодежной мусульманской среды на севере и в центре Дагестана. Но тут мнения блогеров равномернее разделились на сторонников и противников ваххабитов. Аладам, 1978 г. рождения, в восторге: "Отличные видео у тебя. Вот всем их под нос тыкать, чтобы знали, что они делают. Спасибо брат за видео и тем, кто снял это, за их труд и терпение" (август 2009 г.). Через месяц он досмотрел все длинные 44 серии и опять заглянул в блог с вопросом: "А продолжение будет? Пожалуйста, если есть и если есть возможность, время, и желание закинь-ка продолжение сюда. Очень интересно. За ранее спасибо". Эльмирка, 1987 г. рождения, солидарен с ним: "МашаАЛЛАХ, братья молодцы... Полезное видео сняли" (декабрь 2009 г.). Махмуд Абу Ахмед с этим не согласен и уличает создателя фильма в невежестве или лжи: "Хадис не тот сам читает!" Халид Зирар, обнаруживая под этим псевдонимом сторонника "суфистов" и к тому же знатока хадисов, раздраженно бранится: "Трус ты последний и лгун. Что же своего лживого лица не показал? Я посмотрел на тафсиры и на хадисы, которые ты привел. Ты лжешь и ничто более" (орфография и пунктуация сохранены) [http://www.youtube. com/watch?v=0jYOUNjBCdU, последнее посещение 15.12.2010].

СОВРЕМЕННЫЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ

Конечно, нельзя на основании такого спорного и неопределенного источника, как блоги в Интернете, делать далекоидущие выводы. Но все же, как-то скорректировать оценку развития ваххабитского движения в Дагестане и на Северном Кавказе на их материалах, кажется, можно. Идущие до сих пор споры по поводу "чистого ислама" в Дагестане подтверждают высказанное нами около десяти лет назад предположение, что одними военными мерами подавить ваххабитское движение в крае не удается [Bobrovnikov, 2001, p. 29]. Более десяти лет тому назад, летом-осенью 1999 г. федеральные войска уничтожили "Кадарскую зону" ваххабитов и заставили крупнейших представителей движения, включая Багауддина Магомедова, искать убежища от преследований за границей. Но учение ваххабитов продолжает вызывать интерес, прежде всего у молодежи. Ваххабиты ушли в подполье, превратившись в сказочного старика "везде-нигде", которого никак нельзя уловить. Они захватили и часть виртуального русскоязычного исламского пространства. Вместе с тем не стоит повторять ошибки западных советологов, сводя ситуацию с исламом в регионе к противостоянию двух фракций "официального" и "неофициального" ислама [DeWeese, 2002, p. 298 - 330].

Ситуация гораздо более противоречивая и мозаичная. Ваххабиты никогда не были едины. ДУМД со своей стороны не контролирует большинства мечетных общин, зарегистрированных в республике. Саид-афанди, несомненно, душевный наставник, выдающийся лидер и организатор, но кроме него в Дагестане есть другие шейхи, отношения между которыми и, главное, между ними и мюридами Чиркейского шейха не менее тяжелые, чем у ваххабитов с традиционалистами. Не признавая права соперников на наставничество, они честят чужих суфийских наставников "лжешейхами" (муташай-их). К тому же показанные в фильме Алишаева суфийские практики относятся лишь к одной из ветвей братства Накшбандийа, действующей в Дагестане, - идущей от Махмуда из Алмалы и потому называющейся Махмудийей. В начале XX в. шейх Сайпуллакади соединил эту линию с учением братства Шазилийа, с наставниками которой он познакомился в Поволжье. С этого времени Шазилийя рассматривается шейхами этой

стр. 60

линии как подготовительный этап для тех, кто хочет войти в братство Накшбандийа. Другая ветвь представлена Накшбандийей-Халидийей, к которой относится, например, влиятельный в Южном Дагестане шейх Сиражуддин (Исрафилов, род. в 1956) Хурикский. Кроме того, на севере Дагестана распространено учение суфийского братства Кадирийа.

Нельзя принимать на веру пропагандистское кино в жанре исламского призыва (да'ва). Интервью Абдуллы Алишаева взяты в основном у представителей старшего поколения, большая часть жизни которых прошла при советской власти. Достопочтенный шейх Саид-афанди, имам Кадара Зайнуддин-хаджжи и его пожилой земляк Джамбулат-хаджжи являются для него носителями народной мудрости, а порой и глубокой религиозной истины. Молодежь выступает в фильме в роли жертв обмана ваххабитов. Происходит конфликт поколений. В приложении к фильму "Без комментариев" муфтий Украины ливанец Ахмед Тамим (род. в 1956) вспоминает об одном таком случае, когда сын отказался читать талкин по скончавшейся матери после того, как неделю проучился в медресе Багауддина ал-Хикма. "Это ихняя (ваххабитов. - В. Б.) функция - разделить семью, чтобы дети были далеко от отцов", - завершает он свой поучительный рассказ [Обыкновенный ваххабизм, 2005, 01:53:11 - 32]. Люди среднего поколения, вроде врача Камиля Арбулиева и тележурналиста Заура Газиева, могут заблуждаться, но, в конце концов, спасаются от "козней ваххабитов", следуя советам хранителей местной исламской традиции. К этой же спасшейся группе режиссер относит молодого муэдзина из Кадара Джамбулата Акбулатова. В "Обыкновенном суфизме" люди, как уже говорилось, вообще не действуют, уступая место текстам. В клипе про шахида Саида Бурятского роли меняются. Участники джихада здесь - преимущественно молодежь и люди средних лет. Сам герой, которому на момент смерти было неполных 28 лет, воплощает в себе тип героического "мусульманского солдата" [Саиду Абу Саду..., 2010, 00:05].

Это правда, но не вся правда. Основу общин ваххабитов составили молодежь и активные люди среднего возраста от тридцати до пятидесяти лет. Вызванный появлением движения ваххабитов раскол среди мусульман Дагестана проходил не чисто по возрастному принципу, как на Северо-Западном Кавказе. Со времени выхода в свет разбираемых фильмов и клипов прошло всего несколько лет, но молодежь 1980 - 1990-х гг. переходит уже в более старшую возрастную группу людей среднего и пожилого возраста.

Не нужно преувеличивать значения исламского пропагандистского кино. Его влияние на развитие ситуации в регионе относительно. Вместе с тем не надо думать, что ролики и документальные фильмы про ислам носят несерьезный характер. Режиссеры и зрители их втянуты в сложный клубок взаимоотношений между враждующими группировками мусульман. Просмотр и распространение, а тем более создание исламского полемического видео сопряжены сегодня на Северном Кавказе с риском для жизни. Профессия тележурналиста стала одной из наиболее опасных. Автора "Обыкновенного ваххабизма" уже нет в живых. 2 сентября 2008 г. автомобиль Алишаева был расстрелян, и на следующий день он скончался в одной из больниц Махачкалы. Его гибель объясняют "разборками" между ваххабитами и ДУМД нэ. почве борьбы за власть и ресурсы в республике [http://i-r-p.ru/page/stream-event/index-21536.html, последнее посещение 20.02.2011]. Большинство героев его фильма также были убиты или вынуждены покинуть Кавказ. Багауддин Магомедов более десяти лет живет за пределами Кавказа и России, скрываясь где-то на родине ваххабизма, в Саудовской Аравии. В 2002 г. был убит Хаттаб, в том же году скончался в тюрьме примкнувший к движению Салман Радуев, в 2006 г. погиб Шамиль Басаев. Многие из традиционалистов пали жертвами терактов, удостоившись, как участники исламистского подполья, почетного титула шахида. Среди них взорванный летом 1998 г. муфтий Саид-Мухаммад Абубакаров, его заместители Курамухаммад-хаджжи Рамазанов (ум. в 2007) и Ахмед Тагаев (ум. в 2009).

стр. 61

ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ: РОЖДЕНИЕ ИСЛАМСКОГО МОЛОДЕЖНОГО КИНО

На постсоветском Северном Кавказе и в особенности в Дагестане появилось исламское документальное кино. Явление это молодое, молодежное и во многом необычное. Для него характерно широкое использование монтажа с контрастным музыкальным оформлением и закадровыми комментариями автора. Жанр исламского полемического документального кино испытал влияние традиций исламского призыва (да'ва) и советской пропаганды "холодной войны", усвоив из нее антизападные настроения и антисемитизм. В Интернет-роликах о шахидах заметно влияние постсоветской поп-культуры. Исламское полемическое видео неоднородно. Оно отражает взгляды ряда противоборствующих фракций и группировок мусульманской духовной элиты. Спор идет не между сторонниками и противниками ислама, а среди разных фракций мусульман, каждая из которых обвиняет противников в выходе из ислама. Наиболее активно исламское документальное кино ДУМД, выражающее взгляды официально признанного муфтията. В последние годы шире распространяются пропагандистские клипы участников исламистского вооруженного подполья, чьим идеологом до гибели летом 2010 г. был обратившийся в ислам Александр Тихомиров, более известный как Саид Бурятский.

Мусульманская молодежь была также основным объектом исламского призыва, имевшего целью разъяснить ей, каким должен быть "настоящий ислам" и в чем опасные отклонения от него. Со своей стороны молодые люди отреагировали на предлагаемое им полемическое кино. Но позиция их по отношению к проблемам современного ислама никогда не была единой. Она отражает сложное конфликтное состояние и гетерогенный состав мусульманского общества региона сегодня. Режиссеры и зрители оказываются втянутыми в сложный клубок взаимоотношений между враждующими группировками. Это обстоятельство делает мусульманскую видеопродукцию особенно значимой для дискурсивного анализа воспроизводства знания об исламе на постсоветском Кавказе средствами кино.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Абдуллаев М. Россию погубит экстремизм // Нурул ислам. 6.06.2005.

Америка после 9/11: Буш террорист N 1. Бен Ла-дин террорист N 222.

Багауддин М. Намаз. М., 1999.

Бобровников В. О. Исламофобия и религиозное законодательство в постсоветском Дагестане // Этнический национализм и государственное строительство. М., 2001.

Бобровников В. О. Мусульмане Северного Кавказа: обычай, право, насилие (Очерки по истории и этнографии права Нагорного Дагестана). М., 2002.

Ал-Бути, Мухаммад Са'ид Рамадан. Ас-Салафийа: мархала заманийа мубарака ли-мазхаб ислами (Салафизм: временная ступень внемазхабного ислама). Дамаск, 1998.

Ал-Бути, Мухаммад Са'ид Рамадан. Путь размечен. М., 2004.

Ад-Дагестани, Абдуллах Мухаммед. Лицо суфизма в свете убеждений людей сунны и джамаата (ахл сунна ва джамаа). М., 2006.

Губер А. А., Ким Г. Ф., Хейфец А. Н. Новая история Азии и Африки: учебник для исторических факультетов педагогических вузов. М., 1982.

Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 4. М., 1882.

Доклад председателя Духовного управления мусульман Северного Кавказа Махмуда-хаджжи Геккиева. 1980 (?). Личный архив автора в Москве.

Закон Республики Дагестан "О запрете ваххабитской и иной экстремистской деятельности на территории Республики Дагестан" // Дагестанская правда, 16.09.1999.

Зину, Мухаммад ибн Джамиль. Исламская акида (вероучение, убеждение, воззрение) по Священному Корану и Достоверной Сунне. М., 1993.


22 Пиратский русский перевод документального фильма 2004 г. Майкла Мура "Fahrenheit 9/11", продолжительностью 01:47:01, помещенный на одном диске с турецким боевиком 2006 г. Сердара Акара и Садуллы Сентюрка про войну в Ираке "Ирак - долина волков" (Kurtlar vadisi - Irak), продолжительностью 1:50:33.

стр. 62

Ибн Маджа, Абу 'Абдаллах Мухаммад ибн Йазид ал-Казвини. Сунан (Сунна). Дамаск, б.г.

Игнатенко А. А. Ислам и политика. М., 2004.

Кадарский треугольник / Документальный фильм Заура Газиева. Махачкала: РГВК Дагестан, 1999.

Карпов Ю. Ю. Взгляд на горцев. Взгляд с гор. Мировоззренческие аспекты культуры и социальный опыт горцев Дагестана. СПб., 2007.

Кому было выгодно появление ваххабизма. Признание английского шпиона (пер. с тур). Махачкала, 2000.

Ал-Кур'ан ал-карим. М., 1991 (на араб.).

Коран. Перевод смыслов и комментарии Э. Р. Кулиева. М., 2010.

Лубянка. Обыкновенный терроризм / Документальный фильм Юрия Зайцева. В 4-х сериях: Джихад; Басаев; Радуев; Норд-Ост. Россия: Останкино, 2004, продолжительность 02:32:42.

Маджидов Р. М. Модернистские тенденции в исламе в условиях социализма // Вопросы научного атеизма. Вып. 31. 1983.

Медведко Л. И., Нечитайло Д. А. Исламизм и геополитическая безопасность России. М., 2008.

Обыкновенный ваххабизм / Документальный фильм Абдуллы Алишаева. Махачкала: студия Восток, 2005, продолжительность 01:14:30.

Обыкновенный суфизм / Документальный фильм в 44 клипах. 2009. http://www.muslimka.ru; http://www.youtube.com/watch?v=0jYOUNjBCdU, последнее посещение 20.02.2011.

Обыкновенный фашизм / Документальный фильм Михаила Ромма. СССР: Мосфильм, 1965, продолжительность 02:18:00.

Послание мафии Сатаны своим рабам. 01.09.2009. http://guraba.net/rus/content/view/633/106/, последнее посещение 20.02.2011.

Саиду Абу Саду, Шахиду ин ша Аллах, посвящается. 06.07.2010. http://guraba.net/rus/content/blogsection/12/51/16/48/

Сборник фетв ДУМСК. 1987 г. Личный архив автора в Москве.

Солженицын А. И. Жить не по лжи // Daily Express. 18.02.1974.

Совет шарк мусульмонлары // Мусульмане Советского Востока. N 2. 1974.

Татарский шамаиль; слово и образ. Каталог выставки. М., 2009.

Фатва Духовного управления мусульман Северного Кавказа от 12 ноября 1959 г. // Центральный государственный архив Республики Дагестан. Махачкала. Ф. р-1234. Уполномоченных Совета по делам религиозных культов. Оп. 4. Д. 35.

Частный детектив23. Боевик Филиппа Лабро с Ж.-П. Бельмондо. Франция: Cerito Films, 1976, продолжительность 01:36:25.

Ярлыкапов А. А., Бобровников В. О. Ваххабиты (Северного Кавказа) // Ислам на территории бывшей Российской империи. Т. I. М., 2006.

Abu-Lughod L. Finding a Place for Islam: Egyptian Television Serials and the National Interest // Public Culture. N5. 1993.

Abu-Lughod L. The Interpretation of Culture(s) After Television // Representations. N 59. 1997.

Abu-Lughod L. Local Contexts of Islamism in Popular Media. Amsterdam, 2007.

Aouragh M. Cyber Intifada and Palestinian Identity // ISIM Review. N 12. 2003.

Babadjanov B. Le jihad: idéologie de "l'Autre" et de "l'Exile" à travers l'étude des documents du Mouvement islamique d'Ouzbekistan// Cahiers d'Asie Centrale: Les islamistes d'Asie Centrale : un défi aux Etats indépendants? Ed. par Habiba Fathi. N 15 - 16. 2007.

Bobrovnikov V. Post-Socialist Forms of Islam: North Caucasian Wahhabis // ISIM Newsletter. N 7. 2001.

Bobrovnikov V. The Contribution of Oriental Scholarship to the Soviet Anti-Islamic Discourse: From the Militant Godless to the Knowledge Society // The Heritage of Soviet Oriental Studies. L., 2011.

Bobrovnikov V., Navruzov A., Shikhaliev Sh. Islamic Education in Soviet and Post-Soviet Daghestan // Islamic Education in the Soviet Union and Its Successor States. L., N.Y., 2010.

Brückner M. IslamiCity: Creating an Islamic Cybersociety // ISIM Newsletter. N 8. 2001.

DeWeese D. Islam and the Legacy of Sovietology. A Review Essay on Yaacov Ro'i's "Islam in the Soviet Union" // Journal of Islamic Studies. Vol. XIII. N 3.2002.

Fahrenheit 9/111 Film by Michael Moore. USA: Lions Gate, 2004. Documentary, 1:22:00.

Geertz C. Thick Description: Toward an Interpretive Theory of Culture // The Interpretation of Cultures. N.Y., 1973.

Heeren, K. von. Cruelty, Ghosts, and Verses of Love // ISIM Review. N 22. 2008.

http://hunafa.com, последнее посещение 20.02.2011.

http://i-r-p.ru/page/stream-event/index-21536.html, последнее посещение 20.02.2011.

http://shlakoblock.livejournal.com/262466.html, последнее посещение 20.02.2011.

Knysh A. Virtual Jihad in the Twenty-First Century: The Case of the Caucasus Emirate // Ab imperio. 2010. N 1.


23 Оригинальное название L'Alpagueur.

стр. 63

Lowrence of Arabia / Film by David Leane. USA: Columbia pictures, 1962. Historical Action Movie, продолжительность 03:36:00.

Pierret Th. Internet in a Sectarian Islamic Context // ISIM Review. 2005. N 15.

Reichmuth, P. and Werning, S. Pixel Pashas, Digital Djinns // ISIM Review. 2006. N 18.

www.afisha.ru/movie/201272/, последнее посещение 20.02.2011.

www.guraba.net/rus/, последнее посещение 20.02.2011.

www.kinoglaz.fr/u_fiche_film.php?lang=ru&num=5791, последнее посещение 20.02.2011.

rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=2924256, последнее посещение 20.02.2011.

www.youtube.com, Sitamuslima, последнее посещение 20.02.2011.

www.kavkazcenter.com, последнее посещение 20.02.2011.

стр. 64

© biblio.kz

Постоянный адрес данной публикации:

https://biblio.kz/m/articles/view/ИСЛАМСКИЙ-ПРИЗЫВ-ДА-ВА-НА-КАВКАЗЕ-XXI-в-СРЕДСТВАМИ-КИНО-ПОПЫТКА-ДИСКУРСИВНОГО-АНАЛИЗА

Похожие публикации: LКазахстан LWorld Y G


Публикатор:

Urhan KarimovКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://biblio.kz/Karimov

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

В. О. БОБРОВНИКОВ, ИСЛАМСКИЙ ПРИЗЫВ (ДА'ВА) НА КАВКАЗЕ XXI в. СРЕДСТВАМИ КИНО: ПОПЫТКА ДИСКУРСИВНОГО АНАЛИЗА // Астана: Цифровая библиотека Казахстана (BIBLIO.KZ). Дата обновления: 18.11.2024. URL: https://biblio.kz/m/articles/view/ИСЛАМСКИЙ-ПРИЗЫВ-ДА-ВА-НА-КАВКАЗЕ-XXI-в-СРЕДСТВАМИ-КИНО-ПОПЫТКА-ДИСКУРСИВНОГО-АНАЛИЗА (дата обращения: 18.11.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - В. О. БОБРОВНИКОВ:

В. О. БОБРОВНИКОВ → другие работы, поиск: Либмонстр - КазахстанЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Urhan Karimov
Astana, Казахстан
4 просмотров рейтинг
18.11.2024 (3 часов(а) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
ОТКРЫТИЕ КОНСУЛЬСТВ В ВОСТОЧНОЙ СИБИРИ (1860-1917)
Каталог: История 
24 минут назад · от Urhan Karimov
САУДОВСКАЯ АРАВИЯ В НАЧАЛЕ XXI ВЕКА: ГОСУДАРСТВО И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ
час назад · от Urhan Karimov
ЧЕЛОВЕК НЕОБЫЧНОЙ СУДЬБЫ. К 80-ЛЕТИЮ А. З. ЕГОРИНА
Каталог: Вопросы науки 
2 часов(а) назад · от Urhan Karimov
M. MOKEDDEM. AL QAIDA AU MAGHREB ISLAMIQUE. CONTREBANDE AU NOM DE L'ISLAM
2 часов(а) назад · от Urhan Karimov
П. В. ШЛЫКОВ. ВАКФЫ В ТУРЦИИ: ТРАНСФОРМАЦИЯ ТРАДИЦИОННОГО ИНСТИТУТА
3 часов(а) назад · от Urhan Karimov
ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ИСЛАМСКОГО ИСКУССТВА ИРАНА (НА ПРИМЕРЕ КЕРАМИКИ)
3 часов(а) назад · от Urhan Karimov
MODERNIZATION OF THE EAST IN THE XXI CENTURY AND THE SEARCH FOR A DEVELOPMENT MODEL
23 часов(а) назад · от Urhan Karimov
AMONG ALGERIAN LITERARY CRITICS AND WRITERS (AT A CONFERENCE IN BURJ BOU 'ARRIRIJ PROVINCE)*
23 часов(а) назад · от Urhan Karimov
N. Ya. BICHURIN AND HIS WORKS ON MONGOLIAN STUDIES
24 часов(а) назад · от Urhan Karimov
V. M. TIKHONOV, KAN MANGIL. HISTORY OF KOREA. In 2 tt.
Вчера · от Urhan Karimov

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

BIBLIO.KZ - Цифровая библиотека Казахстана

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры Библиотеки

ИСЛАМСКИЙ ПРИЗЫВ (ДА'ВА) НА КАВКАЗЕ XXI в. СРЕДСТВАМИ КИНО: ПОПЫТКА ДИСКУРСИВНОГО АНАЛИЗА
 

Контакты редакции
Чат авторов: KZ LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Цифровая библиотека Казахстана © Все права защищены
2017-2024, BIBLIO.KZ - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие Казахстана


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android