Libmonster ID: KZ-1663
Автор(ы) публикации: В. И. ГУСАРОВ

Дипломатическая академия МИД РФ и кувейтский Комитет мусульман Азии провели в Москве 9-10 ноября 2000 г. международную конференцию на указанную тему.

Конференцию открыл проректор академии, директор Института актуальных международных проблем Е.П. Бажанов. Со вступительным словом выступил ректор Дипломатической академии Ю.Е. Фокин. Он, в частности, отметил, что в настоящее время система международных отношений имеет преимущественно светский характер. Вместе с тем в последние годы все чаще в политических целях используется религия. Особенно это относится к исламу, который в настоящее время исповедуют около 1 млрд. жителей планеты. В России насчитывается около 20 млн. последователей этой религии, которая веками сосуществовала в нашей стране с христианством и другими конфессиями. Председатель правления Комитета мусульман Азии Адиль Фолах рассказал о сотрудничестве между мусульманами России и арабских стран в разных сферах, включая культуру, социальные вопросы, экономику и др.

С докладом "Основные формы взаимодействия ислама и современных международных отношений" выступил директор Центра Ближнего, Среднего Востока и Африки Дипломатической академии В.Е. Донцов. Он отметил, что в современных международных отношениях "исламский фактор" представлен такими субъектами политического действия, как мусульманские государства, международные межправительственные организации мусульманских государств, исламские международные неправительственные организации и фонды. Фактором международной жизни могут стать исламские организации и движения, возникшие в какой-либо мусульманской стране, но распространяющие свою деятельность за ее пределами, а также исламские организации и движения, действия которых хотя и ограничены рамками одной страны, но имеют широкий международный резонанс.

Применение норм шариата как внутри мусульманских государств, так и в международных отношениях в дипломатической практике - объективная реальность. Это прямое следствие увеличения числа мусульманских государств, в которых основным источником законодательства объявлен шариат, роста активности исламских международных организаций и фондов, а также исламских движений. Все это переводит в практическую плоскость проблему согласования шариата с публичным правом, в том числе и с той его частью, которая призвана регулировать международные отношения. Данная проблема затрагивает и Российскую Федерацию, субъекты которой тесно связаны с мусульманскими государствами и в ряде регионов которой ставится вопрос о введении шариата.

Решение данной проблемы во многом зависит и от того, как относиться к самой идее использования шариата в качестве основы законодательства в мусульманских странах и к адаптации его принципов к международному законодательству. Негативное отношение к этому, враждебное отношение к исламу, двойные стандарты лишь ожесточают сторонников шариата и поощряют религиозных экстремистов.

В мусульманском мире есть разные подходы к шариату и путям его реформирования. Поддержки международного сообщества заслуживают, по-видимому, взгляды тех мусульманских ученых, общественных деятелей и политиков, которые выступают за то, чтобы в межгосударственных отношениях руководствоваться общепринятыми международными нормами, адаптируя к ним нормы шариата и отказываясь от тех его элементов, которые противоречат современному международному праву.

стр. 160


Такому конструктивному подходу мешают не только исламисты- фанатики и правящие круги ряда мусульманских государств, но и политика некоторых ведущих западных держав, прямо или косвенно подпитывающая экстремизм под исламскими лозунгами.

Обсуждение доклада В.Е. Донцова и последующие выступления проходили по следующим основным направлениям: 1) ислам в политической и юридической системе современных международных отношений; 2) влияние ислама на экономику; 3) исламский фактор на постсоветском пространстве; 4) роль ислама в общественно- политической жизни отдельных стран.

Г.К. Прозорова (Дип. акад.) в докладе "Мусульманский мир и трансформация системы международных отношений" осветила роль сообщества мусульманских стран - Организации Исламской Конференции (ОИК) в системе международных отношений и, в частности в ее отношении к ООН. ОИК в целом признает ключевую роль Совета Безопасности ООН в принятии решений по вопросам поддержания международного мира и безопасности и прежде всего применения силы. В ходе обсуждения проблемы совершенствования механизмов ООН мусульманские страны делают акцент на расширении состава постоянных членов СБ ООН, настаивая на представительстве исламских стран. Признавая правомерность и вероятную пользу такого шага, важно сохранить при этом эффективность СБ, оперативность принятия решений, слаженность и согласованность в его работе.

Одной из провозглашенных задач ОИК является создание коллективной безопасности мусульманского сообщества. Страны - члены ОИК по- разному подходят к ее достижению. Существенно, однако, что в последнее время все большее внимание уделяется механизмам так называемой "мягкой безопасности" - консультациям, политическому диалогу, мерам доверия, превентивной дипломатии с целью предотвращения или мирного решения кризисных и конфликтных ситуаций. Так, в 1998 г. в исламском мире произошло 28 конфликтов, во многом вызванных бедственным положением основной массы населения мусульманских стран. По имеющимся данным, на эти страны приходится 85 % бедного населения и 60 % неграмотных всего мира.

М.А. Сапронова (МГИМО МИД РФ) в сообщении "Конституционно- правовые основы ислама как фактор внешней политики" рассказала о процессах исламизации конституций некоторых арабских стран, где основным источником законов является Коран. Для правящих элит таких стран возвращение к ценностям ислама в последние два десятилетия представлялось единственным средством сохранения стабильности общества в период перехода к современным формам социально- экономического и политического устройства.

Воздействию исламской идеологии на экономические процессы посвятили свои выступления Н.М. Мамедова (ИВ РАН), А.А. Ткаченко (Ин-т Африки РАН), Ю.Н. Тарилов (Рос. пром.- инвест. фонд).

Н.М. Мамедова в докладе "Исламская экономика и проблемы глобализации" отметила, что концепция "исламской экономики" может рассматриваться неоднозначно - и как фактор дестабилизирующий, препятствующий процессам глобализации, и как совместимый с мировыми тенденциями и при этом дающий возможность освоить более гибкие инструменты взаимосвязей с мировым хозяйством. Уже само возникновение термина "исламская экономика" является реакцией национальных экономик на процесс глобализации, на те ее тенденции, которые наиболее выгодны постиндустриальному Западу.

С точки зрения ислама исламское общество-умма - целостный организм, в котором экономика выступает лишь как его часть. В этом взгляде на экономику проявляется принцип тоухида. Точное следование этому принципу предполагает единство содержания власти и экономики, т.е. наличие исламской по характеру государственной власти. Без этого условия, в частности без исламской государственности, построение и функционирование исламской экономики теоретически и практически необоснованно. В современном мире примером реализации принципа тоухида в рамках исламской государственности является Иран. В формировании самого понятия "исламская экономика" ведущая роль принадлежит исламским лидерам, а эволюция их взглядов оказывает несомненное влияние на характер взаимоотношений Ирана с мировым сообществом.

Н.М. Мамедова подчеркнула, что исламская форма государственности сдерживает переход на общемировые методы хозяйствования. Иран признает, что в сегодняшнем мире западная цивилизация доминирует интеллектуально, морально и технологически, и Иран должен использовать ее достижения, но ясно представляя себе при этом ее недостатки, защищая от них

стр. 161


революционные ценности. Иран четко выделяет в этом процессе экономико-технологическую компоненту, которую готов использовать. Он ищет такие механизмы использования или подключения к глобализации, которые отвечали бы его национальным интересам и традициям. Перспективы установления нового мирового порядка Иран видит в создании такой правовой базы, которая учитывала бы особенности различных цивилизаций.

А.А. Ткаченко рассказал о месте исламских банков в системе международных отношений и их роли в мировой экономике. Он, в частности, отметил, что становление современной кре-дитно- финансовой системы в мусульманских странах Ближнего Востока и Северной Африки происходит в условиях доминирующего или сильного влияния исламского законодательства, регулирующего наряду с государством различные стороны хозяйственной жизни. Реальным воплощением такой регулирующей роли ислама стало возникновение и быстрое развитие сети исламских банков - кредитно-финансовых институтов, которые в своей деятельности опираются на нормы и заповеди ислама.

За 80-90-е годы ряд банков превратился в крупные финансовые институты, активы которых составляют миллиарды долларов. В основном исламские банки, действующие за пределами исламского мира, обслуживают мусульманское население - как местных жителей, так и эмигрантов. Их клиентура, которая имеет устойчивую тенденцию к быстрому росту, значительно расширилась и умножилась, в том числе за счет обслуживания немусульманской части населения, участвующей в деловых партнерских связях со странами Ближнего и Среднего Востока, Южной и Юго-Восточной Азии.

Международная деятельность исламских банков в 90-е годы ознаменовалась выходом на финансовые рынки России. Их участие в финансировании социальных программ в РФ, в том числе в регионах с мусульманским населением, в особенности в сфере малого и среднего бизнеса, представляется перспективным и полезным.

Ю.Н. Тарилов осветил перспективы экономических связей российских предприятий со странами Ближнего и Среднего Востока. Он, в частности, сообщил, что в российские торговые представительства в арабских странах регулярно приходят коммерческие запросы на поставку российских товаров, оборудования и технологий. Однако эти запросы в основе своей остаются нереализованными, так как существовавшая во времена СССР государственная система поставок нашей продукции через внешнеторговые объединения сломана, а новая, которая взяла бы на себя функции маркетинга и поддержки экспорта российских товаров и технологий в этот регион, а также поставок в Россию необходимых товаров и привлечения инвестиций в этот регион не сложилась. Очевидно, что в сложившихся условиях России срочно необходимо создавать новую, более эффективную систему поддержки экспорта российских товаров и вывода предприятий на зарубежный рынок в условиях обостряющейся конкуренции.

В последнее время, отметил докладчик, в Российский промышленно- инвестиционный фонд (РПИФ) обращается большое число российских промышленных и инновационных предприятий из многих регионов с просьбой оказать им практическое содействие в выводе их продукции и услуг на внешние рынки и привлечении дополнительных инвестиций. В этих условиях РПИФ активно изучает практические возможности открытия своего представительства в регионе Персидского залива и создания на его основе Центра делового сотрудничества. В основу создания подобной структуры может быть положен принцип некоммерческого партнерства и объединения ресурсов и активов участвующих компаний, предприятий и регионов (административных, организационных, интеллектуальных, товарных, финансовых, информационных и др.). При этом РПИФ исходит из необходимости совместных действий российских государственных, промышленных, торговых и банковских структур. Подобный центр мог бы развивать свою деятельность по следующим направлениям: экспортно-импортные операции, продвижение российских технологий, кредитно- инвестиционное сотрудничество.

Важное место в работе конференции заняло обсуждение места исламского фактора на постсоветском пространстве. И.Д. Звягельская (Центр стратегич. и политич. исслед. ИВ РАН) проанализировала действие исламского фактора в межтаджикском конфликте. Она, в частности, отметила, что Таджикистан стал первым государством в Центральной Азии, где исламисты бросили вызов режиму, способствовали началу гражданской войны.

События в Таджикистане показали, каким образом и почему ислам можно превратить в орудие политической борьбы. Они продемонстрировали быстроту, с которой происходит радикализация исламизма и его переход к вооруженному насилию. В то же время стало очевид-

стр. 162


ным, что адепты исламизма вовсе не однородны. Среди них имеются умеренные элементы, прагматично настроенные лидеры, которые не отказываясь от своих идей, тем не менее могут быть партнерами на переговорах и внести позитивный вклад в решение стоящих перед нацией проблем. Ярким примером в этом отношении являлась деятельность Комиссии по национальному примирению, предоставлявшая важный канал для постоянного диалога и взаимодействия правительства и оппозиции.

В то же время Таджикистан является примером того, как постсоветское общество отвергает установки исламизма, особенно на этапе стабилизации. Исламистам проще обеспечить военную мобилизацию своих сторонников на этапе раскручивания конфликта, чем оперировать на широком политическом поле, где нужно предлагать программу политических и экономических действий. Не случайно на парламентских выборах Исламская партия возрождения Таджикистана оказалась неспособной завоевать широкую поддержку избирателей.

А.Ю. Умнов (ИМЭМО РАН) охарактеризовал взаимоотношения России и движения "Талибан". Он подчеркнул, что талибы - единственные в мире, кто признал независимость Чечни. Однако камень преткновения в отношениях талибов с Россией заключается не в этой проблеме, во многом порожденной противоречиями в политике самой Москвы на Кавказе и в Афганистане. Дело в том, что сегодня в отличие от советского времени гораздо более важное значение для России имеют таджикский вопрос и возможность сохранить единство Таджикистана. При этом одним из основных рычагов проведения в жизнь этой политики является поддержка Таджикистаном афганских таджиков, на которых опирается правительство Раббани, контролирующее в настоящее время лишь 10 % территории Афганистана. Остальные 90 % находятся в руках талибов, активно и весьма успешно использующих ислам как политическое оружие.

В. И. Матяш (Дип. акад.) рассказал об активизации радикального ислама на постсоветском пространстве. Так, самые разнообразные силы, в том числе и исламские, воспользовались с этой целью чеченским конфликтом. Участие на стороне чеченских бандформирований афганских моджахедов, граждан Пакистана, Турции, Ирана, Иордании и других арабских стран, истерия экстремистов в некоторых исламских странах со всей очевидностью свидетельствуют: неспособность России быстро и решительно искоренить преступный режим в Чечне привела к использованию его некоторыми известными мусульманскими странами в своих интересах -вовлечения Кавказа в орбиту исламской политики и ущемления национальных интересов России. В Чечне в середине 90-х годов на карту были поставлены двухсотлетняя политика России на своем Юге, ее присутствие на Черном море, военно-стратегический баланс в восточном Средиземноморье, будущее восточнохристианского мира, всех, кто тяготеет к России на Кавказе, а также судьба Крыма.

В. И. Гусаров (Ин-т Африки) в сообщении "Исламский фактор в российско-арабских отношениях" остановился главным образом на анализе формирования и становления новой социальной категории - "арабских афганцев". Это арабские "солдаты удачи" - наемники, воюющие за деньги и не нашедшие себе мирного применения. С момента их появления в Афганистане, а затем в Чечне исламский фактор начал играть все более негативную роль в советско-арабских, а затем в российско-арабских отношениях. Финансирование преступной деятельности "арабских афганцев" осуществляет преимущественно Саудовская Аравия.

Р.Г. Ланда (ИВ РАН) рассказал об исторических аспектах взаимодействия культур России и ислама. Он отметил, в частности, что тяжелый опыт истории дореволюционной России, СССР и особенно постсоветской России доказал, что тоталитарный централизм, основанный на средневековых традициях и действующий вопреки национальным интересам и правам народов, оказался не состоятельным. Но то же самое относится к разрыву и разрушению жизненно важных связей между русскими и народами, исповедующими ислам. Эти связи не только базируются на общей географии, истории, экономике и политике, но и пустили глубокие корни в тысячелетнем контакте цивилизаций, закрепленном длительным взаимодействием, взаимовлиянием и взаимопониманием в процессе долгой совместной жизни.

Ряд выступлений был посвящен роли ислама в общественно- политической жизни различных мусульманских стран. Джамаль Ахмад аш-Шихаб (Кувейт) выступил с сообщением "Реформаторские основы в конституции Кувейта и их влияние на международные отношения". Н.И. Степанова (МГИМО МИД РФ) рассказала об эволюции общественно-политической жизни Судана и возрастании воздействия на нее исламского фактора. Тема выступления А.В. Притворова (Ин-т Африки) - "Исламский фактор в Южной Африке".

стр. 163


О международных связях российских мусульман рассказал М.Ф. Муртазин (Духовное управление мусульман Европейской части России). Весьма важным в его выступлении был раздел о проникновении в Россию после 1991 г. большого числа исламских проповедников и миссионеров, которые, говоря о необходимости возрождения ислама среди россиян, преследовали прежде всего цель - вовлечь мусульман в сферу своего идеологического и политического влияния. При этом особый упор делался именно на разворачивании вооруженной борьбы против "неверных". Сегодня уже ни для кого не секрет, что ситуация, сложившаяся в Таджикистане, Чечне, Дагестане была в значительной степени спровоцирована идеологической "обработкой" молодой, политически активной части мусульманского населения, что сопровождалось оснащением их различными видами вооружения. Лидеры мусульманского духовенства, выступавшие против "милитаризации" исламского движения, стали жертвами насилия. Убийство муфтиев Таджикистана и Дагестана, неоднократные покушения на муфтия Чечни являются тому подтверждением.

В своем выступлении директор московского бюро арабской газеты "Аль- Хайят" Джаляль аль-Машту заявил о существовании исламофобии в России и о том, что "Россию сталкивают с исламом". Тем не менее именно засылка исламских эмиссаров с неблаговидными целями в разные регионы России и использование зеленого знамени ислама сепаратистскими бандформированиями в Чечне вызывают вполне понятную реакцию отторжения и неприятия таких действий российской общественностью и населением. Но такая естественная и объяснимая реакция совсем не направлена против собственно исламской религии.


© biblio.kz

Постоянный адрес данной публикации:

https://biblio.kz/m/articles/view/ИСЛАМ-И-СОВРЕМЕННЫЕ-МЕЖДУНАРОДНЫЕ-ОТНОШЕНИЯ

Похожие публикации: LКазахстан LWorld Y G


Публикатор:

Қазақстан ЖелідеКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://biblio.kz/Libmonster

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

В. И. ГУСАРОВ, ИСЛАМ И СОВРЕМЕННЫЕ МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ // Астана: Цифровая библиотека Казахстана (BIBLIO.KZ). Дата обновления: 08.02.2022. URL: https://biblio.kz/m/articles/view/ИСЛАМ-И-СОВРЕМЕННЫЕ-МЕЖДУНАРОДНЫЕ-ОТНОШЕНИЯ (дата обращения: 23.12.2024).

Автор(ы) публикации - В. И. ГУСАРОВ:

В. И. ГУСАРОВ → другие работы, поиск: Либмонстр - КазахстанЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Қазақстан Желіде
Астана, Казахстан
1043 просмотров рейтинг
08.02.2022 (1048 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
визит Президента в Смарт-центр
Каталог: Педагогика 
11 часов(а) назад · от кто-то
ПЕРСПЕКТИВЫ ЛЕВАНТА В СВЕТЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕРЕХОДА ОТ СРЕДНЕГО К ВЕРХНЕМУ ПАЛЕОЛИТУ
Каталог: История 
Вчера · от Urhan Karimov
DAVID LAZAREVICH BRODYANSKY - 75 YEARS OLD
Каталог: Вопросы науки 
2 дней(я) назад · от Urhan Karimov
КАСАР-КУРУГ: ЗАПАДНАЯ СТАВКА УЙГУРСКИХ КАГАНОВ И ПРОБЛЕМА ИДЕНТИФИКАЦИИ ПОР-БАЖЫНА
2 дней(я) назад · от Urhan Karimov
К ВОПРОСУ О "ВОСТОЧНОМ" НАПРАВЛЕНИИ КУЛЬТУРНЫХ СВЯЗЕЙ НАСЕЛЕНИЯ СЕВЕРА СРЕДНЕГО ПОВОЛЖЬЯ В ЭПОХУ БРОНЗЫ
Каталог: История 
2 дней(я) назад · от Urhan Karimov
EXPERIENCE IN STUDYING WOODEN BURIAL STRUCTURES DURING EXCAVATIONS OF ARCHAEOLOGICAL SITES
Каталог: История 
2 дней(я) назад · от Urhan Karimov
ПОГРЕБАЛЬНО-КУЛЬТОВЫЙ КОМПЛЕКС АЛАКУЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ВОСТОЧНОМ ОРЕНБУРЖЬЕ
2 дней(я) назад · от Urhan Karimov
ANTHROPOLOGICAL CHARACTERISTICS OF THE POPULATION OF THE SOUTHERN TAIGA IRTYSH REGION (based on the materials of the burial grounds of the Ust-Ishim archaeological culture at the turn of the first and second millennium AD)
4 дней(я) назад · от Urhan Karimov
СЕРЕБРЯНОЕ БЛЮДО СО СЦЕНАМИ БОРЬБЫ ИЗ НИЖНЕГО ПРИОБЬЯ
4 дней(я) назад · от Urhan Karimov
КИНЖАЛЫ ФОФОНОВСКОГО МОГИЛЬНИКА ИЗ КОЛЛЕКЦИИ МУЗЕЯ БУРЯТСКОГО НАУЧНОГО ЦЕНТРА СО РАН: ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ТРАСОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Каталог: История 
4 дней(я) назад · от Urhan Karimov

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

BIBLIO.KZ - Цифровая библиотека Казахстана

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры Библиотеки

ИСЛАМ И СОВРЕМЕННЫЕ МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
 

Контакты редакции
Чат авторов: KZ LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Цифровая библиотека Казахстана © Все права защищены
2017-2024, BIBLIO.KZ - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие Казахстана


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android